Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion
Варианты:
Sikorsky - CH-53 / S-65 Sea Stallion - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964
Вертолет

Всепогодный вертолет сил специальных операций
Описание
Фотографии:

Цветные фото (57)
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
  
   S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший CH-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании "Sikorsky" на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов CH-3 и HH-3 Jolly Green Giant.
   Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет HH(X) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗРК Hawk или тактическую ракету Honest John класса "поверхность-поверхность".
   Компания "Sikorsky" предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета CH-37 и увеличенный планер CH-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.
   Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный CH-53, поисково-спасательный HH-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций MH-53. Модификации CH-53 и HH-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.
<...>
   Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
   В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
   По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.


Варианты S-65

   YCH-53A: два прототипа, первый облетан 14 октября 1964 года
   CH-53A Sea Stallion: первый серийный вариант тяжелого транспортного вертолета для КМП США - с дополнительным бронированием, усовершенствованными фильтрами воздухозаборников двигателей, усиленным вооружением, а с 1968 года - с усовершенствованными двигателями T64-GE-12 или -16; построены 139 вертолетов
   RH-53A Sea Stallion: серийный противоминный вертолет с возможностью буксировки противоминного трала; 15 вертолетов переоборудованы из CH-53A большей частью путем добавления узлов для буксировки минно-трального оборудования
   TH-53A: небольшое количество вертолетов переоборудовано из CH-53A и использовалось ВВС с 1989 года для подготовки экипажей MH-53
   HH-53B Super Jolly: восемь поисково-спасательных вертолетов, схожих с CH-53A и оснащенных системой дозаправки в воздухе и возможностью подвески на усиленных пилонах двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 2461 л; первоначально оснащались двигателями T64-GE-3
   CH-53C Super Jolly: 20 вертолетов, в целом схожих с HH-53B (но без топливозаправочной штанги, с двигателями T64-GE-7 и обычными пилонами с возможностью подвески двух менее крупных внешних баков емкостью по 1703 л). Применялись ВВС США в качестве транспортных и учебных, часть позже переоборудована в HH-53H и MH-53J
   HH-53C Super Jolly: 44 боевых поисково-спасательных вертолета, созданных на базе CH-53C и получивших вновь топливозаправочную штангу
   S-65O (S-65C-2): два вертолета для Австрии, схожие с CH-53C; позже проданы Израилю
   S-65C-3: 33 вертолета для Израиля, схожие с CH-53C для ВВС США
   CH-53D Sea Stallion: усовершенствованный вариант для КМП США с модернизированной трансмиссий и двигателями T64-GE-412 или -413; 124 вертолета
   RH-53D Sea Stallion: новый серийный противоминный вертолет с двигателями T64-GE-413A (затем -415), подвешенными на спонсонах 1893-литровыми топливными баками, модифицированным узлом подвески внешнего груза, спасательной лебедкой, топливозаправочной штангой и пр.; 30 вертолетов для ВМС США и шесть для Ирана VH-53D: два вертолета в VIP-варианте, схожих с CH-53D
   CH-53G: модификация для СВ Германии - два вертолета построены в США, остальные 110 собраны в Германии. В целом схожи с CH-53D, но с возможностью установки топливозаправочной штанги или внешних топливных баков на спонсонах. Фильтров на воздухозаборниках нет
   YHH-53H: один HH-53B, модифицированный в прототип вертолета-носителя системы Pave Low II для использования в качестве всесуточного всепогодного боевого поисково-спасательного вертолета
   HH-53H Super Jolly: восемь HH-53C и два переданных на замену потерянным CH-53C, модернизированные по стандарту Pave Low III и оснащенные топливозаправочными штангами для использования в качестве боевых поисково-спасательных
   MH-53H: оставшиеся HH-53H, получившие новое обозначение после установки системы Constant Green и передачи в состав 1-го авиакрыла специальных операций
   MH-53J: восемь оставшихся MH-53H, плюс 31 вертолет HH-53B, CH-53C и MH-53C, модифицированные под стандарт Pave Low III Enhanced - с усиленной трансмиссией и дополнительным бронированием. Все оставшиеся вертолеты позже модифицированы в вариант MH-53M Pave Low IV, принятый на вооружение в 1998 году
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky S-65/MH-53J Pave Low III Enhanced

   Тип: всепогодный вертолет сил специальных операций
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T64-GE-7A мощностью по 3936 л. с. (2935 кВт) каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря без подвесок 315 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 631 м/мин; динамический потолок 6220 м; статический потолок - 3565 м с учетом влияния земли и 1980 м без учета влияния земли; дальность 868 км
   Масса: пустого 10691 кг; взлетная 17344 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа без штанги топливоприемника 20,47 м; высота наибольшая 7,60 м; высота по втулку несущего винта 5,22 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 380,89 м2
   Полезная нагрузка: внутренний запас топлива 2384 л; дополнительный запас топлива - до двух ПТБ емкостью по 1703 л; максимальная полезная нагрузка 9072 кг
   Вооружение: три шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A
Germany
Парк германских CH-53 модернизируется, что позволит эксплуатировать вертолеты минимум до 2030 года.
