Мировая Авиация 228
-
Югославская армия располагала двумя полками вертолетов Ми-8 и активно использовала их во время операции в Словении, обеспечив подразделениям ЮНА высокую мобильность. Во время одного из вертолетных десантов, как утверждается, один Ми-8 был сбит.
Хотя J-22 Orao во время боев в Югославии применяли кассетные боеприпасы и управляемые ракеты, основным их средством были все же неуправляемые авиационные ракеты. Югославские ВВС также активно использовали самолеты МиГ-21.
25 октября 1991 года капитан Рудольф Перезин (на фотографии) из 352-й разведывательной эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Желява ВВС Югославии, угнал самолет МиГ-21Р в Австрию. Самолеты угнали затем еще три летчика, также в Хорватию сбежали около 300 летчиков и техников югославских ВВС.
С сентября 2010 года операция ВС США в Ираке стала именоваться «New Dawn». На фотографии - B-1B с авиабазы Эллсуорт выполняет боевой вылет над Ираком в феврале 2011 года. Прицельный контейнер Sniper, подвешенный на самолете, впервые в боевой обстановке был использован над Афганистаном в августе 2008 года.
Контейнер Sniper (с середины 2008 года монтируется на пилоне по правому борту фюзеляжа за кабиной) позволил автономно использовать с B-1B высокоточные боеприпасы.
Все B-1B могли оснащаться шестью сдвоенными внешними узлами подвески, а один из них - 280-й серийный B-1B (№85-0068) - получил их на практике. На них можно было подвешивать лишь крылатые ракеты AGM-129A ACM. Сегодня B-1B не имеют узлов внешней подвески.
В отличие от B-1A самолеты B-1B имели нерегулируемые воздухозаборники двигателей, поскольку от бомбардировщика более не требовалось развивать скорость полета более М=2. В целях снижения радиолокационной заметности воздухозаборники оснащались S-образными перегородками.
B-1B стали основными бомбардировщиками ВВС США в операциях в Афганистане, сбросив на этом ТВД, по данным на середину 2012 года, 60% от общего количества боеприпасов. Сегодня они - «вооруженные наблюдатели», несущие боевое дежурство и готовые к немедленному оказанию поддержки сухопутным частям.
B-1B поставлялись САК в двухтоновом серо-зеленом камуфляже, но с середины 1990-х годов они несут темно-серый камуфляж, названный «gunship grey».
Возможности бортового комплекса обороны B-1B оказались хуже ожидаемых, вплоть до середины 1990-х годов разработчику не удавалось устранить имеющиеся проблемы. Комплекс включал в свой состав уникальную систему постановки активных помех, но не мог справиться с широким диапазоном средств ПВО СССР. ВВС США в итоге вынуждены были принять на вооружение самолет с ограниченными возможностями.
В апреле 1999 года пять B-1B с авиабазы Эллсуорт в Южной Дакоте были временно передислоцированы на британскую авиабазу Фэйрфорд и вместе с бомбардировщиками B-52H и танкерами KC-135R приняли участие в операции «Allied Force» на Балканах.
В 2012 году ВВС США располагали четырьмя эскадрильями B-1B - по две в 7-м (авиабаза Дайс) и 28-м (Эллсуорт) бомбардировочных авиакрыльях. На фотографии, сделанной в феврале 2010 года, запечатлены два самолета из 28-й бомбардировочной эскадрильи (Дайс). В свете новой стратегии Вашингтона, объявленной президентом Обамой в 2012 году, приоритетной задачей B-1B станет «проекция силы» в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
25 и 26 октября 2003 года B-1B из состава испытательного подразделения ВВС США с авиабазы Эдвардс установил 48 новых рекордов - по скорости, полезной нагрузке и дальности полета. В одном из полетов бомбардировщик сбросил более полусотни инертных штурмовых авиабомб Mk 82.
B-1B получил боевое крещение в операции «Desert Fox» против иракской армии в декабре 1998 года. Хотя самолеты создавались как носители ядерного оружия, они могли применять и обычные авиабомбы. На фотографии - на самолет из 28-й бомбардировочной эскадрильи подвешивают бомбы Mk 82.
