Cessna O-2/336/337 Skymaster (Reims-Cessna F337 (Франция))
Страна: США
Год: 1961


Шестиместный многоцелевой самолет
Описание:
Cessna Model 336 Skymaster, Model 337 Super Skymaster (0-2) Reims F337 и Reims Milirole
Reims-Cessna. Самолеты
Фотографии

Cessna Model 336 Skymaster, Model 337 Super Skymaster (0-2) Reims F337 и Reims Milirole

Концепция "тяни-толкая" с тандемным расположением двигателей, вращающих тянущий и один толкающий винты, была принята фирмой "Cessna" в конце 1950-х годов для легкого, недорогого и простого в пилотировании двухмоторного самолета. Очевидным преимуществом перед обычной двухмоторной компоновкой было то, что в случае аварии двигателя не возникает проблем с асимметрией тяги.
  Прототип Model 336 Skymaster впервые взлетел 28 февраля 1961 года, поставки начались в мае 1963-го. Оснащенная двумя двигателями Continental IO-360-A по 210 л. с. (157 кВт) новая машина имела четырехместный салон (с возможной альтернативной установкой до шести кресел) и неубирающееся трехопорное шасси. Были собраны 195 экземпляров Model 336. Затем в начале 1965 года стал серийно выпускаться Model 337 Super Skymaster с убирающимся шасси. В дополнительном подфюзеляжном контейнере из стекловолокна можно было разместить до 136 кг багажа.
  В 1969 году французская фирма "Reims Aviation" начала сборку лицензионной версии Model 337. Основные узлы конструкции поставляла фирма "Cessna", а двигатели Continental также по лицензии выпускали в Великобритании на фирме "Rolls-Royce". Серийное производство в США и во Франции шло параллельно. Французская версия обозначалась Reims F337 Milirole. После 1974 года фирма "Reims" разработала версию FTB337 - самолет укороченного взлета и посадки, который мог оснащаться самым разнообразным патрульным и спасательным оборудованием. Каждый год в проект вносились изменения. В 1970 году появился вариант Model 337 Turbo-System Super Skymaster с турбокомпрессорами. Прототип Model T337 Skymaster, оснащенный гермокабиной и двигателями TSIO-360 мощностью по 225 л.с. (168 кВт), впервые взлетел в июле 1971 года.
  Самолеты O-2 - военная версия Model 337 - использовались ВВС США для различных целей, включая передовую авианаводку во Вьетнаме. Весьма подходящую для этой роли машину военные выбрали в конце 1966 года. Армейская версия Model 337M оснащалась четырьмя подкрыльевыми пилонами для подвески сигнальных ракет, контейнеров с НАР и другого легкого вооружения, например, контейнера с пулеметом Minigun. ВВС США получили 501 такой самолет под обозначением O-2A. Кроме того, в ВВС служила версия O-2B для ведения психологической войны. Она оснащалась оборудованием для сброса листовок и мощной громкоговорительной системой с тремя 600-ваттными усилителями и батареей узконаправленных динамиков. Всего поставили 31 самолет O-2B. Версии O-2A и O-2B оснащались усовершенствованными системами навигации и связи. В начале 1970 года 12 O-2A поставили в Иран. В США также испытывался вариант O-2T/O-2TT с двумя турбовинтовыми двигателями, но этот проект развития не получил.
  Серийное производство военной версии под названием Sentry O2-337 началось в 1980 году на фирме "Summit Aviation Inc.", но машина спросом не пользовалась.
  Выпуск Model 337 на фирме "Cessna" закончился в середине 1980 года; к началу этого года были поставлены: 1821 негерметичная машина Model 337 и 313 Model T337 с гермокабинами, а также 544 военных O-2. Фирма "Reims" собрала 66 F337 и 27 F337P, затем французы стали строить исключительно машины FTB337G. К январю 1981 года они собрали 61 такой самолет.
  Model 337 летал во многих странах как в гражданских, так и в военных вариантах. До недавних времен в Зимбабве действовало 15 самолетов FTB337G, уцелевших из 18, тайно полученных от Родезии в феврале 1976 года. В тех краях их называли Lynx. Они оснащались двигателями с турбонаддувом и вооружались двумя 7,62-мм пулеметами и различным боезапасом под крылом. Model 337D в коммерческой версии служили в ВВС Буркина-Фасо и Того. Такие же самолеты были поставлены ВВС Шри Ланки, ВМФ Эквадора, Мексики и Перу, армии Чили и ВВС Сил обороны Ямайки. ВВС Буркина-Фасо и Того также получили построенные фирмой "Reims" самолеты Super Skymaster. Самолеты Summit Sentry O2-337 были проданы авиакорпусу Гаити и ВВС Таиланда. Списанные из ВВС США машины O-2A оказались в авиации общественной безопасности Коста-Рики, ВВС Доминиканской республики, Южной Кореи и Сальвадора. Сальвадор также получил один самолет O-2B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Cessna Model 337 Super Skymaster

