PZL TS-11 Iskra
Страна: Польша
Год: 1960


Одноместный многоцелевой самолет
Описание
Фотографии
P.Z.L. Mielec TS-11 Iskra

   В 1957 году под руководством Тадеуша Солтика в компании "P.Z.L Mielec" началась разработка двухместного учебного самолета TS-11 Iskra. Это была первая реактивная машина, созданная в Польше. Самолет TS-11 был предназначен для замены поршневого TS-8 Bies.
   Компания "P.Z.L." выбрала компоновку среднеплана так называемой реданной схемы, высокоподнятое оперение которого было защищено от попадания в выхлопную струю ТРД. Инструктор и курсант сидели на облегченных катапультных креслах под общим сбрасываемым фонарем, открывавшимся назад. Кресло инструктора в задней кабине было немного приподнято относительно курсантского. Трехстоечное шасси оснащалось аварийной пневматической системой выпуска, а под крылом были установлены пилоны для подвески вооружения.
   Первый прототип был оснащен импортным ТРД Armstrong Siddeley Viper 8 тягой 7,80 кН; он впервые взлетел 5 февраля 1960 года. Следующие два прототипа и первые серийные самолеты были оснащены ТРД WSK HO-10, польской копией двигателя Viper тягой 7,65 кН.
   В 1961 году самолет TS-11 проходил сравнительные испытания с чехословацким Aero L-29 Delfin и советским Як-30, целью которых был выбор реактивного УТС для стран Варшавского договора. Победителем был назван L-29, его и запустили в серийное производство. Но поляки, чтобы поддержать собственную авиапромышленность, выбрали для себя Iskra.
   После проведенных в 1961 году испытаний первые поставки серийных TS-11 польским ВВС начались в марте 1963 года. Полномасштабная эксплуатация самолета началась в 1964 году. В сентябре того же года прототип TS-11 с доработанным двигателем установил ряд мировых рекордов скорости на замкнутом маршруте в своем классе. В частности, на дистанции 15-25 км он развил максимальную скорость 839 км/ч.
   Начиная примерно с 1966 года, на серийные TS-11 стал устанавливаться ТРД SO-1. Разработанный Институтом авиации (Instytut Lotnictwa) и выпускавшийся предприятием "WSK-PZL Rzeszow", он развивал тягу 9,80 кН. С 1969 года SO-1 часто заменяли на улучшенный ТРД SO-3 аналогичной тяги, но с увеличенным ресурсом. Самолеты позднего выпуска оснащались ТРД SO-3W тягой 10,80 кН.
   Серийное производство самолета (в основном двухместных учебных вариантов) приостановили в середине 1979 года. Помимо первоначального варианта Iskra-bis A с двумя узлами подвески под крылом, строился аналогичный вариант Iskra-bis B с еще двумя дополнительными узлами. На Iskra-bis D был расширен арсенал используемого вооружения. Индия приобрела 50 самолетов, но они использовались без вооружения. Поставленные с октября 1975 по июнь 1976 года, эти машины служили для обучения в Академии ВВС в Хакимпете.
   В 1972 году был испытан прототип одноместного штурмовика и разведчика Iskra BR 200, так и не запущенного в серийное производство. Но для польских ВВС построили пять самолетов Iskra-bis C. Первый из них, взлетевший в июне 1972 года, был одноместным разведчиком со смонтированной в нижней части фюзеляжа камерой и увеличенным запасом топлива.
   Производство возобновили в 1982 году для выпуска двухместного учебно-боевого варианта Iskra-bis DF. Он отличался форсированным двигателем и расширенным набором вооружения, а в обтекателях на воздухозаборниках и под полом задней кабины были установлены фотокамеры АФА-39. Самолет сохранил 23-мм пушку по правому борту фюзеляжа и четыре пилона под крылом. В состав бортового оборудования входила УКВ радиостанция RS6106 и радиокомпас ALR-1603. В 1983 году пять одноместных Iskra-bis C были переделаны в двухместные учебные машины.
   Выпуск TS-11 завершился в 1987 году после постройки 424 самолетов. В 1991 году шесть Iskra-bis DF были переделаны в морские разведчики TS-11R. Они получили обзорную РЛС RDS-81 в доработанной носовой части (и ее индикатор в задней кабине) и три аэрофотоаппарата АФА-39. Самолеты были предназначены для замены устаревших SBLim-2A (разведывательный вариант МиГ-15УТИ польской постройки) в 7-м полку ВМС Польши в Симировице. Ныне они сняты с вооружения.
   В 1990-х годах Индия получила еще 26 бывших польских машин. Их сняли с вооружения в 2004 году.
   В 1980-х годах самолеты Iskra состояли на вооружении трех учебных авиакрыльев (LPS) польских ВВС в Демблине, Радоме и Томашов Мазовецки. В 2012 году обучение польских пилотов было сосредоточено в Демблине, где 1-й авиационный учебный центр располагает примерно 50 самолетами TS-11.
   После получения Польшей истребителей F-16C/D Block 52+ Технический военный институт (Instytut Techniczny Wojsk) рассматривал возможность модернизации TS-11 для обеспечения подготовки пилотов F-16, но эти планы так и не были реализованы.
   С 1969 года на TS-11 стала летать пилотажная группа польских ВВС. Ныне известная как "Bialo-Czerwone Iskry" (бело-красные искры), она с 1998 года оснащена самолетами модификации Iskra MR. Этот вариант имеет бортовое оборудование, соответствующее международным стандартам, что позволяет группе принимать участие в зарубежных выступлениях.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   TS-11 Iskra-bis DF

