Lockheed F-104 Starfighter
Варианты:
Lockheed - F-104 Starfighter - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Описание
Фотографии
Lockheed F-104 Starfighter

  В общей сложности в рамках реализации программы F-104 в США, Канаде, Европе и Японии был собран 2221 одноместный самолет Starfighter. Первый из двух опытных самолетов XF-104, каждый из которых был оснащен ТРДФ Wright XJ65-W-6 (лицензионный вариант Armstrong Siddeley Sapphire) тягой 45,37 кН, поднялся в воздух 18 февраля 1954 года. Следом за двумя прототипами последовали 17 предсерийных YF-104A, отличавшихся удлиненным фюзеляжем, убирающейся вперед по полету носовой опорой шасси, воздухозаборниками измененной формы и ТРДФ J79-GE-3A тягой 65,83 кН.
  ВВС США приобрели 153 истребителя-перехватчика F-104A и 77 тактических истребителей F-104C, но после того, как 73 самолета были потеряны в различных авариях и катастрофах, оставшиеся самолеты, соответственно, в 1968 году и в 1975 году были переданы в авиацию Национальной гвардии США. Впоследствии большая часть самолетов была передана ВВС Иордании, Пакистана и Тайваня, где им довелось принять участие в боевых действиях. На сегодня все они сняты с вооружения.
<...>
  С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
<...>
F-104A, ВВС Национальной гвардии. F-104A недолго состояли на вооружении ВВС США в качестве перехватчиков - их передали в ВВС Национальной гвардии. 151-я эскадрилья истребителей-перехватчиков Национальной гвардии штата Теннеси эксплуатировала F-104 в 1960-1963 годах - тогда во время Берлинского кризиса три эскадрильи Национальной гвардии перебрасывались в Европу (151-я эскадрилья базировалась в Рамштейне, ФРГ).
F-104A Starfighter из 9-й АЭ ВВС Пакистана
F-104A из 9-й эскадрильи PAF
F-104A из состава 9-й эскадрильи пакистанских ВВС. Самолет был временно передан Пакистану Иорданией и пилотировался иорданским летчиком. 10 декабря 1971г. этот истребитель сбил индийский патрульно-противолодочный самолет "Ализе".
F-104A из 9-й эскадрильи PAF. 10 декабря 1971 г. этот истребитель сбил индийский противолодочный самолет «Ализе»
F-104 из 9-й эскадрильи PAF. Ранее самолет принадлежал ВВС Иордании.
F-104C командира 479-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Самолет был потерян в результате летного происшествия в январе 1959г.
Один из американских "старфайтеров", совершавших в 1962 году полеты над Кубой.
F-104C из состава 198-й эскадрильи 156-й тактической авиагруппы Национальной гвардии Пуэрто-Рико, 1969г. Ранее эта машина входила в состав 479-го авиакрыла и в 1966-67 годах принимала участие в войне во Вьетнаме.
Локхид F-104C ВВС США из состава 479 крыла тактических истребителей (479TFW) 1964-65гг., Вьетнам. При выполнении налетов на объекты ДРВ самолеты США иногда залетали на территорию КНР, где и был сбит один из F-104.
F-104RB "Red Baron". Летчик-испытатель "Lockheed" Дэррил Гринемайер собрал "Red Baron" из запчастей для установления мирового рекорда скорости в полете на малой высоте. На самолете установлен двигатель J79 от Phantom. Гринемайер установил рекорд скорости в октябре 1977 года в Мад-Лейк, штат Невада, но F-104RB разбился при попытке установления абсолютного мирового рекорда высоты.
USA
Первый прототип XF-104 во время вылета по программе летных испытаний, авиабаза Эдвардс. На носовой части и киле видны логотипы компании "Lockheed". Вместо концевых топливных баков можно было подвешивать УР Philco Sidewinder.
Первый предсерийный YF-104A, присоединившийся к опытному самолету XF-104A, занятому в летных испытаниях. YF-104A уже оснащался двигателем J79-CE-3A.
83-я эскадрилья истребителей-перехватчиков летала на F-89 большую часть 1950-х годов, пока не пересела на F-104. Но потери Командования ПВО в самолетах F-104A стали угрожающе расти.
Много тайн и надежд окружали F-104 в начальный период его ввода в эксплуатацию. Истребители F- 104A, готовящиеся к передаче в ВВС США, были сфотографированы на заводе "Lockheed" в Палмдейле. Глядя на Starfighter, трудно поверить, что он разработан в 1950-х годах (об этом свидетельствуют самолеты T2V Sea Stars для ВМС США на заднем плане).
