Bell AH-1 HueyCobra / Model 209
Варианты:
Bell - AH-1 HueyCobra / Model 209 - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965
Вертолет

Многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание:
Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии

Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)

Разработанный в инициативном порядке фирмой "Bell" вертолет Model 209, оснащенный 1100-сильным двигателем Avco Lycoming T53-L-11, выполнил первый полет 7 сентября 1965 года. Машина стала развитием концепции проекта D-255 Iroquois Warrior. В качестве основного заказчика рассматривалась Армия США, которой был необходим вооруженный вертолет, предназначенный, прежде всего, для сопровождения во Вьетнаме транспортных UH-1, подавления огневых точек противника в зоне высадки и оказания непосредственной поддержки десанту.
  У истоков концепции Iroquois Warrior лежит проект вертолета D-245. Два члена экипажа размещались тандемом с превышением задней кабины (летчика) над передней (стрелка). Проект предусматривал убираемое лыжное шасси, крыло небольшого размаха, использование несущей системы вертолета Model 204.
  Заседание макетной комиссии по вертолету Iroquois Warrior состоялось в июне 1962 года, но в преддверии начала формирования воздушно-кавалерийских бригад фирма "BELL" приняла решение адаптировать проект под использование в соединениях нового типа. Первым шагом в этом направлении стала постройка прототипа Model 207 Sioux Scout, за которым последовало развитие проекта в сторону увеличения размеров вертолета и оснащения его другим двигателем. Новый проект получил обозначение D-262 и фактически являлся "отмасштабированным" вариантом D-255, представленным на тендер по вертолету огневой поддержки в рамках программы AAFSS(Advanced Aerial Fire-Support System), где конкурентами выступали Lockheed CL-840 (позже Model 87) и Sikorsky S-66.
  Победителем конкурса объявили Lockheed YAH-56A Cheyenne, фирма получила заказ на изготовление десяти вертолетов для проведения войсковых испытаний, однако из-за высокой степени технического риска доводка YAH-56A затянулась, а стоимость программы стала постоянно расти. Специалисты "Bell" правильно оценили сложившуюся ситуацию и в декабре 1964 года на фирме в инициативном порядке приступили к проектированию вертолета Model 209 Cobra, используя конструкторский задел по проекту D-262. Полномасштабное проектирование началось в марте 1965 года, ключевым элементом проекта стал новый фюзеляж шириной всего 0,97 м, а хвостовую балку с винтом и стабилизатором взяли от вертолета UH-1C. По бортам фюзеляжа монтировались небольшие консоли крыла; шасси - лыжное, убираемое. Узкий фюзеляж обеспечил Model 209 очень небольшой мидель, что повышало выживаемость машины на поле боя. Вооружение состояло из подфюзеляжной турели Emerson Electric с 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun и различных видов авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых пилонах.
  Когда Армия США объявила о требованиях к "промежуточному" боевому вертолету для использования во Вьетнаме, на разработку и испытания которого отводилось всего 24 месяца, компания уже полным ходом вела постройку прототипа. В августе 1965 года фирма "Bell" предложила военным свой вертолет Model 209, конкурентами которого стали специализированные модификации вертолетов Kaman Н-2 Seasprite и Sikorsky Н-3 Sea King. Победитель был объявлен в марте 1966 года, им стал Model 209. Закупки вертолетов AH-1 HueyCobra начались с двух предсерийных машин, которые несколько отличались от первого варианта Model 209, в частности неубираемым лыжным шасси. Первый AH-1G собрали в мае 1967 года, а в следующем месяце передали заказчику. Машина оснащалась турбовальным двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с, пониженной до 1100 л.с. Хвостовой винт установили не с левой, как у вертолета Model 209, а с правой стороны хвостовой балки.
  Изначально вертолет комплектовался турелью TAT-102A, хотя позже установили турель TAT-141 с двумя пулеметами Minigun (боекомплект по 4000 патронов на пулемет) или двумя 40-мм автоматическими гранатометами M129 (боекомплект 300 выстрелов на ствол), или одним пулеметом и одним гранатометом. Штатно стрельбу из турельного оружия вел стрелок, а подвесное вооружение находилось в ведении летчика.
  Во Вьетнаме новый вертолет сразу зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, после чего последовали дополнительные заказы на его производство. Всего было построено 1126 вертолетов AH-1G, в феврале 1969 года 38 вертолетов были переданы в Корпус морской пехоты США, а несколько машин переделаны в учебно-тренировочный вариант TH-1G.
