Мировая Авиация 95
-
Самолет Anatra D имел множество недостатков, но все же активно использовался в русской авиации. Он поступил на вооружение в 1916 году и оснащался 130-сильным мотором Clerget.
Albatros C.III. Изображенный здесь самолет Albatros C.III принадлежал лейтенанту Бруно Маассу из 14-го авиаотряда, воевавшему в январе 1917 года на Восточном фронте. Модель C.III стала самой распространенной в серии двухместных Albatros С.
Подполковник Роберт Б. Робинсон, 22 ноября 1961 года. Второй предсерийный F4H-1 Phantom II "Skyburner" активно использовался для испытаний, на нем же на полигоне авиабазы Эдвардс подполковник Р. Робинсон установил рекорд скорости - 2585 км/час.
Модернизированные F-16AM MLU можно опознать по новым антеннам системы госопознавания перед фонарем кабины. Эти F-16 могут применять КАБ JDAM, а программное обеспечение упрощает их адаптацию под новые типы управляемого вооружения. На снимке - самолет, принимавший участие в операции "Enduring Freedom".
Поддержание боеготовности европейских F-16 осуществляется путем постоянного совершенствования программного обеспечения и тренировок экипажей. Эти голландские F-16AM готовятся к участию в учениях "Red Flag" в октябре 2009 года. Под самолетами подвешены контейнеры разведки и целеуказания Litening.
Летчик-испытатель "Lockheed Martin" Пол Хаттендорф выполняет сдаточный полет на одном из 48 заказанных Польшей F-16C Block 52, март 2006 года. Контракт стоимостью 3,5 млрд долларов стал крупнейшим соглашением на поставку вооружения и военной техники, заключенным со страной - бывшим членом Организации Варшавского договора.
Закупка польскими ВВС в 2003 году трех эскадрилий F-16C/D вызвала противоречивое отношение части поляков, считавших, что решение было принято вопреки результатам тендера, в котором также принимали участие Mirage 2000 и JAS 39 Gripen. Тем не менее ВВС Польши получили наиболее совершенный в настоящее время многоцелевой истребитель. "Польские" F-16C внешне ничем не отличаются от прочих, в то время как на машины модификации "D" установлен гаргрот и конформные топливные баки.
JDAM экспортируется для применения на F-16 по всему миру. На снимке F-16E ВВС ОАЭ взлетает в рамках операции "Красный флаг" с GBU-32.
Хотя "Lockheed Martin" предложила на индийский многомиллиардный тендер новую модификацию F-16IN, выбор, вероятно, будет сделан в пользу варианта Block 60 ВВС ОАЭ.
F-16E Block 60, стоящий на вооружении ВВС ОАЭ, возможно является наиболее совершенной модификацией F-16E. Отличительными чертами этой машины являются кабина, оснащенная многофункциональными дисплеями, мощная станция РЭБ Falcon Edge, ИК-система целеуказания AAQ-32 и РЛС APG-80 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая позволяет осуществлять одновременное наблюдение за воздушным пространством и земной поверхностью, целеуказание, выполнение маловысотного полета и также используется в качестве СПО. Надежность станции по сравнению с обычными РЛС также значительно выше.
F-16E Block 60
F-16I Sufa. На рисунке изображен F-16I, бортовой номер 456 (серийный номер 00-1028), из состава 253-й эскадрильи "Негев" ВВС Израиля (авиабаза Рамон). Самолет несет типичный для ВВС Израиля трехцветный камуфляж, а обтекатели антенны РАС и других антенн окрашены серой радиопрозрачной краской. Вооружение машины включает четыре УР класса "воздух-воздух" (две AIM-120 AMRAAM на концевых АПУ и две Python 5 IR на внешних точках подвески), две КАБ GBU-15 калибром 907 кг и два ПТБ. На подфюзеляжных узлах подвешены контейнер AAQ-13 NAVFLIR с навигационной аппаратурой (слева) и прицельный контейнер AAQ-28 Litening II (справа). Такой состав вооружения типичен при выполнении задач по нанесению ударов по наземным целям.
