Мировая Авиация 221
-
Компания "Aerosucre" была организована в середине 1970-х годов и приобрела три C-46 для перевозки грузов. Самолет на снимке первоначально был C-46A, пока в 1960-х годах его не переделали в вариант Super 46C. Машина получила тяжелые повреждения при аварийной посадке в 1977 году.
Характерная форма фюзеляжа CW-20/C-46 хорошо видна на снимке этого самолета компании "Casair". Фюзеляж из "двух долек" был более вместительным, чем у DC-3.
Самолеты Commando фирмы "Everts Air Fuel" носят экзотические имена - "Salmon Ella","Hot Stuff" и "Dumbo". C-46, которым уже перевалило за 70 лет, остаются эффективным средством доставки топлива. Этот N1822M "Salmon Ella", построенный в 1945 году, продолжал летать и в 2012 году.
Некоторое количество C-46 оставалось в коммерческой эксплуатации и в 2012 году. Базирующаяся в Фэрбенксе, Аляска, компания "Everts Air Fuel" располагает тремя C-46, занятыми в основном доставкой топлива в отдаленные поселения. Самолет на снимке (названный "Dumbo") ныне летает в сине-белой окраске дочерней компании "Everts Air Cargo".
"Lambair" была одной из типичных маленьких чартерных компаний, продолжавших использовать C-46 в начале 1980-х годов. Растущая стоимость эксплуатации и обслуживания впоследствии вынудила большинство из них приобретать самолеты других типов.
Первый CW-20, поднявшийся в небо 26 марта 1940 года, первоначально имел двухкилевое оперение (на фото). К 1941 году на нем установили однокилевое оперение, изменив обозначение на C-55.
Первый CW-20, поднявшийся в небо 26 марта 1940 года, первоначально имел двухкилевое оперение. К 1941 году на нем установили однокилевое оперение (на фото), изменив обозначение на C-55.
Поскольку Британия испытывала нехватку дальних транспортных самолетов, прототип Curtiss CW-20, получивший военное обозначение C-55, был куплен компанией BOAC и использовался для военных перевозок.
На снимке изображен C-46 - один из двух самолетов, эксплуатировавшихся компанией "Bahamasair" с середины до конца 1970-х годов. Самолет работал как на регулярных, так и чартерных грузовых и пассажирских линиях, в основном базируясь в Майями.
Создателями компании "Flying Tiger Line" были бывшие военные пилоты ВВС США, имевшие большой опыт полетов на C-46 над Гималаями.В 1950 году компания взяла в аренду у ВВС США 25 самолетов C-46, использовавшихся для доставки персонала и оборудования в Корею во время корейской войны.
Бельгия. Нижние поверхности Magister пилотажной группы бельгийских ВВС «Les Diables Rouges»/«Rode Duivels» («Красные дьяволы») были окрашены в цвета национального флага. Самолеты несли на левом борту изображение льва, а на правом - герб города Синт-Трёйден.
Бразилия. Еще одной страной, чья национальная пилотажная группа летала на Magister, была Бразилия, ВВС которой использовали более мощные СМ.170-2 Super Magister. Группа называлась «Esquadrilha da Fumaga» («Дымная эскадрилья»), a Magister был известен в Бразилии под обозначением T-14.
Последним крупным оператором Magister был Израиль, снявший свои самолеты с вооружения в 2010 году. Эти машины прошли модернизацию по программе AMIT (Advanced Multi-mission Improved Trainer) и были переименованы в Tzukit.
Как и израильская IAI, финская «Valmet» выпускала Magister по лицензии. Завод компании в Тампере собирал Magister из постоянно возраставшего числа компонентов местного производства. Три подразделения финских Magister базировались в Куопио-Риссала, Рованиеми и школе штурмовиков в Пори.
С 1 сентября 1965 года подразделение Ecole de I'Air сменило обозначение на 312 Groupement Instruction (инструкторская авиашкола). В этом подразделении была создана «Patrouille de France» - пилотажная группа, оснащенная Magister. Ее сформировали в 1964 году на базе существовавшей с 1957 года пилотажной группы «Patrouille de I'Ecole de I'Air».
