Breguet Br.1150 Atlantique
Страна: Франция
Год: 1961


Самолет базовой патрульной авиации с экипажем 10/12 человек
Описание
Фотографии
Dassault (Breguet) Atlantic 1 и Atlantique 2

  В ответ на объявленные единые требования НАТО к перспективному самолету базовой патрульной авиации (БПА) в начале 1958 года авиапроизводители из девяти стран направили на конкурс 24 проекта будущего самолета. Из них в конце 1958 года был выбран проект Breguet Br. 1150, самолет получил обозначение Atlantic, которое после появления Atlantique 2 изменили на Atlantic 1.
  Atlantic стал первым боевым самолетом НАТО, который разрабатывался и строился в рамках многонационального проекта - ответственным за работы по программе был назначен комитет SECBAT (Societe d'Etudes et de Construction du Breguet Atlantic). Первоначально в консорциум, возглавляемый компанией "Breguet" (затем "Dassault-Breguet", а ныне "Dassault"), вошли компания "Sud-Aviation", бельгийская группа ABAP ("Fairey", "FN" и "SABCA"), немецкая "Dornier" и голландская "Fokker", но в 1968 году к ним присоединилась итальянская "Aeritalia".
  Аналогичный многонациональный консорциум был сформирован и для производства турбовинтового двигателя Rolls-Royce Tyne, в него вошли, в том числе, бельгийская компания "FN", немецкая "MAN" и французская "SNECMA".
  Atlantic представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан со средним расположением крыла большого удлинения. Сечение двухпалубного фюзеляжа почти на всем его протяжении образовано двумя пересекающимися окружностями. В верхней герметизированной части фюзеляжа находятся кабина экипажа, отсек операторов поискового оборудования и помещение для отдыха. Нижняя часть - негерметичная, в ней размещены РЛС, вспомогательная силовая установка и отсек вооружения. В хвостовой части находятся отсеки гидроакустических и маркерных буев, причем на киле установлен контейнер с аппаратурой РЭБ, а аппаратура магнетометра (детектора магнитных аномалий) вынесена на хвостовой балке далеко назад. Шасси - убираемое, трехопорное, с двухколесными тележками на основных опорах и на носовой стойке. Двигатели размещены в крыльевых гондолах, воздушные винты - четырехлопастные, изменяемого шага.
  Основным предназначением нового самолета стали поиск и уничтожение подводных лодок противника, хотя с равной эффективностью он мог решать и целый ряд других задач, таких как борьба с судоходством противника, уничтожение его надводных кораблей, ведение разведки в открытом море и прибрежных/приморских районах, осуществление поисково-спасательных операций, выполнение минных постановок и поддержка действий флота, а также выполнение задач транспортного самолета по перевозке грузов и личного состава.
  Для решения задач ПЛО самолет оснащался гидроакустическими буями и РЛС Thomson-CSF, которая могла обнаружить выдвинутую над водой приемную шахту устройства для работы дизеля под водой субмарины противника на расстоянии до 75 км. Для уничтожения обнаруженной подводной лодки в распоряжении экипажа Atlantic имелись обычные и глубинные бомбы (самолет мог брать на борт одну атомную глубинную бомбу), а также самонаводящиеся торпеды, которые размещались в отсеке вооружения (его створки сдвигаются вверх и в открытом положении не мешают работе РЛС), а на подкрыльевых узлах подвески можно было дополнительно размещать противокорабельные ракеты. Экипаж самолета состоял из 12 человек, в том числе семь операторов специального поискового оборудования.
  Первый прототип поднялся в воздух 21 октября 1961 года, а первые 40 самолетов для ВМС Франции были поставлены в июле 1965 года. За ними последовали 20 самолетов для морской авиации Германии. Вторая производственная серия включала девять самолетов для голландского флота и 18 - для итальянских ВВС. Кроме того, три французских Atlantic были выведены из боевого состава ВМС и переданы Пакистану.