  В первой половине 1970-х годов в результате реализации программы ICAP (Improved Cobra Armament Program) появился вариант AH-1Q - "промежуточный" специализированный противотанковый вертолет, поскольку программа создания AH-56 Cheyenne была свернута и "полноценный" вертолет Армия США так и не получила. Вертолеты AH-1Q представляли собой AH-1G, доработанные под использование комплекса ПТУР BGM-71 TOW. Контракт на постройку восьми предсерийных машин, получивших обозначение YAH-1Q, был заключен в марте 1972 года. Им предусматривалось оснащение вертолетов AH-1G пусковыми установками и нашлемной системой целеуказания. Первую машину передали на испытания в феврале 1973 года. По результатам испытаний в январе 1974 года был заключен контракт на 101 "серийно доработанный" вертолет, в декабре того же года последовал заказ еще на 189 вертолетов AH-1Q.
  Уже первый опыт эксплуатации вертолета AH-1Q выявил его недостаточную энерговооруженность, поэтому модернизацию в данный вариант прошли лишь 92 машины. Доработки еще на 198 запланированных к модернизации вертолетах не проводились, так как установка комплекса ПТУР существенно увеличивала массу машины и снижала ее маневренность.
  В результате с компанией "Bell" был заключен контракт в рамках программы ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability), что стало первым шагом, из четырех предполагаемых, по приведению вертолетов AH-1Q к стандарту AH-1S HueyCobra. Однако недостаточное финансирование привело к тому, что под обозначением AH-1S на вооружение поступило, по сути, четыре разных модификации.
  Основным направлением работ в рамках программы ICAM стала установка на вертолет двигателя T53-L-703 мощностью 1800 л. с. в сочетании с усовершенствованным главным редуктором и хвостовым винтом от вертолета Model 212. Первый из двух прототипов YAH-1R был доработан из вертолета AH-1G, второй - YAH-1S - представлял собой также модернизированный AH-1Q с комплексом ПТУР TOW. Испытания прототипов начались в декабре 1974 года. Результаты испытаний оказались столь обещающими, что уже в июне 1975 года было принято решение о полном прекращении работ по AH-1Q. На первом этапе имеющиеся вертолеты AH-1Q дорабатывались за счет монтажа новых редукторов и несущих винтов с лопастями из стеклопластика, ассортимент вооружения был пополнен восьмью ракетами комплекса TOW, обновлен состав бортового оборудования и системы управления оружием.
  Изначально за вертолетами были закреплено обозначение AH-1S (Modified) HueyCobra, но в 1987 году обозначение "сократили" до AH-1S HueyCobra. Позже 15 вертолетов модернизировали в вариант TH-1S (Modified) Night Stalker для использования в армейской авиации Национальной гвардии: оснащенные обзорно-прицельной системой PNVS/IHADSS машины предназначались для подготовки экипажей боевых вертолетов AH-64A Apache. В 1987 году обозначение вертолетов TH-1S (Modified) Night Stalker упростили до TH-1S.
  В 1975 году Армия США приступила к реализации программы PASS (Priority Aircraft Subsystem Suitability), направленной на дальнейшее повышение боевой эффективности вертолета HueyCobra. В первую очередь предполагалось повысить выживаемость вертолета в зоне действия новейших средств ПВО советского производства. Фирма "Bell" получила заказ на поставку 305 (позже объем заказа урезали до 297) вертолетов HueyCobra в трех модификациях. Первая модификация, AH-1S (Production) HueyCobra, отличалась плоским остеклением кабины, измененным составом приборного оборудования, наличием системы предупреждения об облучении РЛС и, с 67-го вертолета, несущим винтом с лопастями Kaman K-747 со стреловидными законцовками. В вариант AH-1S (Production) в 1977-1978 годах модернизировали 100 вертолетов, с 1987 года их стали обозначать AH-1P.
  Вариант UP-gun с НУР, AH-1S(ECAS) HueyCobra, вторая модификация по программе PASS, представляет собой вновь построенный AH-1S (Production) с возможностью интеграции системы вооружения ECAS (Enhanced Cobra Armament System); всего было изготовлено 98 таких машин. Вертолеты поставлялись в период с сентября 1978 по октябрь 1979 года, а с 1987 года они обозначаются как AH-1E.
