Мировая Авиация 202
-
На фюзеляже этого Пе-2 написан маршрут следования: "Ленинград - Кенигсберг". Оба города ныне именуются иначе. Эта "Пешка" в конце войны состояла в одном из полков 1-й Воздушной армии и действовала с аэродромов в Польше по объектам на территории Восточной Пруссии.
ВВС Финляндии использовали семь трофейных Пе-2 и один Пе-3, полученные из Германии. На фотографии - самолет с желтой полосой вокруг фюзеляжа, обозначающей театр военных действий - Восточный фронт. Только один финский Пе-2 пережил войну.
На Пе-2 стояли 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения ВК-105, представлявшие собой развитие двигателя ВК-100, лицензионного варианта мотора Hispano 12Y.
После войны по кодификации НАТО Пе-2 получил наименование "Buck". Пе-2 после войны были на вооружении в союзных СССР странах Восточной Европы. На фотографии - самолет ВВС Чехословакии. Под крылом видна тормозная решетка в убранном положении.
Воздушная война в Южной Осетии. 8-12 августа 2008г.: 8 августа в Южную Осетию вошли грузинские войска - регулярные части и резервисты при поддержке танков, артиллерии и РСЗО. С воздуха наступление поддерживали штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и Ми-24, которые нанесли удары по столице Южной Осетии Цхинвали. Грузинские войска были быстро остановлены Российской армией. Численность группировки ВС РФ составила от 6000 до 10000 человек с бронетехникой и артиллерией. В тот же день части Северо-Кавказского военного округа вошли на территорию Грузии. Наступление поддерживали Су-25 и Су-24 4-й Воздушной армии, а также вертолеты Ми-24. Ударную авиацию прикрывали истребители МиГ-29 и Су-27. В операции принимали участие части ВДВ, самолеты ДРЛОиУ, РЭБ. Несмотря на полное доминирование в воздухе ВВС РФ, Грузия заявила о десяти сбитых российских самолетах. Россия признала потерю четырех самолетов (три Су-25 и один Ту-22М3). Был сбит как минимум один грузинский Су-25, несколько грузинских самолетов уничтожено на земле. 11 августа президент РФ Д. А. Медведев объявил о завершении военной операции, а на следующий день при содействии Евросоюза было заключено перемирие. Вывод российских войск из Грузии начался 19 августа.
23 февраля 2008г.: первая потеря самолета, вероятно, самого сложного в истории авиации. B-2 Spirit ВВС США разбился вскоре после взлета с авиабазы Андерсон на острове Гуам, оба летчика катапультировались. Экипаж "Spirit of Kansas" 89-0127 доложил о пожаре вскоре после взлета. Перед катапультированием летчиков самолет накренился вправо и потерял управление.
Вооруженные силы КНР получили от 400 до 500 Nanchang Q-5 "Fantan". Самолетами оснащались полки ВВС и морской авиации, предназначенные для непосредственной поддержки Сухопутных войск, нанесения ударов по наземным и надводным целям, а также ПВО. Вооружение размещалось на восьми внешних узлах подвески, встроенное вооружение состояло из двух 23-мм пушек. "Fantan" мог нести одну 5- или 20-кт ядерную бомбу.
А-5 (Q-5III) ВВС Пакистана, 7-я эскадрилья, база Марсур.
На фотографии A-5 ВВС Пакистана, хорошо видны характерные только для данной модификации воздушные тормоза и направляющие для УР Sidewinder.
На экспорт Q-5 поставлялся под обозначением A-5, такие самолеты получили вооруженные силы Бангладеш, Мьянмы и Судана.
Пакистанские A-5 отличались от других экспортных вариантов оборудованием западного производства, включая катапультные кресла Martin Baker.
15 ноября 2008г.: первый CH-148 Cyclone (серийный 801) для вооруженных сил Канады выполнил полет в испытательном центре "Sikorsky" в Вест-Палм-Бич, Флорида. CH-148 предназначены для замены вертолетов "Sea King". Канада заключила контракт на поставку 28 экземпляров CH-148, разработанного на базе коммерческого S-92.
Самолет Tsurugi разработан в расчете на выполнение единственного боевого вылета.
