Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion
Варианты:
Sikorsky - CH-53 / S-65 Sea Stallion - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964
Вертолет

Всепогодный вертолет сил специальных операций
Описание
Фотографии
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
  
  S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший CH-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании "Sikorsky" на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов CH-3 и HH-3 Jolly Green Giant.
  Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет HH(X) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗРК Hawk или тактическую ракету Honest John класса "поверхность-поверхность".
  Компания "Sikorsky" предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета CH-37 и увеличенный планер CH-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.
  Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный CH-53, поисково-спасательный HH-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций MH-53. Модификации CH-53 и HH-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.
<...>
  Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
  В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
  По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.


Варианты S-65

  YCH-53A: два прототипа, первый облетан 14 октября 1964 года
  CH-53A Sea Stallion: первый серийный вариант тяжелого транспортного вертолета для КМП США - с дополнительным бронированием, усовершенствованными фильтрами воздухозаборников двигателей, усиленным вооружением, а с 1968 года - с усовершенствованными двигателями T64-GE-12 или -16; построены 139 вертолетов
  RH-53A Sea Stallion: серийный противоминный вертолет с возможностью буксировки противоминного трала; 15 вертолетов переоборудованы из CH-53A большей частью путем добавления узлов для буксировки минно-трального оборудования
  TH-53A: небольшое количество вертолетов переоборудовано из CH-53A и использовалось ВВС с 1989 года для подготовки экипажей MH-53
  HH-53B Super Jolly: восемь поисково-спасательных вертолетов, схожих с CH-53A и оснащенных системой дозаправки в воздухе и возможностью подвески на усиленных пилонах двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 2461 л; первоначально оснащались двигателями T64-GE-3
  CH-53C Super Jolly: 20 вертолетов, в целом схожих с HH-53B (но без топливозаправочной штанги, с двигателями T64-GE-7 и обычными пилонами с возможностью подвески двух менее крупных внешних баков емкостью по 1703 л). Применялись ВВС США в качестве транспортных и учебных, часть позже переоборудована в HH-53H и MH-53J
  HH-53C Super Jolly: 44 боевых поисково-спасательных вертолета, созданных на базе CH-53C и получивших вновь топливозаправочную штангу
  S-65O (S-65C-2): два вертолета для Австрии, схожие с CH-53C; позже проданы Израилю
  S-65C-3: 33 вертолета для Израиля, схожие с CH-53C для ВВС США
  CH-53D Sea Stallion: усовершенствованный вариант для КМП США с модернизированной трансмиссий и двигателями T64-GE-412 или -413; 124 вертолета
  RH-53D Sea Stallion: новый серийный противоминный вертолет с двигателями T64-GE-413A (затем -415), подвешенными на спонсонах 1893-литровыми топливными баками, модифицированным узлом подвески внешнего груза, спасательной лебедкой, топливозаправочной штангой и пр.; 30 вертолетов для ВМС США и шесть для Ирана VH-53D: два вертолета в VIP-варианте, схожих с CH-53D
  CH-53G: модификация для СВ Германии - два вертолета построены в США, остальные 110 собраны в Германии. В целом схожи с CH-53D, но с возможностью установки топливозаправочной штанги или внешних топливных баков на спонсонах. Фильтров на воздухозаборниках нет
  YHH-53H: один HH-53B, модифицированный в прототип вертолета-носителя системы Pave Low II для использования в качестве всесуточного всепогодного боевого поисково-спасательного вертолета
