Мировая Авиация 146
-
В 1956 году САК ВВС США достигло своего пика - его авиапарк насчитывал тогда 3218 самолетов (247 B/RB-36, 97 B-52 (на снимке), 254 RB-47, 1306 B-47, 16 RB-57, 51 C-124, 750 KC-97, 74 KB-29, 366 F-84, 57 RF-84F/K). Такой численности САК не достигало больше никогда.
EP-3E Aries II. После успешного переоборудования трех P-3A в EP-3B Bat Rack (на снимке) модернизацию в вариант EP-3 прошли еще 10 самолетов, заменивших самолеты радио- и радиотехнической разведки EC-121. В 1990-е годы парк EP-3 заменили 12 P-3C с малым налетом, доработанные в EP-3E Aries II, в 2010 году эти самолеты состояли на вооружении 1-й и 2-й разведывательных эскадрилий (VQ).
F-8E Crusader. Этот F-8E принадлежал 235-й всепогодной истребительной эскадрилье авиации КМП США (VMF(AW)-235). Самолет изображен таким, каким он был во время боев за Кхе Сань в 1968 году. Нос фюзеляжа ("Bozo Nose"), подфюзеляжные кили и вертикальное оперение украшает символика эскадрильи - белые звезды на красном поле.
124-я истребительная (тренировочная) эскадрилья дислоцировалась на Восточном побережье США на авиабазе Мирамар. На базе эскадрильи прошло подготовку множество летчиков F-8, принимавших участие в войне во Вьетнаме. Эскадрилья одной из первых получила всепогодные F8U-2NE.
Четверка F-8E из VMF(AW)-312 в полете над горами Сан-Бернадино, недалеко от места дислокации эскадрильи - авиабазы Эль-Торо, штат Калифорния. Возможности F-8E КМП США в части поражения наземных целей оказались очень востребованными во Вьетнаме. Эскадрилья "Checkerboards" получила первые F8U-1 в 1959 году, а в 1965 году была отправлена в Дананг на F-8E.
32-я истребительная эскадрилья первой в ВМС США получила F8U-1 в марте 1957 года. Crusader по своим летным данным и боевой эффективности значительно превосходил McDonnell F3H Demon (на снимке) и Douglas F4D Skyray. Эскадрилья "Swordsmen" в 1965 году сменила Crusader на F-4B.
RF-8 Crusader обеспечивал командование критически важной информацией в течение 20 лет. В 1960-е годы звенья фоторазведчиков из эскадрильи VFP-62 базировались на авианосцах Атлантического флота, они сыграли заметную роль во время Кубинского кризиса 1962 года. В 1965 го ду эскадрилью перевооружили с RF-8A (на снимке) на RF-8G.
P3975 - Hurricane Mk I из польской 303-й эскадрильи, на нем Йозеф Франтишек летал в сентябре 1940 года и одержал 2 сентября 1940 года свою первую официальную победу (сбил Bf109E).
Hurricane P4175, "RF-R", - последний самолет Йозефа Франтишека. Сам ас с товарищами осматривает повреждения истребителя, полученные в недавнем боевом вылете. На этом самолете Франтишек одержал семь побед в воздушных боях.
Большая часть поверхности L-29 в ВВС СССР не окрашивалась, в красный цвет красили законцовки крыла и низ носовой части фюзеляжа, красная полоса наносилась на заднюю часть фюзеляжа, перед фонарем кабины на фюзеляж накрашивалась антибликовая полоса черного цвета. Двузначные номера наносили на борта фюзеляжа в районе кабины.
ВВС ЧССР получили с 1963 года не менее 400 L-29. В новом тысячелетии Delfin продолжали эксплуатировать ВВС Чехии и Словакии. Карьера самолета в ВВС ЧССР (на снимке) длилась 40 лет.
Максимальная скорость L-29 с внешними подвесками ограничена М=0,7, без внешних подвесок - М=0,75. Ограничение по максимальной эксплуатационной перегрузке +8g.
