Bell UH-1D Iroquois / Model 205     США, 1961
Agusta-Bell AB.205     International, 1966
Варианты:
Bell - UH-1D Iroquois / Model 205 - 1961 - США
Страна: США
Год: 1961
Вертолет

Многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
Описание:
Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)
Agusta-Bell АВ 205
Фотографии:

Цветные фото (133)

Bell Model 205 (UH-1D/H/U/V/X Iroquois) и Model 210 (UH-1P Huey II)

В начале 1960 года фирма "Bell" предложила улучшенный вариант вертолета Model 204 - новый Model 205 с удлиненным фюзеляжем, в котором стало возможным перевозить 12-14 бойцов или шестерых раненых на носилках, или груз массой до 1814 кг. Причем доступ в кабину обеспечивался с обеих сторон, а за счет установки турбовального двигателя Avco Lycoming T53-L-11 мощностью 1100 л. с. и несущего винта диаметром 14,63 м были улучшены летные данные машины в условиях жаркого климата и высокогорья.
   В июле 1960 года Армия США заключила с фирмой "BELL" контракт на постройку семи новых вертолетов, предназначенных для проведения войсковых испытаний. Они получили обозначение YUH-1D, a первый поднялся в воздух 16 августа 1961 года. По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве вертолетов под обозначением UH-1D, первую машину заказчик получил 9 августа 1963 года. Всего для Армии США и на экспорт было построено 2008 вертолетов UH-1D, 30 из них позже доработали в поисково-спасательный HH-1D, еще 348 машин данной модификации было построено по лицензии в ФРГ фирмой "Dornier".
   Поскольку характеристики UH-1D в условиях жаркого климата и высокогорья по-прежнему не удовлетворяли военных, с сентября 1967 года в войска начал поступать UH-1H, оснащенный двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Производство UH-1H завершилось в декабре 1980 года, но позже возобновилось для выполнения контракта на поставку 55 машин в Турцию. Последний вертолет по этому контракту был передан заказчику в 1986 году. Всего для Армии США построили 3573 вертолета UH-1H, на экспорт - 1317.
   Вертолеты UH-1H выпускались по лицензии в Италии фирмой "Agusta", в Японии фирмой "Fuji" и на Тайване фирмой "AIDC". Последняя с 1969 по 1976 год построила 118 вертолетов.
   Для Мобильного командования ВВС Канады фирмой "BELL" было построено 10 вертолетов UH-1H в варианте CH-118 (исходное обозначение CUH-1H), первый из них был сдан в марте 1968 года. 30 поисково-спасательных вертолетов HH-1H построено для ВВС США.
   UH-1D/H интенсивно использовались в боевых действиях в Индокитае до самого вывода американских войск. Этот вертолет стал своеобразным символом и настоящей "рабочей лошадью" вьетнамской войны, обеспечивая, кроме того, специальные операции в Лаосе, Камбодже и отдаленных районах Южного Вьетнама. Историки ВВС США особо отмечают роль UH-1 как поисково-спасательного.
   Впоследствии три вертолета UH-1H были доработаны в вариант радиотехнической разведки и РЭБ, получив обозначение EH-1H, а с 1981 года в войска стали поступать машины, оснащенные усовершенствованной системой РЭБ и РТР Quick Fix I. В рамках реализации Армией США программы SOTAS (Stand-Off Target Acquisition System) четыре UH-1H модернизировали в вариант JUH-1H, предназначенный для изучения возможности использования обзорных РЛС для отображения тактической обстановки на поле боя.
   Около 220 вертолетов UH-1H переоборудовали в оснащенный подъемной лебедкой поисково-спасательный вариант UH-1V, а один - в трехместный вертолет РЭБ EH-1X, на который установили двигатель и систему постановки инфракрасных (ИК) помех от вертолета AH-1 HueyCobra.
   В начале 2000-х годов Армия и Национальная гвардия США оставались основными эксплуатантами UH-1H, используя эти вертолеты для решения широкого спектра задач. Все остающиеся в эксплуатации машины подверглись модернизации, в том числе получили навигационные доплеровские РЛС, новое оборудование пилотской кабины, композитные лопасти несущего винта и пр.
   В какой-то момент программа оказалась под угрозой закрытия или значительного сокращения - Армия США была не в состоянии одновременно финансировать разработку и выпуск 491 нового легкого многоцелевого вертолета LUH и модернизацию UH-1. В сложившихся условиях была предпринята попытка возложить ее финансирование на Национальную гвардию, но закрытие программы разработки разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Commanche высвободило финансовые средства, что позволило осуществить финансирование в полном объеме. Многие зарубежные эксплуатанты UH-1 также провели модернизацию своих вертолетов.
   Три фирмы предложили проекты модернизации UH-1, все они предусматривали установку современных двигателей, доработку несущей системы и обновление бортового оборудования.
