Ильюшин Ил-10
Варианты:
Ильюшин - Ил-10 - 1944 - Россия
Страна: Россия
Год: 1944


Двухместный штурмовик
Описание:
Ил-10
Ил-8 и Ил-10
Фотографии

Ил-10

Бронированный штурмовик. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Являлся развитием концепции самолета Ил-2. Спроектирован под руководством С.В. Ильюшина. Опытный образец Ил-10 совершил свой первый полет 18 апреля 1944 г. С августа 1944 г. был запущен в серию. Выпускался во время войны заводами #1 (Куйбышев, 1944-46 гг.) и #18 (Куйбышев, 1944-47 гг.), а после войны заводом #64 (Воронеж, 1947-49 гг.). Выпуск Ил-10 прекратили в 1949 г. С 1952 г. начали выпускать модификацию Ил-10М. Ее строили заводы #168 (Ростов-на-Дону, 1952-54 гг.) и #47 (Оренбург, 1953-54 гг.). Ил-10 выпускал также завод "Авиа" в Праге в Чехословакии (как боевой B-33 и учебный CB-33) с декабря 1951 г. Всего построено 4966 (по другим данным - 4686) Ил-10 в СССР (в т.ч. около 2400 экз. после войны) и 1200 экз. в Чехословакии. В это число входят 280 учебных УИл-2 и 146 Ил-10М. Двигатель АМ-42. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение (на самолетах военного времени) 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 8хНУРС.
В период Второй мировой войны Ил-10 состоял на вооружении только в СССР с октября 1944 г.
Впервые новые штурмовики вступили в бой в феврале 1945 г. на р. Нейссе в Германии во время войсковых испытаний. Они приняли участие в боях за Берлин. С конца апреля 1945 г. Ил-10 применялись в Прибалтике. До конца войны удалось перевооружить новой техникой 12 штурмовых полков. В больших количествах Ил-10 использовались ВВС и морской авиацией в кампании на Дальнем Востоке, причем морские летчики применяли их и как топмачтовики.
Ил-10 сняли с производства в СССР в 1949 г., его послевоенную модификацию Ил-10М - в 1954 г. В Чехословакии B-33D строился до 1954 г. Советские ВВС вывели Ил-10 и Ил-10М из состава строевых полков летом 1956 г., как учебные они служили до начала 60-х годов. В Чехословакии ВЗЗ сняли с вооружения в 1960 г.


Ил-10||
Размах:||13,4 м
Длина:||11,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6536 кг
Максимальная скорость:||507 км/ч
Практический потолок:||7500 м
Дальность:||1000 км

Ил-8 и Ил-10

Для замены штурмовика Ил-2 КБ С.В. Ильюшина разрабатывало с 1943 года два различных варианта. Ил-8 был очень похож на предшественника - он имел более мощный мотор АМ-42, новое крыло, горизонтальное оперение и шасси в сочетании с фюзеляжем, как у Ил-2 последних серий. Ил-8 прошел летные испытания в апреле 1944 года. Но его отвергли в пользу более удачного самолета Ил-10, поступившего на летные испытания в то же время.
  Ил-10 имел совершенно новую цельнометаллическую конструкцию с улучшенной аэродинамикой. Бортстрелок сидел за спиной летчика в удлиненном бронекорпусе. Перепроектированные основные стойки шасси убирались в крыло. Для них потребовались лишь небольшие обтекатели над механизмами поворота вместо больших гондол шасси Ил-2.
  Результатом удачных испытаний прототипа стал выпуск предсерийной партии. Серию запустили в августе 1944 года, войсковые испытания началась через пару месяцев. Впервые Ил-10 заявили о себе на фронте в феврале 1945 года. К весне их выпуск достиг своего пика. До немецкой капитуляции многие штурмовые полки успели перевооружить на Ил-10. Они массированно применялись в недолгих, но крупномасштабных операциях против японцев в Манчжурии и Корее в августе 1945 года.
  Производство Ил-10 продолжалось и после войны. Советские заводы выпустили около 5000 машин, производство было завершено в 1955 году. Кроме того, штурмовики Ил-10 строились в Чехословакии на заводе фирмы "Avia" под обозначениями B-33 и CB-33. Второй тип был аналогом советского учебного Ил-10У. Выпуск в ЧССР закончился в 1954 году после сборки более 1200 машин.
  С 1951 года в СССР выпускали версию Ил-10М с крылом новой в плане формы и усовершенствованного аэродинамического профиля, со слегка удлиненным фюзеляжем и измененным шасси с большей колеей и увеличенным запасом бензина.
  На протяжении многих лет Ил-10 был единственным типом штурмовика на вооружении советских ВВС, он широко использовался в странах Варшавского договора. В НАТО ему присвоили код "Beast". Применялись Ил-10 и на корейской войне. Самолеты явно уже устарели и несли значительные потери. Однако в Советском Союзе Ил-10 оставались на вооружении до 1956 года, а в ВВС союзников они задержались еще на несколько лет. Еще некоторое время они использовались для обучения бортстрелков. К середине 1960-х годов большую часть сдали на слом.
  Испытывалась версия Ил-10 со вспомогательным ракетным двигателем ЖРД-1 в хвостовой части фюзеляжа для кратковременного увеличения скорости, но эту модернизацию не приняли. КБ С.В. Ильюшина и позднее пыталось разрабатывать проекты штурмовиков, включая Ил-20 и Ил-40 с двумя турбореактивными двигателями, но не получило официальной поддержки. Советское руководство в тот период склонялось к концепции создания тактического (фронтового) ударного истребителя-бомбардировщика.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ил-10