Спонсируемая южноафриканским горнодобывающим и химическим концерном пилотажная группа "Sasol Tigers" выступает на трех L-29.
Египет вошел в число крупнейших импортеров L-29, закупив порядка 120 самолетов. Египетские L-29 принимали участие в войне 1 973 года с Израилем. После войны египетские летчики обучались на L-29 азам применения бомб и неуправляемых ракет.
К ноябрю 2008 года L-29 Biojet I налетал над США на био-дизельном топливе 2900 км.
В 1961 году L-29 вместе с Як-30 и польским T-11 Iskra принял участие в конкурсе на УТС для ВВС стран Варшавского договора. На снимке: предсерийный L-29.
Большинство L-29 поступили в ВВС СССР и ДОСААФ.
L-29 ВВС Нигерии принимали участие в конфликте с Биафрой, обычно на самолетах летали наемники из Великобритании, Родезии и ЮАР. Нигерийские летчики в боевых вылетах занимали место курсанта.
Кабина L-29 скомпонована так, чтобы летчику было проще в последующем адаптироваться к кабинам истребителей МиГ. Курсант и инструктор размещаются на катапультных креслах Aero KK-1. В контуре системы управления гидроусилители отсутствуют, проводка системы управления - механическая.
"Lockheed" разрабатывала P-3 в варианте ДРЛОиУ для поставок на экспорт. На P-3 была установлена РЛС APS-125 от самолета E-2 Hawkeye. Аэродинамический прототип с обтекателем антенны РЛС APA-171 выполнил первый полет 14 июня 1984 года, позже на него установили все штатное оборудование. Этот прототип стал первым P-3 ДРЛОиУ, переданным Таможенной службе США, позже таможня получила еще три машины. На снимке - N148CS.
На вооружении 47-й патрульной эскадрильи "Golden Swordsmen" состоят в основном P-3C Update III. Эскадрилья известна в сообществе Orion как "Best of West", это одна из восьми эскадрилий патрульных и разведывательных сил Тихого океана (PATRECONWINGPAC). Семь из девяти эскадрилий патрульных и разведывательных сил Атлантического океана вооружены P-3.
P-3C (№ 161329) из 65-й патрульной эскадрильи в полете над Тихим океаном, 1997 год. Первый P-3 прошел модернизацию с целью продления ресурса (Fatigue Life Expended - FLE) в 2002 году, первый P-3 строевого подразделения ВМС - в 2004 году. Преемник P-3 - патрульный самолет P-8 Poseidon (ранее известный как MMA) - выполнил первый полет в апреле 2009 года, принятие его на вооружение запланировано на 2013 год. Программа MMA рассматривала несколько альтернатив, включая возобновление производства P-3 в варианте с новыми двигателями. В июне 2004 года победителем конкурса был объявлен самолет на базе планера Boeing 737-800.
P-3C. Самый массовый вариант ВМС США, поставлено 266 самолетов. При тех же ТВД T56-A-14, как у P-3B, на P-3C почти полностью обновили БРЭО, включая РЛС. Самолет неоднократно модернизировался.
P-3B. ВМС США получили 125 самолетов P-3B с ТВД Allison T56-A-14, в остальном они практически не отличались от P-3A поздней постройки. В 1965 году P-3B доработали в носители УР AGM-12 Bullpup. Эксплуатация P-3B началась в 1966 году, последние самолеты сняли с вооружения частей первой линии в 1979 году.
UP-3A/VP-3A/UP-3B. Обозначения UP-3A (на снимке), VP-3A и UP-3B получили Orion, доработанные для VIP-перевозок, транспортировки людей и грузов (все противолодочное оборудование было демонтировано).
P-3A. ВМС США получили 157 серийных P-3A, первый из них поступил на вооружение в 1962 году. 8-ю и 44-ю патрульные эскадрильи первыми из 20 подразделений перевооружили с P-2 Neptune на P-3A. Последний P-3A сняли с вооружения строевой части в 1978 году, хотя в резервных эскадрильях они продержались до 1990 года. В 2001 году несколько переоборудованных P-3A использовались для выполнения второстепенных задач.
