Мировая Авиация 161
-
S-58 с маркировкой ООН взлетает с аэродрома Порт-Харкурт, на переднем плане Ил-28. Перед войной Нигерия собственных ВВС не имела, а в конце войны располагала реактивными истребителями и бомбардировщиками. Сравнительно современная техника позволила федеральным войскам взять верх в противостоянии с Биафрой.
Первыми военными самолетами федерального правительства Нигерии стали 16 МиГ-17 и несколько МиГ-15УТИ, затем были закуплены еще 28 МиГ-17.
AIM-9X сопряжена с нашлемным прицелом Joint Helmet-Mounted Cueing System (JHMCS) летчика F-15C, что отчасти позволяет нивелировать более низкие в сравнении с современными истребителями маневренные характеристики F-15.
На пилоне под крылом F-15C ВВС США подвешена УР AIM-9X. Новая ракета обладает существенно большей зоной поражения целей в сравнении с AIM-9 более ранних вариантов, кроме того у "X" повышена помехозащищенность от средств постановки тепловых помех.
Иорданский F-104A с подвесными баками под крылом и УР Sidewinder на торцевых пилонах крыла.
Пакистан. Десять F-104A (два из них на снимке) и два F-104B были поставлены из США по программе военной помощи с 15 сентября 1961 года - это была первая поставка Starfighter на экспорт. Согласно некоторым источникам, самолеты переоснастили ТРДФ J79-GE-11A тягой 4,45 кН (тяга на форсаже 70,31 кН). Еще два F-104A для компенсации боевых потерь в войне 1965 года с Индией Пакистан приобрел у Тайваня. В рамках помощи в войне с Индией 1971 года Пакистан получил F-104F, состоявшие на вооружении 9-й эскадрильи ВВС Иордании, в этой войне Пакистан потерял еще несколько F-104. Официально известно о поставке Пакистану одного разведчика RF-104G постройки "Lockheed", детали сделки неизвестны.
Один из самолетов (12838) 4-го авиакрыла на авиабазе Баден-Золинген, ФРГ, снимок сделан до 1972 года.
На снимке, сделанном на базе ВВС Канады в Требтоне, Онтарио, в сентябре 1976 года, запечатлена пара CF-104A (104731 и 104754).
Четвертый серийный самолет канадской постройки (12 704), обратите внимание на изображенный на киле флаг Канады.
18-й F-104J (36-8518) сборки "Mitsubishi", здесь же еще один F-104J и пара двухместных F-104DJ. Верхние поверхности крыльев спарок окрашены в белый цвет.
F-104G ВВС Тайваня
AIM-9X рассчитана на эксплуатацию самолетами палубной авиации в сложных условиях базирования на авианосцах. На торцевой пилон F/A-18 ВМС США подвешена УР AIM-9X.
Первые Kfir поступили на вооружение ВВС Израиля (Heyl Ha'Avir) в начале апреля 1975 года. В 1976 году на вооружение поступил улучшенный Kfir-C2. На рисунке изображен Kfir одной из первых серий в стандартном камуфляже из пятен песочного, землистого и средне-зеленого цвета, нижние поверхности окрашены в голубой цвет. Оранжевые треугольники с широкой черной каймой используются для быстрого опознавания.
IAI Kfir-TC7
Mirage 2000-5EI ВВС Тайваня
Mirage 2000EM и 2000BM ВВС Египта
F-14B Tomcat. Изображен F-14B в маркировке эскадрильи VF-74 "Bedevilers" Атлантического флота, расформированной 1 июля 1994 года.
Недостаточная тяга двигателей TF30 поставила на повестку дня вопрос о модернизации самолета. Результатом стал "промежуточный" вариант F-14B, массово эксплуатировавшийся в ВМС США.
F-14B Super Tomcat
Самолет J 4 "Летающий танк" образца 1917 года стал первым германским бронированным самолетом, на нем Юнкерс впервые использовал гофрированную металлическую обшивку.
Политические противостояния между народами, населяющими Африканский рог, привели к кровавым войнам, особенно жестоким там, где конфликты принимали характер гражданской войны. B-33 (Ил-10) без опознавательных знаков сфотографирован в Йемене, самолет обслуживают местные и чехословацкие техники.
S-58 с маркировкой ООН взлетает с аэродрома Порт-Харкурт, на переднем плане Ил-28. Перед войной Нигерия собственных ВВС не имела, а в конце войны располагала реактивными истребителями и бомбардировщиками. Сравнительно современная техника позволила федеральным войскам взять верх в противостоянии с Биафрой.