Одним из типов ядерных боеприпасов, предназначенных для использования на B-1B, стали ядерные бомбы семейства B61. Максимально он мог брать на борт до 24 бомб.
В июле 2007 года самолеты B-1B вновь оказались на Ближнем Востоке - они оказывали непосредственную авиационную поддержку сухопутным частям коалиционных сил в Ираке. На фотографии - предполетный осмотр самолета в ноябре 2009 года. Многие бомбардировщики несут красочные эмблемы.
Первое подразделение ВВС США, вооруженное B-1B, достигло состояния начальной оперативной готовности 1 октября 1986 года. Впрочем, самолет имел целый «букет» проблем - ряд ключевых систем не работал, как это было запланировано.
Для выпуска 100 бомбардировщиков B-1B на предприятии «Rockwell» в городе Палмдейл, штат Калифорния, были сооружены новые производственные и испытательные мощности. Программа шла по графику или с опережением и не превысила плановый объем расходов.
В начале карьеры B-1B из-за проблем с двигателем F101 полеты бомбардировщиков были на некоторое время прекращены. Проблему удалось решить за счет переделки лопаток первой ступени.
27 июня 1991 года de Havilland Canada Dash 7 и McDonnell Douglas DC-9 были повреждены на стоянке у ангара компании «Adria Airway» во время налета Super Galeb на аэропорт Любляны. Находившиеся в ангаре Dash 7 и Airbus A320 были серьезно повреждены. Интересно, что F-84 и F-86 из местного музея остались невредимыми.
Orao были одними из наиболее современных самолетов югославских ВВС, но страдали от недостаточно эффективного техобслуживания. Кроме того, около 40 летчиков с северных авиабаз - словенцев по национальности - сбежали в родную Словению.
Во время операции ООН в Конго в 1961-1963 годах девять J 29B из авиакрыла F22 шведских ВВС дислоцировались в Камине и выполняли оттуда боевые вылеты. Там же находилась пара разведчиков S 29C.
2-й и 4-й самолеты B-1A использовались в рамках возрожденной программы по созданию стратегического бомбардировщика (B-1B). На фотографии - окрашенный в белый цвет второй B-1A принимает топливо от заправщика KC-135. Самолет был потерян во время испытаний 29 августа 1984 года.
Этот Cavalier Mustang, созданный на базе F-51D, имел двухместную кабину, современные авионику и отделку кабины, багажный отсек и возможность установки концевых топливных баков, что увеличивало дальность полета до 4023 км.
Дебютировавший на авиагонках в Рино (США) в 1975 году, этот знаменитый «RB-51» Red Baron оснащался двигателем Griffon, снятым с Avro Shackleton и развивавшим на высокооктановом топливе мощность 4000 л. с. (2982 кВт). Самолет выиграл гонки в Рино в 1977-м и 1978 годах.
На фотографии - типичный гоночный самолет Mustang на гонках в Рино в конце 1980-х годов. «Miss America» представлял собой почти не измененный P-51D. Он развивал скорость не менее 740 км/ч.
На «Stiletto» демонтировали знаменитый подфюзеляжный воздухозаборник P-51.
«Dago Red» вовремя дебюта на гонках Unlimited Cold Championship в Рино в 1982 году сразу занял первое место, а позже и побил мировой рекорд скорости.
На фотографии - типичный гоночный самолет Mustang на гонках в Рино в конце 1980-х годов. «Strega» был существенно доработан. Он развивал скорость не менее 740 км/ч.
Mustang для НАКА. До 1950 года один F-51 использовался в подразделении НАКА (NACA) в Лэнгли для изучения особенностей крыла с ламинарным профилем. В рамках создания экспериментальных самолетов (X-planes) он использовался как самолет обеспечения в центре НАКА на авиабазе Эдвардс, где проводились исследования особенностей полета на больших скоростях. На самолете было выполнено 359 полетов, но в 1959 году он был поврежден при рулежке.