Largest helicopter in the German Heersflieger inventory, some 110 VFW-built Sikorsky CH-53G transport helicopters are currently in service, equipping three regiments.
A Sikorsky CH-53GS of HSG64 and a Special Operations Forces Airbus H145M light utility helicopter of the same unit circle over Norvenich on September 9, 2020
A pair of Bundeswehr CH-53Gs were on duty to support the NATO summit at Baden-Baden Airport, Germany, on April 3, 2009. The aircraft flew media representatives and heads of state, along with foreign and defence ministers during the event.
This German Army CH-53 was one of the many helicopters on display
CH-53G
Модернизация германских CH-53. Фирма "Eurocopter Germany" доработала часть парка в боевой поисково-спасательный вариант CH-53GS. На вертолете установлены усовершенствованный бортовой комплекс обороны, совместимое с очками ночного видения приборное оборудование. Предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков. Часть CH-53GS получила более мощные ТВаД T64-GE-100 с противопыльными фильтрами, эти машины оптимизированы для использования в условиях жары и высокогорья, т.е. в Афганистане. По опыту применения в Афганистане два 7,62-мм пулемета заменили парой 12,7-мм пулеметов M3M. В вариант CH-53GA (на снимке) намечено модернизировать 40 машин; в ходе доработки продлен ресурс планера, установлены новое БРЭО, радиосвязное и навигационное оборудование, тепловизионная система, дополнительный внутренний бак. Первый CH-53GA выполнил первый полет в феврале 2010 года; выполнение программы намечено завершить в 2013 году. 26 CH-53G планируется доработать в спасательный вариант.
Германия (армейская авиация). В июне 1968 года командование Сухопутных войск ФРГ, решая вопрос замены Piasecki H-21 и Sikorsky H-34. остановило выбор на S-65. Два вертолета фирма "Sikotsky" поставила в сборе, еще 20 собирала "VFW-Fokker" в Шпейере из машино-комплектов. а 90 - полностью строились на заводе. Немецкая модель, CH-53G, была аналогична CH-53D, но не имела штанги для дозаправки в воздухе и топливных баков на спонсонах. Первые CH-53 поступили в армейскую авиацию в марте 1973 года, они использовались в качестве транспортных. В конце 1990-х годов 20 машин для участия в миротворческих операциях ООН оснастили средствами самообороны, совместимой с приборами ночного видения светосигнальной аппаратурой и подвесными топливными баками. Вертолет обозначили CH-53GS, он использовался как поисково-спасательный (на поле боя). В конце 2008 года действующий парк немецких CH-53 насчитывал около 95 машин, в будущем предполагается начать их замену. Германия рассматривает возможность участия в совместном проекте создания нового тяжелого транспортного вертолета, возможно, она закупит вертолеты CH-53K.
Israel
Израиль (ВВС Израиля). Когда Франция в 1967 году наложила эмбарго на поставки Super Frelon, Израиль приобрел 33 вертолета S-65C-3. Они имели штанги для дозаправки в воздухе и были аналогичны HH-53C. Израильские военные высоко оценили Yasur ("Альбатрос"), такое название вертолет получил в стране, и приобрели еще два S-65C-2 у Австрии. После военных действий в Персидском заливе в 1991 году Израиль получил еще 10 машин - подержанные CH-53A из Корпуса морской пехоты США. С 1994 года 42 вертолета прошли модернизацию по программе "IAl/Mata Yasur 2000": двигатели и трансмиссию довели до стандарта CH-53D, установили новые бортовой вычислитель, систему РЭБ. индикаторы в пилотской кабине и автопилот. Сейчас 33 машины модернизируются по программе "Yasur 2025", первая из них передана эксплуатанту 1 ноября 2007 года.
