Curtiss F
Страна: США
Год: 1913
Летающая лодка

Двухместная учебная летающая лодка
Описание:
Первые летающие лодки Кертиса
Flight, April 1920
NEW YORK AERO SHOW
Фотографии

Первые летающие лодки Кертиса

Первая летающая лодка, построенная и испытанная Кертисом 10 января 1912 года в Сан-Диего, штат Калифорния, не имела собственного названия, а историки авиации упоминают ее как "Flying-Boat No.1". По большому счету, самолет был более близок к гидросамолетам, а не к традиционным летающим лодкам, какими мы их знаем сегодня. Машина представляла собой фактически переоборудованный "Curtiss Pusher" Type III, но без расположенного перед крылом горизонтального оперения и без толкающего винта. От нижнего крыла самолета сразу вниз начинался широкий корпус-лодка, в нем прямо перед передней кромкой крыла был установлен 60-сильный V-образный двигатель Curtiss, приводивший во вращение два тянущих винта. Сразу за нижним крылом располагалась кабина на двух человек, сидевших плечом к плечу.
  Впрочем "Flying-Boat No.1"так и не сумел взлететь с воды, поэтому первой в мире рабочей летающей лодкой стал "Flying-Boat No.2", известный также под названием "Flying Fish". Самолет имел длинную корпус-лодку, на которой крепились коробка крыльев и хвостовое оперение. "Flying-Boat No.2" оснащалась 75-сильным V-образным двигателем Curtiss О, который приводил во вращение типовой двухлопастный деревянный толкающий воздушный винт. После ряда доработок на "Flying-Boat No.2" установили коробку крыльев от самолета берегового базирования Model E-75, а также демонтировали располагавшееся перед крылом горизонтальное оперение.
  Вначале, в базовой конструкции, летающая лодка Кертиса никак не могла выполнить взлет с воды. Тогда конструктор пришел к идее сделать на днище корпуса лодки почти сразу же за центром тяжести машины своеобразную "ступеньку"- гидродинамический редан, что и стало, фактически, причиной успешного взлета самолета с воды. Кертис же запатентовал свое изобретение, а также свою идею разместить позади редана специальные каналы, по которым в пространство, образующееся за реданом, засасывался воздух, что создавало так называемую "воздушную смазку", улучшавшую отрыв гидросамолета. В июле 1912 года оснащенная реданом Кертиса летающая лодка "Flying-Boat No.2" совершила свой первый полет с воды.
  Вслед за первой успешной летающей лодкой под руководством Кертиса были построены еще несколько машин - с целью проведения всесторонних испытаний в различных условиях. Эти самолеты не имели собственных названий, а потому в отношении них в исторических источниках существует определенная путаница. Впрочем три наиболее известные и прославившиеся летающие лодки известны под названиями "Freak Boat", "Tadpole" и "OWL".
  "Freak Boat" представляла собой небольшую летающую лодку с экипажем из двух человек, сидевших на верхушке неглубокого корпуса. Существенно перепроектированный самолет, получивший новое хвостовое оперение и бипланную коробку меньшего размаха с крыльями неравной длины, был обозначен С-1 и в ноябре 1912 года продан ВМС США. Позднее, в марте 1914 года, наименование было изменено на AB-1. Самолет С-1 стал известен не только благодаря тому, что был первой летающей лодкой, принятой на вооружение ВМС США, но и использовался при первом успешном старте с катапульты - это событие имело место 12 декабря 1912 года на Вашингтонской военно-морской верфи. Последний раз этот самолет совершил полет 1 апреля 1914 года.