Капитан Уолтер У. Ирвин, 16 мая 1958 года. Lockheed F-104 Starfighter был первым в мире боевым самолетом, способным преодолевать порог в М=2. На нем на авиабазе Эдвардс (Калифорния) был установлен новый рекорд в 2259 км/ч.
Скводрон-лидер Невилл Дьюк, 7 сентября 1953 года. В то время как серийные Hawker Hunter уже начали поступать в британские эскадрильи, прототип P.1067, оснащенный двигателем Rolls-Royce Avon RA.7R и модифицированной, более обтекаемой носовой частью, был привлечен к специальным испытаниям и принял участие в "гонке за скоростью". 7 сентября 1953 года скводрон-лидер Невилл Дьюк на 3-километровом отрезке в Литтлхэмптоне, графство Суссекс, разогнал Hunter до скорости 1171 км/час.
Nieuport 17. Русские ВВС получили из Франции большое количество истребителей семейства Nieuport. Изображенный здесь Nieuport 17с являлся улучшенной модификацией Nieuport XI с большим размахом крыльев. Самолет принадлежал 1-му авиаотряду, но был вскоре захвачен австро-венгерскими войсками.
Третий прототип XP-936 проходил войсковые испытания в Селфридж-Филд. На заднем плане видны самолеты P-6E Hawk 17-й истребительной группы, на смену которым и пришли P-26A.
Tornado GR.Mk 4. Модернизация под стандарт GR.Mk 4 и последующие усовершенствования позволили обеспечить Tornado высокий боевой потенциал, с 2003 года самолеты активно применяются в Ираке, а в 2009 году были привлечены к операции в Афганистане. С помощью УАБ и КАБ он способен эффективно оказывать поддержку войскам.
Данный Tornado GR.Mk 1B из состава 617-й эскадрильи британских ВВС несет под фюзеляжем две ПКР Sea Eagle.
Одно время разведывательное авиакрыло, дислоцировавшееся на авиабазе Мархэм (также Марем), включало в свой состав одну эскадрилью Canberra и две эскадрильи Tornado GR.Mk 1А (13-ю и 11(АС)). Причем эти Tornado были последними в британских ВВС, способными нести ядерное оружие (бомбы WE 177).
Самолеты Tornado GR.Mk 4 до сих пор активно эксплуатируются британскими ВВС и по-прежнему сохраняют высокий боевой потенциал, в том числе и за счет применения новейших систем, таких как подвесной прицельный контейнер Litening III.
УР Brimstone существенно повысила наступательный потенциал Tornado GR.Mk 4, но конструкторы и сегодня ведут работу по интеграции на борт Tornado GR.Mk 4/4А новейших авиационных средств поражения.
Во время операции "Telic" - британской составляющей более глобальной операции "Освобождение Ирака" - впервые в боевой обстановке были применены ракеты Storm Shadow. В качестве носителей использовались Tornado GR.Mk 4 из 617-й эскадрильи, которые также широко применяли УАБ типа Paveway (на снимке).
К началу войны только Россия располагала бомбардировочной авиацией дальнего действия, оснащенной такими самолетами, как тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец".
Капитан Элдон У. Джоэрз, 28 июля 1976 года. В течение 1976 года ВВС США предприняли несколько попыток установить новые рекорды скорости. Наконец, 28 июля капитан Элдон Джоэрз и майор Джордж Морган на Lockheed SR-71A 64-17958 развили на полигоне базы Бил в Калифорнии рекордную скорость - 3529 км/час.
Полковник Роберт Л. Стивенс, 1 мая 1965 года. Lockheed YF-12/SR-71 до сих пор удерживает рекорды по скорости, продолжительной высоте полета и скорости на замкнутом 1000-км маршруте. 1 мая 1965 года полковник Р.Л. Стивенс (в центре) развил на полигоне авиабазы Эдвардс на самолете YF-12A скорость 3331 км/час.
На верхней палубе авианосца, где во время боевой работы весьма тесно, Tomcat обычно стояли со сложенными назад плоскостями крыла. На снимке: пилот F-14D, принадлежащего 213-й эскадрилье, протирает фонарь кабины своего истребителя.
