
Описание
Страна : Канада
Год : 1946
Двухместный учебный самолет для начальной подготовки
Варианты
- De Havilland Canada - DHC-1 Chipmunk - 1946 - Канада
- HAL - HT-2 - 1951 - Индия
de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk
Фирма "de Havilland Aircraft of Canada Ltd", также известная как DHC или "de Havilland Canada", была создана в марте 1928 года для сборки, технического обслуживания и ремонта импортированных самолетов британской компании "de Havilland". К концу Второй мировой войны "de Havilland Canada" приступила к проектированию собственных машин. Первым появился DHC-1 Chipmunk, разработанный под управлением В. Якимука для замены биплана DH.82 Tiger Moth. 22 мая 1946 года прототип DHC-1 впервые взлетел в Даунсвью, Торонто. Это был двухместный моноплан с работающей обшивкой и перевернутым рядным мотором de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. (108 кВт).
Самолеты Chipmunk, построенные по спецификации прототипа, получили обозначение DHC-1B-1, а машины с моторами Gipsy Major 10-3 стали называться DHC-1B-2. Большинство Chipmunk имело закрытый фонарь. Завод в Даунсвью построил 218 машин, последнюю из них изготовили в 1951 году.
Два самолета испытывались в британском НИЦ в Боскомб-Дауне. В результате фирме "de Havilland" заказали пилотажную версию Chipmunk по спецификации 8/48 в качестве учебно-тренировочного самолета. Всего в Великобритании были построены 1014 Chipmunk, 735 из них поступили в ВВС. Первые Chipmunk с эмблемами британских ВВС передали в оксфордский аэроклуб в феврале 1950 года. Затем этот самолет заменил бипланы Tiger Moth во всех 17 эскадрильях университетов и многих летных школах добровольного Резерва ВВС. Военные пилоты проходили начальное обучение на Chippie (прозвище "Chipmunk") в колледже ВВС в Крэнвеле. Несколько Chipmunk из 114-й эскадрильи использовались на Кипре в интересах служб безопасности в ходе волнений 1958 года.
По соглашению между фирмой "de Havilland" и португальской "General Aeronautical Material Workshops" (OGMA) для ВВС Португалии с 1955 года были собраны 60 Chipmunk по лицензии. Эти самолеты также применялись в авиации Бирмы, Цейлона, Чили, Колумбии, Дании, Египта, Ирака, Ирландии, Иордании, Ливана, Малайи, Саудовской Аравии, Сирии, Таиланда и Уругвая. Несколько таких машин летают до сих пор.
Варианты
DHC-1A-1 Chipmunk: пилотажная модель с ограниченными возможностями с мотором Gipsy Major 1C, получившая в канадских ВВС обозначение Chipmunk T.Mk 1
DHC-1A-2 Chipmunk: пилотажная модель с ограниченными возможностями с мотором Gipsy Major 10
DHC-1B-1 Chipmunk: полностью пилотажная модель с мотором Gipsy Major 1C
DHC-1B-2 Chipmunk: полностью пилотажная модель с мотором Gipsy Major 10
DHC-1B-2-S1 Chipmunk: модель с мотором Gipsy Major 10 для египетских ВВС
DHC-1B-2-S2 Chipmunk: модель с мотором Gipsy Major 10 для ВВС Таиланда
DHC-1B-2-S3 Chipmunk: тренировочная модель с мотором Gipsy Major 10 для канадских ВВС со служебным обозначением Chipmunk T.Mk 2
DHC-1B-2-S4 Chipmunk: чилийская версия
DHC-1B-2-S5 Chipmunk: модель с мотором Gipsy Major 10 для канадских ВВС под обозначением Chipmunk T.Mk 2
Chipmunk T.Mk 10: модель британской постройки с мотором Gipsy Major 8 для ВВС (построено 735 экземпляров)
Chipmunk Mk 20: экспортный вариант Chipmunk T.Mk 10 с мотором Gipsy Major 10 Series 2 (собрано 217 штук)
Chipmunk Mk 21: гражданская версия модификации Mk 20 (собрано 28 штук)
Chipmunk Mk 22: гражданская версия Chipmunk T.Mk 10 с силовой установкой версии Mk 20
Chipmunk Mk 22A: аналогичен версии Mk 22, но с бензобаками увеличенной емкости
Chipmunk Mk 23: сельскохозяйственная модификация Chipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20
Aerostructures Sundowner: один переделанный австралийцами Chipmunk с четырехцилиндровым оппозитным мотором Lycoming O-360 мощностью 180 л.с. (134 кВт), баками на законцовках крыла, фонарем кабины без переплета и металлической обшивкой крыла; несколько самолетов канадской постройки также были оснащены моторами Lycoming
Masefield Variant: конверсия фирмой "Bristol Aircraft" моделей Chipmunk Mk 20,21,22 и 22A с беспереплетным фонарем кабины, багажными отделениями в крыле, обтекателями шасси и увеличенным запасом топлива
Sasin SA-29 Spraymaster: несколько австралийских конверсий, в целом подобных версии Chipmunk Mk 23
Super Chipmunk: спортивно-пилотажный самолет с шестицилиндровым оппозитным мотором Lycoming GO-435 мощностью 260 л.с. (194 кВт), переделанным крылом и убирающимся шасси; единственный экземпляр летал в США на чемпионате мира по высшему пилотажу 1970 года
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk (Chipmunk T.Mk 10)
Тип: двухместный учебный самолет для начальной подготовки
Силовая установка: инвертный рядный поршневой мотор de Havilland Gipsy Major 8 мощностью 145 л. с. (108 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 222 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 187 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 244 м/мин; практический потолок 4815 м; дальность полета 451 км
Масса: пустого самолета 646 кг; максимальная взлетная 914 кг
Размеры: размах крыла 10,46 м; длина 7,75 м; высота 2,13 м; площадь крыла 15,97 м2
- Описание
Фотографии
-
Aeroplane Monthly 1992-07 / DHC-1 Chipmunk VH-UPD /Preservation Profile/
Picture of WB659 on a return visit to Groongal in November 1991.