  HH-53H Super Jolly: восемь HH-53C и два переданных на замену потерянным CH-53C, модернизированные по стандарту Pave Low III и оснащенные топливозаправочными штангами для использования в качестве боевых поисково-спасательных
  MH-53H: оставшиеся HH-53H, получившие новое обозначение после установки системы Constant Green и передачи в состав 1-го авиакрыла специальных операций
  MH-53J: восемь оставшихся MH-53H, плюс 31 вертолет HH-53B, CH-53C и MH-53C, модифицированные под стандарт Pave Low III Enhanced - с усиленной трансмиссией и дополнительным бронированием. Все оставшиеся вертолеты позже модифицированы в вариант MH-53M Pave Low IV, принятый на вооружение в 1998 году
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky S-65/MH-53J Pave Low III Enhanced

  Тип: всепогодный вертолет сил специальных операций
  Силовая установка: два ТВаД General Electric T64-GE-7A мощностью по 3936 л. с. (2935 кВт) каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря без подвесок 315 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 631 м/мин; динамический потолок 6220 м; статический потолок - 3565 м с учетом влияния земли и 1980 м без учета влияния земли; дальность 868 км
  Масса: пустого 10691 кг; взлетная 17344 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа без штанги топливоприемника 20,47 м; высота наибольшая 7,60 м; высота по втулку несущего винта 5,22 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 380,89 м2
  Полезная нагрузка: внутренний запас топлива 2384 л; дополнительный запас топлива - до двух ПТБ емкостью по 1703 л; максимальная полезная нагрузка 9072 кг
  Вооружение: три шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A
A Sikorsky HH-53C Super Jolly, as operated by the USAF in Vietnam for aircrew and downed aircraft recovery, frequently from hostile territory. Long-range tanks and air-refuelling capability were features of the HH-53C.
A Sikorsky RH-53D of US Navy Squadron HM-12 at NAS Norfolk - еру first of the Navy's specialised mine counter-measures squadrons, formed in 1971. The structure under the rear fuselage is used to tow the mine counter-measures sled.
A Sikorsky CH-53D Sea Stallion of US Marine Heavy Helicopter Squadron HMH-462 based at Futenma, Okinawa; note the "low visibility" style national insignia.
A VFW-built Sikorsky CH-53G, serving with the Heeresflieger in the HFR35 medium transport regiment.
В последние годы немецкие CH-53 широко привлекаются к участию в операциях ООН и НАТО в Ираке, Сомали, Хорватии, Боснии и Косово. По состоянию на 2009 год эти вертолеты имелись на вооружении 15-го транспортного вертолетного полка (MTHR) в Рейн-Бентлаге, 25-го транспортного вертолетного полка в Лаупхайме и учебной группы "А" (HFWS/Lehrgruppe А) в Бюкебурге. 15-й и 25-й полки имеют на вооружении также и вертолеты ВО 105P1.
One of approximately 30 CH-53s (Sikorsky S-65C-3s) acquired by the Heyl Ha'Avir, basically equivalent to the Marine's CH-53Ds.
Парк израильских S-65 был модернизирован до стандарта "Yasur 2000". В 1994-2001 годах на вертолеты установили комплекс РЭБ Elisra и провели другие доработки.
Израильские вертолеты S-65C-3 Yasur активно применялись в различных военных операциях, начиная с конца 1960-х годов. Вертолеты были поставлены в приведенном здесь камуфляже с полосами песочного, коричневого и темно-зеленого цветов.
MH-53J Pave Low III Enhanced. Изображенный на рисунке вертолет MH-53J в 1995 году базировался в Великобритании на авиабазе Милденхэлл и состоял на вооружении 21-й эскадрильи специальных операций "Dust Devils", входившей в состав 352-й группы специальных операций. Вертолет окрашен по новой (на тот период) однотонной серой схеме, снижавшей тепловое излучение машины. Ранее MH-53J сил спецопераций ВВС США окрашивались в зеленый цвет по схеме European One.
Парк германских CH-53 модернизируется, что позволит эксплуатировать вертолеты минимум до 2030 года.