На рисунке - ранний Q-5 китайских ВВС (это видно по его окраске цвета натурального металла). Всего для китайских Вооруженных сил было выпущено не менее 1000 Q-5. ВВС использовали его в роли истребителя-бомбардировщика. Уступая J-6/МиГ-19 в маневренности и скорости на большой высоте, Q-5 превосходил их в скорости на малой высоте.
Q-5III "Fantan". Q-5 имел недостаточные дальность полета и массу боевой нагрузки, но все равно долго оставался очень неплохим истребителем-бомбардировщиком благодаря большой скорости на малых высотах и высокой надежности. Самолет на рисунке несет трехтоновый камуфляж, как на экспортных машинах, а на внешней подвеске - бомбы, НАР и УР PL-5.
Пакистан был одним из крупнейших эксплуатантов A-5. Более ста A-5C поступили на вооружение 7-й, 16-й и 26-й эскадрилий, но в 2011 году они были сняты с вооружения.
Q-5III с обычным вариантом боевой нагрузки - четыре 250-кг бомбы на подфюзеляжных пилонах, блоки НАР и подвесные топливные баки под крылом. На внешних подкрыльевых пилонах обычно подвешивали УР класса "воздух - воздух", на рисунке - PL-7 - китайский аналог французской R.550 Magic.
Сегодня основной экспортный оператор A-5C - это Мьянма (Бирма), чьи ВВС в 1992-2000 годах получили 36 самолетов. На сегодня в строю находится около 20 машин. На фотографии - китайский Q-5III с надписью A-5C.
На данной фотографии Q-5III хорошо видна форма крыла в плане, заимствованная у МиГ-19. 760-литровые ПТБ использовались на самолетах регулярно.
Уступая наиболее современным зарубежным самолетам, имевшиеся в большом количестве китайские Q-5 оставались серьезной ударной силой ВВС НОАК, а в рамках модернизации получили новое БРЭО и вооружение. Данный Q-5III, обозначенный как A-5C, выполняет бомбометание авиабомбами малого калибра.
Югославский Partizan. SA 342M выпускался по лицензии югославской фирмой SOKO в конце 1980-х - начале 1990-х годов, причем вертолет прошел местную модернизацию и стал, пожалуй, одним из лучших вооруженных вариантов Gazelle. Он получил обозначение Partizan и вооружался четырьмя ПТУР 9M14 комплекса "Малютка" и двумя лицензионными УР "воздух-воздух" 9M32 комплекса "Стрела-2". Вертолеты активно применялись во время конфликтов на территории бывшей Югославии.
Данный Gripen (39-102) стал первым JAS 39A, переданным ВВС Швеции, но во время полета над Стокгольмом он был потерян. Самолет изображен с УР Rbs 15F и Rb 75/AGM-65 Maverick для борьбы с судоходством, а на концевых АПУ видны УР "воздух-воздух" Rb 74 (AIM-9L Sidewinder).
Данный JAS 39A, приписанный к авиакрылу F7 (первое подразделение Gripen в шведских ВВС), вооружен четырьмя противокорабельными ракетами - двумя Rb 75 Maverick и двумя Rbs 15F, а также парой УР "воздух-воздух" AIM-9L.
Sk 35C создавался на базе J 35A как новый самолет, но позже по данному стандарту переоборудовали и сами J 35A. Курсант (впереди) и инструктор располагались в новой носовой части фюзеляжа, причем общая длина фюзеляжа не изменилась.
Один из 12 самолетов Saab 35XS Draken, собранных компанией "Valmet" в Халли (Финляндия) и поставленных в 11-ю истребительную эскадрилью с апреля 1974 года по июль 1975 года. В эскадрилье также имелись самолеты Saab 35BS и бывшие шведские J 35F и S 35C Draken.
11-я истребительная эскадрилья Лапландского авиационного командования ВВС Финляндии стала последним эксплуатантом Draken (J 35S финской постройки). Последний Draken был списан в Финляндии в 1997 году.
