Sikorsky UH-60 Black Hawk / S-70
Варианты:
Sikorsky - UH-60 Black Hawk / S-70 - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974
Вертолет

Twin-turbine utility transport helicopter
Описание
Фотографии:

Цветные фото (106)
Sikorsky S-70, UH-60 Black Hawk и SH-60 Seahawk
  
  Семейство вертолетов S-70 было создано компанией "Sikorsky" на замену находившимся на вооружении Bell UH-1. Соответствующий тендер Армия США объявила в 1972 году на разработку многоцелевого тактического транспортного вертолета UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System). "Sikorsky" представила прототип YUH-60A, облетанный 17 октября 1974 года и отличавшийся вместительной кабиной со сдвигающимися назад дверями, двухместной пилотской кабиной и усиленным шасси. Вертолет оснащался четырехлопастным несущим винтом и двумя двигателями T700-GE-700.
  Вертолет оказался весьма привлекательным и, что немаловажно, живучим, поэтому в декабре 1976 года "Sikorsky" была объявлена победителем тендера, в котором также принимал участие вертолет Boeing Vertol YUH-61.
  Первый серийный UH-60A Black Hawk поднялся в воздух 17 октября 1978 года, а первым его на вооружение в июне 1979 года получила 101-я воздушно-десантная дивизия.
  В стандартном варианте вертолет берет на борт (кроме двух пилотов) одного стрелка(ведет огонь из бортового пулемета) и 11 десантников, хотя при необходимости в кабине могут разместиться до 20 человек. За годы службы вертолет неоднократно проходил модернизацию, получив высокоустановленное крыло с четырьмя пилонами для подвески топливных баков или вооружения, возможность по размещению на борту медико-эвакуационного комплекта или комплекта для эксплуатации в зимних условиях, спасательную лебедку, пулеметы M134 Minigun или M60, оборудование для резки проводов, экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) на сопла двигателей и усовершенствованные авионику и бортовой комплекс обороны.
  Армия США получала серийные UH-60A и сначала распределяла их по группам войск в Европе и Корее, и лишь затем они стали поступать в соединения, дислоцированные на континентальной части США. По мере установки на вертолеты нового оборудования его масса росла, и силовая установка становилась все менее эффективной. В итоге было принято решение создать менее дорогой вариант UH-60L с более мощными двигателями T700-GE-701C, что позволило ему поднимать в воздух боевую многоцелевую машину HMMWV с ПТРК TOW. Первый UH-60L был облетан 22 марта 1988 года, поставки начались с октября 1989 года.
  Третий основной вариант вертолета UH-60M появился в 2006 году.
  На базе армейского UH-60 создано множество модификаций, включая медико-эвакуационный UH-60Q, вертолет РЭБ EH-60 с системой Quick Fix и MH-60K "Velcro Hawk" для обеспечения поисково-спасательных действий и спецопераций. ВВС США приобрели для боевых поисково-спасательных операций и обеспечения действий спецназа MH-60G Pave Hawk и HH-60G Rescue Hawk, а КМП США - VH-60N "Presidential Hawk". Кроме того, часть вертолетов выпускалась под обозначением S-70A. Производство по лицензии осуществлялось в Австралии, Южной Корее и Турции. Обозначение S-70C применяется к гражданским Black Hawk.
<...>


Варианты S-70 сухопутного базирования (США)

  S-70A /YUH-60A: три прототипа для тендера Армии США по программе UTTAS, отличительная особенность - новая форма хвостовой части, стреловидная, с положительным углом поперечного V
  S-70A /UH-60A: первая серийная модификация для Армии США с некоторыми отличиями в деталях от прототипов
  S-70A /UH-60L: базовая многоцелевая модификация, сменившая UH-60A. Более мощные двигатели, усовершенствованная трансмиссия, ЭВУ; в Армии США - 707 вертолетов
  S-70A /UH-60M: третье поколение базового транспортного вертолета, выпускается с 2006 года и отличается модифицированными лопастями несущего винта с более широкой хордой и модернизированным приборным оборудованием кабины
  S-70/UH-60Q: медико-эвакуационная версия, разработанная на базе UH-60L и отличающаяся новой кабиной, ИК-станцией переднего обзора, усовершенствованными авионикой и целевым оборудованием
  S-70 "Firehawk": прототип противопожарной модификации с удлиненным шасси и съемным подфюзеляжным баком марки "Aero Union" для воды, который можно пополнять в режиме висения
  S-70/UH-60A "ARRS": 11 UH-60A для поисково-спасательных эскадрилий ВВС США; один затем был переоборудован в вариант HH-60D. Особенности - ЭВУ, складывающийся стабилизатор, приборное оборудование кабины совместимо с очками ночного видения, спасательная лебедка, устройство для резки проводов и комплект для эксплуатации в зимних условиях. В дальнейшем эти 10 вертолетов переоборудовали под стандарт Credible Hawk
  S-70/UH-60A Credible Hawk: вертолеты, модернизированные по стандарту поисково-спасательных UH-60A американских ВВС. Установлены пилоны системы внешних узлов подвески топливных баков и вооружения, возможность установки в грузовой кабине дополнительного топливного бака и пулеметов Minigun, а также топливозаправочной штанги. Первоначально переоборудованы 19 вертолетов, затем - еще несколько
  S-70/MH-60G Pave Hawk: боевой поисково-спасательный для ВВС США; создан на базе UH-60L, но с топливозаправочной штангой, метео-РЛС, складывающимся стабилизатором, приборным оборудованием кабины совместимым с очками ночного видения, и др. Выпускался путем переоборудования UH-60A и постройки новых машин. 82 вертолета в варианте боевого поисково-спасательного в 1992 году получили обозначение HH-60G, а 16 вертолетов остались в ВВС США в варианте MH-60G - они оснащаются ИК-системой переднего обзора Pave Low III, системой внешних узлов для подвески топливных баков и вооружения и пр.
