Мировая Авиация 238
-
Летающие раритеты. Для рынка исторической авиатехники было построено некоторое количество реплик истребителя Як-3. Самолеты получили американские двигатели Allison V-1710 и обозначение Як-ЗМ, в настоящее время они принадлежат частным лицам и организациям любителей авиации в Австралии, Германии и США. Кроме того, оренбургская компания НПО "Стрела" в 1996-2001 годах построила несколько двухместных реплик Як-9УМ. Некоторые коллекционеры переоборудовали учебные Як-11 по стандарту Як-3. На фото можно видеть реплику Як-ЗУА, построенную Джоном Гарриком из Техаса. Гаррик собрал свой летающий раритет, используя в качестве примера свой настоящий Як-3 с двигателем ВК-107. Новый фюзеляж Як-3 был скомбинирован с крылом Як-11 и двигателем V-1710. Ранее зарегистрированный в США как N3YK, самолет F-AZXZ сегодня летает во Франции и несет окраску знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман".
Данный северокорейский Як-9П был захвачен неповрежденным американскими морскими пехотинцами на аэродроме Кимпо. На самолет нанесли американские опознавательные знаки и номера, после чего отправили в США для проведения оценочных испытаний в Корнеллской авиационной лаборатории и летных на авиабазе Райт-Паттерсон.
Як-9П ВВС Польши на о. Борнхольм. Судя по погнутым лопастям винта, истребитель или садился на брюхо, или скапотировал при посадке. Конец 1940-х - начало 1950-х гг.
Польша стала важным эксплуатантом истребителей Як-9. В конце 1940-х - начале 1950-х годов ВВС и авиация ВМС получили около 170 Як-9 разных модификаций.
Болгарские ВВС в 1947 году получили некоторое количество Як-9П, которые затем были модифицированы. Внешние крыльевые топливные баки были сняты, а в крыле установлены два 12,7-мм пулемета УБ. Болгарские Як-9, включая полученные от Польши, эксплуатировались до 1950-х годов.
Особенно сильны позиции S-92 в сфере обеспечения шельфовых нефтепромыслов. Норвежская "Norsk Helicopter" - одна из компаний, работающих в данной области. Вертолеты S-92 также используются как поисково-спасательные и VIP/корпоративные транспортные.
Четыре поисково-спасательных S-92 эксплуатируются в британской Береговой охране. Вертолеты были приобретены по контракту от 2013 года в качестве замены старым Sea King.
Было построено более 4000 вертолетов семейства S-70, и производство все еще продолжается. Данный UH-60A Black Hawk в начале 1980-х годов принадлежал Армии США.
S-70 приняты на вооружение многих стран мира. Данная пара машин принадлежит Королевским ВВС Австралии и запечатлена во время операций в Кашмире в 2006 году.
Израильские вертолеты S-65C-3 Yasur активно применялись в различных военных операциях, начиная с конца 1960-х годов. Вертолеты были поставлены в приведенном здесь камуфляже с полосами песочного, коричневого и темно-зеленого цветов.
Данный MH-53J Pave Low III из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США использовался для доставки групп спецназа в Северном Ираке в 1992 году в целях обеспечения безопасности района, занятого курдскими беженцами.
Вертолеты подразделений "Stallion" участвовали в различных специальных операциях в Персидском заливе. Этот MH-53J 21-й эскадрильи спецопераций (SOS) располагался на базе Бэтмен (Готам Сити) в Турции за 240 км от границы с Ираком.
S-65 поступили в конце 1966 года на вооружение транспортных эскадрилий авиации КМП США под обозначением CH-53A и вскоре были направлены во Вьетнам.
После того, как с покупкой F-111 возникли сложности, командование австралийских ВВС на время взяло в аренду 24 самолета F-4E и RF-4E. Поставки первых F-4 были выполнены в 1970 году. Самолеты поступили на вооружение 1-й и 6-й эскадрилий, где использовались в качестве перехватчиков, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков. Последние самолеты были возвращены США в июне 1973 года.
In an unusual leasing deal, the Royal Australian Air Force operated 24 F-4Es for a little more than two years when delivery of its F-111s was delayed. This illustration shows the last of the Australian Phantoms preparing to depart, with two of the newly-delivered F-111s visible in the foreground.
