SEPECAT Jaguar
Варианты:
SEPECAT - Jaguar - 1969 - International
Страна: International
Год: 1969


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (86)
SEPECAT Jaguar
  
  В середине 1960-х годов в Великобритании и Франции были сформулированы требования к тренировочному самолету и самолету непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Эти требования совместили в едином техническом задании, в результате появился очень удачный англо-французский истребитель-бомбардировщик Jaguar.
  "Breguet" во Франции и "British Aircraft Corporation" в Великобритании были выбраны основными подрядчиками программы, для реализации которой во Франции в мае 1966 года основали совместное предприятие SEPECAT ("Societe Europeenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique").
  Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный), взлетевший 8 сентября 1968 года. Остальные прототипы строились с учетом специфических требований заказчиков.
  ВВС Великобритании и Франции планировали закупить по 200 самолетов Jaguar. Великобритания заказала 165 одноместных Jaguar S (от Strike - ударный) и Jaguar GR.Mk 1.
  GR.Mk 1 отличался лазерным дальномером, размещенным в носовой части, и килевым контейнером с приемником предупреждения о радиолокационном излучении. Самолеты для британских ВВС оснащались двигателями Adour Mk 102 тягой по 32,51 кН. Первая британская машина поднялась в воздух 12 октября 1969 года, поставки серийных самолетов выполнены в 1973-1978 годах.
  Разведчики несли на подфюзеляжном пилоне контейнер с пятью фотоаппаратами и инфракрасным сканером, а с 1991 года могли использовать контейнеры Vinten VICON 18 с фотоаппаратурой дальнего действия.
  Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
  Первый британский двухместный Jaguar выполнил первый полет 30 августа 1979 года, британские ВВС закупили 35 Jaguar T.Mk 2.
  В 1970-1990 годах британские самолеты постоянно модернизировались. Первую крупную модернизацию провели в 1978- 1984 годах, установив двигатели Adour Mk 104 тягой по 35,14 кН. С декабря 1984 года на Jaguar GR.Mk 1A ставилась прицельно-навигационная система FIN 1064. Доработке подверглись бортовые оборонительные системы, самолет получил возможность использовать УР "воздух-воздух" Sidewinder, которые подвешивались сначала на подкрыльевые, а затем на надкрыльевые пилоны.
  14 спарок доработали в Jaguar T.Mk 2A путем установки ПрНК FIN 1064 и двигателей Adour Mk 104. Далее девять Jaguar GR.Mk 1B и два Jaguar T.Mk 2B доработали в носители контейнеров TIALD с аппаратурой целеуказания.
  Позже самолеты получили навигационную систему TERPROM, нашлемные прицелы и новое приборное оборудование кабин (модернизацию прошло большинство боеспособных Jaguar GR.Mk 3 и Jaguar T.Mk 4). Контейнеры TIALD и УР AIM-132 ASRAAM интегрировали в СУВ Jaguar GR.Mk 3A и, возможно, Jaguar T.Mk 4A.
  В 1996-2005 годах модернизацию прошло 96 самолетов, на которые установили более экономичные двигатели Adour Mk 106.
  На вооружение британских ВВС Jaguar поступили в 1974 году. Значительная часть парка одноместных самолетов являлась носителями тактических атомных бомб WE.177. Самолеты базировались в ФРГ. В случае войны их планировалось использовать как тактические бомбардировщики и разведчики. Первым случаем боевого применения британских Jaguar стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. Позже самолеты приняли участие в операции "Northern Watch" и операции 1995 года "Deliberate Force" на Балканах. С вооружения ВВС Великобритании Jaguar сняли в 2006 году.
  Франция закупила 160 одноместных и 40 двухместных самолетов. В сравнении с британским вариантом одноместный французский Jaguar A (от Appui - ударный) оснащался менее совершенным целевым оборудованием, но, тем не менее, являлся эффективным истребителем-бомбардировщиком.
  На последних 80 самолетах установили под носовой частью фюзеляжа лазерные дальномеры и улучшенные приемники предупреждения об облучении; не менее 30 самолетов могли нести лазерные целеуказатели ATLIS.
  Начиная со 113-го самолета, на Jaguar A монтировались панорамные фотоаппараты. За исключением первых десяти самолетов все Jaguar A оснащались двигателями Adour Mk 102.
