Nanchang Q-5 / A-5 Fantan
Страна: Китай
Год: 1970


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии
Nanchang Q-5 и A-5 "Fantan"

  Специализированный ударный самолет Q-5 "Fantan" был разработан на основе истребителя J-6, который, в свою очередь, является китайской копией советского МиГ-19. Проектирование штурмовика началось в 1958 году. Конструкторы очень быстро "ушли" от изначального МиГ-19, сохранив почти неизменной лишь хвостовую часть фюзеляжа и основные опоры шасси. Для снижения лобового сопротивления в области трансзвуковых скоростей носовую часть выполнили заостренной. В фюзеляже сделали отсек вооружения длиной 4 м, еще два пилона для подвески разместили под фюзеляжем. За счет новой носовой части фюзеляжа улучшился обзор из кабины летчика вниз-вперед. В перспективе в носовом обтекателе планировали установить РЛС, но это не реализовали. Для повышения путевой устойчивости была увеличена площадь вертикального оперения. Воздухозаборники двигателей размещены по бокам. Новая основная опора шасси при уборке поворачивается на 90° так, что колесо укладывается плоско в нишу фюзеляжа.

  Сборка прототипа началась в мае 1960 года, но из-за "культурной революции" работы по теме практически прекратились. В полном объеме разработка и постройка прототипа возобновились в 1963 году. Прототип взлетел 4 июня 1965 года. Первые полеты выявили необходимость внесения значительных изменений в конструкцию планера, тормозной, гидро- и топливной систем, вооружения. В октябре 1969 года первые полеты выполнили еще два прототипа, а в 1970 году самолет под обозначением Q-5 запустили в серийное производство. Для Вооруженных сил Китая построено порядка 1000 машин четырех модификаций.
  Существовал специализированный самолет Q-5, оптимизированный для тактического ядерного оружия, - во внутреннем отсеке фюзеляжа подвешивалась бомба мощностью 5 кг или 20 кт в тротиловом эквиваленте. Об этой модификации почти ничего неизвестно. Вариант с увеличенной дальностью Q-5I приняли на вооружение в 1983 году, вместо бомбоотсека разместили топливный бак, доработали шасси, контейнер тормозного парашюта перенесли в основание киля, под фюзеляжем смонтировали дополнительные узлы подвески вооружения, установили новое катапультное кресло Тип I и двигатели WP-6 Series 6. Масса подвешиваемого вооружения была увеличена на 500 кг, а радиус действия на малой высоте возрос на 35%. Q-5I морской авиации могли нести противокорабельные ракеты C-801 и торпеды.
  Производство Q-5IA началось в 1985 году. Под крылом разместили два дополнительных пилона для вооружения, установили систему централизованной заправки топливом под давлением, новую систему управления вооружением и новое оборудование пассивной самообороны. 40 самолетов Q-5IA поставили в КНДР. Q-5II отличался от Q-5IA незначительно, в частности, стоял приемник предупреждения о радиолокационном облучении. Экспортный вариант A-5C этой модели поставлялся Пакистану (52 самолета), Бангладеш (24) и Бирме (24). Его производство началось даже раньше, чем выпуск Q-5II. A-5C для ВВС Пакистана обозначался A-5-III и отличался улучшенным БРЭО, совместимым с вооружением западного производства, включая УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder, в кабине устанавливалось катапультное кресло Martin Baker Mk 10L.
  На прототипах Q-5K и A-5M смонтировали авионику французского и итальянского производства, но в серию варианты не пошли. Модернизацию парка Q-5 путем установки западного БРЭО также не осуществили. В 1998 году NAMC была переименована в "Hongdu Aviation Industry Group" (HAIG).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nanchang Q-5IA "Fantan"