Starfighter во Вьетнаме. В апреле 1965 года, когда угроза со стороны северовьетнамских МиГов стала серьезной, ВВС США перебросили в Дананг 435-ю тактическую истребительную эскадрилью 479-го тактического истребительного авиакрыла. F-104 должны были прикрывать свои ударные самолеты, но ввиду малой дальности полета оказались плохими истребителями сопровождения - противник просто ждал, когда те повернут на базу, и сразу же поднимал в воздух свои истребители. В ходе одного из боев F-104 был сбит китайскими МиГ-19. Первая командировка продлилась до декабря 1965 года, а в мае 1966 года самолеты вновь вернулись в регион, но уже на авиабазу Удорн в Таиланде (F-104C на снимке). На этот раз преимуществом пользовались штурмовые задачи, хотя с полной боевой нагрузкой дальность полета самолета была просто ничтожной. Starfighter принимали участие в операции "Bolo" - уничтожении северокорейских МиГов. Однако слава досталась пилотам F-4 Phantom - они сбили больше всех самолетов противника. Потери F-104 от огня ЗРК составили два самолета, от огня зенитной артиллерии - шесть, по небоевым причинам - тоже шесть машин.
Пара F-104A из 337-й эскадрильи истребителей-перехватчиков ВВС США в полете над гаванью Сан-Франциско. Эти самолеты не слишком подходили для целей континентальной ПВО США, и их карьера в американских ВВС была очень недолгой.
Во время Кубинского кризиса три эскадрильи F-104A были переданы из авиации Национальной гвардии в 32-ю авиадивизию на авиабазе Хоумстид, штат Флорида.
Первоначально предполагалось, что посадочное шасси X-15 будет состоять из носовой опоры со сдвоенными колесами и убирающихся металлических лыж под центральной частью фюзеляжа. Позднее лыжи перенесли в хвостовую часть. На снимке - X-15 планирует на посадку, рядом с ним самолет сопровождения F-104A.
С "Red Baron" было снято все ненужное оборудование и установлен форсированный ТРД от истребителя Phantom.
24 октября 1977г.: на специально построенном самолете F-104RB Red Baron Деррил Гоинмайер установил рекорд скорости полета на малой высоте на дистанции 3км - 7590,43 км/ч.
Центр разработки и испытаний вооружения на авиабазе Эглин располагал 24 беспилотными сверхзвуковыми мишенями QF-104A.
NF-104A, оснащенный ракетным ускорителем Rocketdyne, предназначался для отработки космонавтами и летчиками-испытателями полетов на больших высотах в условиях невесомости. Три NF-104A были переданы Командованию ПВО США, а затем - Аэрокосмической школе летчиков-исследователей на авиабазе Эдвардс.
Pakistan
F-104A №56-798, выставленный сейчас в экспозиции музея при аэродроме Саргодха
«Спарка» F-104B №57-1309, выставленная в музейной экспозиции при академии ВВС Пакистана в г. Рисалпур.
Jordan
Иорданский F-104A с подвесными баками под крылом и УР Sidewinder на торцевых пилонах крыла.
Иорданские F-104A. Видно, что в составе ВВС Иордании были как неокрашенные, так и камуфлированные «Старфайтеры». Конец 1970-х - начало 1980-х гг.
Germany
Bundesmarine Starfighter 2225 of MFG1, based at Schleswig, at Yeovilton on August 3, 1979, shortly before its fatal crash.
Чтобы ускорить поступление F-104G на вооружение ВВС Западной Германии, "Lockheed" поставила Люфтваффе 30 истребителей F-104F. Эти самолеты отличались усовершенствованным двигателем J79-GE-11A и частью бортового оборудования, позаимствованного у F-104G, но не имели усиленного планера последнего. Первым немецким пилотом, совершившим самостоятельный вылет на F-104, стал полковник Гюнтер Ралль - третий по резултативности ас Второй мировой войны, имевший на своем счету 275 побед.
USA
Первый прототип "Старфайтера" XF-104 на испытательном полигоне авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Разбился в авиакатастрофе 19 апреля 1956 года.
The J65-powered XF-104 prototype of the Starfighter
One of the first flight views to show the plan configuration of the Lockheed XF-104 Starfighter. Maximum speed is planned for Mach 2.0. Width of each wing from root to tip is 7 ft. 6 in.