   "Bell Helicopters" предложила вариант UH-1HP Huey II с прошедшими капитальный ремонт двигателями T53-L-13B повышенной на 400 л.с. мощности. Прототип Huey II, построенный с использованием узлов и агрегатов вертолетов Model 212 и UH-1N, выполнил первый полет в августе 1992 года. В 2009 году фирма продолжает предлагать на рынке проект модернизации вертолетов под обозначением Huey II в военном варианте и Model 210 в гражданском варианте.
   Тот факт, что фирма-разработчик представила проект модернизации вертолета, не остановил другие компании от работ в данном направлении. Наиболее интересные проекты были представлены "Global Helicopter Technology" и "US Helicopter". Первая компания представила вертолет Huey 800, поднявшийся в воздух в июне 1992 года. На машине был установлен двигатель LHTEC T800-LHT-800 мощностью 1399 л.с, имевший по сравнению с Т53 меньшую массу и удельный расход топлива, что позволило существенно увеличить дальность полета. К 2007 году компания оставила попытки выйти на рынок с данным проектом, но продолжала предлагать комплекты для модернизации UH-1.
   Проект "US Helicopter" известен как UH-1/T700 Ultra Huey. Доработки планера и несущей системы аналогичны выполненным на Huey II, но двигатель Т53 заменен на General Electric T700-GE-701C мощностью 1900 л.с. К 2007 году фирма прекратила разработку проектов модернизации вертолета UH-1, хотя до сих пор выполняет работы по переоборудованию снятых с вооружения Huey в противопожарный и транспортный варианты.
   "BELL" разработала гражданский вариант UH-1H под обозначением Model 205A-1 с двигателем T5313B пониженной до 1250 л. с. мощности, особое внимание было уделено конструкции грузового отсека, которая позволяет осуществлять быстрое переоборудование в грузовой, медицинский, пассажирский, поисково-спасательный варианты и т.д. Вертолет можно было использовать для перевозки грузов на внешней подвеске и проведения строительно-монтажных работ. Максимальная вместимость - один летчик и 14 пассажиров или до 2268 кг груза на внешней подвеске.
   Вертолеты Model 205 строились по лицензии в Японии. Fuji-Bell Model 205 выпускался как военный Fuji-Bell HU-1H с двигателем Kawasaki T53-K-13B и лопастями несущего винта из стеклопластика, но его хвостовой винт сделан тянущим, а не толкающим. Первый HU-1H поднялся в воздух в июле 1973 года, для Сил самообороны Японии было построено 107 вертолетов, часть из которых впоследствии прошла модернизацию в вариант UH-1J. Гражданским аналогом HU-1H стал Fuji-Bell Model 205A-1, мало отличавшийся от вертолета Model 205A-1 американского производства за исключением установленного на нем ТВД Kawasaki KT5313B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell UH-1H Iroquois

   Тип: многоцелевой вертолет с экипажем из одного человека
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Textron Lycoming T53-1-13 мощностью 1400 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость горизонтального полета и максимальная крейсерская скорость на высоте 1735 м - 204 км/ч; скороподъемность 488 м/мин; практический потолок 5840 м: статический потолок с учетом влияния земли 4145 м. без учета влияния земли 1220 м; дальность 511 км
   Масса: пустого 2363 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 кг; длина с вращающимися винтами 17,62 м; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,41 м; площадь, ометаемая несущим винтом 168,11м'

Agusta-Bell АВ 205

Вертолет Agusta-Bell АВ 205 представляет собой вариант вертолета Bell Model 205, лицензия на производство которого была приобретена в 1966 году итальянской фирмой "Costruzioni Aeronautiche Giovanni Agusta SpA". Подобно американскому "родственнику", итальянский вариант АВ 205 отличается от вертолета АВ 204 удлиненным фюзеляжем с кабиной, в которой могут поместиться до 14 человек и один летчик. На вертолете установлен газотурбинный двигатель Т53 повышенной мощности. С целью реализации возросшей мощности двигателя изменениям были подвергнуты динамические системы вертолета. Так на АВ 205 использован несущий винт диаметром 14,63 м, в то время, как диаметр несущего винта вертолета АВ 204 - 13,41 м.
   В военном варианте вертолет АВ 205 является прямым аналогом американского вертолета Bell UH-1D / UN-1H Iroquois. Зарекомендовавшие себя как очень надежные, многоцелевые вертолеты АВ 205 широко экспортировались в разные страны мира.
   Вертолет сертифицирован для эксплуатации в темное время суток. Он может использоваться для перевозки людей и грузов, эвакуации больных и раненых, выполнения поисково-спасательных операций и т.д. В зависимости от характера выполняемой задачи вертолет может быть оснащен надувными поплавками, лебедкой для подъема на борт людей и грузов, лыжным шасси, носилками для больных или раненых, вооружением. Объем грузопассажирской кабины составляет 6,2 м3.