  S-70/HH-60G: обозначение, присвоенное MH-60G - боевому поисково-спасательному вертолету ВВС США, призванное отразить различие в составе оборудования между ним и вертолетом специальных операций MH-60G
  S-70A/UH-60A (Enhanced): базовый вертолет спецопераций - переоборудован из UH-60A, с новой авионикой, пулеметами Minigun и возможностью быстрого десантирования спецназовцев по тросам. Около 40 машин
  S-70A/MH-60A: вертолет спецопераций, разработанный для Армии США на базе UH-60 (Enhanced), но оснащенный ИК-системой переднего обзора, оборудованием спутниковой связи, дополнительной спасательной лебедкой и устройством постановки ИК-помех
  S-70/MH-60K "Crash Hawk": новый вариант для сил СО Армии США, оснащен ИК-системой переднего обзора, установлена внизу носовой части РЛС обеспечения автоматического следования рельефу местности и автоматического предотвращения столкновений с землей, плюс топливозаправочная штанга и авионика по типу MH-47E
  S-70/MH-60A/L "Velcro Hawk": стандартный вертолет Армии США UH-60A/L, модифицированный для обеспечения действий спецназа - оснащен ИК-системой переднего обзора и усовершенствованным комплексом обороны. Заменил в войсках UH-60(E) и MH-60A. Позже установлены метео-РЛС, кевларовая броня и обеспечена возможность установки ПТРК Hellfire.10 вертолетов оснащены топливозаправочной штангой
  S-70/HH-60M: медико-эвакуационный UH-60M; в Армии США 67 вертолетов
  S-70/MH-60M/U: UH-60M авиации Армии и ВВС США, переоборудованные для обеспечения действий спецназа
  S-70/AH-60L Direct Action Penetrator: MH-60L с усиленным наступательным потенциалом
  S-70A/VH-60A: президентский VIP-транспортный вертолет с усовершенствованным редуктором, автоматической системой управления полетом по типу SH-60B, улучшенной звукоизоляцией, метео-РЛС, усовершенствованной авионикой и повышенной стойкостью к ЭМИ
  S-70A/VH-60N "White Hawk": обозначение, присвоенное президентским VIP-вертолетам
  S-70A/YEH-60A: прототип вертолета РЭБ, переоборудованный из UH-60A
  S-70A/EH-60A: вертолет РЭБ. Из UH-60A переоборудованы 65 вертолетов
  S-70A/YEH-60B: один прототип, переоборудованный из UH-60A и получивший РЛС SOTAS (обнаружение целей вне зоны ПВО противника). Удлиняющиеся основные опоры шасси и вращающийся антенный блок под фюзеляжем. Производство начато не было, средства перенаправили на программу J-STARS
  S-70A/EH-60L: усовершенствованный вариант с оборудованием Advanced Quick Fix. Первоначально намечалось переоборудовать 32 вертолета из EH-60A, но в итоге - только 12 машин
  S-70A/UH-60A(C): командно-штабной вариант для Армии США. Из UH-60A переоборудованы 50 машин
  Stealth Blackhawk: модернизированный UH-60, стоящий на вооружении 160-го авиаполка специальных операций Армии США. Отличия - модифицированное хвостовое оперение, рулевой винт с увеличенным количеством лопастей, а также пониженная шумность и радиолокационная заметность


Экспортные варианты S-70 сухопутного базирования

  S-70A/UH-60C: прототип усовершенствованного командно-штабного варианта
  S-70A-1: многоцелевой для Саудовской Аравии
  S-70A/UH-60J: строившиеся "Mitsubishi" многоцелевые поисково-спасательные вертолеты для японских ВМС и ВВС; 66 вертолетов
  S-70A/UH-60JA: строившиеся "Mitsubishi" многоцелевые вертолеты для японской армии; 80 машин
  S-70/UH-60P: вариант UH-60L для Южной Кореи, первые три собраны "Sikorsky", остальные - "Korean Airlines"; около 150 вертолетов
  Экспортные варианты S-70A: медико-эвакуационный S-70A-1L для Саудовской Аравии; многоцелевой S-70A-5 для Филиппин; многоцелевой S-70A-6 для Таиланда; многоцелевой S-70A-9 для австралийской армии; многоцелевой S-70A-11 для Иордании; многоцелевой S-70A-12 для Японии (UH-60J); многоцелевой S-70A-14 для Брунея; многоцелевой S-70A-17 для Турции; многоцелевой S-70A-18 для Южной Кореи (UH-60P); VIP-вариант S-70A-20 для Таиланда; VIP-вариант S-70A-21 для Египта; VIP-вариант S-70A-22 для Южной Кореи; многоцелевой S-70A-24 для Мексики; многоцелевой S-70A-25 для неназванного заказчика; многоцелевой S-70A-26 для Марокко; три поисково-спасательных S-70A-27 поставлены правительству Гонконга; один вертолет VIP-варианта S-70A-30 поставлен Аргентине; один вертолет VIP-варианта S-70A-39 поставлен Чили; S-70A-50 - обозначение 15 вертолетов UH-60L для Израиля, местное обозначение Yanshuf.
