Grumman OV-1 Mohawk
Страна: США
Год: 1959


Двухместный разведывательно-наблюдательный самолет
Описание
Фотографии
Grumman OV-1 Mohawk (G-134)

  В середине 1950-х годов Армия и КМП США сформулировали свои технические требования к разведывательно-наблюдательному самолету. Требования их оказались близкими: способность нести разнообразное разведывательное оборудование, возможность эксплуатации с полевых площадок, короткие разбег и пробег. Это позволило объединить требования в одно техническое задание, а в 1957 году координатором программы создания самолета для Армии и КМП стали ВМС США. Для испытаний заказали девять самолетов G-134. Эти машины получили военное обозначение YAO-1, вскоре измененное на YAO-1A. Первый полет YOV-1A выполнил 14 апреля 1959 года.
  Первые результаты испытаний не оставляли сомнений в удачной конструкции новой машины, однако еще до первого полета прототипа КМП отказался от участия в программе - ни одного OF-1 для морской пехоты так и не построили. Однако программу летных испытаний ускорили, а в конце 1959 года Армия США заключила контракт на серийное производство OV-1A и OV-1B Mohawk. Первый турбовинтовой самолет Армии США OV-1 отличался сравнительно небольшой скоростью, но очень хорошей маневренностью, бронированием кабины (алюминиевая броня толщиной 64 мм), пуленепробиваемым лобовым остеклением и другими мерами пассивной защиты. Конструкция OV-1 вполне традиционна, хотя внешний облик самолета уникален. Два турбовинтовых двигателя установлены в гондолах над крылом, хвостовое оперение выполнено трехкилевым. Просторная кабина с остеклением большой площади обеспечивает членам экипажа великолепный обзор. Необычности облику самолета в варианте OV-1B добавляет стеклопластиковый контейнер длиной 5,49 м с РЛС бокового обзора, установленный на пилоне под фюзеляжем со смещением к правому борту.
  Штатно полагалось в каждой дивизии Армии США иметь по четыре Mohawk. Хотя самолет мог нести вооружение, Министерство обороны США с 1965 года предписало Армии США сделать все свои самолеты "безоружными" во избежание конфликтной ситуации с ВВС США, на которые возлагалась авиационная поддержка наземных войск. Тем не менее во Вьетнаме использовался вариант JOV-1 с четырьмя подкрыльевыми узлами для подвески вооружения грузоподъемностью по 227 кг. JOV-1 применялся как вооруженный разведчик.
  Базовым вариантом Mohawk стал OV-1A, с апреля 1959 года по декабрь 1970 года компания "Grumman" построила 380 таких машин, 64 из которых оснастили оборудованием для дневной и ночной визуальной разведки и фоторазведки. Данные самолеты имели дублированные органы управления. OV-1B с крылом увеличенного с 12,80 м до 14,63 м размаха, РЛС бокового обзора и встроенными фотокамерами построили в количестве 101 экземпляра: двойного управления они не имели. Следующим серийным вариантом стал OV-1C, близкий к варианту OV-1A позднего выпуска, но с ИК-системой AAS-24; построено 165 самолетов. Последним серийным вариантом является OV-1D (построен 41 самолет, включая четыре YOV-1D для испытаний), на котором предусматривалось размещение сменного целевого оборудования: РЛС бокового обзора, ИК-систем, фотоаппаратов и др. Помимо вновь построенных в вариант OV-1D доработали 80 машин OV-1B и OV-1C. OV-1C и OV-1D в количестве 31 экземпляра, доработанные в самолет радиотехнической разведки, получили обозначение RV-1C и RV-1D. Последний Mohawk снят с вооружения Армии США в 1997 году. Примерно в это же время снял с вооружения такие же самолеты и Израиль. В 21 веке Mohawk эксплуатируются лишь Вооруженными силами Аргентины (10 самолетов).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman OV-1D Mohawk

  Тип: двухместный разведывательно-наблюдательный самолет
  Силовая установка: два ТВД Lycoming T53-L-701 мощностью по 1400 л. с. (1044 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м с РЛС бокового обзора - 465 км/ч, без РЛС на той же высоте - 491 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 333 км/ч; скороподъемность 1103 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность полета с РЛС бокового обзора 1519 км
  Масса: пустого 5468 кг; максимальная взлетная с РЛС бокового обзора 8214 кг
  Размеры: размах крыла 14,63 м; длина 12,50 м; высота 3,86 м; площадь крыла 33,44 м2
  Вооружение: массой до 1225 кг на двух подкрыльевых пилонах, обычно контейнеры с пулеметами, бомбы, блоки НАР калибра 70 мм
Под крылом самолета 64-14246 подвешен окрашенный в черный цвет контейнер системы AN/ALQ-133; отсутствие РЛС бокового обзора дает основание предположить, что изображен RV-1D.K моменту снятия в 1996 году RV-1D с вооружения миниатюризация электроники сделала возможным размещение аппаратуры радио- и радиотехнической разведки на самолете Beech RC-12K/N/P Guardrail.