The Patrouille de France Magisters
Во время Шестидневной войны ВВС Израиля интенсивно использовали 45 Magister, и несколько самолетов были сбиты. Израильские машины несли полный набор вооружения и даже в 1970-е годы решали задачи, сочетавшие продвинутую боевую подготовку с боевым применением в чрезвычайных ситуациях.
Вслед за Францией вторым крупнейшим оператором Magister стала Западная Германия. Люфтваффе получили 62 Magister постройки «Fouga» и не менее 188 самолетов, собранных «Heinkel-Messerschmitt».
Самолет DC-4, ныне находящийся на хранении в Фэрбенксе, Аляска, ранее принадлежал "Brooks Air Fuel". Этот армейский C-54D был в свое время передан ВМС США, сменив обозначение на R5D-3 (C-54Q после 1962 года).
В 1952-1955 годах этот F-84D нес службу е 128-й эскадрилье истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Джорджия.
F-84 Thunderjet с прямым крылом был одним из первых реактивных истребителей, принятых на вооружение в США. Оснащенный в дальнейшем стреловидным крылом, F-84 стал одним из самых массовых боевых самолетов начала 1950-х годов.
Компоновка кабины TriStar "The Flying Hospital"
Иракские Mirage F1EQ активно сражались в 1980-1988 годах во время ирано-иракской войны. Ранние варианты (на рисунке: F1EQ-1 с ракетами Magic 2) использовались в качестве перехватчиков, а поздние - для борьбы с судоходством.
С мая 2009 года маленькая группа из трех французских F1CR из BA 112 Reims ведет тактическую разведку и оказывает непосредственную поддержку силам международного контингента в Афганистане. На снимке: F1 готовится принять топливо от заправщика KC-10 Extender ВВС США в ноябре 2010 года.
Ливия приобрела 38 Mirage F1, включая 16 лишенных РЛС ударных F1AD, шесть спарок F1BD и 16 многоцелевых F1ED (на снимке). Ливийские F1 использовались во время акций в Чаде в 1980-х годах, хотя их активность резко упала после развертывания в этой стране французских ВВС. В том же десятилетии эти самолеты неоднократно перехватывались авиацией ВМС США. В 2011 году два Mirage F1 перелетели на Мальту, а один был сбит во время гражданской войны.
На момент иракского вторжения в августе 1990 года Кувейт располагал двумя эскадрильями F1. Пятнадцать уцелевших самолетов перелетели в Саудовскую Аравию, откуда они выполняли боевые вылеты против иракских сил, неся на борту броский лозунг «FREE KUWAIT».
Эквадорские самолеты F1JA, как все F1E, способны выполнять перехваты воздушных целей и наносить удары по наземным целям. В 1990-е годы самолеты ВВС Эквадора прошли модернизацию, в ходе которой получили возможность нести по восемь израильских бомб P-1.
Эквадорские F1JA принимали участие в многочисленных стычках на границе с боевыми самолетами Перу. Наиболее серьезный инцидент произошел в феврале 1995 года, когда они сбили два перуанских Су-20/Су-22.
A trio of Mirage F1JEs from Escuadron 2112, led by Myr Plto Avc Wilson Salgado;
Хотя Баракка летал на истребителе SPAD S.VII и более мощном и лучше вооруженном S.XIII, он отдавал предпочтение старому S.VII за большую маневренность.
На Ту-4 оборонительное вооружение размещалось также, как на B-29, но вместо пулеметов на нем были установлены пушки. Вначале это были пять пар 20-мм пушек Березина Б-20Е, которые на более поздних машинах заменили 23-мм НС-23 Нудельмана и Суранова. Ту-4 советской Дальней авиации обычно имели цвет натурального металла.
B-29, оснащенный двигателями с турбокомпрессорами, гермокабиной и мощным наступательным и оборонительным вооружением, являлся вершиной американского авиастроения времен войны. Способность СССР воспроизвести такие передовые технологии на Ту-4 впечатляет, тем более что на это ушло менее двух лет.
Программа создания Ту-4 была одной из первых в стремительной послевоенной модернизации советской авиапромышленности. Сам самолет стал базой для создания других тяжелых бомбардировщиков, в том числе и Ту-95, продолжающего нести службу и сегодня.