Двухместные учебно-тренировочные модификации МиГ-25 были высоко востребованы в войсках, где использовались для подготовки летчиков боевых модификаций МиГ-25 и решения других задач. Причем налет двухместных МиГ-25 в войсках был выше, чем у других модификаций. На фотографии - МиГ-25РУ.
Первым из двухместных учебно-тренировочных вариантов МиГ-25 поднялся в воздух и поступил на вооружение самолет МиГ-25ПУ. Вариант МиГ-25РУ был облетан годом позже. На двух местных модификациях кабина инструктора располагалась впереди, что обеспечивало курсанту такой же обзор, как на одноместных машинах.
Двухместный МиГ-25ПУ с выпущенными тормозными парашютами после завершения очередного учебного полета. Двухместный МиГ-25ПУ имел несколько меньшую максимальную скорость, но в остальном его характеристики были схожи с перехватчиком МиГ-25П.
Данный Scout AH.Mk 1 дислоцировался на Кипре и использовался в различных операциях в конце 1960-х годов.
Британская Армия использовала Scout для решения широкого круга задач - разведка и наблюдение, обеспечение связи, наведение самолетов штурмовой авиации, обеспечение действий спецназа, поиск и спасание, а также в качестве учебного и легкого транспортного вертолета.
Scout находились на вооружении 660-й, 661-й, 662-й и 669-й эскадрилий британской армейской авиации, а также на вооружении 666-й эскадрильи территориальной армии.
Для британской Армии Scout стал первым вертолетом с ГТД, он зарекомендовал себя отличным разведчиком.
С конца 1960-х по конец 1970-х годов вертолеты Scout, способные нести до четырех ПТУР AS.11, были у британской Армии основным авиационным средством возможной борьбы с советскими танками. Для прицеливания использовался стабилизированный прицел Ferranti AF120, установленный на крыше кабины.
Scout обеспечивали операции британцев в Северной Ирландии - использовались для наблюдения и связи и первыми получили на вооружение ТВ-систему "Heli-Tele". Вертолеты, задние двери и сиденья на которых были демонтированы, действуя парами, доставляли в требуемую точку оперативную группу из восьми военнослужащих. Во время конфликта в Северной Ирландии было потеряно пять вертолетов.
Учебно-тренировочный вертолет Model 300CB был облетан в 1993 году и стал первым, полностью разработанным компанией "Schweizer".
SX-BBO - один из двух Skyvan 3A-100 Skyliner, принадлежавших в 1970-е годы греческой авиакомпании "Olympic Airways" и обслуживавших греческие острова.
Оман приобрел 16 Skyvan, из них 8 остаются в эксплуатации. Часть машин была оснащена РЛС и специальным навигационным оборудованием для использования в качестве морских патрульных, экомониторинга и защиты рыболовства.
Skyvan имел большие, широко расставленные кили, которые были особенно эффективны на малых скоростях полета, что было очень важно при выброске парашютистов и грузов, когда необходимо точно выдерживать курс.
Данный Skyvan 3M стал последним серийным SC.7 и был поставлена 1986 году авиакрылу эмирата Шарджа, позже вошедшему в состав ВВС ОАЭ. Предприятие "Shorts" в Белфасте построило 153 самолета модернизированной второй и базовой третьей серий.
Крыло Skyvan оснащено большими закрылками, что обеспечивает ему отличные взлетно-посадочные характеристики - разбег самолета составлял всего 213 м, а посадочная дистанция с высоты 9 м - 350 м. Этот G-AWKV был построен в 1968 году, а позже модернизирован по стандарту Series 3-200.
Skyvan выгодно отличался от других аналогов наличием задней грузовой рампы (это позволяло быстро проводить погрузку/разгрузку), а широкий фюзеляж квадратного сечения позволял размещать в грузовой кабине автомобиль Land Rover или схожий по размерности. Данный Skyvan принадлежал компании "Papuan Airlines".
S-67 мог вооружаться 30-мм пушкой и до 16 ПТУР TOW. В 1974 году вертолет получил рулевой винт в кольцевом канале и показал максимальную скорость в пологом пикировании 370 км/ч.
Португалия получила 12 T-38A (двумя партиями по шесть машин). На заключительном этапе своей карьеры они входили в состав 103-й эскадрильи, с 1987 года дислоцированной в Бежа. Самолеты использовались для последующей подготовки португальских летчиков, прошедших обучение в США.