The initial production model, the F-104A, of which 153 examples were built.
The F-104A with Sidewinder missiles on wingtips.
Восьмой серийный F-104A Starfighter (56-0737) был оставлен на авиабазе Эдвардс для проведения испытаний. Первой F-104 получила 20 февраля 1958 года 83-я истребительная эскадрилья ПВО.
One of the very different solutions to a similar requirement, for a supersonic interceptor: the Lockheed F-104 with 28 deg sweep, 4 per cent thickness and 0.4 taper ratio.
Now in quantity production at Lockheed's California Division, along with a two-seat fighter version designated the F-104B, F-104A Starfighters are being readied to enter service with U.S .A.F. in the near future. From nose to tail the Starfighter measures 54 ft . 9 in., height is 13 ft. 6 in. and span is 21 ft. 11 in . The photograph shows for the first time the shock-forming wedges in the air intakes and the blast channels of the T-171 20-mm. gun.
Американские истребители F-104 "Старфайтер", совершавшие в 1962 году провокационные облеты территории Кубы.
Четверка "Старфайтеров" из 479-го тактического авиакрыла американских ВВС. Все самолеты, изображенные на этом снимке были разбиты в авариях и катастрофах с 1959 по 1966 год.
Откровенно слабый боевой потенциал разрекламированных "Старфайтеров" во Вьетнаме сказался очень быстро. По образному выражению одного из американских генералов, "этой машине недоставало всего, за исключением скорости..."
LOCKHEED F-104A STARFIGHTER. Designed for Mach 2.0 and an operating altitude of 50.000 ft. the Lockheed F-104A is powered by the same J79-GE engine as the SM-61 Snark and the Convair XB-58 Hustler. With ramjet-effect afterburning, the General Electric J79-GE should be capable of power bursts exceeding 20,000 lb. s.t. Intake for the jet unit takes the form of a spring-loaded scoop just behind the forward-retracting main undercarriage legs. In the original XF-104 flown by CTP A.W.("Tony") LeVier in February 1954, the side intakes, now faired over, were employed in conventional fashion to feed the lower-powered 11,000-Ib . s.t. Wright J65-W-4 turbojet. The side intakes were found to be inefficient when trying to cope with the volume of air required for the J79-GE and the scoop became the only practical solution.
Salient features: Alleged to have forward vision "comparable to that of a motorist seated on the bonnet instead of behind the wheel of his car", the F-104A wing which is set two-thirds back on the fuselage, is of extremely low aspect-ratio with knife-edge and ten degrees anhedral. The Tee-tail is "all-flying", and is controlled by an actuating jack set in the streamlined housing above the tailplane. Slip-on tip tanks are optional.
Облаченный в высотно-компенсирующий костюм летчик-испытатель позирует на фоне первого XF-104. Широкой общественности самолет показали только 17 апреля 1956 года - два года спустя после первого полета. Видны закрытые воздухозаборники.
В начале своей карьеры F-104C из 479-го тактического истребительного авиакрыла несли яркий камуфляж, но затем он был убран.
В течение 1960-1963 годов эскадрильи авиации Национальной гвардии штатов Аризона, Южная Каролина и Теннесси (на снимке) летали на F-104A/B. В ноябре 1961 года, во время Берлинского кризиса, все эти эскадрильи были передислоцированы в Европу: аризонская эскадрилья - на авиабазу Рамштайн (Германия), южнокаролинская - на авиабазу Морон (Испания), а 151-я эскадрилья из Теннесси присоединилась к 197-й в Рамштайн (вернулась на родину в августе 1962 года).
F-104C, установивший в декабре 1959 года мировой рекорд высоты - 31515 м. Разбился в 1961-м.
F-104A, принадлежавший 56-й истребительной эскадрилье ВВС США. Позже этот самолет передали в ВВС Национальной гвардии. Разбился в авиакатастрофе в 1968 году.
Во Вьетнаме "Старфайтеры" из 479-го авиакрыла получили трехцветный "индокитайский" камуфляж.
Aerospatiale AS.30 air-to-surface missile on F-104 underwing launcher
F-104RB летит над Мад-Лейк в Неваде во время установления рекорда.
Капитан Уолтер У. Ирвин, 16 мая 1958 года. Lockheed F-104 Starfighter был первым в мире боевым самолетом, способным преодолевать порог в М=2. На нем на авиабазе Эдвардс (Калифорния) был установлен новый рекорд в 2259 км/ч.