  S-70C: обозначение, зарезервированное для гражданских UH-60 Black Hawk
  S-70C-2: 24 оснащенных радарами вертолета UH-60 для Китая, поставки остановлены из-за эмбарго
  S-70C-14: VIP-вариант для Брунея, поставлены два вертолета
  S-70i: "международная" военная модификация, сборка выполняется польской "PZL Mielec", дочерней компанией "Sikorsky". Вертолет строится по лицензии турецкой "Turkish Aerospace Industries" и оснащается бортовой ЭВМ, авионикой, шасси и трансмиссией турецкого производства. Местное обозначение T-70
Two Black Hawk helicopters, with powerful searchlights attached to the port sponsons, are on permanent loan to the unit and have proved to be very effective.
Испытания вертолетов для Армии США. 17 октября 1974г.: в Стратфорде поднялся в воздух первый из трех прототипов вертолета Sikorsky YUH-60A (фото), его конкурентом был Boeing Vertol YUH-61A. Сравнительные испытания проводились по программе Армии США UTTAS ("Utility Tactical Transport Aircraft System"). YUH-61A впервые поднялся в воздух 29 ноября, но проиграл конкурс. По компоновке оба вертолета чрезвычайно похожи, а их силовые установки идентичны. Главное различие - шасси, YUH-61A имел шасси с носовой опорой.
The first production example of the UH-60A Black Hawk on an early test flight. Initially flown on 17 October 1978, the first UH-60A was formally handed over to the US Army on the 31st of the month but remained at Sikorsky for validation of performance data. It began a three-month period of icing tests in January, while the third aircraft went to Edwards AFB for performance guarantee testing. The second production Black Hawk is spending seven months in Panama for tropical tests and No 4 has begun an 11-month evaluation of reliability, availability and maintainability.
YUH-60A (прототипы). В объявленном в рамках программы UTTAS конкурсе были заказаны три прототипа YUH-60A, а после победы компании "Sikorsky" в тендере - еще три вертолета. Первый из прототипов поднялся в воздух 17 октября 1974 года, в Стратфорде, штат Коннектикут. Машина имела фиксированный стабилизатор на концевой балке, но во время испытаний выявились проблемы с ним. Отличиями ранних машин также были более короткий вал привода несущего винта и обтекатели на фюзеляже, закрывавшие воздухозаборники двигателей. Менее значительные изменения коснулись иллюминаторов кабины - была обеспечена возможность установки пулеметов.
US Marine Corps VH-60Ns from HMX-1 en route from Schiphol Airport to Amsterdam on March 24, 2014 for President Obama’s visit to the Rijksmuseum.
Black Hawk доступен во многих вариантах, пользующихся высокой популярностью в мире.
Регулярные крупные учения на Ближнем Востоке, проводившиеся в 1970-1980 годах, можно назвать репетицией операции "Буря в пустыне", они позволили накопить опыт эксплуатации UH-60 в условиях пустынного климата. После войны во Вьетнаме, вертолеты стали неотъемлемой частью боевой стратегии Армии США. С учетом необходимости проведения аэромобильных операций в Кувейте развертыванию вертолетов в районе Персидского залива отдавался наивысший приоритет.
Выбор вертолета ВМС никак не связан с аналогичным выбором Армии США модели H-60 (внизу), хотя какое-то влияние это могло оказать. Соперником H-60 был Boeing Vertol YUH-61 (вверху).
Операция "Щит пустыни". Декабрь 1990г.: с приближением конца года союзники во главе с США начали массированное развертывание войск в зоне Персидского залива для подготовки к войне с Ираком. Командующий объединенными силами генерал Н. Шварцкопф имел в своем распоряжении 1350 американских боевых самолетов, в том числе "невидимые" радарами штурмовики F-117A, самолеты AWACS, палубную авиацию в Персидском заливе и Красном море на борту шести авианосцев, а также около 1500 вертолетов, включая UH-60 Blackhawk (на снимке).
UH-60L. По мере роста массы нового оборудования, росла и общая масса UH-60, мощности старых двигателей уже не хватало, и для решения этой проблемы "Sikorsky" оснастила вертолет более мощными двигателями T700-GE-701C и новой трансмиссией, оставив прежнюю систему управления полетом. Новая модификация была представлена в марте 1988 года, его выпуск для Армии США продолжался до 2007 года, когда ему на смену пришел вертолет UH-60M.
Sikorsky UH-60MU Black Hawk 05-20017 is currently being used as the Optionally Piloted Black Hawk. The helicopter is being directed via a man-portable ground control station.
Five new Sikorsky S-70i Black Hawk Internationals manufactured in Poland by subsidiary PZL Mielec were accepted into service with Colombian Army Aviation during a ceremony in Tolemaida on February 11, 2013. Two more were contracted by Colombia in April for delivery in October and further orders are expected.