Один из шести P-3B новозеландских ВВС сфотографирован на авиашоу, лопасти винта правого внутреннего двигателя зафлюгированы. Хорошо виден отсек вооружения. Новая Зеландия в 1966 году закупила пять P-3B, позже к ним добавился самолет, ранее принадлежавший австралийским ВВС. Все самолеты прошли в 1980-х годах среднюю модернизацию до уровня P-3K.
На снимке - окрашенный по малозаметной схеме P-3C из 10-й эскадрильи австралийских ВВС (такую окраску получили все австралийские P-3C). Австралия в числе первых закупила Orion, первый из 10 заказанных P-3B поставлен в 1968 году - через два года после начала выполнения первого экспортного контракта для Новой Зеландии, которая закупила пять P-3B.
Orion ВМС США регулярно принимают участие в совместных учениях с P-3 других стран. На снимке - самолеты из 47-й патрульной эскадрильи и P-3 Военно-морских сил самообороны Японии на учениях "Rimpac 2000".
С 1973 года по сентябрь 1993 года несколько Orion летали в оранжево-белой окраске 8-й эскадрильи океанографических исследований (VXN-8). Самолеты получили обозначение RP-3 (позже NP-3D) и использовались для проведения океанографических и геомагнитных исследований, фактически эти исследования выполнялись в интересах вооруженных сил, в первую очередь - противолодочной обороны. После преобразования VXN-8 в 1-ю опытовую эскадрилью VXS-1 два самолета Orion подразделения использовались для магнитных и гидроакустических исследований, а также для отработки аппаратуры РЭБ, РЛС и замеров гравитационного поля Земли.
NP-3A. Прототип YP3V-1 (№148276) использовался как летающая лаборатория. По завершении летных испытаний самолет P3V в 1967 году передали НАСА для использования в качестве летающей лаборатории для испытания различной аппаратуры. Как NP-3A (№ N927NA/NASA 927, позже - № N428NA/NASA 428) этот самолет эксплуатировался до середины 1990-х годов, затем его передали в Музей военно-морской авиации в Пенсаколе.
WP-3D. "Охота за ураганами" - важнейшая работа, выполняемая двумя WP-3D из Национального управления океанических и атмосферных исследований. Самолеты переоборудованы из P-3C, в 2010 году они дислоцировались на авиабазе ВВС США Мак-Дилл, штат Флорида.
NP-3D. Под обозначением NP-3D (здесь "N" обозначает "постоянный самолет для специальных испытаний") использовались несколько доработанных P-3A и P-3B, включая пять машин отделения вооружения Центра боевого применения морской авиации, две из них получили телеметрическую аппаратуру для отслеживания ракетных испытаний на Тихоокеанском полигоне. Авиационное отделение Центра боевого применения морской авиации также эксплуатирует NP-3D, в том числе и самолет, приписанный к школе летчиков-испытателей ВМС США.
RP-3D использовался Военно-морской исследовательской лабораторией для геофизических исследований, позже он тоже получил обозначение NP-3D.
Двенадцать устаревших P-3A в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. Два самолета передали в "Hawkins and Powers" (Грейбулл, штат Вайоминг), один - "Black Hills Aviation" в Аламогордо, штат Нью-Мексико; позже эти три самолета вернули Лесной службе, в противопожарный вариант их не переделали. В 2010 году "Aero Union" эксплуатировала семь P-3A/RADS II (также известны как Aerostar) наряду с модернизированными Neptune и C-54. На Orion, выполняющих работы в интересах Лесной службы, нанесены большие двухзначные номера Лесной службы: 00,20,21,22,23,25 и 27. Хотя парк RADS базируется в Чико, самолеты во время сезона пожаров работают с различных аэродромов. Борт "24" разбился 6 октября 1991 года. На снимке - "Tanker 22" сбрасывает противопожарную смесь "Phos-Cnek". Aerostar используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя идеальным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.