Ни один из 104 построенных Ki-115 не использовался в боевых действиях. Эти самолеты были оставлены на заводе.
The Nakajima Ki 115 Tsurigi (Sabre) was one of the aircraft designed in Japan in the latter days of World War II specifically for suicide missions. Of wooden construction and covering, it could carry a 1,100 lb (500 kg) bomb and could jettison the undercarriage on take-off. Flight testing began in the spring of 1945, but the Tsurigi was not used operationally. Nine near-complete examples are shown here.
Самолет ДРЛО Grumman E-1B Tracer разработан на основе планера транспортного TF-1 с новым двухкилевым хвостовым оперением и обтекателем антенны РЛС диаметром 5,33 м. Всего построено 66 E-1B Tracer, первый самолет ушел заказчику 20 января 1969 года. Обычно E-1B патрулировали по семь часов в радиусе около 280 км от авианосца. При выполнении задач противолодочной обороны E-1B обычно использовались для управления действиями самолетов S-2.
Рядом с самолетом сопровождения T-38 Talon видны гигантские размеры 777-го (первый прототип, борт N7771). Внедрение новой концепции разработки повлияло и на организацию летных испытаний, в них задействовали девять самолетов, на каждом отрабатывался свой аспект программы. Интенсивные и динамичные испытания позволили сократить время до начала поставок самолетов авиакомпаниям. "Boeing" заранее заручилась согласием нескольких покупателей, уверенных в получении авиалайнеров с минимальным количеством проблем технического характера.
Дебют 777 Freighter. 14 июля 2008г.: первый прототип 777 Freighter, заявленного фирмой "Boeing" как "самый эффективный в мире двухдвигательный грузовой самолет", выполнил первый полет в Пайн-Филд, Эверетт, штат Вашингтон. Несмотря на проблемы с передачей бортовых данных на пункт телеметрии в Боинг-Филд, самолет оставался в воздухе три часа, как и планировалось. Вице-президент Дэннис О'Донохью, отвечающий на "Boeing" за летные испытания, выразил удовлетворение результатами полета. Самолет набрал высоту 5438 м и достиг скорости 500 км/ч. 777 Freighter стал шестым вариантом в семействе Boeing 777, он обладает самой большой дальностью полета среди грузовых самолетов с двумя двигателями. На момент первого полета 777 Freighter "Boeing" имела заказы на 78 самолетов от 11 компаний.
В парке "All Nippon Airways" 16 самолетов 777-200, семь 777-200ER (еще пять заказано), семь 777-300 и 19 типа 777-300ER. В апреле 2010 года на линии между Японией, Европой и США авиакомпания выпустила 777-300ER с усовершенствованным интерьером, большим пространством для пассажиров, лучшим обслуживанием и комфортом.
Авиакомпания "British Airways" остается клиентом "Boeing". Несмотря на выгодные предложения от "Airbus", компания закупила 777-й. Американский производитель предлагает один из лучших самолетов своего класса в мире, успешно конкурирующий и с двухдвигательным Airbus A330 и с четырехдвигательным A340.
"Cathay Pacific" стала первой обладательницей 777-го с двигателями Rolls-Royce Trent 800. Британские двигатели прошли испытания в марте 1995 года на Boeing 747-100, затем были установлены на 777-й, принадлежавший "Boeing". Первый полет состоялся 26 мая 1995 года. Два 777-х компании "Cathay" использовались в программах сертификационных и эксплуатационных испытаний.
7 июня 1995 года "United Airlines" первой в мире начала эксплуатацию Boeing 777, первый самолет компания получила 15 мая. "United" была партнером "Boeing" по разработке 777-го, это помогло конструкторам понять и решить многие проблемы эксплуатации авиалайнеров. При участии "United" на 777-м оптимизировали систему жизнеобеспечения, багажные полки салонов и даже отделку интерьера. На фотографии 777-й стоит рядом с пассажирским Boeing Model 247, который считается первым пассажирским самолетом современной компоновки.
The Museum of Flight's Boeing 247D provides scale to a United Airlines 767 - 53 years separate the first flights of their prototypes.