  Тип: двухместный штурмовик
  Силовая установка: один ПД А. А. Микулина АМ-42 мощностью 2000 л. с. (1492 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 530 км/ч на высоте 2400 м; практический потолок 7250 м, практическая дальность полета 800 км
  Масса: пустого в оснащенном состоянии 4680 кг; макс. взлетная 6535 кг
  Размеры: размах крыла 13,40 м, длина 11,06 м; высота 4,18 м, площадь крыла 30,00 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета ШКАС либо две 23-мм пушки ВЯ-23, либо две 23-мм пушки НС-23 (в крыле), одна 20-мм пушка УБ-20 либо 12,7-мм пулемет УБТ у стрелка, до 500 кг бомб, плюс четыре ракеты РС-82 или РС-132
Этот советский штурмовик Ил-10 числился в одном из полков фронтовой авиации, базировавшихся в ГДР в начале 1950-х годов. Машина, возможно, являлась самолетом командира дивизии.
Ил-10 б/н 4 белый 76-го гв.ШАП. Аэродром Лида (Белорусского ВО), осень 1945г.
Штурмовик Ил-10 Дважды Героя Советского Союза В.А. Алексеенко
Ил-10
Ил-10 из 108-го ГШАП.
К сожалению, фотографий или описаний самолетов, на которых воевал П.Е.Анкудинов, не сохранилось, а сам он за давностью лет и по причине преклонного возраста не может вспомнить особенностей окрасок своих боевых машин. Поэтому мы даем реконструкцию окраски штурмовика Ил-10, полученного Анкудиновым вскоре после войны, на котором он летал в 1945-46 годах. Самолет покрыт коричнево-зеленым камуфляжем. Нижние поверхности голубые. Белый кок - распространенное в советских ВВС того периода обозначение командирской машины, "кольца" вокруг фюзеляжа, очевидно, символ принадлежности к авиадивизии или корпусу.
Ил-10 из состава 537-го ШАП, выделеннй для отправки в Северную Корею, Покровка, июль 1950г.
Хотя много Ил-10 было потеряно в Корейской войне, Северная Корея все же сохранила значительные резервы этих машин к моменту перемирия в 1953 году. Ил-10 оказался трудной добычей для реактивных истребителей противника, но был уязвим для маневренных машин с поршневыми двигателями F-51, F-82 и Corsair.
Этот Ил-10 был захвачен в Корейской войне и перевезен на базу Райт Филд в США для летных испытаний. Американцы посчитали Ил-10 прекрасным в управлении самолетом, но совершенно устаревшим. Но активное применение штурмовиков Skyraider как в Корее, так и через десятилетие во Вьетнаме свидетельствует о сомнительности такого суждения.
Ил-10, 1950г.
Ил-10 ВВС Северной Кореи, захваченный американцами на аэродроме "Кымпхо" в сентябре 1950г.
Ил-10/B-33, ВВС Чехословакии. Штурмовики выпускались компанией «Avia-Letnany» в 1951-1954 годах, общий выпуск составил 1200 машин. Половина из них поставлялась на экспорт в Болгарию, Венгрию и Польшу. Красная окраска крыла этого самолета - всего лишь элемент сценария учений.
Ил-10, неизвестный штурмовой авиаполк, ВВС Польши, 1951 год. Польша получила, начиная с 1949 года, 120 самолетов Ил-10, а также около 300 «лицензионных» B-33 (в период 1954-1956 годов). В течение 1948 года в Польше также находились Ил-10 из состава штурмовых авиаполков советских ВВС.
Венгерские ВВС использовали Ил-10 для задач сопровождения и поддержки до конца 1950-х. Самолеты там назывались Ruszko и были все чехословацкого производства, так что, строго говоря, это были B-33. Самолет первоначально служил вместе с Ту-2 в четырех полках штурмовой и бомбардировочно-штурмовой авиации.
Ил-10/B-33, ВВС Венгрии. Венгерские ВВС получили на вооружение как Ил-10 советской постройки, так и штурмовики B-33 постройки чехословацкой «Avia». Венгерские штурмовики получили обозначение «Parduc» (пантера) и стояли на вооружении с 1949 года по 1956 год.
Этот Ил-10 находится в польском музее. Хотя модель внешне похожа на Ил-2, Ил-10 "Beast" был совершенно другим самолетом. Обратите внимание на измененные, по сравнению с Ил-2, обводы носовой части.
