Bell AH-1 HueyCobra / Model 209
Варианты:
Bell - AH-1 HueyCobra / Model 209 - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965
Вертолет

Многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание:
Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Цветные фото (67)

Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)

Разработанный в инициативном порядке фирмой "Bell" вертолет Model 209, оснащенный 1100-сильным двигателем Avco Lycoming T53-L-11, выполнил первый полет 7 сентября 1965 года. Машина стала развитием концепции проекта D-255 Iroquois Warrior. В качестве основного заказчика рассматривалась Армия США, которой был необходим вооруженный вертолет, предназначенный, прежде всего, для сопровождения во Вьетнаме транспортных UH-1, подавления огневых точек противника в зоне высадки и оказания непосредственной поддержки десанту.
   У истоков концепции Iroquois Warrior лежит проект вертолета D-245. Два члена экипажа размещались тандемом с превышением задней кабины (летчика) над передней (стрелка). Проект предусматривал убираемое лыжное шасси, крыло небольшого размаха, использование несущей системы вертолета Model 204.
   Заседание макетной комиссии по вертолету Iroquois Warrior состоялось в июне 1962 года, но в преддверии начала формирования воздушно-кавалерийских бригад фирма "BELL" приняла решение адаптировать проект под использование в соединениях нового типа. Первым шагом в этом направлении стала постройка прототипа Model 207 Sioux Scout, за которым последовало развитие проекта в сторону увеличения размеров вертолета и оснащения его другим двигателем. Новый проект получил обозначение D-262 и фактически являлся "отмасштабированным" вариантом D-255, представленным на тендер по вертолету огневой поддержки в рамках программы AAFSS(Advanced Aerial Fire-Support System), где конкурентами выступали Lockheed CL-840 (позже Model 87) и Sikorsky S-66.
   Победителем конкурса объявили Lockheed YAH-56A Cheyenne, фирма получила заказ на изготовление десяти вертолетов для проведения войсковых испытаний, однако из-за высокой степени технического риска доводка YAH-56A затянулась, а стоимость программы стала постоянно расти. Специалисты "Bell" правильно оценили сложившуюся ситуацию и в декабре 1964 года на фирме в инициативном порядке приступили к проектированию вертолета Model 209 Cobra, используя конструкторский задел по проекту D-262. Полномасштабное проектирование началось в марте 1965 года, ключевым элементом проекта стал новый фюзеляж шириной всего 0,97 м, а хвостовую балку с винтом и стабилизатором взяли от вертолета UH-1C. По бортам фюзеляжа монтировались небольшие консоли крыла; шасси - лыжное, убираемое. Узкий фюзеляж обеспечил Model 209 очень небольшой мидель, что повышало выживаемость машины на поле боя. Вооружение состояло из подфюзеляжной турели Emerson Electric с 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun и различных видов авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых пилонах.
   Когда Армия США объявила о требованиях к "промежуточному" боевому вертолету для использования во Вьетнаме, на разработку и испытания которого отводилось всего 24 месяца, компания уже полным ходом вела постройку прототипа. В августе 1965 года фирма "Bell" предложила военным свой вертолет Model 209, конкурентами которого стали специализированные модификации вертолетов Kaman Н-2 Seasprite и Sikorsky Н-3 Sea King. Победитель был объявлен в марте 1966 года, им стал Model 209. Закупки вертолетов AH-1 HueyCobra начались с двух предсерийных машин, которые несколько отличались от первого варианта Model 209, в частности неубираемым лыжным шасси. Первый AH-1G собрали в мае 1967 года, а в следующем месяце передали заказчику. Машина оснащалась турбовальным двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с, пониженной до 1100 л.с. Хвостовой винт установили не с левой, как у вертолета Model 209, а с правой стороны хвостовой балки.
   Изначально вертолет комплектовался турелью TAT-102A, хотя позже установили турель TAT-141 с двумя пулеметами Minigun (боекомплект по 4000 патронов на пулемет) или двумя 40-мм автоматическими гранатометами M129 (боекомплект 300 выстрелов на ствол), или одним пулеметом и одним гранатометом. Штатно стрельбу из турельного оружия вел стрелок, а подвесное вооружение находилось в ведении летчика.