P-3C (№ 159511) изображен в окраске 19-й патрульной эскадрильи (VP-19); 19-я эскадрилья до своего расформирования в 1991 году дислоцировалась в Моффет-Филд, штат Калифорния.
P-3C Orion
Самолеты Phantom первыми в британских ВВС встречали на дальних подступах советские Ту-95 и Ту-142. На снимке - FG.Mk 1 из 43-й эскадрильи сопровождает дальний морской разведчик Ту-95РЦ, отслеживающий учения НАТО. Советские самолеты, выполнявшие рейды к берегам Запада, в британских ВВС окрестили "Зомби".
С мая 1995 года началось перевооружение 2-й истребительной эскадрильи на F-14D. Изображен самолет с типовым вариантом вооружения в варианте перехватчика - четыре УР Phoenix под фюзеляжем, по две УР Sparrow и Sidewinder под НЧК каждой консоли крыла.
F-14D легко отличить от других модификаций по подфюзеляжному контейнеру GE/Martin-Marietta с ТВ- и ИК-системами. На снимке - первый серийный F-14D(№ 163412).
F-14C - проект улучшенного F-14B с прежними двигателями, но более совершенными БРЭО и СУВ.
Пара F-14D из 101-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с авианосца "Джон Ф.Кеннеди" на учениях, 1998 год. Хорошо видны измененные сопла двигателей F110.
Под воздухозаборниками двигателей этого F-14A подвешены топливные баки.
NF-14D. Второй и четвертый прототипы F-14D (№161867, на снимке, и № 161623) и ранние F-14D (№163415/16) были задействованы в различных программах летных испытаний как NF-14D. Испытания проводились в Центрах боевого применения авиации ВМС (PMTC и NATC) и в 4-й опытовой эскадрилье (№ 163415 и № 163416). Префикс "N" обозначал невозможность возвращения самолетов в строевые части.
Grumman F-14A Tomcat
F-14D Tomcat
E-2C из 126-й эскадрильи ДРЛОиУ (VAW-126) в конце 1980-х годов базировался на авианосце "Констеллейшн". Разные варианты E-2 внешне почти были одинаковыми, но отличия их целевого оборудования были огромными.
Сингапур получил четыре E-2C, поступивших на вооружение 111-й эскадрильи ВВС, в начале 2010 года эти самолеты заменили на G550 Eitam.
Boeing B-50 стал временной заменой B-29. Изначально он обозначался B-29D, обозначение изменили, чтобы сохранить программу после того, как было принято решение о постановке всех B-29 на хранение. На снимке - B-50D из 43-й бомбардировочной группы 15-й Воздушной армии (идентифицирован по букве "К" на вертикальном оперении).
Разработанный как дальний перехватчик, Voodoo обладал дальностью полета более 2500 км. ПВО Канады получила 66 самолетов Voodoo и эксплуатировала их до конца 1960-х годов.
Эти OV-1D с бортовыми номерами 4X-JRA и 4X-JRB арендовались ВВС Израиля. В 1977-1978 годах после закупки Израилем самолетов ДРЛОиУ E-2C Hawkeye их вернули Армии США.
OV-1 состоял на вооружении строевых частей Армии США более 30 лет. На снимке - OV-1D c демонтированной РЛС бокового обзора.
Два FT-7BZ заменили в ВВС Зимбабве в 1991 году два Chengdu FT-5. В полете сфотографированы два FT-7 и одноместный Chengdu F-7.
Из-за новой носовой части фюзеляжа и боковых воздухозаборников JL-9 сильно отличается от своего прародителя МиГ-21.
B-36 проектировался в годы Второй мировой войны как межконтинентальный бомбардировщик, способный работать над Германией или Японией с баз на территории США. В годы становления САК он стал основным дальним бомбардировщиком - носителем ядерного оружия.