Штурмовик B-33 (Ил-10)
Как следует из таблички к лицензионному варианту Ил-10, строившемуся в Чехословакии с 1952 по 1956 гг. под наименованием B-33, завод «Avia» за пять лет выпустил более 1200 самолетов этого типа. Значительная часть штурмовиков поступила на вооружение ВВС Польши, Венгрии, Болгарии и Румынии.
Фюзеляж Як-9П с б/н 32, разобранного перед отправкой в США. На заднем плане виден один из трофейных Ил-10, а/б Кымпхо. Октябрь-ноябрь 1950 г.
Штурмовик Ил-10 наряду с бомбардировщиком Ту-2 были единственными новыми типами самолетов, освоенными нашей авиапромышленностью в годы войны
Штурмовик Ил-10 с мотором Ам-42
Ил-10 АМ-42 на Государственных испытаниях, май 1944г.
Штурмовик Ил-10 стал жертвой хрущевских "репрессий"
Ил-10 на испытаниях в НИИ ВВС.
На фотографии - советский Ил-10 на одном из аэродромов в Латвии, 1947 год. В 1956 году при возвращении из Бранденбурга (ГДР) в СССР в 200-й штурмовой авиадивизии числились 87 штурмовиков Ил-10.
Ил-10
Ил-10 "второго поколения" штурмовиков унаследовал планер от Ил-1, поэтому его базовая конфигурация имела мало общего с Ил-2. Вся конструкция самолета изготавливалась из легких сплавов. Броневые плиты были позаимствованы у Ил-8. На самолете устанавливался двигатель АМ-42 с трехлопастным воздушным винтом. Основное вооружение состояло либо из четырех пушек НР-23, либо из двух 37-мм пушек НС-37 (ОКБ-16) и двух пушек ШКАС. Большие оружейные люки позволяли быстро перезаряжать пушки, а новый купол стрелка, оснащенный 150-зарядной 20-мм пушкой Б-20ЕН, отличался более надежной броневой защитой и улучшенным обзором. Заводские испытания, а затем испытательные полеты проводились с июня 1944 года и показали, что Ил-10 является достойным соперником не только для Ил-8, но и для нового Су-8. Выпуск Ил-10 начался в августе, на фронт же штурмовик поступил в октябре. После войны производство Ил-10 продолжалось в СССР, а с 1950 года - и в Чехословакии, где эта машина получила название B-33.
Ил-10 имел аэродинамически более чистый фюзеляж, чем Ил-2, а водо- и маслорадиаторы систем охлаждения полностью размещались в бронекорпусе - за передним лонжероном центроплана, под полом кабины пилота. Ил-10 удачно сочетал маневренные качества истребителя Ил-1 и мощное вооружение.
Ил-10
Ил-10, госиспытания, май 1944г.
Хотя выпуск Ил-10 был не столь впечатляющим, как Ил-2, но все же достаточно массовым - 4966 самолетов Ил-10 и 1200 самолетов B-33 в Чехословакии. Представленный самолет принадлежал советским ВВС, он несет пару реактивных снарядов под крылом. Советские Ил-10 активно применялись в войне с Японией в 1945 году.
Штурмовики Ил-10 в полете
Ил-10 с внешней подвеской двух ФАБ-250 в полете
Ил-10 из 108-го ГШАП на аэродроме Коло в Германии, лето 1945г.
В процессе доработки новой машины заднюю установку ВУ-7 с 20-мм пушкой Ш-20 заменили на установку ВУ-8 с 12,7-мм пулеметом УБК, а с августа 1945 года - на установку ВУ-9 с пушкой Б-20Т-Э.
П.Е.Анкудинов на фоне своего самолета Ил-10, лето 1946г.
Майор М.Гареев в кабине Ил-10. Фото сделано на аэродроме в Медвежьих озерах под Москвой в июле-августе 1945г. во время подготовки к воздушному параду в Тушино (так и не состоявшемуся из-за погоды).
1949г. Еще один штурмовик Ил-10 отремонтирован в Луганске. Первый слева - Можаев Федор Павлович, работавший на заводе с 1949 по 1990г.
Майор Пунев рядом с бомбой ФАБ-3500. Хорошо видна надпись "ФАБ-3500" и почти стерта надпись "учебная". На заднем плане стоит штурмовик Ил-10. На нем не летали, этот самолет дожидался списания.
Летчики 537-го ШАП на фоне штурмовиков Ил-10, Пхеньян, 1948г.
Правый бомбоотсек самолета Ил-10, загруженный ПТАБ-2,5-1,5
Польский Ил-10
