RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1913

Летающая лодка

Двухместная учебная летающая лодка

Варианты

Первые летающие лодки Кертиса

Первая летающая лодка, построенная и испытанная Кертисом 10 января 1912 года в Сан-Диего, штат Калифорния, не имела собственного названия, а историки авиации упоминают ее как "Flying-Boat No.1". По большому счету, самолет был более близок к гидросамолетам, а не к традиционным летающим лодкам, какими мы их знаем сегодня. Машина представляла собой фактически переоборудованный "Curtiss Pusher" Type III, но без расположенного перед крылом горизонтального оперения и без толкающего винта. От нижнего крыла самолета сразу вниз начинался широкий корпус-лодка, в нем прямо перед передней кромкой крыла был установлен 60-сильный V-образный двигатель Curtiss, приводивший во вращение два тянущих винта. Сразу за нижним крылом располагалась кабина на двух человек, сидевших плечом к плечу.
   Впрочем "Flying-Boat No.1"так и не сумел взлететь с воды, поэтому первой в мире рабочей летающей лодкой стал "Flying-Boat No.2", известный также под названием "Flying Fish". Самолет имел длинную корпус-лодку, на которой крепились коробка крыльев и хвостовое оперение. "Flying-Boat No.2" оснащалась 75-сильным V-образным двигателем Curtiss О, который приводил во вращение типовой двухлопастный деревянный толкающий воздушный винт. После ряда доработок на "Flying-Boat No.2" установили коробку крыльев от самолета берегового базирования Model E-75, а также демонтировали располагавшееся перед крылом горизонтальное оперение.
   Вначале, в базовой конструкции, летающая лодка Кертиса никак не могла выполнить взлет с воды. Тогда конструктор пришел к идее сделать на днище корпуса лодки почти сразу же за центром тяжести машины своеобразную "ступеньку"- гидродинамический редан, что и стало, фактически, причиной успешного взлета самолета с воды. Кертис же запатентовал свое изобретение, а также свою идею разместить позади редана специальные каналы, по которым в пространство, образующееся за реданом, засасывался воздух, что создавало так называемую "воздушную смазку", улучшавшую отрыв гидросамолета. В июле 1912 года оснащенная реданом Кертиса летающая лодка "Flying-Boat No.2" совершила свой первый полет с воды.
   Вслед за первой успешной летающей лодкой под руководством Кертиса были построены еще несколько машин - с целью проведения всесторонних испытаний в различных условиях. Эти самолеты не имели собственных названий, а потому в отношении них в исторических источниках существует определенная путаница. Впрочем три наиболее известные и прославившиеся летающие лодки известны под названиями "Freak Boat", "Tadpole" и "OWL".
   "Freak Boat" представляла собой небольшую летающую лодку с экипажем из двух человек, сидевших на верхушке неглубокого корпуса. Существенно перепроектированный самолет, получивший новое хвостовое оперение и бипланную коробку меньшего размаха с крыльями неравной длины, был обозначен С-1 и в ноябре 1912 года продан ВМС США. Позднее, в марте 1914 года, наименование было изменено на AB-1. Самолет С-1 стал известен не только благодаря тому, что был первой летающей лодкой, принятой на вооружение ВМС США, но и использовался при первом успешном старте с катапульты - это событие имело место 12 декабря 1912 года на Вашингтонской военно-морской верфи. Последний раз этот самолет совершил полет 1 апреля 1914 года.
   Другой самолет, названный "Tadpole", представлял собой биплан с толкающим винтом и удлиненным поплавком в качестве фюзеляжа. Интересной особенностью самолета были поднятые борта с полотняной обшивкой, которые закрывали промежуток между поплавком и нижним крылом. В этом закрытом пространстве находились места членов экипажа. Хвостовое оперение было несколько приподнято над задней частью корпуса лодки, а коробка крыльев в районе заднего лонжерона имела шарнирное крепление.
   Модель "OWL" (от Over Water and Land - над водой и сушей) представляла собой переоборудованный самолет А-2 - второй самолет, приобретенный 13 июля 1911 года американскими ВМС в варианте берегового базирования - Model Е - с рядным двигателем Curtiss мощностью 50 л.с. В июне 1912 года самолет был переоборудован в гидроаэроплан, но в октябре 1912 года подвергся новой переделке - теперь уже в летающую лодку, имеющую (подобно "Tadpole") закрытую надстройку между поплавком и нижним крылом. Самолет отличался коротким фюзеляжем, а убирающиеся колеса шасси позволили сделать из него амфибию. Сначала переоборудованный А-2 был переименован в "OWL", с сентября 1913 года он стал Е-1 и окончательно, в марте 1914 года, - получил обозначение AX-1. Совершив 91 полет, самолет разбился 27 ноября 1915 года.
   Следует особо подчеркнуть, что в процессе испытаний первых летающих лодок в 1912 году на свет появилась весьма революционная конструкция. Так, ранние варианты летающих лодок имели своеобразный гибридный фюзеляж - с твердой нижней частью (лодка) и, как описано выше, легкой надстройкой. Данная конструкция была не очень совершенной и постоянно развивалась, что в конечном итоге привело к появлению самолета Model F, который закупался в достаточно большом количестве частными лицами в США и поставлялся вооруженным силам США и других стран.
   Первый вариант летающей лодки Model F (1913 года постройки) представлял собой биплан с подвесными элеронами между верхним и нижним крыльями (по типу самолета Model E-75) и имел однореданный фанерный корпус, крыло и хвостовое оперение с полотняной обшивкой. В корпусе в расположенной перед коробкой крыльев открытой кабине плечом к плечу размещались два члена экипажа - пилот и второй пилот (или курсант, или пассажир).
   ВМС США приобрели пять летающих лодок данного типа в модификации 1913 года, которые получили обозначение летающие лодки типа "С" (с С-1 по С-5, позже переименованы в AB-1 - AB-5). Одна из этих лодок, С-2, 30 августа 1913 года впервые выполнила полет с автоматическим управлением - по гироскопическому автопилоту марки "Sperry", а 5 ноября 1915 года, уже как AB-2, выполнила первый взлет с катапульты - с борта линкора "Северная Каролина". Кроме того, именно эти летающие лодки стали первыми американскими боевыми самолетами, принявшими участие в реальных боевых действиях. В последнем случае AB-3 и еще одна летающая лодка на борту легкого крейсера "Бирмингем" были переброшены в район Веракрус, что на восточном побережье Мексики, и 25 апреля лейтенант П.Н. Л. Беллинджер совершил на AB-3 разведывательный полет над городом и обследовал бухту на предмет наличия в ней минных банок. Впоследствии данный самолет использовался - уже с обрезанными крыльями - в качестве нелетающего учебного пособия, получившего название "Penguin". Один самолет Model F в модификации 1913 года приобрел Отдел аэронавтики Корпуса связи Армии США.