  Тип: шестиместный многоцелевой самолет
  Силовая установка: два оппозитных шестицилиндровых двигателя Continental I0-360-GB мощностью по 210л.с. (157 кВт)
  Летные характеристики: макс, скорость 332 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 315 км/ч на высоте 1675 м; начальная скороподъемность 366 м/мин; практический потолок 5485 м; дальность полета 2288 км
  Масса: пустого самолета 1264 кг; максимальная взлетная 2100 кг
  Размеры: размах крыла 11,63 м; длина 9,07 м; высота 2,79 м; площадь крыла 18,81 м2

Reims-Cessna. Самолеты

<...>
  "Reims" также выпускала двухбалочный Cessna Model 337 и позднее на его базе разработала FTB337 и FTB337G Milirole. Последний представлял собой военный вариант F337G с доработками для укороченного взлета/посадки и с пилонами под крылом. Основными покупателями этих вариантов были ВВС Португалии (32) и Родезии (21). Среди других военных операторов были Чад, Эфиопия, Кот д'Ивуар и Мавритания.
<...>
O-2A Super Skymaster. Самолет O-2A Super Skymaster разработан в 1966 году на базе гражданского легкого самолета бизнес-класса Cessna Model 337. По заказу ВВС США фирма "Cessna" спроектировала модификацию с узкой кабиной, оснащенную подкрыльевыми пилонами для подвески боевой нагрузки и специальным радиосвязным оборудованием. Действующие ночью, подразделения "Черные авианаводчики" из 20-й и 23-й эскадрилий TASS базировались в Таиланде на аэродроме Накхон Фэном. Эти самолеты взаимодействовали с самолетами огневой поддержки "Spooky" в ночных патрульных полетах над тропой Хо Ши Мина. Другие O-2 пилотировали летчики ЦРУ во время проведения секретных операций в Лаосе.
FTB337 и вооруженные FTB337G Milirole использовались ВВС Португалии с 1974 по 2007 год. Milirole позднее лишились возможности нести вооружение и применялись главным образом для перевозки грузов и обучения.
Маркетинг модели Skymaster был начат в мае 1963 года, самолет оснащался двигателями Continental IO-360 мощностью по 210 л. с. и имел четырехместную кабину, а также трехопорное шасси. Всего было выпущено 195 самолетов Skymaster. В 1965 году в серию пошел пятиместный Model 337 Super Skymaster (на фото), имевший более мощные двигатели и убирающееся шасси. В апреле 1967 года появился вариант T337 Turbo Skymaster - с двигателями TSIO-360 с турбонаддувом, развивавшими мощность 210 л.с. каждый.
В 1973 году семейство Super Skymaster пополнилось самолетом Model P337 Skymaster (фото), созданным на базе Model 337G, но имевшим герметизированную кабину (давление около 0,24 кг/см2), измененное остекление кабины и оснащавшимся двигателями Continental TSIO-360-C мощностью по 225 л.с. Все три модификации Super Skymaster выпускались "Reims Aviation" - европейской дочерней компанией "Cessna", которая разработала свой самолет с укороченным взлетом и посадкой, а также военизированный вариант FTB337G Milirole с подкрыльевыми узлами подвески и аварийно-спасательным комплектом.
At the beginning of last year Air Rarotonga's fleet numbered four aircraft (I. to r.): Beechcraft Queen Air Excalibur ZK-TAK, Piper Navajo Chieftain ZK-UTA, Cessna 337F Super Skymaster ZK-TAI (since sold), and Cessna 172L Skyhawk ZK-NTP
Самолет O-2 был принят на вооружение, когда оказалось, что наведение авиации эффективнее выполняется на двухместных самолетах с летчиком, занятым только пилотированием самой машины, и наводчиком, занятым только поиском целей.
0-2, разработанный на базе гражданского самопета Cessna Model 377, был оснащен радиосвязным оборудованием военного образца и узлами для подвески боевой нагрузки. На снимке хорошо видны радиоантенны O-2.
Cessna O-2
Iranian Air Force Cessna O-2A, belonging to the 21st COIN Squadron IIAF, which was permanently stationed at Tabriz, TFB.2.
Lynx из 4-й эскадрильи несет кассету со "стригущими" бомбами "Mini-Golf" под правой консолью крыла, а блок НАР и бак "Frantan" находятся под левой консолью крыла. Можно заметить 7,7-мм пулеметы над кабиной.