Миротворцы в Либерию доставлялись самолетами. На снимке - C-130E 86-го военно-транспортного авиакрыла ВВС США доставил в Ливию миротворческий контингент из Мали, контингент менялся на ротационной основе каждые шесть месяцев.
Трения между Арабской республикой Йемен и Народно-демократической республикой Йемен приводили к пограничным конфликтам в 1972, 1978 и 1979 годах. В 1990 году два государства объединились в единую республику Йемен. На снимке - C-130H, 1983 год.
Шесть MFI-9B использовались властями Биафры для нанесения ударов по наземным целям, прежде всего - по нефтепромыслам Нигерии. На снимке - MFI-9B с блоками НАР Matra.
Парк германских CH-53 модернизируется, что позволит эксплуатировать вертолеты минимум до 2030 года.
Модернизация германских CH-53. Фирма "Eurocopter Germany" доработала часть парка в боевой поисково-спасательный вариант CH-53GS. На вертолете установлены усовершенствованный бортовой комплекс обороны, совместимое с очками ночного видения приборное оборудование. Предусмотрена возможность подвески двух дополнительных топливных баков. Часть CH-53GS получила более мощные ТВаД T64-GE-100 с противопыльными фильтрами, эти машины оптимизированы для использования в условиях жары и высокогорья, т.е. в Афганистане. По опыту применения в Афганистане два 7,62-мм пулемета заменили парой 12,7-мм пулеметов M3M. В вариант CH-53GA (на снимке) намечено модернизировать 40 машин; в ходе доработки продлен ресурс планера, установлены новое БРЭО, радиосвязное и навигационное оборудование, тепловизионная система, дополнительный внутренний бак. Первый CH-53GA выполнил первый полет в феврале 2010 года; выполнение программы намечено завершить в 2013 году. 26 CH-53G планируется доработать в спасательный вариант.
Израиль, подобно другим странам, использует S-65/CH-53 как тяжелые транспортные и боевые поисково-спасательные вертолеты, а также для обеспечения действий спецназа. Рядом с Yas'ur 2000 выставлено различное специальное оборудование вертолета.
MH-53 Pave Low сняли с вооружения ВВС США в 2008 году, свои последние боевые вылеты вертолеты выполнили в Ираке и Афганистане. На снимке - вертолеты 20-й эскадрильи специального назначения, дислоцировавшейся в Халберт-Филд, Флорида.
Эфиопия получила от США военной техники на 100 млн долларов, включая самолеты Northrop F-5 (на снимке) и A-37.
Постройка "самолета 103" (группа Туполева в структуре ЦКБ-29 была зашифрована как КБ-103) началась 1 марта 1940 года, к этому времени Туполева с товарищами перевели из Болшево в здание родного КБ в Москве на улице Радио, но из заключения не освободили. Выкатка "103" состоялась 3 октября 1940 года, прототип собрали на заводе № 156, затем перевезли для испытаний на Чкаловский аэродром, в НИИ ВВС. Поскольку Туполев оставался "врагом народа", обозначение АНТ прототип тогда не получил. Серийное производство началось в 1941 году, но в том же году и завершилось, так как приоритет отдали выпуску истребителей Яковлева. Серию возобновили в 1943 году, к этому времени бомбардировщик обозначался Ту-2.
Ту-2С поздней постройки существенно отличались от самолетов ранней постройки. На машинах 20-й серии уменьшили диаметр капотов двигателей, изменили обводы носовой части фюзеляжа. На Ту-2 50-й серии ввели фонарь кабины стрелка-радиста, на Ту-2 44-й серии внедрили убираемую посадочную фару, на Ту-2 46-й серии установили улучшенную верхнюю пулеметную турель Лу-68 и увеличили площадь остекления носовой части фюзеляжа, а на Ту-2 48-й серии ставились новые пулеметные турели в кабине штурмана.
"103У" - второй прототип Ту-2 с приподнятой кабиной пилота и штурмана и удлиненным под размещение четвертого члена экипажа фюзеляжем; установлен люковый пулемет ШКАС. Под крылом предусмотрена подвеска десяти PC.
Андрей Николаевич Туполев (в шляпе) осматривает Ту-2 фронтового авиаполка. Туполева в 1937 году репрессировали, но он продолжал работать по специальности в ЦКБ-29 НКВД ("шарашка") вместе с другими авиационными специалистами, объявленными "врагами народа". Макет "самолета 103" (будущего Ту-2) строился в лесу рядом с местом заключения авиаконструкторов.