Talon авиации ВМС США, как и машины эскадрильи "агрессоров" ВВС, часто окрашивались в камуфляж ВВС стран Варшавского договора, имитируя таким образом самолеты противника. Две крупные цифры кода наносились в носовой части, их цвет зависел от схемы камуфляжа.
Турция в 1962-1963 годах получила 30 самолетов T-38A - они были переданы из ВВС США. Модернизированные T-38M получили местное обозначение "ari" ("Пчела"),
Talon на службе НАСА. Самолеты T-38 сыграли важную роль в обеспечении американской космической программы. НАСА получило 34 T-38A, которые в основном эксплуатировались в Космическом центре имени Линдона Джонсона (Техас), а также с расположенной неподалеку объединенной базы Эллингтон-Филд. В основном T-38 привлекались для обеспечения программы "Space Shuttle". Любой кандидат на полет на "Space Shuttle", если он не имел опыта полетов на T-38, вначале проходил соответствующий курс подготовки и лишь затем мог стать членом отряда астронавтов. Члены экипажа, которые не являлись пилотами космического корабля, должны были налетать четыре часа на T-38 в месяц, а командиры экипажей и пилоты - 15 часов в месяц. Самолеты также использовались в качестве связных и для сопровождения. Летно-исследовательский центр НАСА имени Драйдена, расположенный на авиабазе Эдвардс, использует T-38 для обеспечения полетов и поддержания навыков пилотов.
Кроме американских летчиков на самолетах T-38 из боевого состава ВВС США проходят летную подготовку и пилоты других стран НАТО. Основное подразделение - 80-е учебное авиакрыло, дислоцированное на авиабазе Шеппард, штат Техас, и входящее в состав Учебного авиационного командования ВВС США. На фотографии - американский летчик-инструктор и норвежский летчик готовятся к учебному полету на T-38C (авиабаза Шеппард). Летчики проходят обучение в рамках совместной программы подготовки летчиков ВВС стран НАТО.
T-38A авиации ВМС США до сих пор используются в процессе специализированной подготовки летчиков-испытателей и инженеров-испытателей. Они несут характерную окраску с яркими оранжево-красными полосами.
В 1999-2009 годах ВВС Южной Кореи эксплуатировали 30 T-38A, арендованных у ВВС США для временной замены задержавшихся в поставке T-50.
Этот самолет Talon (61-0875, T-38A-40-NO) - один из 132-х раннего выпуска, переоборудованных в 1980-е годы в учебно-боевые самолеты для углубленной подготовки летчиков-истребителей. Они обозначались AT-38B и могли нести различное вооружение, включая подвесной контейнер с 7,62-мм пулеметом или контейнер для подвески практических бомб малого калибра SUU-20 (на фотографии).
Курсанты ВВС США, получившие допуск к полетам на T-38, оказывались в кабине, дизайн которой напоминает о 1950-1960-х годах. На фотографии - кабина T-38A, но на модернизированном T-38C уже установлены многофункциональные индикаторы, применяемые на современных боевых самолетах.
Northrop T-38A Talon. Данный T-38A в середине 1980-х годов принадлежал Учебному авиационному командованию ВВС США. На тот момент большинство самолетов T-38 из состава ВВС США находились на вооружении семи учебных авиакрыльев и использовались в качестве самолетов начальной летной подготовки. 12-е учебное авиакрыло обеспечивало подготовку летчиков-инструкторов, а 80-е авиакрыло отвечало за подготовку курсантов ВВС США и пилотов реактивных истребителей по совместной программе подготовки летчиков ВВС стран НАТО.
Northrop T-38A Talon
Модель C90GTx сертифицирована на полеты с одним пилотом, может брать на борт до семи пассажиров с багажом и совершать полет с крейсерской скоростью до 500 км/ч (на высоте 6096 м).
Самолеты Tobago использовались во Франции для подготовки специалистов по управлению воздушным движением. Обозначение "ТВ" произошло от названия города Тарб (Tarbes), где находилось предприятие, выпускавшее эти машины.
МиГ-25БМ был разработан преимущественно для применения на Европейском ТВД и предназначался для прорыва системы ПВО противника. Основным его оружием были ракеты класса "воздух - РЛС" семейства Х-58. Самолет был облетан 27 января 1977 года, а в 1982 году он был запущен в серийное производство.