CH-53G
Модернизация германских CH-53. Фирма "Eurocopter Germany" доработала часть парка в боевой поисково-спасательный вариант CH-53GS. На вертолете установлены усовершенствованный бортовой комплекс обороны, совместимое с очками ночного видения приборное оборудование. Предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков. Часть CH-53GS получила более мощные ТВаД T64-GE-100 с противопыльными фильтрами, эти машины оптимизированы для использования в условиях жары и высокогорья, т.е. в Афганистане. По опыту применения в Афганистане два 7,62-мм пулемета заменили парой 12,7-мм пулеметов M3M. В вариант CH-53GA (на снимке) намечено модернизировать 40 машин; в ходе доработки продлен ресурс планера, установлены новое БРЭО, радиосвязное и навигационное оборудование, тепловизионная система, дополнительный внутренний бак. Первый CH-53GA выполнил первый полет в феврале 2010 года; выполнение программы намечено завершить в 2013 году. 26 CH-53G планируется доработать в спасательный вариант.
Германия (армейская авиация). В июне 1968 года командование Сухопутных войск ФРГ, решая вопрос замены Piasecki H-21 и Sikorsky H-34. остановило выбор на S-65. Два вертолета фирма "Sikotsky" поставила в сборе, еще 20 собирала "VFW-Fokker" в Шпейере из машино-комплектов. а 90 - полностью строились на заводе. Немецкая модель, CH-53G, была аналогична CH-53D, но не имела штанги для дозаправки в воздухе и топливных баков на спонсонах. Первые CH-53 поступили в армейскую авиацию в марте 1973 года, они использовались в качестве транспортных. В конце 1990-х годов 20 машин для участия в миротворческих операциях ООН оснастили средствами самообороны, совместимой с приборами ночного видения светосигнальной аппаратурой и подвесными топливными баками. Вертолет обозначили CH-53GS, он использовался как поисково-спасательный (на поле боя). В конце 2008 года действующий парк немецких CH-53 насчитывал около 95 машин, в будущем предполагается начать их замену. Германия рассматривает возможность участия в совместном проекте создания нового тяжелого транспортного вертолета, возможно, она закупит вертолеты CH-53K.
Израиль (ВВС Израиля). Когда Франция в 1967 году наложила эмбарго на поставки Super Frelon, Израиль приобрел 33 вертолета S-65C-3. Они имели штанги для дозаправки в воздухе и были аналогичны HH-53C. Израильские военные высоко оценили Yasur ("Альбатрос"), такое название вертолет получил в стране, и приобрели еще два S-65C-2 у Австрии. После военных действий в Персидском заливе в 1991 году Израиль получил еще 10 машин - подержанные CH-53A из Корпуса морской пехоты США. С 1994 года 42 вертолета прошли модернизацию по программе "IAl/Mata Yasur 2000": двигатели и трансмиссию довели до стандарта CH-53D, установили новые бортовой вычислитель, систему РЭБ. индикаторы в пилотской кабине и автопилот. Сейчас 33 машины модернизируются по программе "Yasur 2025", первая из них передана эксплуатанту 1 ноября 2007 года.
Израиль, подобно другим странам, использует S-65/CH-53 как тяжелые транспортные и боевые поисково-спасательные вертолеты, а также для обеспечения действий спецназа. Рядом с Yas'ur 2000 выставлено различное специальное оборудование вертолета.
The first major rotary wing upgrade programme for IAI was the Yas'ur (Albatross) 2000 project that began in June 1990 when IDF/AF Sikorsky S-65C-3 544 was delivered to IAI.
В Израиле CH-53 известен как Yas'ur. Он эксплуатировался с 1970 года в тяжелых условиях и прошел ряд доработок, осуществленных израильскими конструкторами.
Совершенствование зенитно-ракетных комплексов потребовало увеличения защищенности вертолетов. Корпус морской пехоты США искал меры противодействия переносным зенитно-ракетным комплексам, таким как SA-7 "Grail" (ПЗРК 9K32 "Стрела-2"). Этот CH-53D в 1982 году участвовал в испытаниях системы отстрела инфракрасных ловушек на авиабазе Паке Ривер, штат Мериленд.
Основной причиной разработки CH-53 была необходимость обеспечения Корпуса морской пехоты США транспортным сообщением кораблей с берегом. Хотя вертолет оказался эффективен при транспортировке личного состава, создавался он, прежде всего, для перевозки тяжелого оборудования, используемого при высадке морского десанта.