The advent of the Sikorsky S-65C-3 in Israeli service has tremendously increased the vertical lift capability of Heyl Ha’Avir.
Израиль, подобно другим странам, использует S-65/CH-53 как тяжелые транспортные и боевые поисково-спасательные вертолеты, а также для обеспечения действий спецназа. Рядом с Yas'ur 2000 выставлено различное специальное оборудование вертолета.
A Yassur 2025 of 114 squadron on finals to runway 36. Despite their age and safety record the IAF has yet to formally decide on a successor to the venerable CH-53A
Ya'sur 2025 040 landing at Akamas carrying a Land Rover Defender and Egoz commandos.
The first major rotary wing upgrade programme for IAI was the Yas'ur (Albatross) 2000 project that began in June 1990 when IDF/AF Sikorsky S-65C-3 544 was delivered to IAI.
В Израиле CH-53 известен как Yas'ur. Он эксплуатировался с 1970 года в тяжелых условиях и прошел ряд доработок, осуществленных израильскими конструкторами.
USA
Совершенствование зенитно-ракетных комплексов потребовало увеличения защищенности вертолетов. Корпус морской пехоты США искал меры противодействия переносным зенитно-ракетным комплексам, таким как SA-7 "Grail" (ПЗРК 9K32 "Стрела-2"). Этот CH-53D в 1982 году участвовал в испытаниях системы отстрела инфракрасных ловушек на авиабазе Паке Ривер, штат Мериленд.
Основной причиной разработки CH-53 была необходимость обеспечения Корпуса морской пехоты США транспортным сообщением кораблей с берегом. Хотя вертолет оказался эффективен при транспортировке личного состава, создавался он, прежде всего, для перевозки тяжелого оборудования, используемого при высадке морского десанта.
Морская пехота США всегда находится в авангарде, будь то действия на суше или проведение десантных операций. Для быстрой переброски людей и грузов она использует вертолеты Sikorsky CH-53 (на снимке CH-53D).
Посадка вертолета CH-53 в сумерках. Южный Вьетнам, 1968 г.
Морская пехота продолжает использовать для десантирования плавсредства, но в современных конфликтах вертолеты имеют, как минимум, не меньшее значение. Различные модели CH-53 использовались в боевых действиях со времен Вьетнама с неизменным успехом. В 2018 году ожидается начало поставок новых CH-53K.
Типичная для Юго-Восточной Азии сцена спасательной операции, воссозданная на учениях "Рифорджер 1980". Вертолеты HH-53C благодаря устройству, сбрасываемому через кроны деревьев, а также мастерству и мужеству экипажей помогали доставлять на базу сбитых летчиков.
1550-е транспортное авиационное учебное крыло было сформировано на авиабазе Хилл, штат Юта, в июле 1971 года и использовало среди прочих этот HH-53H. В феврале 1976 года крыло перебазировалось в Киртлэнд и было переименовано в 1550-е авиакрыло по подготовке экипажей боевых летательных аппаратов.
Classic ‘Super Jolly’ country. The winchman assesses the possible LZ while the rear ramp is lowered.
Sikorsky CH-53D Sea Stallions assigned to Marine Heavy Helicopter Squadron 363 are shown participating in an exercise in Hawaii. All three of the Marine Corps' CH-53D squadrons are based there will eventually be replaced by MV-22 Ospreys.
Поисково-спасательный вертолет HH-53 в сопровождении пары «Скайрейдеров» направляется на очередное задание. Южный Вьетнам, вторая половина 1960-х гг.
Штанга для дозаправки в воздухе является внешним отличием вертолета HH-53 (на снимке HH-53C) от его предшественника CH-53. Это оборудование позволило Super Jolly патрулировать участки проведения возможных спасательных операций или совершать беспосадочные перелеты на большие расстояния.