   В базовом варианте вертолет АВ 205 вооружения не несет, но в дверных проемах кабины предусмотрена возможность установки шкворневых турелей для пулеметов, а по бортам кабины возможна подвеска блоков с неуправляемыми авиационными ракетами.
   С 1969 года в Италии серийно строились вертолеты конструктивно улучшенной модификации АВ 205A-1 с увеличенной взлетной массой. Вертолет итальянской постройки оснащался газотурбинным двигателем T53-L-13B (на американском вертолете Bell 205A-1 установлен двигатель T53-L-13A). AB205A-1 спроектирован с учетом возможности быстрой конвертации базового варианта в вертолет-кран грузоподъемностью 2268 кг, санитарный вариант для перевозки шести больных или раненых на носилках с одним-двумя сопровождающими санитарами, поисково-спасательный вариант и вертолет для VIP-перевозок.
   Фирма "Agusta" разработала и построила прототип вертолета АВ 205BG, оснащенного двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome Н.1200. Также был построен прототип вертолета АВ 205TA с двумя газотурбинными двигателями Turbomeca Astazou. Ни один из двух вариантов в серийное производство не передавался.
   Серийное производство вертолетов AB-205 прекращено в 1988 году после поставки 490 вертолетов, в большинстве случаев заказчиками являлись ВВС разных стран мира.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta-Bell АВ 205

   Тип: 15-местный многоцелевой военный/гражданский вертолет
   Силовая установка: один газотурбинный двигатель Avco Lycoming T53-L-13B номинальной мощностью 1400 л. с. в варианте с пониженной до 1250 л. с. взлетной мощностью (мощность на продолжительном режиме работы 1100л. с.)
   Характеристики (с нормальной взлетной массой): максимальная скорость на уровне моря 222 км/ч; крейсерская скорость 212 км/ч; скороподъемность 548 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 5180 м; стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 580 км; максимальная продолжительность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 3 ч 48 минут
   Массы: пустого 2177 кг; нормальная взлетная 3680 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,72 м; длина с вращающимися винтами 17,98; длина фюзеляжа 12,77 м; высота 4,48 м; площадь, ометаемая несущим винтом 170,16 м2
   Вооружение: штатно не устанавливается; предусмотрена установка в дверных проемах грузовой кабины пулеметов на турелях


Операторы вертолета

   Эксплуатация вертолетов АВ 205 продолжается, хотя их серийное производство завершилось 20 лет назад - в 1988 году. Крупнейшим оператором вертолетов данного типа является Турция: турецкая армия имеет на вооружении 125 вертолетов АВ 205, жандармерия - еще пять. Большинство турецких вертолетов АВ 205 используется в качестве транспортных, санитарных, поисково-спасательных и учебно-тренировочных, но часть машин модернизирована в вариант вооруженного вертолета, который применяется для борьбы с повстанцами. На вооружении армии Италии состоит 80 вертолетов АВ 205 под обозначением EM-2; эти вертолеты в составе миротворческих сил ООН использовались в Ливане, Намибии и Курдистане, а в составе Европейских сил по поддержанию мира - на Балканах. Вертолеты АВ 205 состоят на вооружении армейской авиации и ВВС Греции. Вертолеты АВ 205A также имеются в ВВС и ВМС Ирана, ВВС Марокко, ВВС Омана (14-я эскадрилья), ВВС Саудовской Аравии (12-я и 14-я эскадрильи), ВВС республики Сингапур (120-я и 123-я эскадрилья), вооруженных сил Танзании, ВВС Туниса (31-я эскадрилья), ВВС Уганды, ВВС Замбии. В Испании несколько сохранившихся на вооружении вертолетов из подразделения Esc 783/Ala 78 используются под местным обозначением HE.10B для тренировок в полетах по приборам.
USA
UH-1 интенсивно применялись в Армии США с 1960-х годов до начала 21-го века. С появлением машин семейства H-60, начавших поступать в 1979 году, парк этих легендарных вертолетов начал постепенно сокращаться.
UH-1D/H создавался как многоцелевой вертолет поля боя, он остается важнейшим компонентом ВС США и сейчас. Сверху и снизу носовой части фюзеляжа установлены резаки, предназначенные для перерезания проводов линий электропередач. Двери кабины больше, чем у вертолета Model 204.
Хотя военные предпочитают для решения боевых задач использовать двухдвигательные H-1N, однодвигательные Huey все еще играют важную роль. Например, этот UH-1H из форт Рукера используется для обучения экипажей.
Три армейских UH-1 готовятся высадить десант во время учений Bright Star'85. Huey в армии США в основном уме заменены вертолетами UH-60 Black Hawk, но оставшиеся машины будут нести службу до 2015 года.