  Третьим и самым совершенным вариантом стал вертолет AH-1S (МС), где МС означало "Modernized Cobra". Новый вертолет сочетал в себе все нововведения модификаций AH-1S (Production) и AH-1S(ECAS), а также оснащался навигационной доплеровской РЛС, станцией постановки ИК-помех, засекречивающей аппаратурой связи и новой системой управления вооружением. Первые 99 вертолетов данной модели были поставлены в ноябре 1979 - апреле 1981 года, еще 50 вертолетов поставлены с апреля 1981 года, кроме того в ноябре 1979 - июне 1982 года в данный вариант модернизировали 337 вертолетов AH-1G. В 1987 году данная модификация получила обозначение AH-1F.
  Находящиеся в эксплуатации вертолеты прошли доработку путем установки системы C-NITE (50 машин), предназначенной для целеуказания в условиях ограниченной видимости. Систему управления вооружением доработали под применение УР класса "воздух-воздух" FIM-92A Stinger, на вертолетах также установили систему предупреждения о лазерном облучении, а сами машины прошли ремонт с целью продления ресурса. Вертолеты Вооруженных сил Израиля получили ночные обзорно-прицельные системы CLNAS фирмы "IAI", которые позволяют использовать УР класса "воздух-поверхность" AGM-114A Hellfire.
  Фирмы "Bell" и "Textron Lycoming" предлагали иностранным заказчикам комплект для модернизации, включающий турбовальный двигатель T53-L-70X мощностью 2000 л. с. четырехлопастный несущий винт, удлиненную хвостовую балку, цифровую трехканальную систему улучшения устойчивости и ряд других улучшений.
  Вариант TAH-1F является учебно-тренировочной модификацией вертолета AH-1F, отличающейся двойным управлением. Всего в данный вариант был модернизирован 41 вертолет AH-1G, изначальное обозначение - TAH-1S. Вертолеты AH-1F строились по лицензии в Японии под обозначением Fuji-Bell AH-1S с двигателями Kawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703 мощностью 1800 л. с.
  Помимо США, вертолеты HueyCobra состояли на вооружении вооруженных сил Бахрейна, Израиля, Иордании, Испании, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Bell AH-1F HueyCobra

  Тип: многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: один ТВаД AlliedSignal (изначально Textron Lycoming) T53-L-703 мощностью 1800 л. с, ограниченной до 1290 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 227 км/ч; скороподъемность 494 м/мин; практический потолок 3720 м; статический потолок с учетом влияния земли 3720 м; дальность 507 км
  Масса: пустого 2993 кг; максимальная взлетная 4536 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 13.41 м; длина с вращающимися винтами 16,18 м; высота 4,09 м; площадь, ометаемая несущим винтом 141.26 м'
  Вооружение: одна 20-мм трехствольная пушка M197, авиационные средства поражения массой до 1000 кг на подкрыльевых узлах подвески (штатные варианты - 2 блока по 4 пусковых установки ПТУР TOW, либо 4 блока по 19 НАР)
AH-1G HueyCobra. Специализированный вертолет огневой поддержки AH-1G HueyCobra был создан на основе знаменитого Huey. Использование этой машины позволило значительно сократить потери транспортных вертолетов и обеспечить мощную огневую поддержку аэромобильных операций.
Вертолет AH-1G "Canned Heat" принадлежал 20-му авиационному ракетно-артиллерийскому батальону 1-й авиационной кавалерийской дивизии. Подразделение в 1972 году постоянно находилось во Вьетнаме. Вертолет несет пулемет Minigun и блок НАР под крылом.
AH-1F Huey Cobra из 31-й АЭ Корпуса Армейской авиации Пакистана
AH-1S "Хью Кобра"
AH-1G
7 сентября 1965г.: в Форт-Уорте, Техас, впервые поднялся в воздух вертолет огневой поддержки Bell Model 209 HueyCobra, созданный на базе вертолета UH-1 Iroquois.
Вертолет AH-1G ранней постройки - один из немногих AH-1G с хвостовым винтом с левой стороны балки. Обратите внимание на закрытую турель с GAU-2B/A Minigun.
Испытательный пуск НУР. Этот AH-1G относится к машинам раннего типа, с прозрачным обтекателем посадочных фар в носовой части.
Армейским Cobra пришлось вести тяжелую и очень опасную войну над джунглями Вьетнама, для чего экипажи разработали тактику "пикирующих атак", что позволило повысить точность огня и снизить свои потери.
Запечатленные на снимке вертолеты AH-1G стали первыми представителями семейства Cobra и завоевали во Вьетнаме высокую репутацию как средства борьбы с различными целями противника.
