Cessna O-2/336/337 Skymaster (Reims-Cessna F337 (Франция))
Страна: США
Год: 1961


Шестиместный многоцелевой самолет
Описание:
Cessna Model 336 Skymaster, Model 337 Super Skymaster (O-2) Reims F337 и Reims Milirole
Reims-Cessna. Самолеты
Фотографии

Cessna Model 336 Skymaster, Model 337 Super Skymaster (O-2) Reims F337 и Reims Milirole

Концепция "тяни-толкая" с тандемным расположением двигателей, вращающих тянущий и один толкающий винты, была принята фирмой "Cessna" в конце 1950-х годов для легкого, недорогого и простого в пилотировании двухмоторного самолета. Очевидным преимуществом перед обычной двухмоторной компоновкой было то, что в случае аварии двигателя не возникает проблем с асимметрией тяги.
  Прототип Model 336 Skymaster впервые взлетел 28 февраля 1961 года, поставки начались в мае 1963-го. Оснащенная двумя двигателями Continental IO-360-A по 210 л. с. (157 кВт) новая машина имела четырехместный салон (с возможной альтернативной установкой до шести кресел) и неубирающееся трехопорное шасси. Были собраны 195 экземпляров Model 336. Затем в начале 1965 года стал серийно выпускаться Model 337 Super Skymaster с убирающимся шасси. В дополнительном подфюзеляжном контейнере из стекловолокна можно было разместить до 136 кг багажа.
  В 1969 году французская фирма "Reims Aviation" начала сборку лицензионной версии Model 337. Основные узлы конструкции поставляла фирма "Cessna", а двигатели Continental также по лицензии выпускали в Великобритании на фирме "Rolls-Royce". Серийное производство в США и во Франции шло параллельно. Французская версия обозначалась Reims F337 Milirole. После 1974 года фирма "Reims" разработала версию FTB337 - самолет укороченного взлета и посадки, который мог оснащаться самым разнообразным патрульным и спасательным оборудованием. Каждый год в проект вносились изменения. В 1970 году появился вариант Model 337 Turbo-System Super Skymaster с турбокомпрессорами. Прототип Model T337 Skymaster, оснащенный гермокабиной и двигателями TSIO-360 мощностью по 225 л.с. (168 кВт), впервые взлетел в июле 1971 года.
  Самолеты O-2 - военная версия Model 337 - использовались ВВС США для различных целей, включая передовую авианаводку во Вьетнаме. Весьма подходящую для этой роли машину военные выбрали в конце 1966 года. Армейская версия Model 337M оснащалась четырьмя подкрыльевыми пилонами для подвески сигнальных ракет, контейнеров с НАР и другого легкого вооружения, например, контейнера с пулеметом Minigun. ВВС США получили 501 такой самолет под обозначением O-2A. Кроме того, в ВВС служила версия O-2B для ведения психологической войны. Она оснащалась оборудованием для сброса листовок и мощной громкоговорительной системой с тремя 600-ваттными усилителями и батареей узконаправленных динамиков. Всего поставили 31 самолет O-2B. Версии O-2A и O-2B оснащались усовершенствованными системами навигации и связи. В начале 1970 года 12 O-2A поставили в Иран. В США также испытывался вариант O-2T/O-2TT с двумя турбовинтовыми двигателями, но этот проект развития не получил.
  Серийное производство военной версии под названием Sentry O2-337 началось в 1980 году на фирме "Summit Aviation Inc.", но машина спросом не пользовалась.
  Выпуск Model 337 на фирме "Cessna" закончился в середине 1980 года; к началу этого года были поставлены: 1821 негерметичная машина Model 337 и 313 Model T337 с гермокабинами, а также 544 военных O-2. Фирма "Reims" собрала 66 F337 и 27 F337P, затем французы стали строить исключительно машины FTB337G. К январю 1981 года они собрали 61 такой самолет.
  Model 337 летал во многих странах как в гражданских, так и в военных вариантах. До недавних времен в Зимбабве действовало 15 самолетов FTB337G, уцелевших из 18, тайно полученных от Родезии в феврале 1976 года. В тех краях их называли Lynx. Они оснащались двигателями с турбонаддувом и вооружались двумя 7,62-мм пулеметами и различным боезапасом под крылом. Model 337D в коммерческой версии служили в ВВС Буркина-Фасо и Того. Такие же самолеты были поставлены ВВС Шри Ланки, ВМФ Эквадора, Мексики и Перу, армии Чили и ВВС Сил обороны Ямайки. ВВС Буркина-Фасо и Того также получили построенные фирмой "Reims" самолеты Super Skymaster. Самолеты Summit Sentry O2-337 были проданы авиакорпусу Гаити и ВВС Таиланда. Списанные из ВВС США машины O-2A оказались в авиации общественной безопасности Коста-Рики, ВВС Доминиканской республики, Южной Кореи и Сальвадора. Сальвадор также получил один самолет O-2B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Cessna Model 337 Super Skymaster