Прототип "Кобры" в совместном полете с вертолетами UH-1
Машина UH-1D 336-й авиароты распыляет дефолиант над джунглями у дельты реки Меконг, чтобы лишить партизан их естественного укрытия, июль 1969 года. Это иллюстрирует многоцелевые возможности вертолета.
Последний полет UH-1 авиации армии США в Европе состоялся 27 апреля 2011 года - своеобразное завершение целой эпохи.
В 1970 году этот UH-1D перевозил бойцов армии Южного Вьетнама. Трудно найти вертолет, способный сравниться с Huey в качестве многоцелевого боевого транспортного средства.
Troopers from the 1st Cavalry Division (Airmobile);
...а так окрестности сайгонского аэропорта выглядели всего несколько недель спустя, в феврале-марте 1968 г. - с развернутой по периметру стоянок бронетехникой, огневыми позициями минометов и садящимися прямо на газоны вертолетами
Транспортный самолет C-130 и вертолеты UH-1H на одной из авиабаз Южного Вьетнама. Фото второй половины 1968 г.
Личный состав и вертолеты 1-й кавалерийской дивизии США во время операций в Южном Вьетнаме, 1968 г.
Солдат и его собака... Когда армейский лагерь перемещался на новое место, Huey перевозили все, что только можно было взять на борт.
Добровольца, исполняющего роль "астронавта", грузят в медико-эвакуационный UH-1H Iroquois во время учений по эвакуации экипажа "Спейс-Шаттла" (Эдвардс, 2006 год). По требованиям НАСА на базе ежегодно проводятся два таких учения.
Личный состав и вертолеты 1-й кавалерийской дивизии США во время операций в Южном Вьетнаме, 1968 г.
В типовой десантной операции обычно участвовало около 100 солдат, которых перевозили 16-18 вертолетов. Один из UH-1 использовался в качестве воздушного командного пункта. На его борту находился командир десанта и офицер связи, отвечавший за взаимодействие с ВВС США, чтобы в случае необходимости вызвать поддержку с воздуха.
Типичный опорный пункт армии США в Южном Вьетнаме в середине 1960-х гг. Вокруг «зачищенный» напалмом лес, на переднем плане - разбитый при посадке вертолет UH-1H
Высадка американского вертолетного десанта в дельте Меконга, южнее Сайгона. Период Тетского наступления, февраль-март 1968 г.
Американские вертолеты на полевых площадках в Южном Вьетнаме в период проведения операции «Лам Шон 719», 1971 г.
Американские вертолеты на полевых площадках в Южном Вьетнаме в период проведения операции «Лам Шон 719», 1971 г.
Ангар с американскими вертолетами UH-1H на авиабазе Ня Транг. Южный Вьетнам, 1968 г.
This illustration shows the UH-1V, the newest variant to be designated in the long-lived Bell Iroquois family.
The JMRC's last UH-1H Hueys flew alongside the UH-72A Lakota in 2010 and early 2011 before they were withdrawn from use in April 2011. The camouflage was meant to resemble Mil Mi-24s.
The first USAF TH-1H training helicopter, 73-22133, is put through its paces at Randolph AFB, Texas, on November 5, 2005 by Captain John Beurer, with instructor pilot Jeff Cutrell in the left-hand seat.
Bell UH-1 Huey II Авиации Управления авиационных и морских сил
Huey N186SD in a training exercise off the Californian coast for the department’s dive teams.
Supporting the Orange County Sheriff Department's dive teams is one of several Aviation Support Unit roles.
The Orange County Sheriff Department Aviation Support Unit's crews have spent the past year getting to grips with the UH-1H, here flying alongside its two AS350 B2s.
Search and rescue for aircraft crash survivors is another role for the Huey, practised here during an exercise in the Southern Orange County.
The UH-1H is very stable and straightforward to fly, say Orange County Sheriff Department Aviation Support Unit pilots.
Four helicopter types are used by the US Navy at its land bases to provide search and rescue. One of these is the Bell HH-1N which is in use at NAS Fallon and NAS Point Mugu.
Six US Army UH-1Hs previously used to support the Multinational Force and Observers (MFO) in Sinai seen at Tel Aviv/Ben Gurion International Airport, Israel, in early April 2006 awaiting transport back to the USA. The MFO supervises implementation of the security provisions of the Egyptian-Israeli Peace Treaty and the Hueys supported the MFO through Aviation Company 97 under the 1st US Support Battalion. The unit has now transitioned from ten UH-1Hs to eight UH-60A Black Hawks, also painted in the distinctive red and white scheme seen on the Iroquois.
RAVEN air enforcement unit has fitted its helicopters with Goodrich hoists capable of lifting 600lb.