Первым советским послевоенным стратегическим бомбардировщиком стал Ту-4 - копия американского B-29 с советскими моторами и усиленным оборонительным вооружением. Несколько B-29 попали в СССР, совершив вынужденные посадки на Дальнем Востоке во время войны. На фотографии - Ту-4 китайских ВВС. Начиная с 1953 года, Китай получил от СССР 13 самолетов Ту-4. Служба их была долгой, и последний самолет использовался для испытаний до 1988 года.
Для больших аэродромов DC-6 является более предпочтительным, так как может перевозить больше топлива. Большинство самолетов, используемых компанией "Everts", - бывшие военные C-118, переделанные в DC-6A, а затем доработанные для перевозки топлива и грузов.
Еще одной компанией, занимающейся доставкой топлива, является "Woods Air Fuel", ей принадлежал один DC-6A, ныне хранящийся в Палмере. Этот самолет был поставлен авиакомпании "Pan Am" в далеком 1954 году.
Этот F-105D-31-RE (62-4398) был приписан к 563-й эскадрилье 23-го авиакрыла. Это подразделение было одним из первых, использовавших Thunderchief во Вьетнаме, выполняя полеты с авиабазы Такхли в Таиланде с июня 1965 года. Самолет первоначально не имел камуфляжа.
Тяжело груженые F-105D выруливают на взлет на таиландской авиабазе Корат во время операции "Rolling Thunder". Каждый из самолетов несет пару ПТБ и шесть бомб Mk 82 Snakeye.
29 июня 1966 года F-105 из 355-го и 388-го авиакрыльев впервые нанесли удар по столице Северного Вьетнама - Ханою. Несущие большую бомбовую нагрузку, Thunderchief поразили несколько резервуаров с горючим, оставив после себя мощные пожары.
Не будучи яркой «звездой», T-33, тем не менее, занял свое место в истории авиации, благодаря своей универсальности и длительной службе. Во многом своему успеху T-33 обязан надежному ТРД J33, ведущему свою родословную от двигателя, созданного Уиттлом в Великобритании в годы Второй мировой войны.
В Командовании ПВО T-33 в основном использовались в качестве мишеней. Этот T-33, оснащенный устройствами постановки помех, летит в одном строю с F-4E из 343-й TFG с авиабазы Элмендорф, Аляска.
Ранее летавшая на P-80 пилотажная группа «Acrostars» в 1952-1953 годах выполняла пилотаж на T-33 без баков на законцовках. Группа базировалась на авиабазе Вильямс в Аризоне и входила в состав Учебного командования ВВС США.
Канадский Silver Star
Канадский Silver Star
Прототип TP-80C, пилотируемый Тони Левьером и Робертом Спуном, во время первого полета 22 марта 1948 года.
RT-33A получил новую носовую часть, в которой могли устанавливаться различные плановые или перспективные фотокамеры или их комбинации.
С февраля 1991 года на смену Atlantic 1 стали поступать Atlantique 2. Всего военные получили 28 ATL-2 (на снимке), сведенных в подразделения Flottille 21F, 23F и 24F в Лорьяне на Атлантическом побережье и Ниме на Средиземноморском. Flotille 24F расформировали в 1998 году. Была проведена реорганизация, и семь освободившихся машин были распределены между оставшимися подразделениями. Через год после модернизации БРЭО (2007 год) последовала доработка, позволившая самолетам нести до четырех бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II.
Западная Германия получила первый из 20 Atlantic в 1966 году. Самолеты эксплуатировались 1-й эскадрильей из 3-й эскадры авиации ВМС в Нордхольце. В 1969-1970 годах пять самолетов Atlantic были переделаны в самолеты РТР Peace Peek с обтекателем антенн РТР под фюзеляжем. Эти машины сыграли важную роль во время операций НАТО в Косово в 1999 году.
