МиГ МиГ-21бис
Варианты:
МиГ - МиГ-21бис - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (95)
МиГ-21

<...>
   МиГ-21бис, относящийся к третьему поколению истребителя (иногда относят к четвертому), является самым совершенным вариантом. МиГ-21 бис создавался как многоцелевой истребитель для Фронтовой авиации с расширенными возможностями ведения ближнего воздушного боя, благодаря усовершенствованному БРЭО и способности использовать новые ракеты Р-60(обозначение НАТО AA-8 "Aphid"), а также повышенными ударными возможностями. Но самолет не мог применять ракеты большой дальности, имел не слишком мощную РЛС, недостаточную управляемость на малых скоростях и небольшую продолжительность полета. МиГ-21бис оснащен усовершенствованной РЛС "Сапфир-21", двигателем Р-25-300 и новым накладным баком, внешне мало отличающимся от использовавшихся на машинах предыдущего поколения, но вмещающий почти столько же топлива, сколько и огромный бак МиГ-21СМТ. Первым вариантам МиГ-21бис, поступившим на вооружение в феврале 1972 года, НАТО присвоило кодовое обозначение "Fishbed-L", в то время как самолеты позднего выпуска с улучшенным БРЭО получили обозначение "Fishbed-N". Самолеты этого типа строились по лицензии в Индии с 1980 по 1987 год.
   Еще один вариант МиГ-21 бис, оптимизированный для применения ядерного оружия, не получил отдельного обозначения в НАТО.
   Хотя МиГ-21 бис давно сняты с вооружения российских ВВС, они в больших количествах продолжают использоваться другими странами. Как российские, так и западные фирмы предлагали и предлагают различные варианты его модернизации, в основном касающиеся установки новой РЛС и доработки оборудования кабины.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-21бис

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ ОКБ С. К. Туманского Р-25-300 тягой 40,20 без и 69,65 кН на форсаже, на чрезвычайном режиме - 97,12 кН при скорости более М=1 и высотах до 4000 м (не более трех мин), возможна установка двух твердотопливных ускорителей СПРД-99 тягой по 24,52 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 2230 км/ч или М=2,1 на высоте 13 000 м; начальная скороподъемность с двумя ракетами и 50% запасом топлива - 11700 м/мин; потолок 17 500 м; дальность полета с двумя ракетами и одним ПТБ - 1470 км
   Масса: пустого 5895 кг; максимальная взлетная 10420 кг
   Размеры: размах крыла 7,154 м; длина 14,70 м; высота 4,13 м; площадь крыла 23,00 м2
   Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л в нижней части фюзеляжа и до 1500 кг различного вооружения на четырех узлах подвески под крылом
Россия
МиГ-21 - самый массовый сверхзвуковой боевой самолет в мире
Мары-2 - аэродром 80-х. МиГ-21бис дежурного звена.
МиГ-21
МиГ-21бис
МиГ-21бис
Пуск ракеты класса "воздух-воздух" с самолета МиГ-21бис
Болгария
When pitted against US Air Force F-16s and F-15s in TIs, the Fishbed still has some inherent survivability features, such as its low radar cross-section and small size, which combined with suitable camouflage rendered it difficult for visual detection
Critics say the MiG-21 possessed little more than training value, but until late 2015 the BuAF used it for QRA duties.
МиГ-21бис во время последнего полета в составе ВВС Болгарии
The Bulgarian Fishbeds participated in their last international exercise in October 2015, were they flew air combat missions with Polish Air Force MiG-29s during a joint Bulgarian-Polish training event at Graf-Ignatievo.
Болгарские МиГ-21бис оставались в строю до 15 декабря 2015 г.
MiG-21 bis serial number 114 returns to the flight line at Graf Ignatievo Air Base home of the 1/3 IAE.
В настоящее время ВВС Болгарии нуждаются в пополнении самолетами МиГ-29. Ими оснащена одна из истребительных эскадрилий. МиГ-21 из-за своих ограниченных тактических возможностей сегодня кажется безнадежно устаревшим.
Совместные учения ВВС США и ВВС Болгарии "Редопи Джевлин"
МиГ-21бис ВВС Болгарии. Авиабаза Граф-Игнатьево, сентябрь 2007г.
The Fishbed saw three more years of service in Bulgaria than originally planned, but was finally retired on December 31, 2015.