С катапульты №3 авианосца "Теодор Рузвельт" выполняет взлет Super Tomcat из 31-й эскадрильи "Tomcatters", а второй истребитель готовится к взлету с катапульты №2.
Вместе с самолетами 31-й эскадрильи в конце 2003 года в небе Ирака работали и F-14D из 213-й эскадрильи "Blacklions" (самолет на снимке несет две УАБ GBU-38). Обе эскадрильи входили в состав 8-го авиакрыла авианосца "Теодор Рузвельт".
F-14D из 31-й истребительной эскадрильи "Tomcatters" во время боевого вылета, его задача - координация авиаударов и разведка в интересах командиров армейских подразделений, ноябрь 2005 года.
Впечатляющий результат боевой работы экипажа F-14D из состава 2-й эскадрильи "Bounty Hunters", Ирак, май 2003 года. Судя по значкам, были сброшены 49 УАБ GBU-16 калибром 454 кг и 10 УАБ GBU-31(V)2/B калибром 907 кг.
Статус британских ВВС подтвержден. Июль 1923г.: после многих месяцев дискуссий британский правительственный комитет во главе с лордом Солсбери подтвердил статус Королевских ВВС как отдельного независимого вида национальных Вооруженных сил, прекратив тем самым попытки командования британских ВМС и Армии перевести авиацию под свое начало. Британская авиация часто привлекалась к самостоятельному решению задачи поддержания безопасности в колониальных владениях Великобритании, таких как Палестина (фото).
3 сентября 1923г.: первый полет гоночного аэроплана Кертиса, широко использовавшегося Армией и ВМС США. Один из них, R2C-1, изображен на снимке.
Полковник Альберт Бойд, 19 июня 1947 года. Под руководством К. Джонсона подразделение "Skunk Works" компании "Lockheed" модернизировало два истребителя P-80A для побития мирового рекорда скорости. Первый самолет не смог побить рекорд, установленный на British Meteor F.Mk 4 в 1946 году, но на втором - XP-80R, переделанном при личном участии К. Джонсона и получившем специальные "скоростные" воздухозаборники, более мощный двигатель и крыло с "подрезанными" законцовками и острой кромкой, полковник А. Бойд из ВВС установил 19 июня 1947 году в калифорнийском Мюроке новый рекорд - 1003,6 км/час.
Майор Эдриан Дрю, 12 декабря 1956 года. Создававшийся как истребитель сопровождения, двухдвигательный McDonnell F-101 Voodoo был громоздким, но имел совершенные аэродинамические формы. Это позволило майору Э. Дрю установить на нем 12 декабря 1956 года рекорд скорости - 1942 км/час.
Подполковник Ф. К. Эверест, 29 октября 1953 года. Новым кандидатом на участие в "гонках за скоростью" стал F-100 Super Sabre, который уже в первых полетах развил скорость более М=1. 29 октября 1953 года первый прототип YF-100A под управлением подполковника Ф.К. Эвереста над озером Солтон развил скорость 1215 км/час.
BM-025 - последний из 22 построенных B-36A. Как и остальные, он не имел вооружения и использовался для подготовки экипажей в 7-й (тяжелой) бомбардировочной группе Стратегического авиационного командования.
На снимке изображен B-36D, переоборудованный из B-36B. Хорошо видны гондолы с дополнительными ТРД и основные двигатели с толкающими винтами.
Convair B-36D 44-92095 with four J-47 jet engines augmenting its six R-4360 piston engines
Вертолет AH-1G "Canned Heat" принадлежал 20-му авиационному ракетно-артиллерийскому батальону 1-й авиационной кавалерийской дивизии. Подразделение в 1972 году постоянно находилось во Вьетнаме. Вертолет несет пулемет Minigun и блок НАР под крылом.
Армейским Cobra пришлось вести тяжелую и очень опасную войну над джунглями Вьетнама, для чего экипажи разработали тактику "пикирующих атак", что позволило повысить точность огня и снизить свои потери.
Запечатленные на снимке вертолеты AH-1G стали первыми представителями семейства Cobra и завоевали во Вьетнаме высокую репутацию как средства борьбы с различными целями противника.