  Другой самолет, названный "Tadpole", представлял собой биплан с толкающим винтом и удлиненным поплавком в качестве фюзеляжа. Интересной особенностью самолета были поднятые борта с полотняной обшивкой, которые закрывали промежуток между поплавком и нижним крылом. В этом закрытом пространстве находились места членов экипажа. Хвостовое оперение было несколько приподнято над задней частью корпуса лодки, а коробка крыльев в районе заднего лонжерона имела шарнирное крепление.
  Модель "OWL" (от Over Water and Land - над водой и сушей) представляла собой переоборудованный самолет А-2 - второй самолет, приобретенный 13 июля 1911 года американскими ВМС в варианте берегового базирования - Model Е - с рядным двигателем Curtiss мощностью 50 л.с. В июне 1912 года самолет был переоборудован в гидроаэроплан, но в октябре 1912 года подвергся новой переделке - теперь уже в летающую лодку, имеющую (подобно "Tadpole") закрытую надстройку между поплавком и нижним крылом. Самолет отличался коротким фюзеляжем, а убирающиеся колеса шасси позволили сделать из него амфибию. Сначала переоборудованный А-2 был переименован в "OWL", с сентября 1913 года он стал Е-1 и окончательно, в марте 1914 года, - получил обозначение AX-1. Совершив 91 полет, самолет разбился 27 ноября 1915 года.
  Следует особо подчеркнуть, что в процессе испытаний первых летающих лодок в 1912 году на свет появилась весьма революционная конструкция. Так, ранние варианты летающих лодок имели своеобразный гибридный фюзеляж - с твердой нижней частью (лодка) и, как описано выше, легкой надстройкой. Данная конструкция была не очень совершенной и постоянно развивалась, что в конечном итоге привело к появлению самолета Model F, который закупался в достаточно большом количестве частными лицами в США и поставлялся вооруженным силам США и других стран.
  Первый вариант летающей лодки Model F (1913 года постройки) представлял собой биплан с подвесными элеронами между верхним и нижним крыльями (по типу самолета Model E-75) и имел однореданный фанерный корпус, крыло и хвостовое оперение с полотняной обшивкой. В корпусе в расположенной перед коробкой крыльев открытой кабине плечом к плечу размещались два члена экипажа - пилот и второй пилот (или курсант, или пассажир).
  ВМС США приобрели пять летающих лодок данного типа в модификации 1913 года, которые получили обозначение летающие лодки типа "С" (с С-1 по С-5, позже переименованы в AB-1 - AB-5). Одна из этих лодок, С-2, 30 августа 1913 года впервые выполнила полет с автоматическим управлением - по гироскопическому автопилоту марки "Sperry", а 5 ноября 1915 года, уже как AB-2, выполнила первый взлет с катапульты - с борта линкора "Северная Каролина". Кроме того, именно эти летающие лодки стали первыми американскими боевыми самолетами, принявшими участие в реальных боевых действиях. В последнем случае AB-3 и еще одна летающая лодка на борту легкого крейсера "Бирмингем" были переброшены в район Веракрус, что на восточном побережье Мексики, и 25 апреля лейтенант П.Н. Л. Беллинджер совершил на AB-3 разведывательный полет над городом и обследовал бухту на предмет наличия в ней минных банок. Впоследствии данный самолет использовался - уже с обрезанными крыльями - в качестве нелетающего учебного пособия, получившего название "Penguin". Один самолет Model F в модификации 1913 года приобрел Отдел аэронавтики Корпуса связи Армии США.