Здесь изображен самолет из экспериментального и испытательного подразделения ВВС Италии (определяется по коду RS-48 в носовой части фюзеляжа), ставший седьмым серийным MB-339. Эмблема подразделения нанесена на киле. Самолет изначально входил в партию, переданную 8-й авиагруппе 14-го крыла (РЭБ и калибровка радиосвязных систем).
В 1989 году под тендер по программе "Joint Primary Aircraft Training System" (JPATS) на основе базового учебного MB-339 совместно со специалистами "Lockheed", "Hughes" и "Rolls-Royce" был разработан вариант MB-339 T-Bird II (на фото). Однако в тендере победил T-6A Texan II.
MB-339C совершил первый полет 9 июня 1983 года и представлял собой ударный вариант MB-339, оснащенный двигателем Viper 680. Экспортный успех был ограниченным.
MB-339CD можно отличить по более длинной носовой части и топливозаправочным штангам. Этот самолет принадлежит испытательному подразделению в Практика-ди-Маре.
MB-339CD - полностью "цифровой" вариант с широким набором современного БРЭО, построенного на базе шины данных MILSTD-1553B и позволяющего более эффективно имитировать сложную авионику современных боевых самолетов. В каждой кабине имеется индикатор на лобовом стекле и многофункциональные индикаторы. В состав БРЭО входят также бортовой компьютер, инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах с приемником сигналов GPS, оборудование радионавигационных систем, вычислитель воздушных параметров, радиовысотомер, лазерный дальномер и система записи и передачи данных.
Неубирающаяся штанга топливоприемника на MB-339CD позволяет обучать курсантов эксплуатации системы дозаправки топливом в полете и выполнять учебные полеты большей продолжительности, а в варианте легкого штурмовика - увеличить боевой радиус. Штангу можно демонтировать за 20 минут, скорость передачи топлива - до 200 кг/мин.
MB-339 обеспечивали летчикам превосходный обзор, что видно на данном итальянском самолете, вооруженном двумя пушечными контейнерами. Воздухозаборник под передней кабиной - для доступа воздуха для охлаждения двигательного отсека. На MB-339CD стоят более современные катапультные кресла Martin Baker Mk 10L класса "0-0". Управление креслами - либо инструктором, либо каждым летчиком самостоятельно (конкретный вариант устанавливается вручную перед полетом).
Единственным заказчиком MB-339CB стали новозеландские ВВС, которые в мае 1990 года разместили заказ на 18 машин с целью замены устаревших самолетов BAC Strikemaster из состава 14-й эскадрильи, дислоцированной в Оакеа. Самолеты были получены в 1991 году и имели на вооружении УР "воздух поверхность" AGM 65 Maverick и УР "воздух воздух" AIM-9 Sidewinder с ИК ГСН, а также НАР (самолете блоком НАР Matra 155 на 18 ракет SNEB калибра 68 мм показан на фотографии). Самолеты были сняты с вооружения в 2002 году - 17 оставшихся машин поместили на хранение.
Развитие линейки MB-339. Успех, сопутствовавший на авиарынке учебному варианту MB-339A, побудил компанию "Aermacchi" разработать на его базе одноместный легкий штурмовик. Используя предыдущий опыт модификации двухместных учебных MB-326 в одноместные штурмовики, компания "Aermacchi" затем переоборудовала один MB-339A в вариант MB-339K, который получил название Veltro 2 (на фото) и отличался от предшественника новой передней частью фюзеляжа, увеличенным отсеком БРЭО, большей емкостью топливной системы и наличием двух встроенных 30-мм пушек DEFA. В остальном MB-339K почти идентичен последним модификациям MB-339. Самолет был облетан 30 мая 1980 года, однако заказов на него не последовало.
MB-339PAN пришли на смену устаревшим Fiat G91 и с января 1982 года стали основными самолетами итальянской пилотажной группы "Frecce Tricolori".
Aermacchi MB-339s of the "Frecce Tricolori".