Эти OV-1D с бортовыми номерами 4X-JRA и 4X-JRB арендовались ВВС Израиля. В 1977-1978 годах после закупки Израилем самолетов ДРЛОиУ E-2C Hawkeye их вернули Армии США.
Первый OV-1B Mohawk (59-2621) сфотографирован в полете с открытыми воздушными тормозами, а под крылом подвешены дополнительные топливные баки.
Первым вариантом Mohawk с РЛС бокового обзора стал AO-1B (позже OV-1B); построен 101 самолет. Для компенсации массы и лобового сопротивления контейнера с РЛС размах крыла AO-1B увеличили до 14,6 м, в то время как размах крыла AO-1A составлял 12,8 м. Эта фотография третьего AO-1B, 59-2623, сделана вскоре после завершения постройки самолета. В районе стыка крыла и фюзеляжа установлены контейнеры с ИК-ловушками.
"Мохаук" OV-1 SLAR на вираже с выпущенными щитками
"Мохаук" OV-1D SLAR с авиабазы "Фэйфорд" (Великобритания), 1985г.
На закате карьеры самолеты OV-1D Армии США получили однотонную серую окраску. В 2001 году Аргентина осталась единственным эксплуатантом самолетов данного типа - девять OV-1D использовались до 2009 года.
"Мохаук" в полете с ПТБ и контейнерами разведоборудования
OV-1C из драйденского летно-исследовательного центра NASA, 1983г.
OV-1DB армейской авиации США, начало 1960-х годов
Один из 37 построенных OV-1D, 69-16998, сфотографирован вскоре после поставки заказчику. В конце 1980-х годов самолеты предполагалось модернизировать по программе MSIP (Multi-Stage Improvement Program), направленной на повышение эффективности бортовых систем самолета. Было выделено финансирование на доработку двух машин в прототипы OV-1D(E), один из них даже поднялся в воздух, но от программы отказались в связи с окончанием холодной войны.
"Нарядный" OV-1B на одном из современных американских авиашоу
Специалисты по вооружению готовят 127-мм НАР к подвеске на OV-1C, Вьетнам. На самолете имеются дополнительные подкрыльевые пилоны, на снимке - JOV-1A.
"Мохауки" из 73-й разведывательной авиароты на южновьетнамской авиабазе "Вунг Тау", 1966 год. На снимках хорошо видны существенные различия в окрасках этих машин. Верхняя покрыта блестящей эмалью и несет много ярких значков и служебных надписей. Нижняя с целью снижения заметности окрашена матовой краской со слабоконтрастными надписями, номерами и эмблемами
Из Германии и США на ТВД были переброшены состоявшие на вооружении армейской авиации США самолеты визуальной и радиотехнической разведки OV-1D и RV-1D.
OV-1 состоял на вооружении строевых частей Армии США более 30 лет. На снимке - OV-1D c демонтированной РЛС бокового обзора.
В 1990-е годы парк Mohawk существенно сократился, высвободившиеся самолеты выставили на продажу. OV-70D, лишенные контейнеров с РЛС бокового обзора, сфотографированы в ожидании отправки в Аргентину. В ФРГ и Франции проводились оценочные испытания OV-1B и OV-1C, но ни одна из этих стран не закупила Mohawk. Израиль в 1970-е годы получил в лизинг два OV-1D. В 1980-е годы интерес к самолету проявляли Пакистан и Филиппины, но до поставок дело не дошло.
Этот пестро окрашенный OV-1 использовался в качестве "летающего стенда" для испытаний турбореактивных двигателей
Давно списанный "Мохаук" на "последней стоянке" в авиамузее. Можно заметить, как со временем выгорает и меняет цвет под жарким южным солнцем американская зелено-оливковая камуфляжная краска
"Законсервированный" OV-1 на базе хранения авиатехники "Дэвис Монтан", 1994г.
Раскапотированный двигатель
Отсек сменного оборудования
Отсек электрооборудования
До 1962 года прототипы Mohawk обозначались YAO-1A. На фотографии первый прототип, 57-6463, оклеенный пучками нитей для визуализации обтекающего самолет воздушного потока.
"Мохаук" - "шепчущая смерть" - как и положено индейцу (благодаря турбовинтовым двигателям), "умел" нападать внезапно и нес довольно мощное вооружение, благодаря чему был почти идеальной противопартизанской машиной.