Варианты вооружения Ту-2. Ту-2 вмещал во внутреннем отсеке до 1500 кг бомб, еще 2270 кг бомб мог нести на внешней подвеске под центропланом. В бомбоотсеке подвешивалось от одной 1000-кг бомбы ФАБ-1000 до девяти 100-кг ФАБ-100 (на снимке).
Бомбардировщик Ту-2 впервые переоборудовали в разведчик в полевых условиях в 1943 году. Разведчики Ту-2 несли три-четыре фотоаппарата. В 1946 году были разработаны специализированные разведчик Ту-2Р (фото) и фоторазведчик Ту-2Ф с крылом увеличенного размаха для полетов на большой высоте. В фюзеляжном отсеке монтировались три-четыре фотоаппарата. Под обозначением Ту-6 фоторазведчики строились малой серией. Ту-2Р проходил испытания с октября 1946 по апрель 1947 года. Экспериментальный Ту-2Р был оснащен РЛС, установленной в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
"103" изначально предполагалось использовать и как торпедоносец, что было реализовано в варианте Ту-2Т - два прототипа Ту-2Т собрали в 1945-1946 годах. Под корнями крыла смонтировали по пилону для подвески торпед 45-36-АН (по одной на пилон), усилили шасси, запас топлива был увеличен путем установки дополнительных баков. Дальность полета Ту-2Т достигала 3800 км. В серийное производство торпедоносец запустили в 1947 году. В авиации ВМФ Ту-2Т заменили Ил-4Т и эксплуатировались до середины 1950-х годов.
В 1947 году проходил испытания опытный штурмовик Ту-2ШР, вооруженный установленной в носовой части фюзеляжа 57-мм противотанковой пушкой РШР.
Два Ту-2С в 1944 году доработали в вариант "Параван", оснастив устройствами для резки тросов аэростатов заграждения - стальные тросы одним концом крепились к законцовкам крыла, другим - к 6-метровой штанге из дюралюминия, смонтированной в носу фюзеляжа. Кроме того, на законцовках крыла смонтировали дополнительные ножи.
Изображен самолет Ту-2 (АНТ-61), принимавший участие в параде в честь Дня Воздушного флота в Москве 18 августа 1945 года. Существовало несколько схем камуфляжной окраски Ту-2, но обычно верхние поверхности окрашивались в один темно-зеленый цвет, а нижние - в голубой цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд наносили на крыло и кили. Первые три самолета 103ВС (будущий Ту-2) проходили войсковые испытания на Калининском фронте в конце апреля 1942 года, но на фронт лучший советский фронтовой бомбардировщик поступил только в 1944 году. На вооружении частей первой линии советских ВВС Ту-2 оставался до 1950 года. Ту-2 экспортировался в Китай, КНДР, страны Варшавского договора. Самолет принимал участие в корейской войне, тогда Ту-2 пилотировали китайские экипажи.
Ту-2С
Среди военных эксплуатантов F 13 были ВВС Швеции, где самолет обозначался Tp 1. Изображен санитарный вариант начала 1930-х годов, в Швеции F 13 летали с 1928 года по 1943 год.
F 13 смело можно считать прародителем современных пассажирских и транспортных самолетов. Без преувеличения, именно F13 наряду с планерами Отто Лилиенталя и первым в мире реактивным He 178 является характерным символом германского вклада в мировую авиацию.
Экипаж Су-24М ВВС Украины готовится к очередному учебному полету. Шасси Су-24 спроектировано в расчете на эксплуатацию самолетов с грунтовых аэродромов, но на практике Су-24 летают только с аэродромов, имеющих твердое покрытие.
Хотя все вооружение Су-24МР ограничено лишь двумя УР "воздух-воздух" Р-60 для самообороны, самолет является великолепным разведывательным комплексом. Оборудование самолета позволяет выполнять комплексную разведку - на момент появления Су-24МР комплексную разведку не мог вести ни один тактический разведчик в мире.
Парк ВВС Украины насчитывает порядка 130 Су-24, сведенных в две дивизии. На снимке Су-24М из 289-й бомбардировочной авиадивизии. Помимо бомбардировщиков в 32-й и 289-й дивизиях имеется по несколько разведчиков Су-24МР.
Будущее Су-24 напрямую зависит от состояния экономики государств, на вооружении ВВС и ВМФ которых этот самолет состоит. Например, Украина фактически отказалась от закупок новой авиационной техники. Вместе с тем Сирия, Ливия и Иран продолжают эксплуатировать Су-24, и не исключены закупки самолетов данного типа в будущем.