Морская пехота США всегда находится в авангарде, будь то действия на суше или проведение десантных операций. Для быстрой переброски людей и грузов она использует вертолеты Sikorsky CH-53 (на снимке CH-53D).
Морская пехота продолжает использовать для десантирования плавсредства, но в современных конфликтах вертолеты имеют, как минимум, не меньшее значение. Различные модели CH-53 использовались в боевых действиях со времен Вьетнама с неизменным успехом. В 2018 году ожидается начало поставок новых CH-53K.
Типичная для Юго-Восточной Азии сцена спасательной операции, воссозданная на учениях "Рифорджер 1980". Вертолеты HH-53C благодаря устройству, сбрасываемому через кроны деревьев, а также мастерству и мужеству экипажей помогали доставлять на базу сбитых летчиков.
1550-е транспортное авиационное учебное крыло было сформировано на авиабазе Хилл, штат Юта, в июле 1971 года и использовало среди прочих этот HH-53H. В феврале 1976 года крыло перебазировалось в Киртлэнд и было переименовано в 1550-е авиакрыло по подготовке экипажей боевых летательных аппаратов.
Штанга для дозаправки в воздухе является внешним отличием вертолета HH-53 (на снимке HH-53C) от его предшественника CH-53. Это оборудование позволило Super Jolly патрулировать участки проведения возможных спасательных операций или совершать беспосадочные перелеты на большие расстояния.
ВВС США использовали дозаправки в воздухе вертолетов H-53 во время спасательных операций и при проведении операций поддержки сил спецназа.
Во Вьетнаме вертолеты ВВС США HH-53 не раз под огнем спасали от гибели и плена сбитых летчиков. Боевые задачи в Северном Вьетнаме регулярно требовали дозаправки от HC-130P в полете.
Во время дозаправки от самолета-заправщика KC-130 вертолет демонстрирует безупречные летные качества. Некоторые советские вертолеты превзошли CH-53E по мощности и грузоподъемности, но Super Stallion остался самым эффективным транспортным вертолетом на Западе.
Возможность выполнять дозаправку в воздухе от летающих танкеров на базе C-130 позволяет вертолетам семейства H-53 выполнять полеты большой дальности и продолжительности. В ходе операций "Just Cause" (Панама) и "Буря в пустыне" вертолеты MH-53 из ВВС США доставляли в глубину территории противника американский и британский спецназ.
На центральном грузовом устройстве вертолет способен перевозить тяжелые грузы. CH-53 перевозит гаубицу на передовую огневую позицию. Вертолеты обеспечивали маневренность артиллерии, а также могли быстро усилить высаженный десант тяжелой техникой и артиллерией.
Базы огневой поддержки на вершинах гор играли важную роль в военной кампании США во Вьетнаме. Их могли обслуживать только вертолеты, которые часто взлетали с посадочных матов, если им вообще удавалось приземлиться. Этот Sea Stallion сел на покрытие, подготовленное 3-м дивизионом морской пехоты.
Варианты H-53, разработанные для боевых действий во Вьетнаме, после войны составили основу американского парка тяжелых вертолетов. На снимке RH-53D взлетает с палубы корабля "Гуам" для доставки грузов морской пехоте, размещенной в Ливане в начале 1980-х годов.
RH-53 в пустынной окраске на палубе авианосца "Нимиц" перед началом операции. Для участия в операции RH-53 выбрали за большую дальность полета, способность перевозить груз большой массы и возможность базирования на корабле.
Операция "Eagle Claw". 24 апреля 1980г.: вертолеты RH-53D из эскадрильи HM-16 сфотографированы на авианосце "Нимитц" непосредственно перед началом неудачной попытки спасения 66 американских заложников, захваченных в Тегеране. С самого начала операцию "Eagle Claw" преследовали неудачи: сначала технические отказы на трех машинах, а затем песчаная буря, после которой лишь пять RH-53D оставались в летном состоянии. Американцам пришлось отказаться от операции.
Опыт, приобретенный RH-53A во Вьетнаме, стал основой для появления в 1980-х годах модернизированного минного тральщика RH-53D.