Большой вклад в высокие показатели Cobra во Вьетнаме внесли техники и специалисты по вооружению вертолетных подразделений. Работая иногда в совершенно жутких условиях, они умудрялись перезарядить пулемет Minigun и подвесить новые блоки НАР всего за 10 минут.
На данном AH-1G хорошо видны неуправляемые авиационные ракеты, размещенные в стандартном блоке на 19 НАР и в блоке M158 на семь ракет.
Во время свободной охоты Cobra регулярно действовали вместе с легкими разведывательными вертолетами OH-6, на которых часто снимали с кабины двери для обеспечения лучшего обзора. Как только разведчик обнаруживал противника, он набирал высоту и отмечал цель, а следовавшие выше Cobra наоборот - пикировали вниз, обрушивая на цель море огня. Вертолеты Cobra часто обеспечивали и поисково-спасательные операции, а однажды экипаж умудрился даже эвакуировать пилота сбитого F-100 - будущего командующего ВВС США генерала Р. Фоглмэна.
На врезке: на малой высоте Cobra была очень уязвима, спасало только мастерство пилотов.
Один из двух оставшихся сегодня P-26A находится в калифорнийском авиамузее "Planes of Fame", он принадлежал эскадрилье Авиакорпуса Армии США в Панаме, а затем принадлежал ВВС Гватемалы.
34-я эскадрилья 17-й истребительной группы эксплуатировала P-26A менее года, а затем была переформирована в 17-ю штурмовую группу и получила самолеты Northrop A-17. Хорошо заметны подфюзеляжные бомбодержатели.
Третий прототип XP-936 проходил войсковые испытания в Селфридж-Филд. На заднем плане видны самолеты P-6E Hawk 17-й истребительной группы, на смену которым и пришли P-26A.
Первыми новый истребитель получили эскадрильи 1-й истребительной группы. Данный самолет принадлежит 94-й эскадрилье. Принадлежность истребителя можно было определить по цвету рисунков на фюзеляже, в данном случае - это красный цвет.
P-26C из состава базировавшейся на Уилер-Филд 19-й истребительной эскадрильи 18-й группы выполняет полет над Гавайями.
Полковник И. Вилламор позирует на крыле истребителя P-26C авиации филиппинской армии. Переданный из Авиакорпуса Армии США, этот самолет претерпел ряд доработок, например, обтекателей колес шасси (на фотографии).
One of the Filipino Boeing P-26As that saw brief combat.
Во время свободной охоты Cobra регулярно действовали вместе с легкими разведывательными вертолетами OH-6, на которых часто снимали с кабины двери для обеспечения лучшего обзора. Как только разведчик обнаруживал противника, он набирал высоту и отмечал цель, а следовавшие выше Cobra наоборот - пикировали вниз, обрушивая на цель море огня. Вертолеты Cobra часто обеспечивали и поисково-спасательные операции, а однажды экипаж умудрился даже эвакуировать пилота сбитого F-100 - будущего командующего ВВС США генерала Р. Фоглмэна.
Zeppelin-Staaken R IV - первый в семействе "самолетов-гигантов". Он оснащался пятью моторами Maybach Mb.IV мощностью 240 л.с. и развивал скорость 125 км/час.
Основным истребителем австро-венгерской авиации Первой мировой войны был Aviatik (Berg) DI, модернизированный вариант которого представлен на этом снимке.
One of the first D Is to be fitted with Schwarzlose guns immediately ahead of the cockpit (38.63).
Лейтенант-коммандер М. Дж. Литгоу, 25 сентября 1953 года. Британцы старались не отставать от своих заокеанских коллег - в Королевских ВВС для "гонки за скоростью" использовали Supermarine Swift. И, наконец, 25 сентября 1953 года М.Дж. Литгоу установил на нем под Триполи, Ливия, рекорд скорости - 1183 км/час.
Моноплан Fokker E.III не был таким уж уникальным самолетом, но все же превосходил бипланы того периода. Однако известен как минимум один случай, когда немецкий моноплан Fokker был сбит русским бипланом.
