Описание
Страна : США
Год : 1964
Вертолет
Всепогодный вертолет сил специальных операций
Варианты
- Sikorsky - CH-53 / S-65 Sea Stallion - 1964 - США
- Sikorsky - CH-53E / S-80 Super Stallion - 1974 - США
- Sikorsky - CH-53K King Stallion - 2015 - США
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
S-65 был разработан под требования Корпуса морской пехоты (КМП) США на новый тяжелый транспортный вертолет, которым предполагалось заменить устаревший CH-37 Mojave. Разработка S-65 велась специалистами компании "Sikorsky" на базе проекта HR3S-1, представлявшего доработанный вариант спроектированного компанией корабельного вертолета S-61/SH-3 и отличавшийся удлиненным фюзеляжем и задней грузовой рампой. Проект также стал основой для создания боевых поисково-спасательных вертолетов CH-3 и HH-3 Jolly Green Giant.
Тактико-технические требования на перспективный корабельный тяжелый транспортный вертолет HH(X) были обнародованы командованием КМП США в 1962 году. Морской пехоте требовался вертолет, способный брать на борт полезную нагрузку массой 3629 кг, с боевым радиусом не менее 185 км и скоростью полета 278 км/ч. Вертолет должен был иметь способность перевозить 1,5-тонный грузовик и трейлер, ЗРК Hawk или тактическую ракету Honest John класса "поверхность-поверхность".
Компания "Sikorsky" предложила на тендер свой вертолет S-65, в котором сочетались трансмиссия летающего крана S-64 Tarhe, шестилопастный несущий и рулевой винты вертолета CH-37 и увеличенный планер CH-3 с водонепроницаемым корпусом, задней грузовой рампой и боковыми спонсонами.
Прототип двухдвигательного вертолета S-65 был облетан в 1964 году, а вскоре на вооружение КМП США поступил тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion. Он строился в четырех основных модификациях: транспортный CH-53, поисково-спасательный HH-53, противоминный (вертолет-тральщик) RH-53 и вертолет для специальных операций MH-53. Модификации CH-53 и HH-53 широко использовались КМП и ВВС США во Вьетнаме.
<...>
Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.
Варианты S-65
YCH-53A: два прототипа, первый облетан 14 октября 1964 года
CH-53A Sea Stallion: первый серийный вариант тяжелого транспортного вертолета для КМП США - с дополнительным бронированием, усовершенствованными фильтрами воздухозаборников двигателей, усиленным вооружением, а с 1968 года - с усовершенствованными двигателями T64-GE-12 или -16; построены 139 вертолетов
RH-53A Sea Stallion: серийный противоминный вертолет с возможностью буксировки противоминного трала; 15 вертолетов переоборудованы из CH-53A большей частью путем добавления узлов для буксировки минно-трального оборудования
TH-53A: небольшое количество вертолетов переоборудовано из CH-53A и использовалось ВВС с 1989 года для подготовки экипажей MH-53
HH-53B Super Jolly: восемь поисково-спасательных вертолетов, схожих с CH-53A и оснащенных системой дозаправки в воздухе и возможностью подвески на усиленных пилонах двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 2461 л; первоначально оснащались двигателями T64-GE-3
CH-53C Super Jolly: 20 вертолетов, в целом схожих с HH-53B (но без топливозаправочной штанги, с двигателями T64-GE-7 и обычными пилонами с возможностью подвески двух менее крупных внешних баков емкостью по 1703 л). Применялись ВВС США в качестве транспортных и учебных, часть позже переоборудована в HH-53H и MH-53J
HH-53C Super Jolly: 44 боевых поисково-спасательных вертолета, созданных на базе CH-53C и получивших вновь топливозаправочную штангу
S-65O (S-65C-2): два вертолета для Австрии, схожие с CH-53C; позже проданы Израилю
S-65C-3: 33 вертолета для Израиля, схожие с CH-53C для ВВС США
CH-53D Sea Stallion: усовершенствованный вариант для КМП США с модернизированной трансмиссий и двигателями T64-GE-412 или -413; 124 вертолета
RH-53D Sea Stallion: новый серийный противоминный вертолет с двигателями T64-GE-413A (затем -415), подвешенными на спонсонах 1893-литровыми топливными баками, модифицированным узлом подвески внешнего груза, спасательной лебедкой, топливозаправочной штангой и пр.; 30 вертолетов для ВМС США и шесть для Ирана VH-53D: два вертолета в VIP-варианте, схожих с CH-53D
CH-53G: модификация для СВ Германии - два вертолета построены в США, остальные 110 собраны в Германии. В целом схожи с CH-53D, но с возможностью установки топливозаправочной штанги или внешних топливных баков на спонсонах. Фильтров на воздухозаборниках нет
YHH-53H: один HH-53B, модифицированный в прототип вертолета-носителя системы Pave Low II для использования в качестве всесуточного всепогодного боевого поисково-спасательного вертолета
HH-53H Super Jolly: восемь HH-53C и два переданных на замену потерянным CH-53C, модернизированные по стандарту Pave Low III и оснащенные топливозаправочными штангами для использования в качестве боевых поисково-спасательных
MH-53H: оставшиеся HH-53H, получившие новое обозначение после установки системы Constant Green и передачи в состав 1-го авиакрыла специальных операций
MH-53J: восемь оставшихся MH-53H, плюс 31 вертолет HH-53B, CH-53C и MH-53C, модифицированные под стандарт Pave Low III Enhanced - с усиленной трансмиссией и дополнительным бронированием. Все оставшиеся вертолеты позже модифицированы в вариант MH-53M Pave Low IV, принятый на вооружение в 1998 году
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Sikorsky S-65/MH-53J Pave Low III Enhanced
Тип: всепогодный вертолет сил специальных операций
Силовая установка: два ТВаД General Electric T64-GE-7A мощностью по 3936 л. с. (2935 кВт) каждый
Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря без подвесок 315 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 631 м/мин; динамический потолок 6220 м; статический потолок - 3565 м с учетом влияния земли и 1980 м без учета влияния земли; дальность 868 км
Масса: пустого 10691 кг; взлетная 17344 кг
Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа без штанги топливоприемника 20,47 м; высота наибольшая 7,60 м; высота по втулку несущего винта 5,22 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 380,89 м2
Полезная нагрузка: внутренний запас топлива 2384 л; дополнительный запас топлива - до двух ПТБ емкостью по 1703 л; максимальная полезная нагрузка 9072 кг
Вооружение: три шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A
- Описание
Фотографии
-
Air International 1982-11 / Model enthusiast
A Sikorsky HH-53C Super Jolly, as operated by the USAF in Vietnam for aircrew and downed aircraft recovery, frequently from hostile territory. Long-range tanks and air-refuelling capability were features of the HH-53C.