Washoe County includes Lake Tahoe, the largest alpine lake in North America
Teamwork is essential to RAVEN operations, stresses chief pilot Joseph Baumann
Founded in 1971, the unpaid Hasty Team members are specialists in mine rescues, swift water rescues, dive rescue and recovery, among other things
Both RAVEN 3 and RAVEN 7 have removable electric internal Goodrich hoists, making them ideal for SAR operations
Вертолеты Bell 205 (как данный Bell 205A-1) можно взять в лизинг в ряде компаний, включая американскую "MSI Вертолеты".
Все вертолеты ASTREA департамента шерифа Сан-Диего имеют собственные номера. ASTREA 12 (на фото) и ASTREA 10 принадлежат вертолетам Bell 205A1++, которые используются в качестве противопожарных.
Авиагруппа департамента шерифа Сан-Диего - ASTREA (Aerial Support to Regional Enforcement Agencies) - имеет два вертолета Bell 205, оснащенных 1420-литровыми подфюзеляжными баками для воды или огнетушительной смеси.
There are three categories of firefighting helicopter operating in the US
Helicopters transport fire crews and supplies to the fire lines
One of Ventura County Air Unit's helicopters forward deployed at Carpentaria, flying from a playground, with the fire ominously above the town in the background.
Helicopter 6 dips its snorkel into Lake Sherwood to refill the Simplex tank. The fire was under two miles away from this water source, demonstrating the air unit's ability to quickly refill and be back on the fire line within minutes.
Copter 8 performs a water drop. Of note is the thick smoke, which along with high winds, turbulence, and fire itself, create some of the most challenging flying conditions for firefighting aircraft.
Another view of the Simplex fire attack tank along with the hoist device found on Copter 6 a Bell HH-1.
The Simplex Aerospace Fire Attack tank can carry 375 US gallons (1,419 litres) of water.
Attachment points on the Simplex fire attack tank. The hose shown, is the snorkel device, while the open attachment point is the camlock discussed in the article. Ground units can attach a hose to the camlock to refill the tank.
The Air Unit has three full time maintainers assigned. Here, two of them clean and inspect the helicopter after an evening of flights supporting the Thomas Fire.
The helipads (bottom left) the air unit use are on wheels, enabling the aircraft to easily be towed in and out of the hangar for weather or maintenance.
Helicopters 8 and 9, respectively the Bell 205B and the twin engine Bell 212.
UH-1H 69-15372 was restored to static condition and then traded for another example that will fly again.
Germany
Вертолет поисково-спасательной службы Германии UH-1D
The German Heersflieger continues to operate the Bell UH-1D Huey with the Einsatzgruppe SAR (Operational Group/Task Force SAR) as part of Transporthubschrauberregiment 30 based at Niederstetten. The group covers the entire German mainland from detachments at Norvenich Air Base (western part of Germany), Holzdorf Air Base (eastern part of Germany) and currently Landsberg Air Base (southern Germany). Niederstetten will assume responsibility for the south when Landsberg is closed in 2017. Originally, the Huey was due to retire at the end of this year, but no successor for the SAR role has been found and the Bundeswehr extended its service life by a further 30 months, which means UH-1D SAR operations can continue until mid-2019. Maintenance and logistics support is gradually being transferred to RUAG Aerospace in Oberpfaffenhofen. The number of UH-1Ds to remain in service is not yet known.
The Bell UH-1D (c/n 8116, 70+56) gives way to its modern successor, the H145 LUH SAR (c/n 20308, 77+03)
Армейская авиация Германии была одним из многих пользователей UH-1. Ее UH-1D, собранные немецкой фирмой "Dornier", Сухопутными войсками и ВВС ФРГ, они выполняли перевозки грузов, участвовали в поисково-спасательных операциях и VIP-перевозках. В настоящее время германские UH-1D снимаются с вооружения.
Maj Gen Andreas Hannemann, Commander of the Rapid Forces Division (DSK) and his deputy, Brig Gen Andreas Pfeifer, with Niederstetten's Commander Col Peter Goehringer bid farewell to the Bell UH-1D (c/n 8428, 73+08)
Bell UH-1D Huey 70+88 was painted in this colourful scheme to mark the transfer of the type from the Luftwaffe to the Heer (Army). The helicopter has air force markings on its port side (seen here) and army markings starboard. On December 19, 2012, 2 Staffel of Lufttransportgeschwader 61 (LTG-61, Transport Wing 61) based at Landsberg-Penzing disbanded and the helicopters were transferred to Transporthubschrauberregiment 30 (THR-30, Transport Helicopter Regiment 30) at Niederstetten. But in order to provide SAR coverage for the Alps, some Hueys will continue to operate from Penzing for some time.
Another special paint job, marking 30 years' existence of the Luftwaffe's LTG61.