Boeing 777 - самый крупный в мире авиалайнер с двумя двигателями, а вариант 777-200LR обладает самой большой для пассажирских самолетов дальностью полета. 777-й - первый авиалайнер "Boeing" с электродистанционной системой управления. На мировом рынке самолет имеет огромный успех. На фотографии: 777 Freighter из компании "Qatar Airways Cargo".
В 1933-м году появился Hart Trainer (на фото) с двойным управлением, эти самолеты поступили в училище ВВС в Крэнуэлле и в две истребительные эскадрильи.
16 декабря 2008г.: в Палмдейле, Калифорния, состоялась выкатка первого из двух прототипов БЛА "Northrop Grumman" X-47B UCAV. Прототипы построены в рамках программы ВМС США Unmanned Combat Air System - Demonstration (UCAS-D) no созданию БЛА палубного базирования и отработки технологии автономной дозаправки БЛА в воздухе.
Ту-16КС с ракетами КС-1, ВВС Индонезии. Поставленных в страну Ту-16КС хватило для двух эскадрилий, самолеты выполняли противокорабельные задачи. После недолгой эксплуатации 22 оставшихся в строю Ту-16 были отправлены на хранение.
Ту-16К-10-26 был одной из последних ракетоносных модификаций Ту-16. Основным вооружением самолета являлись крылатые ракеты К-26. Допускалась подвеска двух ракет, по одной под каждой плоскостью крыла. Но обычно полеты выполнялись с одной ракетой под левой консолью. Была возможность подвески ракеты К-10 в полуутопленном положении под фюзеляжем, что на практике почти не использовалось. Ракетоносцы Ту-16К-10-26 состояли на вооружении авиации ВМФ и Дальней авиации.
Ракета КС-1 "Комета-Снаряд" (ОКБ-155, ныне МКБ "Радуга") под крылом Ту-16КС. Экспонат музея ВВС Индонезии. Аэродинамически и компоновочно ракета КС-1 напоминала истребитель МиГ-15.
Под крылом Ту-16 подвешивались очень большие ракеты. КСР-2, KC-10 и КСР-5, разработанные в МКБ "Радуга", по размерам не уступали некоторым истребителям.
Аргентина приобрела в 1962 году шесть S-2A, снятых с вооружения в США, а в 1967 году - один S-2F, который позже сгорел при пожаре. Шесть самолетов прошли модернизацию с установкой ТВД. Аргентина является одним из двух современных эксплуатантов Tracker.
За 20 лет ВВС Тайваня получили от США 55 самолетов S-2, 22 из них прошли модернизацию в S-2T Turboprop. Все S-2 в 1998 году передали из ВВС в ВМС, 21 самолет эксплуатируется до сих пор.
Японские Морские силы самообороны закупили в общей сложности 60 S-2F, их поставки начались в 1957 году. Самолетами вооружили 11-ю группу в Каное и 14-ю - в Ацуги; в марте 1984 года S-2F заменили на P-3 Orion.
Голландская авиация ВМС (Marine Luchtvaart Dienst) закупила в США и Канаде 45 самолетов Tracker, в том числе и 26 новых S-2F. На авианосце "Карел Доорман" do 1966 года базировались подразделения 2-й и 4-й эскадрилий.
В полете самолет (№151684) из эскадрильи VS-37 палубной противолодочной боевой группы (CVSG) - один из 252 построенных S2F-3S (позже S-2E). От более ранних вариантов данная модель отличалась, прежде всего, наличием тактической навигационной системы AN/ASN-30.
Во время войны во Вьетнаме восемь эскадрилий, вооруженных S-2 Tracker, включая и VS-33 (на фотографии), 13 раз несли боевую службу в Тонкинском заливе. Самолеты выполняли противолодочное патрулирование, морские поисково-спасательные операции и корректировали огонь корабельной артиллерии.
TS-2A, окрашенный в броские цвета Тренировочного командования ВМС США, принадлежал эскадрилье VT-28, на вооружении которой Tracker оставались дольше всего. В учебно-тренировочный TS-2A модернизировали самые первые боевые варианты самолета Tracker.
Самолеты S-2A позднего выпуска (от №133 240 и далее) отличались установленной над кабиной аппаратурой РЭБ AN/APA-69A и смонтированным под правой плоскостью крыла мощным прожектором. Самолеты окрашивались в серый и белый цвета.
