English Electric / BAC Lightning
Варианты:
English Electric / BAC - Lightning - 1957 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1957


Одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (80)
English Electric Lightning

   В 1963 году образовавшаяся "British Aircraft Corporation" занялась дальнейшей модернизацией перехватчика English Electric Lightning, принятого на вооружение в 1960 году. Его появление возвестило начало новой эры для британских ВВС. Инициатором этого проекта стал В. И. В. "Тэдди" Питтер. Благодаря его дальновидному предложению фирма "English Electric" получила в еще 1947 году контракт на постройку экспериментального сверхзвукового самолета P.1A. Этот самолет с двумя бесфорсажными турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Sapphire впервые взлетел 4 августа 1954 года, а в дальнейшем в одном из полетов превысил скорость звука. Были собраны три экземпляра: два для летных испытаний и один для наземных испытаний на прочность. Эти самолеты отличались характерными эллиптическими воздухозаборниками.
   В 1954 году проект существенно переработали для превращения его в перехватчик с большой скороподъемностью. Собрали три прототипа P.1B с турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon и круглыми воздухозаборниками, оснащенными центральным коническим телом - генератором скачков уплотнения. Первый из них впервые взлетел 4 апреля 1957 года. 19 месяцев спустя Министерство авиации назвало его Lightning. 25 ноября 1958 года, после оснащения P.1B двигателями Avon с форсажными камерами, он впервые превысил скорость в два числа Маха. А в 1960 году, после сборки и испытаний еще 20 опытных самолетов, перехватчик под наименованием Lightning, наконец, приняли на вооружение. Британские ВВС получили высокоскоростной сверхзвуковой всепогодный перехватчик, а также небывалую до сих пор головную боль с его техническим обслуживанием. Впрочем, эти проблемы возникли позже, а тогда летные характеристики Lightning вызывали восторг. Этот самолет имел РЛС Ferranti AI.Mk 23 AIRPASS для перехвата воздушных целей и связанную с ней систему управления огнем с антенной в центральном конусе воздухозаборника. Вооружение - две 30-мм пушки и две самонаводящиеся УР Firestreak малой дальности с тепловой ГСН.
   Первая серийная машина Lightning F.Mk 1 с форсированными двигателями Avon Mk 200R впервые взлетела 29 октября 1959 года. Следующим летом начались их поставки в эскадрилью №74. Затем эти самолеты стали поступать в 56-ю и 111-ю эскадрильи. Последними серийными самолетами модели F.Mk 1 (всего 68 машин, включая 20 предсерийных и один планер для статиспытаний) стали 28 перехватчиков Lightning F.Mk 1A. На них были проведены доработки, в частности предусмотрена возможность установки съемной штанги дозаправки в полете. Затем построили 44 самолета следующего варианта Lightning F.Mk 2 с увеличенной дальностью, потолком и скоростью, усовершенствованным БРЭО, дыхательной системой со сжиженным кислородом, управляемым носовым колесом и двигателями Avon Mk 210 со всережимными форсажными камерами. Первый F.Mk 2 взлетел 11 июля 1961 года. Позднее этими машинами оснастили эскадрильи №№ 19 и 92, размещенные в ФРГ.
   Позже построили 70 самолетов Lightning F.Mk 3 с двумя двигателями Avon Mk 301 тягой по 72,77 кН на форсаже. У него не было пушек, только всеракурсные УР Red Тор. Для перелета на большую дальность самолет мог оснащаться двумя большими надкрыльевыми топливными баками и штангой для дозаправки в полете под левой консолью крыла. Первый F.Mk 3 также получил увеличенный киль со "срезанной" законцовкой и РЛС управления огнем на встречных курсах AI.Mk 23B. Впервые самолет этого типа взлетел 16 июля 1962 года, и в середине 1964 года поступил на вооружение эскадрильи №74. Впоследствии ими также перевооружили эскадрильи №№23, 29,56 и 111.