Spain
Около 30 вертолетов UH-1H состояли на вооружении армейской авиации Испании. Huey применялись для десантирования парашютистов, в качестве санитарных и как ганшипы.
One of the 60 Bell UH-1H Hueys acquired by FAMET, HU.10-44, ET-218.
Гражданские операторы используют вертолеты АВ 205 как легкие транспортные и пассажирские. Многие гражданские вертолеты Испании ранее использовались как военные.
Italy
Crew members assigned to the 4th Regiment - 54th 'Cefeo' Squadron carry out pre-flight checks before a training mission
Landing in snow. Crews perform daily training in white-out conditions to improve their skills in mountain flying
The door gunner watches the photographer as his Agusta-Bell AB205A, or UH-205 MM80705/EI 334, departs the landing zone in Sardinia.
AB205As from 4th Army Aviation Regiment fly over the magnificent Catinaccio Group in the heart of the Dolomites
AB205As from the 4th Regiment fly over Sciliar-Catinaccio Nature Park (east of Bolzano). This angle gives a clear view of the E.I.315 external modification of the MEP upgrade and in particular, the engine section with IR-suppressor
AB205As from the Italian Army’s 4th Regiment, at home in their harsh but beautiful environment
A ground crew chief signals to an AB205 as it prepares to land at Bolzano airport after another mission in the mountains
Italian Army Agusta Bell 205A-1 MM80551 'EI-299' is seen here at Venaria Reale, near Turin, home base of 4 Reggimento/34" Gruppo, after returning from duties with the United Nations Interim Forces in Lebanon (UNIFIL) along with three others. The helicopter wears a special scheme to mark the end of the deployment, which will now be taken over by newer Italian helicopters. The Italian Army has been supplying AB205s to support UNIFIL in south Lebanon since 1979.
Albania
Албанские ВВС располагают четырьмя вертолетами Agusta-Bell 205, переданными из запасов итальянской армии.
ВВС Албании
Macedonia
Вертолеты Ми-24, UH-1H (на фото) и Ми-8/17 составляют основу военной авиации Македонии
Georgia
Вертолет "Ирокез" грузинских ВВС, снимок 2007 года
Грузинский вертолет UH-1 американского производства
Greece
The 359 Mira at Dekelia operates a mix of rotorcraft and fixed-wing aircraft, and possesses the bulk of the small HAF helicopter complement, one of the unit's 14 AB-205A-1s that serve in the SAR and light transport roles being illustrated.
AH-64A+ Apache ES1014 (c/n PV-889, ex 90-0537) passes by the tower at Stefanovikio, with a line up Hueys in the distance.
Turkey
Большинство подразделений ВВС Турции имеют по нескольку поисково-спасательных UH-1H, эти же вертолеты используют для перевозки людей и грузов. Кроме того, вертолеты 224-й эскадрильи обеспечивают спецназ. Вертолеты UH-1H, AB 204 и AB 205 турецкой армии используются как наблюдательные и транспортные.
Турецкие "ирокезы" высаживают десант на Кипре
Iraq
ВВС нового Ирака располагают флотом из 16 вертолетов UH-1H, полученных из Иордании и модернизированных американскими специалистами до стандарта Huey II.
Iran
На вооружении авиации армии Ирана имеется 20 вертолетов АВ 205; вертолет на снимке вооружен французскими противотанковыми ракетами Aerospatiale SS11.
Flying in a classic formation, resembling that seen so often when UH-1s of the US Army operated in South East Asia, a section of IRIAA AB.205s taken from another Iranian helicopter while transporting troops deep behind the Iraqi lines on the southern part of the Moharram theatre in autumn 1982.
The Iranian armed forces still operate substantial numbers of helicopters, despite spares and maintenance problems, and the attrition of nearly four years of war. Both the Army and Navy air components include the Agusta-Bell AB 205A Iroquois in their inventories, that illustrated being ex-Sultan of Oman's Air Force.
Following the retirement of the IIGAU’s UH-41As, Gholam-Reza Rahbariyan went on to fly Agusta-Bell 206 JetRangers and Bell UH-1Hs for the Gendarmerie. From having only one rotary-wing pilot at the beginning of the 1960s, Iran now makes great use of helicopters, such as these Iranian Police Aviation Bell UH-1H and UH-1Ns.
Pakistan
Bell UH-1H и UH-1P армейской авиации Пакистана состояли на вооружении трех подразделений - 1-й и 25-й эскадрилий, а также авиакрыла Госдепартамента. В последнем случае минимум две машины довели до стандарта Huey II.
Israel
Numerically the Bell 205 Iroquois (not Agusta-Bell AB 205 as is often reported) is the most important helicopter of Heyl Ha’Avir, an example of this extremely versatile machine being illustrated here.