  Французские двухместные Jaguar E оснащались упрощенным, в сравнении с одноместными машинами, БРЭО. Начиная с 270-го серийного самолета, на спарках монтировали неубираемые топливоприемники, предназначенные исключительно для отработки дозаправки в воздухе.
  Компания SEPECAT разработала Jaguar M авианосного базирования. Первый полет прототип выполнил в ноябре 1969 года, но в дальнейшем тема была закрыта.
  Поставки Jaguar ВВС Франции осуществлялись с января 1972 года по декабрь 1981 года. Самолетами вооружили девять эскадрилий, две из которых отрабатывали нанесение ядерных ударов 25-кт бомбами AN 52; эти бомбы сняли с вооружения в 1991 году. Подобно британским, французские Jaguar приняли участие в боевых действиях. Впервые они использовались для нанесения ударов в конце 1970-х годов в Северной и Центральной Африке, в 1980-х годах действовали над Мавританией, Чадом и Центрально-Африканской республикой. В 1991 году принимали участие в военных действиях в Персидском заливе, а позже - на Балканах. Франция сняла Jaguar с вооружения в июле 2005 года.
  Все экспортные Jaguar являются подвариантами Jaguar B/S. Первый полет прототип Jaguar International с двигателями Adour Mk 104, являвшийся британской машиной, выполнил в 1974 году. Тяга двигателя Mk 104 на 27% превосходила тягу двигателя Mk 102.
  Первым серийным Jaguar International стал двухместный Jaguar EB для ВВС Эквадора, который поднялся в воздух 19 августа 1976 года. Одно- и двухместные Jaguar поставили ВВС Эквадора в 1977 году; семь уцелевших самолетов в 1991 году дополнили тремя отремонтированными экс-британскими машинами. Эквадор использовал Jaguar в короткой войне в Перу в 1995 году; в начале 2000-х годов Jaguar с вооружения ВВС Эквадора сняли.

  С 1977 года Оман получил десять одноместных Jaguar OS и два двухместных Jaguar OB, вторая партия из такого же количества самолетов была поставлена в 1983 году. Все самолеты второй партии оснащались ТРДДФ Adour 811 тягой по 37,37 кН. 24 изначально заказанных Оманом Jaguar были дополнены двумя экс-британскими самолетами - одним одноместным и одним двухместным. В 1986-1989 годах 21 уцелевшая машина прошла модернизацию с установкой ПрНК FIN 1064. В 2013 году на вооружении ВВС Омана состояло восемь Jaguar.
  Главным покупателем Jaguar стала Индия, получавшая самолеты постройки "BAe" и собранные по лицензии концерном HAL. В ВВС Индии одноместные Jaguar IS и двухместные Jaguar IT именовались Shamser.
  На самолетах второй партии для ВВС Индии ставились ТРДДФ Adour Mk 804 тягой по 35,75 кН, была смонтирована система NAVWASS (Navigation и Weapons Aiming Sub System). Самолеты третьей партии собирались компанией HAL из машинокомплектов британского производства, но постепенно количество комплектующих, поставляемых Англией, сокращалось. Самолеты постройки HAL позднего выпуска получили двигатели Adour Mk 811.
  Партия из 17 спарок была укомплектована улучшенным ПрНК DARIN II, обеспечивающим круглосуточность боевого применения и использование боеприпасов с лазерным наведением. Для поражения морских целей HAL построила 12 Jaguar IM с РЛС Agave, установленной в носовой части фюзеляжа вместо лазерного дальномера; главным оружием этих самолетов являются ПКР BAe Sea Eagle.
  Индия использовала Jaguar в каргильской войне 1999 года с Пакистаном, с самолетов применялись обычные и корректируемые бомбы. Всего Индия закупила 168 Jaguar; серийное производство на HAL завершилось в 2008 году.