Согласно российским источникам девять Су-24МК были проданы Ирану. Кроме того, Иран унаследовал 24 Су-24МК ВВС Ирака, которые перелетели в Иран во время первой операции "Бури в пустыне". Иранские источники говорят о 14 самолетах, закупленных в России, и 16-18 бывших иракских Су-24.
В 2011 году на вооружении ВВС Аргентины оставалось 14 самолетов Finger. Для их замены предполагалось купить снятые с вооружения ВВС Франции Mirage 2000, но этого пока не произошло.
Существенно потрепанный в фолклендскую войну парк аргентинских самолетов Dagger пополнился 20 машинами Finger, ранее стоявшими на вооружении израильских ВВС, которые поступили на вооружение дислоцированной в Тандиле 6-й группы.
Прототип ADS-90 выставлен в Авиационном музее в Дюбендорфе, Швейцария. БЛА ADS-90 сняты с вооружения в 1999 году.
AB Flygindustri K 53 - военизированный вариант самолета A 35 с пулеметным вооружением. Несколько A 20 доработали в военные R 53, заменив моторы и установив пулеметы.
"Юнкерс" D.I с мотором BMW IIIa, который в октябре 1918 года принимал участие в третьем конкурсе перспективных моделей истребителей в Адлерсхофе.
Junkers J 9 появился в мае 1918 года и ограниченно применялся на фронте под обозначением D.I. Всего был построен 41 самолет.
Разработанный специально для любительской сборки из готовых комплектов легкий одноместный спортивный Jodel D.9 строился в больших количествах.
D.140E из авиашколы в Салон-де-Прованс. В настоящее время в ВВС Франции эксплуатируются 18 самолетов D.140.
Австралийская компания "Pel-Air" выполняет на своих Westwind работы по буксировке различных объектов (не мишеней) в интересах Королевских ВМС Австралии. "Pel-Air" также занимается пассажирскими, грузовыми и санитарными перевозками.
IAI 1124 Westwind II
В начале 1980-х годов Израиль использовал БЛА Scout для поиска сирийских ЗРК. Успешное использование данных БЛА оказало огромное влияние на развитие беспилотной техники во всем мире и прежде всего в США.
БЛА Searcher принят на вооружение ВС Израиля в середине 1992 года. Его первый полет состоялся в 1989 году, а первая публичная демонстрация - в 1990 году. Двухбалочное хвостовое оперение и неубирающееся шасси - характерный признак БЛА данного семейства.
Большое количество БЛА Searcher поставлено на экспорт. Searcher больше по размерам и эффективнее, чем Scout.
В облике Lavi отчетливо прослеживается влияние самолета F-16. Неудивительно, что США посчитали израильскую машину прямым конкурентом своему F-16.
31 декабря 1986г.: истребитель IAI Lavi, разработанный и построенный в кооперации с авиапромышленностью США, показал великолепные данные, но программу Lavi закрыли в пользу закупки истребителей F-16C/D.
Два прототипа Lavi в полете. Самолет обладал огромным потенциалом. Если бы проект был доведен до завершения, то вряд ли машина в чем-то уступала бы одному из лучших современных легких истребителей Gripen.
В испытаниях AIM-9X были задействованы F-15D с авиабазы Эглин. "X" - последний вариант в семействе Sidewinder, состоящем на вооружении уже более 55 лет.
Первый G.31, переданный компании "Deutsche Lufthansa", в 1928 году получил собственное имя "Hermann Kohl". На G 31 впервые в мире организовали горячее питание пассажиров, а в состав экипажа ввели стюарда.
Вариант с поплавковым шасси также отличался вертикальными шайбами на стабилизаторе. Самолет предназначен для эксплуатации на реках и озерах.
Model 208 Caravan I
В 2011 году КМП США остается крупнейшим в мире эксплуатантом CH-53, парк морской пехоты насчитывает порядка 15О CH-53E (на снимке) и 36 CH-53D. CH-53D подлежат замене на конвертопланы MM-22 Osprey и вертолеты CH-53K. Морская пехота также располагает несколькими VH-53 (вариант CH-53E), обеспечивающими перевозки первых лиц США, включая президента, эти вертолеты состоят на вооружении HMX-1.
На Среднем Востоке в силу суровых природно-климатических условий было потеря но несколько H-53. Вертолет из HMH-465 разбился 11 декабря 2006 года в районе Аль-Кайим в Ираке.
