General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon
Варианты:
General Dynamics - F-16A/C/E Fighting Falcon - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974


Одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (325)
Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
  
  Самолет Lockheed Martin (изначально General Dynamics) F-16 Fighting Falcon проектировался как легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, но эволюционировал в эффективный многоцелевой комплекс. Первый полет прототипа состоялся 20 января 1974 года. По результатам испытаний опытный самолет YF-16A победил своего конкурента Northrop YF-17. Первая из восьми предсерийных машин F-16 поднялась в воздух в 1975 году, а в 1977-м первый полет выполнил двухместный вариант F-16B, по своим габаритным размерам не отличавшийся от одноместного, но с уменьшенным на 680 кг запасом топлива.
  Характерной внешней особенностью самолета F-16, который был прозван "Viper", является подфюзеляжный воздухозаборник. Развитые наплывы крыла и плавное сочетание крыла и фюзеляжа увеличивают подъемную силу на больших углах атаки. Самолет выполнен статически неустойчивым, устойчивость в полете обеспечивает электродистанционная система управления. Катапультное кресло класса "ноль-ноль" установлено под наклоном в 30°, за счет чего летчику проще переносить большие перегрузки. Вместо традиционной ручки управления использована боковая ручка-джойстик. Приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных индикаторов, установлен индикатор и на фоне лобового стекла (ИЛС). Беспереплетный фонарь не имеет неподвижного козырька и обеспечивает летчику отличный круговой обзор. За исключением варианта ADF (самолет ПВО) все сохранившиеся F-16A/B предназначены для нанесения ударов по наземным целям, а ведение воздушного боя является для них второстепенной задачей.
  Ряд стран НАТО начали поиск замены для самолетов F-104 в июне 1975 года - в результате Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия выбрали F-16A/B. Бельгийская компания SABCA собрала 221 самолет - главным образом для ВВС Бельгии и Дании; голландская компания "Fokker" построила 300 самолетов - в основном для ВВС Голландии и Норвегии. Некоторые самолеты ВВС Дании оснащены подфюзеляжными разведывательными контейнерами и обозначаются F-16A(R). Самолеты вариантов F-16A/B проходили модернизацию по обе стороны Атлантики. F-16A/B также поступили на вооружение ВВС Египта, Индонезии, Израиля, Португалии, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Венесуэлы.
  Поставки серийных машин F-16A/B для ВВС США начались в январе 1979 года. Несмотря на частые отказы двигателей и проблемы с прочностью планера на начальном этапе эксплуатации, F-16 быстро признали удачным многоцелевым истребителем. F-16A/B строился несколькими производственными сериями, называвшимися Block 1, 5, 10 и 15. Внешне 21 самолет варианта F-16A и 22 самолета варианта F-16B Block 1 отличались от машин Fighting Falcon более поздней постройки обтекателями РЛС черного цвета. По количеству выпущенных машин, производственная серия Block 5 - это 99 самолетов F-16A и 27 самолетов варианта F-16B, серия Block 10 - это 145 машин F-16A и 25 - F-16B. Позже все уцелевшие самолеты более ранних выпусков доработали до уровня производственной серии Block 10. В конструкцию самолетов 15-й производственной серии внесли ряд изменений, включая стабилизатор увеличенной площади, ставший стандартным для всех последующих вариантов. Выпуск самолетов серии Block 15 включает 410 машин F-16A и 47 - F-16B. B 1986 году 270 самолетов из этой серии отобрали для модернизации в вариант F-16A/B ADF с установкой улучшенной РЛС APG-66. Эта РЛС способна обнаруживать цели с малой ЭПР и наводить УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. На варианте ADF заменили также систему госопознавания и радиосвязное оборудование. Эти самолеты поступили на вооружение частей Национальной гвардии США и ВВС Португалии.
  В ходе программы модернизации OCU (Operational Capabilities Upgrade), реализованной такими странами, как Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия, была улучшена авионика и, в частности, система управления вооружением, установлена инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, а двигатели F100-PW-200 доработали в F100-PW-220E. С 1988 года на экспорт поставлялись только самолеты F-16A/B Block 15 OCU. Состоявшие на вооружении Национальной гвардии США и Резерва ВВС США, F-16A/B тоже прошли доработку с установкой ТРДФ F100-PW-220E. Дальнейшим развитием самолетов F-16A/B стала программа продления ресурса European MLU (European Mid-Life Update), в ходе которой оборудование кабины довели до уровня Block 50 с широкоугольным ИЛС и совместимостью приборов с очками ночного видения (ОНВ). Самолеты F-16A/B MLU ВВС Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии получили возможность использовать УР AIM-120. В ВВС Бельгии доработанные самолеты обозначаются F-16AM (одноместные) и F-16DV (спарки).
  Новая авионика включает модульную БЦВМ, РЛС APG-66(V)2A и приемник GPS. Похожие самолеты с обозначением Block 20 поставлены ВВС Тайваня. Ряд доработок программы MLU реализован и на истребителях ВВС США.
  Одноместный вариант F-16C выполнил первый полет 19 июня 1984 года, его двухместный вариант обозначается F-16D. Площадь форкиля F-16C/D увеличили, разместив там станции постановки помех ASPJ (Airborne Self-Protection Jammer), но ВВС США отказались от монтажа станции в пользу использования контейнерных систем РЭБ. На F-16C/D установлены новые ИЛС и приборное оборудование кабины, органы управления выполнены по принципу HOTAS (Hands On Throttle And Stick), применена более эффективная многорежимная РЛС APG-68. Интерфейс СУВ позволяет применять УР класса "воздух-воздух" AIM-120 и УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick. По ходу производства F-16C/D постоянно совершенствовались, в частности были реализованы программы MSIP II и III (Multi-Stage Improvement Program) по повышению возможностей машины в темное время суток и ведению воздушных боев.
  Выпуск самолетов серии Block 25 начался в июле 1984 года, всего построено 289 машин F-16C и 30 - F-16D. Самолеты серий Block 30/32 и Block 40/42 отличаются конфигурацией отсека двигателя, ранее единого для всех вариантов. На Block 30 установлен двигатель General Electric F110-GE-100 тя гой 128,93 кН, на Block 32 - F100-PW-220 тягой 106,05 кН. Новые двигатели потребовали и увеличения сечения воздухозаборника. Внедрение двигателя F100-PW-220 сделало силовую установку F-16 более совершенной, хотя двигатель PW-220 менее мощный, чем GE-100, но зато он легче и надежней. Самолеты серии Block 30/32 приобрели возможность применять УР AGM-45 Shrike и AGM-88A HARM, а также AIM-120. Всего построено 446 машин F-16C и 55 F-16D Block 30/32. Четыре таких самолета под обозначением F-16N и TF-16N закупили ВМС США для использования в учебно-тренировочных целях для имитации условного противника. Производство самолетов серии Block 40/42 Night Falcon началось в декабре 1988 года. Самолеты оснащены прицельно-навигационными контейнерами LANTIRN, приемниками GPS, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления, системой автоматического следования рельефу местности. Увеличена взлетная масса самолетов, в состав вооружения включены УР AGM-88B HARM II.
  В декабре 1991 года компания "General Dynamics" начала отправку заказчикам самолетов F-16C/D Block 50/52. На них установлена РЛС APG-68(V)5 с большим количеством режимов работы, обеспечена совместимость ИЛС с ОНВ. Обновлен состав БРЭО, установлены устройства отстрела ложных целей ALE-47, приемник предупреждения об облучении ALR-56M, радиостанция Have Quick IIA, помехозащитная УКВ радиостанция Have Sync. Система управления вооружением полностью совместима с ракетами HARM. На F-16 установлены двигатели с улучшенными характеристиками (IPE, Improved Performance Engine) - F110-GE-129 тягой 131,48 кН или F100-PW-229 тягой 129,44 кН. Примерно 100 машин F-16C/D ВВС США доработаны до уровня Block 50/52 с возможностью подвески контейнера целеуказания ASQ-213 HARM на правом пилоне под воздухозаборником, что позволяет использовать их для борьбы с РЛС ЗРК (в этом случае самолет часто обозначается как "Wild Weasel").
  Самым последним вариантом самолета является Block 60/62, разработанный под требования ВВС ОАЭ. На самолетах установлены РЛС с более узким основным лепестком диаграммы направленности, встроенная система FUR, интегрированная в бортовой комплекс система РЭБ, обновлено приборное оборудование, установлены надфюзеляжные конформные топливные баки. Помимо ВВС США, F-16C/D были поставлены Бахрейну, Чили, Египту, Греции, Израилю (с дополнительным БРЭО в гаргроте), Марокко, Оману, Пакистану, Польше, Сингапуру, Южной Корее, Турции и ОАЭ. Интерес к закупке F-16 проявляют Индонезия, Ирак, Сингапур и Тайвань.
  Вариант F-16IN Super Viper, созданный на основе F-16E/F, предлагался на конкурс самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) для ВВС и ВМС Индии, но выбыл из числа участников тендера весной 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Martin F-16C Block 50 Fighting Falcon

  Тип: одноместный многоцелевой тактический (фронтовой) истребитель
  Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F110-GE-129 тягой на форсаже 131,48 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м более 2125 км/ч или М=2(0; начальная скороподъемность более 15 240 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус с двумя 907-кг бомбами и двумя УР AIM-9 Sidewinder 1485 км
  Масса: пустого 8581 кг; максимальная взлетная 12 292 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на торцевых пилонах 9,45 м; длина 15,03 м; высота 5,09 м; площадь крыла 27,87 м2
  Вооружение: одна шестиствольная 20-мм пушка M61A1 Vulcan, вооружение массой до 7072 кг на одном подфюзеляжном, шести подкрыльевых и двух торцевых крыльевых узлах подвески, широкий ассортимент управляемого и неуправляемого вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Prototypes
В ходе летных испытаний первый YF-16 нес яркую окраску из "фирменных" цветов "General Dynamics". На момент появления, компоновка новой машины выглядела весьма революционно.
The F-16 Control Configured Vehicle (CCV) used the YF-16 prototype as the testbed aircraft.