Большой вклад в высокие показатели Cobra во Вьетнаме внесли техники и специалисты по вооружению вертолетных подразделений. Работая иногда в совершенно жутких условиях, они умудрялись перезарядить пулемет Minigun и подвесить новые блоки НАР всего за 10 минут.
На данном AH-1G хорошо видны неуправляемые авиационные ракеты, размещенные в стандартном блоке на 19 НАР и в блоке M158 на семь ракет.
Испания приобрела восемь AH-1G, получивших местное обозначение Z-14. Вооруженные 20-мм пушками М35, вертолеты использовались для поддержки патрульных кораблей береговой охраны. Все испанские AH-1 сняты с вооружения в 1985 году.
AH-1Q. Вертолет AH-1Q, созданный на базе AH-1G, отличался вооружением, усиленным за счет использования ракет BGM-71TOW.B 1973 году Армия США получила восемь предсерийных AH-1Q, в носовой части которых был установлен стабилизированный прицел М65, а под каждым пилоном подвешены контейнеры с четырьмя направляющими для ракет TOW. AH-1Q сохранил турель М28 и мог также нести 70-мм НАР. Начиная с июня 1975 года, было поставлено 85 серийных AH-1Q, после чего производство переключилось на выпуск AH-1S.
AH-1S, AH-1F
AH-1S (Production) - позднее AH-1P. В 1977-1978 годах Армия США получила 100 вновь построенных AH-1S Production, имевших незначительные отличия от Improved/Modified машин. Одним из самых важных из них стало использование фонаря кабины с плоскими панелями остекления. Эти машины сохранили турель М28, ракеты TOW и прицел М65 для их использования, вертолеты этой модели отличались усовершенствованной системой управления и бортовым оборудованием. Начиная с 67-й машины, AH-1S Production стали оснащать лопастями несущего винта Kaman K-747. В 1998 году AH-1S Production сменили обозначение на AH-1P.
Турецкая армейская авиация использовала небольшое число AH-1P (36 машин, поставленных в 1992 году) еще в конце 2008 года, наравне с двухдвигательными AH-1W в составе штурмового авиабатальона. В 1994 году Бахрейн получил 14 вертолетов Cobra, вероятно, AH-1P (также назывались AH-1E) или, возможно, смешанную партию, в том числе несколько машин со сдвоенным управлением. В дальнейшем эта страна приобрела, как минимум, еще два вертолета дополнительно.
"Охота" за противником на уровне макушек деревьев - излюбленная тактика экипажей AH-1S (на снимке). Принятие на вооружение вертолета AH-64 Apache привело к тому, что HueyCobra стали активно сниматься с эксплуатации в Армии США. Однако для многих зарубежных армий он по-прежнему остается основным ударным вертолетом.
После поставки двух вертолетов AH-1S из США компания "Fuji Heavy Industries" приступила к лицензионной постройке AH-1 для Сухопутных сил самообороны Японии - в 2009 году последние эксплуатировали 77 AH-1S.
AH-1S "Cobra" японских сил самообороны
Снимаемые с вооружения Армии США вертолеты AH-1F стали весьма востребованы на международном рынке вооружений. Заинтересованность в них, например, выразил Таиланд.
AH-1S Modernized - позднее AH-1F
В результате длительной программы модернизации на вооружение армейской авиации ВС США был принят вертолет AH-1F, вооруженный ПТУР TOW без ущерба для летных и маневренных данных.
"Кобра" армии ФРГ, уже переоснащенная 20-мм пушкой
Получившие в Израиле наименование "Tzefa", вертолеты Cobra впервые были использованы в бою в 1979 году в Ливане. В 2009 году AH-1 оставался основным израильским боевым вертолетом, они часто привлекаются к боевым операциям. В операции 2002 года против движения XAMAC вертолеты Cobra выполнили 85% всех боевых вылетов израильской авиации.
Начиная с 1979 года, израильские AH-1 Tzefas принимали участие во многих операциях, в том числе и в 1982 году - против сирийских войск.
Иордания закупила 24 AH-1S во второй половине 1980-х годов, позже для обучения экипажей было закуплено еще девять AH-1F. В 2009 году в Иордании эксплуатировалось большинство этих машин.