Bulgaria expects to continue flying its MiG-21bis until a new multi-role fighter enters service around 2010.
The Tumansky R25-300 turbojet provided 40.20kN (9,038 lbf) dry thrust and 67.20 kN (15,653 lbf) with maximum reheat.
МиГ-21 ВВС Болгарии
Совместные учения ВВС США и ВВС Болгарии "Редопи Джевлин"
Бюджетные ограничения не позволили Болгарии модернизировать свои МиГ-21 до желаемых стандартов. Сегодня в качестве кандидатов для их замены рассматриваются F-16 и F/A- 7 8.
Armament comprised four R-60MK missiles carried on the outboard pylons and two longer range R-13Ms carried inboard.
Узбекистан
Памятник МиГ-21 у входа в Джизакское ВВАУЛ
Германия
Большое количество МиГ-21 находилось на вооружении ВВС ГДР - более 200 самолетов этого типа несли службу в трех полках, базировавшихся в Котбусе, Древитце и Марксвальде. После окончания холодной войны и объединения Германии Люфтваффе унаследовали весь парк ВВС бывшей ГДР, включая МиГ-21. В отличие от более современных самолетов, таких как МиГ-29 и Су-22, МиГ-21 были вскоре сняты с вооружения, и большую часть из них утилизировали.
МиГ-21бис
Музей Люфтваффе в Гатове - место хранения многих "стальных героев" холодной войны. Этот МиГ-21бис ВВС ГДР окрашен в цвета Люфтваффе и несет номер "24+53", хотя в ВВС объединенной Германии службу уже не нес. ВВС Национальной народной армии ГДР (Luftstreitkrafte der NVA) располагали более чем 250 самолетами МиГ-21.
Польша
A MIG-21bis from the 41st Tactical Fighter Squadron, Malbork, takes off from a snow-covered airfield. Note the new squadron markings, which were used by the pre-war 141st Fighter Squadron and by 306 Squadron (Polish) RAF during World War Two.
Югославия
Иракские МиГ-23МЛ и МиГ-21бис: б/н 23269, 21204, 21168 и 21198. Авиабаза Батайница.
Хотя J-22 Orao во время боев в Югославии применяли кассетные боеприпасы и управляемые ракеты, основным их средством были все же неуправляемые авиационные ракеты. Югославские ВВС также активно использовали самолеты МиГ-21.
До своего распада Югославия имела большой парк МиГ-21 различных модификаций (более 150 машин). В настоящее время Хорватия остается единственной из бывших югославских республик, сохранившей на вооружении эти самолеты, количество которых, как считается, не превышает двух дюжин. Хорватские МиГ-21 участвовали в боевых действиях в Сербской Крайне в 1995 году (в мае 1995 года один из них был сбит при нанесении штурмового удара по мосту в районе Босанска Градишка в Герцеговине. Летчик катапультировался, но с ним расправились после приземления). Сегодня эти самолеты имеют две основные базы - Загреб-Плесо и Пула, но могут действовать и с аэродромов оперативного развертывания по всей стране. В 1998 году Хорватия объявила о программе модернизации своих МиГ-21, которую должна была выполнить израильская фирма "Elbit".
МиГ-21бис остается наиболее распространенным истребителем югославских ВВС.
Сербия
The last Serbian MiG-21 jets are with the 4th Flight, 101st Fighter Aviation Squadron. The unit formed in 2006, having evolved from the 126th Squadron. The demon emblem on the MiG-21UM nose was inherited from the disbanded 126th
МиГ-21бис из 101-й ИАЭ ВВС Сербии. Учения "Sretenje 2007", февраль 2007г. На врезке - новые ОЗ ВВС Сербии
МиГ-21 ВВС Сербии
MiG-21bis 17163 is the first Serbian Air Force aircraft to wear the country's new national markings, which are a redesign of those worn by aircraft of the Kingdom of Yugoslavia between the two World Wars. The roundel features the national colours of red, blue and white with the 'Takovski' cross superimposed over the top, whilst a new camouflage scheme has been applied that is planned to become the standard for all Serbian military aircraft. The new colours follow the decision last June by Serbia and Montenegro to separate their armed forces after they became independent states.
Хорватия
Взлетает MiG-21bisD ВВС Хорватии. Авиабаза Задар, август 2005г.
