Britten-Norman BN-2 Islander
Варианты:
Britten-Norman - BN-2 Islander - 1965 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1965


Самолет местных авиалиний
Описание
Фотографии:

Цветные фото (17)
Britten-Norman BN-2 Islander

  История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году, когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на самолетах данного типа.
  BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел). Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это должно было снизить уровень шума в кабине и салоне).
  По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования, существенно повысившие эффективность их использования для решения различных задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison 250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.
  Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного, транспортного и поисково-спасательного.
  Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280 самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации. Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman".
  Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к "Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd", перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания "Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави, выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в интересах военных.


Варианты

  Defender: многоцелевая военная модификация, предназначена для решения широкого круга задач - противоповстанческий, передовой авианаводчик, медико-эвакуационный, патрульный, легкий транспортный и пр. Основное отличие от гражданской модификации - наличие четырех подкрыльевых узлов подвески, на которых возможна подвеска груза массой до 1134 кг, в т. ч. контейнеров с пулеметами и НАР, бомб, ракет, ПТБ или контейнеров РЭБ
  Maritime Defender: патрульная модификация, предназначенная для патрулирования прибрежных районов, ведения поисково-спасательных операций и защиты эксклюзивной экономической зоны; продолжительность полета 8 ч, в носовом обтекателе установлена РЛС, полезная нагрузка - спасательное оборудование (плотики и пр.) или вооружение на подкрыльевых узлах


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Britten-Norman BN-2B Islander II

  Тип: самолет местных авиалиний
  Силовая установка: два поршневых двигателя с горизонтальным расположением цилиндров Avco Lycoming O-540-E4C5 мощностью по 260 л. с. (194 кВт)
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 2135 м - 257 км/час; экономическая крейсерская скорость на высоте 3660 м - 241 км/час; практический потолок 4450 м; дальность при полете с экономической крейсерской скоростью при полной нагрузке 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 1638 кг; максимальная взлетная 2994 кг
  Размеры: размах крыла 14,94 м; длина 10,86 м; высота 4,18 м; площадь крыла 30,19 м2
Pilatus Britten-Norman BN-2 Islander.
Taurama Industries, a timber investments company is one of the many logging concerns operating their own aircraft, in this case, a BN Islander P2-TFI.
Cook Island Air's Britten-Norman BN-2A Islander, ZK-KHB, c/n. 511, at Rarotonga from which it operates a regular service to Aitutaki
Air Caraibes BN2 Islander F-BTGO at Antigua Airport.
The Toucan band after all their equipment had been loaded on board, pictured with the author.
Carib Air's BN2 V2-LCL at Antigua.
Montserrat Airways home base.
Первым самолетом "Air Atlantique", использующимся для борьбы с загрязнениями, был Islander, но он не удовлетворял все растущим запросам. Эта машина применялась в интересах Береговой охраны Фолкстона. Она продолжала службу и в 2012 году, но уже находясь в собственности фирмы "Reconnaissance Ventures Ltd".
Семь Islander AL.Mk 1 заменили в британской Армии самолеты DHC Beaver. Они служат в учебном звене в Миддл Уаллопе и в 1-м авиазвене в Северной Ирландии (на снимке). Самолеты CC.Mk 2 и CC.Mk 2A используются авиазвеном ВВС в Нортхолте.
One of the three MBB BO 105 helicopters assembled by the National Aero Manufacturing Corporation so far delivered to the 205th Airlift Wing is seen here with rocket armament, with a Navy Islander in the background.
Islander стал классическим транспортным самолетом местных авиалиний. Изображенный здесь BN-2B компании "Loganair" является типичным представителем семейства этих машин, обслуживавших региональные маршруты.
Прочность, надежность и простота обслуживания BN-2 сделали его привлекательным для вооруженных сил стран третьего мира. Эти невооруженные машины принадлежат Белизу, где они в основном применяются для борьбы с наркоторговцами.
Турбовинтовой вариант BN-2T, оснащенный ТВД Allison 250-B17C, был разработан с расчетом на увеличение мощности при одновременном сокращении массы силовой установки. Около 70 BN-2T, -2T4R и -2T4S были проданы нескольким странам, в основном в варианте Defender.
Самолеты позволяют полиции сразу перевозить много людей и грузов с большой скоростью. Федеральная полиция Мексики, к примеру, располагает тактическими транспортными самолетами CN.235. Полиция Большого Манчестера в Великобритании широко использует BN-2T-4S Defender 4000 (модификация Islander).
Организация "Channel Islands Air Search" (CIAS). Базирующаяся на острове Гернси, CIAS была создана четырьмя добровольцами в 1980 году для поисково-спасательных работ и борьбы с загрязнениями в районе Нормандских островов. Ее единственный самолет - модифицированный Islander - носит имя "Lions Pride". Он был приобретен в 1993 году и оснащен поисковой РЛС с дальностью обнаружения 39 км, ИК-системой, поисково-навигационной системой и оборудованием ночного видения.
Defender с РЛС CASTOR MTI использовался в качестве летающей лаборатории британской Армии. Позднее программу сделали совместной с ВВС, и для испытаний новой РЛС ASTOR уже использовался самолет Gulfstream V.