   Во Вьетнаме новый вертолет сразу зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, после чего последовали дополнительные заказы на его производство. Всего было построено 1126 вертолетов AH-1G, в феврале 1969 года 38 вертолетов были переданы в Корпус морской пехоты США, а несколько машин переделаны в учебно-тренировочный вариант TH-1G.
   В первой половине 1970-х годов в результате реализации программы ICAP (Improved Cobra Armament Program) появился вариант AH-1Q - "промежуточный" специализированный противотанковый вертолет, поскольку программа создания AH-56 Cheyenne была свернута и "полноценный" вертолет Армия США так и не получила. Вертолеты AH-1Q представляли собой AH-1G, доработанные под использование комплекса ПТУР BGM-71 TOW. Контракт на постройку восьми предсерийных машин, получивших обозначение YAH-1Q, был заключен в марте 1972 года. Им предусматривалось оснащение вертолетов AH-1G пусковыми установками и нашлемной системой целеуказания. Первую машину передали на испытания в феврале 1973 года. По результатам испытаний в январе 1974 года был заключен контракт на 101 "серийно доработанный" вертолет, в декабре того же года последовал заказ еще на 189 вертолетов AH-1Q.
   Уже первый опыт эксплуатации вертолета AH-1Q выявил его недостаточную энерговооруженность, поэтому модернизацию в данный вариант прошли лишь 92 машины. Доработки еще на 198 запланированных к модернизации вертолетах не проводились, так как установка комплекса ПТУР существенно увеличивала массу машины и снижала ее маневренность.
   В результате с компанией "Bell" был заключен контракт в рамках программы ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability), что стало первым шагом, из четырех предполагаемых, по приведению вертолетов AH-1Q к стандарту AH-1S HueyCobra. Однако недостаточное финансирование привело к тому, что под обозначением AH-1S на вооружение поступило, по сути, четыре разных модификации.
   Основным направлением работ в рамках программы ICAM стала установка на вертолет двигателя T53-L-703 мощностью 1800 л. с. в сочетании с усовершенствованным главным редуктором и хвостовым винтом от вертолета Model 212. Первый из двух прототипов YAH-1R был доработан из вертолета AH-1G, второй - YAH-1S - представлял собой также модернизированный AH-1Q с комплексом ПТУР TOW. Испытания прототипов начались в декабре 1974 года. Результаты испытаний оказались столь обещающими, что уже в июне 1975 года было принято решение о полном прекращении работ по AH-1Q. На первом этапе имеющиеся вертолеты AH-1Q дорабатывались за счет монтажа новых редукторов и несущих винтов с лопастями из стеклопластика, ассортимент вооружения был пополнен восьмью ракетами комплекса TOW, обновлен состав бортового оборудования и системы управления оружием.
   Изначально за вертолетами были закреплено обозначение AH-1S (Modified) HueyCobra, но в 1987 году обозначение "сократили" до AH-1S HueyCobra. Позже 15 вертолетов модернизировали в вариант TH-1S (Modified) Night Stalker для использования в армейской авиации Национальной гвардии: оснащенные обзорно-прицельной системой PNVS/IHADSS машины предназначались для подготовки экипажей боевых вертолетов AH-64A Apache. В 1987 году обозначение вертолетов TH-1S (Modified) Night Stalker упростили до TH-1S.
   В 1975 году Армия США приступила к реализации программы PASS (Priority Aircraft Subsystem Suitability), направленной на дальнейшее повышение боевой эффективности вертолета HueyCobra. В первую очередь предполагалось повысить выживаемость вертолета в зоне действия новейших средств ПВО советского производства. Фирма "Bell" получила заказ на поставку 305 (позже объем заказа урезали до 297) вертолетов HueyCobra в трех модификациях. Первая модификация, AH-1S (Production) HueyCobra, отличалась плоским остеклением кабины, измененным составом приборного оборудования, наличием системы предупреждения об облучении РЛС и, с 67-го вертолета, несущим винтом с лопастями Kaman K-747 со стреловидными законцовками. В вариант AH-1S (Production) в 1977-1978 годах модернизировали 100 вертолетов, с 1987 года их стали обозначать AH-1P.