Морские пехотинцы крепят 105-мм легкую гаубицу M777 к внешней подвеске CH-53E. CH-53E остается основным тяжелым транспортным вертолетом КМП США.
Парк ВМС США насчитывает 31 тральщик MH-53E Sea Dragon, которые также используются для доставки людей и грузов на корабли. MH-53E останутся на вооружении минимум до 2017 года.
Все стрелковое вооружение на Ту-2СДБ (доработанный в 1943-1944 годах ранний "103"), кроме крыльевых пушек ШВАК, и тормозные щитки сняты. Установлены более мощные моторы жидкостного охлаждения. Самолет испытывался как скоростной дневной бомбардировщик.
Экипаж дальнего бомбардировщика Ту-2ДБ (АНТ-65) состоял из пяти человек, самолет отличался крылом увеличенного размаха и двигателями жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Летчики размещались в кабине бок о бок. Вооружение и бомбовая нагрузка - как у серийного Ту-2.
Ту-10 (АНТ-68) с экипажем из четырех человек выпускался малой серией в Омске в 1945-1947 годах. Скорее всего, это был вариант Ту-2 с самыми высокими летными данными, способный на высоте 8600 м развивать скорость 641 км/ч. На Ту-10 стояли моторы жидкостного охлаждения АМ-39ФНВ.
Ту-8 - венец развития. Дальний бомбардировщик Ту-8 (АНТ-69) стал последним и самым тяжелым вариантом Ту-2. Первый полет Ту-8 выполнил в мае 1947 года. Экипаж Ту-8 состоит из пяти человек, силовая установка - два мотора АШ-82ФН мощностью по 1850 л. с. Вооружение состояло из двух неподвижных 23-мм пушек НС-23 и 20-мм пушки Б-20 на электрифицированной турели в хвостовой части фюзеляжа (аналогичные турели монтировались на Ту-80 и Ту-85) вместо штатного для Ту-2 пулемета УБТ. Масса бомбовой нагрузки доведена до 4500 кг. На момент первого полета Ту-8 по своим характеристикам уже не удовлетворял ни конструкторов, ни заказчика. Самолет развивал максимальную скорость всего в 507 км/ч.
Популярный U206G Stationer 6 оснащен мотором Continental 520-M мощностью 310 л. с.
Model P206 Super Skylane
Model 207 Stationair 7
Mirage 2000-5DDA ВВС Катара
Mirage 2000EM и 2000BM ВВС Египта
Первый управляемый пуск AIM-9X был выполнен в 1999 году с F/A-18. Ракета успешно поразила мишень QF-4. До принятия ракеты на вооружение выполнили очень большое количество практических пусков.
Будучи менее радикальной по конструкции, чем IRIS-T и ASRAAM, ракета AIM-9X, тем не менее, является достаточно эффективной. При ее создании использовался ракетный двигатель, боевая часть и взрыватель от ракеты AIM-9M.
Первым изделием "Jamieson Aircraft Company" стал Jamieson J-1-Culver Model V с новым вертикальным оперением и крылом с измененными законцовками.
Особенности самолета Johnson Rocket сделали машину малопригодной для управления летчиками среднего уровня подготовки.
Четырехместный Jovair 4E Sedan, прототип которого был спроектирован на основе MC-4C, получил сертификат FAA в 1962 году. Вертолет оснащался мотором Franklin 6A-335 мощностью 210 л. с.
Jovair Sedan 4E (235 hp Franklin 6A-350 engine)
Прототип трехместного почтового A 32 также послужил и прототипом четырехместного разведчика-бомбардировщика K 39.
"Глаза убийцы". Изображение мишени QF-4 в фокальной плоскости AIM-9X. Более нагретые элементы мишени - более светлые.
Model 177 Cardinal легко отличить от предшественника Model 172 по безподкосному крылу консольного типа.
На 177RG образца 1971 года использовано убираемое шасси и установлен мотор мощностью 200 л.с.
Model 177RG Cardinal
CH-53K: следующее поколение тяжелых вертолетов КМП США. Программа CH-53K началась как продление ресурса 111 CH-53E. В 2000 году выяснили, что напряженная эксплуатация вертолетов приведет к выработке ресурса ранее 2025 года, на который планировалась их замена. Ситуация еще более усугубилась с началом работы CH-53E в Афганистане и Ираке. Как в случае с UH-1Y, был сделан вывод о предпочтительности постройки новых машин, а не модернизации старых. В декабре 2004 года с фирмой "Sikorsky" был подписан контракт на разработку CH-53K (на рисунке) в рамках программы Heavy Lift Replacement CH-53X.