  Установленная на новые самолеты БПА аппаратура - поисковая РЛС, магнитометр, комплекс РЭБ ARAR 13A, гидроакустические буи и прочее - в основном были разработаны и выпускались компанией "Thomson-CSF". Индикаторы отображения информации и приборы управления вышеозначенными системами были выведены на пульты управления комплексной системы PLOTAC, расположенные в отсеке управления. В те годы БРЭО самолетов Atlantic являлось самым современным, но к концу прошлого века уже достаточно устарело, и командование ВМС Франции еще в 1992 году стало снимать данные самолеты с вооружения, оставив лишь несколько машин, предназначенных для решения второстепенных задач.
  Пять из 15 остававшихся в распоряжении ВМС Германии самолетов были переоборудованы в самолеты радио- и радиотехнической разведки. Эти самолеты получили комплекс специальной аппаратуры E-Systems Peace Peek, который был разработан на базе системы Loral - его отличительной особенностью были размещенные на законцовках крыла антенны. Установкой комплекса на борт самолета занималась компания "Vought". Один из таких самолетов оставался на вооружении и в 2010 году, хотя все Atlantic в варианте самолета БПА уже давно заменены на самолеты P-3C Orion. Принятые на вооружение ВВС Италии самолеты БПА были модернизированы компанией "Aeritalia", на них установили более современные поисковые РЛС, навигационные системы, а также комплекс РЭБ Selenia ALR-730. По данным на 2010 год, в эксплуатации оставались еще 16 таких самолетов - скорее всего, в 2012 году они все же будут сняты с вооружения.
  В марте 1977 года французское правительство дало "зеленый свет" на разработку усовершенствованного варианта Atlantique 2, который необходимо было принять на вооружение в 1984-1985 годах. Французские военные планировали заказать 42 машины, основные направления модернизации заключались в повышении эффективности поискового комплекса и усиление вооружения за счет обеспечения возможности применения ПКР AM39 Exocet.
  В конечном итоге Германия от новых самолетов отказалась, а Франция приобрела только 30 самолетов, которые наряду с обозначением Atlantique 2, также именовались и более броско - ANG ("Atlantic Nouvelle Generation" - "Атлантик" нового поколения"). Внешне ANG отличается от предшественника измененной законцовкой киля, контейнерами РЭБ на законцовках крыла новой формы и подфюзеляжной турелью ИК-системы переднего обзора. В целом же главной задачей разработчиков стало обеспечение - при минимальных изменениях и затратах - более высокой надежности, повышенного срока службы, а также сокращение объемов и стоимости технического обслуживания новых самолетов БПА. Кроме того, самолеты оснастили вспомогательной силовой установкой Astadyne, а также воздушными винтами марки Ratier/BAe с композитными лопастями большего размера.
  Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации, теперь вся аппаратура была "заведена" на центральную цифровую ЭВМ Cimsa 15 М 125, а для обнаружения надводных и подводных целей на самолете были установлены РЛС Thomson-CSF Iguane, инфракрасная система переднего обзора SAT/TRT Tango, новый магнитометр Crouzet, система определения местоположения источников электромагнитного излучения и определения характеристик пеленгуемого сигнала Thomson-CSF ARAR 13 (антенны стояли, соответственно, в верхней части киля и на законцовках крыла). В задней части фюзеляжа разместили более 100 гидроакустических буев. Навигационная система включала ИНС и приемник сигналов СНС Navstar, модернизации подверглись все элементы БРЭО.
  Основной отсек вооружения мог вмещать любые принятые на вооружение стран НАТО авиабомбы и глубинные бомбы, до восьми торпед Mk 46 или до семи франко-итальянских торпед MU39 Impact, а также управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" или "воздух-корабль". В кабине модернизированных Atlantique 2 установили комплекс приборного оборудования TopDeck компании "Thales".
  Новый Atlantique мог использоваться в качестве транспортного, что случалось довольно редко, а также иногда применялся над сушей в качестве самолета радио- и радиотехнической разведки.
  Первый полет Atlantique 2 совершил в мае 1981 года, поставки серийных машин были начаты в 1989 году.