Одним из первых зарубежных получателей штурмовиков стала Польша. Еще в августе 1944 года был сформирован 3-й польский штурмовой авиаполк, оснащенный Ил-2М3, а в 1950-е годы польские летчики летали на Ил-10.
Ил-10 в польском музее
Чешский вариант Ил-10 - B-33
Штурмовики Ил-10 выпускались по лицензии чехословацкой компанией "Avia" и получили обозначение B-33. Данные машины также поставлялись в Афганистан, Йемен и другие страны.
В Чехословакии самолет выпускался по лицензии компанией «Avia» как B-33. Чехословацкие ВВС получили 600 самолетов, они могли нести вооружение собственного производства или советские реактивные снаряды РС-82 или PC-132.
8 января 1952 года в воздух поднялся первый опытный самолет B-33D. В строевых частях чехословацких ВВС самолеты B-33 находились до 1958 года, а затем они применялись в учебных целях.
Политические противостояния между народами, населяющими Африканский рог, привели к кровавым войнам, особенно жестоким там, где конфликты принимали характер гражданской войны. B-33 (Ил-10) без опознавательных знаков сфотографирован в Йемене, самолет обслуживают местные и чехословацкие техники.
Ил-10 в музее Румынских ВВС
Китайские Ил-10
Ил-10 в китайском музее. Точных данных о применении этих штурмовиков китайскими летчиками в небе Кореи нет
Подготовка к боевому вылету Ил-10 ВВС КНДР, июль 1950г.
Самолет с бортовым номером «44» уже испытывался без вооружения, а самолет «55» использовался как источник запчастей для «44», который с мая 1951 года совершил на авиабазе Райт-Филд одиннадцать полетов. По оценкам американских летчиков, самолет отличался хорошей управляемостью, но был уже совершенно устаревшим.
Американцы захватили в Корее несколько северокорейских Ил-10, что позволило им испытать три самолета
Ил-10, перелетевший в Южную Корею
Американские солдаты осматривают трофейный северокорейский Ил-10.
Ил-10 ВВС КНДР, борт "44" на испытаниях в США - на машине нанесены ОЗ ВВС США и рег. номер T2-3000 белого цвета. Авиабаза "Паттерсон", штат Огайо. На испытаниях, которые проводил летчик-испытатель капитан Р.Стивенс, этот Ил-10 с 20 июня по 15 августа 1951 года налетал 13 часов 55 минут. По словам американцев, ничем полезным, кроме особенностей пилотирования Ил-10, эти испытания их не обогатили.
Три Ил-10 были захвачены американскими войсками: один - в Вонсане и два - на аэродроме Сеул-Кимпо (17 сентября 1950 года, на фотографии). Самолеты, захваченные в Кимпо, оказались целыми и были переправлены в Буффало (штат Нью-Йорк) и Райт-Филд (штат Огайо) для оценочных испытаний.
Один из двух "илов", изображенных на предыдущем снимке, сразу после его захвата американцами в ангаре аэродрома "Кымпхо".
В начале мая 1944 года Ил-10 прошел заводские испытания и был передан на этап государственных испытаний, большую часть полетов выполнял подполковник Александр Кузьмич Долгов. На фотографии - Ил-10 на статических испытаниях.
Прицел ПШ-3 в кабине штурмовика Ил-10
Перископический стрелково-бомбардировочный прицел ПШ-3
Ил-10 китайских добровольцев в прицеле американского "Сейбра". "Засветка" в районе кабины - это стрелок ведет оборонительный огонь по противнику. 1952г.
Войска ООН после освобождения Сеула обнаружили на столичном аэродроме Кимпо разбитый штурмовик Ил-10 ВВС КНДР. Эта фотография постоянно публикуется во всех западных изданиях, посвященных войне в Корее. Позже один штурмовик Ил-10 и, как минимум, один истребитель Як-9 прошли оценочные летные испытания в США.
Бронекорпус Ил-10
Турель стрелка с пулеметом УБК
Загрузка малогабаритных боеприпасов в бомбоотсек Ил-10
Варианты бомбового вооружения Ил-10. Сверху вниз: малогабаритные боеприпасы, четыре 100-кг бомбы, две 250-кг бомбы, выливные приборы
Прицельные линии, а также метки и штыри на самолете Ил-10
Ил-10
Ил-10
Ил-10 поздних серий