MB.339AA. Среди эксплуатантов самолета MB-339 была и авиация ВМС Аргентины - ее шесть вооруженных MB-339AA принимали участие в фолклендской войне. Изображенный самолет принадлежал штурмовой эскадрилье "P" 4-й эскадры авиации ВМС Аргентины и дислоцировался на авиабазе Пунта-дель-Индо. В мае 1982 года он был передислоцирован в Порт-Стенли на Фолклендских островах. MB-339AA были единственными самолетами, выполнявшими вылеты собственно с Фолклендских островов. Войну смог пережить и вернуться обратно в Аргентину лишь один самолет.
MB-339A
Приводнение A320 в Нью-Йорке. 15 января 2009г.: авиалайнер A320-214 (N106US) компании "US Airways", следовавший в аэропорт Шарлотта, штат Северная Каролина, из-за попадания птиц в оба двигателя потерпел аварию сразу поле взлета из аэропорта Ла-Гвардия в Нью-Йорке. Экипаж во главе с командиром корабля Челси Салленбергером сумел посадить самолет на поверхность реки Гудзон, недалеко от места стоянки корабля-музея авианосца "Интрепид". Все 155 пассажиров и экипаж спаслись, небольшие травмы получили пять человек.
15-22 декабря 2009г.: первые полеты совершили первый (на фотографии) и второй прототипы авиалайнера Boeing 787 Dreamliner, конструкция которого выполнена с широким использованием композиционных материалов, самолет оснащен новыми двигателями. С новым самолетом компания намерена упрочить позиции на мировом рынке.
64-я транспортная эскадра дислоцируется на авиабазе Эвре-Фовиль (BA 105) и первоначально эксплуатировала все имевшиеся в ВВС Франции самолеты C.160NG. Самолеты поступили в эскадрильи ET 1/64 «Bearn» и ET 2/64 «Anjou».
Всего ВВС Франции получили 23 самолета C.160NG, оснащенных неубирающимися топливозаправочными штангами, из которых 10 имели топливозаправочные агрегаты в левом обтекателе основной опоры шасси.
Несмотря на проведенную в рамках программы «Renove» модернизацию, самолеты C.160 Transall французских ВВС, принимавшие активное участие в операциях на Балканах, в Африке и Ливии, неуклонно приближаются к завершению своей карьеры.
C-160NG способен выполнять сброс грузов на очень малых высотах. C.160NG имеют современный комплекс бортовой обороны, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении (Thomson-CSF Sherloc) и ракетной атаки (Elta), а также автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей Type 507, размещенные на фюзеляже.
Военно-транспортные самолеты семейства Transall имеют отличные взлетно-посадочные характеристики и могут эксплуатироваться на полевых аэродромах, что хорошо видно по фотографии данного C.160NG. Базовый вариант загрузки C.160NG - 68 десантников в полном снаряжении.
5 февраля 2009г.: Береговая охрана США ввела в эксплуатацию первый HC-144A Ocean Sentry - поисково-спасательный вариант транспортного самолета EADS CASA CN.235.22 апреля самолет достиг состояния начальной оперативной готовности.
DHC-7 Dash 7 Series 110, G-BRYA - 62-й серийный самолет, в октябре 1981 года переданный "Brymon Airways" и названный "Ville de Paris" (в то время он эксплуатировался на маршрутах компании "Air France"). Когда в 1993 году "Brymon" перешла под контроль "British Airways" название изменили на "Aberdeenshire/Siorrachd Obar Dheathain".
Первый прототип Dash 7 в небе над Торонто. Самолет Dash 7 стал достойным преемником предыдущего самолета компании DHC-6 Twin Otter.
На фотографии на стоянке завода DHC запечатлены оба самолета Dash-7 Series 102 компании "Inex-Adria Aviopromet" (октябрь 1982 года). Всего до середины 1988 года было выпущено 114 самолетов Dash 7.
Великолепные взлетно-посадочные характеристики Dash 7 обеспечены, в том числе и за счет применения высокорасположенного крыла, что также облегчило посадку пассажиров.