OV-1D из 601-й разведывательной эскадрильи аргентинских ВВС
OV-1C (нa переднем плане) в полете с OV-1B. Первый оснащен не очень чувствительной ИК-системой AN/UAS-4 Red Haze, требовавший пролета на малом расстоянии от цели.
На переднем плане - ранний OV-1C, далее - два OV-1B. Установленная на OV-1C тепловизионная аппаратура позволяла вести разведку ночью и в плохую погоду.
Испытания системы воздушной передачи топлива для "Мохаука"
PRESTWICK MILITARY - First appearance at Prestwick were made by a Grumman OV-1 Mohawk 29/7/64. It bore 1960 serial, 60-3737 one of a batch commencing 60-3728
Grumman OV-1B Mohawk with SLAR radar in container under fuselage
OV-1B Mohawk готовится к взлету с авиабазы Фу Кэт. 18.11.1970г.
Reader A M Chappell, of Steeple Morden, Herts, provides this photograph, taken by F Zukas in Florida, of a Grumman OV-1 Mohawk that made a forced landing "while chasing drug smugglers” and is now displayed in a local collection at St Petersburgh Beach, Florida.
"Мохаук", оснащенный в экспериментальном порядке двумя дополнительными ТРД J-47
Личный состав 225-й авиароты на базе в Южном Вьетнаме, 1971г. На снимке видны написанные от руки имена некоторых летчиков
OV-1 - сравнительно простой самолет, строившийся по традиционным для авиастроения технологиям. В верхней средней части фюзеляжа полумонококовой конструкции размещен единственный топливный бак, хотя запас топлива можно было увеличить за счет установки подкрыльевых баков. Воздушные тормоза с гидроприводами установлены по бортам хвостовой части фюзеляжа. Усиленное шасси оптимизировано для эксплуатации с грунтовых полевых аэродромов. Отличную маневренность самолету обеспечили крыло малого относительного удлинения и трехкилевое оперение. Большая часть БРЭО размещена в хвостовой части фюзеляжа.
Для оценки использования самолета Mohawk по решению задачи вооруженной разведки и обеспечения непосредственной авиаподдержки два OV-1A модернизировали в JOV-1A, установив дополнительные подкрыльевые пилоны (рассчитаны на нагрузку по 227 кг). В кабине установлены прицел и органы управления вооружением, смонтирована бронезащита. Ассортимент подвесного вооружения включал контейнеры с 12,7-мм пулеметами, 70- и 127-мм НАР FFAR, 127-мм НАР HVAR, бомбы калибра 114,227 и 454 кг, зажигательные бомбы и УР "воздух-воздух" Sidewinder.
Стойки шасси OV-1, вид спереди
Кабина экипажа. Хорошо видны служебные надписи и эмблемы на борту
Аварийная посадка "Мохаука" во Вьетнаме. Самолет на пробеге "слетел" с полосы
Программа создания OF-1 для морской пехоты не продвинулась дальше постройки макета, который отличался Т-образным хвостовым оперением, предусмотренным в исходном проекте самолета. Т-образное оперение изменили на трехкилевое еще до постройки прототипа - оно обеспечивало лучшую путевую устойчивость.
So true to scale are this mock-up that the casual observer might be forgiven in mistaking it for the real thing, but in fact this is only model. Grumman AO-1 Mohawk, a twin turboprop observation aircraft for the United States Army. It is the Grumman Company's first aircraft for the Army, and the first turboprop-powered, fixed-wing machine to enter Army service. Pantobase operations will be able to be carried out with the aid of skis, which enable the Mohawk to land and take-off from unprepared fields, snow and water. It will also be produced for the Marine Corps, under the designation OF-1.
Деревянный полноразмерный макет G-134 с первоначальным Т-образным вариантом хвостового оперения и "комбинированным" колесно-лыжным шасси, не применявшимся на серийных машинах
A model of the Grumman AO-1 Mohawk, with two Lycoming T53 engines. In Naval service it will be designated OF-1.
OV-1D Mohawk. Этот 66-18905 был построен для Армии США как вариант OV-1C и вошел в число 17 самолетов OV-1B и 63 OV-10C, модернизированных в OV-10D в дополнение к 37 машинам, вновь построенным. В конце 1980-х годов самолет базировался в Штутгарте, ФРГ, и состоял на вооружении 73-й роты военной разведки 2-го батальона военной разведки Армии США в Европе.
OV-1D Mohawk
Технологическое членение "Мохаука"
Схема бронезащиты кабины экипажа из американского руководства по эксплуатации. Голубым цветом показаны бронестекла, а зеленым - дюралевая броня. Видно, что от огня с боков экипаж "Мохаука" ничем не защищен