-
Air International 1982-11 / Model enthusiast
A Sikorsky RH-53D of US Navy Squadron HM-12 at NAS Norfolk - еру first of the Navy's specialised mine counter-measures squadrons, formed in 1971. The structure under the rear fuselage is used to tow the mine counter-measures sled.
-
Air International 1982-11 / Model enthusiast
A Sikorsky CH-53D Sea Stallion of US Marine Heavy Helicopter Squadron HMH-462 based at Futenma, Okinawa; note the "low visibility" style national insignia.
-
Air International 1982-11 / Model enthusiast
Регистрационный номер: 84+66 [2] A VFW-built Sikorsky CH-53G, serving with the Heeresflieger in the HFR35 medium transport regiment.
-
Мировая Авиация 43
Регистрационный номер: 84+66 [2] В последние годы немецкие CH-53 широко привлекаются к участию в операциях ООН и НАТО в Ираке, Сомали, Хорватии, Боснии и Косово. По состоянию на 2009 год эти вертолеты имелись на вооружении 15-го транспортного вертолетного полка (MTHR) в Рейн-Бентлаге, 25-го транспортного вертолетного полка в Лаупхайме и учебной группы "А" (HFWS/Lehrgruppe А) в Бюкебурге. 15-й и 25-й полки имеют на вооружении также и вертолеты ВО 105P1.
-
Air International 1982-11 / Model enthusiast
One of approximately 30 CH-53s (Sikorsky S-65C-3s) acquired by the Heyl Ha'Avir, basically equivalent to the Marine's CH-53Ds.
-
Мировая Авиация 43
Парк израильских S-65 был модернизирован до стандарта "Yasur 2000". В 1994-2001 годах на вертолеты установили комплекс РЭБ Elisra и провели другие доработки.
-
Мировая Авиация 238
Израильские вертолеты S-65C-3 Yasur активно применялись в различных военных операциях, начиная с конца 1960-х годов. Вертолеты были поставлены в приведенном здесь камуфляже с полосами песочного, коричневого и темно-зеленого цветов.
-
Мировая Авиация 14
MH-53J Pave Low III Enhanced. Изображенный на рисунке вертолет MH-53J в 1995 году базировался в Великобритании на авиабазе Милденхэлл и состоял на вооружении 21-й эскадрильи специальных операций "Dust Devils", входившей в состав 352-й группы специальных операций. Вертолет окрашен по новой (на тот период) однотонной серой схеме, снижавшей тепловое излучение машины. Ранее MH-53J сил спецопераций ВВС США окрашивались в зеленый цвет по схеме European One.
-
Мировая Авиация 43
Регистрационный номер: 84+42 [2] -
Мировая Авиация 161
Парк германских CH-53 модернизируется, что позволит эксплуатировать вертолеты минимум до 2030 года.
-
Aeroplane Monthly 1995-08 / M.Oakey - Vintage news
A Luftwaffe CH-53 airlifts Hawker Sea Fury FB.11 WG599/D-CACY into Duxford on May 26, 1995 to join the Old Flying Machine Company. Acquired from the Luftwaffe Museum, the Korean War veteran will be put back into the air.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Fury / Sea Fury - Великобритания - 1944
-
Air International 1995-11 / D.Allport - Worldwide Army Aviation Census
Largest helicopter in the German Heersflieger inventory, some 110 VFW-built Sikorsky CH-53G transport helicopters are currently in service, equipping three regiments.
-
Air International 2011-12 / News
Регистрационный номер: 84+97 All change for the Bundeswehr's CH-53 fleet which will move from Heeresflieger to Luftwaffe control.
-
Air International 2021-01 / B.Taghvaee - SNAP decisions
Регистрационный номер: 84+42 [2] A Sikorsky CH-53GS of HSG64 and a Special Operations Forces Airbus H145M light utility helicopter of the same unit circle over Norvenich on September 9, 2020
Другие самолёты на фотографии: Airbus H145 - International - 2010
-
Air International 2012-12 / K.van der Mark - Up for a Re-exam /Military/
With an AH-64D Apache providing air cover, a German Army CH-53G departs a landing zone in the Wildflecken training area during the air assault staged on the first day.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas AH-64D Apache Longbow - США - 1991
-
Air International 2012-09 / News
Регистрационный номер: 84+11 Sikorsky CH-53G 84+11 of the Heeresflieger Waffenschule (German Army Aviation Flying School) based at Buckeburg, has been painted in a special scheme to mark the 40th anniversary of the type entering service with German Army. The first CH-53G was officially accepted by the army on July 26, 1972. Germany received 112 CH-53Gs (two from Sikorsky and 110 assembled by VFW under license), of which around 95 remain in service. A total of 22 were upgraded as CH-53GSs from the late 1990s, six of which were further upgraded to GSX configuration for deployment to Afghanistan. Forty aircraft are currently being modernised by Eurocopter as CH-53GAs, of which the final example is due to be redelivered next year.
