Britten-Norman BN-2 Islander
Варианты:
Britten-Norman - BN-2 Islander - 1965 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1965


Самолет местных авиалиний
Описание
Фотографии
Britten-Norman BN-2 Islander

  История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году, когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на самолетах данного типа.
  BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел). Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это должно было снизить уровень шума в кабине и салоне).
  По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования, существенно повысившие эффективность их использования для решения различных задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison 250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.
  Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного, транспортного и поисково-спасательного.
  Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280 самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации. Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman".
  Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к "Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd", перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания "Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави, выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в интересах военных.


Варианты

  Defender: многоцелевая военная модификация, предназначена для решения широкого круга задач - противоповстанческий, передовой авианаводчик, медико-эвакуационный, патрульный, легкий транспортный и пр. Основное отличие от гражданской модификации - наличие четырех подкрыльевых узлов подвески, на которых возможна подвеска груза массой до 1134 кг, в т. ч. контейнеров с пулеметами и НАР, бомб, ракет, ПТБ или контейнеров РЭБ
  Maritime Defender: патрульная модификация, предназначенная для патрулирования прибрежных районов, ведения поисково-спасательных операций и защиты эксклюзивной экономической зоны; продолжительность полета 8 ч, в носовом обтекателе установлена РЛС, полезная нагрузка - спасательное оборудование (плотики и пр.) или вооружение на подкрыльевых узлах


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Britten-Norman BN-2B Islander II