  Среди прорабатывавшихся на базе Atlantique 2 вариантов самолетов БПА была модификация, предлагавшаяся на замену самолетам БПА Nimrod британских ВВС (отличалась дополнительными двигателями в подкрыльевых гондолах, а взамен двигателей Tynes должны были ставиться либо Allison T406, либо General Electric T407); Atlantique 3, подвергшийся дальнейшей модернизации; Europatrol - вариант, предлагавшийся на замену самолетам БПА P-3 Orion стран НАТО. Также предлагалась возможность осуществления модернизации двигателей Tyne.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Atlantique 2

  Тип: самолет базовой патрульной авиации с экипажем 10/12 человек (для патрулирования, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями)
  Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne RTy.20 Mk 21 мощностью по 6100 л.с. (4549 кВт) каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 648 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7200 м - 555 км/ч; скорость патрулирования на высотах до 1525 м - 315 км/ч; начальная скороподъемность 884 м/мин; практический потолок 9145 м; дальность 9075 км; боевой радиус при патрулировании продолжительностью 2 часа и решении задачи по борьбе с надводными кораблями и судами - с одной ПКР AM39 Exocet - 3333 км, либо 1110 км - при патрулировании продолжительностью 8 ч и решении задач противолодочной обороны, при полете на малых высотах; продолжительность полета 18ч
  Масса: пустого 25 600 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
  Размеры: размах крыла 37,42 м (по контейнерам РЭБ на законцовках крыла); длина 31,62 м; высота 10,89 м; площадь крыла 120,34 м2
  Вооружение: до 6000 кг различных средств поражения - из них до 2500 кг внутри и до 3500 кг - на внешней подвеске
Подфюзеляжный обтекатель и дополнительная антенна - безошибочные признаки самолета радио- и радиотехнической разведки морской авиации Германии.
Второй прототип Atlantique 2 - с опознавательными знаками четырех эскадрилий ВМС Франции, но реально на новую машину перевооружили только три (флотилию 24F расформировали).
Май 1981: выполнил первый полет патрульный самолет Dassault Atlantique 2, предназначенный для замены патрульного самолета Atlantique. Новый самолет внешне очень похож на предшественника, но на нем установлено новое бортовое оборудование.
Два прототипа Atlantique (на фотографии - первый) были построены на базе серийных старых Atlantic 1. Внешние отличия новой машины - контейнеры на законцовках крыла, измененная носовая часть и др.
Основным "инструментом" Atlantique 2 стала РЛС Thomson-CSF Iguane, антенна которой расположена в убирающемся подфюзеляжном обтекателе. На фотографии - первый серийный самолет.
Внешне Atlantique 2 отличается от предшественника измененной законцовкой киля и более крупным воздухозаборником слева внизу в носовой части фюзеляжа.
Передний наблюдатель на Atlantique имеет прекрасный обзор, а ниже можно видеть ИК-систему переднего обзора Tango.
Основными поисковыми системами Atlantic являются поисковая РЛС (под фюзеляжем в носовой части), детектор магнитных аномалий (в хвостовой части) и аппаратура РЭБ (в законцовке киля).
Открытый отсек вооружения дает представление о возможностях Atlantic как носителя авиационных средств поражения. В ассортимент вооружения входят морские мины и глубинные бомбы, размещаемые во внутреннем отсеке. На четырех подкрыльевых пилонах допустима подвеска боеприпасов общей массой 3500 кг.
К 2000 году остались только две эскадрильи с Atlantique 2 - флотилия 21F в Ниме (отвечала за Средиземное море) и флотилия 23F в Лан-Бихоу (за Атлантику).
Французский Atlantique 2 сопровождает субмарину - весьма опасная, ввиду полетов в сложных условиях на малой высоте, и сложная задача, требующая высокого мастерства и терпения.
С февраля 1991 года на смену Atlantic 1 стали поступать Atlantique 2. Всего военные получили 28 ATL-2 (на снимке), сведенных в подразделения Flottille 21F, 23F и 24F в Лорьяне на Атлантическом побережье и Ниме на Средиземноморском. Flotille 24F расформировали в 1998 году. Была проведена реорганизация, и семь освободившихся машин были распределены между оставшимися подразделениями. Через год после модернизации БРЭО (2007 год) последовала доработка, позволившая самолетам нести до четырех бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II.