UH-60 заходит на посадку на передовой базе Бэйлаф, Афганистан, его прикрывает AH-64 Apache (июнь 2010 года). К лету 2010 года в Афганистане было потеряно 14 вертолетов Black Hawk, официально три - от огня противника.
С 1990-х годов вертолеты UH-60A Black Hawk являются основными дальними всепогодными летательными аппаратами СВР. Типовая дальность полета составляет 1110 км. Шестнадцать UH-60A были модернизированы до стандарта UH-60L.
Агенты ОАМ авиационного подразделения из Таксона готовы к высадке с UH-60, чтобы начать поиск нелегалов в горах Серро Колорадо, Аризона, 2012 год.
UH-60 во время задержания пары автомобилей на полевом аэродроме. Black Hawk оснащены дополнительными топливными баками, системой FLIR и прожектором Night Sun. Парк UH-60A/L был с помощью Армии США пополнен новейшими вертолетами UH-60M.
Позирующий на фоне вертолета Black Hawk экипаж таможенной службы состоит из высококлассных специалистов. Экипажи также принимают участие в тщательно спланированных секретных операциях, проводимых в тесном взаимодействии с другими федеральными агентствами США.
Высадка американского десанта с вертолета UH-60
UH-60
Ныне Black Hawk составляет основу армейской авиации США и широко экспортируется за рубеж. С момента принятия на вооружение в 1979 году эти вертолеты приняли участие в конфликтах во многих регионах мира. Снятый в 2001 году фильм "Падение Черного Ястреба" ("Black Hawk Down"), основанный на реальных событиях в Сомали (два H-60 были сбиты там в 1993 году), сделал этот вертолет культовым. На снимке - UH-60 готовится приземлиться на передовой базе в афганской провинции Гильменд, чтобы эвакуировать американского солдата.
Данный UH-60L запечатлен во время' операции в Ираке в 2004 году. Большая часть боевой карьеры Black Hawk связана именно со Средним Востоком.
Под прикрытием дымовой завесы UH-60L Армии США следует на малой высоте для заброски десанта во время учений в 2009 году. Новые UH-60L имеют несколько характерных особенностей, отличающих их от ранних UH-60A, - выхлопные патрубки с системой HIRSS, пилоны ESSS, постановщик помех ИК-системам и система защиты от столкновений с проводами.
Black Hawk используется для решения широкого круга задач. Например, этот UH-60 на снимке сбрасывает 250000 пропагандистских листовок над афганской провинцией Логар. К середине 2010 года в Афганистане было официально потеряно тринадцать H-60, из них три - от огня противника. Армейские H-60 налетали в небе Ирака и Афганистана свыше миллиона часов из семи миллионов часов, налетанных вертолетами этого типа. Свыше 1700 H-60 Армии США, вероятно, составляют самый большой в мире парк однотипных вертолетов.
UH-60M/S-70i и модернизированный UH-60M. "Sikorsky" разработала UH-60M (фото) на замену UH-60L, они отличались новыми лопастями несущего винта, обеспечивавшими большую подъемную силу, и двигателями T700-CE-701D. Армия США изначально планировала заменить все старые UH-60 на UH-60M, для чего требовалось заказать 1227 вертолетов, но затем снизила заказ до "около 1000 машин". На экспорт подобные модернизированные вертолеты создаются на базе S-70i, их продажи планируется начать с 2011 года. Первый полет модернизированного UH-60M прошел 29 августа 2008 года. Созданный на базе типового UH-60M, новый вертолет отличается электродистанционной системой управления полетом, "стеклянной" кабиной CAAS и двигателями T700-GE-701E с системой FADEC.
В ходе операции "Буря в пустыне" Армия США сочла возможности своих санитарных вертолетов UH-1V недостаточными и решила обзавестись соответствующим вариантом Black Hawk. Стандартные UH-60A, ранее использовавшиеся совместно с UH-1V, стали базой для разработки модификации UH-60Q. Представленный на снимке демонстратор UH-60Q был создан на базе планера UH-60A и использовался для испытаний различных вариантов оборудования новой модификации вертолета.
Вертолеты "Блэк Хок" широко применялись американцами в Ираке для эвакуации раненых
Медико-эвакуационный UH-60 доставил груз на блок-пост НАТО в бывшей Югославии. На заднем плане - британский Chinook. Ранее приспособленные для полетов "над верхушками песчаных дюн" UH-60L применялись в операции "Desert Storm". Группировка насчитывала более 60 таких машин.
Black Hawk в Персидском заливе. UH-60 широко использовались во время войны в Персидском заливе - только Армия США развернула около 400 таких вертолетов в Саудовской Аравии. Боевые действия на земле начались 24 февраля 1991 года, когда был предпринят крупнейший в истории вертолетный десант, в котором были задействованы более 300 машин, большая часть из них - UH-60. В ходе войны были потеряны три UH-60, но лишь один из них был сбит противником. В кампании также принимали участие вертолеты Seahawk, действовавшие с кораблей ВМС США и Австралии.
По крайней мере, 36 вертолетов UH-60A армии США были отправлены в северный Ирак в ходе операции "Provide Comfort". Они использовались для подвоза грузов в лагеря беженцев на склонах гор.