  В 1914 году появился доработанный вариант летающей лодки Model F, отличавшийся от предшествующей модификации бипланной коробкой новой формы - с крыльями равной длины и закругленными законцовками, более жестким корпусом и усиленными стойками, поддерживающими двигатель и обеспечивающими защиту от падения его на экипаж в случае неудачной посадки самолета. На более поздних образцах летающей лодки модификации 1914 года коробка крыльев была заменена на более совершенную, в которой элероны были установлены уже во внешней части задней кромки верхнего крыла.
  В вариантах 1913 и 1914 годов выпуска летающая лодка Model F закупалась ВМС США - но до конца 1916 года было приобретено только восемь таких самолетов. Заказы были возобновлены и даже увеличились уже после вступления США в апреле 1917 года в Первую мировую войну, поскольку командование ВМС США выбрало этот самолет в качестве базовой учебной летающей лодки. После апреля 1917 года были приобретены 144 такие машины, а выпуск Model F продолжался вплоть до замены ее в 1918 году на летающую лодку модификации Model MF. В 1917-1918 годах была разработана модификация Model F (Revised), которая существенно превосходила "чистую" модификацию 1914 года, а главное отличие заключалось в переработанной системе управления по крену - элероны расположили на крыле.


Варианты

  Model MF: согласно принятой в компании Кертиса в 1935 году новой системе внутренних обозначений самолет обозначался как Model 18 и представлял собой один из экспериментальных вариантов летающей лодки Model F, который стал единственным, пошедшим в серию. Самолет был существенно улучшен в прочностном отношении и имел установленные в передней части корпуса спонсоны. Обозначение MF означало "Modernised Model F" или "Модернизированная Модель F". Самолет был оснащен двигателями мощностью 150 л.с. ВМС США получили 22 самолета, дополнительно на принадлежащем ВМС США предприятии "Naval Aircraft Factory" были построены еще 80 аппаратов, которые сохранили 100-сильные двигатели Curtiss OXX-3. В начале 1920-х годов несколько самолетов Model MF были модифицированы компаниями "Curtiss" и "COX-KLEMIN" для гражданского рынка и получили обозначение "Seagull".
  Judson Triplane: изготовленная в конце 1916 - начале 1917 годов слегка увеличенная модификация летающей лодки Model F, построенная в одном экземпляре по заказу г-на Джадсона и позже получившая также обозначение Model 7. Самолет первоначально оснащался двигателем Curtiss V-X мощностью 150 л.с., но затем получил более мощный 400-сильный двигатель Curtiss K-12 и применялся для исследовательских полетов в Южной Америке
  Model К: увеличенная модификация Model F выпуска 1915 года, оснащенная двигателем V-X мощностью 150 л.с. с толкающим винтом. Не имела особого успеха в США, но зато активно поставлялась на экспорт


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model F (образца 1917 года)

  Тип: двухместная учебная летающая лодка
  Силовая установка: один V-образный ПД Curtiss OXX-3 мощностью 100 л.с. (75 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 111 км/час; набор высоты 700 м - за 10 мин; практический потолок 1370 м; продолжительность полета 5 ч 30 мин
  Масса: пустого 844 кг; максимальная взлетная 1116 кг
  Размеры: размах крыла 13,75 м; длина 8,48 м; высота 3,43 м; площадь крыла 35,95 м!

Flight, April 1920

NEW YORK AERO SHOW

  The "Seagull" is also a stock machine, and is similar to many that have been and are still doing good service in various parts of the States and elsewhere. Comfort and accessibility is provided in the seating arrangement. The forward, pilot's, seat is well clear of the passengers' seats immediately behind, giving plenty of leg-room. The hull is of ash, keel and longerons with spruce trussing and steel reinforcement. The bottom and side planking is of mahogany veneer, and the hull is finished in natural mahogany above the water-line and in marine green on the bottom.
Overall span 49 ft 9 3/8 ins.
Overall length 28 ft. 10 3/16 ins.
Overall height 11 ft 9 7/32 ins.
Gross weight 2,726 lbs.
Petrol tank capacity 43 galls.
Maximum speed 76-5 m.p.h.
Minimum speed 48-5 m.p.h.
Climb 3,000 ft. in 10 min.
Range 28 miles.
Horse-power 150
Motor Curtiss K-6.
Изображенная здесь летающая лодка Model F имеет типичную для модификации 1913 года выпуска конфигурацию. Обратите внимание - мотор Curtiss О размещен под верхним крылом.
Летающая лодка "Кертисс" F
6 ноября 1915г.: пилотируемый лейтенантом-коммандером Генри Мастином самолет Curtiss АВ-2 катапультирован с палубы находящегося в движении корабля ВМФ США USS "Норт Каролайн".
Летающая лодка "Кертисс F" Черноморского авиаотряда в одной из бухт Севастополя. 1914г.
"Кертисс-К" Качинской авиашколы во время полетов
«Кертиссы F» на берегу Килен-бухты
Черноморские гидросамолеты на своей базе в Круглой бухте. 1916г.
Летающая лодка "Кертисс" (Curtiss) авиации Черноморского флота на береговой базе в Одессе. На переднем плане летчик Корсаков (в свитере) из армейского 32-го авиаотряда, приехавший в гости к морским авиаторам
«Кертисс F» из состава Службы связи Черноморского флота
Летающая лодка "Кертисс F" Черноморского флота
Летающая лодка Кертисса в Севастополе
Авиатранспорт "Император Николай I" принимает на борт летающую лодку "Кертисс F"
"Алмаз" в боевом походе. За грот-мачтой виден гидросамолет "Кертис". 1915г.
Модернизированная летающая лодка Model F имела установленные в передней части корпуса спонсоны.
At the New York Aero Show: The Curtiss "Seagull" flying boat
CANADIAN COMMERCIAL AIRCRAFT: A Curtiss flying-boat which was employed by the Fairchild Air Transport on the Haileybury and Rouyn service.
SPERRY PILOT NUMBER ONE: This 1915 Curtiss boat was equipped with a Sperry "Stabiliser" which can be seen in the nose at the bottom of the picture. The "Stabiliser" was the real ancestor of the automatic pilot as we know it to-day.
The Klemin Amphibious Gear: Sketch showing general appearance of the gear fitted to a Curtiss MF flying boat.
Curtiss Model F