  Финальным покупателем Jaguar стала Нигерия - на вооружение ВВС в 1984 году поступили 13 одноместных Jaguar SN и пять двухместных Jaguar BN; самолеты сняты с вооружения в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  SEPECAT Jaguar International

  Тип: одноместный ударный самолет
  Силовая установка: два ТРДДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 804 сухой тягой по 23,66 кН, тяга на форсаже 35,75 кН; или Adour Mk 811 тягой по 24,55 кН, тяга на форсаже 37,36 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость без внешних подвесок на высоте 10975 м - 1699 км/ч; время набора на высоте 9145 м - 1 мин 30 с; практический потолок 14 000 м; дальность с ПТБ 3524 км; боевой радиус по профилю полета "большая-малая-большая высота" без ПТБ 852 км
  Масса: пустого снаряженного 7700 кг; максимальная взлетная 15700 кг
  Размеры: размах крыла 8,69 м; длина с ПВД 16,83 м; высота 4,89 м; площадь крыла 24,18 м2
  Вооружение: две 30-мм пушки ADEN Mk 4, вооружение общей массой до 4763 кг на пяти внешних узлах подвески
Prototypes
The sole navalised prototype, Jaguar M-05, during trials aboard Clemenceau.
The first British Jaguar, the single-seat S-06, on an early test flight before the fin height had been extended and wing fences added.
JCT/226 OCU/16-я (резервная) эскадрилья. Подготовка летчиков на Jaguar начата в сентябре 1973 года в Лоссимуте - на базе Группы переучивания на самолеты Jaguar (Jaguar Conversion Team - JCT). После переучивания 54-й эскадрильи на Jaguar задача подготовки пилотов возложена на 226-ю группу переподготовки (226 Operational Conversion Unit; с 1 октября 1974 года), которая 11 ноября 1974 года разделена на 1-ю и 2-ю эскадрильи - первая вскоре была расформирована. Самолеты 2-й эскадрильи несли на носовой части изображение ягуара, а с 1981 года наряду с обозначениями 226-й группы несли также на киле клетчатую полосу - "шотландку". Применялся код из двух цифр (на фотографии).
France
Упорное сопротивление сербов вынудило ВВС Пятой республики подтянуть к району конфликта истребители-бомбардировщики "Ягуар" и увеличить общую численность своей группировки до 90 боевых машин, заняв второе место после ВВС и ВМС США.
Французские силы истребителей-бомбардировщиков, задействованные в 1999 году в операции "Allied Force", включали 12 Jaguar A из подразделений EC 1/7, EC 2/7 и EC 3/7. Они преимущественно использовались для нанесения высокоточных ударов бомбами с лазерным наведением. Этот самолет вооружен одной такой бомбой MATRA BGL-1000 и несет контейнер целеуказания ATLIS II на центральном пилоне под фюзеляжем.
В операции "Daguet" участвовали 28 самолетов Jaguar. Они совершили 615 боевых вылетов с общим налетом 1088 часов, в ходе которых было сделано 185 контактов с заправщиками CF-135FR.
Корпус аэродинамической формы 250-кг бомбы SAMP Type 25 изготовлен из стальной поковки. В носу характерной формы установлен стандартный взрыватель длиной 5 см. Бомбы подвешены на Jaguar ВВС Франции, снимок времен войны в Персидском заливе.
«Ягуар» A (per. 11-RH, cep. № A115) из эскадрильи EC.3/11«Корсика» Воздушных Сил Франции. Великобритания, авиабаза Уэддингтон, 23 апреля 1986 г.
13 февраля 1991 года самолет Jaguar из эскадрильи EC 2/11 "Vosges" с подвеской УР "воздух-воздух" Magic вместо контейнера дипольных отражателей Phimat вылетает из Аль-Ахсы для удара по бронетехнике республиканской гвардии Ирака.
Самолет Jaguar из эскадрильи EC 3/7 "Languedoc" без лазерного дальномера под носовой частью в Бангуе, Центральноафриканская республика. Там ВВС Франции держали регулярные части для военных операций в своих бывших колониях.
Самолеты Jaguar из 11-й эскадры, включая эту машину из эскадрильи EC 4/11 Jura, прибыли в Аль-Ахсу в Саудовской Аравии в октябре 1990 года. Они добились неплохих успехов, применяя УР AS30L с лазерным наведением и достигнув при пусках 60 таких ракет 80% попаданий.
Иерусалимский крест на голубом вымпеле на киле указывает на принадлежность этого самолета к 2-й эскадрилье (подразделение Escadron de Chasse 1/7 "Provence", EC 1/7), базирующейся в Сен-Дизье. EC 1/7 в основном специализировалась на задачах прорыва ПВО с использованием противорадиолокационных ракет AS37 Martel.