S-65 стал реже использоваться в США, только CH-53D остается на вооружении Морской пехоты. А ВМС давно перестали эксплуатировать свои минные тральщики RH-53D, в том числе и этот борт "749".
Два вертолета MH-53J 1-го авиакрыла специальных операций спасли лейтенанта Девона Джонса из эскадрильи VF103 "Sluggers", чей F-14 был сбит иракской зенитной ракетой во время операции сопровождения 21 января 1991 года. Пилот был обнаружен самолетом A-10 "Sandy", сопровождавшим вертолеты. Летчику-оператору лейтенанту Лэрри Слейду повезло меньше, он провел в плену шесть месяцев.
Вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи обеспечения спецопераций ВВС США с английской базы Вудбридж доставили в северный Ирак войска нескольких стран, охранявшие зоны безопасности для возвращающихся курдов. MH-53J успешно выполнили эту транспортную задачу и были готовы (наряду с заправщиками HC-130N/P из 39-го крыла) к выполнению спасательных полетов.
MH-53 Pave Low сняли с вооружения ВВС США в 2008 году, свои последние боевые вылеты вертолеты выполнили в Ираке и Афганистане. На снимке - вертолеты 20-й эскадрильи специального назначения, дислоцировавшейся в Халберт-Филд, Флорида.
После завершения операции "Буря в пустыне" вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США, оснащенные системой Pave Low, оставались в регионе для высадки десанта спецназа и проведения поисково-спасательных операций в северном Ираке.
Данный MH-53J Pave Low III из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США использовался для доставки групп спецназа в Северном Ираке в 1992 году в целях обеспечения безопасности района, занятого курдскими беженцами.
Вертолеты подразделений "Stallion" участвовали в различных специальных операциях в Персидском заливе. Этот MH-53J 21-й эскадрильи спецопераций (SOS) располагался на базе Бэтмен (Готам Сити) в Турции за 240 км от границы с Ираком.
Со времен вьетнамской войны ВВС США использовали вертолеты H-53 для дальнего поиска и спасения в боевых условиях и поддержки операций сил специального назначения. В 2008 году последний вариант MH-53J Pave Low Enhanced IV (на снимке слева внизу) заменили конвертопланом CV-22 Osprey. CV-22, сочетающий высокую скорость с режимом висения, значительно расширил возможности ВВС США по спасению авиаторов, сбитых в глубине вражеской территории. Командование Специальных Операций ВВС США закупило 50 CV-22, последние из которых будут поставлены в 2016 году.
Вертолет MH-53J отстреливает тепловые ловушки. Блоки ловушек смонтированы по бортам хвостовой части фюзеляжа и на спонсонах.
Свой последний боевой вылет вертолеты Pave Low из 20-й экспедиционной эскадрильи спецопераций совершили в Ираке 27 сентября 2008 года. Ночной снимок сделан вскоре после их взлета.
27 сентября 2008 года Pave Low выполнил последний боевой вылет в Ираке, а 30 сентября вертолеты этого типа сняли с вооружения. Программа CSAR-X, определяющая требования к замене MH-53M, увязла в разногласиях и отсрочках, что создает серьезные проблемы в осуществлении поисково-спасательных операций.
Sikorsky CH-53D Sea Stallion BuNo 157176 stored at Tel Nof, where it will be used as a spares source for the active Israeli Yasur fleet.
Скорострельный пулемет Minigun калибра 7,62 мм являлся очень эффективным оружием, чтобы прижать противника к земле, когда HH-53 выполнял свою работу. Большие вертолеты CH-53 и HH-53 выглядели заманчивыми целями.
H-53 во Вьетнаме. В 1967 году на вооружение был принят CH-53A, а вскоре появился HH-53B, завоевавший популярность в этом регионе как транспортный и поисково-спасательный. В сентябре 1969 года состоялся боевой дебют HH-53C, Super Jolly был оборудован устройством для перевозки грузов массой до 9072 кг на внешней подвеске, длина троса грузовой лебедки составляла 76 м. Оборонительное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов Minigun, огневой мощи которых хватало, чтобы отогнать противника от спасаемых.