Иорданские ВВС получили 24 вертолета AH-1F и ракеты BGM-71 TOW на сумму 196 млн долларов (контракт от 1981 года). В начале 2010 года вертолеты состояли на вооружении 10-й и 12-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе имени короля Абдаллы II (около Аммана). AH-1 стал первым боевым вертолетом, поступившим в иорданские ВВС, а обе эскадрильи сформировали в 1985 году специально под них. Покупка Израилем боевых вертолетов AH-64 заставила Иорданию усилить свой противотанковый потенциал.
Командование таиландской Армии планировало сформировать эскадрилью боевых вертолетов численностью минимум 27 машин. В качестве первого шага в избранном направлении Таиланд приобрел четыре AH-1F, но от плана закупки 27 боевых вертолетов пришлось отказаться, хотя возможна закупка еще семи машин.
Пакистан получил 20 AH-1S в 1980-е годы, позже их модернизировали до уровня AH-1F. Дополнительную партию вертолетов Пакистан получил в 2004-2008 годах.
AH-1 ВС Пакистана принимают участие в войне с терроризмом. Всего в пригодном к полетам состоянии находятся 39 вертолетов.
Сомали. Армия США принимала участие в проводимой под эгидой ООН неудачной миротворческой операции "Restore Hope" в Сомали в 1996 году. Cobra обеспечивали огневую поддержку в исключительно опасных условиях уличных боев, но в отличие от Панамы, в этом случае боевиков зачастую было просто невозможно отличить от "нон-комбатантов". Экипажи Cobra научились противодействовать пикапам Toyota с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, однако, как выяснилось, не меньшую угрозу для вертолетов представляли массированный огонь из стрелкового оружия и РПГ, прямое попадание гранаты из которого приводило к гибели вертолета.
Сформированная в 2003 году в составе Army Aviation Heritage Foundation (AAHF) пилотажная группа "Sky Soldiers" использует четыре AH-1F Cobra, оборудованных генераторами разноцветных дымов, и выполняет показательные полеты с высокими перегрузками. AAHF рекламирует армейскую авиацию США.
Сравнительно немного снятых с вооружения боевых летательных аппаратов нашли применение на "гражданке", а боевых вертолетов - совсем мало. Тем не менее нескольким ранее принадлежавшим КМП США вертолетам Cobra нашли применение.
Австрийская организация "Flying Bulls" использует для показательных полетов снятые с вооружения Армии США вертолеты TAH-1F, которые также задействованы в выполнении различных рекламных контрактов.
Лесная служба США использует несколько доработанных Cobra для борьбы с пожарами в рамках программы "Firewatch Cobra". Они оснащены совершенными тепловыми и лазерными датчиками и используются как своего рода "передовые пожарные авианаводчики".
UH-1H, AH-1P and S-70A helicopters at Akinci MJB. After it became apparent that the plot was going to fail, rebel helicopters gathered at the base, which was the command centre of the coup.
AH-1G
Bell Model 209 HueyCobra armed helicopter, developed from UH-1B
Первый прототип отличался наличием убирающегося шасси. За шесть лет испытаний его постепенно доработали до стандарта AH-1G.
"Bell" разработала целое семейство боевых и транспортных вертолетов, завоевавших популярность в Армии США. На переднем плане - AH-1G, в центре UH-1B и на заднем плане UH-1D. Все три вертолета спроектированы на базе самой первой модели UH-1.
На сопровождение "Чинука". Южный Вьетнам
Летательные аппараты КМП США в демонстрационном полете над авиабазой Нью-Ривер, 18 марта 2008 г. Справа налево: MV-22B "Оспри", CH-53E "Супер Стэллион", CH-46 "Си Найт", AH-1 "Кобра"
Boeing-Vertol CH-47C Chinooks fly over the "Reforger'' assembly area at Giebelstadt airfield, near Wurzburg, Germany. On the ground are Bell AH-1G HueyCobras and OH-58A Kiowas
Основным вооружением американских вертолетов AH-1 был ПТРК TOW - именно с его помощью Пентагон намеревался остановить "танковые полчища Советов".
Во время свободной охоты Cobra регулярно действовали вместе с легкими разведывательными вертолетами OH-6, на которых часто снимали с кабины двери для обеспечения лучшего обзора. Как только разведчик обнаруживал противника, он набирал высоту и отмечал цель, а следовавшие выше Cobra наоборот - пикировали вниз, обрушивая на цель море огня. Вертолеты Cobra часто обеспечивали и поисково-спасательные операции, а однажды экипаж умудрился даже эвакуировать пилота сбитого F-100 - будущего командующего ВВС США генерала Р. Фоглмэна.