Французский одноместный Jaguar A в полете над Балканами, снимок конца 1990-х годов. Самолет вооружен двумя УР "воздух-воздух" Magic 2.
В октябре 1998 года началась операция "Trident" по участию Франции в группировке союзников "Allied Force" с привлечением самолетов Jaguar из части EC 3/7, уже размещенных на базе Истрана для контроля ситуации в Боснии.
ВВС Франции разработали технические требования к Jaguar совместно с RAF, поэтому нет ничего удивительного в том, что они закупили эти самолеты в большом количестве. На пике карьеры Jaguar состоял на вооружении девяти эскадрилий французских ВВС.
Этот Jaguar сфотографирован сразу после принятия топлива от заправщика C-135FR с выпущенной заправочной штангой по правому борту. Истребитель-бомбардировщик принимал участие в операции "Crecerelle" в Боснии в 1995 году. Вооружение состоит из пары ракет класса "воздух-воздух" Magic 2, двух четырехзарядных блоков НАР и контейнера РЭБ Barem.
Истребители-бомбардировщики Jaguar ВВС Франции применялись во время проведения операции "Буря в пустыне". Самолеты наносили высокоточные удары управляемым оружием, используя лазерные контейнеры ATLIS 2 и корректируемые 400-кг бомбы фирмы "MATRA" с лазерным наведением.
Истребитель Mirage F1CR из эскадрильи EC 1/33 летит в паре с истребителем-бомбардировщиком Jaguar из эскадрильи ЕС2/11 "Vosges" в ходе операции "Daguet". Оба самолета оснащены контейнерами системы РЭБ Barem на наружных пилонах под левыми консолями и грузом 250-кг бомб SAMP Type 25.
На снимке хорошо видно положение элеронов и дифференциально отклоняемого стабилизатора самолета Jaguar М.
17 января 1991 года в первом боевом вылете французских ВВС в операции "Daguet" 12 самолетов Jaguar нанесли удар с малых высот по предполагаемым складам ракет Scud и средствам связи на иракской авиабазе Ахмад-Аль-Джабер.
Майк Рондот (слева) и его ведомый флайт-лейтенант Майк Сире. Рисунки или надписи на бортах фюзеляжей были непременными атрибутами практически всех британских самолетов, участвовавших в иракском конфликте, не исключая и Jaguar GR.Mk 1 №XZ375 (код S), представленный на снимке. Надпись "The Guardian readers ("Читатель "Гардиан" - популярной английской газеты) позднее М. Рондот заменил на "The Avid Guardian Reader" ("Заядлый читатель "Гардиан").
UK
The second British Jaguar, S-07, after modification to the production configuration.
"Ягуар" GR.1 ВВС Великобритании
«Ягуар» GR.1A (per. XZ112, cep. № S113) из 54-й эскадрильи RAF. Аэродром Брайз Нортон, 7 сентября 1991 г.
20-я эскадрилья перевооружалась на Jaguar с истребителей Harrier, новые машины начали прибывать в Брюгген в январе 1977 года. Одновременно эскадрилья продолжала выполнять полеты на Harrier с авиабазы Вильденрат. Перевооружение на новый тип самолета и передислокация на новую авиабазу были завершены к 1 марта, на эскадрилью были возложены ударные задачи. 24 июня 1984 года эксплуатация Jaguar в данном подразделении была прекращена, а на следующий день появилась 20-я эскадрилья самолетов Tornado GR.Mk 1 (эскадрилья была единственной в британских ВВС, летавшей на трех типах основных боевых самолетов).
«Ягуар»
XX108 - самолет ранней постройки, который использовался для различных испытаний фирмой "BAe" и агентством DRA в Боскомб Дауне. В частности, на нем проверялись летные характеристики с подфюзеляжным топливным баком, асимметричной подвеской контейнера TIALD и корректируемой бомбой с лазерным наведением под крылом.
Laarbruch-based Jaguar GR.I XZ111 of No 2 Squadron on a mission low over Germany near the Dutch border showing the photographic pod hung on the centre-line pylon.