Западная Германия получила первый из 20 Atlantic в 1966 году. Самолеты эксплуатировались 1-й эскадрильей из 3-й эскадры авиации ВМС в Нордхольце. В 1969-1970 годах пять самолетов Atlantic были переделаны в самолеты РТР Peace Peek с обтекателем антенн РТР под фюзеляжем. Эти машины сыграли важную роль во время операций НАТО в Косово в 1999 году.
В 1979-1984 годах компания «Dornier» отремонтировала 14 самолетов Atlantic, доработав их до стандарта Atlantic KWS. Модернизация включала применение коррозионно-стойких материалов и установку РЛС Texas Instruments APS-134(V), нового процессора обработки сигналов Emerson Electric с расширенным частотным спектром и системы РТР Loral Rapport в больших контейнерах на законцовках крыла. Также был продлен ресурс планера, что позволило эксплуатировать самолеты до 2010 года.
Германия уже заменила свои противолодочные Atlantic на самолеты Orion, а задачи самолетов радио- и радиотехнической разведки Atlantic на себя взяли БЛА Eurohawk.
Голландская морская авиация (Marineluchtvaartdienst) стала третьим оператором самолетов Atlantic. В 1969-1972 годах она получила девять самолетов (местное обозначение SP-1ЗА), поступивших в 321-ю эскадрилью. Три из них были потеряны в ходе эксплуатации, что привело к прекращению полетов самолетов в 1981 году и замене их на P-3 Orion. Последний голландский Atlantic был списан в 1984 году.
ВМС Нидерландов стали третьим эксплуатантом Atlantic; первый из девяти самолетов голландцы получили в июне 1969 года. Все девять машин поступили в 321-ю эскадрилью, дислоцированную в Валькенбурге, под обозначением SP-13A.
Италия закупила в 1972-1974 годах 18 Atlantic.
Италия получила 18 самолетов Atlantic в 1972-1974 годах. Их поделили между двумя подразделениями - 30-м полком в Кальяри и 41-м в Сигонелла. В 1988-1993 годах самолеты прошли модернизацию по программе «Alco». В ее ходе были установлены новые РЛС Thomson-CSF Iguane, система РТР ST-02, доработанный магнитометр, система спутниковой навигации, модернизированные гидроакустические буи и система приема данных. Оперативный контроль над самолетами Atlantic осуществляют ВМС Италии, а итальянские ВВС отвечают за техническое обслуживание и эксплуатацию. В настоящее время Италия эксплуатирует 12 самолетов Atlantic, сведенных в 88-ю авиагруппу 41-го полка в Сигонелла.
В 1992 итальянские Atlantic отметили 20-летие службы. В честь этого события этот самолет из 88-й группы 41-го полка получил специальную окраску.
С убранным для снижения сопротивления обтекателем РЛС итальянский Atlantic из 86-й противолодочной авиагруппы 30-го полка возвращается на базу после патрульного полета. На итальянских Atlantic бело-серый камуфляж уступил место полностью серой окраске.
Единственным неевропейским эксплуатантом Atlantic стал Пакистан, закупивший в 1975 году три отремонтированных самолета, ранее состоявших на вооружении ВМС Франции. Четвертый самолет Пакистан приобрел в конце 1980-х годов. В середине 1990-х годов последовала закупка трех экс-французских машин, которые использовались, в основном, как источник запасных частей. Один пакистанский Atlantic был сбит индийским МиГ-21 в период конфронтации между Индией и Пакистаном в 1999 году.
Морская авиация Пакистана получила четыре бывших французских Atlantic в 1975-1976 годах. Самолеты прошли модернизацию в 1992-1993 годах и были куплены еще три машины в качестве источника запасных частей. В августе 1999 года пакистанский Atlantic был сбит истребителем МиГ-21 индийских ВВС после того, как он, по неподтвержденным данным, нарушил границу Индии в районе Аравийского моря; все 16 членов экипажа погибли.
Так мог бы выглядеть Atlantique 3 - с новыми ТВД и шестилопастными воздушными винтами.