   Вариант UP-gun с НУР, AH-1S(ECAS) HueyCobra, вторая модификация по программе PASS, представляет собой вновь построенный AH-1S (Production) с возможностью интеграции системы вооружения ECAS (Enhanced Cobra Armament System); всего было изготовлено 98 таких машин. Вертолеты поставлялись в период с сентября 1978 по октябрь 1979 года, а с 1987 года они обозначаются как AH-1E.
   Третьим и самым совершенным вариантом стал вертолет AH-1S (МС), где МС означало "Modernized Cobra". Новый вертолет сочетал в себе все нововведения модификаций AH-1S (Production) и AH-1S(ECAS), а также оснащался навигационной доплеровской РЛС, станцией постановки ИК-помех, засекречивающей аппаратурой связи и новой системой управления вооружением. Первые 99 вертолетов данной модели были поставлены в ноябре 1979 - апреле 1981 года, еще 50 вертолетов поставлены с апреля 1981 года, кроме того в ноябре 1979 - июне 1982 года в данный вариант модернизировали 337 вертолетов AH-1G. В 1987 году данная модификация получила обозначение AH-1F.
   Находящиеся в эксплуатации вертолеты прошли доработку путем установки системы C-NITE (50 машин), предназначенной для целеуказания в условиях ограниченной видимости. Систему управления вооружением доработали под применение УР класса "воздух-воздух" FIM-92A Stinger, на вертолетах также установили систему предупреждения о лазерном облучении, а сами машины прошли ремонт с целью продления ресурса. Вертолеты Вооруженных сил Израиля получили ночные обзорно-прицельные системы CLNAS фирмы "IAI", которые позволяют использовать УР класса "воздух-поверхность" AGM-114A Hellfire.
   Фирмы "Bell" и "Textron Lycoming" предлагали иностранным заказчикам комплект для модернизации, включающий турбовальный двигатель T53-L-70X мощностью 2000 л. с. четырехлопастный несущий винт, удлиненную хвостовую балку, цифровую трехканальную систему улучшения устойчивости и ряд других улучшений.
   Вариант TAH-1F является учебно-тренировочной модификацией вертолета AH-1F, отличающейся двойным управлением. Всего в данный вариант был модернизирован 41 вертолет AH-1G, изначальное обозначение - TAH-1S. Вертолеты AH-1F строились по лицензии в Японии под обозначением Fuji-Bell AH-1S с двигателями Kawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703 мощностью 1800 л. с.
   Помимо США, вертолеты HueyCobra состояли на вооружении вооруженных сил Бахрейна, Израиля, Иордании, Испании, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Bell AH-1F HueyCobra

   Тип: многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: один ТВаД AlliedSignal (изначально Textron Lycoming) T53-L-703 мощностью 1800 л. с, ограниченной до 1290 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 227 км/ч; скороподъемность 494 м/мин; практический потолок 3720 м; статический потолок с учетом влияния земли 3720 м; дальность 507 км
   Масса: пустого 2993 кг; максимальная взлетная 4536 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 13.41 м; длина с вращающимися винтами 16,18 м; высота 4,09 м; площадь, ометаемая несущим винтом 141.26 м'
   Вооружение: одна 20-мм трехствольная пушка M197, авиационные средства поражения массой до 1000 кг на подкрыльевых узлах подвески (штатные варианты - 2 блока по 4 пусковых установки ПТУР TOW, либо 4 блока по 19 НАР)
AH-1G
Первый прототип "Кобры" в полете. На вертолете применено убирающееся шасси.
Вертолет AH-1G 1-го взвода 334-й штурмовой вертолетной роты, 1968 г. На вертолете установлена турель с одним шестиствольным пулеметом
Первый прототип, вид спереди. На первых «Кобрах» стояли турели с одним шестиствольным пулеметом
Турель серийного вертолета AH-1G с шестиствольным пулеметом и автоматическим гранатометом
7 сентября 1965г.: в Форт-Уорте, Техас, впервые поднялся в воздух вертолет огневой поддержки Bell Model 209 HueyCobra, созданный на базе вертолета UH-1 Iroquois.
Новейший американский боевой вертолет AH-1 «Хью Кобра»
Вертолет AH-1G ранней постройки - один из немногих AH-1G с хвостовым винтом с левой стороны балки. Обратите внимание на закрытую турель с GAU-2B/A Minigun.
Прототип (на переднем плане) и предсерийные боевые вертолеты AH-1G. Шасси прототипа доработано - сделано неубираемым. На предсерийных вертолетах установлено новое крыло с пилонами для подвески вооружения.