   Последняя версия Lightning F.Mk 6 появилась в 1965 году, став результатом давно назревшего решения фирмы "British Aircraft Corporation". Во-первых, был почти удвоен запас топлива, а во-вторых, изменена передняя кромка крыла - для придания ей переменной стреловидности. Эти новшества позволили совершать полеты на увеличенную дальность с большей массой. Дополнительный запас топлива, помещавшийся в значительно увеличенном фюзеляжном баке, в сочетании с пониженным сопротивлением крыла с новой передней кромкой на дозвуковых скоростях существенно улучшили характеристики машины. Собрали всего 39 экземпляров F.Mk 6. Им предшествовали 16 Lightning F.Mk 3A, переделанных до промежуточного стандарта F.Mk 6. Позднее их модифицировали по полной программе. Саудовская Аравия и Кувейт закупили усовершенствованный вариант F.Mk 6 под обозначением Lightning F.Mk 53 (один переделанный F.Mk 3 и 34 серийных самолета) и Lightning F.Mk 53K (12 серийных самолетов). Саудовская Аравия также купила пять Lightning F.Mk 52, переделанных из стандарта F.Mk 2.
   К июню 1988 года истребители Lightning постепенно сняли с вооружения британских ВВС. В Кувейте их списали в 1977 году, а в Саудовской Аравии - в декабре 1985-го.


Варианты

   Lightning T.Mk 4: двухместный учебно-боевой самолет на базе F.Mk 1A (22 шт.)
   Lightning T.Mk 5: двухместный (с расположением кресел бок о бок) учебно-боевой самолет на базе F.Mk 3 (22 шт.)
   Lightning T.Mk 54: бывшие учебно-боевые самолеты T.Mk 4, поставленные Саудовской Аравии (2 шт.)
   Lightning T.Mk 55: учебно-боевой самолет для Саудовской Аравии (7 машин, включая один переделанный вариант T.Mk 5)
   Lightning T.Mk 55КБ: учебно-боевой самолет для Кувейта (2 машины)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAC Lightning F.Mk 6

   Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon R8.136 Mk 301 тягой no 56,45 кН без форсажа и 72,77 кН на форсаже
   Летные характеристики: макс. скорость 2415 км/ч (2,3М) на высоте 12190 м; крейсерская скорость 958 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 15 240 м/мин; практический потолок 18290м; дальность полета 1287 км с топливом только во внутренних баках
   Масса: пустого самолета 12719 кг; максимальная взлетная 18915 кг
   Размеры: размах крыла 10,61 м; длина 16,84 м; высота 5,97 м; площадь крыла 42,60 мг
   Вооружение: большой двухсекционный подфюзеляжный контейнер содержал в задней секции топливный бак, а в передней - либо доп. запас топлива, либо контейнер с двумя неподвижными курсовыми 30-мм пушками ADEN. На фюзеляже крепились две УР Firestreak либо Red Тор, либо блоки 51-мм НАР. Кроме того, могли подвешиваться пять 70-мм АФА Vinten 360, либо (в ночной разведке) АФА и сканирующее оборудование, а также блоки с ИК-ловушками; подкрыльевые/надкрыльевые узлы подвески могли нести 144 НАР либо шесть 454-кг бомб
F.Mk 1, F.Mk 2
Заказанная в феврале 1954 года опытная партия из 20 самолетов ускорила разработку Lightning. Летные испытания с 3 апреля 1958 (XG307) по 29 сентября 1959 года (XG333) подвергли жесткой проверке все системы Lightning. XG309 был выделен для испытания вооружений, и здесь видны макеты ракет Blue Jay (позднее Firestreak).
Seen here at RAF Wethersfield, Essex, in June 1961, XM177 of No 56 Sqn was one of the second pair of F.1As to participate in the second and final tranche of high-altitude trials, in November 1962. This aircraft later joined No 226 OCU and training flights at Wattisham and Leuchars before being struck off charge in March 1974.
Пилотам Lightning запомнился своей феноменальной скороподъемностью. Самолету F.Mk 2 с обычной нагрузкой требовалось 150 секунд с момента отпускания тормозов, чтобы достичь высоты 12 190 м.
