Aero L-29 Delfin
Страна: Чехословакия
Год: 1959


Двухместный учебный самолет для обучения начинающих пилотов и переподготовки летчиков
Описание
Фотографии
Aero L-29 Delfin

  Самолет Aero L-29 Delfin (по классификации НАТО - "Maya"), строился для военно-воздушных сил стран Варшавского договора. Заказы были огромными. Выпуск более 3500 машин одного типа свидетельствовал о том, что ее конструкция оказалась довольно удачной.
  Эта модель создавалась как учебный реактивный самолет, который должен был заменить собой устаревшие поршневые учебные самолеты, на которых до этого обучались и проходили переподготовку летчики ВВС Чехословакии.
  Инженеры предприятия "Aero" спроектировали учебный самолет, отличавшийся высокой надежностью и простотой в управлении. Послушный L-29 оказался прекрасной учебной машиной, позволявшей совершать даже грубые ошибки пилотирования, которые часто допускали начинающие курсанты.
  Крыло L-29 было достаточно толстым в сечении, прямым и трапециевидным. Это обеспечивало простоту конструкции и оптимальное распределение аэродинамических нагрузок. В основании крыла по обеим сторонам фюзеляжа находились воздухозаборники двигателя. Предкрылков не было, имелись элероны с аэродинамической компенсацией на внешней части крыла и щелевые закрылки на его остальной части. Это позволило сажать самолет на очень низкой скорости (всего 135 км/ч) и улучшало его эксплуатационные качества.
  Под разделенным на секции фонарем кабины инструктор и курсант сидели тандемом в разработанных конструкторами фирмы "Aero" синхронизированных катапультных креслах. При этом инструктор располагался чуть выше курсанта. Оба места были оборудованы ручным управлением.
  В центральной части фюзеляжа L-29, возле крыла, размещались два основных топливных бака (один кольцеобразный, а второй цилиндрический). Они находились возле точки центра тяжести самолета, что сокращало протяженность бензопроводов и помогало сохранить центровку по мере расходования горючего. Силовая установка L-29 состояла из турбореактивного двигателя Motorlet М 701, который мог быть демонтирован за полтора часа.
  Широкая база шасси с шинами низкого давления позволяло самолету взлетать и садиться с любых аэродромов, специально подготовленная взлетно-посадочная полоса не требовалась. Попасть внутрь машины можно было по встроенным в фюзеляж ступенькам. На L-29 устанавливался фотопулемет для обучения стрельбе, а на двух пилонах под крылом допускалось брать до 200 кг боеприпасов для учебного бомбометания.
  Прототип XL-29, оснащенный турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper, совершил свой первый полет 5 апреля 1959 года. После проведения летных испытаний был построен второй прототип с чехословацким турбореактивным двигателем Motorlet М 701 (именно он был выбран для серийного производства самолетов L-29 в середине 1960 года). Затем выпустили несколько предсерийных машин L-29, чтобы оценить и сравнить их с конкурирующими моделями - польским PZL TS-11 Iskra и советским Як-30.
  L-29 показал себя с самой лучшей стороны, после чего именно его выбрали в качестве стандартного учебного самолета для военно-воздушных сил всех стран Варшавского договора (за исключением Польши, которая предпочла заказать для своих ВВС отечественный TS-11). Существовало еще два варианта основной модели L-29. Первым стал одноместный L-29A Delfin Acrobat, который строился в очень небольших количествах для аэробатики, а вторым - штурмовик L-29R, так и не запущенный в серию.
  Стандартный учебный L-29 заступил на службу в 1963 году и был первым серийным самолетом, который выпускался в Чехословакии. Благодаря большому количеству заказов из СССР и стран Варшавского договора, было произведено 3600 машин. Основная их часть поступила в Болгарию, Чехословакию, ГДР, Венгрию и Румынию, при этом около 2000 самолетов получили ВВС СССР и ДОСААФ. Остальные самолеты пошли на экспорт в Афганистан, Египет, Гвинею, Индонезию, Ирак, Мали, Нигерию, Сирию и Уганду.
  В начале 2008 года L-29 сняли с вооружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L 29 Delfin "Maya"