  Тип: самолет местных авиалиний
  Силовая установка: два поршневых двигателя с горизонтальным расположением цилиндров Avco Lycoming O-540-E4C5 мощностью по 260 л. с. (194 кВт)
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 2135 м - 257 км/час; экономическая крейсерская скорость на высоте 3660 м - 241 км/час; практический потолок 4450 м; дальность при полете с экономической крейсерской скоростью при полной нагрузке 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 1638 кг; максимальная взлетная 2994 кг
  Размеры: размах крыла 14,94 м; длина 10,86 м; высота 4,18 м; площадь крыла 30,19 м2
Cook Island Air's Britten-Norman BN-2A Islander, ZK-KHB, c/n. 511, at Rarotonga from which it operates a regular service to Aitutaki
Islander стал классическим транспортным самолетом местных авиалиний. Изображенный здесь BN-2B компании "Loganair" является типичным представителем семейства этих машин, обслуживавших региональные маршруты.
Турбовинтовой вариант BN-2T, оснащенный ТВД Allison 250-B17C, был разработан с расчетом на увеличение мощности при одновременном сокращении массы силовой установки. Около 70 BN-2T, -2T4R и -2T4S были проданы нескольким странам, в основном в варианте Defender.
Прочность, надежность и простота обслуживания BN-2 сделали его привлекательным для вооруженных сил стран третьего мира. Эти невооруженные машины принадлежат Белизу, где они в основном применяются для борьбы с наркоторговцами.
Семь Islander AL.Mk 1 заменили в британской Армии самолеты DHC Beaver. Они служат в учебном звене в Миддл Уаллопе и в 1-м авиазвене в Северной Ирландии (на снимке). Самолеты CC.Mk 2 и CC.Mk 2A используются авиазвеном ВВС в Нортхолте.
Первым самолетом "Air Atlantique", использующимся для борьбы с загрязнениями, был Islander, но он не удовлетворял все растущим запросам. Эта машина применялась в интересах Береговой охраны Фолкстона. Она продолжала службу и в 2012 году, но уже находясь в собственности фирмы "Reconnaissance Ventures Ltd".
Самолеты позволяют полиции сразу перевозить много людей и грузов с большой скоростью. Федеральная полиция Мексики, к примеру, располагает тактическими транспортными самолетами CN.235. Полиция Большого Манчестера в Великобритании широко использует BN-2T-4S Defender 4000 (модификация Islander).
Организация "Channel Islands Air Search" (CIAS). Базирующаяся на острове Гернси, CIAS была создана четырьмя добровольцами в 1980 году для поисково-спасательных работ и борьбы с загрязнениями в районе Нормандских островов. Ее единственный самолет - модифицированный Islander - носит имя "Lions Pride". Он был приобретен в 1993 году и оснащен поисковой РЛС с дальностью обнаружения 39 км, ИК-системой, поисково-навигационной системой и оборудованием ночного видения.
Defender с РЛС CASTOR MTI использовался в качестве летающей лаборатории британской Армии. Позднее программу сделали совместной с ВВС, и для испытаний новой РЛС ASTOR уже использовался самолет Gulfstream V.
One of the three MBB BO 105 helicopters assembled by the National Aero Manufacturing Corporation so far delivered to the 205th Airlift Wing is seen here with rocket armament, with a Navy Islander in the background.
13 июня 1965г.: в Бембридже, остров Уайт, совершил первый полет самолет BN-2 Islander, ставший заметным успехом для британской авиационной индустрии.
Прототип BN-2, G-ATCT, поднялся в воздух в 1965 году, а первый серийный самолет, G-ATWU, - годом позже. К сожалению, прототип, отличавшийся крылом уменьшенного размаха, был потерян в катастрофе в 1966 году, возвращаясь из демонстрационного тура по Германии.
Euroair's Biggin Hill-based Islander G-BDWG is the 700th Islander to be delivered
A new customer for the Britten-Norman BN-2A Islander is Euroair Transport, based at Biggin Hill, whose G-BDWG is seen before delivery
Britten-Norman BN-2A Islander twin-engined utility transport (two 260/300 hp Lycoming O-540 engines)
N33MN, first ol six Islanders ordered by Munz Northern Airlines of Nome, Alaska;
Britten-Norman BN-2S turbo-supercharged Islander with 300-h.p. R-R Continentals
One of Loganair's Islanders, G-AYXK
Britten-Norman Trislander G-AZZM, the aircraft used in this test, and Islander G-AYSS (background) were both acquired earlier this year by JF Airlines for scheduled services linking Portsmouth and Shoreham with the Channel Islands. The airline was founded in 1971 by John Fisher and operated Twin Pioneers initially
BN-2 Islander, G-AZZM, - один из первых серийных Trislander. Облетанный в 1972 году, он эксплуатировался в компаниях "Fairoaks Aviation", "JF Airlines" (на снимке - вместе со своим предшественником) и "Loganair", а затем был продан колумбийской "Tavina".
Approaching Guernsey over the harbour at St. Peter Port in an Aurigny Islander
G-BEGC, shown at Manila 7/1/77, was one of the two Islanders erected in the Philippines and flown to Singapore in British marks;
Just out of the Gosselies paint shop on 22nd March 1977, BN2A-27 Islander G-BEFM, c/n. 557, is the third for George Wimpey & Co.; orange/black/white colour scheme
Britten-Norman BN-2A Islander of Tarmaco Services Lid, Zaire Republic, built in Romania by IRMA
One of Burrard Air's three Britten Norman Islanders, G-GIHF, at Vancouver on 31st August 1985.
Britten-Norman BN-2 light transport (two 210 hp Rolls-Royce Continental IO-360-B engines)
Islander c/n 325 at Fairoaks 12/4/73 while being prepared for delivery to Australia with ferry marking G-BATK;
The Seychelles register is illustrated by D'Arros Industries' Islander VQ-SAK, ex G-BCVS, ready for delivery at Fairoaks 21/1/76
CTA Britten-Norman Islander CR-LMW, c/n. 276, previously G-AYWJ
4X-AYF, one of two ex-Israeli Islanders flown to Blackbushe recently for Fairoaks Aviation Services
Britten-Norman BN-2A Islander of Mount Cook Airlines, with wheel/ski landing gear
One of six Britten-Norman Islanders operated by the Norwegian company A/S Norving. In the background is their D.H. Canada Beaver. LN-MAB, on floats