Новый легкий истребитель ВВС США. 20 января 1974г.: первый прототип General Dynamics YF-16A (фото) выполнил первый полет под управлением Филипа Истричера - он вынужденно поднял его в воздух во время инцидента при выполнении скоростной пробежки. Официальный первый полет состоялся 2 февраля.
Опытный самолет YF-16
Первые испытательные пуски AIM-7F с истребителя YF-16. Это произошло за много лет до появления пусковых установок Sparrow на серийных истребителях F-16A/В.
F-16/79 и F-16/101. Самолет F-16/79 (на первом плане) был двухместным F-16 с турбореактивным двигателем GE J79-GE-119, для которого требовалось увеличение длины сопла. Из-за проводимой президентом Картером с 1977 года политики, согласно которой американские союзники должны были получать истребители менее совершенные, чем те, что состояли на вооружении в самих США, компании "General Dynamics" пришлось разрабатывать самолет, предназначенный только для экспорта. F-16/79 демонстрировался в ряде стран, но не получил ни одного заказа. Начиная с 1980 года, после избрания президентом США Рональда Рейгана зарубежные покупатели смогли приобретать те же самолеты F-16A/В, что и ВВС США. Самолет F-16/101 (в середине) после минимальных переделок сопла и воздухозаборника был оснащен двигателем с форсажной камерой GE YJ101, который испытывался в качестве переходной модели для перспективного двигателя DFE. Но DFE не был запущен в серийное производство. После доработок на его базе появился двигатель F-110. которым оснащались истребители F-16 модификаций Block 30,40 и 50. Самолет на заднем плане - стандартный F-16.
In a similar experiment to the F-16/79, an F-16 was also modified to carry the F101 powerplant. Again, the concept would not be adopted for the F16/101. The brightly-colored aircraft prototype is the middle aircraft in this formation.
YF-16 (на снимке с конкурентом YF-17) проводит испытания новых систем управления, в том числе боковой РУ. Он стал первым истребителем с ЭДСУ. В отношении боковой РУ мнения летчиков разделились.
Самолеты-конкуренты YF-16 и YF-17, участвовавшие в тендере ВВС США на легкий истребитель
USA
9 января 2001г.: этот F-16 (75-0750) выполнил свой последний полет из Форт-Уорта, Техас, на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо. Это был шестой F-16A и седьмой из восьми самолетов, летавших по программе испытаний F-16. Впервые поднявшийся в воздух в апреле 1978 года, он участвовал в 10 программах летных испытаний.
Второй прототип YF-16 во время летных испытаний сменил ряд камуфляжных схем, включая представленную на снимке зеленовато-голубую с белым.
Истребитель F-16A.
Наряду со стандартными вариантами на вооружении авиации Национальной гвардии состояли две специальные модификации. Первая была оптимизирована для нанесения ударов по наземным целям и вооружена пушечным контейнером GPU-5/A. Вторая, ADF (нa фотографии), предназначалась для нужд ПВО.
Снятый во время испытательного полета в США, "598" был одним из самолетов Block 40, поставленных Израилю в начале 1990-х. Перед поставкой каждый истребитель проходил полную программу летных испытаний в Форт-Уорте.
F-16C 85-1547/'ED' finished in the Have Glass/Radar Absorbing Material colour scheme is assigned to the 445th Flight Test Squadron based at Edwards AFB, California, where it is seen on February 26, 2013.
The last Lockheed Martin F-16C Block 32 Fighting Falcon assigned to the 194th Fighter Squadron (FS), 144th Fighter Wing, California Air National Guard (ANG) left Fresno-Yosemite International Airport on November 2, 2013. Painted with a stylised rendition of the unit's emblem on its black tail, the aircraft (87-0301) was flown by the 194th FS’s commander, Col Sean Navin, for its final sortie. The unit has re-equipped with the McDonnell Douglas F-15C/D Eagle, transferring its F-16s to the 162nd Fighter Wing at Tuscon, Arizona.
Последняя фотография F-16C из состава 555-й эскадрильи ВВС США, сбитого сербскими зенитчиками 2 мая 1999г.
A 482nd Fighter Wing F-16C Fighting Falcon loaded with an ALQ-131 jamming pod.
F-16 Fighting Falcon - многофункциональный легкий истребитель. Высокоманевренный и неоднократно хорошо показавший себя как в воздушном бою, так и в ударах по наземным целям, самолет оснащен относительно недорогим и эффективным вооружением.
Август 2000г.: в середине месяца авиация Британии и США возобновили удары по целям в Ираке. Это произошло после того, как западные самолеты, контролировавшие запретную для полетов зону, были обстреляны зенитчиками иракцев.
Самолеты F-16 составляют основу парка тактических истребителей-бомбардировщиков ВВС США, однако эти машины быстро стареют и требуют замены.
Американский F-16C в полете.
F-16 из состава частей, базировавшихся в США и Европе, наносили штурмовые удары во время конфликта. На фотографии представлен F-16C из 363-го (временного) авиакрыла с авиабазы Шоу, Южная Каролина, вооруженный двумя 907-кг бомбами Mk 84 и ракетами AIM-9 Sidewinder для самообороны.
F-16CJ Block 50 сыграли важную роль в операции против Ирака. Этот несущий ракеты HARM истребитель 23-й эскадрильи 52-го истребительного авиакрыла снят в январе 1999 года во время операции "Northern Watch".
F-16C остается одним из основных тактических истребителей ВВС США, в 2013 году на вооружении состояло 855 F-16C, наиболее совершенными из которых являются Block 50/52. На фотографии, сделанной в 2008 году, изображен F-16C Block 50D из 23-й истребительной эскадрильи с подвешенными JDAM с лазерным наведением. 23-я эскадрилья входила в состав 52-й оперативной группы, дислоцированной в Германии на авиабазе Шпангдалем до своего расформирования в 2010 году.
Только что отошедший от самолета-заправщика F-16C готов немедленно поддержать свои наземные войска, для чего он несет две КАБ GBU-12 и одну УР AGM-65 (по правому борту).
ВВС ЭКСПЕДИЦИОННЫХ СИЛ. С января 2000 года в составе ВВС США действовали ВВС Экспедиционных сил (AEF). Они были сформированы временно и включали в себя эскадрильи, собранные в "передовые авиакрылья" (Lead Wing) для применения в Ираке и Афганистане. Любая боевая эскадрилья могла временно участвовать в программе, рассчитанной на три месяца. Например, в январе 2003 года 555-я истребительная эскадрилья, входящая в состав 31-го истребительного крыла в Авиано, Италия, была приписана ко второму циклу программы ВВС Экспедиционных сил и находилась в подчинении 336-го крыла (авиабаза ВВС Маунтин Хоум, Айдахо).
Этот F-16C Block 25 из 134-й эскадрильи Национальной гвардии штата Вермонт воевал в Ираке. Под его левой плоскостью подвешена 907-кг бомба GBU-31 JDAM, под правой - две 227-кг бомбы GBU-12.
В ударной конфигурации F-16 способен вести воздушный бой и поражать точечные цели в урбанизированной местности. До сих пор ВВС США сохраняют F-16 на вооружении, на них возложены задачи поражения наземных целей, подавления ПВО и уничтожения воздушных целей.
Смешанная боевая нагрузка Maverick/LOB (на снимке) обеспечивает максимальную гибкость при выполнении боевой задачи. Сейчас Maverick также совместима с самолетами Block 50 ВВС США.
General Dynamics F-16 of the 4th Fighter Sqn, from Hill AFB, Utah, photographed on March 19, 1981 by PAUL CRICKMORE
Совершающий полет над Афганистаном F-16C, принадлежащий ВВС США, оснащен прицельным контейнером AN/AAQ-28(V) Litening AT, обеспечивающим применение собственных УАБ с лазерным наведением, выработку данных целеуказания для боеприпасов с приемниками GPS и получение разведданных в реальном масштабе времени.
В продолжающейся войне с терроризмом F-16 играют важную роль не только в ВВС США, но и в воздушных силах других государств. Этот F-16 Block 40 имеет типичную для применения в Ираке ассиметричную подвеску вооружения - бомбы с лазерным наведением JDAM и контейнер прицельной системы Litening.
Самолет F-16 ВВС США
Создававшийся как легкий истребитель для ведения боя в дневных условиях в пределах визуальной видимости, F-16 превратился во многоцелевой всепогодный самолет. Некоторые модификации F-16 предназначены для решения определенных задач. Например, самолеты Block 40 оптимизированы для нанесения высокоточных ударов ночью, a Block 50 ВВС США (на снимке) - для подавления ПВО противника (задачи SEAD). F-16CJ Block 50/52 пришли на смену устаревшим самолетам F-4G Phantom II Advanced Wild Weasel и ныне составляют основу сил для подавления РЛС противника ВВС США.
Самолеты 4-го поколения могут нести различные контейнеры РЭБ - этот F-16 несет на центральном пилоне контейнер с системой РЭП Raytheon AN/ALQ-184.
Взлетает F-16C из 10-й эскадрильи, несущий контейнер РЭП ALQ-131, ракеты AIM-9 Sidewinder и бомбы с лазерным наведением Mk 84. Несмотря на большое число F-16, развернутых в районе Персидского залива, их эффективность была ниже, чем у самолетов, способных применять высокоточное оружие. Прицельная система F-16 была разработана для атак с малых высот, а бомбометание с высоты более 3000 м, куда "выжала" авиацию зенитная артиллерия, не отличалось особой точностью.
Небольшой контейнер на воздухозаборнике данного F-16CM (F-16 Block 50/52) - это прицельный контейнер AN/ASQ-213 HTS, который позволяет обнаруживать вражескую РЛС, быстро определять дальность до нее с последующим информированием пилота и передачей последних данных целеуказания на УР AGM-88 HARM.
Завод "GD" в Форт-Уорте продан "Lockheed". Март 1993г.: в связи с сокращением военных расходов, последовавших после окончания холодной войны, компания "General Dynamics" столкнулась с сокращением заказов от ВВС США на самолеты F-16. Кроме того, в январе 1991 года ВМС США окончательно отказались от программы создания нового штурмовика A-12. В итоге руководство "GD" решило продать часть своих мощностей и бизнеса, в частности, завод в Форт-Уорте, работавший по программе F-16, был продан компании "Lockheed", которая доработала F-16 и вновь вывела его на рынок, сделав его одним из лучших и востребованных истребителей.