9 января 1923г.: спроектированный испанцем Мануэлем де ла Сиерва, автожир С.4 Autogiro совершил первый успешный полет, преодолев 4-км круг на мадридском аэродроме "Cuatro Vientos".
Майор Марион Э. Карл, 25 августа 1947 года. Рекорд Колдвелла продержался пять дней - 25 августа его побил майор М.Э. Карл из КМП США, развивший в Мюроке на втором Skystreak скорость 1047,3 км/час.
Первый прототип K4774 на стапеле завода компании "Short Brothers" в Рочестере, в воздух он поднялся 16 октября 1937 года. Позднее он был до оборудован до серийного стандарта и находился в эксплуатации до 1944 года.
Первым Sunderland получила в середине 1938 года 230-я эскадрилья, дислоцировавшаяся в Сингапуре. Причем первые четыре самолета для нее оплатили Объединенные Малайские Султанаты, а машины были названы в честь каждого из султанатов. На снимке: L2160, названный "Selangor".
Второй серийный Sunderland Mk I (L2160) во время испытаний в июне 1938 года. От прототипа он отличается измененной конструкцией крыла и рядом других изменений, внедренных с целью компенсации смещения центра тяжести машины.
Sunderland Mk II (фото) был выпущен в незначительных количествах, но обладал большим потенциалом по сравнению с предыдущей моделью. К тому же многие Mk II оснащались РЛС ASV Mk II, существенно повысившей эффективность обнаружения вражеских субмарин.
Самолет W6050 (фото) стал первым представителем новой серии, здесь он изображен перед первым полетом в апреле 1941 года.
Изображенная здесь летающая лодка Model F имеет типичную для модификации 1913 года выпуска конфигурацию. Обратите внимание - мотор Curtiss О размещен под верхним крылом.
Модернизированная летающая лодка Model F имела установленные в передней части корпуса спонсоны.
Curtiss Model F
Майор Джозеф У. Роджерс, 15 декабря 1959 года. Отбить рекорд у СССР поручили майору Роджерсу. На полигоне авиабазы Эдвардс он развил на Convair F-106 Delta Dart скорость 2456 км/час.
31 декабря 1923г.: с целью развития только что созданных ВВС Италии Бенито Муссолини подписал распоряжение о выделении госфинансирования лучшим инженерам из таких корпораций, как "Fabbrica Italiana Automobili Torino" (или "Fiat"). Хотя независимые ВВС были сформированы в Италии лишь в марте 1923 года, в стране были накоплены богатые традиции в области авиации, а знаменитую доктрину Джулио Дуэ о воздушной войне изучают в академиях до сих пор.
19 января 1923г.: первый полет двухместного самолета-разведчика Wolf, спроектированного Армстронгом Уитвортом.
Капитан Дж. Слейд Нэш, 19 ноября 1952 года. После рекордного полета Ричарда Джонсона F-86 прошел модернизацию, в том числе получил более мощный двигатель J47. 19 ноября 1952 года капитан Дж. С. Нэш (ВВС США) установил на F-86D над соленым озером Солтон (73 м ниже уровня моря), штат Калифорния, новый рекорд - 1124 км/час.
Подполковник Уильям Ф. Барнс, 16 июля 1953 года. Район Солтон был вновь использован 16 июля 1953 года - подполковник У.Ф. Барнс разогнал здесь свой F-86D-35-N А (51-6145) до скорости 1151,76 км/час.
2 июня 1923г.: полетел первый из истребителей компании "Boeing", XPW-9, ставший родоначальником целого семейства машин, поступивших на службу в американские ВС в 1930-е годы.
Лейтенант-коммандер Джеймс Б. Вердин, 3 октября 1953 года. Лейтенант-коммандер Джеймс Вредин установил новый рекорд скорости над соленым озером Солтон, разогнав специально модифицированный Douglas F4D Skyray до 1212 км/час.
15 октября 1923г.: 27 самолетов, в том числе и этот English Electric Wren (призер в номинации на самую высокую топливную экономичность), приняли участие в первом в Великобритании соревновании легких самолетов в поселке Лимпн, графство Кент.