   В 1914 году появился доработанный вариант летающей лодки Model F, отличавшийся от предшествующей модификации бипланной коробкой новой формы - с крыльями равной длины и закругленными законцовками, более жестким корпусом и усиленными стойками, поддерживающими двигатель и обеспечивающими защиту от падения его на экипаж в случае неудачной посадки самолета. На более поздних образцах летающей лодки модификации 1914 года коробка крыльев была заменена на более совершенную, в которой элероны были установлены уже во внешней части задней кромки верхнего крыла.
   В вариантах 1913 и 1914 годов выпуска летающая лодка Model F закупалась ВМС США - но до конца 1916 года было приобретено только восемь таких самолетов. Заказы были возобновлены и даже увеличились уже после вступления США в апреле 1917 года в Первую мировую войну, поскольку командование ВМС США выбрало этот самолет в качестве базовой учебной летающей лодки. После апреля 1917 года были приобретены 144 такие машины, а выпуск Model F продолжался вплоть до замены ее в 1918 году на летающую лодку модификации Model MF. В 1917-1918 годах была разработана модификация Model F (Revised), которая существенно превосходила "чистую" модификацию 1914 года, а главное отличие заключалось в переработанной системе управления по крену - элероны расположили на крыле.


Варианты

   Judson Triplane: изготовленная в конце 1916 - начале 1917 годов слегка увеличенная модификация летающей лодки Model F, построенная в одном экземпляре по заказу г-на Джадсона и позже получившая также обозначение Model 7. Самолет первоначально оснащался двигателем Curtiss V-X мощностью 150 л.с., но затем получил более мощный 400-сильный двигатель Curtiss K-12 и применялся для исследовательских полетов в Южной Америке
   Model К: увеличенная модификация Model F выпуска 1915 года, оснащенная двигателем V-X мощностью 150 л.с. с толкающим винтом. Не имела особого успеха в США, но зато активно поставлялась на экспорт


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model F (образца 1917 года)

   Тип: двухместная учебная летающая лодка
   Силовая установка: один V-образный ПД Curtiss OXX-3 мощностью 100 л.с. (75 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 111 км/час; набор высоты 700 м - за 10 мин; практический потолок 1370 м; продолжительность полета 5 ч 30 мин
   Масса: пустого 844 кг; максимальная взлетная 1116 кг
   Размеры: размах крыла 13,75 м; длина 8,48 м; высота 3,43 м; площадь крыла 35,95 м!

Показать полностью
  • Первые летающие лодки Кертиса
  • Фотографии