В 1979-1984 годах компания «Dornier» отремонтировала 14 самолетов Atlantic, доработав их до стандарта Atlantic KWS. Модернизация включала применение коррозионно-стойких материалов и установку РЛС Texas Instruments APS-134(V), нового процессора обработки сигналов Emerson Electric с расширенным частотным спектром и системы РТР Loral Rapport в больших контейнерах на законцовках крыла. Также был продлен ресурс планера, что позволило эксплуатировать самолеты до 2010 года.
Германия уже заменила свои противолодочные Atlantic на самолеты Orion, а задачи самолетов радио- и радиотехнической разведки Atlantic на себя взяли БЛА Eurohawk.
Голландская морская авиация (Marineluchtvaartdienst) стала третьим оператором самолетов Atlantic. В 1969-1972 годах она получила девять самолетов (местное обозначение SP-1ЗА), поступивших в 321-ю эскадрилью. Три из них были потеряны в ходе эксплуатации, что привело к прекращению полетов самолетов в 1981 году и замене их на P-3 Orion. Последний голландский Atlantic был списан в 1984 году.
Италия получила 18 самолетов Atlantic в 1972-1974 годах. Их поделили между двумя подразделениями - 30-м полком в Кальяри и 41-м в Сигонелла. В 1988-1993 годах самолеты прошли модернизацию по программе «Alco». В ее ходе были установлены новые РЛС Thomson-CSF Iguane, система РТР ST-02, доработанный магнитометр, система спутниковой навигации, модернизированные гидроакустические буи и система приема данных. Оперативный контроль над самолетами Atlantic осуществляют ВМС Италии, а итальянские ВВС отвечают за техническое обслуживание и эксплуатацию. В настоящее время Италия эксплуатирует 12 самолетов Atlantic, сведенных в 88-ю авиагруппу 41-го полка в Сигонелла.
В 1992 итальянские Atlantic отметили 20-летие службы. В честь этого события этот самолет из 88-й группы 41-го полка получил специальную окраску.
С убранным для снижения сопротивления обтекателем РЛС итальянский Atlantic из 86-й противолодочной авиагруппы 30-го полка возвращается на базу после патрульного полета. На итальянских Atlantic бело-серый камуфляж уступил место полностью серой окраске.
Морская авиация Пакистана получила четыре бывших французских Atlantic в 1975-1976 годах. Самолеты прошли модернизацию в 1992-1993 годах и были куплены еще три машины в качестве источника запасных частей. В августе 1999 года пакистанский Atlantic был сбит истребителем МиГ-21 индийских ВВС после того, как он, по неподтвержденным данным, нарушил границу Индии в районе Аравийского моря; все 16 членов экипажа погибли.
На Atlantic установлены два ТВД Rolls-Royce Tyne. Двигатель имеет одну турбину высокого давления, приводящую девятиступенчатый компрессор высокого давления. Трехступенчатая турбина низкого давления приводит в движение воздушный винт (через редуктор) и шестиступенчатный компрессор низкого давления. На Atlantic используется вариант ТВД RTy 20 Mk 21, выпускаемый по лицензии «SNECMA-Hispano» и развивающий взлетную мощность 5665 э.л. с. (4255 кВт) при 15250 об/мин и продолжительную мощность 5190 э. л. с. (3970 кВт). Кроме того, дополнительные 5,0 кН тяги дают выхлопные газы двигателя на максимальном режиме.
Пять рабочих мест по правому борту кабины Atlantique 2 используются для контроля и управления целевыми системами самолета. Два места на переднем плане, оборудованные дисплеями, - пульты операторов гидроакустических буев. За ними находится место тактического координатора, на дисплей которого выводится сводная информация от всех систем сбора данных. Далее размещается оператор РЛС, а за ним - оператор систем РТР, РЭБ и магнитометра.
Этот Atlantic 1 ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) несет обозначения 88-й противолодочной авиагруппы 41-го полка «Athos Ammanato», базирующегося в Катанья-Сигонелло с конца 1980 годов. Поправка 1957 года к закону от 1937 года разрешает итальянским противолодочным самолетам выполнять задания для ВМС (Marina Militare Italiana) при условии пилотирования экипажем из ВВС; поэтому экипаж самолета состоит из представителей ВВС и ВМС. Этот закон остается в силе и в настоящее время.