Lebanon
Lebanese Air Force Bell UH-1H Huey L1009 of the 10th Squadron, based at Beirut and using the callsign Black 2, lifts off from the beachside car park for a casualty evacuation mission during Exercise Cedre Bleu.
Four squadrons in the Lebanese Air Force operate the UH-1H.
One of the three new UH-1H-II Huey IIs delivered to the LAF, at the handover ceremony US Embassy in Lebanon
By some margin the most used aircraft in the Lebanese Air Force, the Bell UH-1H has proved to be a versatile and enduring asset used in numerous roles - including that of bomber, as demonstrated in this photograph of a UH-1H carrying a full load of two 500lb bombs on pylons and one 400kg (880lb) bomb on its belly.
A Hueybomber heads off on another mission with a pair of 500lb Mk 82 GP bombs attached to its homemade pylons. The LAF continues to operate the UH-1H, although its acquisition of six Embraer EMB-314 Super Tucano turboprop ground-attack aircraft means it is unlikely that the Hueybombers will be called into action again.
In early August 2007, UH-1H serial L-1005 was fitted with the cabin bomb-mounting apparatus and tested with various arrangements of ballast to investigate the system’s viability. It is seen here with a ballast cradle on its starboard mounting. On August 9, this aircraft completed the first operational Hueybomber mission of the conflict.
A pair of UH-1Hs at Kleyate Air Force Base north of Tripoli in northern Lebanon in 2007. The nearest has been converted into a “Hueybomber” with the help of parts taken from various other Lebanese Air Force aircraft, including its then non-airworthy Hunter FGA.70s and its Aerospatiale Gazelle helicopters.
Huey serial L-1004 has its Lycoming T53 turboshaft engine run up in preparation for a bombing mission, armed with a single 400kg (880lb) general purpose (GP) bomb on its belly mounting. Owing to minimal ground clearance when carrying the bomb, and for easier fitting, the helicopter is positioned on a pair of steel supports.
One of the Hueybombers sits on a makeshift concrete platform at Kleyate while being prepared for its next bombing mission, this time carrying a single 400kg belly-mounted bomb. The bombing missions were mostly made during the day, but more than 4 1/2 hr of combat mission flight time was accrued at night during the 2007 conflict.
The “DIY” bomb-rack fitted to the LAF Hueys incorporated a weapons pylon from a Hunter (the harness marked with a warning triangle) attached by means of a missile attachment arm from a Gazelle, which in turn was connected to a propshaft (taken from a Navy vessel), which was attached to an armoured plate on the cabin floor.
The ingenious arrangement within the cabin comprised a pair of oxygen bottles also taken from the Hunters, attached to an armoured plate (from an M113 armoured personnel carrier) which was bolted to the floor. The bottles fed compressed air to the release piston, the silver starboard example of which is seen here top left.
Of more slender form than its larger 400kg counterpart, the Mk 82 unguided low-drag GP "dumb bomb" is one of the most widely-used in the world and was dropped in huge numbers during the Gulf War of 1991. The Mk 82s used during the siege of Nahr al-Bared were modified by LAF armourers, and a number were produced locally.
Jordan
В рамках начатой в 1994 году программы военной помощи иорданские ВВС получили 36 UH-1H, ранее состоявших на вооружении в США. Вертолеты состоят на вооружении двух эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Аль-Матар.
Rhodesia
Вертолеты AB.205A из 8-й АЭ ВВС Родезии. Видно, что на машинах нет ни опознавательных знаков, ни номеров
Indonesia
Индонезия эксплуатировала 30 вертолетов 205A-1 (20 машин были закуплены в 1990-е годы у гражданских операторов США), использовавшихся в 1-й вертолетной эскадрилье и летной школе (для повышенной летной подготовки).
Although also equipped with more modern helicopters, the TNI-AD (Indonesian Army) still operates a dozen surviving Bell 205A-1 helicopters from 16 originally delivered, of which HA-5066 seen here was the first example and still remains active.
Singapore
Сингапур с 1978 года получил большое количество UH-1B и UH-1H. После закупки Fennec и Super Puma вертолеты UH-1H остались на вооружении только в 120-й эскадрилье "Kestrel" (авиабаза Сембаванг), но потом настала и их очередь.
Thailand
Вертолеты UH-1 широко представлены в Юго-Восточной Азии, данная машина запечатлена во время учений "Cope Tiger" - группа сил специальных операций Королевских ВС Таиланда эвакуирует условно сбитого летчика. Авиабаза Корат, Таиланд, 2002 год.
Japan
"Рейнджеры" Сухопутных сил самообороны Японии осуществляют высадку с вертолета UH-1 во время показательных учений (2004 год). До землетрясения и цунами 2011 года Япония располагала 146 вертолетами данного семейства.
South Vietnam
Captured UH-1H 780 preserved at the Ho Chi Minh museum in Da Nang was one of several captured examples to wear non-standard national insignia, comprising the North Vietnamese flag rather than the more usual star-and-bar, although the flag has now weathered away on this 'Huey' to reveal the US insignia beneath.