Лейтенант Дейв Брайсон сбрасывает пару 68-литровых напалмовых баков "Frantans" с самолета Reims-Cessna 337 Lynx во время "войны в буше".
Lynx из 4-й эскадрильи ВВС Родезии (базировались в Торнхилле) были дополнены учебно-боевыми/легкими ударными самолетами Genet (SIAI Marchetti SF.260W Warrior) двойного назначения из 6-й эскадрильи (на фотографии на переднем плане), базирующимися в Нью-Сарум.
Pelican
Basler Turbo 33
The new Cessna Model 337 Super Skymaster "push-and-pull" light twin with retractable landing gear
Arguably a more elegant way of utilising the twin-engined tractor/pusher configuration was adopted by Cessna with its 336 and 337 Skymaster series, which incorporated a twinboom layout.
New for 1973, the Pressurised Skymaster is distinguished externally by its smaller cabin windows.
Cessna T337 Pressurised Skymaster II (two 225 hp Continental TSIO-360-C engines
Cessna T337 Pressurised Skymaster (two 225 lip Continental TSIO-360-C engines)
Reims-Cessna FT-337P Pressurised Skymaster (two 225 hp Continental TSIO-360-C engines)
Reims-Cessna FT-337P Pressurised Skymaster (two 225 hp Continental TSIO-360-C engines)
Taxis Aereos de Norte de Angola (TANA) Cessna 337 CR-LJV
In addition to agricultural aircraft, RSz operates Reims/Cessna Skymaster HA-FAA
На фюзеляже этого O-2 написано собственное имя машины - "Tiger Pause". Самолетная стоянка неплохо защищена от обстрела. Остекление по правому борту имеет площадь больше, чем по левому. Это сделано для улучшения обзора пилоту.
Американский противоповстанческий самолет O-2A - участник боев на территории Камбоджи
Cessna O-2A forward air control aircraft, with underwing rocket pods
Cessna O-2A forward air control aircraft, with underwing rocket pods
Reims Aviation offer a military version of the Cessna Skymaster, the FTB 337 Milirole, seen here with four underwing stores
Reims-Cessna FTB-337 for special duties, with underwing containers
Reims-Cessna FTB-337 G for special duties, with underwing containers
A recent view of the Force Aerienne de ia Republique du Mali (Malian Republic Air Force) ramp at Bamako-Senou. Surrounding the government Boeing 727-2K5 (TZ-001, c/n 21853, ex TZ-MBA) are a number of stored or withdrawn aircraft, including Britten-Norman BN2A-21 Islander TZ-389 (c/n 2182, ex TZ-APV), Cessna O-2A Skymaster TZ-387 (right) and TZ-388 (left), Mikoyan-Gurevich MiG-17F TZ-346, plus several MiG-21s (including -21bis TZ-371). Just visible in the hangar, under the rear of the 727, is a single-engined Cessna, while the blue top of a Thrush agricultural aircraft can be seen among the group of MiG-21s.
Пожарная команда. Потеря над Мозамбиком двух AL.60 от огня ПЗРК "Стрела" сильно обеспокоила ВВС Родезии. Самолеты Reims-Cessna 337 были оснащены ЭВУ и новым оборудованием навигации/связи, что позволило использовать их в качестве летающих ретрансляционных станций связи "Telstar". Система активно использовалась по ночам при сбросе парашютных десантов с самолетов DC-7 и оснащенных ИНС вертолетов AB 205. Самолеты Lynx большую часть вылетов совершали в поддержку операций "пожарной команды" - сил быстрого реагирования. Обычно вместе с Lynx действовали до трех боевых вертолетов Alouette III ("K-Car") и столько "G-Cars" и Cheetah (транспортные AB 205), сколько можно было собрать. "Пожарную команду" могли сопровождать один C-47 "Para-Dak" с 16-20 парашютистами и Cessna 185 Kiwit либо Islander, оснащенный мощным громкоговорителем "Skyshout". В роли самолета передовой авианаводки Lynx поддерживал реактивные самолеты быстрого реагирования, наводя их на цели, слишком хорошо защищенные для действий "пожарной команды". С крутого пикирования Lynx отмечал цели дымовыми или фосфорными 37-мм ракетами SNEB, или баками "Frantans". Затем пилот Lynx мог наводить реактивную авиацию, обычно направляя пару Hunter, Vampire или Canberra (на иллюстрации).