Подразделения боевой подготовки британских ВВС. В составе британских ВВС насчитывались три таких подразделения, звена (Target Facilities Flight или TFF), которые дислоцировались на авиабазах Бинбрук, Льючарс и Уоттишем и имели на вооружении Lightning, оборудованные радиолокационными отражателями на основе линз Люнеберга. Самолет на фотографии - из состава звена, размещенного на авиабазе Уоттишем и сформированного вторым по счету. Данное звено получило три самолета F.Mk 1, прошедших капитальный ремонт и переоборудование под новые задачи.
Полет в строю выполняют самолеты трех из четырех модификаций, состоявших в начале 1970-х годов на вооружении подразделения 226 OCU. На переднем плане F.Mk 1А, за ним T.Mk 4 (оба из 65-й эскадрильи), далее - T.Mk 5 из эскадрильи 2T.
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning (фото). В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
Летчики 92-й эскадрильи проходили переподготовку на Lightning в начале 1963 года, после чего вернулись на авиабазу Ликонфилд к своим Hunter F.Mk 6 (на фотографии) и только в июне стали полностью боеготовой эскадрильей, вооруженной Lightning. Затем история 92-й эскадрильи полностью повторила историю 19-й эскадрильи, но было и отличие - она сменила 56-ю эскадрилью в роли пилотажной группы Истребительного командования. В сентябре 1965 года 92-я эскадрилья передислоцировалась на авиабазу Гайленкирхен (ФРГ), а в феврале 1968 года присоединилась к 19-й эскадрилье в Гютерсло и также была перевооружена на F.Mk 2А. 1 апреля 1977 года она была расформирована.
56-я эскадрилья первый F.Mk 1A получила 14 декабря 1960 года, будучи в Уоттишеме. Позже она приняла у 74-й эскадрильи «обязанности» пилотажной группы Истребительного командования (название «The Firebirds»). В 1965 году 56-я эскадрилья была перевооружена на F.Mk 3, а два года спустя перебазировалась на авиабазу Акротири (Кипр). В 1971 году она получила F.Mk 6 от расформированной 74-й эскадрильи.
Javelin стал дальним "охотником за бомбардировщиками", а истребитель Lightning рассматривался как "перехватчик объектовой ПВО". Изображенный на фотографии Javelin FAW.Mk 8 принадлежит 41-й эскадрилье и несет четыре УР Firestreak и два конформных топливных бака.
Первым получателем F.Mk 1A, на которых могла устанавливаться заправочная штанга, стала 56-я эскадрилья. Это подразделение первым освоило дозаправку Lightning в полете, взаимодействуя с заправщиками Valiant B(K).Mk 1.
ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Пушечное вооружение первых Lightning состояло из двух встроенных 30-мм пушек ADEN. На F.Mk 2 (фото) предусматривалась замена двух УР Firestreak контейнером с двумя пушками, таким образом, количество пушек доводилось до четырех. Учебно-тренировочные T.Mk 4 и T.Mk 5, а также боевые F.Mk 3 пушечного вооружения не имели и могли нести только ракеты.
F.Mk 2A - F.Mk 6
The first air-to-air colour photograph of the green-camouflaged Lightning flanked by aircraft in conventional natural-metal finish.
A sight absent for almost 20 years, ever since the Lightning was retired from service with the Royal Air Force. Mike Beachy Head's four-ship display comprised F.6 ZU-BEW/XR773 (lead), T.5 ZU-BBD/XS452 (lower aircraft), F.6 ZU-BEY/XP693 and T.5 ZU-BEX/XS451 (rear).
Базировавшиеся с 1965 года в Западной Германии 19-я и 92-я эскадрильи стали первыми подразделениями, самолеты которых, как привлекавшиеся к перехвату на малых высотах, получили камуфляжную окраску.
Lightning F2As flying the formation
Sqn Ldr Brian Allchin’s view of 19 Squadron Lightnings
"Лайтнинг" F.Mk 2A из 19-й эскадрильи RAF. Германия, авиабаза Гютерслох, середина 1970-х гг.
С 1967 по 1975 годы базировавшаяся в Акротири 56-я эскадрилья решала задачи ПВО в Средиземноморье. Подразделение было приведено в состояние полной боеготовности во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 году.