Игорь Сикорский вступает в дело. 3 мая 1923г.: Игорь Сикорский, в 1919 году эмигрировавший из СССР в США, создает там компанию "Aero Engineering Corporation". Первоначально постройка самолетов осуществлялась на территории птицефабрики на Лонг-Айленде, принадлежащей другому русскому эмигранту. Сикорский привлекался Армией США к проектированию перспективного бомбардировщика, но проект был закрыт. По конструкции Сикорского в России были созданы первые многомоторные самолеты "Гранд", "Русский витязь" и "Илья Муромец".
Без посадки через США. 2-3 мая 1923г.: лейтенанты Авиаслужбы Армии США О. Келли и Дж. Мак-Риди стали первыми авиаторами, совершившими беспосадочный перелет через Северную Америку - на моноплане Fokker Т-2 (фото) они пролетели из Рузвельт Филд, Лонг-Айленд, в Роквелл Филд, Сан-Диего, за 26 ч 50 мин. Средняя скорость на маршруте составила 141,9 км/час. Для перелета самолет получил топливные баки повышенной емкости и усиленное шасси.
Март 1923г.: Hawker Woodcock, имевший вначале конструктивные недостатки и маломощный двигатель, совершил первый полет. После модернизации самолет широко использовался британскими ВВС.
23 октября 1923г.: совершил полет Handley Page Hyderabad, военный вариант авиалайнера W.8. Самолет в 1925-1930 годах эксплуатировался четырьмя эскадрильями британских ВВС.
Handley Page "Hyderabad" (Two Napier "Lions") The Handley Page "Hyderabad" may be said to be the development, for service purposes, of the famous Handley Page twin-engined commercial aeroplanes. The service type is designated officially as a "four-seater medium range bomber," and those familiar with Handley Page commercial aeroplanes will note that certain alterations have been made in the fuselage, the nose of which has been re-designed so as to admit of a gunner in front, with the pilot in a raised position immediately aft of the front gunner's cockpit. The only squadron equipped with "Hyderabads" is No. 99 (Bombing) Squadron, Bircham Newton.
Крыло и стабилизатор самолета - подкосного типа. Крыло могло складываться и было оснащено отклоняемыми предкрылками и щелевыми закрылками.
XB-46 имел четыре турбореактивных двигателя, расположенных попарно в подкрыльевых гондолах.
Самолет-мишень PQ-8A, который также мог использоваться в пилотируемом режиме, имел максимальную скорость 187 км/час.
Фигура пилота позволяет оценить небольшие размеры использовавшегося в ВМС США самолета-мишени TD2C-1.
Самолет "June Bug" имел четыре треугольной формы элерона на законцовках крыла и хвостовое оперение бипланного типа. 29 августа 1908 года он преодолел дистанцию 3,2 км.
Законченный постройкой в июне 1911 года, гидросамолет А-1 совершил первый полет в последний день того месяца под управлением самого Кертиса и в тот же день был передан лейтенанту Теодору Эллисону, первому летчику морской авиации США.
Одно время разведывательное авиакрыло, дислоцировавшееся на авиабазе Мархэм (также Марем), включало в свой состав одну эскадрилью Canberra и две эскадрильи Tornado GR.Mk 1А (13-ю и 11(АС)). Причем эти Tornado были последними в британских ВВС, способными нести ядерное оружие (бомбы WE 177).
28 августа 1923г.: DH-4B Liberty Plane из Авиаслужбы Армии США, пилотируемый лейтенантами Смитом и Рихтером, продержался в воздухе 37 ч 15мин 14,8 с, преодолел 5299,84 км и совершил посадку в Роквелл филд, штат Калифорния, буквально за 15 мин до этого выполнив в воздухе дозаправку от DH-4B.
"Lufthansa" заказала первые три 747-400 (на снимке) в мае 1986 года, но затем увеличила заказ до 25 машин, которые были поставлены с мая 1989-го по март 2002 года и выполняют полеты из Франкфурта. С сентября 1989 года компания также получила семь 747-400M Combi.