-
Air International 2020-05 / K.Chapman - Clash of the Titans
A pair of Bundeswehr CH-53Gs were on duty to support the NATO summit at Baden-Baden Airport, Germany, on April 3, 2009. The aircraft flew media representatives and heads of state, along with foreign and defence ministers during the event.
-
Air International 2012-10 / News
Регистрационный номер: 84+87 The Heeresfliegerwaffenschule (German Army Aviation Flying School) at Buckeburg has received its first upgraded Sikorsky CH-53GA (84+87, c/n V65-085). The helicopter is equipped with new avionics and autopilot, a satellite communications antenna, forward looking infrared system and defensive counter-measures, and the life of the airframe has been increased. Eurocopter was contracted to upgrade 40 CH-53Gs to the new standard in 2007. The first flew on February 10, 2010. Under current plans the modernised transport helicopters will be based at Laupheim and Holzdorf under Luftwaffe control.
-
Air Pictorial 1991-09 / T.Ripley - Fairford 1991 - The Big Event
Регистрационный номер: 84+03 This German Army CH-53 was one of the many helicopters on display
-
Авиация и Космонавтика 2013-11 / М.Никольский - Вертолетный парк вооруженных сил стран Западной Европы /Вертолетная техника/ (1)
Регистрационный номер: 84+86 CH-53G
-
Мировая Авиация 161
Модернизация германских CH-53. Фирма "Eurocopter Germany" доработала часть парка в боевой поисково-спасательный вариант CH-53GS. На вертолете установлены усовершенствованный бортовой комплекс обороны, совместимое с очками ночного видения приборное оборудование. Предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков. Часть CH-53GS получила более мощные ТВаД T64-GE-100 с противопыльными фильтрами, эти машины оптимизированы для использования в условиях жары и высокогорья, т.е. в Афганистане. По опыту применения в Афганистане два 7,62-мм пулемета заменили парой 12,7-мм пулеметов M3M. В вариант CH-53GA (на снимке) намечено модернизировать 40 машин; в ходе доработки продлен ресурс планера, установлены новое БРЭО, радиосвязное и навигационное оборудование, тепловизионная система, дополнительный внутренний бак. Первый CH-53GA выполнил первый полет в феврале 2010 года; выполнение программы намечено завершить в 2013 году. 26 CH-53G планируется доработать в спасательный вариант.
-
Мировая Авиация 43
Германия (армейская авиация). В июне 1968 года командование Сухопутных войск ФРГ, решая вопрос замены Piasecki H-21 и Sikorsky H-34. остановило выбор на S-65. Два вертолета фирма "Sikotsky" поставила в сборе, еще 20 собирала "VFW-Fokker" в Шпейере из машино-комплектов. а 90 - полностью строились на заводе. Немецкая модель, CH-53G, была аналогична CH-53D, но не имела штанги для дозаправки в воздухе и топливных баков на спонсонах. Первые CH-53 поступили в армейскую авиацию в марте 1973 года, они использовались в качестве транспортных. В конце 1990-х годов 20 машин для участия в миротворческих операциях ООН оснастили средствами самообороны, совместимой с приборами ночного видения светосигнальной аппаратурой и подвесными топливными баками. Вертолет обозначили CH-53GS, он использовался как поисково-спасательный (на поле боя). В конце 2008 года действующий парк немецких CH-53 насчитывал около 95 машин, в будущем предполагается начать их замену. Германия рассматривает возможность участия в совместном проекте создания нового тяжелого транспортного вертолета, возможно, она закупит вертолеты CH-53K.
-
Мировая Авиация 43
Израиль (ВВС Израиля). Когда Франция в 1967 году наложила эмбарго на поставки Super Frelon, Израиль приобрел 33 вертолета S-65C-3. Они имели штанги для дозаправки в воздухе и были аналогичны HH-53C. Израильские военные высоко оценили Yasur ("Альбатрос"), такое название вертолет получил в стране, и приобрели еще два S-65C-2 у Австрии. После военных действий в Персидском заливе в 1991 году Израиль получил еще 10 машин - подержанные CH-53A из Корпуса морской пехоты США. С 1994 года 42 вертолета прошли модернизацию по программе "IAl/Mata Yasur 2000": двигатели и трансмиссию довели до стандарта CH-53D, установили новые бортовой вычислитель, систему РЭБ. индикаторы в пилотской кабине и автопилот. Сейчас 33 машины модернизируются по программе "Yasur 2025", первая из них передана эксплуатанту 1 ноября 2007 года.
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - Israel - Preparing for the Next Round
The advent of the Sikorsky S-65C-3 in Israeli service has tremendously increased the vertical lift capability of Heyl Ha’Avir.
-
Мировая Авиация 161
Израиль, подобно другим странам, использует S-65/CH-53 как тяжелые транспортные и боевые поисково-спасательные вертолеты, а также для обеспечения действий спецназа. Рядом с Yas'ur 2000 выставлено различное специальное оборудование вертолета.
-
Air International 2012-04 / News
Yasur 985 at the site of the handover parade of the Tel Nof IASF Base Commander on the evening of February 9, 2012, shortly after AMU22 had delivered it to the 'Night Birds of Prey Squadron'.
-
Air International 2021-03 / D.Weinrich - The Eagles have landed
A Yassur 2025 of 114 squadron on finals to runway 36. Despite their age and safety record the IAF has yet to formally decide on a successor to the venerable CH-53A
-
Air International 2019-07 / B.Taghvaee - Israel's Cypriot training /Military/
Ya'sur 2025 040 landing at Akamas carrying a Land Rover Defender and Egoz commandos.