  Тип: двухместный учебный самолет для обучения начинающих пилотов и переподготовки летчиков
  Силовая установка: один турбореактивный двигатель Motorlet (Walter) М 701с 500 мощностью 8,73 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 655 км/ч на высоте 5000 м и 620 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 545 км/ч на высоте 5000 м; начальная скороподъемность 840 м в минуту; время подъема на высоту 5000 м - 8 минут; потолок 12 000 м; дальность полета с двумя дополнительными сбрасываемыми топливными баками 894 км; дальность полета при обычной заправке 640 км; продолжительность полета 2 часа 30 минут со сбрасываемыми топливными баками и 2 часа без них
  Масса: пустого - 2364 кг; нормальная взлетная - 3280 кг; максимальная взлетная - 3540 кг
  Размеры: размах крыла 10,29 м; длина 10,81 м; высота 3,13 м; площадь крыла 19,85 кв. м
  Вооружение: до 200 кг бомб на подвесках под крылом
Большая часть поверхности L-29 в ВВС СССР не окрашивалась, в красный цвет красили законцовки крыла и низ носовой части фюзеляжа, красная полоса наносилась на заднюю часть фюзеляжа, перед фонарем кабины на фюзеляж накрашивалась антибликовая полоса черного цвета. Двузначные номера наносили на борта фюзеляжа в районе кабины.
Самолет - участник инцидента 15 января 1998г. Aero L-29 ES-YLE (з/н 294872). На момент инцидента находился в частном владении.
К 2008 году в Египте все еще сохранился большой парк построенных в бывшей Чехословакии учебных самолетов Delfin ("Дельфин"), хотя в 2000 году на смену им уже были заказаны учебные самолеты К-8 Karakorum.
L-29 "Дельфин" иракского национального авиационного колледжа, авиабаза Тикрит, 1982г.
ВВС ЧССР получили с 1963 года не менее 400 L-29. В новом тысячелетии Delfin продолжали эксплуатировать ВВС Чехии и Словакии. Карьера самолета в ВВС ЧССР (на снимке) длилась 40 лет.
Максимальная скорость L-29 с внешними подвесками ограничена М=0,7, без внешних подвесок - М=0,75. Ограничение по максимальной эксплуатационной перегрузке +8g.
В конце 1970-х годов L-29 считался самым удачным чехословацким самолетом. Он эксплуатировался по всему миру (особенно широко - в странах бывшего Варшавского договора) и принимал участие в целом ряде военных конфликтов.
На авиасалоне МАКС-99 всеобщее внимание посетителей неизменно привлекали "тигр" и "дельфин" - два ярко раскрашенных учебно-тренировочных самолета L-29, принадлежащие одному из российских аэроклубов.
L-39 развил успех своего предшественника - УТС L-29 Delfin, являвшегося стандартным реактивным УТС стран ОВД (кроме Польши). На снимке: L-39ZA ВВС Чехии в полете парой с самолетом Delfin с "тигровым окрасом". Законцовка киля L-39 также окрашена "под тигра". Самолеты принимали участие в ежегодных учениях НАТО "Tiger Meet", снимок сделан в 1991 году, когда учения проходили в Фэйрфорде, Великобритания.
Спонсируемая южноафриканским горнодобывающим и химическим концерном пилотажная группа "Sasol Tigers" выступает на трех L-29.
The L 29 Delfin basic trainer is to be succeeded in EAF service by a turboprop-powered aircraft, selection of a type reportedly being imminent. Replacement of the L 29 will coincide with the introduction of a new training syllabus.
Египет вошел в число крупнейших импортеров L-29, закупив порядка 120 самолетов. Египетские L-29 принимали участие в войне 1 973 года с Израилем. После войны египетские летчики обучались на L-29 азам применения бомб и неуправляемых ракет.
К ноябрю 2008 года L-29 Biojet I налетал над США на био-дизельном топливе 2900 км.
В 1961 году L-29 вместе с Як-30 и польским T-11 Iskra принял участие в конкурсе на УТС для ВВС стран Варшавского договора. На снимке: предсерийный L-29.
Самолеты L-29, TS-11 и Як-30 на сравнительных испытаниях. Аэродром Монино, осень 1961 г.
Aero L-29 Delfin two-seat jet trainers, production of which has now ended after the manufacture of more than 3,000
Aero L-29 Delfin two-seat jet trainer, more than 3,000 of which have been built
Photograph of the L-29 Delfin tandem two-seat jet trainer
В Марах-2 "гостили" машины и ВТА, и ДОСААФ. L-29.
L-29 Delfin jet trainers in Soviet Air Force insignia
Вот такую "птицу" встретили летчики в воздухе. L-29 ES-YLE (з/н 294872) на стоянке аэродрома "Храброво"
Экзотический гость салона - L-29 "Дельфин", раскрашенный "под тигра"
L-29 ВВС Нигерии принимали участие в конфликте с Биафрой, обычно на самолетах летали наемники из Великобритании, Родезии и ЮАР. Нигерийские летчики в боевых вылетах занимали место курсанта.
Большинство L-29 поступили в ВВС СССР и ДОСААФ.
Учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, учебные Ту-134УБ-Л и Ту-134УШС, транспортные Ан-12А и Ан-24Т
Бывший советский аэродром "Марнеули" стал основным местом базирования грузинских ВВС. В частности тим размещались учебно-боевые самолеты Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос", которые видны на снимках, сделанных в 2007 году
Автор статьи (Иван Кудишин) в кабине "Элки", октябрь 1998г.
Кабина L-29 скомпонована так, чтобы летчику было проще в последующем адаптироваться к кабинам истребителей МиГ. Курсант и инструктор размещаются на катапультных креслах Aero KK-1. В контуре системы управления гидроусилители отсутствуют, проводка системы управления - механическая.
Обломки L-29 на авиабазе "Ханкала". Опознавательный знак ВВС Чеченской Республики: на фоне красной звезды внутри желтого круга - зеленое поле с золотым львом, изображавшимся ранее на иранских флагах
"Разбарахоленные" еще до начала боевых действий L-29 и L-39C Ханкала, ориентировочно 1994 г.
Three-view drawing of the L-29 Delfin tandem two-seat jet trainer
L-29 Delfin tandem two-seat jet trainer, with additional side elevation {centre) of single-seat L-29A aerobatic version
Aero L-29 Delfin