RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1965

Вертолет

Многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек

Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)

Разработанный в инициативном порядке фирмой "Bell" вертолет Model 209, оснащенный 1100-сильным двигателем Avco Lycoming T53-L-11, выполнил первый полет 7 сентября 1965 года. Машина стала развитием концепции проекта D-255 Iroquois Warrior. В качестве основного заказчика рассматривалась Армия США, которой был необходим вооруженный вертолет, предназначенный, прежде всего, для сопровождения во Вьетнаме транспортных UH-1, подавления огневых точек противника в зоне высадки и оказания непосредственной поддержки десанту.
   У истоков концепции Iroquois Warrior лежит проект вертолета D-245. Два члена экипажа размещались тандемом с превышением задней кабины (летчика) над передней (стрелка). Проект предусматривал убираемое лыжное шасси, крыло небольшого размаха, использование несущей системы вертолета Model 204.
   Заседание макетной комиссии по вертолету Iroquois Warrior состоялось в июне 1962 года, но в преддверии начала формирования воздушно-кавалерийских бригад фирма "BELL" приняла решение адаптировать проект под использование в соединениях нового типа. Первым шагом в этом направлении стала постройка прототипа Model 207 Sioux Scout, за которым последовало развитие проекта в сторону увеличения размеров вертолета и оснащения его другим двигателем. Новый проект получил обозначение D-262 и фактически являлся "отмасштабированным" вариантом D-255, представленным на тендер по вертолету огневой поддержки в рамках программы AAFSS(Advanced Aerial Fire-Support System), где конкурентами выступали Lockheed CL-840 (позже Model 87) и Sikorsky S-66.
   Победителем конкурса объявили Lockheed YAH-56A Cheyenne, фирма получила заказ на изготовление десяти вертолетов для проведения войсковых испытаний, однако из-за высокой степени технического риска доводка YAH-56A затянулась, а стоимость программы стала постоянно расти. Специалисты "Bell" правильно оценили сложившуюся ситуацию и в декабре 1964 года на фирме в инициативном порядке приступили к проектированию вертолета Model 209 Cobra, используя конструкторский задел по проекту D-262. Полномасштабное проектирование началось в марте 1965 года, ключевым элементом проекта стал новый фюзеляж шириной всего 0,97 м, а хвостовую балку с винтом и стабилизатором взяли от вертолета UH-1C. По бортам фюзеляжа монтировались небольшие консоли крыла; шасси - лыжное, убираемое. Узкий фюзеляж обеспечил Model 209 очень небольшой мидель, что повышало выживаемость машины на поле боя. Вооружение состояло из подфюзеляжной турели Emerson Electric с 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun и различных видов авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых пилонах.
   Когда Армия США объявила о требованиях к "промежуточному" боевому вертолету для использования во Вьетнаме, на разработку и испытания которого отводилось всего 24 месяца, компания уже полным ходом вела постройку прототипа. В августе 1965 года фирма "Bell" предложила военным свой вертолет Model 209, конкурентами которого стали специализированные модификации вертолетов Kaman Н-2 Seasprite и Sikorsky Н-3 Sea King. Победитель был объявлен в марте 1966 года, им стал Model 209. Закупки вертолетов AH-1 HueyCobra начались с двух предсерийных машин, которые несколько отличались от первого варианта Model 209, в частности неубираемым лыжным шасси. Первый AH-1G собрали в мае 1967 года, а в следующем месяце передали заказчику. Машина оснащалась турбовальным двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с, пониженной до 1100 л.с. Хвостовой винт установили не с левой, как у вертолета Model 209, а с правой стороны хвостовой балки.
   Изначально вертолет комплектовался турелью TAT-102A, хотя позже установили турель TAT-141 с двумя пулеметами Minigun (боекомплект по 4000 патронов на пулемет) или двумя 40-мм автоматическими гранатометами M129 (боекомплект 300 выстрелов на ствол), или одним пулеметом и одним гранатометом. Штатно стрельбу из турельного оружия вел стрелок, а подвесное вооружение находилось в ведении летчика.
   Во Вьетнаме новый вертолет сразу зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, после чего последовали дополнительные заказы на его производство. Всего было построено 1126 вертолетов AH-1G, в феврале 1969 года 38 вертолетов были переданы в Корпус морской пехоты США, а несколько машин переделаны в учебно-тренировочный вариант TH-1G.
   В первой половине 1970-х годов в результате реализации программы ICAP (Improved Cobra Armament Program) появился вариант AH-1Q - "промежуточный" специализированный противотанковый вертолет, поскольку программа создания AH-56 Cheyenne была свернута и "полноценный" вертолет Армия США так и не получила. Вертолеты AH-1Q представляли собой AH-1G, доработанные под использование комплекса ПТУР BGM-71 TOW. Контракт на постройку восьми предсерийных машин, получивших обозначение YAH-1Q, был заключен в марте 1972 года. Им предусматривалось оснащение вертолетов AH-1G пусковыми установками и нашлемной системой целеуказания. Первую машину передали на испытания в феврале 1973 года. По результатам испытаний в январе 1974 года был заключен контракт на 101 "серийно доработанный" вертолет, в декабре того же года последовал заказ еще на 189 вертолетов AH-1Q.