EF-111A из 66-го авиакрыла РЭБ, дислоцированного на авиабазе Зембах, ФРГ; данный самолет принадлежал 42-й эскадрилье РЭБ и фактически базировался в Аппер-Хейфорд, Великобритания.
Grumman/General Dynamics EF-111A Raven
Первый серийный Gulfstream Aerospace Gulfstream V купил в июле 1997 года Вальтер Анненберг - политик, медиамагнат и миллиардер-филантроп.
Gulfstream G550, возможно, является самым лучшим реактивным самолетом бизнес-класса
D.VII ранней постройки компании "Fokker" с мотором Mercedes и выхлопными патрубками раннего типа - два коротких патрубка выступают с правой стороны капота.
D.VIIF постройки 1918 года камуфлирован по схеме "лозинг". D.VIIF появились в войсках в мае 1918 года, но нехватка моторов лимитировала наличие таких истребителей в строевых частях.
The Fokker D.VII, perhaps the most successful of all the German fighters. It mounted a 160 h.p. Mercedes
Установить место фотосъемки этого Fokker D.VII не удалось. На ноябрь 1918 года в строевых частях имелись 775 таких истребителей, ими были укомплектованы две эскадры (по четыре отряда в эскадре) и 34 отдельных отряда.
На самолет нанесена символика 36-го летного отряда III эскадры. Первой D.VII получило самое "звездное" подразделение - I эскадра под командой Манфреда фон Рихтгофена.
На этом богато раскрашенном истребителе летал ефрейтор Шутцель из 65-го отряда. Самолет построен фирмой OAW на заводе "Albatros" в Восточной Германии.
Самолеты 72-й истребительной эскадрильи в Бернекюре, Франция, июль 1918 года. На переднем плане самолет лейтенанта Карла Менкхоффа, который, прежде чем был сбит в июле 1918 года, одержал в воздушных боях 39 побед.
Обер-лейтенант Герман Геринг позирует на фоне своего D.VIIF, построенного фирмой "Fokker". D.VIIF с мотором BMW D.IIIa мощностью 185 л. с. обладал улучшенными характеристиками на больших высотах.
На D.VII ранней постройки стояли 6-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Mercedes D.III, радиатор автомобильного типа монтировался сразу за винтом.
Кабина D.VII - видны два пулемета Spandau; боекомплект к пулеметам - 500 патронов на ствол - размещался в ящиках перед кабиной летчика.
Британские V-силы интенсивно тренировались боевому применению таких самолетов, как Vulcan, и были способны выйти на маршруты к целям до нанесения противником ударов по британским аэродромам.
Принятый на вооружение всего через пять лет после Javelin перехватчик English Electric Lightning обладал более высокими летными характеристиками. Максимальная скорость Lightning превышала две скорости звука, а по скороподъемности он уступал только советскому МиГ-25.
Valiant из 214-й эскадрильи буксируют на стоянку авиабазы Мархэм. В 1962 году основной задачей эскадрильи стала дозаправка в воздухе, однако экипажи продолжали отрабатывать нанесение тактических бомбовых ударов.
Самолет Astra продолжил линию Westwind, но получил новое стреловидное крыло и видоизмененный фюзеляж увеличенных размеров.
Пуски неуправляемых ракет FFAR с перехватчика Starfire из 26-й авиационной дивизии, выигравшей в 1955 году соревнования "Rocketry Meet". На снимке хорошо видно, как летят ракеты. Если при выходе из пусковой установки хвостовое оперение ракеты не раскрывалось, то траектория ее полета становилась непредсказуемой.