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
14 октября 1964г.: Sikorsky YCH-53A, предшественник тяжелых вертолетов серии S-65 и S-80, имел силовую установку из двух газотурбинных двигателей N-64 General Electric.
S-65 поступили в конце 1966 года на вооружение транспортных эскадрилий авиации КМП США под обозначением CH-53A и вскоре были направлены во Вьетнам.
Второй прототип YCH-53A (№151614) совершил свой первый полет 14 октября 1964 года из Стратфорда, штат Коннектикут. До запуска машины в серию в летных испытаниях использовались только два YCH-53A.
Sikorsky CH-53A heavy assault helicopter (two 2,850 shp General Electric T64-GE-6 shaft-turbine engines)
Вертолет CH-53A выполняет петлю Нестерова
Operation Eagle Pull. The Marine covering force prepares to depart, following the evacuation of Americans from Phnom Penh.
Operation Frequent Wind HH-53s in a carpark on the northern edge of Saigon in April 1975.
Сикорский CH-53
На коммерческом поприще CH-53 (или S-65C) не добился успеха. Этот вертолет был модифицирован НАСА для демонстрации его коммерческих возможностей, но машина оказалась слишком дорогой в эксплуатации.
Sikorsky CH-53 modified under NASA contract to demonstrate the commercial capabilities of the S-65 and to develop ride quality criteria for large VTOL aircraft
VFW-Fokker (Sikorsky) CH-53G in service with the German Army
A German Army Sikorsky CH-53G takes a bow before the masses.
VFW-Fokker CH-53G with main rotor and tail rotor pylon folded
Иран (авиация ВМС ИРИ). В 1970-х годах Иран приобрел партию вооружения в США, в том числе 6 вертолетов-тральщиков RH-53D, имевших возможность установки штанги для дозаправки в воздухе (в реальности - не устанавливалась) и использования противоминных систем компании EDO. Эти машины (серийные номера 160099-160104) стали последними в семействе S-65, после чего производство переключили на S-80. Вертолеты заказаны в 1975 году, в ВМС Ирана им присвоили бортовые номера с 6-2701 по 6-2706 и включили в состав вертолетной эскадрильи ПМО, базировавшейся на острове Харк. После свержения шаха в 1979 году американцы прекратили техобслуживание и поставки запчастей, однако RH-53D получили поддержку из неожиданного источника. Иранцам достались несколько RH-53D ВМС США, брошенных на аэродроме во время операции "Eagle Claw" - попытке спасения заложников, захваченных в американском посольстве в Тегеране. К 1988 году парк вертолетов сократился до двух машин, но затем снова увеличился до 4-5, когда Иран тайно приобрел запасные части. Полагают, что три вертолета, оставшихся к 2008 году, используются как транспортные.
The Iranian naval air component received six Sikorsky RH-53D helicopters with Edo mine-sweeping floats (shown) and two of these are reportedly operable at Bandar Abbas.
Австрия (ВС). Австрия приобрела два S-65C-2 (также обозначавшихся S-65O) аналогичных CH-53C ВВС США. Они предназначались преимущественно для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и прибыли в страну в 1970 году. Несмотря на высокую эффективность, вертолеты оказались для австрийского правительства слишком дорогими, поэтому 15 мая 1981 года их продали Израилю.
Filled with mine countermeasures equipment, Sikorsky CH-53A 153737 "DH/17" belongs to Squadron HM-12, the only unit of its kind in the U.S. Navy
Операция "Urgent Fury" увенчалась успехом во многом благодаря высадке на остров морской пехоты с вертолетов CH-53D Sea Stallion, четыре такие машины были приданы эскадрилье HMM-261.
Vietnamese refugees arriving on the deck of the carrier USS Midway, courtesy of 56th SOW HH-53s, on April 20, 1975.