   Тип: одноместный многоцелевой (аэробатический, боевой, разведывательный, учебно-тренировочный) самолет
   Силовая установка: один ТРД IL SO-3W тягой 1100 кг
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5000 м - 770 км/ч; потолок 11000 м; дальность с максимальным запасом топлива 1260 км
   Масса: пустого 2560 кг; максимальная взлетная 3840 кг
   Размеры: размах крыла 10,06 м; длина 11,15м; высота 3,50 м; площадь крыла 17,50 м2
   Вооружение: одна 23-мм пушка по правому борту в носовой части и четыре узла подвески под крылом для бомб, блоков НАР и пушечных контейнеров
И в настоящее время самолеты Iskra в заметном количестве продолжают нести службу в польских ВВС. На рисунке представлен TS-11 в польской окраске на момент 1980-х годов.
Ставшие лишними самолеты Iskra с демонтированным военным оборудованием стали продавать частным лицам. На снимке - самолет польского владельца в эффектной окраске.
A TS-11 Iskra of the Iskry aerobatic team, which forms part of the 60th Air Training Wing. Since this photograph was taken, the team have become part of the 1st Air Training Centre.
Пани у "Искры"
Photograph of the TS-11 Iskra tandem two-seat jet basic trainer
Photograph of the TS-11 Iskra
Standard two-seat Iskra 100 armament trainer, with underwing practice bombs and rocket pods
WSK-Mielec TS-11 Iskra 100 two-seat jet trainer, armed version with 23 mm nose cannon and underwing practice bombs and rockets
Польский TS-11 «Искра»
WSK-Mielec TS-11 Iskra, single-seat light ground attack version with underwing rocket pods and drop-tanks
Самолеты L-29, TS-11 и Як-30 на сравнительных испытаниях. Аэродром Монино, осень 1961 г.
Clockwise from the bottom left are: Partenavia P.68B G-BCDK and its glazed-nose development, the P.68 Observer, D-GERD; the Polish contingent comprising agricultural PZL-106A Kruk SP-WUF, PZL-104 Wilga SP-WRE; TS-11 Iskra jet trainer SP-DOE and SZD-41A Jantar sailplane SP-3060; followed by the Swiss Pilatus Turbo-Porter HB-FFVZ, PC-11/B4 sailplane HB-1253, and tail of Turbo-Trainer HB-HOZ
Prominent in this gathering is Aero Bonner Chipmunk G-ARWB, which is a testbed for Mr. H. W. Bonner's 200-h.p Super Sapphire engine. Behind are Partenavia P.68 Observer D-GERD, TS-11 Iskra SP-DOE, camouflaged SAAB SF 37 Viggen 37907/"45" with recce, cameras ... and many other "goodies"
Three-view drawing of the TS-11 Iskra tandem two-seat jet basic trainer
Three-view drawings of the TS-11 Iskra
WSK-Mielec TS-11 Iskra 100 jet primary and basic trainer, with underwing weapon attachments
PZL Mielec TS-11 Iskra