-
Air Enthusiast 2003-09 / S.Aloni - Golden heritage
The first major rotary wing upgrade programme for IAI was the Yas'ur (Albatross) 2000 project that began in June 1990 when IDF/AF Sikorsky S-65C-3 544 was delivered to IAI.
-
Мировая Авиация 39
В Израиле CH-53 известен как Yas'ur. Он эксплуатировался с 1970 года в тяжелых условиях и прошел ряд доработок, осуществленных израильскими конструкторами.
-
Мировая Авиация 41
Совершенствование зенитно-ракетных комплексов потребовало увеличения защищенности вертолетов. Корпус морской пехоты США искал меры противодействия переносным зенитно-ракетным комплексам, таким как SA-7 "Grail" (ПЗРК 9K32 "Стрела-2"). Этот CH-53D в 1982 году участвовал в испытаниях системы отстрела инфракрасных ловушек на авиабазе Паке Ривер, штат Мериленд.
-
Мировая Авиация 41
Основной причиной разработки CH-53 была необходимость обеспечения Корпуса морской пехоты США транспортным сообщением кораблей с берегом. Хотя вертолет оказался эффективен при транспортировке личного состава, создавался он, прежде всего, для перевозки тяжелого оборудования, используемого при высадке морского десанта.
-
Мировая Авиация 70
Морская пехота США всегда находится в авангарде, будь то действия на суше или проведение десантных операций. Для быстрой переброски людей и грузов она использует вертолеты Sikorsky CH-53 (на снимке CH-53D).
-
Авиация и Космонавтика 2023-10 / В.Морозов - «Вспышка ярости» в бархатный сезон или маленькая война в октябре
Эвакуация раненых вертолётом CH-53 КМП США. Аэродром Салинес
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
Морпехи из 9-й бригады КМП США высаживаются и занимают оборону на а. Тан Шон Нят. Сайгон, 29 апреля 1975 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
Американские граждане грузятся в вертолёты CH-53 возле американского посольства в Сайгоне, 29 апреля 1975 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-08 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (33)
Посадка вертолета CH-53 в сумерках. Южный Вьетнам, 1968 г.
-
Мировая Авиация 132
Морская пехота продолжает использовать для десантирования плавсредства, но в современных конфликтах вертолеты имеют, как минимум, не меньшее значение. Различные модели CH-53 использовались в боевых действиях со времен Вьетнама с неизменным успехом. В 2018 году ожидается начало поставок новых CH-53K.
-
Мировая Авиация 39
Типичная для Юго-Восточной Азии сцена спасательной операции, воссозданная на учениях "Рифорджер 1980". Вертолеты HH-53C благодаря устройству, сбрасываемому через кроны деревьев, а также мастерству и мужеству экипажей помогали доставлять на базу сбитых летчиков.
-
Мировая Авиация 41
1550-е транспортное авиационное учебное крыло было сформировано на авиабазе Хилл, штат Юта, в июле 1971 года и использовало среди прочих этот HH-53H. В феврале 1976 года крыло перебазировалось в Киртлэнд и было переименовано в 1550-е авиакрыло по подготовке экипажей боевых летательных аппаратов.
-
Air International 2012-01 / News
Marine Heavy Helicopter Squadron 463 (HMH-463) is the first of the three CH-53D squadrons based at MCAS Kaneohe Bay, Hawaii to retire its CH-53Ds.
-
Air Enthusiast 1997-01 / J.Smith - Everything that can be done...
Classic ‘Super Jolly’ country. The winchman assesses the possible LZ while the rear ramp is lowered.
-
Air International 2007-05 / R.Burgess - US Marine Corps /Military/ (2)
Sikorsky CH-53D Sea Stallions assigned to Marine Heavy Helicopter Squadron 363 are shown participating in an exercise in Hawaii. All three of the Marine Corps' CH-53D squadrons are based there will eventually be replaced by MV-22 Ospreys.
-
Air International 2012-10 / News
CH-53D Sea Stallion 'YL-01' leads five others of HMH-362 over Helmand Province in Afghanistan on August 9, 2012 during a flight marking the end of USMC operation by the type.
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / М.Никольский - Скоростные вертолеты для армейской авиации США
Поисково-спасательный вертолет HH-53 в сопровождении пары «Скайрейдеров» направляется на очередное задание. Южный Вьетнам, вторая половина 1960-х гг.
Другие самолёты на фотографии: Douglas AD / A-1 Skyraider - США - 1946
-
Мировая Авиация 41
Штанга для дозаправки в воздухе является внешним отличием вертолета HH-53 (на снимке HH-53C) от его предшественника CH-53. Это оборудование позволило Super Jolly патрулировать участки проведения возможных спасательных операций или совершать беспосадочные перелеты на большие расстояния.
-
Мировая Авиация 41
ВВС США использовали дозаправки в воздухе вертолетов H-53 во время спасательных операций и при проведении операций поддержки сил спецназа.
-
Мировая Авиация 39
Во Вьетнаме вертолеты ВВС США HH-53 не раз под огнем спасали от гибели и плена сбитых летчиков. Боевые задачи в Северном Вьетнаме регулярно требовали дозаправки от HC-130P в полете.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Мировая Авиация 41
Во время дозаправки от самолета-заправщика KC-130 вертолет демонстрирует безупречные летные качества. Некоторые советские вертолеты превзошли CH-53E по мощности и грузоподъемности, но Super Stallion остался самым эффективным транспортным вертолетом на Западе.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Мировая Авиация 132
Возможность выполнять дозаправку в воздухе от летающих танкеров на базе C-130 позволяет вертолетам семейства H-53 выполнять полеты большой дальности и продолжительности. В ходе операций "Just Cause" (Панама) и "Буря в пустыне" вертолеты MH-53 из ВВС США доставляли в глубину территории противника американский и британский спецназ.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Мировая Авиация 132
На центральном грузовом устройстве вертолет способен перевозить тяжелые грузы. CH-53 перевозит гаубицу на передовую огневую позицию. Вертолеты обеспечивали маневренность артиллерии, а также могли быстро усилить высаженный десант тяжелой техникой и артиллерией.
