RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Польша

Год : 1960

Одноместный многоцелевой самолет

P.Z.L. Mielec TS-11 Iskra

   В 1957 году под руководством Тадеуша Солтика в компании "P.Z.L Mielec" началась разработка двухместного учебного самолета TS-11 Iskra. Это была первая реактивная машина, созданная в Польше. Самолет TS-11 был предназначен для замены поршневого TS-8 Bies.
   Компания "P.Z.L." выбрала компоновку среднеплана так называемой реданной схемы, высокоподнятое оперение которого было защищено от попадания в выхлопную струю ТРД. Инструктор и курсант сидели на облегченных катапультных креслах под общим сбрасываемым фонарем, открывавшимся назад. Кресло инструктора в задней кабине было немного приподнято относительно курсантского. Трехстоечное шасси оснащалось аварийной пневматической системой выпуска, а под крылом были установлены пилоны для подвески вооружения.
   Первый прототип был оснащен импортным ТРД Armstrong Siddeley Viper 8 тягой 7,80 кН; он впервые взлетел 5 февраля 1960 года. Следующие два прототипа и первые серийные самолеты были оснащены ТРД WSK HO-10, польской копией двигателя Viper тягой 7,65 кН.
   В 1961 году самолет TS-11 проходил сравнительные испытания с чехословацким Aero L-29 Delfin и советским Як-30, целью которых был выбор реактивного УТС для стран Варшавского договора. Победителем был назван L-29, его и запустили в серийное производство. Но поляки, чтобы поддержать собственную авиапромышленность, выбрали для себя Iskra.
   После проведенных в 1961 году испытаний первые поставки серийных TS-11 польским ВВС начались в марте 1963 года. Полномасштабная эксплуатация самолета началась в 1964 году. В сентябре того же года прототип TS-11 с доработанным двигателем установил ряд мировых рекордов скорости на замкнутом маршруте в своем классе. В частности, на дистанции 15-25 км он развил максимальную скорость 839 км/ч.
   Начиная примерно с 1966 года, на серийные TS-11 стал устанавливаться ТРД SO-1. Разработанный Институтом авиации (Instytut Lotnictwa) и выпускавшийся предприятием "WSK-PZL Rzeszow", он развивал тягу 9,80 кН. С 1969 года SO-1 часто заменяли на улучшенный ТРД SO-3 аналогичной тяги, но с увеличенным ресурсом. Самолеты позднего выпуска оснащались ТРД SO-3W тягой 10,80 кН.
   Серийное производство самолета (в основном двухместных учебных вариантов) приостановили в середине 1979 года. Помимо первоначального варианта Iskra-bis A с двумя узлами подвески под крылом, строился аналогичный вариант Iskra-bis B с еще двумя дополнительными узлами. На Iskra-bis D был расширен арсенал используемого вооружения. Индия приобрела 50 самолетов, но они использовались без вооружения. Поставленные с октября 1975 по июнь 1976 года, эти машины служили для обучения в Академии ВВС в Хакимпете.
   В 1972 году был испытан прототип одноместного штурмовика и разведчика Iskra BR 200, так и не запущенного в серийное производство. Но для польских ВВС построили пять самолетов Iskra-bis C. Первый из них, взлетевший в июне 1972 года, был одноместным разведчиком со смонтированной в нижней части фюзеляжа камерой и увеличенным запасом топлива.
   Производство возобновили в 1982 году для выпуска двухместного учебно-боевого варианта Iskra-bis DF. Он отличался форсированным двигателем и расширенным набором вооружения, а в обтекателях на воздухозаборниках и под полом задней кабины были установлены фотокамеры АФА-39. Самолет сохранил 23-мм пушку по правому борту фюзеляжа и четыре пилона под крылом. В состав бортового оборудования входила УКВ радиостанция RS6106 и радиокомпас ALR-1603. В 1983 году пять одноместных Iskra-bis C были переделаны в двухместные учебные машины.
   Выпуск TS-11 завершился в 1987 году после постройки 424 самолетов. В 1991 году шесть Iskra-bis DF были переделаны в морские разведчики TS-11R. Они получили обзорную РЛС RDS-81 в доработанной носовой части (и ее индикатор в задней кабине) и три аэрофотоаппарата АФА-39. Самолеты были предназначены для замены устаревших SBLim-2A (разведывательный вариант МиГ-15УТИ польской постройки) в 7-м полку ВМС Польши в Симировице. Ныне они сняты с вооружения.
   В 1990-х годах Индия получила еще 26 бывших польских машин. Их сняли с вооружения в 2004 году.
   В 1980-х годах самолеты Iskra состояли на вооружении трех учебных авиакрыльев (LPS) польских ВВС в Демблине, Радоме и Томашов Мазовецки. В 2012 году обучение польских пилотов было сосредоточено в Демблине, где 1-й авиационный учебный центр располагает примерно 50 самолетами TS-11.
   После получения Польшей истребителей F-16C/D Block 52+ Технический военный институт (Instytut Techniczny Wojsk) рассматривал возможность модернизации TS-11 для обеспечения подготовки пилотов F-16, но эти планы так и не были реализованы.
   С 1969 года на TS-11 стала летать пилотажная группа польских ВВС. Ныне известная как "Bialo-Czerwone Iskry" (бело-красные искры), она с 1998 года оснащена самолетами модификации Iskra MR. Этот вариант имеет бортовое оборудование, соответствующее международным стандартам, что позволяет группе принимать участие в зарубежных выступлениях.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   TS-11 Iskra-bis DF

   Тип: одноместный многоцелевой (аэробатический, боевой, разведывательный, учебно-тренировочный) самолет
   Силовая установка: один ТРД IL SO-3W тягой 1100 кг
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5000 м - 770 км/ч; потолок 11000 м; дальность с максимальным запасом топлива 1260 км
   Масса: пустого 2560 кг; максимальная взлетная 3840 кг
   Размеры: размах крыла 10,06 м; длина 11,15м; высота 3,50 м; площадь крыла 17,50 м2
   Вооружение: одна 23-мм пушка по правому борту в носовой части и четыре узла подвески под крылом для бомб, блоков НАР и пушечных контейнеров

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии