Сухой Су-25 Грач
Варианты:
Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (162)
Су-25

  Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
  Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
  18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
  Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
  Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
  На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
  Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

  Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-25

  Тип: одноместный штурмовик
  Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
  Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
  Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
  Вооружение: см. текст
Первый опытный самолет Т8-1 - будущий Су-25
Россия
Перекрашенный и полностью восстановленный один из ранних предсерийных самолетов Т8 демонстрируется на российской авиабазе. Ясно виден более тонкий профиль носовой части и воздухозаборник малого сечения, присущий ранней версии "Грача". В ходе испытаний в авариях разбились два Т8. В одном из них погиб летчик-испытатель, Ю.А. Егоров.
Этот Су-25 раннего выпуска, хранящийся в авиационном музее в Монино, возможно, воевал в Афганистане. Предсерийные Т8 впервые появились на афганской авиабазе Шинданд в 1982 году, прибыв туда для испытаний на боевое применение. Ко времени ухода СССР из Афганистана в 1989 году Су-25 базировались в Баграме под Кабулом.
Ведущий пары Су-25 (б/н 01 красный) заруливает на стоянку после завершения полета. Самолет недавно прошел капремонт и имеет свежий камуфляж. Под крылом подвесные топливные баки и блоки Б-8. Буденновск, февраль 2002г.
Аэросвит-2006
Первая серийная шестерка Су-25СМ во дворе 121-го АРЗ, декабрь 2006г.
Су-25 способен нести на 10 подкрыльевых узлах подвески широкий ассортимент боевой нагрузки. В Афганистане обычно подвешивали две или четыре НАР С-24 на внешних пилонах и бомбы - на внутренних.
"Красные псы" - самолеты одной из штурмовых эскадрилий 4-й Воздушной армии.
Су-25 конца 90-х. 4-я Воздушная армия.
Су-25 412-й авиабазы. Аэродром Домна, июнь 2013 г.
Плановые полеты 266-го ШАП. Аэродром Степь, июнь 2010 г.
A tender for the preliminary design of the PSSh attack aircraft has been won by Sukhoi with an upgrade of its two-seat Su-25UBM Frogfoot.
ВВС РФ доработали часть своих старых штурмовиков до стандарта Су-25СМ. Эти самолеты получили комплекс бортового оборудования "Пантера" и РЛС "Копье-25" и способны нести современные образцы вооружения.
За исключением двух внешних все подкрыльевые узлы могут использоваться для подвески тяжелого вооружения, а средние пилоны предназначены обычно для контейнеров РЭБ. Штурмовик Су-25 может нести и средства для воздушного боя - например, ракеты Р-60.
Взлет пары Су-25СМ. Аэродром Приволжский
Плановые полеты Су-25. Аэродром Приморско-Ахтарск
Самолеты 80-го ОШАП на аэродроме Ситал-Чай, 1992 год. Вскоре эти штурмовики были эвакуированы с территории Азербайджана под угрозой захвата боевиками.
Угловатый Су-25 стал знаменитым в Афганистане. На этом самолете подвешены два дополнительных топливных бака и четыре мощных неуправляемых ракеты С-24.
Штурмовики Су-25 из состава 368-го ОШАП на аэродроме Деммин.
Серийный Су-25СМ российских ВВС
Су-25 в полете над Азовским морем
Штурмовик Су-25 из состава ГСВГ. Борт 30 - из 357-го ОШАП (аэродром Брандис).
В составе 16-й Краснознаменной воздушной армии Группы Советских войск в Германии (ГДР) числились два авиационных полка, имевших на вооружении штурмовики Су-25. Уникальные самолеты воевали в Афганистане, ряде других вооруженных конфликтов.
Штурмовик Су-25 из состава ГСВГ. Борт 38 - из 368-го ОШАП (аэродром Темплин).
На ВПП выруливает Су-25 с четырьмя блоками НАР Б-8М.
Штурмовик проектировался с учетом получения боевых повреждений от огня стрелкового оружия, малокалиберных пушек и даже ракет ПЗРК. В Афганистане Су-25 показал себя очень живучим самолетом. Относительные потери штурмовиков были меньше, чем самолетов любого другого типа.
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Sukhoi Su-25 Frogfoot '73' red, carrying an unguided rocket pod waits for a sortie at Voronezh-Baltimor during the Aviadarts competition.
После Су-27 и Су-24, Су-25 является третьим по численности самолетом во фронтовой авиации России. В авиации СССР всегда придавали большое значение тактическим ударным самолетам, и это же характерно для воздушных сил России.
Около 700 Су-25 были поставлены фронтовой авиации и авиации ВМФ СССР. Насколько известно, в советское время Су-25 были полностью вооружены 10 полков (в том числе два - в ВМФ). Сегодня около 260 Су-25 продолжают нести службу в России. Большая часть из них принадлежит ВВС, а оставшиеся - ВМФ.
Штурмовики Су-25СМ в Липецком ЦБП и ПЛС
В первую чеченскую войну середины 1990-х годов Су-25, наряду с Су-17М и Су-24, являлся основным ударным самолетом группировки российских войск на Кавказе. Су-25 выполнили тогда более 5000 боевых вылетов;удары наносились в основном неуправляемыми ракетами и обычными бомбами.
Чаще всего в боях с Су-25 применялись неуправляемые авиационные средства поражения, хотя самолет способен наносить точечные удары УР "воздух-поверхность" и КАБ с лазерным наведением.
Во время афганской войны советские летчики дали Су-25 прозвище "Грач". Происхождение этого грача неизвестно, но почти все самолеты, служившие в Афганистане, носили такие эмблемы. Многие самолеты сохранили их и после возвращения на базы в СССР и Восточной Германии.
Ракета Х-25
Надежный и стойкий к боевым повреждениям штурмовик Су-25 остается на сегодня основным самолетом непосредственной огневой поддержки ВВС России.
Для противодействия ПЗРК, особенно FIM-82A Stinger, количество тепловых ловушек на Су-25 увеличили вдвое, со 128 до 256, путем установки четырех блоков на мотогондолах.
Штурмовик Су-25 во время боевого вылета
Воздушная война в Южной Осетии. 8-12 августа 2008г.: 8 августа в Южную Осетию вошли грузинские войска - регулярные части и резервисты при поддержке танков, артиллерии и РСЗО. С воздуха наступление поддерживали штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и Ми-24, которые нанесли удары по столице Южной Осетии Цхинвали. Грузинские войска были быстро остановлены Российской армией. Численность группировки ВС РФ составила от 6000 до 10000 человек с бронетехникой и артиллерией. В тот же день части Северо-Кавказского военного округа вошли на территорию Грузии. Наступление поддерживали Су-25 и Су-24 4-й Воздушной армии, а также вертолеты Ми-24. Ударную авиацию прикрывали истребители МиГ-29 и Су-27. В операции принимали участие части ВДВ, самолеты ДРЛОиУ, РЭБ. Несмотря на полное доминирование в воздухе ВВС РФ, Грузия заявила о десяти сбитых российских самолетах. Россия признала потерю четырех самолетов (три Су-25 и один Ту-22М3). Был сбит как минимум один грузинский Су-25, несколько грузинских самолетов уничтожено на земле. 11 августа президент РФ Д. А. Медведев объявил о завершении военной операции, а на следующий день при содействии Евросоюза было заключено перемирие. Вывод российских войск из Грузии начался 19 августа.
Звено "Грачей" вернулось с боевого задания, аэродром Моздок, январь 2000г.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Стоянка Су-25 в Буденновске. На снимке справа - один из трех имеющихся в полку самолетов бывшей пилотажной группы "Небесные гусары" (борт "87", синий. Февраль 2002г.
Штурмовики Су-25 в процессе модернизации в цехе 121-го АРЗ
Украина
В прошедших в конце марта широкомасштабных учениях Воздушных сил Украины приняли участие и штурмовики Су-25М1 из состава 299-й бригады тактической авиации
Су-25М1 (на заднем плане) и Су-25 из 299-й бригады тактической авиации Воздушных сил Украины. Аэродром Кульбакино, 5 декабря 2012 г.
Su-25M1 '08' took a hit during a combat mission near Starobeshevo (reportedly a mobile SAM system). Pilot, Capt Vladislav Voloshin, ejected and was recovered by Ukrainian troops.
Su-25M1 '04' was gunned down on July 23, 2014 while attacking separatist positions at Saur-Mogila height. Its wreckage was found not far from the city of Shakhtyorsk in the Donetsk region.
Штурмовики Су-25 ВВС Украины. Фото 2013 г.
Беларусь
Штурмовик Су-25 из 206-й штурмовой авиабазы BBC и войск ПВО Беларуси
Belarusian Air Force and Air Defence Corps Sukhoi Su-25 Frogfoot-A ‘32’ white at Lipetsk during Aviadarts-2014.
Казахстан
Взлетает Су-25 ВВС Казахстана. Аэродром Шагол, Челябинск
Учения "Взаимодействие 2010"
Су-25 ВВС Казахстана на учениях "Взаимодействие 2010"
Туркменистан
Су-25 ВВС Туркменистана
Су-25 из 67-го смешанного авиаполка ВВС Туркменистана. Сентябрь 2011 г.
Словакия
Су-25 ВВС Словакии
Су-25К из 2-го смешанного авиаполка словацких ВВС на авиашоу в Кошице. На словацкие Су-25 часто наносили яркие декоративные рисунки, одна из таких машин представлена на снимке. С 1996 года и до списания в 2003 году самолеты Су-25К ВВС Словакии базировались в Малацки-Кучине.
Словакия отказалась от использования Су-25 из-за сокращения военного бюджета. Из 12 Су-25, полученных словаками при разделе имущества чехословацких ВВС, десять были проданы Армении.
Чехия
В ответ на натовское прозвище Frogfoot ("лягушачья лапка") один чешский Су-25К раскрасили в декоративный "лягушачий" камуфляж и нарисовали на хвосте жабу, разбивающую молотком танк. Самолет в этой шуточной окраске с успехом демонстрировался на различных авиашоу в Чехии и других европейских странах.
Чехословацкий Су-25 выкатывают из бетонного укрытия. Если бы холодная война превратилась в настоящую, эти самолеты должны были наносить удары по бронетехнике НАТО.
Самолет Су-25К чешских ВВС, вооруженный шестью 20-зарядными контейнерами Б-8М1 для 80-мм ракет и несущий баки объемом 800л на внутренних пилонах. ЧССР стала первым экспортным заказчиком штурмовиков Су-25. В 1984-1985 годах 30-й "Остравский" штурмовой авиаполк получал машины этого типа в Гоадец-Кралове.
Из-за установки двуствольной 30-мм пушки ГШ-30-2 по левому борту передней части фюзеляжа у самолета смещена немного вправо передняя опора шасси. Защитный щиток снижает риск попадания грязи в двигатель при действиях с неподготовленных ВПП.
Having now seen three years of operational service in Afghanistan, the Su-25 Frogfoot close air support aircraft is being more extensively deployed by the Soviet Air Forces and is also being supplied to other WarPac members, the first recipient being Czechoslovakia which received this type last year. An Su-25 in Czechoslovak service is seen here.
Су-25
Болгария
Болгария. Единственным оператором Су-25 в Европе остается Болгария, получившая 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Они состоят на вооружении 22-го истребительно-бомбардировочного авиаполка (22 ИБАП), базирующегося в Безмере. Самолеты поделены между двумя эскадрильями. В конце 2008 года Болгария провела программу продления ресурса 12 Су-25. Эти машины (включая шесть Су-25, доработанных в соответствии со стандартами НАТО) будут оставаться на вооружении до конца 2010 или начала 2011 года.
Су-25 - штурмовик, проверенный в боях по всему миру и сражавшийся во многих войнах. Летчики десятков стран оценили эту грозную боевую машину. На снимке: болгарский штурмовик Су-25К (экспортный вариант Су-25).
Болгарский Су-25 на фоне C-130E американских ВВС на базе Безмер, Болгария, во время учений "Thracian Spring" в 2008 году. Созданные для уничтожения техники НАТО в Европе, Су-25 ныне действуют с бывшими противниками.
Армения
Су-25 из 121-й штурмовой эскадрильи ВВС Армении
КНДР
Ким Чен Ир осматривает Су-25К 55-го ГвИБАП. Начало 2000-х гг. Съемка телевидения КНДР
Митинг на фоне Су-25К 55-го ГвИБАП. Хорошо видны белые бортовые номера. Вызывает удивление ВГК на пилоте справа - зачем ему высотное снаряжение на дозвуковом "Граче"? 2000-е гг. Съемка телевидения КНДР
МиГ-29 56-го ГвИАП ВВС КНА. Съемки телевидения КНДР, 2000-е гг. На фото слева на заднем плане видны Су-25К 55-го ГвИБАП. По-видимому, оба эти полка базируются на одном аэродроме
Перу
Штурмовики Су-25 ВВС Перу, авиабаза Талара, 2005 г.
Африка
С 1980-х годов Су-25 использовались в нескольких странах Африки. На данном Су-25К летали летчики южноафриканской компании "Executive Outcomes", сражаясь в 1993-1995 годах с силами UNITA. На самолет подвешено шесть блоков НАР УБ-32-57, каждый блок снаряжался 32 ракетами С-5 калибра 57 мм.
Кот-д'Ивуар
Су-25 в ангаре. Судя по всему, эта машина уже в летном состоянии
Ирак
Су-25
Грузия
Группа грузинских летчиков на фоне Су-25. Внизу - общий вид той же машины.
После объявления независимости Грузия быстро создала свои ВВС, основу ударной авиации которых составили штурмовики Су-25, прошедшие модернизацию на Тбилисском авиазаводе (модернизированный вариант предлагался предприятием на экспорт и известен как Су-25КМ «Скорпион»).
Единственный "оригинальный" Су-25 в старой окраске. Марнеули, октябрь 2004 г.
В военных событиях августа 2008 года в Южной Осетии Су-25 использовались и Россией, и Грузией. На снимке - грузинский Су-25КМ "Скорпион", модернизированный с помощью израильской компании "Elbit Systems" и получивший "стеклянную" кабину и оборудование, совместимое со стандартами НАТО. Модернизация обеспечила совместимость СУВ самолета с американскими КАБ серии "Paveway".
Первый экземпляр Су-25КМ с рекламно-декоративной эмблемой, изображавшей некий гибрид самолета и скорпиона, представлял грузинскую авиапромышленность и предлагался потенциальным заказчикам на Парижском авиасалоне 2001 года
Первый экземпляр Су-25КМ "Скорпион" ВВС Грузии.
"Scorpion" оснащен новой системой применения оружия (WDNS), значительно увеличивающей точность при использовании обычных боеприпасов. Управление самолетом осуществляется в соответствии с концепцией HOTAS, а у пилота имеется нашлемный индикатор. Изготовлено всего восемь таких машин, находящихся на вооружении ВВС Грузии и Туркменистана.
На авиасалоне Farnborough-2002 Тбилисский авиазавод и Израильская фирма Elbit Systems продемонстрировали модернизированный штурмовик Су-25 "Скорпион"
Штурмовая эскадрилья на стоянке. Марнеули, июль 2007 г.
Шеренга Су-25КМ и Су-25УБ ВВС Грузии на авиабазе "Марнеули", 2007г.
Сборка "скорпионов" на тбилисском авиазаводе "Тбилавиамшени"