Sikorsky HH-53C heavy-lift helicopter of the 37th ARRS, USAF
Five Sikorsky HH-53s took part in the Son Tay raid.
HH-53C редко проводил спасание из воды. На фотографии пловец прыгает с трапа при низком зависании. Зависание при этом должно быть максимально коротким, так как в этот момент вертолет очень уязвим.
HH-53C был модификацией промежуточной спасательной модели вертолета HH-53B. Объем его внутренних и наружных топливных баков был уменьшен, но радиус действия не изменился. Вертолеты HH-53C 55-й эскадрильи аэрокосмической службы поиска и спасения (ARRS) вылетали во время каждого космического полета Apollo, готовые к поиску капсулы с экипажем.
An HC-130P refuelling an HH-53C in May 1972.
Вертолеты HH-53C заправляются топливом в дальнем перелете
Основной задачей RH-53D была буксировка минных тралов, которые заставляли морские мины всплывать на поверхность. Затем их расстреливали с вертолета из двух 12,7-мм пулеметов.
Sikorsky RH-53D minesweeping and multi-mission helicopter of the US Navy
A U.S. Navy Sikorsky RH-53D Sea Stallion of Squadron HM-14 sweeping the Red Sea in 1984 for mines sown apparently in connection with the Iraq-lran war
A Sikorsky RH-53D, of the type involved in the abortive mission to rescue hostages from the US Embassy in Teheran.
MH-53H
MH-53J
MH-53J Сил специальных операций США выполняет посадку на футбольное поле недалеко от посольства Ватикана, где укрылся генерал Норьега.
Для "Си Сталлионов" работы пока немного
Штурмовик A-1H эскортирует спасательный вертолет HH-53 над Северным Вьетнамом.
Вертолет Морской пехоты CH-53A несет вертолет CH-46 во время испытаний в Патуксен Ривер. Большая грузоподъемность позволила Sea Stallion эвакуировать более 1000 самолетов во Вьетнаме.
An Air Force HH-53 carrying a disabled Air America UH-1 to an airfield in South Vietnam.
Left to right: Sikorsky CH-53D helicopters fitted experimentally with improved rotor blades (IRB), canted tail rotor and swept-tip rotor blades
2 июня 1972г.: спасательный вертолет HH-53 ВВС США эвакуировал капитана Роджера Лочера, чей F-4 был сбит 23 сутками раньше.
CH-53 морской пехоты США совершает аварийную посадку (невыпуск правой стойки шасси) на большой десантный корабль "Триполи" 26.06.1973г. Палубная команда спешит, чтобы выпустить шасси вручную, пока вертолет завис над палубой
Панорама острова Ко-Танг. Хорошо видны восточный и западный пляжи, на которых высаживались американские десантники, а также сбитые вертолеты "Си Сталлион" на одном из них
Обломки RH-53D стали хорошим подтверждением провала операции. В нарушение приказа обломки экипажами других вертолетов уничтожены не были. Иранцы обнаружили множество секретных документов, включая шифры и даже списки американских тайных агентов в Иране.
S-65C-3 (CH-53D) . ВВС Израиля закупили 33 вертолета S-65C-3 (CH-53D) в рамках закупочной программы Корпуса морской пехоты США. Еще два вертолета в конфигурации S-65C-2 были куплены в Австрии в 1981 году. После окончания первой войны в Персидском заливе Израиль получил от США еще десять CH-53A, переданных из КМП США. Вертолеты были окрашены по ранней камуфляжной схеме ВВС Израиля, оптимизированной для условий пустыни. Как обычно в случае с летательными аппаратами ВВС Израиля, определить их принадлежность к той или иной эскадрилье не просто. Сегодня S-65 состоят на вооружении двух эскадрилий - 114-й Tayeset Ha'Super Frelon и 118-й Tayeset Ha'Yassuriet Ha'Rishona (обе дислоцированы на авиабазе Тель-Ноф). ВВС Израиля в рамках программы "Yasur 2000" провели модернизацию вертолетов, в 2004 году из-за отсутствия замены для S-65 начата программа модернизации "Yasur 2025".