Для замены Fairey Gannet Австралия в 1965 году заказала 14 самолетов S-2E, которые впоследствии базировались на авианосцах "Альбатрос" и "Мельбурн". При пожаре в ангаре сгорело семь самолетов, поэтому в 1977 году для восполнения потерь пришлось закупить еще десять S-2G. Австралия сняла Tracker с вооружения в 1983 году.
Бразилия сняла с вооружения свои S-2 в 2002 году. Бразильская карьера Tracker получилась длинной - первый самолет был поставлен в 1965 году. После отказа ВМС Бразилии от эксплуатации S-2, все самолеты передали в Береговое командование ВВС.
Три S-2A, снятых с вооружения ВМС США, в 1969-1970 годах поступили в ВМС Уругвая. В 1982 году приобретены еще три S-2G также из ВМС США. Три первых самолета прошли ремонт на заводе "Grumman". Сейчас все машины списаны, вместо них используются два C-212 Aviocar.
Первым импортером Tracker стала Канада, получившая самолет для проведения оценочных испытаний в 1956 году. Вооруженные силы Канады эксплуатировали 100 CS-2F1 и CS-2F2, построенных как в США, так и компанией "de Havilland Canada". На смену Tracker пришел CP-140 Aurora.
Ранние Tracker (на фотографии - S2F-1 первой заводской серии) поставлялись окрашенными целиком в цвет "midnight blue". На завершающем этапе своей карьеры большинство самолетов, однако, получили более яркую окраску.
Tracker второй линии. По мере выпуска более совершенных моделей 207 самолетов S2F-1 доработали в учебный противолодочный вариант (обозначение S2F-1T, позже TS-2A). TS-2A использовался также для обучения летчиков многомоторных самолетов и стал последним из Tracker, снятых с вооружения ВМС США в 1979 году, когда на смену этим машинам в подразделении VT-28 пришли учебно-тренировочные T-44A. 51 самолет S2F-1 модернизировали в S2F-1U (позже US-2A), использовавшиеся как транспортные самолеты, буксировщики мишеней и пр. Затем 66 самолетов S-2A и большинство S-2B доработали в варианты US-2B.48 S-2C - в US-2C, несколько S-2D - в US-2DH S-2F - в US-2F. Самолет US-2C на снимке (№ 133 376) состоял на вооружении звена, размещенного на авиабазе Неаполь.
В начале своей карьеры S2F считался самолетом повышенной аварийности. Но, тем не менее, Tracker стали первыми двухмоторными машинами, которые массово применялись на небольших авианосцах. На эскортных и легких авианосцах, таких как "Рэндольф" (на фотографии), Tracker пришли на смену AF-2 Guardian. На каждом вспомогательном противолодочном авианосце обычно базировались две эскадрильи Tracker, эскадрилья противолодочных вертолетов и отряд самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.
S-2D из подразделения VS-26/36 в ожидании взлета на палубе авианосца "Рэндольф", начало 1960-х годов. В то время каждому палубному авиакрылу придавались самолеты специализированного противолодочного авиакрыла.
Противолодочный Tracker имел широкий ассортимент вооружения, но "главным калибром" являлись ядерные глубинные бомбы Mk 101 "Lulu". На фотографии: в отсеке вооружения висит массогабаритный макет бомбы "Lulu".
Накануне интеграции противолодочных сил в состав авиакрыльев многофункциональных авианосцев и принятия в начале 1970-х годов на вооружение S-3 Viking, 49 самолетов S-2E модернизировали в S-2G. На фотографии: S-2G из эскадрильи VS-31.
Канадские CS-2F, позже обозначавшиеся CP-121, в начале своей карьеры служили в противолодочной обороне, а в конце использовались для патрулирования 200-мильной экономической зоны у побережья Канады, введенной в январе 1977 года.
Для замены самолетов Avenger, применявшихся в качестве транспортного средства для людей и грузов при доставке на авианосцы, компания "Grumman" предложила S2F-2 без целевого оборудования и вооружения. В 1955 году такие TF- 1 Trader начали поступать в специализированные подразделения Fleet Tactical Support Squadron и Fleet Logistics Support Carrier Onboard Delivery Squadron, а также вошли в состав авиакрыльев ударных и противолодочных авианосцев - последних кораблей, на которых базировались самолеты с поршневыми двигателями и имевших запасы авиационного бензина. После вывода этих авианосцев из боевого ядра флота транспортные TF-1 базировались только на береговых аэродромах. Последний TF-1 списали 27 ноября 1988 года.