-
Air International 1995-01 / P.Allen - Fly Army
A long-serving fleet of 21 Chipmunk T.10s continue in use by the School of Army Aviation's Basic Fixed-Wing Flight for flying grading and basic training. AAC pilots destined for the Islander will later return to the Chipmunk for a further 30 hours training.
-
Мировая Авиация 107
Пара Chipmunk T.Mk 10 демонстрирует схему окраски этих машин, принятую в последние годы его службы в британских ВВС.
-
Air International 2007-02 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
The five Grob G.115E Tutors of the Royal Navy's 727 Squadron, G-BYVF, G-BYVK, G-BYVN, G-BYWM and G-BYXK, fly in formation with Royal Navy Historic Flight Chipmunk T.10 WK608 '906' on December 12, 2006 whilst en route from their previous base, Plymouth/Roborough Airport, Devon, to a new home at RNAS Yeovilton, Somerset. The move is being made because a study has determined that it will give students flying the aircraft a better understanding of the workings of an operational naval air station.
Другие самолёты на фотографии: Grob G.110 / G.115 / G.120 / Tutor T Mk.1 - Германия - 1982
-
Air International 2012-05 / News
Noted at its home base of RAF Coningsby, Lincolnshire, on March 23, 2012 was de Havilland Chipmunk T10 WK518 (c/n C1/0555), one of two assigned to the Battle of Britain Memorial Flight as tailwheel trainers for the unit's precious Hawker Hurricanes and Supermarine Spitfires. The aircraft has recently been repainted in the colours is wore when serving with the University of Hull Air Squadron in 1961, with the code 'C' on the side of the fuselage. The scheme replaces the overall black one worn previously.
-
Мировая Авиация 115
В 1991 году коллекцию AFC пополнил учебно-боевой моноплан DHC-1 Chipmunk (на снимке), но позднее он также был продан. Эта машина летала в цветах авиаэскадрильи университета Кембриджа 1950-х годов.
-
Aeroplane Monthly 1989-10 / DHC-1 Chipmunk G-BCXN/WP800 /Preservation Profile/
MAURICE ROWE's colour plate was taken on August 11, 1989. The aircraft is being flown by John Larcombe and owner Michael Turner.
-
Aeroplane Monthly 1986-06 / W.Fillingham - On testing the Chipmunk
The Shuttleworth Collection's Chipmunk 22 WB588/G-AOTD photographed in the vicinity of Old Warden in August 1985.
-
Air International 1994-10 / P.Cooper - Forever Farnborough (2)
The Empire Test Pilots School was resident at Farnborough from 1946 until 1968 occupying the hangar on the south side of the airfield, this now being used today as the civil enclave. In this view are some of the ETPS fleet at Farnborough during 1961. These include a Vampire T.11, Meteor NF.14, Meteor T.7, Hunter F.4, Hunter T.7, Dragonfly HR3, Devon C.1, Shackleton MR.2, Canberra B.2, Swift F.7 and Chipmunk T 10.
Другие самолёты на фотографии: Avro Shackleton / Type 696 - Великобритания - 1949De Havilland Dove / D.H.104 - Великобритания - 1945De Havilland Vampire T / Vampire NF / D.H.113 / D.H.115 - Великобритания - 1950English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949Gloster Meteor / G.41 - Великобритания - 1943Gloster, Armstrong Whitworth Meteor NF.11 - Великобритания - 1950Hawker Hunter - Великобритания - 1951Hawker Hunter T - Великобритания - 1955Supermarine Swift - Великобритания - 1948Westland Dragonfly / Widgeon - Великобритания - 1948
-
Air International 1995-01 / P.Jackson - Testing Times
Yeovilton Station Flight Chipmunk T.10 WP904 being reassembled at Kirkbymoorside in May 1986 after overhaul, strip and respray by Slingsby Aviation. The company undertook similar work on a large number of RAF, Royal Navy and Army Air Corps examples under a mid-1980s contract.
-
Air Enthusiast 1998-05 / R.Niccoli - Portuguese Numerology
Making a comeback during 1997 was the Chipmunk, reengined with a 180hp Lycoming. ‘Super’ Chipmunk 1315 taxying at Sintra in the colours of the Academia da Forca Aerea.
-
Air International 2011-03 / News
The last six DHC-1-200 Chipmunks in service with the Portuguese Air Force during the formation flight celebrating 60 years of service on January 29, 2011.
-
Aeroplane Monthly 1986-06 / W.Fillingham - On testing the Chipmunk
The Canadian Warplane Heritage's Chipmunk, photographed in June 1985.
-
Air International 2020-02 / D.Unwin - Pilot Shortages - myth or reality? /Talking Point/
Many aspiring flyers worked their way up to the airlines via the 'self-improver' route. This often involved gliding-towing work.
Тип фотографий
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (16)
- Ч/б фото (78)
- Кабина (1)
- Обломки (1)
- Рисунки, схемы, чертежи (5)