As this photograph of a rapidly-climbing Croatian MiG-21bisD shows, there is life in the old dog yet. It is armed with two AA-8 Aphid short-range air-to-air infra-red missiles.
Эти три хорватских МиГ-21 были усовершенствованы компанией "Aerostar".
Хорватия - один из последних европейских эксплуатантов МиГ-21. Машины, прошедшие в 2003 году ремонт в Румынии, вскоре будут сняты с вооружения. На фотографии - два хорватских МиГ-21 сопровождают F-14B авиации ВМС США над Адриатическим морем (2002 год).
The last two original modernised MiG-21 bisD aircraft to remain in active service were s/n 121 and 122. The latter is the oldest HRZ MiG-21 bis, seen here decelerating at Pleso in early May 2014. It is armed with a pair of R-60MK air-to-air missiles
MiG-21 bis s/n 105 of 21 EBA, photographed at its home base of Pleso in May 2002, shows the typical paint scheme found on ex-Soviet MiG-21 s acquired from Kyrgyzstan in 1993-1994. Note the absence of serials. This aircraft was withdrawn from service in February 2003
In July 2016, MiG-21 bis s/n 105 took on the role of a pole-mounted exhibit in the memorial park at the military barracks in Velika Buna, near Zagreb, seen here in 2020. Note its spurious three-tone paint scheme and the s/n 153 - the latter was the numerical designator of the wartime unit that used to be based here
New unit insignia applied to a MiG-21 of No 1 Sqn, Croatian Air Force. In addition to the black knight with the national shield, the aircraft carries the inscription ‘Avenger of Dubrovnik’ together with the town badge below the cockpit.
Croatian Air Force (HRZ) Mikoyan-Gurevich MiG-21 bis 132 being overhauled in Odessa, Ukraine. The fighter has a new NATO-style overall grey air superiority camouflage and revised low-viz HRZ insignia.
Another view of MiG-21 bisD s/n 118 as it taxies at Pleso on March 7, 2018, on this occasion armed with R-60MK air-to-air missiles
One of the five aircraft acquired from Ukraine in 2014 s/n 134 departs Pleso in August 2015. Originally sold to HRZ as an ex-Algerian Air Force aircraft, it was found to be an ex-Bulgarian aircraft, explaining why this aircraft sported a windshield found on aircraft produced in the 1980s
Croatian MiG-21 bisDs are scrambled on practice interceptions on a weekly basis.
Истребитель МиГ-21бис, отремонтированный на Одесском авиационном заводе по заказу Хорватии. Одесса, 10 апреля 2014г.
MiG-21 bisD s/n 117 and 118 in a dramatic takeoff as a pair with full afterburner on during the air-to-ground training in September 2020. Both carry four 16-shot UB-16-57UMP-73 rocket pods under their wings, but interestingly, there is nothing in them
MiG-21 bisD s/n 118 just moments before touching down at Pleso as it returns from an air-to-ground training flight in September 2020. It has four 16-shot UB-16-57UMP-73 rocket pods under the wings, all of them empty
MiG-21 bisD s/n 133, seen here returning to Pleso after a training flight as part of the QRA pair, was the single original ex-Algerian aircraft from the five acquired in Ukraine during 2014 and the last remaining in active service, the rest having been withdrawn in 2017
A fine study of MiG-21 bisD s/n 116 preparing to land at Pleso after a training flight. Note its special tail marking, commemorating the 25th anniversary of the HRZ, applied in December 2016
Финляндия
A MiG-21bis (MG-129) displaying the crouching black lynx emblem of HavLLv 31, the flying element of the Karjalan Lennosto operating from Kuopio-Rissala
Back from the range, MiG-21BIS MG-130 of HavLLv 31 (Fighter Squadron 31) based at Kuopio-Rissala, on approach to Oulu carrying a live R-3R (AA-2-2 Advanced Atoll) AAAI on its port weapon pylon.
МиГ-21 состояли на вооружении ВВС Финляндии с 1963 по 1998 год. За это время через руки финских пилотов прошло четыре модификации самолета: МиГ-21Ф-13, У, УМ и МиГ-21бис. На снимке - последний полет последнего финского МиГ-21бис MG-138, готовящегося совершить посадку на авиабазе Риссала 7 марта 1998 года. Финляндия заменила свои МиГ-21 на американские истребители Boeing F-18.