S-2E Tracker. В 1974-1975 годах ВМС Венесуэлы (Aviacion de la Marina Venezolana) полу чили восемь машин S-2E Tracker, снятых с вооружения в США. Самолеты базировались на Пуэрто-Кабелло и применялись как противолодочные. Они оставались на вооружении до начала 1990-х годов. Недорогие и универсальные самолеты Tracker ценились в государствах Южной Америки, их использовали во многих странах этого региона.
Conair Turbo Firecat
Этот истребитель, принятый на вооружение в 1932 году, использовался четырьмя эскадрильями 11-го авиационного батальона Квантунской армии в боях против китайцев в Маньчжурии.
На Пе-2УТ вместо кабины штурмана была оборудована кабина инструктора. Пе-2УТ сохранил бомбардировочное вооружение в полном объеме. На фотографии - Пе-2УТ ВВС Польши.
Pe-2UT trainers serving with the Polish Air Force in the late 'forties.
Прототип DC-9-40 (сфотографирован над лайнером "Куин Мэри") выполнил первый полет в ноябре 1967 года. 71 серийный самолет поступил авиакомпаниям SAS и TDA.
Компания BWIA начала использовать DC-9-51 в 1977 году. В новом салоне пассажирам столь же комфортно, как в широкофюзеляжных авиалайнерах.
В 1981 году "Finnair" получила последний построенный DC-9-50. Авиакомпания использовала 12 таких самолетов на внутренних линиях.
Этот DC-9-51, поставленный "Hawaiian Airlines" в июле 1978 года, эксплуатировался до ноября 2001 года. Всего в 1974-1981 годах построено 96 самолетов серии 50, часть из которых летает и сегодня.
DC-9 всех вариантов очень хорошо продавались в Европе. DC-9-50, способный перевозить 139 пассажиров в варианте максимальной загрузки или 122 пассажира в салонах двух классов, пользовался популярностью в компаниях типа "Inex-Adria", авиаперевозчиков между городами Европы и курортами.
DC-9 Series 20 был разработан специально для полетов с коротких ВПП. Поводом для его создания стали требования авиакомпании SAS к лайнеру для замены ее парка Convair CV-440. "Douglas" объединила фюзеляж Series 10 с крылом увеличенного размаха от Series 30 и установила доработанные двигатели JT8D-11 тягой по 67,50 кН, как на DC-9-40. Это позволило эксплуатировать самолет с ВПП длиной не более 1370 м при температуре до 29°С, что полностью удовлетворяло требованиям SAS, которая и стала единственным покупателем этого варианта, начав эксплуатацию первых 10 DC-9-21 в январе 1969 года. Построено всего десять DC-9-20.
DC-9-40 с фюзеляжем, удлиненным по сравнению с DC-9-30 на 1,87 м, был заказан японской "Toa Domestic Airlines" для коротких внутренних линий с большими пассажиропотоками.
McDonnell Douglas DC-9 Srs 40 in the insignia of Toa Domestic Airlines of Japan
3 ноября 2008г.: после первого полета 16 сентября первый F-15SG (серийный 05-0001) для ВВС Сингапура представлен на заводе "Boeing" в Сент-Луисе. В рамках программы Peace Carvin V Сингапур заказал 24 F-15SG, самолеты предназначены для замены A-4SU Skyhawk.
Первый прототип Saras сфотографирован в своем первом полете. Несмотря на большую задержку с реализацией программы, еще сохраняется надежда на получение заказов.
Ki-84-Ia из 183-й специальной ударной авиагруппы (Shimbu-Tai), Татебейши, Япония, август 1945 года. После массированных ударов авиации союзников по японской промышленности в начале 1945 года стало сложно поддерживать истребители в боеспособном состоянии.