Всего было построено менее 100 МиГ-25БМ обоих вариантов, которые поступили в эскадрильи фронтовой авиации, где уже эксплуатировались разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ.
Иордания приобрела четыре C.212 в середине 1970-х годов - они использовались как легкие транспортные в составе 3-й эскадрильи. На 2013 год в эксплуатации остался только один.
C.212 активно поставлялись в испаноговорящие страны Центральной и Южной Америки. Авиация ВМС Венесуэлы эксплуатирует семь самолетов - четыре транспортных C.212-400 и три патрульных C.212-200S43 Patrullero (на рисунке). Последние оснащены поисковой РЛС Telephonies RDR 1550B и привлекаются к патрулированию, поисково-спасательным операциям и поиску подводных лодок противника. С максимальным запасом топлива продолжительность полета превышает 6 часов.
Семь C.212-400 используются ВМС Мексики в качестве морских патрульных и оснащены поисковой РЛС Raytheon SeaVue и инфракрасной камерой переднего обзора FLIR Systems SAFIRE II. Поставки были начаты в 2004 году.
Несколько C.212 использовались одной из американских частных военных компаний для обеспечения контингента ВС США в Афганистане. На фотографии - один из самолетов сбрасывает груз в провинции Пактика в 2007 году.
Aviocar в значительных количествах поступил на вооружение ВВС Испании (79 машин). Большинство из них использовались в качестве транспортных, но часть самолетов применялись как поисково-спасательные, морские патрульные и учебные. Сегодня самолеты C.212 стоят на вооружении 721-й эскадрильи, также известной как школа подготовки парашютистов.
C.212-300 имеет характерные винглеты и удлиненную носовую часть фюзеляжа. Три самолета используются Береговой охраной Аргентины и преимущественно привлекаются для патрулирования исключительной экономической зоны и охраны районов рыболовства.
Португалия эксплуатирует 18 самолетов, в основном как транспортные в составе ВВС, но две машины были модернизированы по стандарту Series 300 (обратите внимание на винглеты) и получили поисковые РЛС.
Большинство C.212 были выпущены на предприятии CASA в Севилье, но более 100 самолетов, NC-212, были выпущены индонезийской IPTN. Данные машины варианта T-12B предназначались для ВВС Испании.
Транспортно-десантный C.212 может вмещать 19 парашютистов (на модификации Series 400 - до 24 парашютистов). Здесь представлен вариант NC.212, построенный IPTN для индонезийской армии.
Данный MC.200 был приписан к 90-й эскадрилье 10-й авиагруппы 4-го авиаполка, которая в 1941 году дислоцировалась в Катании, на Сицилии. Эмблемы с красным слоном на белом диске под кабиной в следующем году были удалены на самолетах эскадрильи.
Треугольная эмблема с тараканом на фюзеляже указывает, что данный MC.200 принадлежит 22-й авиагруппе (371-я эскадрилья) из 52-го авиаполка. На момент вступления Италии в войну фасции на эмблеме нижней поверхности крыла располагались уже на белом фоне.
Специалисты по вооружению снаряжают пулеметные ленты 12,7-мм пулеметов SAFAT истребителя MC.200. Пулеметы были установлены в носовой части фюзеляжа. Впрочем, масса залпа итальянского истребителя составляла всего треть от залпа Hurricane, имевшего восемь пулеметов Browning.
Истребитель MC.200 мог на равных противостоять другим истребителям противника. Получив боевое крещение в боях за Мальту, Saetta участвовал в боях в Греции, Северной Африке и Югославии, а также на территории СССР.
Стойки шасси имели гидравлический привод и убирались по направлению к фюзеляжу. Шасси имело широкую колею, что обеспечивало хорошую управляемость на земле, особенно на полевых аэродромах.
Самолеты MC.200 Saetta из 90-й эскадрильи 10-й авиагруппы 4-го авиаполка запечатлены, вероятно, на аэродроме Катания-Фонтанаросса на Сицилии, середина 1941 года. На фюзеляже видна эмблема 4-го авиаполка - знаменитая гарцующая лошадь ("Cavallino Rampante"). 90-я эскадрилья некоторое время летала на Fiat CR.42 в Северной Африке и пересела на новые машины в начале 1941 года. 10-я авиагруппа совершала вылеты в направлении Мальты с аэродрома Трапани.