На Atlantic установлены два ТВД Rolls-Royce Tyne. Двигатель имеет одну турбину высокого давления, приводящую девятиступенчатый компрессор высокого давления. Трехступенчатая турбина низкого давления приводит в движение воздушный винт (через редуктор) и шестиступенчатный компрессор низкого давления. На Atlantic используется вариант ТВД RTy 20 Mk 21, выпускаемый по лицензии «SNECMA-Hispano» и развивающий взлетную мощность 5665 э.л. с. (4255 кВт) при 15250 об/мин и продолжительную мощность 5190 э. л. с. (3970 кВт). Кроме того, дополнительные 5,0 кН тяги дают выхлопные газы двигателя на максимальном режиме.
Breguet 1150 Atlantic maritime patrol aircraft (two 6,105 ehp Hispano-built Rolls-Royce Tyne RTy.20 turboprop engines)
Breguet 1150 Atlantic in French Navy colours. First flight was on 21st October and the type is expected to be ordered by Belgium, Holland and West Germany as well as France, which has already placed a contract for twenty-seven aircraft
Breguet 1150 Atlantic maritime patrol aircraft, retrofitted with special-purpose ECM equipment by E-Systems Inc
21 октября 1961г.: первый прототип самолета БПА Breguet Br.1150 Atlantic совершил свой первый полет. Машина поступила на вооружение в 1965 году.
С 1975 года Atlantic являлся основным морским разведывательным самолетом ВМС Франции, в настоящее время эту роль выполняет усовершенствованный Atlantique 2.
40 Atlantic поступили на вооружение 21-й и 22-й флотилий авиации ВМС Франции в 1965-1966 годах, а в 23-ю и 24-ю флотилии - в 1967-1968 годах. Самолеты Atlantic ВМС Франции на ротационной основе базировались в Дакаре, Сенегал.
Breguet 1150 Atlantic maritime patrol aircraft of the French Navy, with radar extended and weapons bay open
Breguet Atlantic No. 43 which crashed on 20th Sept. 1968
Противолодочные самолеты "Атлантик" ВМС Франции принимали участие в операции "Харматтан". Снимок сделан 27 июля 2011 г.
"Ягуар" из эскадрильи EC 3/11 и два Бреге "Атлантика" на аэродроме Нджамены.
The trijet Dassault Falcon 50 prototype, F-WAMD, now fitted with a super-critical wing, gave daily demonstration flights. Behind is a Breguet Atlantic
В ВМС ФРГ с конца 1965 года 14 самолетов Atlantic поступили на вооружение двух эскадрилий Marinefliegergeschwader 3.
Патрульный самолет Бреге 1150 "Атлантик" 1 из 29-й эскадрильи ВМС Пакистана
Almost ready for delivery to the Pakistan Navy, this Breguet Atlantic is one of three ordered and has the fin code "33". Note fouled anchor marking over the roundels
The main Aeronavali hangar at Tessera Airport, with, in the foreground, two of the Aeronautica Militare Atlantics undergoing major overhaul. Between the Atlantics can be seen one of the Citations being modified for the navaid calibration role.
Пять рабочих мест по правому борту кабины Atlantique 2 используются для контроля и управления целевыми системами самолета. Два места на переднем плане, оборудованные дисплеями, - пульты операторов гидроакустических буев. За ними находится место тактического координатора, на дисплей которого выводится сводная информация от всех систем сбора данных. Далее размещается оператор РЛС, а за ним - оператор систем РТР, РЭБ и магнитометра.
Model of the Atlantic maritime reconnaissance aircraft with Otomat (inboard) and anti-radar Martel missiles on its underwing launchers
Этот Atlantic 1 ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) несет обозначения 88-й противолодочной авиагруппы 41-го полка «Athos Ammanato», базирующегося в Катанья-Сигонелло с конца 1980 годов. Поправка 1957 года к закону от 1937 года разрешает итальянским противолодочным самолетам выполнять задания для ВМС (Marina Militare Italiana) при условии пилотирования экипажем из ВВС; поэтому экипаж самолета состоит из представителей ВВС и ВМС. Этот закон остается в силе и в настоящее время.
Atlantique 2
Breguet 1150 Atlantic (two Rolls-Royce Tyne turboprop engines)
Breguet 1150 Atlantic twin-turboprop maritime patrol aircraft