Сформированная вместе с 71-й и 72-й группами в июне 1944 года, 73-я авиагруппа сразу же включилась в борьбу за Филиппины. Этот архипелаг стал приоритетным театром военных действий для самолета Ki-84. На рисунке Ki-84-Ia из 1-й эскадрильи 73-й авиагруппы.
Nakajima Ki-84-Ia из 58-й специальной ударной авиагруппы, август 1944 года.
В конце Второй мировой войны японцы построили для выпуска Ki-84 Hayate даже подземные сборочные линии.
Nakajima Type 4 Fighter, Model Ia (Ki.84-Ia "Frank")
Трофейный Ki-84 в США. Некоторое количество Ki-84 использовалось войсками китайских коммунистов в гражданской войне, такими самолетами располагали и китайские националисты.
Еще один трофейный Ki-84. В конструкции Ki-106 из-за нехватки алюминия широко использовалась древесина.
На самолетах ранней постройки устанавливались трехлопастные воздушные винты. На фотографии - Ki-84 с четырехлопастным винтом, который позволял использовать всю мощность установленного на истребителе двигателя.
Несколько Ki-84 достались союзникам как трофеи. Американцы захватили два самолета, один из них они довели до пригодного к полетам состояния; впоследствии эту машину передали в японский музей.
Junkers Ju 188D-2. К моменту принятия на вооружение Ju 188 существенно превосходил Ju 88. Если бы производство 188-го развернули раньше, то результативность Ju 88 не была бы столь значительной. Ju 188B воевали в небольшом количестве, поэтому повлиять на положение на фронтах эти самолеты не могли. Примерно половина построенных Ju 188 поступила в разведывательные части, их использовали как над сушей, так и над морем (с поисковой РЛС FuG 200 Hohentwiel). Здесь изображен Ju 188D-2 поздней постройки с моторами Jumo 213. Самолет состоял на вооружении подразделения 1.(Fern) Staffel/Aufklarungsgruppe 124, дислоцированного в Киркенесе, Норвегия.
Линейка Ju 188D-2 из 1.(F)/FAGr 124, Киркенес, Норвегия. Ju 188D-2 были нацелены на борьбу с судоходством и ведение морской разведки и, как правило, снабжались РЛС FuG 200 Hohentwiel.
Ju 88 V44 был вторым прототипом Ju 188 и отличался хвостовым оперением увеличенной площади. В середине 1942 года самолет получил обозначение Ju 188. Два прототипа принимали участие в летных испытаниях.
Выпуск Ju 188E с моторами BMW 801 начался раньше, чем постройка Ju 188A с моторами Jumo 213. На фотографии - предсерийный Ju 188E-0, использовавшийся как личный самолет генерала Эрхарда Мильха.
Модификации "A" и "E" выпускались в варианте торпедоносца-бомбардировщика. На фотографии - Ju 188E-2. На подвеске под внутренними секциями консолей крыла самолет мог нести две 800-кг торпеды LT 1B или две 765-кг торпеды LT F5b. Прицел для сброса торпед устанавливался в носу, в нижней части фюзеляжа монтировалась РЛС FuG 200.
Этот камуфлированный в коричневый и зеленый цвета Ki-49-I базировался в начале 1944 года в Китае.
Бомбовая нагрузка Ki-49 составляла всего 1000 кг, но в Японии относили его к категории тяжелых бомбардировщиков. Эти самолеты широко применялись в боевых действиях, но из-за плохих летных данных несли тяжелые потери от истребителей.
Ki-49 ранней постройки, вооружение на нем не установлено. Возможно, это одна из учебно-тренировочных машин, так как на фюзеляже отсутствует символика подразделения, что было типично для японских учебных самолетов.
Этот Ki-49 Donryu ("Helen") уничтожили на одном из аэродромов Марианских островов. Ki-49 предназначался для замены Mitsubishi Ki-21 ("Sally"), но подразделения, вооруженные Donryu, несли очень тяжелые потери начиная с действий на Филиппинах.
The Wewak missions often achieved total surprise as is evident in this camera-gun view of a Nakajima Ki-49 of the 62nd Sentai as it takes 0.50 cal machine-gun fire. Note the bomb load behind the aircraft, pointing to a planned mission that morning.