Прототип "Кобры" в совместном полете с вертолетами UH-1
A Bell AH-1G HueyCobra of HML-367 closes in on a suspected Viet Cong hideout in 1970. The HueyCobra incorporated the powerplant, transmission system and rotor of Bell’s tried-and-trusted UH-1C Huey, the new dedicated gunship variant making its first flight on September 7, 1965, a mere six months after development had started.
A ’Cobra of HML-367 peels away towards the base at Marble Mountain after a lengthy patrol. The unit returned to Vietnam in the spring of 1975, its UH-1Es participating in the evacuation of Vietnamese and Cambodian refugees during the fall of Saigon. In 2009 HMLA-367’s Bell UH-1Y Venoms deployed to Afghanistan.
Испытательный пуск НУР. Этот AH-1G относится к машинам раннего типа, с прозрачным обтекателем посадочных фар в носовой части.
Армейским Cobra пришлось вести тяжелую и очень опасную войну над джунглями Вьетнама, для чего экипажи разработали тактику "пикирующих атак", что позволило повысить точность огня и снизить свои потери.
«Кобра» обстреливает цель НАРами, Вьетнам, конец 1960-х гг.
Запечатленные на снимке вертолеты AH-1G стали первыми представителями семейства Cobra и завоевали во Вьетнаме высокую репутацию как средства борьбы с различными целями противника.
Потрепанная «Кобра» уходит на боевое задание, Вьетнам, начало 1970-х гг. Облупившаяся окраска вертолета напоминает камуфляж
Colonel Haywood Smith, Commanding Officer of MAG-16 and all US Marine Corps helicopter operations in Vietnam, smiles for the camera beside one of the “Scarface Klan’s” HueyCobras.
Captain Robert W. “Robby” Robinson was one of the Scarface Klan’s “top-timers”, having completed some 1,140 combat missions by the time the unit was rotated out of theatre. Robinson later published a highly-readable account of his experiences with the unit in Vietnam, entitled Scarface 42 (Tailwind Publications, 2008).
Подготовка к боевому вылету «Кобры» из 235-й штурмовой вертолетной роты, дельта Меконга, 1967 г
Подготовка к боевому вылету «Кобры» из 2-го батальона 20-го артиллерийского полка
Большой вклад в высокие показатели Cobra во Вьетнаме внесли техники и специалисты по вооружению вертолетных подразделений. Работая иногда в совершенно жутких условиях, они умудрялись перезарядить пулемет Minigun и подвесить новые блоки НАР всего за 10 минут.
«Кобры» из 2-го батальона 20-го артиллерийского полка
AH-1G, авиабаза Вунгтау, 1969 г.
AH-1G ранней постройки с одним пулеметом на турели, Вьетнам, 1967-1968 гг.
Новенькая «Кобра» ранней постройки - с посадочными фарами в носу фюзеляжа и однопулеметной турелью, Вьетнам, 1967-1968 гг.
AH-1G в стандартной конфигурации - турель с пулеметом и гранатометом, видна выпущенная посадочная фара, Вьетнам, начало 1970-х гг.
Пример яркой нестандартной окраски вертолета AH-1G, Вьетнам, примерно 1969-1970 гг.
AH-1G с установленной на сопле двигателя насадкой, снижающей тепловое излучение, Вьетнам, 1972 г.
Экипаж этой «Кобры» назвал свой вертолет в честь альбома довольно популярного на Западе в 1960-е гг. британского вокально-инструментального ансамбля «The Beatles»
An armourer loads the 7-62mm M134 minigun on the starboard station of the M28 nose turret. The mini-gun, a Gatling-style machine-gun with electrically-operated rotating barrels, was a scaled-down version of the M61 Vulcan 20mm cannon; the M134 was capable of delivering up to 4,000 rounds per minute without overheating.
На данном AH-1G хорошо видны неуправляемые авиационные ракеты, размещенные в стандартном блоке на 19 НАР и в блоке M158 на семь ракет.
A “snake” (HueyCobra) of HML-367 and a pair of US Marine Corps Boeing-Vertol CH-46s - nicknamed “Phrogs” in service owing to the type’s appearance of squatting like a frog when on the ground - await the passing of a thunderstorm at Marble Mountain before undertaking a mission to drop USMC forces deep into enemy-held territory.