Sepecat Jaguar GR.1 XZ101 of No. 2 Squadron, R.A.F., based at Laarbruch, latest squadron to re-equip with the type in Germany. No. 2 specialises in photo-reconnaissance, while the other Jaguar squadrons have ground-attack as their primary task
14-я эскадрилья. Эскадрилья 7 апреля 1975 года стала первой в британских ВВС в ФРГ, перевооруженной с Phantom на Jaguar. Эскадрилья базировалась в Брюггене, она стала также последней из британских "немецких" эскадрилий, летавших на Jaguar - последний полет на данной машине выполнен 14 октября 1985 года. Новой ее машиной стал Tornado GR.Mk 1.
41-я эскадрилья. Эта разведывательная эскадрилья базировалась в мирное время в британском Колтисхолле, а в военное время планировалось ее развертывание в Норвегии. Первый Jaguar поступил в 1976 году, в 1977 году эскадрилья объявлена боеготовой. Участвовала в войне в Персидском заливе и в операциях в Боснии (1993-1995 годы), а в 2004 году - преобразована в подразделение эксплуатационной оценки средств поражения. Jaguar состояли на ее вооружении до 2006 года.
54-я эскадрилья RAF, базировавшаяся в Колтишелле, летала на Jaguar GR.Mk 1 с 1974 года и вплоть до расформирования в 2005 году. В последние годы эксплуатации принадлежавшие RAF Jaguar прошли модернизацию, но в 2007 году были сняты с вооружения из-за сокращения расходов на оборону.
RAF использовали этот снимок в своей вербовочной кампании в 1970-х годах. Хотя полет в такой плотной формации граничит с самоубийством, эта фотография демонстрирует мощь и маневренность SEPECAT Jaguar, несущихся строем над шотландскими озерами.
The SEPECAT Jaguar has so far been sold to four air forces and has continuing export potential.
Британские ВВС в ФРГ располагали пятью эскадрильями, вооруженными Jaguar, - четыре из состава авиакрыла в Брюггене являлись носителями тактического ядерного оружия, а пятая, разведывательная, базировалась в Лаарбрюке вместе с ударными Buccaneer.
31-я эскадрилья. Это третья эскадрилья из Брюггена, получившая Jaguar. Новые машины начали поступать в январе 1976 года, но полностью боеготовой эскадрилья объявлена только 1 июля. В период с 13 июня по 1 ноября 1984 года эскадрилья была перевооружена с Jaguar на Tornado GR.Mk 1.
Phantom FGR.Mk 2 и F-4J (UK) Королевских ВВС Великобритании. После отказа от создания ударного самолета с укороченным/вертикальным взлетом и посадкой Hawker Siddeley Р.1154 британские ВВС сначала приобрели два прототипа YF-4M. а затем партию из 116 серийных F-4M Phantom FGR.Mk 2. Вначале британские F-4 использовались в качестве перехватчиков, ударных или разведывательных самолетов и могли нести широкую номенклатуру вооружения, включая ядерные боеприпасы. В середине 1970-х годов, когда в группировке британских ВВС в Германии задача поражения наземных целей была поручена самолетам SEPECAT Jaguar, "Фантомы" потеснили истребители Lightning в системе ПВО. Phantom FGR.Mk 2 несли службу во 2-й, 6-й (первое подразделение F-4 в британских ВВС), 14-й, 17-й, 19-й, 23-й, 29-й, 31-й, 41-й, 43-й, 54-й, 56-й, 64-й, 74-й, 92-й и 111 -й авиаэскадрильях. а также в составе 1435-го звена на Фолклендских островах. Кроме того, британские ВВС дополнительно закупили еще 15 F-4J у ВМС/КМП США. которые входили в состав 74-й авиаэскадрильи с августа 1984 по сентябрь 1992 года. Лишь 56-я эскадрилья, известная как "Firebirds". эксплуатировала F-4 дольше - до конца 1992 года.
II эскадрилья (Army Co-operation). Эскадрилья дислоцировалась в ФРГ (Лаарбрюк) и решала задачи тактической разведки для Сухопутных войск. Сначала она летала на Phantom, а 26 февраля 1976 года получила свой первый Jaguar (на фото запечатлены оба самолета). Последний Phantom был снят с ее вооружения в июле, с новым типом самолетов эскадрилья была объявлена боеготовой в октябре. В большинстве случаев Jaguar несли под фюзеляжем разведывательный контейнер компании "BAe". В конце 1988 года эскадрилью перевооружили на Tornado GR.Mk 1A, последний полет Jaguar выполнили 16 декабря.