20 декабря 1996 года компания "Virgin Atlantic" разместила первый заказ на Boeing 747-400 и получила девять самолетов (на снимке) прямо со сборочной линии в период с июня 1997-го по октябрь 2003 года. Сегодня авиакомпания выполняет рейсы на 747-400 из Хитроу, Манчестера и Гатвика. Причем на лайнерах, базирующихся вне лондонского аэропорта, пассажирский салон на втором этаже уменьшенного размера. В начале 2010 года авиаперевозчик располагал 12 самолетами Boeing 747-400, причем компания стала первой, выбравшей модификацию с двигателями General Electric CF6-80C, а один из ее самолетов принимал участие в эксперименте с использованием биотоплива - он выполнил на нем перелет из Лондона в Амстердам в феврале 2008 года, но без пассажиров.
"KLM-Royal Dutch Airlines" приобрела пять 747-400 в апреле 1986 года (с поставкой в мае 1989 года - апреле 1993 года) и 16 Boeing 747-400M Combi (на снимке; поставка с апреля 1986 года по март 1999 года). 12 сентября 1989 года компания первой ввела в эксплуатацию модель Combi, а 10 апреля 2002 года получила последний самолет данной модификации. Все самолеты работают на дальних маршрутах, в том числе шесть - под эгидой "KLM Asia". В мае 1999 года и июне 2002 года были приобретены три грузовых 747-400ERF для компании "KLM Cargo", а 5 мая 2004 года компания объединилась с "Air France" (образовалась компания "Air France - KLM").
Австралийская "QANTAS" эксплуатирует множество Boeing 747-438 (на снимке). Первые четыре заказаны 2 марта 1987 года, затем заказ увеличился до 21 машины, первая из которых передана заказчику 11 августа 1989 года (совершив перелет по маршруту Лондон - Сидней, самолет установил мировой рекорд, преодолев 18 001 км за 20 ч 9 мин). Компания стала стартовым заказчиком на Boeing 747-400ER, приобретя шесть машин в декабре 2000 года для работы на линиях из Сиднея в Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Буэнос-Айрес и Нью-Йорк, а также на маршруте Мельбурн - Лос-Анджелес. Начиная с 2013 года "QANTAS" намерена заменить 747-400 на Airbus A380 и Boeing 787.
В период с февраля 1990-го по ноябрь 2003 года авиакомпания "Thai Airways International" (на снимке) приобрела 18 Boeing 747-400, все они до сих пор находятся в эксплуатации, филиппинская "Philippine Airlines" эксплуатирует пять Boeing 747-400, некоторое время назад планировалось закупить еще восемь машин, но в 2007 году заказ был аннулирован.
Компания "Malaysia Airlines" приобрела два Boeing 747-400M Combis с двигателями General Electric CF6-80C2 (в октябре 1987 года и январе 1988 года). В октябре 1988-го и в январе 1989 года компания приобрела еще два 747-400, также с двигателями GE, но следующие приобретенные ею 18 пассажирских (на снимке) и два грузовых самолета уже были оснащены двигателями Pratt & Whitney PW4056. На сегодня в эксплуатации остались 13 машин.
Компания "Air New Zealand" (на снимке) выбрала новый самолет для замены своих устаревших Boeing 747-200B: три машины переданы заказчику с декабря 1989-го по сентябрь 1992 года, а четвертая прибыла в октябре 1998 года. Впоследствии компания приобрела еще три самолета, в том числе один грузовой Boeing 747-4F6. Все пассажирские 747-400 обслуживают дальние маршруты, включая полеты в Лондон через Лос-Анджелес, Ванкувер и Брисбен.
Семь самолетов в декабре 1987 года заказала компания "Air France", они поставлены в феврале 1991-го - январе 1993 года. В декабре 1987 года были заказаны пять Boeing 747-400M Combi, в апреле 2001 года - два 747-400ERF (на снимке) для "Air France Cargo". 17 октября 2002 года компания стала первой, кто вывел на линии 747-400ERF. Девять 747-400 компании "Air France" будут переоборудованы в грузовые, а остальные к 2013 году уступят место Boeing 777-300ER.
Couzinet 101 имел силовую установку в составе трех 85-сильных звездообразных двигателей Pobjoy R и закрытую кабину на пилота и двух пассажиров.