  Тип: шестиместный многоцелевой самолет
  Силовая установка: два оппозитных шестицилиндровых двигателя Continental IO-360-GB мощностью по 210л.с. (157 кВт)
  Летные характеристики: макс, скорость 332 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 315 км/ч на высоте 1675 м; начальная скороподъемность 366 м/мин; практический потолок 5485 м; дальность полета 2288 км
  Масса: пустого самолета 1264 кг; максимальная взлетная 2100 кг
  Размеры: размах крыла 11,63 м; длина 9,07 м; высота 2,79 м; площадь крыла 18,81 м2

Reims-Cessna. Самолеты

<...>
  "Reims" также выпускала двухбалочный Cessna Model 337 и позднее на его базе разработала FTB337 и FTB337G Milirole. Последний представлял собой военный вариант F337G с доработками для укороченного взлета/посадки и с пилонами под крылом. Основными покупателями этих вариантов были ВВС Португалии (32) и Родезии (21). Среди других военных операторов были Чад, Эфиопия, Кот д'Ивуар и Мавритания.
<...>
O-2A Super Skymaster. Самолет O-2A Super Skymaster разработан в 1966 году на базе гражданского легкого самолета бизнес-класса Cessna Model 337. По заказу ВВС США фирма "Cessna" спроектировала модификацию с узкой кабиной, оснащенную подкрыльевыми пилонами для подвески боевой нагрузки и специальным радиосвязным оборудованием. Действующие ночью, подразделения "Черные авианаводчики" из 20-й и 23-й эскадрилий TASS базировались в Таиланде на аэродроме Накхон Фэном. Эти самолеты взаимодействовали с самолетами огневой поддержки "Spooky" в ночных патрульных полетах над тропой Хо Ши Мина. Другие O-2 пилотировали летчики ЦРУ во время проведения секретных операций в Лаосе.
FTB337 и вооруженные FTB337G Milirole использовались ВВС Португалии с 1974 по 2007 год. Milirole позднее лишились возможности нести вооружение и применялись главным образом для перевозки грузов и обучения.
Reims-Cessna FTB 337G Lynx “3144” of the AFZ was one of several that participated in the early days of the Second Congo War and the battle for Kinshasa. Operated by No 4 Sqn, the Lynxes primarily used Matra F2 rocket pods and overwing-mounted M2 Browning machine-guns, as seen here.
Маркетинг модели Skymaster был начат в мае 1963 года, самолет оснащался двигателями Continental IO-360 мощностью по 210 л. с. и имел четырехместную кабину, а также трехопорное шасси. Всего было выпущено 195 самолетов Skymaster. В 1965 году в серию пошел пятиместный Model 337 Super Skymaster (на фото), имевший более мощные двигатели и убирающееся шасси. В апреле 1967 года появился вариант T337 Turbo Skymaster - с двигателями TSIO-360 с турбонаддувом, развивавшими мощность 210 л.с. каждый.
В 1973 году семейство Super Skymaster пополнилось самолетом Model P337 Skymaster (фото), созданным на базе Model 337G, но имевшим герметизированную кабину (давление около 0,24 кг/см2), измененное остекление кабины и оснащавшимся двигателями Continental TSIO-360-C мощностью по 225 л.с. Все три модификации Super Skymaster выпускались "Reims Aviation" - европейской дочерней компанией "Cessna", которая разработала свой самолет с укороченным взлетом и посадкой, а также военизированный вариант FTB337G Milirole с подкрыльевыми узлами подвески и аварийно-спасательным комплектом.
At the beginning of last year Air Rarotonga's fleet numbered four aircraft (I. to r.): Beechcraft Queen Air Excalibur ZK-TAK, Piper Navajo Chieftain ZK-UTA, Cessna 337F Super Skymaster ZK-TAI (since sold), and Cessna 172L Skyhawk ZK-NTP
Самолет O-2 был принят на вооружение, когда оказалось, что наведение авиации эффективнее выполняется на двухместных самолетах с летчиком, занятым только пилотированием самой машины, и наводчиком, занятым только поиском целей.
0-2, разработанный на базе гражданского самопета Cessna Model 377, был оснащен радиосвязным оборудованием военного образца и узлами для подвески боевой нагрузки. На снимке хорошо видны радиоантенны O-2.
Cessna O-2
Iranian Air Force Cessna O-2A, belonging to the 21st COIN Squadron IIAF, which was permanently stationed at Tabriz, TFB.2.
Lynx из 4-й эскадрильи несет кассету со "стригущими" бомбами "Mini-Golf" под правой консолью крыла, а блок НАР и бак "Frantan" находятся под левой консолью крыла. Можно заметить 7,7-мм пулеметы над кабиной.