Во время заключения перемирия 23 истребителя MC.200 перелетели на аэродромы англо-американских союзников в Южной Италии. После сентября 1943 года несколько MC.200 воевали в составе ВВС союзной Италии.
The Macchi C.200 Series A2 open-cockpit development of the Series A1
Данные MC.200 в 1940 году принадлежали 371-й эскадрилье итальянских ВВС, размещенной в Чампино и оборонявшей Рим. Эти ранние машины имели закрытые кабины, но итальянские летчики предпочитали летать с открытыми фонарями, так что позже кабины сделали открытыми.
Macchi C.200 Series A1 Saetta was the designation given to the initial production batch of this well-known single-seat fighter;
ВВС Испании (Ejercito del Aire). Первая партия из 36 ранее служивших F-4C поступила в Испанию в рамках программы военной помощи и должна была заменить устаревшие F-104G и F-86F. Самолеты получили местное обозначение C.12 и поступили на вооружение строевых частей в 1971 году. Phantom использовались в системе ПВО страны и были вооружены УР AIM-7 и AIM-9, а также 20-мм пушечными контейнерами. В 1979 году после начала поступления на вооружение испанских ВВС самолетов F/A-18 Hornet самолеты F-4C начали списывать, однако в январе 1988 года были получены еще восемь RF-4C, снятых с вооружения ВВС США. Модернизированные самолеты (на фото) до 1994 года стояли на вооружении 123-й эскадрильи.
RF-4E (на фото) дополнили RF-84F Thunderflashe, стоявшие на вооружении 348-й эскадрильи в Лариссе. В 1993 году парк RF-4E пополнился 20 RF-4E, переданными из германских ВВС. В 1991 году в страну поступила третья партия Phantom в составе 28 самолетов F-4E, списанных из авиации Национальной гвардии штата Индиана. Все они поступили в 338-ю эскадрилью.
S-76 имел большой успех - быстрый, вместительный средний вертолет компании "Sikorsky" царил на рынке три десятилетия. На фотографии - демонстратор S-76C.
S-76D - новейший представитель семейства Spirit, совершивший первый полет в 2009 году и оснащенный более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW210S мощностью по 1050 л.с. каждый.
S-72 представлял собой экспериментальную машину, которая могла совершать полет как вертолет или же как самолет. На фотографии она показана без несущего винта. В данной конфигурации она развивала скорость до 450 км/ч.
Получив сертификат типа от Федеральной авиационной администрации США в июне 2011 года, King Air 250 стал последним представителем самолетов "Beechcraft", включающих также модели 350i и C90GTx. 250-я модель создавалась с применением современных композиционных технологий, имеет меньшую массу конструкции и модифицированную силовую установку. Винглеты и воздушные винты выполнены из композитов.
Корпоративные самолеты могут быть использованы для различных задач, но перевозка бизнесменов на различные встречи - наиболее приоритетная. На фотографии - King Air 350. К началу 2013 года флот самолетов King Air налетал более 45 млн часов и находился в эксплуатации в 127 странах.
Самолеты King Air выпускаются компанией "Hawker Beechcraft", входящей в группу "Raytheon", на ее заводе в Уичите, штат Канзас. В ноябре 2012 года компания поставила 7000-й самолет King Air - им оказался 350i, переданный частному заказчику.
Два B200 Super King Air используются Летно-исследовательским центром имени Драйдена, принадлежащим НАСА, для обеспечения различных исследовательских проектов. Один самолет применяется в качестве летающей лаборатории, а другой (N7NA, на фотографии) - в основном для подтверждения квалификации пилотов и перевозки персонала НАСА в удаленные районы, не обслуживаемые регулярными авиалиниями. Он может перевозить до 11 пассажиров.
Одно из важных достоинств King Air - универсальность и способность решать различные специальные задачи. Невоенные правительственные организации используют King Air для решения таких задач, как медико-эвакуационные ("Royal Flying Doctor Service"), калибровка навигационной аппаратуры, инспекционные задачи, картографирование и авиационное наблюдение. Данная специальная модификация создана на базе King Air 350ER, в подфюзеляжном обтекателе установлена антенна поисковой РЛС.