Самолет F.Mk 3, считавшийся модификацией Lightning второго поколения, получил некоторые усовершенствования. Самым заметным внешним изменением был верхний срез киля, отличный от плавных очертаний "ведьмина колпака" предыдущих версий.
Принятый на вооружение всего через пять лет после Javelin перехватчик English Electric Lightning обладал более высокими летными характеристиками. Максимальная скорость Lightning превышала две скорости звука, а по скороподъемности он уступал только советскому МиГ-25.
74-я эскадрилья стала первым подразделением Королевских ВВС Великобритании, перевооруженным на Lightning. Свои первые F.Mk 1 она получила в 1960 году, став также первым подразделением, получившим тяжелые F.Mk 6 (первый F.Mk 6 она получила в 1966 году). На следующий год эскадрилья перебазировалась на авиабазу Тенга (Сингапур), где оставалась до расформирования в 1971 году.
Конструкторы и инженеры "English Electric", а позднее и фирмы-преемницы BAC смогли спроектировать и наладить серийное производство первого британского истребителя, достигшего скорости М=2. Причем Lightning установил неофициальный абсолютный мировой рекорд скорости.
111-я эскадрилья. Третья эскадрилья британских ВВС, получившая на вооружение Lightning. Первый F.Mk 1A она получила 6 марта 1961 года (авиабаза Уоттишем), после чего ее летчики отрабатывали заправку в воздухе от Sea Vixen британских ВМС, а позже эскадрилья передислоцировалась в Гютерсло (ФРГ). До конца 1964 года эскадрилья летала на «чужих» F.Mk 1 и Mk 2, но 7 ноября получила собственные F.Mk 3. В роли пилотажной группы Истребительного командования приняла участие в похоронах У. Черчилля. 15 мая 1974 года эскадрилья была расформирована, но незадолго перед этим получила три F.Mk 6, став, таким образом, уникальным подразделением, эксплуатировавшим почти все варианты Lightning, исключая F.Mk 2A.
На закате своей карьеры значительное количество Meteor F.Mk 8 было переоборудовано в буксировщики мишеней и учебно-тренировочные машины. Буксировщики мишеней неофициально обозначали F(TT).Mk 8, а учебно-тренировочные самолеты - как T.Mk 8. Оба варианта имели хорошо заметную окраску. Здесь изображен T.Mk 8 из 85-й эскадрильи в ярко-оранжевой окраске и Lightning из 5-й эскадрильи.
Ту-95РЦ совершает полет "за угол"
BAC Lightning F.6 of No 23 Squadron RAF escorts a Soviet Bear.
Британский истребитель «Лайтнинг» с характерными «ушами» вокруг традиционного опознавательного знака
"Лайтнинг" F.Mk 3 - родоначальник второго поколения истребителей этого типа.
Lightning легко узнать по необычно установленным двигателям - друг над другом, причем нижний двигатель несколько смещен вперед относительно верхнего. Такое расположение двигателей позволило до разумного минимума сократить мидель фюзеляжа, но потребовало использования сопел разной длины, а при повреждении одного двигателя второй почти наверняка выходил из строя тоже. Воздух к обоим двигателям подавался от единого воздухозаборника в носовой части фюзеляжа через воздушные каналы очень сложной формы. Верхний двигатель демонтировался вверх после снятия сопла, нижний - вниз. В теории на замену двигателей отводилось 4 часа, на практике замена двигателей занимала несколько суток.
29-я эскадрилья. Эскадрилья была восстановлена 1 мая 1967 года в Уоттишеме и вначале получила четыре F.Mk 3, оставшихся от 56-й эскадрильи, передислоцированной на Кипр для замены 29-й эскадрильи, вооруженной Javelin. К сентябрю 1967 года эскадрилья достигла полной боеготовности, получив остальные F.Mk 3 от 23-й и 74-й эскадрилий. В декабре 1974 года эскадрилья была расформирована.