A US Army UH-60L Black Hawk from 2-501st AVN is loaded onto the Military Sealift Command RoRo vessel MV Cape Race (T-AKR 9960), while berthed at the Liberian National Port Authority’s Port of Buchanan, Liberia, on February 16, 2015. The ship transported US Army helicopters back home after supporting the response to the Ebola outbreak in West Africa.
US Army Sikorsky UH-60 Black Hawks and Boeing AH-64D Apaches of the 12th Combat Aviation Brigade on the ground at the Ujmajor military area of the Hungarian Defence Forces Bakony Combat Training Center during Varpalota Challenge 2014.
Один из четырех мексиканских "блэк хоков", принимавших участие в антипартизанской операции "Арко Айрис" в начале 1995 года.
11 сентября 1987г. в Стратфорде, штат Коннектикут, выполнил первый полет S-70A-9 для Австралии.
Вместе с вертолетами вооруженных сил США работали вертолеты S-70A-1 ВВС Саудовской Аравии, которые использовались для перевозок людей и небольших грузов. На заднем плане - два вертолета Puma вооруженных сил Франции.
Вертолет SH-60F, принадлежащий центру летного вооружения "Топ Ган", служит для имитации атак российских вертолетов на американские боевые корабли.
S-70 приняты на вооружение многих стран мира. Данная пара машин принадлежит Королевским ВВС Австралии и запечатлена во время операций в Кашмире в 2006 году.
The first two Tigers were handed over to the Army at Oakey in December 2004, pictured here with the other two operational helicopter types at the time, the S-70A-9 Black Hawk and CH-47D Chinook.
S-70A. Большинство экспортных военных модификаций Black Hawk имели фирменное обозначение S-70A, например: S-70A-1 - для Саудовской Аравии; S-70A-5 - для Филиппин; S-70A-11 - для Иордании. Крупнейшие за пределами США эксплуатанты Black Hawk - Австралия: 35 вертолетов первоначально были закуплены ВВС, но сегодня эксплуатируются армейской авиацией. Кроме того, австралийские ВМС эксплуатируют вертолеты S-70B-2 Seahawk. Среди других покупателей S-70 - Бахрейн, Бруней, Египет, Гонконг, Иордания, Мексика, Марокко, KHR Филиппины, Саудовская Аравия (ее вертолеты иногда именуются Desert Hawk), а также Турция, закупившая для полиции 12 вертолетов S-70A-17 (фото). Часть из приобретенных этими странами машин поставлены в VIP-конфигурации и применяются для перевозки высокопоставленных правительственных чиновников. Британская "Westland Вертолеты" получила лицензию на выпуск Black Hawk под обозначением WS-70, но был построен лишь один вертолет.
A rescuer descends from a Black Hawk during combat rescue training. The Servicio Aereo de la Policia plans to buy six more Black Hawks to join the ten it operates, including three S-70is.
Установка на Black Hawk пилонов ESSS позволяет нести вертолету дополнительные топливные баки или вооружение. На снимке представлен вариант с 16 ракетами Hellfire, который, правда, никогда не использовался в бою.
Колумбийские UH-60 постоянно привлекаются к операциям против наркомафии. Колумбия располагает вертолетами UH-60A и UH-60L.
17 сентября 2003г.: фирма "Sikorsky" облетала первый прототип модифицированной версии UH-60M вертолета Black Hawk, переделанного из UH-60A. Первая машина UH-60M (код 02-26976) вылетела из Вест-Палм-Бич, Флорида. Полет длился 75 минут.
Republic of China Army Sikorsky UH-60M Black Hawk 903 being unloaded on December 3, 2014 after shipment from the USA.
Two Sikorsky Hkp 16 (UH-60M) Black Hawks of Sweden's Defence Helicopter Wing were airfreighted to Afghanistan aboard a Boeing C-17A Globemaster III on March 12, 2013 (including 161231/'06', seen here). They will take over from two Eurocopter Hkp 10D (AS332) Super Pumas, which have been flying medevac missions from Mazar-e-Sharif since April 1, 2011. The Hkp 16s were acquired in December 2010 primarily for this mission after it became clear that NHIndustries Hkp 14s (NH90s) would not be ready for deployment. The first Black Hawks were delivered to Sweden in January 2012.
HSC-84’s Sikorsky HH-60H Rescue Hawk BuNo 163791/‘NW201 ’ at Leeuwarden shortly after the helicopter was unloaded from C-17A Globemaster 02-1101 from the 437th Air Mobility Wing.
Вертолеты HH-60H смешанной эскадрильи палубных вертолетов HCS-4/5 ВМС США, вооруженные 7,62-мм пулеметами Minigun, вылетали из Эль Джуфа (Саудовская Аравия) для участия в секретных операциях.
HH-60H Rescue Hawk. В спасательных эскадрильях вертолеты SH-60F поддерживает ударно-спасательный вариант HH-60H, чья главная задача - поиск и спасение в боевой обстановке, заброска и эвакуация спецназа. HH-60H вооружен 7,62-мм пулеметами и ракетами AGM-114 "Hellfire" класса "воздух-поверхность". Прежде в ВМС эта задача именовалась "боевым спасением", "срочным заданием по отысканию экипажа". Подразумевается самое активное применение ударно-спасательных HH-60H в таких миссиях, участие этих вертолетов предполагается при выполнении любой задачи. Доставка на базу экипажа из четырех человек с расстояния до 463 км является важнейшим требованием к этому вертолету. Вспомогательная задача - выполнение секретных операций, в основном это выброска/эвакуация групп разведчиков-диверсантов. Для этого версия HH-60H имеет такелажные и вспомогательные устройства (RAST), позволяющие действовать не только с авианесущих, но и с других кораблей и судов. До 1996 года были поставлены 42 HH-60H.