F-16C Block 25В из 177-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии штата Нью-Джерси выполняет боевое патрулирование в рамках операции "Noble Eagle", октябрь 2001 года. F-16 из 177-го авиакрыла были в числе первых истребителей, приступивших к патрулированию воздушного пространства США после террористической атаки. 11 сентября 2001 года самолеты безуспешно пытались перехватить два захваченных террористами авиалайнера.
F-16 из авиации Национальной гвардии патрулирует воздушное пространство над Вашингтоном в рамках операции "Noble Eagle".
F-16C Block 52 из состава 169-го авиакрыла ВВС Национальной гвардии штата Южная Каролина
ВВС США продолжают сертифицировать новые образцы вооружения для своих F-16, используя испытательное авиакрыло (TW) на авиабазе Эглин во Флориде. На снимке F-16C Block 40 из 40-й FTS (летно-испытательной эскадрильи) 46-го TW совершает маневр с шестикратной перегрузкой во время испытаний 227-кг бомбы GBU-38 JDAM.
Самолет с базы Эдвардс проходит испытания с вооружением, состоящим из УР AIM-9X (под крылом), AIM-120 и кассетных бомб, применение которых прекращено в конце 2009 года.
F-16 является основным истребителем-бомбардировщиком ВВС США и способен применять новейшие авиационные средства поражения. На фотографии - испытательный сброс КАБ JDAM с F-16C.
227-кг бомба GBU-12 с лазерным наведением обеспечивает точное попадание в цель с минимальным риском нанесения побочных повреждений.
Left: A Block 40 F-16C from the 35th Fighter Squadron releases two 2,000lb GBU-24 laser-guided bombs during a training mission. Right: A Block 40 F-16C from the Kunsan Air Base releases two 1,000lb GBU-12s.
Отработка применения JSOW затягивается. На конец 2009 года оружие по-прежнему не являлось стандартным для ВВС США.
Американский истребитель-бомбардировщик F-16 сбрасывает управляемую авиабомбу JDAM
F-16CJ/DJ Block 50D/52D является основным самолетом подавления ПВО в ВВС США. Нормальная боевая нагрузка включает две ракеты HARM, но проводились испытания с боевой нагрузкой из четырех таких ракет.
HARM - это большая ракета, уникальная для F-16 ВВС США. Ее дальность более 48 км, а масса 360 кг.
На снимке, датированном 9 июня, изображен F-16, выполняющий боевое задание - разбрасывает листовки над Косово.
Части F-16 составляли костяк ВВС Экспедиционных сил (AEF). F-16 впервые участвовали в составе AEF в операции "Provide Comfort II" в 1995 году, а годом позже - в операции "Southern Watch". Они продолжили свою службу в Ираке и в Афганистане.
В начале 2009 года ВВС Национальной гвардии (ANG) насчитывали около 550 самолетов F-16, числящихся в резерве. Обозначение WI в хвостовой части самолетов означает, что они принадлежат 115-му истребительному крылу с авиабазы ANG в Висконсине.
Дополнительная антенна РЛС APG-66 вместе с другими изменениями позволяет F-16ADF использовать ракеты с полуактивной головкой наведения AIM-7. С 2009 года наиболее вероятным оружием станет УР AIM-120 (на законцовках крыла).
Великолепная маневренность F-16 сделала его идеальным самолетом для имитации истребителей вероятных противников. Такие самолеты состоят на вооружении 18-й эскадрильи "Agressor" ВВС США, дислоцированной в Йельсон на Аляске. На фотографии: F-16C Block 40 и двухместный F-16D из "Blue Foxes" подходят к танкеру KC-135 на учениях "Red Flag-Alaska", октябрь 2008 года.
Lockheed Martin F-16CM Block 42 Fighting Falcon 89-2103 has been painted with ‘54 FG’ titles on the tail, while 89-0548 has ‘311 FS’. The fighters are the first to arrive at Holloman AFB, New Mexico, for the 311th Fighter Squadron of the 54th Fighter Group, a subordinate part of Luke AFB’s 56th Fighter Wing.
Two Osan F-16s break away from each other on a training mission.
Действуя в составе 432-го истребительного крыла Командования ВВС в зоне Тихого океана, эти F-16C Block 30 должны были нести ПКР AGM-84A Harpoon и усиливать ПВО Японии.
Модернизированные F-16 могут выполнять множество новых задач. Но самой важной стала задача подавления ПВО (SEAD), на которой специализируются машины Block 50/52. Эти самолеты ВВС США сфотографированы над Тихим океаном и несут противорадиолокационные ракеты ACM-88 HARM и контейнеры HTS.
Два F-16C ВВС США подходят к самолету-заправщику. На снимке видны подвесные контейнеры прицельно-навигационной системы LANTIRN, позволяющие наносить удары днем и ночью.
Пара самолетов F-16C Fighting Falcon, приписанных к 27-му истребительному крылу, авиабаза ВВС Кэннон, Нью Мексико, выполняет полет над полигоном Невада в ходе учений "Red Flag 04". F-16 из эскадрилий ВВС США, ВВС национальной гвардии и учебно-резервных эскадрилий во время этих учений готовились к предстоящим боевым операциям.
F-16 стал основным боевым самолетом ВВС США во время воздушных боев над Ираком. На начальной стадии операции в общей сложности задействовали 131 самолет (60 F-16C и 71 F-16CJ). Самолеты базировались на четырех авиабазах, расположенных в Иордании, Кувейте, Катаре и Саудовской Аравии. Самолеты передней линии атаки были вооружены ракетами AGM-88 HARM, остальные несли авиабомбы JDAM.
Подавление сил ПВО противника было главной задачей F-16 на начальной стадии операции "Iraqi Freedom". Данные F-16CJ принадлежат 35-му истребительному авиакрылу, базировавшемуся на авиабазе Принц Султан, Саудовская Аравия.
Размещавшаяся на авиабазе ВВС Неллис тактическая группа F-16 обозначения противника "Aggressors" 414-й эскадрильи имитируют вражеские самолеты в ходе учений "Red Flag". Поэтому они несут окраску потенциальных противников, таких как самолеты МиГ-29, участвовавших в боевых действиях на Ближнем Востоке.
Четверка F-16C ВВС и Национальной гвардии США выполняет патрульный полет над Ираком в рамках операции "Northern Watch", март 2003 года. На переднем плане - Block 30C с контейнером LANTIRN, 227-кг КАБ GBU-12, под фюзеляжем подвешен контейнер РЭБ AN/ALQ-119.
Включение F-16 в состав пилотажной группы "Thunderbirds" сделало группу более мощной и маневренной. Благодаря отличному обзору из кабины, F-16 оказался прекрасной машиной для сложного группового пилотажа. Самолеты оснащались генераторами дыма (для указания траектории), установленными в отсеках вооружения.
В 1982 году было объявлено, что пилотажная группа ВВС США Thunderbirds сменит свои самолеты T-38 Talon на истребители F-16 Fighting Falcon, которые подверглись лишь незначительным доработкам, в частности, с них демонтировали пушку. В ноябре 2008 года пилотажная группа завершила перевооружение на самолеты модификации Block 52.
Министр обороны СССР Маршал Д.Т. Язов с летчиками пилотажной группы «Тандербердз»
Lockheed Martin F-35A Lightning II 11-5030/‘LF’ (b/n AF-41), escorted by F-16C Fighting Falcon 84-1297 during its delivery flight to Luke AFB, Arizona, from Naval Air Station Fort Worth Joint Reserve Base, Texas, on March 10, 2014.
F-106 авиации Национальной гвардии штата Нью-Джерси стоит в одном строю со своим преемником F-16. Большинство F-106, имевшихся у Национальной гвардии, впоследствии стали беспилотными мишенями QF-106, использовавшимися на испытаниях вооружения.
На японской авиабазе Мисава также базируются F-16 из 35-го истребительного авиакрыла (ранее 432-е иакр) ВВС США. На килях самолетов 35-го крыла нанесен буквенный код "FW".
An unusual formation. FRANK B. MORMILLO photographed Steve Hinton flying the Planes of Fame A6M5 alongside Maj Bruce Stott in an F-16, in December 1983
Сегодня компания «Дракен» задействована в процессе боевой подготовки пилотов ВВС США
F-16 дополняют F-15 на учениях, обеспечивая эффективную имитацию самолетов противника в ближних маневренных боях. Схема окраски самолетов "агрессоров" радикально отличается от серой окраски F-15 строевых частей.
Some of the fast jet participants in Pitch Black 2014: two Royal Australian Air Force F/A-18 Hornets, a Royal Thai Air Force JAS39D Gripen, USAF F-16C, a UAE Air Force Mirage 2000 and a Royal Singapore Air Force F-15SG.
B-52 из 20-й экспедиционной бомбардировочной эскадрильи возглавляет отряд в составе двух F-16 из 18-й эскадрильи "Aggressors", двух F-2 японских ВВС, двух EA-6B авиации ВМС США и одного E-2C японских ВВС. Совместное учение ВВС США и Японии "Cope North".
Япония проводит развертывание своих самолетов ДРЛО E-767 за рубежом. Этот самолет действовал совместно с F-16 ВВС США и F-15 JASDF над Аляской во время учений "Cooperative Cope Thunder" в июне 2006 года. Программа модернизации RSIP увеличила вычислительные возможности E-767 и позволяет его РЛС обнаруживать и сопровождать более мелкоразмерные цели.
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
Более 20 F-16 приняли или продолжают принимать топливо от самолета-заправщика KC-135. Когда коалиция переключилась с атак стратегических целей на тактические, начали проводиться крупномасштабные рейды F-16 против войск противника в Кувейте и южных районах Ирака.