-
Aeroplane Monthly 1999-06 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
The wingless Dak “flies” beneath the CH-53 en route to Fassberg on March 12, 1999.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Air International 1995-08 / M.English - Naval Air Test and Evaluation Museum. Patuxent River /Veteran & Vintage/
Sikorsky CH-53A Sea Stallion, BuNo 151686, was the third CH-53A to roll off the production line. Entering service with Marine Heavy Helicopter Squadron 363 in 1968, it was transferred to the Naval Air Development Center, Warminster, PA, in 1971. There it pioneered advanced technology systems, such as forward looking infra-red and helicopter night vision systems. After being involved in research right up to the Gulf War, this helicopter was retired to the museum.
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (18)
Вертолет CH-53 КМП США в Южном Вьетнаме 1967-1968 гг.
Базы огневой поддержки на вершинах гор играли важную роль в военной кампании США во Вьетнаме. Их могли обслуживать только вертолеты, которые часто взлетали с посадочных матов, если им вообще удавалось приземлиться. Этот Sea Stallion сел на покрытие, подготовленное 3-м дивизионом морской пехоты. -
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
Вертолеты CH-53 КМП США на палубе авианосца «Мидуэй» накануне эвакуации американского посольства 29 апреля 1975 г.
-
Мировая Авиация 39
Варианты H-53, разработанные для боевых действий во Вьетнаме, после войны составили основу американского парка тяжелых вертолетов. На снимке RH-53D взлетает с палубы корабля "Гуам" для доставки грузов морской пехоте, размещенной в Ливане в начале 1980-х годов.
-
Мировая Авиация 132
RH-53 в пустынной окраске на палубе авианосца "Нимиц" перед началом операции. Для участия в операции RH-53 выбрали за большую дальность полета, способность перевозить груз большой массы и возможность базирования на корабле.
-
Мировая Авиация 133
Операция "Eagle Claw". 24 апреля 1980г.: вертолеты RH-53D из эскадрильи HM-16 сфотографированы на авианосце "Нимитц" непосредственно перед началом неудачной попытки спасения 66 американских заложников, захваченных в Тегеране. С самого начала операцию "Eagle Claw" преследовали неудачи: сначала технические отказы на трех машинах, а затем песчаная буря, после которой лишь пять RH-53D оставались в летном состоянии. Американцам пришлось отказаться от операции.
-
Мировая Авиация 39
Опыт, приобретенный RH-53A во Вьетнаме, стал основой для появления в 1980-х годах модернизированного минного тральщика RH-53D.
-
Мировая Авиация 39
S-65 стал реже использоваться в США, только CH-53D остается на вооружении Морской пехоты. А ВМС давно перестали эксплуатировать свои минные тральщики RH-53D, в том числе и этот борт "749".
-
Air International 2013-05 / News
Sikorsky CH-53D Sea Stallion BuNo 157176 stored at Tel Nof, where it will be used as a spares source for the active Israeli Yasur fleet.
-
Мировая Авиация 67
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F-14 Tomcat - США - 1970
-
Мировая Авиация 64
Два вертолета MH-53J 1-го авиакрыла специальных операций спасли лейтенанта Девона Джонса из эскадрильи VF103 "Sluggers", чей F-14 был сбит иракской зенитной ракетой во время операции сопровождения 21 января 1991 года. Пилот был обнаружен самолетом A-10 "Sandy", сопровождавшим вертолеты. Летчику-оператору лейтенанту Лэрри Слейду повезло меньше, он провел в плену шесть месяцев.
-
Мировая Авиация 82
Вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи обеспечения спецопераций ВВС США с английской базы Вудбридж доставили в северный Ирак войска нескольких стран, охранявшие зоны безопасности для возвращающихся курдов. MH-53J успешно выполнили эту транспортную задачу и были готовы (наряду с заправщиками HC-130N/P из 39-го крыла) к выполнению спасательных полетов.
-
Мировая Авиация 161
MH-53 Pave Low сняли с вооружения ВВС США в 2008 году, свои последние боевые вылеты вертолеты выполнили в Ираке и Афганистане. На снимке - вертолеты 20-й эскадрильи специального назначения, дислоцировавшейся в Халберт-Филд, Флорида.
-
Air International 2007-10 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
All five MH-53M s made a formation sortie out of RAF Mildenhall on September 13, 2007, during which the helicopters overflew many airfields or installations with USAF connections, including the former USAF airfields at RAF Alconbury and RAF Woodbridge, and the American Military Cemetery at Madingley, Cambridgeshire.
-
Мировая Авиация 64
После завершения операции "Буря в пустыне" вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США, оснащенные системой Pave Low, оставались в регионе для высадки десанта спецназа и проведения поисково-спасательных операций в северном Ираке.
-
Мировая Авиация 238
Данный MH-53J Pave Low III из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США использовался для доставки групп спецназа в Северном Ираке в 1992 году в целях обеспечения безопасности района, занятого курдскими беженцами.
Вертолеты подразделений "Stallion" участвовали в различных специальных операциях в Персидском заливе. Этот MH-53J 21-й эскадрильи спецопераций (SOS) располагался на базе Бэтмен (Готам Сити) в Турции за 240 км от границы с Ираком. -
Air International 2008-11 / R.Llinares - Air Commandos. 1st Special Operations Wing /Military/
Replacing the MH-53M is the CV-22B Osprey, which the 1st SOW began receiving in October 2006 AFSOC is due to receive 50 of these tilt-rotors, which combine the speed, range and payload carrying ability of a fixed-wing aircraft with the flexibility of a helicopter.