На врезке: на малой высоте Cobra была очень уязвима, спасало только мастерство пилотов.
Первый в мире боевой вертолет Белл AH-1
This U.S. Army Bell HueyCobra is now being tested with a new composite tail boom developed by Hughes Helicopters and designed for longer life and greater "survivability" in combat
AH-1G - под крылом блок НУРС и связка "базук"
Hellfire development rounds on the wingtip pylons of a Bell AH-1G HueyCobra
Экипаж AH-1G отдыхает между вылетами. Авиабаза Фу Кэт, 1971г.
"Кобра", укрывшаяся на опушке леса
Во Вьетнаме экипажи во время выполнения заданий часто попадали под сильный обстрел с земли. AH-1G находились тогда на вооружении более чем 20 подразделений, почти 300 вертолетов были потеряны в боях.
An earlier AH-1G Cobra with "chin" gun turret and rocket launchers on the wings. Note 101st "Screaming Eagle" badge on nose
AH-1G "Хью Кобра" из 339-й авиационной роты "Плэйбой"
An AH-1Q Cobra gunship with Hughes TOW outboard station of the starboard stub wing
"Кобра" на учениях в ФРГ - под крылом пусковые установки ПТУР TOW и НУРС, на турели - "Миниган"
Prototype of the Bell AH-1Q TOW Cobra during qualification testing
AH-1E "Кобра-Тоу" с плоскими панелями остекления
AH-1S, AH-1F
AH-1S ранних серий (AH-1Q) в армии Израиля
"Кобра" во время войны в Персидском заливе
Subject of a Monogram kit in 1/48th scale, the Bell AH-1S is not one of the most colourful of subjects for the modeller, although the kit does provide a little more diversity of markings than are apparent on thus US Army Cobra of the 268th AAB, 9th CAB, 9th Infantry Division.
"Кобра" во время войны в Персидском заливе
Bell AH-1S HueyCobra.
Bell AH-1S HueyCobra.
Белл AH-1S "Кобра" ВВС Катара
TAH-1S с системой PNVS для подготовки летчиков вертолетов "Апач"
Пушечная турель и турель системы M65 вертолета AH-1S
New thermal-imaging night sight, the Hughes C-NITE, during recent tests on a U.S. Army Bell Cobra helicopter in which 25 out of 27 TOW missiles were successfully fired in darkness
Открытый отсек боекомплекта на AH-1S
 
Пусковые установки ПТУР TOW на "Кобре"
Подвеска блока НАР XM-159 под крыло "Кобры". Вьетнам, 1969г.
Cayuse взлетает с одной из баз в Южном Вьетнаме - на заднем плане видны ударные вертолеты AH-1. Обратите внимание на установленный на вертолет пулемет Minigun и десантника с пулеметом M60.
Кабина AH-1G: слева - пилота, справа - стрелка
AH-1G Huey Cobra, отряд "D" из состава 3-го дивизиона 4-го кавалерийского полка армейской авиации США
AH-1F HueyCobra. По опыту боевого применения во Вьетнаме вертолет Cobra вооружили ПТУР TOW, присвоив доработанным машинам обозначение AH-1Q. Мощности двигателя потяжелевшему AH-1Q явно не хватало, что заставило конструкторов провести более радикальную модернизацию, затронувшую силовую установку, вооружение, БРЭО, приборное оборудование кабин и винты. Новый вариант известен как AH-1S(MC), хотя на самом деле единого варианта модернизации не существовало, а под обозначением "S" скрывались вертолеты различных вариантов. В 1988 году "МС" стали обозначать AH-1F, которые легко отличить по плоским панелям остекления фонаря и носовой турели с прицельной системой М65 для ПТРК TOW. Приборное оборудование кабины совместимо с очками ночного видения, вертолет получил новое навигационное и связное оборудование, доработанную СУВ. Хотя AH-1F обладал большим модернизационным запасом, появление AH-64 Apache привело к снятию с вооружения боевых частей Армии США вертолетов Cobra и передачи их Национальной гвардии. В то же время КМП США пошел на модернизацию своих AH-1W в AH-1Z, получивших новые четырехлопастный несущий винт и систему повышения устойчивости, масса боевой нагрузки была увеличена на 454 кг.
Компоновочная схема вертолета Белл AH-1S (AH-1F) "Кобра"
Bell UH-1H Iroquois, with additional side views of UH-1N (centre) and AH-1G Huey Cobra (bottom)
Bell AH-1F HueyCobra