Exercise Cope North Guam 2014 was held between February 14 and 28, 2014. It was a multilateral training exercise conducted from Andersen AFB, Guam, and involved around 80 aircraft from the Japan Air Self Defense Force (JASDF), Royal Australian Air Force (RAAF) and US Air Force and Navy. Air-to-air training was conducted involving dissimilar air combat scenarios, air-to-ground sorties and simulated humanitarian assistance and disaster relief operations. This formation of participants comprises an EA-18G Growler of VAG-132 (tailcode ‘NL’), F-16C Fighting Falcon from the 35th Fighter Wing (‘WW), an 18th Wing F-15D Eagle (ZZ), a B-52H Stratofortress from the 20th Bomb Squadron ('LA'), JASDF F-15J (22-0929 of 204 Hikotai) and Mitsubishi F-2A, an RAAF No. 75 Squadron F/A-18A Hornet and an F-16C of the 364th Fighter Wing (‘AK').
Истребитель F-16C с базы Рамштайн сближается с заправщиком KC-135 в ходе операции "Provide Comfort". Вооруженные кассетными бомбами самолеты F-16 обеспечивали непосредственную авиационную поддержку и подавление ПВО Ирака.
5 мая 2001г.: самолеты союзников атаковали РЛС в северной части Ирака, в зоне запретной для полетов иракских ВВС. Удары в этой зоне наносились шесть раз за год.
The 422nd Test and Evaluation Squadron ‘Green Bats’ based at Nellis AFB, Nevada provides regular trade to the Travis-based KC-10s. A Green Bats F-16C refuels from a KC-10A Extender over California.
Несущий транспортный контейнер и ракеты AIM-9, F-16 дозаправляется во время перелета на Ближний Восток. Несмотря на то, что продолжительность перелета превышала 16 ч, некоторые F-16 отправлялись на боевое патрулирование практически сразу после прибытия к месту назначения.
Ночная дозаправка F-16 над Ираком. F-16 составляли основу ВВС США в Ираке и выполнили в ходе операции "Освобождение Ирака" множество боевых вылетов.
Воздушный танкер KC-10 Extender из 908-й экспедиционной эскадрильи самолетов-заправщиков передает топливо на самолеты F-16 в небе Афганистана (операция "Enduring Freedom", февраль 2010 года).
F-16CG из 510-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла принимает топливо от самолета-заправщика KC-135 Stratotanker во время выполнения боевого задания на Балканах в мае 1999 года.
Пара истребителей F-16C принимает топливо от заправщика KC-135. F-16 являлись самыми многочисленными самолетами на ТВД, а использование самолетов-заправщиков позволило ударным самолетам действовать на больших расстояниях от аэродромов базирования.
A pair of F-16As of the 474th TFW during Red Flag 84-4. This unit provides its Fighting Falcons for many of the exercises, and was the core unit for 84-5.
Два подразделения ВВС Национальной гвардии, вооруженных F-16A, сыграли важную роль в ходе конфликта. На снимке самолеты из 174-го тактического истребительного крыла. Используя обычные и кассетные бомбы, а также управляемые ракеты Maverick, эти машины наносили удары по наземным целям.
Морской агрессор . ВМФ США заменил свои УТС F-5 и А-4 на истребители F-16N Block 30 (на снимке). С этих самолетов, оснащенных ТРДД F110, сняли пилоны для подвески вооружения и пушки M61A1, но из-за сильного износа при полетах с большими перегрузками 26 машин F-16N списали в 1998 году. Однако в Центре тактики ударной авиации ВМФ США на базе ВМФ Фаллон (штат Невада) все еще используют машины F-16N Block 15.
Lockheed Martin F-16C Block 30F Fighting Falcon 87-0218/‘AL' City of Auburn was one of 12 from the Alabama Air National Guard that deployed recently to Afghanistan. The aircraft, from the 100th Fighter Squadron (FS), 187th Fighter Wing based at Montgomery Airport, Alabama, transited Moron AB in Spain on April 23, 2015. The 100th FS was one of the units originally assigned to the 332nd Fighter Group, manned by African American personnel and known as the Tuskegee Airmen after the Tuskegee Army Air Field in Alabama, where it was activated in February 1942.
During the recent Red Flag 13-3 exercise at Nellis AFB, Nevada, a single Lockheed Martin F-16C Block 25 Fighting Falcon (83-1159/'WA') of the 64th Aggressor Squadron carried the new Lockheed Martin IRST (infrared search and tracking) Sensor System. IRST passively detects and tracks airborne threats, providing high resolution at long ranges and greater discrimination of individual targets flying in close formation. The unit can be mounted in the nose section of the centreline fuel tank on the F/A-18E/F Super Hornet, but is seen here attached to the intake pylon of the F-16C. Lockheed Martin, Boeing and the US Air Force are also developing an IRST pod for the F-15C Eagle and other platforms.
Истребитель-бомбардировщик F-16C. Более сотни этих машин принимали участие в агрессии НАТО против Югославии.
The 182nd Fighter Squadron is a training unit based at Lackland Air Force Base near San Antonio, Texas. Block 30 F-16C 88-0409/’SA’ is painted with fancy tail markings and the legends ‘Lone Star Gunfighters' and ‘182nd Fighter Squadron’.
US Air Force F-16C 88-0460 ‘HL' from the 4th Fighter Squadron at Hill AFB, Utah, landing at Moron Air Base, Spain, on October 23, 2014. The aircraft was one of 12 F-16Cs from the unit passing through while deploying to the Middle East.
Операция "Allied Force". 24 марта 1999г.: вечером этого дня, после отказа Сербии вывести свои силы из автономного края Косово, войска НАТО начали операцию "Allied Force". В первые ее дни авиация восьми государств НАТО и крылатые ракеты наносили удары по позициям ЗРК и зенитной артиллерии, РЛС и объектам связи. В состав авиационных сил НАТО входили такие самолеты, как B-52, F-117, F-15, F-16 (фото), F/A-18, Harrier, Jaguar и Mirage. Действуя с баз на территории Италии, Германии, Франции и Великобритании, эти машины уничтожили более 40 целей.
F-16CG из состава 555-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла совершает посадку на авиабазе Авиано после выполнения очередного успешного задания. Ракеты AMRAAM и Sidewinder оказались весьма эффективны против югославских "мигов". Пилот одного из F-16CG выпустил по МиГ-29 сразу две УР AMRAAM, и через несколько секунд тот превратился в огненный шар.
The F-16 Fighting Falcons from the 388th TFW proved well capable of defending themselves in the course of the exercises.
An F-16C from the 35th Fighter Squadron prepares to shut down after the ‘Elephant Walk' staged at Kunsan on March 2, 2012.
F-16C на авиабазе ВВС Индии Калайкунда, учения «Cope India 2005». На заднем плане - МиГ-27UРG.
9 октября 1995 года 510-я эскадрилья "Buzzards" совершила из Авиано первый вылет на истребителях F-16 в качестве передовых авианаводчиков для последнего удара авиации НАТО по сербской артиллерии у горы Цеп в ходе операции "Deliberate Force".
А управляемые боеприпасы у альянса закончились довольно быстро (как и в ходе "Бури в пустыне"). Вот и приходится грузить на F-16 обычные Mk.82, а ими еще надо уметь бомбить. Воистину: история никого и ничему не учит...
Наряду с указанием количества примененных УР HARM, на F-16CJ из 78-й иаэ ВВС США имеется желтый значок за сбитый 4 мая МиГ-29.
Мировые продажи F-16. Стремясь продемонстрировать всем возможности нового истребителя, летчики-испытатели "General Dynamics" приводили в восторг зрителей авиашоу по всему миру и привлекали потенциальных клиентов. Ключевыми пилотами в команде были Нейл Андерсон (слева) и Джеймс Мак-Кинни (справа). Необычное положение кресла, электродистанционная система управления и боковая ручка вызвали сомнения среди строевых пилотов, но после личного ознакомления с самолетом, они, как правило, пропадали. Пилоты теперь могли летать на истребителе, который был способен устойчиво летать на перегрузках больших, чем может выдержать человек. Первые пилоты сталкивались с ситуацией, когда во время выполнения маневра они теряли сознание под воздействием перегрузок, что, в худшем случае, приводило к катастрофе. Именно по этой причине и погиб Нейл Андерсон в ходе одного из последующих полетов.
F-16 остаются важным боевым средством в арсенале ВС США в Ираке, хотя боевой потенциал F-16CJ Block 50 предназначался отнюдь не для борьбы с террористами. Так, для Wild Weasel в Ираке уже не осталось мощных радаров и ЗРК.
F-16 и A-10 были самыми многочисленными из всех типов самолетов коалиции в Персидском заливе и, соответственно, понесли самые тяжелые потери. Три самолета были сбиты противником, а еще четыре - потеряны в авариях и катастрофах.
Arizona Air National Guard’s 162nd Wing deployed to Kingsley Field in force with a selection of Block 32 and Block 42 F-16s.
Истребители F-16C/D Национальной гвардии штата Алабама
Учения "Безопасное небо-2011"
Самолет B-2 стоит рядом с тактическими истребителями на авиабазе Андерсен, остров Гуам. Этот бомбардировщик принимал участие в совместных учениях ВВС и ВМФ США с Силами самообороны Японии.
F-16s from four US Air Force and one RoKAF squadrons perform an ‘Elephant Walk’ during a large force exercise at Kunsan on March 2, 2012.
Демонстрируя арсенал доступного для него вооружения, F-16 скоро показал, что он далеко не просто легкий истребитель, способный решать ограниченный круг задач.
Американский флаг приспущен в память о жертвах террористических актов во Всемирном торговом центре и Пентагоне. F-16 из 148-го истребительного авиакрыла на боевом дежурстве в международном аэропорту Даласса, штат Миннесота, сентябрь 2001 года. На самолет подвешены две ракеты AIM-120 AMRAAM (под крылом) и две ракеты AIM-9 Sidewinder (на законцовках крыла).
Создававшийся как легкий и дешевый истребитель, преимущественно для применения днем, F-16 co временем превратился в значительно более сложный боевой самолет, способный действовать днем и ночью в сложных погодных условиях.
A pilot climbs aboard a Block 40 F-16C parked in a hardened aircraft shelter at Kunsan.
A crew chief finishes his pre-flight inspection prior to a training mission from Kunsan.
Готовясь к ночному бомбовому удару, F-16A выруливает на полосу с полным набором бомб и ракет класса "воздух-воздух". У фирмы "General Dynamics" явно получился удачный самолет.
"Арабская весна" 2011 года охватила несколько стран, среди которых оказались и африканские - Египет и затем Ливия. Ливийских повстанцев поддержали страны НАТО, обеспечившие полномасштабную авиационную поддержку.
Самолет модификации F-16C Block 30 эксплуатируется в 132-м истребительном крыле на авиабазе ANG в Дес Мойнес, штат Айова.
F-16CJ из 52-го истребительного авиакрыла в апреле 1999 года без дела не оставались - на их долю выпали поиск и уничтожение сил и средств ПВО югославской армии. На снимке - Wild Weasel на авиабазе Авиано (северная Италия). Самолет несет четыре УР AIM-120C AMRAAM и две УР AGM-88C HARM, а также контейнер РЭБ ALQ-131 и ПТБ.
South Carolina Air National Guard’s 169th Fighter Wing deployed to Kingsley Field with a bunch of its Block 52 F-16Cs
Данный F-16C первым прошел модернизацию по программе CCIP - 8 мая 2004 года он был передан 55-й истребительной эскадрилье (авиабаза Шоу, штат Южная Каролина). По программе CCIP по единому стандарту доработаны все Block 40/42 и 50/52 ВВС США, аналогичные комплектам авионики по стандарту MLU.
Совместные учения ВВС США и ВВС Болгарии "Редопи Джевлин"
Red Flag 2007
Red Flag 2007
Red Flag 2007
В рамках операции "Allied Force" самолеты F-16CJ из 20-го истребительного авиакрыла с авиабазы Шоу, штат Северная Каролина, действовали совместно с самолетами 52-го истребительного авиакрыла. На снимке - самолет из 77-й эскадрильи "Gamblers".
US Air Force F-16C 88-0413/‘AV’ from the 31st Fighter Wing’s 510th Fighter Squadron ‘Buzzards’ departs from Aviano Air Base, Italy, for Incirlik, Turkey, on August 9, 2015. It was one of six deploying to Turkey for operations against IS in Iraq and Syria under Operation Inherent Resolve. Air strikes from the Turkish base began on August 12, the first time the country had allowed its airfields to be used for these missions.
F-16CJ из 78-й истребительной эскадрильи 20-го авиакрыла выполняет взлет с авиабазы Авиано. Плохая погода стала причиной отмены множества вылетов в рамках операции "Allied Force". Для Wild Weasel, впрочем, плохая погода была на втором месте, на первом же были мобильные югославские ЗРК.
Loading an F-16 at Kyrgyzstan in February 2003.
F-16ES. Ударный самолет большого радиуса действия F-16ES (усовершенствованный стратегический) был разработан по заказу Израиля. Он оснащался двумя конформными топливными баками (CFT) с дополнительными 1452 кг топлива, что увеличило боевой радиус до 1650 км. Это на 40% больше, чем у модификации Block 50. Для испытания этих нововведений на F-16C Block 30 установили CFT и дополнительное прицельное оборудование. Самолет в конфигурации ES впервые поднялся в воздух 5 ноября 1994 года и совершил 21 полет до завершения испытательной программы в январе 1995 года.
The F-16XL is shown on the far right, sitting among a number of different F-16 variant aircraft.
"Бесцветный" F-16. В рамках программы JSF .Lockheed Martin, провела обширные исследования по созданию не требующего подкраски в ходе эксплуатации "бесцветного" самолета. 56 м2 поверхности F-16. включая всю верхнюю поверхность крыла и фюзеляжа, были покрыты черной самоклеющейся пленкой, а нижняя часть - окрашена в золотой цвет, похожий на тот. которым покрыли F-16 ВВС Национальной гвардии к 50-летию ВВС США. F-16, участвовавший в испытаниях, размещался на авиабазе Эдвардс и летал в конце 1997 года. Использование такого покрытия предполагало снижение производственных затрат, уменьшение потребности в ремонте и массы машины. Некоторое уменьшение отраженного излучения от самолета также давало небольшое преимущество. Наряду с этим F-16 подобную "окраску" получили самолеты S-3 и два C-130.
"Некрашеный" F-16. Декабрь 1997г. В рамках программы развития истребительной авиации (JSF) фирма "Lockheed Martin" провела серию испытаний по созданию "некрашеного" самолета. Замена краски клейкой черной пленкой позволила существенно снизить массу самолета и эксплуатационные расходы. Участки золотистой пленки на этом F-16 (внизу) были нанесены в честь празднования 50-летия ВВС США.
Portugal
Силы НАТО использовали только четыре португальских F-16ADF, но эти самолеты совершали большое количество вылетов.
Португалия. В июле 1994 года Португалия в рамках программы "Peace Atlantis I" приобрела 20 самолетов F-16 Block 15 (двигатели F100-PW-220E), в процессе постройки доработанные до стандарта Block 150CU. В 1996 году утверждена программа "Peace Atlantis II", по которой приобретено 25 снятых с вооружения ВВС США самолетов F-16A/B (поставки завершены в 1999 году), причем планеры 20-и из них усилили (программа "Falcon UP"), установили двигатели F100-PW-220E и БРЭО, аналогичное авионике F-16A/B (MLU). В 2009 году на вооружении португальских ВВС состояло 45 F-16A/B, ими вооружено 5-е авиакрыло (авиабаза Монти-Реал).
F-16A MLU Fighting Falcon 15106 was one of the Portuguese Fighting Falcons that deployed to Albacete AB in Spain for TLP 2014-1.
Netherlands
Нидерланды вместе с Бельгией, Данией и Норвегией первыми в Европе получили F-16. Голландские F-16A/В были позднее доработаны до стандарта MLU (Mid-life Update - среднесрочная модернизация).
An RNLAF F-16AM from Leeuwarden-based 322 Squadron takes off from Albacete for a TLP mission. Note the Flight Profile Recorder (FPR) mounted under the wing.
Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force, RNLAF) 323 TACTES Squadron celebrated its 65th anniversary on May 31, 2013. For the occasion F-16AM J-002 received these special markings earlier in that month. No 323 Squadron was established on November 15, 1948, at Twenthe AB as the first of six Dutch air defence squadrons operating Meteor F4/T7s (and later also F8s), converting in turn to the Hawker Hunter F4/T7 and T/F-104C Starfighter before receiving F-16A Fighting Falcons in 1981. The squadron was renamed 323 Tactical Training, Evaluation and Standardisation Squadron (TACTESS) in July 1992.
F-16AM J-006 of 322 Squadron has an image of a Spitfire on its tail, the aircraft flown during its time as an RAF unit and upon reactivation as the first Royal Netherlands Air Force fighter unit.
Volkel-based 312 and 313 Squadrons operated four F-16AMs from Leeuwarden for the duration of the exercise, enabling the pilots to plan, brief, debrief and exchange experiences face-to-face with the other participants.
RF-16A J-627 of No 306 Sqn and F-16A J-624 of No 311 Sqn represent the two Fighting Falcon squadrons currently operating from Volkel.
The number of Dutch F-16s in the exercise was limited to ten this year because another eight jets and their pilots are currently deployed to the Middle East for strikes against Islamic State (IS).
Dutch F-16Cs flying beside the KDC-10 in the exercise. The Dutch tanker was cleared to refuel Dutch and Polish F-16s - but not Air National Guard F-15s which also took part in Frisian Flag.
Leeuwarden-based 322 and 323 TACTES Squadrons hosted the exercise and participated in the daily missions with eight F-16AMs. Four are seen here joining the KDC-10 tanker over the North Sea before commencing the fight.
Модернизированные F-16AM MLU можно опознать по новым антеннам системы госопознавания перед фонарем кабины. Эти F-16 могут применять КАБ JDAM, а программное обеспечение упрощает их адаптацию под новые типы управляемого вооружения. На снимке - самолет, принимавший участие в операции "Enduring Freedom".
T-264 refuels an F-16AM from 311 Squadron over north­ern Afghanistan in November 2004, while deployed to Manas AB in Kyrgyzstan.
Истребители F-16 на базе компании "АэроГруп"
Поддержание боеготовности европейских F-16 осуществляется путем постоянного совершенствования программного обеспечения и тренировок экипажей. Эти голландские F-16AM готовятся к участию в учениях "Red Flag" в октябре 2009 года. Под самолетами подвешены контейнеры разведки и целеуказания Litening.
Нидерланды. В мае 1979 года в воздух поднялся первый F-16 голландской сборки (вторая, после бельгийской, европейская сборочная линия F-16). В марте 1980 года подписан контракт на поставку для голландских ВВС 213 самолетов F-16, в 1989 году - еще на 10 F-16A, а затем - еще на 51 F-16A/B Block 15. 138 самолетов F-16 голландских ВВС модернизированы до уровня MLU (F-16AM/BM). В 2003 году Голландия решила сократить парк F-16 на 25%, в 2005 году небольшое количество самолетов продано в Иорданию и Чили. На вооружении голландских ВВС имеются самолеты-разведчики F-16A(R) и F-16B(R), оснащенные подвесными контейнерами Oldelft Orpheus, но теперь самолеты используют разведывательный комплекс MARS. На 2009 год самолетами F-16 были вооружены три эскадрильи голландских ВВС,дислоцированные на авиабазе Лиёварден, и четыре эскадрильи - на авиабазе Фолькель.
F-16AM
F-16AM ВВС Нидерландов
Denmark
Решив приобрести F-16A, первые четыре европейские страны быстро получили самолеты, по ряду параметров превосходящие советские истребители последнего поколения. F-16A стали настоящим прорывом для пилотов, пересевших на них со старых истребителей, обычно с F-104 Starfighter.
Дания. Позже эти F-16A/B Block 1 были доработаны до стандарта F-16A/B Block 10 по программе "Pacer Loft I" на заводе датских ВВС в Аальборге. В августе 1984 года Дания заказала еще 12 F-1 б (8 F-16A и 4 F-16B), которые были построены голландской "Fokker". Для восполнения потерь были закуплены три самолета в 1994 году и четыре - в 1997 году. По левому борту в носовой части фюзеляжа датских F-16 установлены опознавательные огни, на внешних подкрыльевых пилонах - устройства отстрела ловушек. Самолеты дислоцированы на авиабазах Аальборг и Скридструп.
RDAF F-16 Fighting Falcons intercept a Challenger as part of their Quick Reaction Alert training.
Challenger C-168 escorted three F-16 Fight­ing Falcons last summer to test the possibility of operating the type in Greenland.
Royal Danish Air Force F-16AM E-610 (ex 80-3610) lands at Grosseto AB after a morning mission during Winter Hide 2013. The aircraft is equipped with a LITENING ER laser designation pod, AIM-120B Advanced Medium-Range Air-to-Air Missiles and AIM-9X Sidewinders, while the pilot wears a helmet-mounted cueing system.
An F-16B and (second aircraft) F-16A of the Royal Danish Air Force in company with 363rd TFW RF-4C Phantoms on the Nellis flight line in Red Flag 84-4.
Belgium
Бельгийский F-16AM патрулирует над Афганистаном, декабрь 2008 года. Истребитель подходит для приема топлива к заправщику - открывается створка топливоприемника на верхней поверхности фюзеляжа. Впервые F-16 ВВС Бельгии перебросили в Афганистан в 2005 году. Бельгийские F-16 также принимали участие в боевых действиях против Югославии (1999 год) и Ливии (2011 год), а также в "полицейских" операциях над Балтийским морем.
Бельгийский F-16AM готовится к приему топлива от самолета-заправщика KC-135 (ВВС США) в небе Афганистана, 2009 год. Справа на самолете виден прицельный контейнер Sniper XR, а под крылом - авиабомбы.
F-16AM Block 15 ВВС Бельгии, Дании и Норвегии с 2002 года принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. На фотографии: пара бельгийских F-16AM, на самолетах подвешено по две КАБ с лазерным наведением GBU-12.
Specially adorned for 349 Squadron's 60th Anniversary and carrying a typical air defence combat load, F-16 FA-106 formates on OFMC's Spitfire IX MH434, flown by Lee Proudfoot.
Belgian F-16A FA-110 has tail art to mark the squadron's 70th anniversary.
F-16AM ВВС Бельгии
F-16AM FA-106 is the latest of a long line of Belgian Fighting Falcons from 31 Squadron to wear special tiger markings.
"Тайгер Мит-2007"
F-16 ВВС Бельгии
Бельгия стала одной из первых четырех стран-импортеров F-16, закупив 160 машин. В силу ряда причин, прежде всего финансового плана, в 2005 году было принято решение о сокращении количества летающих F-16 до 72 самолетов. В 1977 году Бельгия заказала 116 F-16A/B (первый поставлен в декабре 1978 года), в 1981 году 35 F-16 Block 1/5 доработали до уровня Block 10, а в 1983 году поставлены первые из 44 заказанных F-16 Block 150CU. План реорганизации ВВС Бельгии, принятый в 2003 году, предусматривает сокращение к 2015 году парка F-16 до 60 машин. 42 бельгийских F-16 модернизированы с целью продления ресурса. На F-16 бельгийских ВВС установлена аппаратура РЭБ Carapace. F-16 состоят на вооружении 2-го (авиабаза Флореннес) и 10-го (Клейне-Брогель) авиакрыльев.
Belgian Defence Air Component F-16AM FA-130 taxies in at Kleine Brogel Air Base after returning from Afghanistan on October 3, 2014.
Turkey
Турция. ВВС Турции имеют 240 самолетов F-16C/D Block 30/40/50. Первый заказ по программе "Peace Onyx I" на 156 F-16 Block 30/40 размещен в сентябре 1983 года, все самолеты - кроме первых восьми - собраны на заводе турецкой "Tusas Aerospace Industries" (TAI), поставки начаты в октябре 1987 года (начиная с 44-й машины, они выпускались в варианте Block 40).TAI поставила еще 46 F-16C/D Block 40 для ВВС Египта (программа "Peace Vector"). В марте 1992 года начата программа "Peace Onyx II" - закупка 80 F-16 Block 50, поставки - до 1997 года. В 1998-1999 годах по программе "Peace Onyx III" закуплены 40 F-16 Block 50, а еще 30 должны быть закуплены по утвержденной в 2007 году программе "Peace Onyx IV" (поставки в 2010-2011 годах). Самолетами F-16 вооружены пять авиакрыльев: 3-е (авиабаза Конья), 4-е (Акынджи), 5-е (Мерзифон), 6-е (Бандырма), 8-е (Диярбакыр) и 9-е (Баликешир).
Война на Балканах - это конечно война F-16. Такого разнообразия вариантов этого тактического истребителя, начиная от ранних модификаций F-16A и кончая F-16MLU, одновременно еще не применялось нигде.
Как и многие другие владельцы F-16, Турция имеет смешанный флот этих самолетов, включающий модификации Block 30, Block 40 и Block 50. В мае 2007 года турки заказали 30 машин Block 52+. Также они предпринимают усилия по доведению до этого стандарта своих F-16 Block 40/50 и модернизации F-16 Block 30.
Block 40 F-16C 90-0022 from 182 Filo part of 8nci AJU based at Diyarbakir Air Base takes off from Konya armed with an AIM-9X missile on station 2.
F-16C пилотажной группы "Соло Турк"
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. F-16C
F-16CJ турецких ВВС
"Тайгер Мит-2007"
Konya Air Base has a large ‘S-shaped’ flight line shown here full of Turkish Air Force F-16s during Exercise Anatolian
These two Block 50 F-16Cs, 93-0672 and 93-0673, are assigned to the Turkish Air Force aggressor squadron, 131 Filo, part of the 3ncu AJEU at Konya. In the background is Block 40 F-16D 92-0022 from 162 Filo and Block 50+ F-16Cs 07-1014 and 07-1019 from 161 Filo - all are based at Bandirma Air Base with the 6nci AJU.
Block 50+ F-16C 07-1007 from 161 Filo takes off from Konya Air Base fitted with conformal fuel tanks and carrying an FPR advanced ACMI pod on station 11.3 Block 40 F-16C 90-0022 from 182 Filo part of 8nci AJU based at Diyarbakir Air Base takes off from Konya armed with an AIM-9X missile on station 2.
Turkish Air Force Block 50 F-16C 07-1009 of 141 Filo assigned to the 4th Main Jet Base at Ankara-Akinci.
Greece
ВВС Греции
Every fighter type in the Hellenic Air Force fast-jet combat fleet was involved in the exercise.
A HAF F-16 photographed from the USAF KC-135R participating in the exercise.
‘lerakas’ exercises involving dissimilar air combat training practice constantly take place. In this picture with Block 52+ F-16Cs assigned to 337 Squadron based at Larissa air base
F-16CJ ВВС Греции
Греческий F-16 с молниями бога Зевса на борту, яркой раскраской выделялся на фоне многих других самолетов
Indonesia
Индонезия. В августе 1986 года индонезийские ВВС заказали 12 самолетов F-16A/B Block 15OCU (программа "Peace Bima-Sena"), поставки которых осуществлены в 1989-1990 годах. К марту 1996 года Индонезия разместила заявки на приобретение еще девяти F-16A Block 15, но в июле 1997 года контракт был отменен - возникли политические осложнения в отношениях между Индонезией и США. Вашингтон ввел эмбарго на поставки вооружений и военной техники в Индонезию, которое было снято только в 2005 году. Сегодня остающиеся в эксплуатации индонезийские самолеты F-16 выполняют полеты только в дневное время суток и входят в состав 3-й эскадрильи 3-го авиакрыла, базирующегося на авиабазе Исвахуди.
Индонезия продолжает эксплуатацию десяти уцелевших из 12 поставленных в 1989 году F-16A/B Block 150CU. Самолеты отличаются упрощенным составом бортового оборудования, лишены современных целевых систем и обладают ограниченными возможностями в части поражения наземных целей.
F-16C Block 25 TS-1625 on the tarmac at Hill AFB, Utah, after being refurbished for Indonesia.
Poland
Одним из ключевых факторов успеха разведки является время - информация быстро устаревает. Пленки фотоаппаратов требовали много времени для обработки и печати фотографий, поэтому им на смену пришли сначала аналоговые видеосистемы, а потом цифровая техника, информация от которой передается на землю в реальном масштабе времени. Аппаратура контейнера Goodrich DB-110, подвешенного на F-16 ВВС Польши, обеспечивает командный пункт информацией как раз в реальном масштабе времени
Польша закупила обладающий большим потенциалом американский самолет F-16C/D Block 52+ Fighting Falcon, который никогда еще не размещался в странах бывшего Варшавского договора. Модернизированный F-16 продолжает участвовать в некоторых странах, в том числе в Индии, в конкурсах на современный истребитель.
Летчик-испытатель "Lockheed Martin" Пол Хаттендорф выполняет сдаточный полет на одном из 48 заказанных Польшей F-16C Block 52, март 2006 года. Контракт стоимостью 3,5 млрд долларов стал крупнейшим соглашением на поставку вооружения и военной техники, заключенным со страной - бывшим членом Организации Варшавского договора.
В 2009 году Польша и Греция стали обладателями наиболее совершенных F-16 в Европе. Польские истребители F-16C и F-16D, получившие местное обозначение Jastrzab ("Ястреб"), соответствуют стандарту Block 52+. Поляки также получили ракеты AIM-9X, AIM-120 и боеприпасы JDAM. Позднее ожидается поступление разведывательных контейнеров DB-110 и контейнеров с прицельной аппаратурой Sniper.
Закупка польскими ВВС в 2003 году трех эскадрилий F-16C/D вызвала противоречивое отношение части поляков, считавших, что решение было принято вопреки результатам тендера, в котором также принимали участие Mirage 2000 и JAS 39 Gripen. Тем не менее ВВС Польши получили наиболее совершенный в настоящее время многоцелевой истребитель. "Польские" F-16C внешне ничем не отличаются от прочих, в то время как на машины модификации "D" установлен гаргрот и конформные топливные баки.
F-16D Block 40 Fighting Falcon 90-0796/AV' of the 510th Fighter Squadron 'Buzzards' taxi past Polish Air Force F-16C Block 52+ 4042 at task in Poland on July 16, 2013.