17-я эскадрилья. Знаки 17-й эскадрильи появились на Jaguar в июне 1975 года, самолеты поступали на смену Phantom FGR.Mk 2. К февралю 1976 эскадрилья была полностью перевооружена на Jaguar.17-я эскадрилья входила в состав авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Брюгген, ее самолеты решали ударные задачи, в том числе предназначались для нанесения ударов с применением тактических ядерных боеприпасов. 16 августа 1984 года эскадрилья получила первый Tornado GR.Mk 1, перевооружение было завершено к 1 марта 1985 года. На фото - самолет 17-й эскадрильи в полете с немецким F-104G.
Первый прототип MRCA британской постройки стал еще одним результатом кооперации европейской авиапромышленности после англо-французского SEPECAT Jaguar, который поступил на вооружение в 1973 году.
«Ягуар». GR.3A (per. XX725, cep. № S22) из 41-й эскадрильи RAF. 11 февраля 2005 г.
Разведчики GR.Mk 1A британских ВВС несли на центральном узле подвески разведывательный контейнер EMI. Изображенная машина несет "арктический" камуфляж.
«Ягуар» GR.1A (per. XZ113, cep. № S114) из 41-й эскадрильи RAF. Авиабаза Колтишолл, 24 апреля 1991 г.
Надкрыльевые пилоны для ракет "воздух-воздух" были установлены на самолеты, чтобы избежать возможной угрозы со стороны иракских истребителей. Согласно М. Рондоту: "Мы установили пилоны над крылом для пары ракет Sidewinder. Было приятно видеть их (ракеты) в зеркало заднего вида. Через пару недель, когда стало ясно, что никакой угрозы в воздухе нет, нам предложили снять их. Мы ответили, что даже если никакой угрозы нет, пожалуйста, оставьте их на месте".
В британской части операции "Буря в пустыне", названной "Operation Granby", участвовали самолеты Jaguar эскадрильи из Колтисхолла (на снимке - разведчик Jaguar GR.Mk 1А в пустынной окраске). Они стали первыми самолетами британских ВВС, переброшенными в район Персидского залива.
"Быть под обстрелом - это такая вещь, которую невозможно описать. Попасть в сложную ситуацию и выскользнуть невредимым - это настоящий всплеск адреналина".
Первоначально точность поражения целей ударами Jaguar контролировалась лишь визуально. Позднее в ходе боевых действий Майк Рондот стал сам делать снимки целей после атаки, чтобы точнее оценить нанесенные повреждения.
Звездным часом для Jaguar стала война в Персидском заливе в 1991 году, во время которой он не раз продемонстрировал свои высокие боевые возможности. В ходе военных действий самолеты RAF выполнили 618 боевых вылетов, как на разведку, так и для изоляции поля боя.
Два самолета Jaguar GR.Mk 1А британских ВВС базировались в Бахрейне и участвовали в охоте на иракские "Скады" с 11 февраля 1991 года. Один самолет мог нести стандартный контейнер BAe (на снимке), а другой - контейнер LOROP (оба подвешивались под фюзеляжем).
Два британских SEPECAT Jaguar, вооруженные кассетными бомбами и ракетами AIM-9L Sidewinder, получают топливо от самолета-заправщика Handley Page Victor на пути к цели в Персидском заливе. Ракеты AIM-9L Jaguar несли для самообороны на всем протяжении войны, хотя они ни разу не встречались с иракскими истребителями.
В регион Персидского залива были переброшены самолеты-заправщики ВВС Великобритании трех типов. На снимке: Handley Page Victor K.Mk 2 из 55-й эскадрильи. Танкеры Victor выполняли дозаправку британских ударных самолетов Tornado и Jaguar (на фото), а также самолетов авиации ВМС США.
1 ноября 1991 года подразделению присвоили "серый" номер 16-й эскадрильи, позже оно было официально переименовано в 16-ю (резервную) эскадрилью (на фотографии), и все знаки 226-й группы с самолетов исчезли. Эскадрилья летала на Jaguar до 2005 года, а с 2008 года она получила на вооружение учебно-тренировочные самолеты Grob Tutor.