Другие самолёты на фотографии: Bell/Boeing V-22 Osprey - США - 1989
-
Мировая Авиация 239
Со времен вьетнамской войны ВВС США использовали вертолеты H-53 для дальнего поиска и спасения в боевых условиях и поддержки операций сил специального назначения. В 2008 году последний вариант MH-53J Pave Low Enhanced IV (на снимке слева внизу) заменили конвертопланом CV-22 Osprey. CV-22, сочетающий высокую скорость с режимом висения, значительно расширил возможности ВВС США по спасению авиаторов, сбитых в глубине вражеской территории. Командование Специальных Операций ВВС США закупило 50 CV-22, последние из которых будут поставлены в 2016 году.
Другие самолёты на фотографии: Bell/Boeing V-22 Osprey - США - 1989
-
Мировая Авиация 14
Вертолет MH-53J отстреливает тепловые ловушки. Блоки ловушек смонтированы по бортам хвостовой части фюзеляжа и на спонсонах.
-
Air International 2008-11 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
Свой последний боевой вылет вертолеты Pave Low из 20-й экспедиционной эскадрильи спецопераций совершили в Ираке 27 сентября 2008 года. Ночной снимок сделан вскоре после их взлета.
On September 27, 2008 the 20th Expeditionary Special Operations Squadron (ESOS) flew its last combat mission over Iraq. The sorties brought to an end the combat career of the Sikorsky MH-53M Pave Low IV, the last of the H-53 variants to serve with the US Air Force, while the helicopter left the service three days later. The 20th ESOS was raised from the 20th SOS. 1st SOW based at Hurlburt Field, Florida, and its last 40 people returned there from Iraq on October 3. The 20th SOS itself was deactivated on October 16. -
Air International 2008-11 / R.Llinares - Air Commandos. 1st Special Operations Wing /Military/
After serving AFSOC for 28 years, the last operational MH-53 was retired on September 30, 2008 An example of the final variant in service, the MH-53M Pave Low IV, is pictured off the coast of Florida, near Hurlburt Field.
-
Air International 2007-10 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
A 21st SOS MH-53M Pave Low IV, 69-5796, flies over flooded Central Mozambique near the town of Chibutoon March 20, 2000, whilst refuelling from a 67th SOS MC-130P Combat Shadow. At the time, the Pave Lows and supporting MC-130Ps were operating from South African Air Force Base Hoedspruit, South Africa, where they were deployed to support Operation Atlas Response. This was a multi-national humanitarian relief operation to assist displaced persons in Central and Southern Mozambique, which had been devastated by extensive flooding.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Air International 2007-10 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
During the final 3 hour 55 min sortie, the MH-53Ms each took on board 250 Imp gal of fuel from a 352nd Special Operations Group MC-130P Hercules, which trailed drogues from its two underwing refuelling pods.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Мировая Авиация 39
27 сентября 2008 года Pave Low выполнил последний боевой вылет в Ираке, а 30 сентября вертолеты этого типа сняли с вооружения. Программа CSAR-X, определяющая требования к замене MH-53M, увязла в разногласиях и отсрочках, что создает серьезные проблемы в осуществлении поисково-спасательных операций.
-
Мировая Авиация 10
14 октября 1964г.: Sikorsky YCH-53A, предшественник тяжелых вертолетов серии S-65 и S-80, имел силовую установку из двух газотурбинных двигателей N-64 General Electric.
-
Мировая Авиация 238
S-65 поступили в конце 1966 года на вооружение транспортных эскадрилий авиации КМП США под обозначением CH-53A и вскоре были направлены во Вьетнам.
-
Мировая Авиация 12
Второй прототип YCH-53A (№151614) совершил свой первый полет 14 октября 1964 года из Стратфорда, штат Коннектикут. До запуска машины в серию в летных испытаниях использовались только два YCH-53A.
Sikorsky CH-53A heavy assault helicopter (two 2,850 shp General Electric T64-GE-6 shaft-turbine engines) -
Авиация и Космонавтика 2008-04 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (6)
Вертолет CH-53A выполняет петлю Нестерова
-
Авиация и Время 2018-06 / А.Котлобовский - Большая сирийская война (6)
Американские морпехи грузятся в свои CH-53 для выполнения очередного задания в Сирии.
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (10)
Operation Eagle Pull. The Marine covering force prepares to depart, following the evacuation of Americans from Phnom Penh.
-
Мировая Авиация 166
Операция "Urgent Fury" увенчалась успехом во многом благодаря высадке на остров морской пехоты с вертолетов CH-53D Sea Stallion, четыре такие машины были приданы эскадрилье HMM-261.
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
Морпехи из 9-й бригады КМП США высаживаются и занимают оборону на а. Тан Шон Нят. Сайгон, 29 апреля 1975 г.
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (10)
Operation Frequent Wind HH-53s in a carpark on the northern edge of Saigon in April 1975.
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
CH-53 взлетает со двора американского посольства в Сайгоне, 29 апреля 1975 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
Погрузка южновьетнамских беженцев в американский CH-53 на а. Тан Шон Нят, 29 апреля 1975 г.
-
Aeroplane Monthly 1986-10 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (10)
Vietnamese refugees arriving on the deck of the carrier USS Midway, courtesy of 56th SOW HH-53s, on April 20, 1975.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 08 - Addenda
На коммерческом поприще CH-53 (или S-65C) не добился успеха. Этот вертолет был модифицирован НАСА для демонстрации его коммерческих возможностей, но машина оказалась слишком дорогой в эксплуатации.