В настоящее время ВВС Польши имеют на вооружении также 48 многоцелевых истребителей Локхид Мартин F-16C Block 52, полученных Польшей в 2006-2009 гг. К 2014 г. ВВС планируют приобрести еще четыре двухместных учебно-боевых самолетов F-16D.
South Korea
Южная Корея. На вооружении южнокорейских ВВС состоят 180 самолетов F-16C/D модификаций Block 32 и Block 52: в 1986 году поставлены 40 самолетов Block 32 ("Peace Bridge I"); в рамках второго этапа программы ВВС с июня 1997 года получили 120 самолетов Block 52 Viper-108 машин были собраны компанией "Samsung Aerospace" под обозначением KF-16; в 2003-2004 годах компания "Samsung Aerospace" передала заказчику еще 20 самолетов Block 52 ("Peace Bridge III"). Южнокорейские ВВС первыми из иностранных заказчиков получили возможность установки на своих F-16 станции ответных помех AN/ALQ-165. Самолеты размещены на четырех авиабазах: Чхунджу (19-е истребительное авиакрыло; 155-я и 159-я истребительные эскадрильи - самолеты KF-16; 161-я и 162-я истребительные эскадрильи - самолеты F-16C/D Block 32), Сосан (20-е истребительное авиакрыло; 120-я, 121-я, 123-я и 157-я истребительные эскадрильи - самолеты F-16C/D Block 52), Кунсан (38-е тактическое истребительное авиакрыло; 111-я истребительная эскадрилья - самолеты F-16C/D Block 52) и Чхонджу (29-я авиагруппа по доводке машин и разработке тактических приемов их использования - самолеты KF-16).
A RoKAF F-16C taxies past F-16Cs from the 388th Fighter Wing from Hill Air Force Base, Utah during TDY at Kunsan.
A RoKAF F-16 taxies from a hardened aircraft shelter for another training mission at Kunsan.
Chile
ВВС Чили заказали 10 новых F-16 Fighting Falcon Block 50 в декабре 2000 года в рамках программы FMS "Peace Puma". Поставки начались в 2005 и завершились к концу 2006 года. Еще до прибытия первых Block 50 в Чили ВВС заявили о своем желании дополнить свой флот новых Viper 18 подержанными самолетами F-16A/B MLU, приобретенными в Нидерландах (поставки произведены в 2006-2007 годах). Предполагается, что чилийские Viper будут, в конечном счете, вооружены израильскими ракетами "воздух-воздух" малой дальности Python 4 и ракетами большой дальности Derby. С чилийских F-16 снято оборудование навигационной системы TACAN, так как в Южной Америке не установлены передатчики этой системы. Viper состоят на вооружении 1-го авиакрыла на базе Лос-Кондорез и V-го крыла на базе Черро-Морено. 3-я группа в Лос-Кондорез летает на самолетах Block 50, а 8-я группа в Черро-Морено вооружена истребителями Block 15MLU.
KDC-10s are used to air refuel fighters on deployment, and have supported trans-Atlantic deliveries of surplus RNLAF F-16AMs sold to Chile, including these examples in August 2011.
Egypt
Lockheed Martin F-16C Block 52 Fighting Falcon 9760 (JJ-10, ex 10-1010), destined for the Arab Republic of Egypt Air Force, was undergoing flight tests at NAS Fort Worth Joint Reserve Base, Texas, on June 21, 2013. Four single-seat F-16Cs and a similar number of F-16Ds have been delivered to date, arriving in two groups of four in late January and mid-April. A formal ceremony was held in Cairo on February 3 to welcome the variant into service. Egypt's order for 16 F-16Cs and four F-16Ds under the Peace Vector VII programme was confirmed on March 2, 2010.
Египет заказал много F-16, сформировав из них к 2009 году около 10 эскадрилий. В июне 1988 года он заказал 41 самолет Block 40 с двигателями F110 вдобавок к полученным ранее 82 машинам F-16 ранних версий. Поставки самолетов Block 40 начались в октябре 1991 года, 52 машины поступили в 1994-1995 годах. Еще 21 самолет Block 40 был заказан в мае 1996-го и еще 24 в 1999 году.
Singapore
AIM-9 остается основной ракетой малой дальности класса "воздух-воздух" для F-16. Варианты "Lima" и "Mike" чаще, чем AIM-9X, используются на самолетах типа FMS (на снимке сингапурский Viper).
Сингапур. ВВС Сингапура заказали 20 вертолетов AH-64D, первый был получен 17 мая 2002 года.
KC-30A австралийских ВВС заправляет сингапурский F-16. Экипажи австралийских KC-30A, впрочем, чаще заправляют свои F/A-18 посредством подкрыльевых ТЗА.
Pitch Black is a valuable training opportunity for South-East Asian nations such as Singapore, which this year sent F-15SGs and F-16C/Ds.
The Republic of Singapore Air Force's Black Knights display team unveiled its new scheme on July 26, 2013 at Tengah Air Base. The team last performed in 2008 and will make a comeback appearance at the Singapore Airshow 2014 in February, flying six Lockheed Martin F-16C Fighting Falcons. The team's aircraft have had the crescent moon and five stars of the nation's flag applied to their upper surfaces and feature larger areas of red than earlier schemes.
The Republic of Singapore Air Force’s Black Knights made their first appearance at the show since 2008, celebrating the 45th anniversary of the air arm.
Pakistan
В период с мая 1986 года по ноябрь 1988 года пилоты пакистанских F-16, как утверждается, сбили в районе афгано-пакистанской границы не менее восьми советских и афганских самолетов - все они, по их данным, нарушили ее. Семь были сбиты ракетами AIM-9 Sidewinder, один - разбился при вынужденной посадке, а один самолет записан как вероятно сбитый.
Jordan
Иордания в 1998-2011 годах получила 64 самолета F-16A/B, включая 28 перехватчиков F-16A Block 15ADF, ранее состоявших на вооружении Национальной гвардии США, и 18 одноместных F-16AM, доработанных до уровня MLU. В числе поставленных самолетов были истребители, ранее состоявшие на вооружении ВВС Голландии и Бельгии.
Two Royal Jordanian Air Force F-16A Fighting Falcons, an F-16C from the 120th Fighter Squadron and a pair of Boeing F/A-18C Hornets from Marine Fighter Attack Squadron 211 (VMFA-211), formate over Ajloun in Jordan during Eager Lion.
United Arab Emirates
UAEAF F-16E 3037 touches down at Konya.
JDAM экспортируется для применения на F-16 по всему миру. На снимке F-16E ВВС ОАЭ взлетает в рамках операции "Красный флаг" с GBU-32.
Хотя "Lockheed Martin" предложила на индийский многомиллиардный тендер новую модификацию F-16IN, выбор, вероятно, будет сделан в пользу варианта Block 60 ВВС ОАЭ.
UAEAF F-16Es fitted with conformal fuel tanks and equipped with AAQ-33 Pantera targeting pods.
Показ военной техники традиционно занимает важное место в программе авиасалонов в Дубаи. Многофункциональный истребитель F-16E Fighting Falcon из состава ВВС Объединенных Арабских Эмиратов
11-я международная аэрокосмическая выставка Дубай Эйршоу 2009 (ноябрь 2009г.)
Истребитель-бомбардировщик F-16E Block 60 из состава ВВС Объединенных Арабских Эмиратов
F-16E Block 60, стоящий на вооружении ВВС ОАЭ, возможно является наиболее совершенной модификацией F-16E. Отличительными чертами этой машины являются кабина, оснащенная многофункциональными дисплеями, мощная станция РЭБ Falcon Edge, ИК-система целеуказания AAQ-32 и РЛС APG-80 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая позволяет осуществлять одновременное наблюдение за воздушным пространством и земной поверхностью, целеуказание, выполнение маловысотного полета и также используется в качестве СПО. Надежность станции по сравнению с обычными РЛС также значительно выше.
Принадлежащие ОАЭ самолеты Viper Block 60 в настоящее время являются самыми совершенными в семействе F-16, по своим возможностям превосходящие все остальные варианты. На них установлена РЛС AN/APG-80 AESA (Active Electronically Scanned Array) и ИК поисково-следящая система (IRST). В ходе проводившихся в 2010 году учений эти машины действовали совместно с истребителями поколений 4+ (Rafale и Typhoon) и 5 (F-22). Хотя пилотов F-22 нелегко удивить, на них произвел впечатление комплекс бортовой электроники, установленный на Block 60.
Объединенные Арабские Эмираты располагают флотом самых совершенных F-16 в мире - продолжавшиеся два года поставки 80 F-16E/F Block 60 завершились в 2006 году. Самолеты входят в состав 1-й и 2-й эскадрилий на базе Аль-Дафра.
В полете F-16ADF ВВС Иордании и F-16E ВВС ОАЭ. Самолет F-16E является вполне современным боевым самолетом, но модернизационный запас F-16 практически исчерпан. США и многие их союзники сделали ставку на замену F-16 тактическими истребителями F-35.
Norway
В одном строю - модернизированные по программе MLU самолеты ВВС Норвегии, Дании, Голландии и Бельгии. Обратите внимание - самолеты несут пять разных контейнеров с аппаратурой целеуказания, такие возможности обеспечивает только модернизация MLU.
Большое количество F-16A было продано Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии в рамках так называемой "сделки века". На снимке: F-16 ВВС США в одном строю с истребителями этих стран.
Начиная с 1979 года, западные истребители стали регулярно вылетать на перехват советских бомбардировщиков Ту-22М2. На данной фотографии запечатлен Ту-22М2 с ракетой Х-22, перехваченный норвежским F-16A (1988 год).
Когда Ту-22М огибали побережье Скандинавии, их встречали норвежские истребители. На снимке изображен истребитель норвежских ВВС F-16A, эскортирующий советский Ту-22М2.
Истребитель F-16AM Королевских военно-воздушных сил Норвегии
Норвежские MLU Fighting Falcon получили возможность применения УР IRIS-T (Ha снимке ракета подвешена под правой плоскостью крыла, а контейнер ACMI - под левой). Изображенный самолет 20 октября 2009 года принимал участие в учениях "Red Flag". Сбоку фюзеляжа подвешен прицельный контейнер Sniper XR.