Atlantique 2
Западная Германия, вступившая в НАТО в 1955 году, начала интенсивно получать авиатехнику из США. Германия стала крупнейшим оператором F-84F за пределами США, получив около 450 самолетов в дополнение к F-86 Sabre.
"Republic" построила макет самолета XP-69 в масштабе 3/4, но разработка этого проекта была остановлена.
Создававшийся как перехватчик, XP-72 являлся глубокой модернизацией истребителя P-47 Thunderbolt. На нем был установлен огромный 28-цилиндровый ПД R4360, оснащенный турбокомпрессором.
The massive Republic XP-72 displays its six-blade Aeroproducts contraprop of 13ft 6in diameter.
"The Flying Hospital" не является единственным в своем роде. Организация "Orbis" использует модифицированный DC-10 для лечения глазных болезней в развивающихся странах.
FTB337 и вооруженные FTB337G Milirole использовались ВВС Португалии с 1974 по 2007 год. Milirole позднее лишились возможности нести вооружение и применялись главным образом для перевозки грузов и обучения.
Двухместный F-105F был первым по-настоящему эффективным самолетом для подавления ПВО. Вооруженный противорадиолокационными ракетами AGM-45 Shrike, самолет на снимке сбрасывает свободнопадающие бомбы на позицию ЗРК в Северном Вьетнаме в 1967 году.
Зачастую F-105F/G совершали вылеты на бомбардировку объектов противника без второго члена экипажа. На снимке: EF-105F выполняет сброс нескольких 227-кг авиабомб, а под крылом у него - УР AGM-45 Shrike. Самолет камуфлирован, но код на киль пока не нанесен.
T-38A Talon. T-38, первый в мире серийный сверхзвуковой учебный самолет, на долгие годы обеспечил потребности Учебного командования ВВС США и продолжает нести службу и в новом столетии. Нехватка T-38 в последние годы привела к тому, что будущие пилоты многомоторных машин проходят подготовку на самолетах T-1 Jayhawk, а на Talon обучаются пилоты бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.
В 1974 году в целях экономии топлива пилотажная группа Thunderbirds" пересела на T-38. Talon были сняты с эксплуатации в 1982 году после трагической катастрофы, в которой погибли четыре самолета.
Более пяти десятилетий пилоты ВВС обучались и совершенствовались на T-38. Модернизированные сверхзвуковые самолеты Talon вполне подходят и для 21 века.
НАСА является крупнейшим гражданским оператором T-38, используя их в основном для программы "Спейс Шаттл". На снимке: экипаж космического челнока Endeavour (миссия STS-134) прибыл на посадочную полосу Космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида, 26 апреля 2011 года.
Эскадрилья Брумовски, Flik 41J, завершила перевооружение на Albatros D.III в конце августа 1917 года, и оставшуюся часть своих побед ас одержал, летая на этом истребителе.
Первые боевые вылеты во время войны в Персидском заливе катарские Mirage F1 совершили 22 января 1991 года, но они решали только задачи ПВО своей страны и не привлекались к схваткам над Кувейтом или Ираком.
Венгрия располагала 273 истребителями Heja I и усовершенствованными Heja II, выпущенными фирмой MAVAC. Самолет на рисунке представлен в окраске частей ПВО, использовавшейся весной 1943 года.
Шестьдесят истребителей Re.2000 Serie I были поставлены Швеции для службы в авиакомандовании Энгельхольма. Они действовали в составе авиакрыла F10 c авиабазы Буллтофта неподалеку от Мальмё.
Этот Re.2001 служил в 150-й эскадрилье 2-й авиагруппы "Golletto" итальянских ВВС. В августе 1942 года это подразделение базировалось на острове Пантеллерия рядом с Сицилией.
После капитуляции Италии в сентябре 1943 года около 60 Re.2002 были реквизированы Люфтваффе. В основном они использовались против сил союзников во Франции.
До капитуляции Италии в войска было поставлено только 36 истребителей Sagittario, но эти самолеты были активно задействованы в системе ПВО Неаполя, Рима и Сицилии. Некоторые из них также воевали в составе ВВС Германии.