Sikorsky CH-53 modified under NASA contract to demonstrate the commercial capabilities of the S-65 and to develop ride quality criteria for large VTOL aircraft -
Air Pictorial 1973-06 / H.Carter, D.Lee - Fly Navy - Tidewater, Virginia
Filled with mine countermeasures equipment, Sikorsky CH-53A 153737 "DH/17" belongs to Squadron HM-12, the only unit of its kind in the U.S. Navy
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Sikorsky HH-53C heavy-lift helicopter of the 37th ARRS, USAF, at Phu Cat Air Base, Vietnam
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
Five Sikorsky HH-53s took part in the Son Tay raid.
-
Мировая Авиация 39
HH-53C редко проводил спасание из воды. На фотографии пловец прыгает с трапа при низком зависании. Зависание при этом должно быть максимально коротким, так как в этот момент вертолет очень уязвим.
-
Мировая Авиация 12
HH-53C был модификацией промежуточной спасательной модели вертолета HH-53B. Объем его внутренних и наружных топливных баков был уменьшен, но радиус действия не изменился. Вертолеты HH-53C 55-й эскадрильи аэрокосмической службы поиска и спасения (ARRS) вылетали во время каждого космического полета Apollo, готовые к поиску капсулы с экипажем.
-
Air Enthusiast 1997-01 / J.Smith - Everything that can be done...
The ‘Super Jolly Green Giant’, the HH-53C ultimate Vietnam rescue helicopter.
-
Мировая Авиация 12
Вертолет Морской пехоты CH-53A несет вертолет CH-46 во время испытаний в Патуксен Ривер. Большая грузоподъемность позволила Sea Stallion эвакуировать более 1000 самолетов во Вьетнаме.
Другие самолёты на фотографии: Boeing-Vertol CH-46 Sea Knight - США - 1958
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
An Air Force HH-53 carrying a disabled Air America UH-1 to an airfield in South Vietnam.
Другие самолёты на фотографии: Bell UH-1 Iroquois / Model 204 - США - 1956
-
АэроХобби 1994-01 / А.Чернышов - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (2)
Штурмовик A-1H эскортирует спасательный вертолет HH-53 над Северным Вьетнамом.
Другие самолёты на фотографии: Douglas AD / A-1 Skyraider - США - 1946
-
Aeroplane Monthly 1986-09 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (9)
An HC-130P refuelling an HH-53C in May 1972.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2008-04 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (6)
Вертолеты HH-53C заправляются топливом в дальнем перелете
Другие самолёты на фотографии: Lockheed HC-130 / KC-130 / MC-130 - США - 1959
-
Мировая Авиация 12
Основной задачей RH-53D была буксировка минных тралов, которые заставляли морские мины всплывать на поверхность. Затем их расстреливали с вертолета из двух 12,7-мм пулеметов.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Sikorsky RH-53D minesweeping and multi-mission helicopter of the US Navy
-
Air International 1995-08 / F.Colucci - Sweeping The Sea
HM-12 used the RH-53D to clear the Suez Canal during Operation Nimbus Star in 1974. One of the unit’s Sea Dragons is seen here on April 27, 1974 towing a Mk 105 sled along the Canal.
-
Air Pictorial 1987-09
A U.S. Navy Sikorsky RH-53D Sea Stallion of Squadron HM-14 sweeping the Red Sea in 1984 for mines sown apparently in connection with the Iraq-lran war
-
Air International 1995-08 / F.Colucci - Sweeping The Sea
HM-12 flew from Ismailia, Egypt and a northern forward operating location to clear the Suez Canal with the Mk 105 magnetic sled under Operation Nimbus Star. Here, HM-12 RH-53D 158693/'07/DH' is about to pick up one of the sleds at Ismailia on April 24, 1974.
-
Air International 1995-08 / F.Colucci - Sweeping The Sea
The Mk 105 hydrofoil sled was rushed into production in 1972 and remains the primary sweeping tool for magnetic influence mines. The sled is deployed from ships or shore bases on its pontoon floats, and the hydrofoils are swung down into the water for tow.
-
Air International 1985-12
A Sikorsky RH-53D, of the type involved in the abortive mission to rescue hostages from the US Embassy in Teheran.
-
Air International 1995-08 / F.Colucci - Sweeping The Sea
An RH-53D of HM-12 Detachment 2 prepares to lift off the deck of USS Inchon in August 1975 during Operation Nimbus Stream to locate and clear mines from Egyptian coastal waters.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Left to right: Sikorsky CH-53D helicopters fitted experimentally with improved rotor blades (IRB), canted tail rotor and swept-tip rotor blades
-
Мировая Авиация 166
MH-53J Сил специальных операций США выполняет посадку на футбольное поле недалеко от посольства Ватикана, где укрылся генерал Норьега.
-
Авиация и Время 2001-06 / В.Романенко - Бомбы для диктатуры Талибана
Для "Си Сталлионов" работы пока немного
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: 84+65 VFW-Fokker (Sikorsky) CH-53G in service with the German Army
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
First two Sikorsky CH-53D/GS built for Germany.
-
Aeroplane Monthly 1976-10 / International Greenham
A German Army Sikorsky CH-53G takes a bow before the masses.
-
Air Pictorial 1991-11 / M.Ashley - Certain Shield 91
Регистрационный номер: 84+78 Principal medium lift helicopter of the Heeresflieger is the Sikorsky CH-53G. This example is from Heeresflieger Regiment 15, based at Rheine-Bentlage, and which supplies air mobility for the troops of Luftlandebrigade 27.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: 84+04 VFW-Fokker CH-53G, German-built version of the Sikorsky CH-53, serving with the Federal German Army
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: 84+01 VFW-Fokker CH-53G with main rotor and tail rotor pylon folded
-
Air Enthusiast 1971-12 / ??? - Israel - Preparing for the Next Round
The Sikorsky S-65C-3 heavy-lift helicopter, one of the Heyl Ha’Avir examples of which is illustrated, has now been in Israeli service for some two years, making a spectacular operational debut on 26 December 1969 when it was used in the capture of an entire “Barlock” mobile radar installation.