Nakajima Ki-49-II Donryu "Helen"
Audax - взаимодействие с Армией. В 1931 году британские ВВС сформулировали требования к преемнику Armstrong-Whitworth Atlas, самолету для взаимодействия с сухопутными войсками. Поскольку Hart уже показал свои возможности, то его решили использовать в новом качестве, и заказали 40 самолетов. От стандартных Hart они отличались удлиненными выхлопными патрубками, улучшившими летчику обзор вниз. На шасси установили поднимаемый крюк (на фотографии) для приема корреспонденции с земли без посадки. В 1932 году новым вариантом вооружили эскадрилью IV(AC). Следующие заказы (построено более 400 самолетов) разместили на заводах компаний "A.V. Roe", "Bristol", "Gloster", "Westland" и самой "Hawker". Самолеты эксплуатировались в метрополии, Индии, на Ближнем Востоке, экспортировались в Персию (с моторами P&W Hornet) и Ирак. В ходе укрупнения состава британских ВВС в середине 1930-х годов часть Audax передали в авиационные училища. На вооружении некоторых заморских частей первой линии Audax оставались до 1941 года.
Demon. Изображен самолет в окраске 604-й эскадрильи (графство Мидлсекс) Вспомогательных ВВС, дислоцированный в Хендоне. 604-ю перевооружили на Demon в 1935 году. В 1939 году она стала эскадрильей ночных истребителей и получила Blenheim.
Самолеты поздней постройки ("Boulton-Paul") отличались турелями Frazer-Nash с гидроприводами, закрытыми обтекателями "lobster-back" и были известны как "Turret Demon" (на фотографии).
Hawker Turret Demon.
Легкий скоростной двухместный моноплан Nardi F.N.305 отличался сочетанием достаточно мощного радиального двигателя с убираемыми основными стойками шасси.
Учебный и туристский вариант Nardi F.N.315 являлся развитием F.N.305, от которого отличался наличием закрытой и хорошо остекленной пассажирской кабины.
В 1933 году Osprey появились на многих кораблях. За 37 самолетами Osprey типа Mk I последовали 14 Mk II (с новыми поплавками) и 52 - Mk III (на фотографии). Mk III стал самым массовым вариантом, каркас его фюзеляжа для повышения коррозийной устойчивости выполнили из нержавеющей стали.
18 марта 2008г.: в Луховицах первый полет выполнил головной в серии двухместный МиГ-29КУБ (серийный 113), предназначенный для ВМС Индии. Полет продолжался 42 мин, экипаж - летчик-испытатель Павел Власов и начальник штаба ВМС Индии Суриш Мехта.
Карьера CJ-6 в Вооруженных силах КНР оказалась короткой, но гражданские организации использовали самолеты данного типа массово и на протяжении длительного периода времени.
Примечательно, что несколько YS-11A были поставлены на экспорт. Этот YS-11A (N114MP) построили в 1968 году для аргентинской авиакомпании ALA. В ней он эксплуатировался под регистрацией LV-JII, пока в 1981 году не был продан авиаперевозчику из США "Mid Pacific Air", который использовал самолет на Гавайях до 1988 года.
На базе YS-11A с увеличенной взлетной массой разработали несколько грузовых модификаций, включая YS-11A-200 "Combi", способный перевозить или пассажиров, или груз. Грузовой вариант - 400-я серия, грузопассажирский - 600-я серия с еще большей взлетной массой. Все самолеты YS-11A-300, -400, -500 и -600 имели грузовую дверь на левом борту, в грузовые был переоборудован и ряд других самолетов. На снимке - первый YS-11A, Series 205, приобретенный американской "Pinehurst".
YS-11 использовался не только гражданскими авиакомпаниями - большое количество самолетов приобрели Силы самообороны Японии. На фотографии представлена одна из последних военных машин - YS-11M. Морские силы самообороны эксплуатировали YS-11M до 2011 года.
В полете второй прототип YS-11, внешне он похож на британский Hawker Siddeley HS-748. Служба самолета в японских региональных авиакомпаниях получилась долгой - последний борт списали в 2006 году.
NAMC YS-11
Штатный мотор Continental IO-470-P мощностью 250 л.с. (186 кВт) позволял Riviera разгоняться до максимальной скорости 285 км/ч