Lockheed F-94C Starfire - The two-seat F-94C is the first jet fighter to employ a missiles-only armament - forty-eight folding-fin 2.75-in. Mighty Mouse rockets. This view of a 26th Air Division (Air Defence Command) F-94C - U.S.A.F. serial 51-5659 - shows two salvoes (six each out of the total twenty-four) at the moment of leaving the wing pods. The remaining twenty-four air-to-air rockets are housed in four groups of six around the nose. The F-94C Starfire is one of the chief all-weather "immediate readiness" interceptors guarding major cities in the United States. Delivery of the 279th Starfire in February 1954 completed the U.S.A.F. contract As the shape suggests, the F-94 was a direct development of the F-80/T-33A Shooting Star series. With a loaded weight of 27,000 lb. the F-94C powered by an afterburning a,300-lb. s.t. P. & W. J48-P-5, has a maximum speed of 646 m.p.h., ceiling of 48,500 ft. and range of 1,600 miles. Span, 38 ft . 10 1/2 in., length, 41 ft. 5 1/2 in .
Задние кромки крыла почти полностью заняты флаперонами, по две секции на каждой консоли.
Lublin R XIIID - один из самолетов, которые освоил Франтишек за свою недолгую карьеру инструктора в Польше. Изображен самолет 16-й эскадрильи ВВС Польши. Потери Lublin R XIIID в войне с Германией были столь велики, что лишь 17 машин смогли перелететь в Румынию.
В начале 1960-х годов, когда авиационное топливо было дешевым, ранние варианты Baron продавались очень хорошо. Качество постройки было столь высоким, что большое количество ранних Baron летает до сих пор.
B55 стал самым продаваемым вариантом в семействе Model 55 Baron и строился серийно в течение 18 лет. Стандартный B55 производился в шестиместном варианте.
Baron популярен благодаря своим высоким характеристикам - это самый скоростной легкий двухмоторный самолет на рынке. На снимке - Model E55 с гоночным бортовым номером на гонках на Кубок Шнейдера, конец 1980-х годов.
Baron в военной окраске. Самолеты Baron выпускались для вооруженных сил разных стран, а в феврале 1965 года Армия США выбрала его для обучения пилотированию по приборам. Были заказаны 70 машин B55B под обозначением T-42A Cochise, пять из них по программе военной помощи передали Турции.
Baron эксплуатировался вооруженными силами Боливии, Чили, Гаити, Гондураса, Мексики, Пакистана (фото) и Венесуэлы.
Выпуск 58TC с негерметичной кабиной, но с моторами с турбонаддувом начался в 1975 году. Рост стоимости топлива и общее снижение продаж легких самолетов ограничило производство 151 самолетом.
Разработанный на основе Model E55 вариант Model 58 с удлиненным на 25 см фюзеляжем выпускается и в 2011 году под обозначением G58.
В 1999-2000 годах "Beech" представила Jaguar Special Edition Model 58 с интерьером повышенной комфортности и роскошной отделкой.
ВВС Испании закупили семь снятых с вооружения Армии США T-42A и 12 коммерческих Model B55 для обучения летчиков полетам на многомоторных самолетах.
Изначально вооружение F-106 ограничивалось неуправляемой ракетой с ядерной боевой частью - Douglas MB-1 Genie. В теории одной ракеты хватало для уничтожения группы бомбардировщиков.
Этот Gulfstream I сфотографирован в первоначальном виде. Самолеты G-159 имели немало преимуществ перед другими самолетами аналогичного назначения.
Кабина военного варианта Academe воспроизводит кабину штурмовика A-6A. В ней размещены места для курсанта-летчика и курсанта-штурмана, в салоне предусмотрено оборудование рабочих мест для инструктора и еще четырех курсантов.
Gulfstream G650 с момента своей презентации в 2008 году считается флагманом в семействе Gulfstream. G650 обладает экстремально большой дальностью полета и высокими летными данными. На G650 компанией-производителем возлагаются большие надежды.
Угол стреловидности крыла G650 меняется от 33° до 36° (у G550 он был 27°), придавая его чертам легкость и стремительность
Как и самолет ДРЛОиУ E-2C, транспортный C-2 получил винты NP2000 увеличенной эффективности.
Grumman C-2A Greyhound