ВВС США использовали дозаправки в воздухе вертолетов H-53 во время спасательных операций и при проведении операций поддержки сил спецназа.
Во Вьетнаме вертолеты ВВС США HH-53 не раз под огнем спасали от гибели и плена сбитых летчиков. Боевые задачи в Северном Вьетнаме регулярно требовали дозаправки от HC-130P в полете.
Во время дозаправки от самолета-заправщика KC-130 вертолет демонстрирует безупречные летные качества. Некоторые советские вертолеты превзошли CH-53E по мощности и грузоподъемности, но Super Stallion остался самым эффективным транспортным вертолетом на Западе.
Возможность выполнять дозаправку в воздухе от летающих танкеров на базе C-130 позволяет вертолетам семейства H-53 выполнять полеты большой дальности и продолжительности. В ходе операций "Just Cause" (Панама) и "Буря в пустыне" вертолеты MH-53 из ВВС США доставляли в глубину территории противника американский и британский спецназ.
На центральном грузовом устройстве вертолет способен перевозить тяжелые грузы. CH-53 перевозит гаубицу на передовую огневую позицию. Вертолеты обеспечивали маневренность артиллерии, а также могли быстро усилить высаженный десант тяжелой техникой и артиллерией.
Sikorsky CH-53A Sea Stallion, BuNo 151686, was the third CH-53A to roll off the production line. Entering service with Marine Heavy Helicopter Squadron 363 in 1968, it was transferred to the Naval Air Development Center, Warminster, PA, in 1971. There it pioneered advanced technology systems, such as forward looking infra-red and helicopter night vision systems. After being involved in research right up to the Gulf War, this helicopter was retired to the museum.
Вертолет CH-53 КМП США в Южном Вьетнаме 1967-1968 гг.
Базы огневой поддержки на вершинах гор играли важную роль в военной кампании США во Вьетнаме. Их могли обслуживать только вертолеты, которые часто взлетали с посадочных матов, если им вообще удавалось приземлиться. Этот Sea Stallion сел на покрытие, подготовленное 3-м дивизионом морской пехоты.
Варианты H-53, разработанные для боевых действий во Вьетнаме, после войны составили основу американского парка тяжелых вертолетов. На снимке RH-53D взлетает с палубы корабля "Гуам" для доставки грузов морской пехоте, размещенной в Ливане в начале 1980-х годов.
RH-53 в пустынной окраске на палубе авианосца "Нимиц" перед началом операции. Для участия в операции RH-53 выбрали за большую дальность полета, способность перевозить груз большой массы и возможность базирования на корабле.
Операция "Eagle Claw". 24 апреля 1980г.: вертолеты RH-53D из эскадрильи HM-16 сфотографированы на авианосце "Нимитц" непосредственно перед началом неудачной попытки спасения 66 американских заложников, захваченных в Тегеране. С самого начала операцию "Eagle Claw" преследовали неудачи: сначала технические отказы на трех машинах, а затем песчаная буря, после которой лишь пять RH-53D оставались в летном состоянии. Американцам пришлось отказаться от операции.
Опыт, приобретенный RH-53A во Вьетнаме, стал основой для появления в 1980-х годах модернизированного минного тральщика RH-53D.
S-65 стал реже использоваться в США, только CH-53D остается на вооружении Морской пехоты. А ВМС давно перестали эксплуатировать свои минные тральщики RH-53D, в том числе и этот борт "749".
Sikorsky CH-53D Sea Stallion BuNo 157176 stored at Tel Nof, where it will be used as a spares source for the active Israeli Yasur fleet.
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
MH-53
Два вертолета MH-53J 1-го авиакрыла специальных операций спасли лейтенанта Девона Джонса из эскадрильи VF103 "Sluggers", чей F-14 был сбит иракской зенитной ракетой во время операции сопровождения 21 января 1991 года. Пилот был обнаружен самолетом A-10 "Sandy", сопровождавшим вертолеты. Летчику-оператору лейтенанту Лэрри Слейду повезло меньше, он провел в плену шесть месяцев.
Вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи обеспечения спецопераций ВВС США с английской базы Вудбридж доставили в северный Ирак войска нескольких стран, охранявшие зоны безопасности для возвращающихся курдов. MH-53J успешно выполнили эту транспортную задачу и были готовы (наряду с заправщиками HC-130N/P из 39-го крыла) к выполнению спасательных полетов.