Вертолеты HH-60H "Spike" с экипажами из резервистов находились в "состоянии готовности 15", то есть были готовы подняться в воздух через 15 минут после сигнала тревоги и вылететь по маршрутам к объектам, намеченным союзным командованием для удара. Боеготовность эскадрильи HCS-4 составила 94% против 85% у эскадрильи HCS-5.
Among the three HSC-84 'Red Wolves' HH-60Hs deployed from Naval Base Norfolk, Virginia for Jackal Stone 14 was BuNo 163790/'NW200’.
Несмотря на начало поставок вертолетов MH-60S, вариант HH-60H пока остается основным корабельным поисково-спасательным вертолетом. Он также привлекается к борьбе с надводными целями. На фотографии - вертолет из 8-й вертолетной эскадрильи ПЛО "Eightballers", Персидский залив, 2007 год.
Бойцы спецназа ВМС SEAL (SEa, Air, Land) спускаются no тросу с HH-60H Seahawk из 85-й морской вертолетной боевой эскадрильи "High Rollers" на буровую платформу, учения 2011 года.
Спасатели-парашютисты высаживаются с HH-60 Pavehawk на учениях в иракском населенном пункте. У десантника справа - спасательные носилки.
Современные африканские пираты вооружены РПГ и пулеметами, представляя собой серьезную угрозу судоходству. Борется с пиратами и спецназ.
Fast rope training under way at Souda Bay as part of the annual exercise Phoenix Express, which aims to improve co-operation on maritime security.
An HH-60H Seahawk assigned to HS-11 conducting a mine disposal exercise in April 2015.
Член команды авианосца "Рональд Рейган" руководит посадкой HH-60H из 4-й вертолетной противолодочной эскадрильи "Black Knights". Эскадрилью HS-4 перевооружили с SH-3H на HH-60H в 1991 году, она принимала участие в операциях "Restore Hope" и "Southern Watch".
Вертолет HH-60H разгружают выстроившиеся в живую цепь японские граждане и моряки ВМС США, операция "Tomodachi". В 2011 году ВМС США оказал Японии гуманитарную помощь после разрушительного землетрясения и вызванного им цунами.
Граждане Японии выгружают из HH-60H Seahawk воду и пищу, 2011 год. Вертолет принадлежит эскадрилье HS-4 авианосца "Рональд Рейган", который во время землетрясения находился у берегов Японии.
MH-60S Knight Hawk. MH-60S, ранее известный как CH-60S, - палубный транспортный вертолет, разработанный для замены к 2012 году машин типов CH/HH-46D, HH-60H и SH-3 в ВМС США. MH-60S выполнен на базе корпуса UH-60L с двигателями T700-GE-401C и оснащен спасательным подъемником для выполнения боевого и обычного поиска и спасения. ВМС США заказали 271 MH-60S. Первой оперативной частью таких вертолетов стала HSC-5, впервые полностью развернутая на корабле "Эссекс" в январе 2003 года.
Вертолет MH-60S оптимизирован для переброски грузов и личного состава. Эта машина из 23-й морской вертолетной эскадрильи боевого обеспечения "Wildcards" во время действий в Персидском заливе осуществляет доставку предметов снабжения.
Seahawk нового поколения: MH-60R/S. MH-60S ВМС США (неофициальное наименование "Knighthawk") и MH-60R Seahawk (на фото) представляют собой развитие, соответственно, SH-60F и SH-60B. Оба варианта принимают участие в действиях ВМС США в рамках войны с терроризмом. Первый дальний поход MH-60R выполнил в 2009 году, вскоре за ним последовал "Knighthawk". HH-60R Rescue Hawk обеспечивает выполнение задач поиска и спасения в боевых условиях. Согласно программе Helo CONOPS, на вооружении ВМС США останутся вертолеты только трех типов: MH-60R, MH-60S и MH-53E. MH-60 будут использовать- совместно с MQ-8.
Опыт последних конфликтов показал предпочтительность крупнокалиберных пулеметов, но востребованы и 7,62-мм пулеметы. Как на этом HH-60H, вооруженном пулеметом M240. Ирак, 2010 год.
Стрелок вертолета Seahawk ведет огонь из бортового пулемета M240 по кораблю ВМС США "Сатурн". "Сатурн" потопили в 2010 году корабли и самолеты 2-й авианосной ударной группы, годом ранее "Сатурн" был выведен из боевого состава флота, а в прошлом корабль входил в состав ВМС Великобритании.
The US Air Force announced on November 24, 2014 that its new Combat Rescue Helicopter will be designated HH-60W - which, nicknamed the Sixty Whiskey, will replace the current HH-60G Pave Hawk shown.
HH-60G Pave Hawk ВВС США направляется на задание, вооруженный 12,7-мм пулеметами. Под носовым обтекателем - турель FUR. Заменивший на службе в США UH-1 (за исключением подразделений КМП) H-60 считается несколько великоватым по размерам, но это компенсируется его высокими характеристиками.