МиГи-21бис на стоянке 31-го истребительного полка ВВС Финляндии (HavLLv 31/Suomen Ilmavoimat).
МиГ-21бис MG-130 перед и после очередного полета. Летчик тренировался в пилотировании вслепую - за его головой видна матерчатая шторка. МиГи (как и другие самолеты) не несут никаких отличительных знаков 1-й или 2-й эскадрильи. Поскольку самолеты не приписаны к летчикам, персональные обозначения также отсутствуют.
MiG-21BIS fighters and Hawk armament trainers on the Oulu flightline.
Индия
Всего Индия получила 580 построенных либо собранных на фирме HAL истребителей МиГ-21 вариантов МиГ-21Ф, МиГ-21ФЛ МиГ-21ПФМА, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21У/УМ и МиГ-21бис (на снимке). Сегодня большая часть индийских самолетов "Fishbed" доработана до версии Bison. Из конструкции весьма почтенного возраста получилась вполне современная боевая машина.
Прослужив более 40 лет в индийских ВВС, МиГ-21Ф и ФЛ были постепенно заменены машинами серии М и "бис". Эта пара МиГ-21 бис приписана к эскадрилье индийских ВВС, базирующейся в Джайсалмере.
На этом известном снимке запечатлена линейка самолетов фирмы «МиГ», состоящих на вооружении ВВС Индии: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, МиГ-27 и МиГ-25
India's MiG-21 Bison is an indigenous upgrade featuring a Russian slotted-array Kopyo radar to enable use of beyond-visual range air-to-air missiles, and a mix of French, Indian, Israeli and Russian systems.
Истребитель МиГ-21
МиГ-21 «Бизон» ВВС Индии
Many of the aircraft currently in service with the Indian Air Force are older types, such as the Mikoyan-Gurevich MiG-21 Bison and MiG-27 Flogger.
Основные самолеты ВВС Индии конца XX века: «Ягуар», «Мираж» 2000Н, Су-30МК, МиГ-27 и МиГ-21
МиГ-29 и МиГ-21
Ливия
This MiG-21bis based at Tobruk-Jamal Abdel Nasser Air Base is pictured in the static display, just as the sun rises above the horizon on the show's second day. The LAAF still flies a lot of older generation Russian hardware, but now the United Nations has lifted its sanctions it hopes to modernise with a new generation fighter.
МиГ-21бис авиации ЛНА на стоянке в Тобруке
Камбоджа
Close-up of one of the MiG-21bis ‘Fishbed N’ fighters awaiting dismantling at Pochentong in June 1992.
MiG-21bis fighters operated during the Vietnamese occupation and carrying the ‘Heng Samrin’ marking of a five-tower temple on the centre of a yellow-outlined red disc.
Мозамбик
Истребитель МиГ-21бис ВВС Мозамбика
Истребитель МиГ-21бис ВВС Мозамбика
Aerostar-upgraded Mikoyan-Gurevich MiG-21 bis Fishbed 241 of the Mozambique Air Force on approach to Bacau in Romania.
Замбия
Noted at Lusaka International Airport in Zambia recently was Harbin Y-12-II AF-214 (c/n 0076) and Y-12-IV AF-221 (ex B-801L) and Mikoyan-Gurevich MiG-21bis Fishbed AF-920 of the Zambia Air Force. The Zambian Fishbed fleet is based at Mumbwa, while the Y-12 Turbo Pandas are operated by 22 Squadron from the airport.
Эфиопия
МиГ-21бис ВВС Эфиопии во время войны 1977-1978 гг.
Эфиопский МиГ-21 бис на ремонте на одном из российских АРЗ. Хорошо видны новые «социалистические» опознавательные знаки, где пятиконечная звезда заменила прежнюю шестиконечную. Впрочем, это уже конец 1990-х гг.
Регламентные работы на МиГ-21бис ВВС Эфиопии 1977-1978 гг.
Куба
В полете МиГ-21бис FAR. Фото 1970-х гг.
МиГ-21бис ВВС Кубы
Кубинский МиГ-21бис на стоянке аэродрома Сан-Антонио-де-лос-Баньос. Фото конца 1990-х гг.
Кубинский МиГ-21бис-Л (с радиоприцелом «Лазурь»),угнанный летчиком-перебежчиком в США. Фото 1993 г.
МиГ-21бис FAR в современной камуфляжной окраске.Фото 2008-2010 гг.