Islander приспособлен для эксплуатации в районах с суровым климатом. Этот самолет на лыжном шасси, принадлежавший "Mount Cook Airlines", сфотографирован на леднике Тасмана в Новой Зеландии в 1975 году.
Countryair's Britten-Norman Islander VH-SYU in pale blue and white scheme
Islander 6Y-JFL (ex-G-AWYA) at Bernbridge 27/2/69 with markings previously allotted to Skyvan c/n. SH.1848
Among the aircraft operated by TACV, Cabo Verde Airlines is Britten-Norman Islander CR-CAS
Air BVI have four Islanders - VP-LVB illustrated
Зимбабвийский транспортник Бриттен-Норман BN-2A "Айлендер" - участник войны в Конго. Обратите внимание, что самолет не несет никаких опознавательных знаков
Britten-Norman BN-2A Islander twin-engined feederline transport of Lesotho Airways, built in Romania by IRMA
Gull Air's Britten-Norman Islanders have lost their blue cheat line tor an all-white colour scheme - A40-DK at Abu Dhabi
The fledgeling naval air component has so far received five locally-assembled Islanders, one of which is illustrated, which are used for surveillance tasks.
Islander G-BDDW/RP-C2146 in the livery of the Philippine Integrated National Police as (c/n.) "463";
PT-KRP, one of the many Islanders employed in the geophysical role in South America, was equipped with "stinger" tail by Geometries Inc. in California for mineral exploration by ENCAL in the undeveloped hinterland of Brazil
Britten-Norman BN-2A Islander equipped for geophysical survey
Одним из самых необычных операторов самолета Islander была Организация по борьбе с пустынной саранчой (Desert Locust Control Organisation for Eastern Africa). Ее самолет был оснащен дополнительными топливными баками и контейнерами-опрыскивателями Micronair под крылом. Кроме того, машину приспособили для полетов через тучи летящей саранчи.
Britten-Norman Firefighter G-BDHU in action. A new water-bombing version of the Islander, it can drop 176 gal of water in 2.5 sec. and can be equipped with an infra-red sensor to detect incipient forest fires. G-BDHU appeared at Farnborough
Agricultural Britten-Norman Islander G-BDMT with underwing tanks, nozzles, spray booms, and emergency dumpers
Exactly half Aurigny's fleet - three Trislanders and one Islander - at Guernsey, a rare sight as the aircraft are usually busy on the routes
Air Martinique's Piper Aztec, F-OGGU, at St. Vincent in March 1983, with the tail of Islander F-OGGP visible behind
The Britten-Norman BN.2A-8S is the first Islander to fly with the lenghtened nose and additional rear cabin space. These "S" variant modifications can be applied to any standard of Islander.
Fairey Britten-Norman Turbo Islander prototype after its first flight on 6th April 1977
The prototype Britten-Norman BN-2A Turbo Islander G-BDPR during systems proving trials over the Isle of Wight, showing the new profile cowlings needed by the 400 s.h.p. Lycoming LTP101 engines. First flown 6/4/77, its public debut was at the Paris Air Show 2/6/77
Making its first public appearance at Farnborough, the Pilatus Britten-Norman BN-2T Turbine Islander demonstrator was in Defender configuration with nose radar.
Самолет "Турбо Айлендер" кипрской полиции
Bad new... for Fish Poachers, Dope Pedlars, Illegal Immigrants.
Britten-Norman Defender, military version of the BN-2A Islander
Britten-Norman Defender, military version of the BN-2A Islander
First of three Britten-Norman BN-2A-21 Defenders, OA1, for the Botswana Defence Force, which will use them for border patrol, casualty evacuation and communications
The first Botswana Defender G-BDTC/OA1/Z1 awaiting delivery at Bembridge 29/9/77;
Самолет ДРЛО "Дефендер"
First seen at Farnborough in 1984, soon after it had begun flying with an operational antenna, the AEW Defender has now been fully developed by Pilatus Britten-Norman, and is to begin a world­wide tour in January 1986. The Thorn-EMI Skymaster in the Defender is one of the most modern AEW radars flying, with dual capability for use over land and sea. Just visible (between the mainwheels) is the fairing over an APU on the starboard side of the fuselage; in production aircraft, the APU would be repositioned internally.
Islander G-FANS started flight tests with two Dowty ducted propulsor units on 10th June 1977
Britten-Norman Islander G-FANS engaged in flight tests of its Dowty ducted propulsors which are driven by two 300-h.p. Lycoming IO-540 engines
Close-up of the ducted propulsor showing the 48-in.-dia. seven-bladed fan.
Today much of the floor space at Fairey S. A's Gosselies factory ts taken up with Islander and Trislander production
Islander fuselage side panels in their jigs in the sub-assembly shop
A passenger riding alongside the pilot in an Islander on the Guernsey-Jersey sector.
Alderney's runway 27 from an Islander.
A recent view of the Force Aerienne de ia Republique du Mali (Malian Republic Air Force) ramp at Bamako-Senou. Surrounding the government Boeing 727-2K5 (TZ-001, c/n 21853, ex TZ-MBA) are a number of stored or withdrawn aircraft, including Britten-Norman BN2A-21 Islander TZ-389 (c/n 2182, ex TZ-APV), Cessna O-2A Skymaster TZ-387 (right) and TZ-388 (left), Mikoyan-Gurevich MiG-17F TZ-346, plus several MiG-21s (including -21bis TZ-371). Just visible in the hangar, under the rear of the 727, is a single-engined Cessna, while the blue top of a Thrush agricultural aircraft can be seen among the group of MiG-21s.
Britten-Norman Defender
Britten-Norman BN-2 twin-engined light transport
Britten-Norman Islander with extended-span wings
The Britten-Norman BN.2A-8S is the first Islander to fly with the lenghtened nose and additional rear cabin space. These "S" variant modifications can be applied to any standard of Islander.
Britten-Norman Defender
Amphibious version of the Britten-Norman Islander, for which PADC will provide a float installation centre
Layout of the powerplant as installed on Islander G-FANS