Лейтенант Дейв Брайсон сбрасывает пару 68-литровых напалмовых баков "Frantans" с самолета Reims-Cessna 337 Lynx во время "войны в буше".
Lynx из 4-й эскадрильи ВВС Родезии (базировались в Торнхилле) были дополнены учебно-боевыми/легкими ударными самолетами Genet (SIAI Marchetti SF.260W Warrior) двойного назначения из 6-й эскадрильи (на фотографии на переднем плане), базирующимися в Нью-Сарум.
Pelican
Basler Turbo 33
The new Cessna Model 337 Super Skymaster "push-and-pull" light twin with retractable landing gear
Arguably a more elegant way of utilising the twin-engined tractor/pusher configuration was adopted by Cessna with its 336 and 337 Skymaster series, which incorporated a twinboom layout.
New for 1973, the Pressurised Skymaster is distinguished externally by its smaller cabin windows.
Cessna T337 Pressurised Skymaster II (two 225 hp Continental TSIO-360-C engines
Cessna T337 Pressurised Skymaster (two 225 lip Continental TSIO-360-C engines)
Cessna Model P337 Pressurised Skymaster
Reims-Cessna FT-337P Pressurised Skymaster (two 225 hp Continental TSIO-360-C engines)
Reims-Cessna FT-337P Pressurised Skymaster (two 225 hp Continental TSIO-360-C engines)
Among the varied types operated by the CEV is this Reims-Cessna FTB.337G, No. 62, call-sign "F-ZAGU", which is used for observation tasks
Taxis Aereos de Norte de Angola (TANA) Cessna 337 CR-LJV
In addition to agricultural aircraft, RSz operates Reims/Cessna Skymaster HA-FAA
The Cessna 337 Super Sky master of the Fuerza Aerea Ecuatoriana
На фюзеляже этого O-2 написано собственное имя машины - "Tiger Pause". Самолетная стоянка неплохо защищена от обстрела. Остекление по правому борту имеет площадь больше, чем по левому. Это сделано для улучшения обзора пилоту.
Американский противоповстанческий самолет O-2A - участник боев на территории Камбоджи
Cessna O-2A forward air control aircraft, with underwing rocket pods
Cessna O-2A forward air control aircraft, with underwing rocket pods
Reims Aviation offer a military version of the Cessna Skymaster, the FTB 337 Milirole, seen here with four underwing stores
Reims-Cessna FTB-337 for special duties, with underwing containers
Reims-Cessna FTB-337 G for special duties, with underwing containers
Reims FTB 337.
Conroy Stolifter.
A recent view of the Force Aerienne de ia Republique du Mali (Malian Republic Air Force) ramp at Bamako-Senou. Surrounding the government Boeing 727-2K5 (TZ-001, c/n 21853, ex TZ-MBA) are a number of stored or withdrawn aircraft, including Britten-Norman BN2A-21 Islander TZ-389 (c/n 2182, ex TZ-APV), Cessna O-2A Skymaster TZ-387 (right) and TZ-388 (left), Mikoyan-Gurevich MiG-17F TZ-346, plus several MiG-21s (including -21bis TZ-371). Just visible in the hangar, under the rear of the 727, is a single-engined Cessna, while the blue top of a Thrush agricultural aircraft can be seen among the group of MiG-21s.
Пожарная команда. Потеря над Мозамбиком двух AL.60 от огня ПЗРК "Стрела" сильно обеспокоила ВВС Родезии. Самолеты Reims-Cessna 337 были оснащены ЭВУ и новым оборудованием навигации/связи, что позволило использовать их в качестве летающих ретрансляционных станций связи "Telstar". Система активно использовалась по ночам при сбросе парашютных десантов с самолетов DC-7 и оснащенных ИНС вертолетов AB 205. Самолеты Lynx большую часть вылетов совершали в поддержку операций "пожарной команды" - сил быстрого реагирования. Обычно вместе с Lynx действовали до трех боевых вертолетов Alouette III ("K-Car") и столько "G-Cars" и Cheetah (транспортные AB 205), сколько можно было собрать. "Пожарную команду" могли сопровождать один C-47 "Para-Dak" с 16-20 парашютистами и Cessna 185 Kiwit либо Islander, оснащенный мощным громкоговорителем "Skyshout". В роли самолета передовой авианаводки Lynx поддерживал реактивные самолеты быстрого реагирования, наводя их на цели, слишком хорошо защищенные для действий "пожарной команды". С крутого пикирования Lynx отмечал цели дымовыми или фосфорными 37-мм ракетами SNEB, или баками "Frantans". Затем пилот Lynx мог наводить реактивную авиацию, обычно направляя пару Hunter, Vampire или Canberra (на иллюстрации).