Эмблему в виде парящего орла на самолетах 23-й эскадрильи дополняли полосы голубого и красного цветов справа и слева от опознавательных знаков на фюзеляже.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО РАКЕТАМ. Ракеты Firestreak и Red Тор могли поразить цель только при выполнении атаки в заднюю полусферу, так как их ГСН имели очень узкий сектор захвата и низкую селективность - могли захватить цель только по соплу реактивного двигателя. В маневренном бою эти УР были почти бесполезны, поэтому летчики перехватчиков Lightning постоянно тренировали выполнение атак с использованием пушек.
USAF KC-135As equipped with a hose and drogue extension added to the boom provided tanker support to the RAF's QRA EE Lightning force for a short while after the withdrawal from service of the Valiant tanker, circa 1966.
Эмблема 11-й эскадрильи представляла собой изображения двух орлов, выполненных по контуру белой краской, в сочетании с черным прямоугольником и желтым ромбом. После внедрения серой окраски размер эмблемы уменьшили.
"Лайтнинг" F.Mk 3 из 5-й эскадрильи RAF в типовой серебристой окраске. Великобритания, авиабаза Лейкенхис, август 1973г.
Первый эксплуатант Lightning, 74-я эскадрилья "Tiger", также первой получила и истребители варианта F.Mk 3. У вооруженного ракетами Red Top F.Mk 3 отсутствовало пушечное вооружение, но он был оснащен форсированными ТРДФ Avon Mk 301 и килем увеличенной площади.
УР RED ТОР. Начиная с варианта F.Mk 3, истребители Lightning вооружались УР "воздух-воздух" Red Тор, разработанной на основе УР Firestreak и поначалу названной Firestreak Mk IV. На ней стояла примитивная всеракурсная тепловая ГСН, что в теории давало возможность атаки цели из передней полусферы. Новая ГСН имела полукруглую форму, в то время как ранее ГСН имели фасеточную поверхность. Также изменились аэродинамические поверхности ракеты: стреловидность переднего оперения была уменьшена, а самому оперению придана трапециевидная в плане форма. Масса БЧ-30 кг. Более мощный ракетный двигатель разгонял ракету на траектории до скорости около М=3, максимальная дальность достигла 11 км. На Red Тор сохранили ИК-телескоп от УР Firestreak, обеспечивающий слежение за целью на больших расстояниях. Реально ракеты можно было применять из передней полусферы только по целям, летящим со скоростью выше скорости звука, так как при сверхзвуковом полете сильно нагревается обшивка ЛА, что позволяет тепловой ГСН выделить цельна фоне неба. Атака в заднюю полусферу считалась предпочтительней, так как в случае промаха ракет сохранялась возможность обстрелять цель из пушки.
One of the latest exhibits at N&S is development batch Lightning F.1 XG329. Roland Beamont performed XG329’s first flight, from English Electric’s Samlesbury plant on April 30, 1959. Used essentially by the manufacturer and the Aeroplane & Armament Experimental Establishment (A&AEE) at Boscombe Down, XG329 undertook much development work on the F3 version. It was converted for such work by Boulton Paul at Seighford 1961-1963. Hawker Siddeley Dynamics also used XG329 for Red Top missile development work in 1966. The Lightning was retired to Cranwell in 1969 to act as an instructional airframe, moving to Swinderby in 1986 as a display airframe. Acquired by Ian Hancock, it was moved to N&S for display in 1993.
English Electric Lightning F.6 XS928 made its first flight at the British Aircraft Corporation airfield at Salmesbury, Lancashire, on February 28,1967, in the hands of BAC Military Aircraft's chief test pilot Roland Beamont. After service with 11, 74, 23, 56, 5, and 11 Squadrons, it was retired from the RAF when the Lightning squadrons disbanded at the end of 1987. The following year it was delivered to Warton for use in the Tornado Air Defence Variant Foxhunter radar trials. It made its last flight on March 31, 1992, and was bought by Barry Pover, who subsequently donated it to BAE Systems on the understanding that it would be placed on static display. Thanks to the North West Heritage Group and BAE Systems, his wish was carried out and XS928 is now resplendent in its former glory 'on show’, appropriately enough next to the flight test offices at Warton airfield.