USA F-104B
Самолеты Starfighter несколько раз использовались гражданскими пилотами для установления новых мировых рекордов скорости. Можно упомянуть американку Жаклин Кохрейн (фото), постоянно состязавшуюся с француженкой Жаклин Орио, летавшей на Mirage III. Она установила ряд мировых рекордов для женщин на 100-км замкнутой дистанции; в их числе достижение скорости 1937,08 км/ч на самолете TF-104G 1 мая 1963 года и скорости 2097,30 км/ч на F-104G 1 июня 1964 года. Максимальная скорость, которую ей удалось показать в 1964 году, составляла 2300,17 км/ч на дистанции 15/25 км на самолете TF-104G.
Высокая техническая сложность нового самолета потребовала срочной разработки учебной спарки - первый двухместный F-104B (56-3719) изображен на снимке.
The F-104B two-seat training version of the Starfighter.
Данные F-104C из 479-го тактического истребительного авиакрыла запечатлены на одной из авиабаз в Европе - самолеты периодически базировались там в 1960-е годы.
Pakistan
Сохранившийся как памятник F-104A "Старфайтер" 9-й эскадрильи ВВС Пакистана
F-104A №56-803 в полете. Начало 1960-х гг.
F-104A из 9-й эскадрильи ВВС Пакистана
Первые F-104A PAF - полет парой №56-803 и 56-805. Начало 1960-х гг. 56-803 будет разбит, опять-таки, первым из машин этого типа в PAF, в сентябре 1964 г., а 56-805 - спустя четыре года
Пакистан. Десять F-104A (два из них на снимке) и два F-104B были поставлены из США по программе военной помощи с 15 сентября 1961 года - это была первая поставка Starfighter на экспорт. Согласно некоторым источникам, самолеты переоснастили ТРДФ J79-GE-11A тягой 4,45 кН (тяга на форсаже 70,31 кН). Еще два F-104A для компенсации боевых потерь в войне 1965 года с Индией Пакистан приобрел у Тайваня. В рамках помощи в войне с Индией 1971 года Пакистан получил F-104F, состоявшие на вооружении 9-й эскадрильи ВВС Иордании, в этой войне Пакистан потерял еще несколько F-104. Официально известно о поставке Пакистану одного разведчика RF-104G постройки "Lockheed", детали сделки неизвестны.
На фотографии - три типа сверхзвуковых самолетов пакистанских ВВС, принимавших участие в индо-пакистанской войне 1971 года. Внизу слева - F-104A, вверху справа - Mirage III, а также Shenyang F-6. Американцы на тот момент ввели эмбарго на поставку вооружений.
Пакистанский «сокол» в процессе освоения F-104A.
Пакистанский «сокол» в процессе освоения F-104A. На фото также запечатлен американский «друг-защитник» (инструктор). Начало 1960-х гг.
Jordan
В ходе войны 1971 года пакистанские ВВС получили от Иордании десять самолетов F-104A, но на этот раз данные самолеты не смогли завоевать превосходство над противником, как в 1965 году.
 
Лишенный вертикального оперения самолет Valkyrie летел без потери высоты 76 секунд, затем перешел в обычный штопор, а потом - в плоский. Самолет столкнулся с землей, находясь почти в горизонтальном положении.
В прицеле истребителя J-6 американский истребитель F-104C, сбитый 20 сентября 1965г.
Обломки сбитого 5 декабря 1971 г. у Амритсара F-104A №56-804
LOCKHEED F-104-A STARFIGHTER. The missile with a man in it.
Ночная победа F-104A №56-874 над индийской «Канберрой» 21 сентября 1965 г. Рисунок из западного журнала той поры. Нарисовано красиво, но даже сам факт этого боя до сих пор не подтвержден.
F-104A Starfighter
LOCKHEED F-104A STARFIGHTER. Data: Manufacturer: Lockheed Aircraft Corporation, Palmdale, California, U.S .A. Power: 20,000-lb . s.t. General Electric J79-GE turbojet with afterburner. Duty: single-seat day and night interceptor fighter . Production : twenty-one prototype and pre-production XF-104s and YF-104. Delivery of first ten service F-104As to the U.S.A .F. is now under way. Dimensions: span 21 ft . 11 in . (without tanks); length 54 ft . 9 in .; height 13 ft. 6 in.