MH-53 Pave Low сняли с вооружения ВВС США в 2008 году, свои последние боевые вылеты вертолеты выполнили в Ираке и Афганистане. На снимке - вертолеты 20-й эскадрильи специального назначения, дислоцировавшейся в Халберт-Филд, Флорида.
All five MH-53M s made a formation sortie out of RAF Mildenhall on September 13, 2007, during which the helicopters overflew many airfields or installations with USAF connections, including the former USAF airfields at RAF Alconbury and RAF Woodbridge, and the American Military Cemetery at Madingley, Cambridgeshire.
После завершения операции "Буря в пустыне" вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США, оснащенные системой Pave Low, оставались в регионе для высадки десанта спецназа и проведения поисково-спасательных операций в северном Ираке.
Данный MH-53J Pave Low III из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США использовался для доставки групп спецназа в Северном Ираке в 1992 году в целях обеспечения безопасности района, занятого курдскими беженцами.
Вертолеты подразделений "Stallion" участвовали в различных специальных операциях в Персидском заливе. Этот MH-53J 21-й эскадрильи спецопераций (SOS) располагался на базе Бэтмен (Готам Сити) в Турции за 240 км от границы с Ираком.
Replacing the MH-53M is the CV-22B Osprey, which the 1st SOW began receiving in October 2006 AFSOC is due to receive 50 of these tilt-rotors, which combine the speed, range and payload carrying ability of a fixed-wing aircraft with the flexibility of a helicopter.
Со времен вьетнамской войны ВВС США использовали вертолеты H-53 для дальнего поиска и спасения в боевых условиях и поддержки операций сил специального назначения. В 2008 году последний вариант MH-53J Pave Low Enhanced IV (на снимке слева внизу) заменили конвертопланом CV-22 Osprey. CV-22, сочетающий высокую скорость с режимом висения, значительно расширил возможности ВВС США по спасению авиаторов, сбитых в глубине вражеской территории. Командование Специальных Операций ВВС США закупило 50 CV-22, последние из которых будут поставлены в 2016 году.
Вертолет MH-53J отстреливает тепловые ловушки. Блоки ловушек смонтированы по бортам хвостовой части фюзеляжа и на спонсонах.
Свой последний боевой вылет вертолеты Pave Low из 20-й экспедиционной эскадрильи спецопераций совершили в Ираке 27 сентября 2008 года. Ночной снимок сделан вскоре после их взлета.
On September 27, 2008 the 20th Expeditionary Special Operations Squadron (ESOS) flew its last combat mission over Iraq. The sorties brought to an end the combat career of the Sikorsky MH-53M Pave Low IV, the last of the H-53 variants to serve with the US Air Force, while the helicopter left the service three days later. The 20th ESOS was raised from the 20th SOS. 1st SOW based at Hurlburt Field, Florida, and its last 40 people returned there from Iraq on October 3. The 20th SOS itself was deactivated on October 16.
After serving AFSOC for 28 years, the last operational MH-53 was retired on September 30, 2008 An example of the final variant in service, the MH-53M Pave Low IV, is pictured off the coast of Florida, near Hurlburt Field.
A 21st SOS MH-53M Pave Low IV, 69-5796, flies over flooded Central Mozambique near the town of Chibutoon March 20, 2000, whilst refuelling from a 67th SOS MC-130P Combat Shadow. At the time, the Pave Lows and supporting MC-130Ps were operating from South African Air Force Base Hoedspruit, South Africa, where they were deployed to support Operation Atlas Response. This was a multi-national humanitarian relief operation to assist displaced persons in Central and Southern Mozambique, which had been devastated by extensive flooding.
During the final 3 hour 55 min sortie, the MH-53Ms each took on board 250 Imp gal of fuel from a 352nd Special Operations Group MC-130P Hercules, which trailed drogues from its two underwing refuelling pods.
27 сентября 2008 года Pave Low выполнил последний боевой вылет в Ираке, а 30 сентября вертолеты этого типа сняли с вооружения. Программа CSAR-X, определяющая требования к замене MH-53M, увязла в разногласиях и отсрочках, что создает серьезные проблемы в осуществлении поисково-спасательных операций.