This group of Canberra WD937, Lightning XR755 and TSR2 XR219, on the apron at BACs Warton aerodrome clearly illustrates their relative sizes. It also emphasizes the TSR2's sleek lines.
Линейка "Лайтнингов" F.6 из 56-го эскадрона RAF. Аэродром "Акторири" на Кипре
"Лайтнинги" F.6 из 56-го эскадрона на Кипре
Подготовка "Лайтнинга" к тренировочному полету. На переднем плане УР "Файрстрик"
Первые самолеты Lightning пилотировали только опытные летчики, так как самолет сильно отличался от перехватчиков предшествующего поколения, таких как Javelin и Hunter. Овладеть машиной было непросто, но достигшие этого пилоты получали полное удовлетворение, чего нельзя было сказать об инженерно-техническом составе, которому приходилось поддерживать в боеготовом состоянии сложную и неудобную в обслуживании матчасть. Проблемы технического обслуживания усугублялись трудностями в снабжении запасными частями и расходными материалами.
The first line of defence on the Cold War frontier - an RAF pilot climbs aboard an English Electric Lightning F.3 at Wattisham in 1965.
"Лайтнинг" F.6 на фоне английских стратегических бомбардировщиков "Вулкан", 1980г.
Lightning F6 XR770 'AA' 5 Squadron at RAF Binbrook, Exercise Priory in 1987.
"Лайтнинги" F.6 из 11-го эскадрона в групповом полете, 1967г.
На вооружении 5-й эскадрильи перехватчики F.Mk 6 (Interim) состояли с 10 декабря 1965 года до конца 1966 года, когда их модернизировали до стандарта Mk 6.
В годы холодной войны Lightning F.Mk 6 из 23-й эскадрильи летали очень интенсивно. Базировавшиеся в Льючарсе, перехватчики часто поднимались на сопровождение советских разведчиков и бомбардировщиков.
Смысл существования Lightning был в том, чтобы перехватывать и препятствовать вторжению на Британские острова "нарушителей", таких как этот Ту-95РЦ ("Bears-D" по классификации НАТО). Дальность полета очень важна для выполнения такой миссии, а именно ее не хватало Lightning.
Два F.Mk 6 из 11-й эскадрильи принимают топливо от самолета-заправщика Victor. Даже вариант самолета Lightning с большим дополнительным баком под фюзеляжем не обладал необходимой дальностью и продолжительностью полета - этот недостаток так и остался ахиллесовой пятой перехватчика на протяжении всей его карьеры. В ходе длительных патрульных полетов над морем перехватчикам хотя бы раз приходилось выполнять дозаправку в воздухе.
Вместимость каждого надкрыльевого бака составляла 1080 кг топлива. Такие баки могли монтироваться на F.Mk 6 и экспортных Lightning и предназначались в основном для перегоночных полетов.
"Лайтнинг" F.6 с дополнительными топливными баками на крыле
"Лайтнинг" F.Mk 6 из 11-й эскадрильи RAF в двухцветной серо-голубой окраске. Великобритания, аэродром Хонингтон, июнь 1982г.
Истребитель-перехватчик BAC Lightning F.Mk.6
One of the most far-reaching results of the Defence White Paper was cancellation of the all-weather interceptor to succeed the English Electric Lightning.
На смену Lightning пришли Tornado F.Mk 3, обладающие большей продолжительностью полета и увеличенной массой полезной нагрузки.
11-я эскадрилья стала последней в британских ВВС, вооруженной самолетами Lightning. Она эксплуатировала F.Mk 6 и Т.Mk 5 до 30 апреля 1988 года, когда их заменили Tornado F.Mk 3.
В 80-е годы "лайтнинги", остававшиеся к тому времени на вооружении получили двухцветный камуфляж
Переформированная в Бинбруке в октябре 1965 года, 5-я эскадрилья летала на Lightning до октября 1987 года. С 1977 года, когда основные задачи ПВО были возложены на истребители Phantom, Бинбрук оставался единственной авиабазой Lightning.
ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Пушечное вооружение первых Lightning состояло из двух встроенных 30-мм пушек ADEN. На F.Mk 2 предусматривалась замена двух УР Firestreak контейнером с двумя пушками, таким образом, количество пушек доводилось до четырех. Учебно-тренировочные T.Mk 4 и T.Mk 5, а также боевые F.Mk 3 пушечного вооружения не имели и могли нести только ракеты. F.Mk 6 (фото) изначально разрабатывался только с ракетным вооружением, но в начале 1970-х годов его доработали под установку двух пушек - под фюзеляж подвешивался комбинированный контейнер с двумя пушками калибра 30 мм и боекомплектом по 120 снарядов на ствол и топливом в задней части. Контейнер был создан для экспортной модификации F.Mk 53, поставлявшейся Кувейту и Саудовской Аравии. Скорострельность пушки 1200-1400 выстр./мин, время непрерывной стрельбы - не более 6 с. Пушки выпускались в двух вариантах - с правой и левой подачей, установленные на самолете пушки не были взаимозаменяемы. F.Mk 6 мог нести под фюзеляжем одновременно УР Firestreak или Red Тор и пушечно-топливный контейнер.
A Lightning F Mk 6 of No 5 Sqdn photographed over the Cypriot countryside after completing a firing sortie during the Squadron's recent Armament Practice Camp at Akrotiri.
К середине 1980-х годов Lightning устарел окончательно, особенно ощущалось отсутствие современного радара и возможность нести только две ракеты. Однако он оставался на вооружении для обороны отдельных объектов.
A Lightning F Mk 6 of No 11 Squadron on the approach to Akrotiri during deployment from RAF Binbrook for weapons training.
Учебное звено Lightning (LTF). После расформирования 226-й группы переподготовки летного состава встал вопрос о том, где готовить летчиков на Lightning. В итоге в октябре 1975 года звено «C» 11-й эскадрильи получило самостоятельный статус, став учебным звеном подготовки летчиков Lightning (Lightning Training Flight). В его состав входили четыре T.Mk 5 и четыре F.Mk 3, а с 1979 года оно получило один F.Mk 6 - на нем отрабатывались навыки использования бортовых РЛС. Звено расформировали в апреле 1987 года.
Сохранившийся в летном состоянии "Лайтнинг" F.Mk 6 (сер. N 95250) в камуфляжной окраске и с эмблемой 11-й эскадрильи RAF. Великобритания, аэродром Брантингтхорп, август 2006г.
Binbrook Wing Lightning F Mk 6s - a No 11 Sqdn aircraft in the foreground and two more of the squadron's aircraft plus one of No 5 Sqdn, but all flown by pilots of the latter squadron during AIR INTERNATIONAL'S visit - awaiting their turn to fly academic sorties.
Эмблему в виде парящего орла на самолетах 23-й эскадрильи дополняли полосы голубого и красного цветов справа и слева от опознавательных знаков на фюзеляже. После поступления F.Mk 6 в камуфляжной окраске цвета эмблемы эскадрильи стали менее яркими (на фото).
F.Mk 53
Из-за нехватки финансовых средств разработка многоцелевого варианта Lightning, оптимизированного для поставок на экспорт была прекращена, и экспортный потенциал самолета так и не был раскрыт в полной мере. Фотография этого XR770 была сделана на авиашоу в Фарнборо в 1966 году - самолет F.Mk 6 принадлежит британским ВВС, но на него нанесены опознавательные знаки Королевских ВВС Саудовской Аравии.
Lightning F Mk 53 (53-674) of No 2 Squadron seen taking-off from Dhahran on an armament practice sortie with twin Aden cannon, 2-in (5-cm) rocket pack aft of the nose-wheel, and 68-mm SNEB rocket pods beneath the wings.
Lightning F Mk 53 (53-693) of the Lightning Conversion Unit seen on the flight line at Dhahran armed with two 1,000-lb (453,6-kg) practice bombs.
Впечатляющая линейка самолетов из учебного подразделения LCU и из 2-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии. Все F.Mk 52 и T.Mk 54 состояли на вооружении 6-й эскадрильи.
The 30-mm Aden cannon installation of a Lightning F Mk 53 during re-arming at Dhahran.