Для пилота сбитого самолета, оказавшегося на занятой талибами территории, самым желанным является вид приближающегося вертолета HH-60G Pave Hawk с боевой поисково-спасательной группой.
Несмотря на свои почтенный возраст, 12,7-мм пулемет Browning M2 продолжает служить верой и правдой. На фотографии - HH-60 Pave Hawk, вооруженный двумя M2 (стволы видны по бортам).
HH-60G Pave Hawk является узкоспециализированным вариантом H-60, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций в условиях боевых действий. Он оснащен устройствами постановки помех и системой РЭБ AN/ALQ-213, а его вооружение обычно состоит из двух пулеметов Minigun.
Под кодовым обозначением Pave Hawk ВВС США используют вертолеты HH-60G и MH-60G для проведения поисково-спасательных операций и поддержки сил специального назначения, соответственно. На снимке: пара HH-60G из 210-й спасательной эскадрильи с базы Элмендорф на Аляске.
Некоторое число MH-60G осталось в Персидском заливе в составе сил Коалиции после завершения операции "Буря в пустыне". Их основной задачей была высадка подразделений спецназа, таких как "Green Berets" или "Delta Force". В этой роли они уже показали себя во время "Бури в пустыне", когда спецназовцы провели множество результативных рейдов в тылу врага.
В процессе расширения Сил специальных операций, командование Армии США в 1990 году приступило к серии модернизаций 30 вертолетов UH-60A в вариант MH-60A, затем в MH-60L, в рамках чего машины получили пулеметы
Minigun, дополнительные топливные баки и современное навигационное/связное оборудование. В июне 1992 года на вооружение принят вариант MH-60K, .вооруженный ракетами FIM-92A Stinger. Внешне MH-60K (на снимке) практически не отличался от MH-60G, эксплуатирующегося ВВС США, но считается более приспособленным для спецопераций. В 2007 году на MH-60L и K установили "стеклянную" кабину CAAS (Common Avionics Architecture System) компании "Rockwell Collins", которая также установлена на вертолетах CH-47F, MH-47G и UH-60M. В том же году завершены испытания новых двигателей General Electric YT706-700 - для вертолетов MH-60, модернизируемых по стандарту UH-60M.
Армия и ВВС США активно используют предназначенные для обеспечения действий ССО и проведения поисково-спасательных операций MH-60. На фотографии - принадлежащий ВВС США MH-60G заходит на посадку, на заднем плане - к взлету готовится армейский UH-60.
An airman cleans an ALQ-144 countermeasures set on an HH-60G Pave Hawk helicopter.
Вертолеты большой дальности. Необходимость выполнения вертолетами поисково-спасательных операций на большом удалении от баз, либо спецопераций в глубоком тылу врага, потребовала использования дополнительных топливных баков.на внешней подвеске и штанг для дозаправки в полете. Этот оснащенный неубирающейся телескопической штангой дозаправки прототип MH-60 демонстрирует обе такие системы.
4 февраля 1984г.: после выкатки на заводе "Sikorsky" в Стратфорде, состоявшейся 23 января, поднялся в воздух первый вертолет HH-60D Night Hawk (82-23718) для ВВС США.
Системы обороны вертолетов постоянно совершенствуются. HH-60H Rescue Hawk ставит ИК-ловушки и дипольные отражатели из автомата AN/AAR-47.
Демонстрация вертолетом HH-60H Seahawk отстрела тепловых ловушек. В современных вооруженных конфликтах вертолеты несут наибольшие потери, так действуют преимущественно на малых высотах и с малыми скоростями.
Два HH-60H Seahawk из 6-й вертолетной эскадрильи ПЛО "Indians" вооружены УР AGM-114 Hellfire. Вертолеты принимают участие в учении, проводимом на полигоне "Oki Daito Jima", район острова Оки-дайто, 2009 год.
C-130 используются также в качестве самолетов-заправщиков. В ВВС США дозаправку в воздухе способны выполнять самолеты HC-130 (на снимке) и MC-130. В первую очередь они предназначены для дозаправки в воздухе вертолетов HH-60 (на снимке) и HH-53.
Израильский вертолет "Яншуф" (UH-60 "Блэк Хок")
Израильские UH-60 - активные участники боевых операций на северной границе страны. Вертолеты оснащаются системами постановки тепловых ловушек и дипольных отражателей.
SH-60F из 51-й (легкой) вертолетной эскадрильи ПЛО "Warlords" выполняет посадку на палубу десантно-вертолетного корабля-дока "Джуно" типа "Остин", Коралловое море, 2007 год. Вертолет приписан к штабу 7-го флота ВМС США.
SH-60F Ocean Hawk. SH-60F заменил SH-3H Sea King во всех палубных вертолетных эскадрильях (HS) в качестве средства противолодочной обороны (ПЛО). SH-60F, оснащенный опускаемой гидроакустической системой (ГАС) AN/AQS-13F и торпедами ПЛО, обеспечивает оборону внутренней зоны ударной авианосной группы. Этот вариант (фото) также предназначен для обороны, спасения и снабжения. ВМС разработали SH-60R для замены машин SH-60B и SH-60F. Планировалось переделать большинство SH-60B/F и HH-60H в версию SH-60RS (ныне MH-60R), но по пересмотренным планам большая часть из заказанных 252 вертолетов будет построена заново.