The port stub wing of this HML-367 AH-1G, adorned with an appropriate Cobra motif on the nose, is fitted with a 19-tube M159 2-75in folding-fin aerial rocket (FFAR) launcher inboard, with an M158 seven-tube FFAR launcher on the outboard hardpoint.
Spelling it out - the unit’s nickname is written in ammunition on the hangar floor at HML-367’s base at Marble Mountain. This head-on view shows the devastating firepower that each HueyCobra had at its disposal. The front turret is a standard M28 unit, equipped with a 40mm grenade launcher to port and an M134 minigun.
Блок НАР и 20-мм пушка, подвешенные под крылом вертолета AH-1G (вид сзади)
Блоки НАР, подвешенные на вертолете AH-1G
AH-1G с 20-мм пушкой, авиабаза Вунгтау, 1969 г.
HueyCobras of HML-367 in their revetments at Marble Mountain.
Испания приобрела восемь AH-1G, получивших местное обозначение Z-14. Вооруженные 20-мм пушками М35, вертолеты использовались для поддержки патрульных кораблей береговой охраны. Все испанские AH-1 сняты с вооружения в 1985 году.
AH-1Q. Вертолет AH-1Q, созданный на базе AH-1G, отличался вооружением, усиленным за счет использования ракет BGM-71TOW.B 1973 году Армия США получила восемь предсерийных AH-1Q, в носовой части которых был установлен стабилизированный прицел М65, а под каждым пилоном подвешены контейнеры с четырьмя направляющими для ракет TOW. AH-1Q сохранил турель М28 и мог также нести 70-мм НАР. Начиная с июня 1975 года, было поставлено 85 серийных AH-1Q, после чего производство переключилось на выпуск AH-1S.
AH-1S, AH-1F
AH-1S (Production) - позднее AH-1P. В 1977-1978 годах Армия США получила 100 вновь построенных AH-1S Production, имевших незначительные отличия от Improved/Modified машин. Одним из самых важных из них стало использование фонаря кабины с плоскими панелями остекления. Эти машины сохранили турель М28, ракеты TOW и прицел М65 для их использования, вертолеты этой модели отличались усовершенствованной системой управления и бортовым оборудованием. Начиная с 67-й машины, AH-1S Production стали оснащать лопастями несущего винта Kaman K-747. В 1998 году AH-1S Production сменили обозначение на AH-1P.
Турецкая армейская авиация использовала небольшое число AH-1P (36 машин, поставленных в 1992 году) еще в конце 2008 года, наравне с двухдвигательными AH-1W в составе штурмового авиабатальона. В 1994 году Бахрейн получил 14 вертолетов Cobra, вероятно, AH-1P (также назывались AH-1E) или, возможно, смешанную партию, в том числе несколько машин со сдвоенным управлением. В дальнейшем эта страна приобрела, как минимум, еще два вертолета дополнительно.
"Охота" за противником на уровне макушек деревьев - излюбленная тактика экипажей AH-1S (на снимке). Принятие на вооружение вертолета AH-64 Apache привело к тому, что HueyCobra стали активно сниматься с эксплуатации в Армии США. Однако для многих зарубежных армий он по-прежнему остается основным ударным вертолетом.
Сомали. Армия США принимала участие в проводимой под эгидой ООН неудачной миротворческой операции "Restore Hope" в Сомали в 1996 году. Cobra обеспечивали огневую поддержку в исключительно опасных условиях уличных боев, но в отличие от Панамы, в этом случае боевиков зачастую было просто невозможно отличить от "нон-комбатантов". Экипажи Cobra научились противодействовать пикапам Toyota с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, однако, как выяснилось, не меньшую угрозу для вертолетов представляли массированный огонь из стрелкового оружия и РПГ, прямое попадание гранаты из которого приводило к гибели вертолета.
AH-1S Modernized - позднее AH-1F
Сформированная в 2003 году в составе Army Aviation Heritage Foundation (AAHF) пилотажная группа "Sky Soldiers" использует четыре AH-1F Cobra, оборудованных генераторами разноцветных дымов, и выполняет показательные полеты с высокими перегрузками. AAHF рекламирует армейскую авиацию США.