Самолет C-GCFR (вариант Series 150) переоборудовали в самолет ледовой разведки Dash 7IR, оснастив его РЛС бокового обзора (обтекатель по левому борту) и блистерами. По состоянию на 2012 год, он эксплуатировался министерством окружающей среды Канады.
Специально для самолета A 21R был разработан подфюзеляжный контейнер на 8 пулеметов. Рисунок акульей пасти на контейнере этого самолета из авиакрыла F7 нанесен во время учений.
Данный J 21A-2 оснащен двигателем DB 605B, он был передан авиакрылу F15 в 1947 году. В 1953 году самолет был переведен в авиакрыло F12, где прослужил недолго и был заменен на J29 "Flying Barrel".
Принятый на вооружение в 1945 году, Saab J 21A-1 был единственным серийным истребителем Второй мировой войны с толкающим винтом.
Данный самолет B17 принадлежал авиакрылу F17 (авиабаза Каллинг, Швеция). Карьера Saab 17 в шведских ВВС была относительно короткой (его сняли с вооружения в 1948 году) и их быстро сменили реактивные самолеты.
Данный буксировщик мишеней B17A сохранен в годном к полетам состоянии в музее Королевских ВВС Швеции в Линчепинге. Хорошо видны большие обтекатели основных стоек шасси, работавшие как аэродинамические тормоза пикирующих бомбардировщиков.
T18B был одним из самых скоростных двухмоторных поршневых бомбардировщиков. Авиакрыло F17 шведских ВВС получило 62 самолета.
По форме носовой части фюзеляжа самолет можно идентифицировать как разведчик SF 37. На самолете не было РЛС, вылеты на разведку он выполнял без вооружения. Самолет принадлежал авиакрылу F21, дислоцированному в Лулео; на левом пилоне он несет контейнер с разведаппаратурой и средствами подсветки в ночное время.
Viggen продолжил традицию "Saab" в области создания инновационных боевых самолетов уникальной конструкции, но обладающих в то же время высокими ЛТХ. JA 37 - истребитель-перехватчик, в конце карьеры получивший такую светло-серую окраску.
24 июня 2009г.: в Тулузе поднялся в воздух первый A330, построенный по программе FSTA ("перспективный стратегический самолет-заправщик") для Великобритании. Самолет имел гражданскую конфигурацию, но затем был переоборудован в военный заправщик.
23-24 сентября 2009г.: первые полеты бизнес-джетов Legacy 650 и Legacy 600 компании "EMBRAER", соответственно. Самолеты созданы на базе очень востребованного на рынке регионального авиалайнера ERJ 135.
Этот самолет «Tsunami» был спроектирован в начале 1970-х годов для авиагонок серии Unlimited. Вначале на него планировали поставить двигатель Allison, но затем выбор пал на более крупный Merlin, собранный из комплектующих, выпущенных «Packard» и «Rolls-Royce». Обратите внимание на фонарь кабины.
Изображенный Saab A 32A принадлежал авиакрылу F17 (по шведской классификации - флотилия), дислоцированному в Роннеби и первому получившему Lansen. Перевооружение на него с Saab T18B началось в декабре 1955 года, самолеты эксплуатировались до 1976 года.
9 апреля 1983г.: после покупки фирмы "Cavalier" компания "Piper" испытала первый модернизированный самолет PA-48 Enforcer. В мае 1984 года пара машин этого типа проходила оценочные испытания на авиабазе Иглин в Калифорнии.
Этот N481PE - первый из второй пары опытных самолетов PA-48 Enforcer. Данная машина не была переделана из P-51, а была построена заново и первый полет выполнила 9 апреля 1983 года с аэродрома предприятия "Piper" в Лейкленде, штат Флорида.
29 апреля 1971г.: фирма "Piper Aircraft Corporation" начала летные испытания противопартизанского самолета PA-48 Enforcer, созданного на базе планера North American P-51. На самолет были установлены ТВД Lycoming T55 и бронезащита, позволявшая эффективно действовать под обстрелом на малых высотах.
Построили лишь два прототипа Piper Enforcer. Первый, N201PE, был одноместной машиной, а второй - двухместным вариантом. N201PE был облетан 29 апреля 1971 года.