-
Air International 1984-06 / ??? - The Ayatollah's Air Force
Иран (авиация ВМС ИРИ). В 1970-х годах Иран приобрел партию вооружения в США, в том числе 6 вертолетов-тральщиков RH-53D, имевших возможность установки штанги для дозаправки в воздухе (в реальности - не устанавливалась) и использования противоминных систем компании EDO. Эти машины (серийные номера 160099-160104) стали последними в семействе S-65, после чего производство переключили на S-80. Вертолеты заказаны в 1975 году, в ВМС Ирана им присвоили бортовые номера с 6-2701 по 6-2706 и включили в состав вертолетной эскадрильи ПМО, базировавшейся на острове Харк. После свержения шаха в 1979 году американцы прекратили техобслуживание и поставки запчастей, однако RH-53D получили поддержку из неожиданного источника. Иранцам достались несколько RH-53D ВМС США, брошенных на аэродроме во время операции "Eagle Claw" - попытке спасения заложников, захваченных в американском посольстве в Тегеране. К 1988 году парк вертолетов сократился до двух машин, но затем снова увеличился до 4-5, когда Иран тайно приобрел запасные части. Полагают, что три вертолета, оставшихся к 2008 году, используются как транспортные.
The Iranian naval air component received six Sikorsky RH-53D helicopters with Edo mine-sweeping floats (shown) and two of these are reportedly operable at Bandar Abbas.
-
Мировая Авиация 43
Регистрационный номер: 5L-MA [2] Австрия (ВС). Австрия приобрела два S-65C-2 (также обозначавшихся S-65O) аналогичных CH-53C ВВС США. Они предназначались преимущественно для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и прибыли в страну в 1970 году. Несмотря на высокую эффективность, вертолеты оказались для австрийского правительства слишком дорогими, поэтому 15 мая 1981 года их продали Израилю.
Sikorsky S-65-Oe search and rescue helicopter of the Austrian Air Force -
Авиация и Космонавтика 1998-02 / Е.Ружицкий - Вертолетостроение за 50 лет
Регистрационный номер: 5L-MA [2] Сикорский CH-53
-
Мировая Авиация 127
2 июня 1972г.: спасательный вертолет HH-53 ВВС США эвакуировал капитана Роджера Лочера, чей F-4 был сбит 23 сутками раньше.
-
Мировая Авиация 132
H-53 во Вьетнаме. В 1967 году на вооружение был принят CH-53A, а вскоре появился HH-53B, завоевавший популярность в этом регионе как транспортный и поисково-спасательный. В сентябре 1969 года состоялся боевой дебют HH-53C, Super Jolly был оборудован устройством для перевозки грузов массой до 9072 кг на внешней подвеске, длина троса грузовой лебедки составляла 76 м. Оборонительное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов Minigun, огневой мощи которых хватало, чтобы отогнать противника от спасаемых.
-
Air International 2007-10 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
Gunners manning the pintle-mounted 7.62mm M135 miniguns at the cabin door, and 0.50mm machine guns on the open rear ramp, fired off over 3,500 rounds of ammunition at flare targets dropped into the sea from the lead MH-53M.
-
АэроХобби 1994-03 / А.Чернышев - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
CH-53 морской пехоты США совершает аварийную посадку (невыпуск правой стойки шасси) на большой десантный корабль "Триполи" 26.06.1973г. Палубная команда спешит, чтобы выпустить шасси вручную, пока вертолет завис над палубой
-
АвиаМастер 2006-08 / М.Жирохов, Ч.Кампонг - Опаленные джунгли Камбоджи /Из истории воздушных войн/ (1)
Панорама острова Ко-Танг. Хорошо видны восточный и западный пляжи, на которых высаживались американские десантники, а также сбитые вертолеты "Си Сталлион" на одном из них
-
Мировая Авиация 132
Обломки RH-53D стали хорошим подтверждением провала операции. В нарушение приказа обломки экипажами других вертолетов уничтожены не были. Иранцы обнаружили множество секретных документов, включая шифры и даже списки американских тайных агентов в Иране.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Full-scale mock-up of the Sikorsky CH-53A heavy assault transport helicopter
-
Мировая Авиация 132
S-65C-3 (CH-53D) . ВВС Израиля закупили 33 вертолета S-65C-3 (CH-53D) в рамках закупочной программы Корпуса морской пехоты США. Еще два вертолета в конфигурации S-65C-2 были куплены в Австрии в 1981 году. После окончания первой войны в Персидском заливе Израиль получил от США еще десять CH-53A, переданных из КМП США. Вертолеты были окрашены по ранней камуфляжной схеме ВВС Израиля, оптимизированной для условий пустыни. Как обычно в случае с летательными аппаратами ВВС Израиля, определить их принадлежность к той или иной эскадрилье не просто. Сегодня S-65 состоят на вооружении двух эскадрилий - 114-й Tayeset Ha'Super Frelon и 118-й Tayeset Ha'Yassuriet Ha'Rishona (обе дислоцированы на авиабазе Тель-Ноф). ВВС Израиля в рамках программы "Yasur 2000" провели модернизацию вертолетов, в 2004 году из-за отсутствия замены для S-65 начата программа модернизации "Yasur 2025".
Тип фотографий
- Все фото (138)
- Боковые проекции (9)
- Цветные фото (71)
- Ч/б фото (49)
- Кабина (3)
- Обломки (3)
- Модели, рисунки, схемы (3)