Jaguar с типовой для Балканского ТВД внешней подвеской - УР Sidewinder, две 454-кг бомбы, подвесные топливные баки и контейнер РЭБ.
Комбинация TIALD/Jaguar оказалась удачной. Доработка систем контейнера и самолета обеспечила лучшее использование аппаратуры TIALD на одноместном Jaguar, чем в комбинации TIALD/Tornado.
54-я эскадрилья. Это первая боевая эскадрилья, перевооруженная на Jaguar, она официально объявлена боеготовой 1 июля 1974 года (авиабаза Лоссимут). 8 августа 1974 года передислоцирована на авиабазу Колтисхолл ("главная база" самолетов Jaguar), а в опасный период, согласно планам НАТО, она, как и 6-я эскадрилья, должна была передислоцироваться в Тирструп (Дания). Эскадрилья эксплуатировала самолеты Jaguar до 2005 года.
Jaguar GR3A из 6-й АЭ Королевских ВВС Великобритании выполняет полет на малой высоте. Уэльс, район Мэчинллет Луп, 8 июня 2006 г.
Два Jaguar, разведчик (ведущий) и бомбардировщик над Адриатическим морем - в ожидании приема топлива от самолета-заправщика. Основным недостатком Jaguar оставалась недостаточная тяга двигателей.
Три штурмовика Jaguar из трех эскадрилий авиакрыла, базирующегося в Колтишелле. Комбинация контейнеров TIALD и бомб с лазерным наведением делала эти машины отличным средством для нанесения ударов по наземным целям.
Взаимодействуя с оснащенными лазерной аппаратурой Jaguar, самолеты Harrier GR.Mk 7 наносили удары по сербским целям КАБ с лазерным наведением.
Британские GR.Mk 1 и T.Mk 2A несут обозначения 16-й (резервной) эскадрильи, осуществлявшей переподготовку летчиков. Британские ВВС изначально рассматривали данную задачу для Jaguar как приоритетную.
Блоки НАР CRV-7 канадского производства также входили в ассортимент подвесного вооружения Jaguar. Здесь блок НАР виден на внутреннем подкрыльевом пилоне. Интеграция CRV-7 в СУВ самолета Jaguar была выполнена накануне операции "Буря в пустыне".
6-я эскадрилья. Эскадрилья перевооружалась с Phantom на Jaguar со 2 октября 1974 года, а через месяц перебазировалась из Лоссимута в Колтисхолл. Самолеты эскадрильи несли на киле символ Королевской артиллерии, а на воздухозаборниках - свой отличительный знак ("Flying Can-openers" - "Летающие консервные ножи"), В годы холодной войны эскадрилья в угрожаемый период должна была перебазироваться в Данию. Самолеты эскадрильи принимали участие в операции "Granby" (британская часть войны в Персидском заливе). 30 мая 2007 года ее Jaguar совершили последние вылеты, эскадрилья стала последней в британских ВВС, эксплуатировавшей данный тип самолета - 6 сентября 2010 года 6-я эскадрилья была воссоздана на авиабазе Льючарс, имея уже на вооружении самолеты Typhoon.
Под фюзеляжем Jaguar из 54-й эскадрильи подвешен контейнер TIALD с аппаратурой лазерного наведения, на правом внешнем подкрыльевом пилоне установлен контейнер Phimat. В такой конфигурации вооружение самолета ограничено бортовой пушкой и УР Sidewinder.
На заре своей карьеры Jaguar из RAF сформировали ядро британских тактических ядерных сил в Германии. Эти машины постоянно находились в состоянии повышенной боеготовности и их редко можно было увидеть вне бетонных укрытий.
Jaguar ACT
С сентября 1981 года по ноябрь 1984 года Jaguar ACT использовался для испытаний цифровой электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием (без "механического" резервирования).
The British Aerospace Jaguar ACT (active control technology) demonstrator, which has recently completed the final phase of its flight test programme, in wholly unstable configuration.
India
В Индии по лицензии построили почти 200 Jaguar International, в начале 2013 года самолет все еще состоял на вооружении четырех эскадрилий индийских BBC. ВВС Индии модернизировали свои Jaguar по стандартам, близким к стандартам модернизированных самолетов британских ВВС. На снимке: самолет из 14-й эскадрильи, предусмотрена возможность монтажа на самолете надкрыльевых пилонов.