12 ноября 2009г.: прототип вертолета AgustaWestland AW 159, ZZ400, совершил первый полет с аэродрома предприятия "Westland" в Йовиле, Юго-Западная Англия. Lynx Wildcat - многоцелевой вертолет нового поколения, его стартовым заказчиком стали британские ВМС.
Машина, ранее известная как Future Lynx, получила в Британии обозначение Wildcat. Обратите внимание на снижающие ИК-заметность дефлекторы на выхлопных трубах и измененную "фасетчатую" хвостовую балку.
3 декабря 2009г.: в Дюбендорфе (Швейцария) совершил первый подлет (на высоту чуть более метра) прототип Solar Impulse (HB-SIA). Самолет, работающий на солнечной энергии, должен оставаться в воздухе до 36 часов.
Испытания примененного на Draken нового крыла проводились на самолете Saab 210, совершившем первый полет в январе 1952 года и прозванном "Lilldraken" ("маленький Draken").
30 июля 2009г.: из цеха предприятия "Boeing" в Рентоне выкачен первый самолет БПА Boeing P-8A Poseidon, предназначенный для ВМС США. В том же году первые полеты совершили: 25 апреля - первый прототип, второй прототип - 5 июня, третий прототип - 23 сентября.
Saab Scandia стал традиционным для того времени ближнемагистральным авиалайнером, но особого успеха на послевоенном авиарынке не имел.
Данный Saab-91D Safir на 1969 год принадлежал учебной эскадрилье 2-го авиаполка австрийских ВВС.
Учебное подразделение авиакомпании "Lufthansa" было основным гражданским эксплуатантом самолетов Safir. Изображенный на фотографии Saab-91B был построен в 1954 году и на 2012 год оставался в годном к полетам состоянии.
5 марта 2009г.: в международном аэропорту Платтсбург в пригороде Нью-Йорка поднялся в воздух демонстратор технологий - летающий автомобиль Terrafugia Transition (N302TF).
27 февраля 2009г.: компания "Airbus" передала 500-й A321, A321-211 (F-GTAU), заказчику - компании "Air France". Он был передан на заводе в Финкенвердере (Гамбург), где выпускаются все авиалайнеры "Airbus" с одним межкресельным проходом.
16 февраля 2009г.: компания "Saab" передала шведским ВВС первый истребитель JAS 39A Gripen, модернизированный под стандарт JAS 39C. 11 июня первый новый JAS 39C получили ВВС ЮАР, а 16 сентября свой первый двухместный JAS 39D (№ 70101, на фото) получили таиландские ВВС.
К числу наиболее заметных зарубежных операторов Gripen относится Южная Африка. К сентябрю 2012 года ее ВВС получили все 26 заказанных самолетов, включая 17 JAS 39C и девять D. Gripen несут службу во 2-й эскадрилье "Flying Cheetahs" на базе Макадо рядом с границей Зимбабве.
ВВС ЮАР с 2007 года получили девять двухместных самолетов, которые могут нести широкий набор средств поражения местной разработки, а также УР "воздух-воздух" A-Darter.
Gripen NG оснащен двигателем General Electric F414, имеющим на 24% большую тягу, чем RM 12/F404, а также отличается увеличенными запасом топлива и массой боевой нагрузки, новой авионикой и измененным расположением основных опор шасси.
F-35 набирает обороты. 28 июля 2009г.: компания "Lockheed Martin" выкатила первый самолет модификации F-35C, построенный в рамках этапа разработки и демонстрации системы (SDD) программы Joint Strike Fighter. В том же году были выполнены первый полет второго F-35B (25 февраля) и 1000-й полет F-35 (23 июня). 26 октября компания "Northrop Grumman" начала работу над элементами конструкции первого F-35B, предназначенного для Великобритании, а 14 ноября в воздух поднялся опытный самолет AF-1. На следующий день первый F-35B, BF-1 (на фото), прибыл для испытаний на авиабазу Патуксент-Ривер.