   Уже первый опыт эксплуатации вертолета AH-1Q выявил его недостаточную энерговооруженность, поэтому модернизацию в данный вариант прошли лишь 92 машины. Доработки еще на 198 запланированных к модернизации вертолетах не проводились, так как установка комплекса ПТУР существенно увеличивала массу машины и снижала ее маневренность.
   В результате с компанией "Bell" был заключен контракт в рамках программы ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability), что стало первым шагом, из четырех предполагаемых, по приведению вертолетов AH-1Q к стандарту AH-1S HueyCobra. Однако недостаточное финансирование привело к тому, что под обозначением AH-1S на вооружение поступило, по сути, четыре разных модификации.
   Основным направлением работ в рамках программы ICAM стала установка на вертолет двигателя T53-L-703 мощностью 1800 л. с. в сочетании с усовершенствованным главным редуктором и хвостовым винтом от вертолета Model 212. Первый из двух прототипов YAH-1R был доработан из вертолета AH-1G, второй - YAH-1S - представлял собой также модернизированный AH-1Q с комплексом ПТУР TOW. Испытания прототипов начались в декабре 1974 года. Результаты испытаний оказались столь обещающими, что уже в июне 1975 года было принято решение о полном прекращении работ по AH-1Q. На первом этапе имеющиеся вертолеты AH-1Q дорабатывались за счет монтажа новых редукторов и несущих винтов с лопастями из стеклопластика, ассортимент вооружения был пополнен восьмью ракетами комплекса TOW, обновлен состав бортового оборудования и системы управления оружием.
   Изначально за вертолетами были закреплено обозначение AH-1S (Modified) HueyCobra, но в 1987 году обозначение "сократили" до AH-1S HueyCobra. Позже 15 вертолетов модернизировали в вариант TH-1S (Modified) Night Stalker для использования в армейской авиации Национальной гвардии: оснащенные обзорно-прицельной системой PNVS/IHADSS машины предназначались для подготовки экипажей боевых вертолетов AH-64A Apache. В 1987 году обозначение вертолетов TH-1S (Modified) Night Stalker упростили до TH-1S.
   В 1975 году Армия США приступила к реализации программы PASS (Priority Aircraft Subsystem Suitability), направленной на дальнейшее повышение боевой эффективности вертолета HueyCobra. В первую очередь предполагалось повысить выживаемость вертолета в зоне действия новейших средств ПВО советского производства. Фирма "Bell" получила заказ на поставку 305 (позже объем заказа урезали до 297) вертолетов HueyCobra в трех модификациях. Первая модификация, AH-1S (Production) HueyCobra, отличалась плоским остеклением кабины, измененным составом приборного оборудования, наличием системы предупреждения об облучении РЛС и, с 67-го вертолета, несущим винтом с лопастями Kaman K-747 со стреловидными законцовками. В вариант AH-1S (Production) в 1977-1978 годах модернизировали 100 вертолетов, с 1987 года их стали обозначать AH-1P.
   Вариант UP-gun с НУР, AH-1S(ECAS) HueyCobra, вторая модификация по программе PASS, представляет собой вновь построенный AH-1S (Production) с возможностью интеграции системы вооружения ECAS (Enhanced Cobra Armament System); всего было изготовлено 98 таких машин. Вертолеты поставлялись в период с сентября 1978 по октябрь 1979 года, а с 1987 года они обозначаются как AH-1E.
   Третьим и самым совершенным вариантом стал вертолет AH-1S (МС), где МС означало "Modernized Cobra". Новый вертолет сочетал в себе все нововведения модификаций AH-1S (Production) и AH-1S(ECAS), а также оснащался навигационной доплеровской РЛС, станцией постановки ИК-помех, засекречивающей аппаратурой связи и новой системой управления вооружением. Первые 99 вертолетов данной модели были поставлены в ноябре 1979 - апреле 1981 года, еще 50 вертолетов поставлены с апреля 1981 года, кроме того в ноябре 1979 - июне 1982 года в данный вариант модернизировали 337 вертолетов AH-1G. В 1987 году данная модификация получила обозначение AH-1F.
   Находящиеся в эксплуатации вертолеты прошли доработку путем установки системы C-NITE (50 машин), предназначенной для целеуказания в условиях ограниченной видимости. Систему управления вооружением доработали под применение УР класса "воздух-воздух" FIM-92A Stinger, на вертолетах также установили систему предупреждения о лазерном облучении, а сами машины прошли ремонт с целью продления ресурса. Вертолеты Вооруженных сил Израиля получили ночные обзорно-прицельные системы CLNAS фирмы "IAI", которые позволяют использовать УР класса "воздух-поверхность" AGM-114A Hellfire.
   Фирмы "Bell" и "Textron Lycoming" предлагали иностранным заказчикам комплект для модернизации, включающий турбовальный двигатель T53-L-70X мощностью 2000 л. с. четырехлопастный несущий винт, удлиненную хвостовую балку, цифровую трехканальную систему улучшения устойчивости и ряд других улучшений.
   Вариант TAH-1F является учебно-тренировочной модификацией вертолета AH-1F, отличающейся двойным управлением. Всего в данный вариант был модернизирован 41 вертолет AH-1G, изначальное обозначение - TAH-1S. Вертолеты AH-1F строились по лицензии в Японии под обозначением Fuji-Bell AH-1S с двигателями Kawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703 мощностью 1800 л. с.
   Помимо США, вертолеты HueyCobra состояли на вооружении вооруженных сил Бахрейна, Израиля, Иордании, Испании, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.