«Ягуар» IS/ DARIN II (per. JS214) из 224-й эскадрильи Воздушных Сил Индии
Входящая в состав Западного авиационного командования 14-я эскадрилья использует свои Jaguar IS в качестве дальних ударных машин. На надкрыльевых пилонах самолет несет ракеты "воздух-воздух R550 Magic, предназначенные для самообороны.
В Индии Jaguar остается одним из основных ударных самолетов и является объектом постоянной модернизации, а его серийный выпуск продолжался до 2008 года. Представленный на снимке Jaguar вместе с самолетом-заправщиком Ил-78 принимал участие в маневрах Cooperative Cope Thunder, проводившихся в июле 2004 года на Аляске.
Три Jaguar из 14-й эскадрильи. Перевооружившись на Jaguar, она была объявлена боеготовой в сентябре 1980 года, после того, как ее пилоты прошли подготовку в Британии.
Взамен старомодного зеленого/темно-серого камуфляжа, который Jaguar нес с момента начала службы в 1979 году, была введена монотонная серая окраска. Индия в среднем теряла по одному Jaguar за год службы. К 2005 году в общей сложности были потеряны 28 машин, но самым неудачным стал 1999 год, когда разбились четыре самолета.
Истребитель-бомбардировщик «Ягуар» на выставке в Бангалоре, февраль 2015 г.
HAL-built Jaguar M JM255 is the trials aircraft for the DARIN III upgrade. The aircraft is seen taking off from HAL Bangalore International Airport on November 28, 2012.
6-я эскадрилья использует Jaguar IM для борьбы с морскими целями. Эти самолеты оснащены РЛС Agave и могут нести противокорабельную ракету BAe Sea Eagle. Первая партия Jaguar IM, поставленных индийским ВВС, уже прошла модернизацию РЛС, в ходе которой РЛС Agave была заменена на ELTA EUM-2032. До этого стандарта будут доработаны и четыре самолета новой постройки.
Индия приобрела 12 одноместных "морских ударных" Jaguar, получивших обозначение IM и поступивших в 6-ю эскадрилью, дислоцированную в западной Индии.
F/A-18F из 22-й ишаэ (головной) и F/A-18E из 27-й ишаэ следуют над водами Бенгальского залива в совместном строю с Sea Harrier (ВМС Индии) и Jaguar (ВВС Индии). Самолеты принимают участие в учении "Malabar" (2007 год).
Nigeria
Нигерийское Тактическое авиационное командование получило две партии Jaguar, общим количеством 18 машин, поставки которых начались 30 октября 1984 года. Несмотря на отличные летные и эксплуатационные характеристики, эти самолеты были вскоре сняты с вооружения по экономическим соображениям.
«Ягуар» SN (per. NAF705) BBC Нигерии. Середина 1980-х годов
Oman
Оман был единственным покупателем Jaguar, предполагавшим использовать этот самолет только для обеспечения ПВО. Оманские Jaguar часто пилотировались экипажами британских ВВС из подразделений на Ближнем Востоке из-за отсутствия у оманцев достаточного количества подготовленных пилотов.
«Ягуар» SO.1 (на переднем плане) и «Ягуар» ВО.2 из 20-й эскадрильи Королевских Оманских Воздушных Сил. Конец 1980-х годов
Ecuador
Эквадорские Jaguar были оснащены аналогично британским GR.Mk 1, включая приемник системы предупреждения об облучении ARI 18223 в хвостовой части. Они имеют также направляющие для подвески ракет MATRA Magic.
A Jaguar of the Aguilas, the FAE's Escuadron de Combate 2111, which, home-based at BAM Taura, has now operated this Anglo-French warplane with particular success for eight years.
Эквадор стал первым зарубежным покупателем, заказав в 1974 году 12 самолетов - 10 одноместных и 2 двухместных. Они поступили на вооружение одной эскадрильи из подразделения Grupo 211. Эквадорцы использовали Jaguar совместно с самолетами Kfir и Mirage F1.
Истребители «Кфир», «Мираж» F.1 и ударный самолет «Ягуар» - основа ВВС Эквадора в 1980-1990-е гг.
«Ягуар» ES из 2111 -й эскадрильи ВВС Эквадора. Авиабаза Таура, начало 1980-х годов