  Тип: одноместный ударный самолет
  Силовая установка: два ТРДФ Liming (LM) (ранее Shenyang) Wopen-6A тягой по 29,42 кН, тяга на форсаже 36,78 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 1190 км/ч или М=1,2; максимальная скороподъемность на форсаже на высоте 5000 м - 6180 м/мин; практический потолок 15 850 м; боевой радиус по профилю полета "низкая - низкая - низкая высота" с максимальной нагрузкой без включения форсажа 400 км
  Масса: пустого 6375 кг; максимальная взлетная 11830 кг
  Размеры: размах крыла 9,68 м; длина с ПВД 15,65 м; высота 4,33 м; площадь крыла 27,95 м2
  Вооружение: две 23-мм пушки Тип 23-2K в корнях крыла, подвесное вооружение массой до 2000 кг на четырех подкрыльевых и шести подфюзеляжных узлах подвески, включая УР "воздух-воздух" малой дальности PL-2, PL-3, PL-5 или PL-7, 100-, 25- и 500-кг бомбы, блоки НАР калибра 90 или 56 мм
На рисунке - ранний Q-5 китайских ВВС (это видно по его окраске цвета натурального металла). Всего для китайских Вооруженных сил было выпущено не менее 1000 Q-5. ВВС использовали его в роли истребителя-бомбардировщика. Уступая J-6/МиГ-19 в маневренности и скорости на большой высоте, Q-5 превосходил их в скорости на малой высоте.
Вооруженные силы КНР получили от 400 до 500 Nanchang Q-5 "Fantan". Самолетами оснащались полки ВВС и морской авиации, предназначенные для непосредственной поддержки Сухопутных войск, нанесения ударов по наземным и надводным целям, а также ПВО. Вооружение размещалось на восьми внешних узлах подвески, встроенное вооружение состояло из двух 23-мм пушек. "Fantan" мог нести одну 5- или 20-кт ядерную бомбу.
Kiang 5 tactical strike fighters of the Air Force of the People's Liberation Army serve both in overall natural metal finish, as illustrated
Истребитель-бомбардировщик Q-5, созданный на базе МиГ-19, пошел в серию в 1969 году и к 2010 году все еще оставался основным истребителем-бомбардировщиком ВВС КНР. Построено более 900 таких машин.
Q-5III "Fantan". Q-5 имел недостаточные дальность полета и массу боевой нагрузки, но все равно долго оставался очень неплохим истребителем-бомбардировщиком благодаря большой скорости на малых высотах и высокой надежности. Самолет на рисунке несет трехтоновый камуфляж, как на экспортных машинах, а на внешней подвеске - бомбы, НАР и УР PL-5.
А-5 (Q-5III) ВВС Пакистана, 7-я эскадрилья, база Марсур.
Созданный на базе истребителя J-6 (МиГ-19С) ударный самолет Q-5 (A-5) состоит на вооружении ВВС КНР, Пакистана, Бангладеш и Бирмы
С течением времени вера пакистанцев в возможности F-6 не только не поколебалась, но и, видимо, упрочнилась, о чем можно судить на основании того факта, что на вооружение ВВС были приняты китайские истребители-бомбардировщики Q-5, являющиеся в сущности глубокой модификацией МиГ-19.
На фотографии A-5 ВВС Пакистана, хорошо видны характерные только для данной модификации воздушные тормоза и направляющие для УР Sidewinder.
Пакистан был одним из крупнейших эксплуатантов A-5. Более ста A-5C поступили на вооружение 7-й, 16-й и 26-й эскадрилий, но в 2011 году они были сняты с вооружения.
Q-5IIIA ВВС Бангладеш
На экспорт Q-5 поставлялся под обозначением A-5, такие самолеты получили вооруженные силы Бангладеш, Мьянмы и Судана.
Пакистанские A-5 отличались от других экспортных вариантов оборудованием западного производства, включая катапультные кресла Martin Baker.
Q-5III с обычным вариантом боевой нагрузки - четыре 250-кг бомбы на подфюзеляжных пилонах, блоки НАР и подвесные топливные баки под крылом. На внешних подкрыльевых пилонах обычно подвешивали УР класса "воздух - воздух", на рисунке - PL-7 - китайский аналог французской R.550 Magic.
Сегодня основной экспортный оператор A-5C - это Мьянма (Бирма), чьи ВВС в 1992-2000 годах получили 36 самолетов. На сегодня в строю находится около 20 машин. На фотографии - китайский Q-5III с надписью A-5C.
На данной фотографии Q-5III хорошо видна форма крыла в плане, заимствованная у МиГ-19. 760-литровые ПТБ использовались на самолетах регулярно.
PL-7 под крылом экспортного штурмовика A-5C
Уступая наиболее современным зарубежным самолетам, имевшиеся в большом количестве китайские Q-5 оставались серьезной ударной силой ВВС НОАК, а в рамках модернизации получили новое БРЭО и вооружение. Данный Q-5III, обозначенный как A-5C, выполняет бомбометание авиабомбами малого калибра.
Второй опытный Q-5, первый полет 4 июля 1965г.
The Nanchang A-5 is another of the military aircraft featured in the Chinese exhibit at Farnborough, with details of the A-5M for which Aeritalia will provide new avionics. This illustration shows the earlier A-5 III.
Самолет первых серий
Q-5A - носитель ядерного оружия. Ядерные испытания были проведены 7 января 1972г.
Бомбоотсек Q-5A
A fully-armed Kiang 5 ground attack fighter of the Air Force of the People’s Liberation Army with 551-lb (250-kg) bombs on the external fuselage stores stations and rocket pods on the projecting inboard wing pylons. The widely-spaced nosegear doors, clearly seen in this photograph, are likely to have highly adverse effects on directional stability in the gear-down configuration.
This photograph of the Kiang 5 shows clearly the asymmetrical arrangement of the nosegear doors, the starboard-mounted gun camera, the di-electric panels for the radar altimeter, the three-rod IFF antennae and the large optical panel offset to port. The barrel of the starboard 30-mm wing root cannon can be seen. The 167 Imp gal (760 I) drop tanks on the pylons outboard of the maingear attachment points are normally carried at all times, but can be replaced by ordnance for short-range missions.
The Nanchang A-5 is another of the military aircraft featured in the Chinese exhibit at Farnborough, with details of the A-5M for which Aeritalia will provide new avionics. This illustration shows the earlier A-5 III.
This new photograph of the Shenyang F-9, alias Fantan-A - first illustrated in this column last month - reveals additional details of this Chinese derivative of the MiG-19. Noteworthy is the apparent absence of a nose radome, suggesting that the primary task of this version at least is strike, and it is now obvious that the nosewheel retracts forwards and not aft as thought previously. The ejection seat and weapons sight appear to be of early Soviet pattern.
К ночному вылету готовится Q-5-IA
Специальный ударный самолет-торпедоносец для флота, оборудованный локатором в носовой части
A-5M - доработанный самолет с новым прицельно-навигационным комплексом (первый полет в августе 1988г.)
Истребитель-бомбардировщик Q-5
Kiang 5 tactical strike fighters of the Air Force of the People's Liberation Army serve both in overall natural metal finish and in camouflage, as seen here. The half-and-half planview illustrates only the starboard side of the aircraft