Показать полностью

Описание:

  • Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)
  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • Мировая Авиация 52

    AH-1S (Production) - позднее AH-1P. В 1977-1978 годах Армия США получила 100 вновь построенных AH-1S Production, имевших незначительные отличия от Improved/Modified машин. Одним из самых важных из них стало использование фонаря кабины с плоскими панелями остекления. Эти машины сохранили турель М28, ракеты TOW и прицел М65 для их использования, вертолеты этой модели отличались усовершенствованной системой управления и бортовым оборудованием. Начиная с 67-й машины, AH-1S Production стали оснащать лопастями несущего винта Kaman K-747. В 1998 году AH-1S Production сменили обозначение на AH-1P.
    Турецкая армейская авиация использовала небольшое число AH-1P (36 машин, поставленных в 1992 году) еще в конце 2008 года, наравне с двухдвигательными AH-1W в составе штурмового авиабатальона. В 1994 году Бахрейн получил 14 вертолетов Cobra, вероятно, AH-1P (также назывались AH-1E) или, возможно, смешанную партию, в том числе несколько машин со сдвоенным управлением. В дальнейшем эта страна приобрела, как минимум, еще два вертолета дополнительно.

  • Мировая Авиация 94

    "Охота" за противником на уровне макушек деревьев - излюбленная тактика экипажей AH-1S (на снимке). Принятие на вооружение вертолета AH-64 Apache привело к тому, что HueyCobra стали активно сниматься с эксплуатации в Армии США. Однако для многих зарубежных армий он по-прежнему остается основным ударным вертолетом.

  • Мировая Авиация 94

    Сомали. Армия США принимала участие в проводимой под эгидой ООН неудачной миротворческой операции "Restore Hope" в Сомали в 1996 году. Cobra обеспечивали огневую поддержку в исключительно опасных условиях уличных боев, но в отличие от Панамы, в этом случае боевиков зачастую было просто невозможно отличить от "нон-комбатантов". Экипажи Cobra научились противодействовать пикапам Toyota с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, однако, как выяснилось, не меньшую угрозу для вертолетов представляли массированный огонь из стрелкового оружия и РПГ, прямое попадание гранаты из которого приводило к гибели вертолета.