South Korea
Южнокорейский вертолет на фоне десантного корабля-дока "Денвер" ВМС США (празднование годовщины операции в Инчхоне, 2010 год). Южная Корея эксплуатирует UH-1H и UH-1N.
Taiwan
Армейская авиация Тайваня получила не менее 50 Bell UH-1H (большинство построены по лицензии "AIDC"), состоявших на вооружении 1-го и 2-го ударных вертолетных авиакрыльев.
Australia
Союзники США также летали на вертолетах Huey. На этом снимке с машины UH-1D Iroquois из 9-й эскадрильи ВВС Австралии высаживается боевая группа на дороге в Южном Вьетнаме под прикрытием бортстрелка с пулеметом M60.
Вертолеты UH-1H RAAF и солдаты 7-го королевского австралийского полка в Южном Вьетнаме, лето–осень 1968 г.
A UH-1 Iroquois helicopter assigned to the Aircraft Research and Development Unit.
Australian Army/5th Aviation Regiment/A Squadron UH-1H A2-310 banks sharply over the river during a final farewell formation flypast by three of the type over Brisbane on September 21, 2007.
New Zealand
3-я эскадрилья новозеландских ВВС (авиабаза Уинуапай) использует UH-1H для перевозки людей и грузов. Отряд в Уигрэм предназначен для поисково-спасательных операций.
Canada
Вертолеты Huey способны работать в любых климатических условиях: этот CH-118 принимает участие в поисково-спасательных учениях канадской армии.
Brazil
ВВС Бразилии продолжат эксплуатировать имеющиеся у них 33 UH-1H до 2012 года. Шесть из этих Huey оборудованы для поиска и спасения. В Бразилии их почему-то называют "большие лягушки".
Argentina
Аргентина в 1969 году получила 50 вертолетов UH-1H. Все уцелевшие до наших дней машины находятся в составе ВВС (в данное время списываются) из Армии (на фотографии). Сегодня в аргентинской армии имеется 43 UH-1, некоторые из них были модифицированы до стандарта "Huey II".
The UH-1H Huey entered service with the Comando de Aviacion de Ejercito in 1970 and 32 remain in service. The original order of 53 aircraft was supplemented with four second-hand aircraft acquired from the Argentine Navy in February 2008. At least 20 are currently undergoing a local upgrade to Huey II standard.
A three-ship formation of Hueys flies low over the Argentinean countryside.
A UH-1H armed with 105mm rocket launchers and 7.62mm machine gun pods.
Four Bell UH-1Hs were purchased to be converted into Huey 2s, but when the first two were delivered they were not accepted. Instead, they went to the Army
Chile
В строю чилийских ВВС имеются 14 UH-1H. Иногда некоторые из них обслуживают станцию Кинг-Джордж-Айлэнд в Антарктиде.
Uruguay
14 вертолетов UH-1H эксплуатируются в ВВС Уругвая для тактических перевозок. Они действуют в составе 5-й эскадрильи 1-й авиабригады наряду с Bell 212 и Eurocopter Dauphin.
An FAU UH-1H Huey approaches to land with a C212 Aviocar parked on the circular section of the road also used by the Dragonflies to park overnight.
Bolivia
В строю ВВС Боливии остались 11 из 31-го полученного ранее вертолета UH-1H. Они эксплуатируются в объединенной оперативной авиагруппе и действуют по требованиям всех видов вооруженных сил Боливии.
Colombia
Numerically the most important of the FAC's helicopters is the Iroquois, the Bell UH-1H seen having been photographed at Cartagena earlier this year. The suffix "A" appended to its FAC serial indicating that it is a replacement for an earlier helicopter that had been lost.
В ВВС Колумбии эксплуатируется смешанный парк из 26 вертолетов версий UH-1H, Huey II и UH-1N, поставки которых начались в 1996 году. Они дополнили ранее поставленные машины UH-1B, подлежавшие списанию. UH-1H также используются в Армии и полиции.
Guatemala
В 1971 году ВВС Гватемалы получили смешанную партию вертолетов UH-1D и UH-1H. Вдобавок к сохранившимся до сих пор машинам UH-1H поставлялись, в основном, подержанные вертолеты.
Salvador
В 1982 году Сальвадор получил 12 вертолетов UH-1H в рамках американской программы помощи. В ходе последующих поставок их парк возрос до 40 штук. Теперь он сократился, но эти машины должны пройти модификацию по программам доработки до версий Guardian и UH-1M Cazador.
 
UH-1H
Bell UH-1H 68-15493 at Campo de Mayo. The helicopter was acquired from the Overseas Aircraft Support compound at Lakeland, Arizona; it last served with the New York National Guard.