"Си Хок" береговой пограничной охраны США. Кроме поисково-спасательных задач вертолеты HH-60J активно применяются в ходе контртеррористических операций и в борьбе с наркотрафиком, а также для решения других специальных задач.
Для полетов на большую дальность HH-60J может брать до трех ПТБ - два 455-литровых бака подвешиваются слева (на фотографии), а один бак - справа.
Во многих странах за твердым соблюдением рыболовным флотом квот и правил пристально следит береговая охрана. На снимке экипаж вертолета Sikorsky MH-60T Jayhawk Береговой охраны США наблюдает за рыболовным судном.
При помощи спасательной лебедки вертолеты могут перевозить не только спасаемых, но и небольшие грузы, а более тяжелый груз - массой до 2722 кг - перевозится только на внешней подвеске.
HH-60J и MH-60J Jay Hawk. Вариант HH-60J - вертолет среднего радиуса действия Береговой охраны США для поисково-спасательных операций (SAR). HH-60J (фото) способен выполнить шестичасовой полет на удаление до 483 км, он использует современное оборудование РЛС, радио и навигации. MH-60T - модернизированный вертолет, получивший новую остекленную кабину, усовершенствованные системы датчиков и вооружение, а также бронирование для защиты экипажа. Вероятно, все 42 вертолета HH-60J будут переделаны к 2015 году.
Спасательная лебедка HH-60J рассчитана на груз в 272 кг и может легко поднять из воды пловца-спасателя вместе с терпящим бедствие человеком, либо же поднять людей с палубы корабля.
Вертолеты HH-60J довольно часто базируются на кораблях Береговой охраны, что позволяет существенно увеличить зону операций по сравнению с вертолетами, базирующимися на береговых аэродромах.
A Boatswain's Mate signals an MH-60R Seahawk helicopter from HSM-35 on the flight deck of the USS Fort Worth (LCS 3). Fort Worth was on station conducting search and recovery operations as part of the Indonesian-led efforts to locate missing AirAsia Flight QZ8501.
A boatswain's mate signals an MH-60R Seahawk helicopter to land on the flight deck of the guided-missile destroyer USS Arleigh Burke (DDG 51) under way in the Mediterranean Sea. Unless modified by Congress, FY2015 will mark the end of procuring the MH-60R.
The Royal Australian Navy commissioned its first Lockheed Martin/Sikorsky MH-60R Seahawk 'Romeo' unit, 725 Squadron, at HMAS Albatross, Nowra, on June 11, 2015.
The littoral combat ship USS Fort Worth (LCS 3) provides a platform for a UH-60A Black Hawk helicopter from US Army 25th Combat Aviation Brigade to conduct deck landing qualifications off the coast of Hawaii.
Sikorsky MH-60S Seahawk BuNo.166344/‘SA-00’ was painted with unique artwork during August 2014 at NAS North Island, California. The Seahawk is the CAG (carrier air group)-bird of Helicopter Sea Combat Squadron Three (HCS-3) Merlins. The work was designed by artist Shayne Meder, who also applied it to the helicopter, with help from her husband Scott Donnell. Shayne’s work has adorned more than 50 US Navy, Marine and Air Force aircraft.
MH-60S BuNo 167901/’AJ610’ of Helicopter Sea Combat Squadron 9 (HSC-9) ‘Tridents’ based at NS Norfolk, Virginia. HSC-9 traces its history back to Helicopter Antisubmarine Squadron 3 (HS-3) which was established on June 18, 1952, at NAF Elizabeth City, North Carolina, equipped with the Piasecki UH-25B helicopter.
US Navy MH-60S BuNo 168559/‘NG17' from Helicopter Sea Combat Squadron 14 (HSC-14) ‘Chargers' at NAS North Island, California, armed with an M-197 three-barrel 20mm gun system, mounted on the left side of the cabin, during a deployment to Naval Air Station Fallon, Nevada, on January 29, 2015. The gun is more normally fitted on the AH-1Z Viper and its installation on the MH-60S includes a much larger housing.
Хорошая управляемость MU-2 на малых скоростях полета позволяла этим машинам эффективно действовать совместно с поисково-спасательными вертолетами, такими как этот UH-60J (на снимке). Спасательные эскадрильи японских ВВС эксплуатировали вертолеты KV-107 и UH-60J, а также самолеты MU-2S и U-125A.
YEH-60A и EH-60A. В рамках программы SEMA (Special Electronics Mission Aircraft) командование Армии США выдало калифорнийской компании "TRW Electronics System Laboratories" заказ на оснащение вертолета UH-60A системой Quick Fix IIB, предназначенной для радиоперехвата и постановки помех средствам радиосвязи противника. Вертолет получил обозначение YEH-60A, первый полет - 24 сентября 1981 года. Успешные испытания подвигли Армию США на решение закупить 130 вертолетов EH-60A. В октябре 1984 года "Tracor Aerospace Inc." получила подряд на переоборудование первых 40 машин UH-60A в вариант EH-60A, первый такой вертолет был передан заказчику в июле 1987 года. Обозначение было вскоре изменено на EH-60C, но из-за бюджетных ограничений было переоборудовано только 66 вертолетов.
An EH-60A Blackhawk assigned to the USNTPS filled with a pilot boom.
The HIRSS exhaust on the UH-60 Black Hawk