King Air 250 рассчитан на перевозку 8-10 пассажиров в комфортабельном салоне, который имеет большой объем полезного пространства и большие круглые иллюминаторы. Кресла могут раскладываться в спальные места. Салон имеет хорошую шумоизоляцию.
King Air 250 оснащен комплектом авионики Rockwell Collins Pro Line 21, обычно устанавливаемым на более дорогих авиалайнерах. Информация выводится на многофункциональные жидкокристаллические дисплеи, а в состав бортовой авионики входят различные навигационные средства, метеорадар и другие приборы.
CH-53E из 465-й (средней) вертолетной эскадрильи авиации КМП США готовится поднять в воздух емкости с топливом, которые он доставит удаленному гарнизону (авиабаза Аль-Асад, Ирак, апрель 2007 года). В Ираке и Афганистане вертолеты CH-53E использовались с интенсивностью, в три раза большей обычной.
Этот G-BLUX представлял собой самолет T67M-200 Firefly, он использовался компанией "Slingsby" в качестве демонстратора. Машина была потеряна в аварии в 1995 году.
Firefly T67M-260 принадлежал британской военной летной школе начальной подготовки (DEFTS) и обеспечивал базовые навыки пилотирования курсантам из британских ВВС, ВМС и СВ.
Бразильская компания VARIG в 1970 году заказала шесть самолетов Diplomate, которые использовались для подготовки пилотов.
Небольшое количество вооруженных R 235 Guerrier было поставлено в Африку. Данный самолет в 2000 году принадлежал эскадрилье Центрально-Африканской Республики.
MS.894A Rallye Minerva (на фотографии - британский самолет, построенный в 1970 году) оснащался двигателем Franklin 6A-350 мощностью 220л. с. Самолет был продан в США под названием Waco Minerva.
Отличительные особенности Schweizer 333 - усовершенствованные элементы трансмиссии, новые лопасти несущего винта и на 30% большая масса полезной нагрузки в сравнении с моделью 330SP. На фотографии - польский вертолет, 2009 год.
Три десятилетия 138 F-4 являлись наиболее боеспособными в южнокорейских ВВС. Поступление на вооружение более современных истребителей типа F-15K позволило перевести F-4 на решение задач по штурмовке наземных целей. Вооруженный УР AIM-9L, данный F-4E несет изображение льва - эмблему 1-го тактического истребительного авиакрыла.
Начиная с 1999 года, 38 F-4E прошли модернизацию по программе "Peace Icarus 2000", после чего стали соответствовать стандарту немецких F-4F ICE. Самолеты, в частности, получили РЛС APG-65, способную работать с УР AIM-120. Греция также приобрела навигационно-прицельные контейнеры Rafael LITENING, с помощью которых F-4 могли применять высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением. Один самолет был модернизирован компанией DASA в Германии, остальные - компанией "Hellenic Aerospace Industries" в Танагре. Все Phantom получили тактический серый камуфляж (на фото), как и те F-4E, что прошли модернизацию по программе SLEP на заводе HAI.
Турецкие Phantom окрашивались по разным схемам - типа "джунгли" (на фото) и серый типа "Hill Gray".
Турецкие Phantom окрашивались по разным схемам - типа "джунгли" и серый типа "Hill Gray" (на фото).
После американского эмбарго на поставки вооружений Ирану пришлось использовать для поддержания парка F-4 в боеготовности внутренние ресурсы. В июле 1984 года два F-4 были сбиты саудовскими F-15C/D.
После того, как с покупкой F-111 возникли сложности, командование австралийских ВВС на время взяло в аренду 24 самолета F-4E и RF-4E. Поставки первых F-4 были выполнены в 1970 году. Самолеты поступили на вооружение 1-й и 6-й эскадрилий, где использовались в качестве перехватчиков, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков. Последние самолеты были возвращены США в июне 1973 года.
In an unusual leasing deal, the Royal Australian Air Force operated 24 F-4Es for a little more than two years when delivery of its F-111s was delayed. This illustration shows the last of the Australian Phantoms preparing to depart, with two of the newly-delivered F-111s visible in the foreground.
Один легкий самолет Skandinavisk KZ-IV был построен в 1944 году для использования в качестве медицинского. В 1949 году построили второй такой же самолет. Первая машина, OY-DIZ (на фото), была восстановлена датским авиамузеем (Danmarks Flymuseum).