Были разработаны три варианта истребителя Renard R.36, каждый из которых получил собственное обозначение. На снимке представлен R.38 с двигателем Merlin.
Самолет 9000L Sportster был оснащен 90-сильным (67 кВт) ПД Le Blond 5F. Машина на снимке была построена в 1937 году.
Cloudster 8135 представлял собой трехместный высокоплан с закрытой кабиной, оснащенный двигателем Ken-Royce 7-G мощностью 120л.с. (89 кВт).
Самолет "70" в полете. Во втором прямоугольном иллюминаторе - А.Н.Туполев
При создании Ту-70 и Ту-75 использовалась часть деталей двух из трех американских B-29, совершивших посадку в СССР. Ту-70 (на снимке) совершил первый полет 27 ноября 1946 года. Он использовался для перевозки VIP-пассажиров, в то время как Ту-75 был предназначен для перевозки 10 000 кг груза или 100 военнослужащих.
В 1955 году в рамках совместной программы ВВС и ВМС США два F-84F были переделаны в вариант XF-84H для исследования полета винтовых самолетов на околозвуковых скоростях. Получившие прозвище "Thunderscreeches", они должны были развивать скорость 1078 км/ч, но достичь ее в ходе испытаний так и не удалось.
The two Republic XF-84H |et-to-turboprop fighter conversions were developed by the US Air Force in the hope that a combination of turboprop engine and supersonic contra-rotating propeller would provide speeds comparable to the pure jet, but with greater fuel economy and thus an extension of the machine's radius of action. First flown on 22 July 1955 by Republic's Henry G. Beaird, the two XF-84Hs were converted to house the 5.850eshp Allison XT-40, developed for the US Navy. Ongoing engine and propeller-related problems killed the idea. Seen here is 51.17060, the second of the two XF-84Hs.
Футуристический проект XF-103 был слишком амбициозным и не соответствовал технологическим возможностям начала 1950-х годов. Ракетное вооружение истребителя должно было размещаться во внутренних отсеках,
Одной из самых необычных особенностей Republic XF-91 было крыло с обратным сужением - его ширина в законцовке была значительно больше, чем у корня. В дополнение к ТРД на XF-91 был установлен ракетный двигатель Reaction Motors.
"Reims" построила 1428 самолетов F150 и 336 FAT50 Aerobats (на снимке). Дочернее предприятие "Reims" в Аргентине также выпустило 47 F150 и FA150.
Reims-Cessna FRA-150 Aerobat (130 hp Rolls-Royce Continental O-240-A engine)
Совместно с "Cessna" компания "Reims" разработала двухдвигательный турбовинтовой самолет F406 Caravan II. Сотый экземпляр был поставлен в конце 2011 года. На снимке: один из трех Surpolmar, используемых береговой охраной Греции.
Несмотря на хорошие летные данные, спрос на Rawdon T-1 был низким из-за появления на рынке недорогих военных учебных машин, оказавшихся лишними после завершения войны.
Помимо стран НАТО, которым досталось большинство тактических разведчиков RF-84F Thunderflash, эти самолеты получали и другие союзники США, включая Тайвань. Этот самолет нес службу в 1955-1965 годах.
Первый самолет компании "Rearwin" был создан в 1929-1930 годах. Это был биплан Ken-Royce 2000CO со 165-сильным (123 кВт) ПД Continental A70.
При создании двухместного моноплана Junior 3000 стремились максимально снизить его отпускную цену.
Из-за цельнометаллической конструкции Epervier имел грубые угловатые обводы. Этот снимок второго самолета сделан в 1929 году в Арене.
На R.17 не нашлось покупателей, и он остался в собственности компании "Renard". Самолет ждала долгая служба, он был списан только после Второй мировой войны.
Самолет OO-ANT - первый Renard R.33. Обе построенные машины были проданы частным владельцам. Максимальная скорость этого аэроплана составляла 195 км/ч.
R.35 был оснащен 750-сильным (559 кВт) радиальным ПД Gnome-Rhone 9K. Единственный прототип совершил один полет, закончившийся катастрофой.
При максимальной массе 600 кг Falcon LS 2.0 может выполнять маневры с перегрузкой +6/-3.