Сравнительно немного снятых с вооружения боевых летательных аппаратов нашли применение на "гражданке", а боевых вертолетов - совсем мало. Тем не менее нескольким ранее принадлежавшим КМП США вертолетам Cobra нашли применение.
Лесная служба США использует несколько доработанных Cobra для борьбы с пожарами в рамках программы "Firewatch Cobra". Они оснащены совершенными тепловыми и лазерными датчиками и используются как своего рода "передовые пожарные авианаводчики".
Japan
После поставки двух вертолетов AH-1S из США компания "Fuji Heavy Industries" приступила к лицензионной постройке AH-1 для Сухопутных сил самообороны Японии - в 2009 году последние эксплуатировали 77 AH-1S.
AH-1S "Cobra" японских сил самообороны
Fuji-built AH-1S HueyCobra of JGSDF's 2nd Anti-Tank Helicopter Squadron (1998)
Germany
В результате длительной программы модернизации на вооружение армейской авиации ВС США был принят вертолет AH-1F, вооруженный ПТУР TOW без ущерба для летных и маневренных данных.
"Кобра" армии ФРГ, уже переоснащенная 20-мм пушкой
Israel
Получившие в Израиле наименование "Tzefa", вертолеты Cobra впервые были использованы в бою в 1979 году в Ливане. В 2009 году AH-1 оставался основным израильским боевым вертолетом, они часто привлекаются к боевым операциям. В операции 2002 года против движения XAMAC вертолеты Cobra выполнили 85% всех боевых вылетов израильской авиации.
Начиная с 1979 года, израильские AH-1 Tzefas принимали участие во многих операциях, в том числе и в 1982 году - против сирийских войск.
Jordan
Иордания закупила 24 AH-1S во второй половине 1980-х годов, позже для обучения экипажей было закуплено еще девять AH-1F. В 2009 году в Иордании эксплуатировалось большинство этих машин.
Иорданские ВВС получили 24 вертолета AH-1F и ракеты BGM-71 TOW на сумму 196 млн долларов (контракт от 1981 года). В начале 2010 года вертолеты состояли на вооружении 10-й и 12-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе имени короля Абдаллы II (около Аммана). AH-1 стал первым боевым вертолетом, поступившим в иорданские ВВС, а обе эскадрильи сформировали в 1985 году специально под них. Покупка Израилем боевых вертолетов AH-64 заставила Иорданию усилить свой противотанковый потенциал.
Bell Cobras to the Modernised AH-1S standard equip In o squadrons of the RJAF, Nos 10 and 12, at Amman.
In service since 1985, Bell Modernised AH-1G HueyCobra anti-armour helicopters are operated by Nos 10 and 12 Squadrons of the Royal Jordanian Air Force.
Thailand
Командование таиландской Армии планировало сформировать эскадрилью боевых вертолетов численностью минимум 27 машин. В качестве первого шага в избранном направлении Таиланд приобрел четыре AH-1F, но от плана закупки 27 боевых вертолетов пришлось отказаться, хотя возможна закупка еще семи машин.
Снимаемые с вооружения Армии США вертолеты AH-1F стали весьма востребованы на международном рынке вооружений. Заинтересованность в них, например, выразил Таиланд.
Pakistan
Пакистан получил 20 AH-1S в 1980-е годы, позже их модернизировали до уровня AH-1F. Дополнительную партию вертолетов Пакистан получил в 2004-2008 годах.
Developed for the US Army as a dedicated gunship for operations in Vietnam, the Bell AH-1 HueyCobra has also seen export success in a number of countries. Depicted here is Pakistan Army AH-1F 786-007, one of 20 ordered, armed with eight Hughes TOW missile launchers, four mounted in pairs on each of the outboard pylons on the stub wings, and a 20mm, M197 three-barrel cannon in a universal turret under the nose.
AH-1 ВС Пакистана принимают участие в войне с терроризмом. Всего в пригодном к полетам состоянии находятся 39 вертолетов.
Austria
Австрийская организация "Flying Bulls" использует для показательных полетов снятые с вооружения Армии США вертолеты TAH-1F, которые также задействованы в выполнении различных рекламных контрактов.
Turkey
UH-1H, AH-1P and S-70A helicopters at Akinci MJB. After it became apparent that the plot was going to fail, rebel helicopters gathered at the base, which was the command centre of the coup.