  • Мировая Авиация 52

    AH-1S Modernized - позднее AH-1F

  • Мировая Авиация 94

    Сформированная в 2003 году в составе Army Aviation Heritage Foundation (AAHF) пилотажная группа "Sky Soldiers" использует четыре AH-1F Cobra, оборудованных генераторами разноцветных дымов, и выполняет показательные полеты с высокими перегрузками. AAHF рекламирует армейскую авиацию США.

  • Мировая Авиация 94

    Сравнительно немного снятых с вооружения боевых летательных аппаратов нашли применение на "гражданке", а боевых вертолетов - совсем мало. Тем не менее нескольким ранее принадлежавшим КМП США вертолетам Cobra нашли применение.

  • Мировая Авиация 94

    Лесная служба США использует несколько доработанных Cobra для борьбы с пожарами в рамках программы "Firewatch Cobra". Они оснащены совершенными тепловыми и лазерными датчиками и используются как своего рода "передовые пожарные авианаводчики".

  • Мировая Авиация 91

    Получившие в Израиле наименование "Tzefa", вертолеты Cobra впервые были использованы в бою в 1979 году в Ливане. В 2009 году AH-1 оставался основным израильским боевым вертолетом, они часто привлекаются к боевым операциям. В операции 2002 года против движения XAMAC вертолеты Cobra выполнили 85% всех боевых вылетов израильской авиации.

  • Мировая Авиация 79

    Начиная с 1979 года, израильские AH-1 Tzefas принимали участие во многих операциях, в том числе и в 1982 году - против сирийских войск.

  • Мировая Авиация 91

    Иордания закупила 24 AH-1S во второй половине 1980-х годов, позже для обучения экипажей было закуплено еще девять AH-1F. В 2009 году в Иордании эксплуатировалось большинство этих машин.

  • Мировая Авиация 94

    Иорданские ВВС получили 24 вертолета AH-1F и ракеты BGM-71 TOW на сумму 196 млн долларов (контракт от 1981 года). В начале 2010 года вертолеты состояли на вооружении 10-й и 12-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе имени короля Абдаллы II (около Аммана). AH-1 стал первым боевым вертолетом, поступившим в иорданские ВВС, а обе эскадрильи сформировали в 1985 году специально под них. Покупка Израилем боевых вертолетов AH-64 заставила Иорданию усилить свой противотанковый потенциал.

  • Air International 1987-11 / P.Jackson - Royal Jordanian Air Force: Air Power at Three-continent Crossroads

    Bell Cobras to the Modernised AH-1S standard equip In o squadrons of the RJAF, Nos 10 and 12, at Amman.

  • Air International 1987-11 / P.Jackson - Royal Jordanian Air Force: Air Power at Three-continent Crossroads

    In service since 1985, Bell Modernised AH-1G HueyCobra anti-armour helicopters are operated by Nos 10 and 12 Squadrons of the Royal Jordanian Air Force.

  • Мировая Авиация 91

    Командование таиландской Армии планировало сформировать эскадрилью боевых вертолетов численностью минимум 27 машин. В качестве первого шага в избранном направлении Таиланд приобрел четыре AH-1F, но от плана закупки 27 боевых вертолетов пришлось отказаться, хотя возможна закупка еще семи машин.

  • Мировая Авиация 79

    Снимаемые с вооружения Армии США вертолеты AH-1F стали весьма востребованы на международном рынке вооружений. Заинтересованность в них, например, выразил Таиланд.

  • Air International 1995-09 / D.Allport - Army Aviation (2)

    Пакистан получил 20 AH-1S в 1980-е годы, позже их модернизировали до уровня AH-1F. Дополнительную партию вертолетов Пакистан получил в 2004-2008 годах.
    Developed for the US Army as a dedicated gunship for operations in Vietnam, the Bell AH-1 HueyCobra has also seen export success in a number of countries. Depicted here is Pakistan Army AH-1F 786-007, one of 20 ordered, armed with eight Hughes TOW missile launchers, four mounted in pairs on each of the outboard pylons on the stub wings, and a 20mm, M197 three-barrel cannon in a universal turret under the nose.

  • Мировая Авиация 91

    AH-1 ВС Пакистана принимают участие в войне с терроризмом. Всего в пригодном к полетам состоянии находятся 39 вертолетов.

  • Мировая Авиация 94

    Австрийская организация "Flying Bulls" использует для показательных полетов снятые с вооружения Армии США вертолеты TAH-1F, которые также задействованы в выполнении различных рекламных контрактов.