Хотя ракета Penguin AShM используется только норвежскими Viper, в США она получила военное обозначение AGM-119.
Israel
Three F-16C Barak fighters behind KC-707 Reem 275.
Ten McDonnell Douglas F-15C/D Eagles of the 122nd Fighter Squadron, 159th Fighter Wing of the Louisiana Air National Guard deployed to Nevatim in Israel for Juniper Stallion 2013. For approximately two weeks from July 21, 2013 the fighters trained with Israeli F-16s and F-15s. Juniper Stallion is a combined, bilateral F-15/F-16 air-to-air exercise to improve interoperability and cooperation between US and Israeli air forces. F-15D 84-0047/'JZ'/'159th MXG' is seen landing on the runway at Nevatim behind F-16A Netz ('Sparrowhawk') 705 used for fire-fighting and rescue training. The Eagles transitioned through RAF Lakenheath, Suffolk, on July 15, returning there on August 4 on the way back to Naval Air Station Joint Reserve Base New Orleans, Louisiana.
Italy
Италия взяла в лизинг F-16A ADF, чтобы заполнить временной промежуток между самолетами Tornado F.Mk 3 (которые, в свою очередь, "заполняли брешь" между F-104 и Eurofighter) и EF2000. Италия планирует вернуть самолеты F-16ADF в США в 2010 году.
Thailand
F-16A-15OCU Fighting Falcon B.Kh19-26/38/'40308/90021' at Thai Aviation Industries' facility at Takhli Nakhonsawan, prior to the induction ceremony on November 13, 2012.
Venezuela
F-16
F-16
One notable aspect of CRUZEX 2013 was participation by teams from the US and Venezuela both flying F-16 Fighting Falcons.
F-16
F-16
Morocco
Lockheed Martin провела церемонию передачи 4500-го самолета F-16 Fighting Falcon. Заказчиком "юбилейного" экземпляра (F-16C block 52) стали ВВС Марокко. "Сражающийся сокол" справедливо остается самым успешным современным истребителем в мире. Его производство было начато в 1976 г., велось в пяти странах, а эксплуатантами стали Воздушные силы 26 государств. В настоящее время эти истребители выпускают по заказам Турции, Египта, Омана, Ирака и Марокко.
Oman
Lockheed Martin F-16C Block 50 Fighting Falcon 830 lands after its first flight at Naval Air Station Joint Reserve Base Fort Worth, Texas, on January 14, 2014.
Lockheed Martin F-16C Block 50 Fighting Falcon 830 was the first of ten new single-seaters ordered for the Royal Air Force of Oman.
Iraq
Iraq’s first Lockheed Martin F-16 Block 52 Fighting Falcon was officially handed over on June 5, 2014 during a ceremony at the manufacturer's facility at Fort Worth, Texas. This is the first of 24 F-16Cs and 12 F-16Ds - also known as F-16IQs - that will become the Iraqi Air Force’s first supersonic combat aircraft since the overthrow of the Saddam Hussein regime. It will be armed with AIM-9 Sidewinder and AIM-7 Sparrow air-to-air missiles, AGM-65 Maverick air-to-surface missiles, and Paveway precision-guided bombs used in conjunction with the AN/AAQ-33 Sniper targeting pod. UTC Aerospace Systems’ DB-110 pods will also be supplied for reconnaissance.
QF-16
QF-16C Block 30 85-1569/'QF-005' arrives at Tyndall AFB, Florida, on November 19, 2012.
19 сентября 2013г. на авиабазе Тиндаль (шт. Флорида) состоялся первый полет беспилотной мишени QF-16. Он продолжался около часа, при этом мишень выполняла маневры и выходила на сверхзвуковую скорость. QF-16 призвана заменить устаревшую QF-4. ВВС США планируют приобрести у компании "Боинг" 126 новых беспилотных мишеней
Boeing QF-16A 83-0110, one of the six engineering and manufacturing development FSATs, making the type’s first flight without a pilot onboard off the coast of Florida on September 19, 2013.
The Boeing QF-16 programme completed a major milestone on June 25, 2014 when the Full Scale Aerial Target participated in its first unmanned live fire exercise at Holloman AFB, New Mexico. The aircraft, QF-16A Block 15 83-0110/‘QF-004’, completed a one-hour sortie, during which it came under live munitions fire. The aircraft was not hit and made a successful landing, guided by Lt Col Brian Swyt, commander of the 82nd Aerial Targets Squadron, Det. 1, flying in a McDonnell Douglas QF-4 Phantom. Full-scale production of the FSAT at the Boeing facility at Cecil Field in Florida is due to start later this year.
Experimental
Воздухозаборник "стелс". В 1997 году этот Block 25 F-16C (83-1120) прошел серию испытаний, связанных с программой JSF (единый ударный истребитель). Испытывался модифицированный воздухозаборник двигателя, значительно уменьшивший эффективную поверхность рассеивания.
The F-16 prototype was the testbed aircraft for the CCV program, and later the FLOTRAK investigations.
YF-16CCV. Характерной чертой YF-16CCV (летательный аппарат с конфигурацией, определяемой системой управления) стали два дополнительных наклонных передних руля под воздухозаборником. Самолет использовался для "независимых" испытаний на маневренность. Здесь термин "независимость" означал возможность маневрировать только в одной плоскости, например, поворачивать, не входя в вираж. YF-16CCV был первым самолетом, способным изменять курсовой угол и угол тангажа без изменения траектории полета - первый шаг к маневрированию под большими углами, позже отработанному на самолетах F-16 AFTI и Rockwell X-31. Самолет был сделан на основе стандартного YF-16 и летал в этой конфигурации с 16 марта 1976 года до 31 июля 1977 года, совершив 87 полетов.
The AFTI/F-16 is one of the most capable research aircraft ever constructed. Begun in the early 1980s time period, the program was still active in the mid-1990s.
The AFTI/F-16 in formation with a T-38 chase aircraft.
NF-16A AFTI и AFTI/CAS. Экспериментальный самолет AFTI (программа комплексной отработки технологии создания перспективного истребителя) имел передние рули с большими отрицательными углами установки (по схеме "обратное V"), выступающие снизу воздухозаборника, и закабинный гаргрот, где размещалась дополнительная авионика. Самолет предназначался для отработки цифровых технологий управления маневрированием под большими углами. Он совершил свой первый полет 10 июля 1982 года и прошел четыре фазы испытаний. Первая касалась цифровой системы управления полетом; вторая - системы автоматического маневрирования и нанесения ударов; третья - систем непосредственной авиационной поддержки, включая вооружение с речевым управлением. В заключительной фазе (с экспериментальным самолетом в варианте AFTI/CAS-"система непосредственной авиационной поддержки") были удалены передние рули и установлены четыре датчика/сенсора для ударов по наземным целям в носовой части, а также реализованы другие программы, включая пуски высокоскоростных противолокационных ракет HARM с использованием информации, переданной с другого самолета.
The mounting location for the engine-mounted canards is shown here. The program demonstrated advanced maneuver capabilities applicable to future fighters.
The forward canards for the CCV testbed are shown during the fabrication process.
The AFTI/F-16 was also modified into a Close Air Support (CAS) configuration.
LOAN. Программа 1996 года LOAN (сопло, обеспечивающее меньшую заметность самолета) предполагала испытания элементов "невидимости" для JSF и его силовой установки Pratt & Whitney JTDE FX650. Соплом типа LOAN снабдили двигатель F100-PW-200 на F-16C. который испытали на земле от холостого режима до максимального форсажа, определяя при этом его заметность в радио- и ИК-диапазонах. Для достижения "невидимости" в конструкции LOAN использовались асимметричная форма, специальные материалы и специальная система охлаждения. Одно время с помощью сопла LOAN хотели усовершенствовать существующие F-16.
 
При соответствующих метеоусловиях УАБ GBU-12 LGB калибра 227 кг была одним из любимых средств для пилотов F-16 Block 40 Night Falcons. Одна из машин 555-й эскадрильи была потеряна от огня ЗРК в ночь на 2 мая. Пилот, командир эскадрильи подполковник Дэвид Голдфейн, катапультировался и был эвакуирован.
На F-16C из 31-го истребительного авиакрыла ВВС США подвешены две УАБ GBU-54 с лазерным наведением.
Munitions troops upload a 1,000lb GBU-31 JDAM on to an F-16C assigned to the 80th Fighter Squadron
A pilot performs pre-flight checks on a 2,000lb GBU-24 before a mission from Kunsan.
Left: Weapons technicians move an AIM-9X Sidewinder missile into a hardened aircraft shelter to load onto an F-16C at Kunsan. Right: Munitions troops prepare AIM-120 AMRAAM air-to-air missiles for loading onto F-16Cs at Kunsan.
An F-16 pilot assigned to the 35th Fighter Squadron checks an ALQ-184 pod during a pre-flight inspection.
Контейнер Goodrich DB-110 является развитием U-2 SYERS (Senior Year Electro-optic Reconnaissance System) и включает оптико-электронные и ИК-сенсоры. На фотографии - образец третьего поколения Goodrich DB-110, подвешенный на F-16C/D польских ВВС. Контейнер позволяет летчикам с помощью оптического и/или инфракрасного канала вести наблюдение за целью днем и ночью в различных погодных условиях и на значительной дальности. Возможность одновременного использования двух каналов повышает эффективность ведения разведки. Видеоданные в реальном масштабе времени транслируются в кабину пилота или на наземные КП.
Пилот F-16 размещается в просторной и эргономически продуманной кабине, резко отличающейся от условий "офиса" истребителей 1960-х годов, таких как F-4.
A Blue Air pilot from the Polish Air Force's 6 ELT based at Poznan-Krzesiny AB salutes the camera before the first COMAO mission on September 12, 2013. On his shoulder is a patch commemorating participation in exercise Red Flag-Alaska 12-2.
F-16A и В на участке окончательной сборки на заводе "Generat Dynamics" в Форт-Уорте. Уникальной особенностью этого предприятия была сборочная линия протяженностью в одну милю.
The F100 powerplant used by the F-16 Fighting Falcon