RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Франция

Год : 1967

Вертолет

Five-seat light utility helicopter

Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle

   Заменой вертолета Sud Alouette II стал вертолет Gazelle, спроектированный в середине 1960-х годов фирмой "Sud-Aviation". Вертолет Х.300, вскоре переименованный в SA 341, имел увеличенную скорость и маневренность за счет установки более мощного газотурбинного двигателя, лучшей аэродинамики кабины, другого несущего винта и рулевого винта, укрытого в тоннеле киля. Жесткое крепление лопастей несущего винта обеспечивало легкость, прочность и сокращение расходов, но на стадии опытного образца пошли на компромисс, при котором несущие винты Gazelle имели горизонтальные и осевые шарниры без вертикальных шарниров. В дополнение имелось революционное новшество - рулевой винт типа фенестрон, закрытый от набегающего воздушного потока.
   Необходимость увеличения производства винтокрылых машин привела к англо-французскому соглашению по вертолетам от 22 февраля 1967 года, согласно которому вертолеты Gazelle, Puma и Lynx британской разработки переходили под контроль компании "West-Sud" (после 1 января 1970 года - "Aerospatiale"). Опытный экземпляр SA 340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года с традиционным винтом и силовой установкой Astazou II мощностью 268 кВ, как у Alouette II, после отказа от предложенного фирмой "Turbomeca" двигателя Oredon мощностью 336 кВ. Машина с новым винтом появилась 12 апреля 1968 года. Получив обозначение SA 341 и название Gazelle в июле 1969 года, предсерийная модель имела более длинную кабину с двумя дополнительными задними дверьми, большую площадь киля и двигатель Astazou III мощностью 440 кВ. Серийное производство началось после полета демонстрационного вертолета, зарегистрированного как гражданский б августа 1971 года.
   Изначально были запущены семь модификаций: SA 341B (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mk1); SA 341C (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.Mk3); SA 341E (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou IIIC); 5А 341G (гражданский); SA341H (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mk 1. Вертолет HCC.Mk 4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
   Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341M). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT M621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341 F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM M334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
   Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342K, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342M. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом M397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
   Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух-воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342M/ATAM. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом T2000. Вертолеты SA 342M оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
   У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341H Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами AT-3 "Sagger" и двумя ракетами от комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом M334.
   Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 341G Gazelle

   Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Astazou IMA мощностью 590 л. с. (440 кВ)
   Летные характеристики: максимально допустимая скорость на уровне моря 310 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 264 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 540 м/мин; рабочий потолок в режиме висения 2850 м в зоне влияния земли и 2000 м вне зоны влияния земли; дальность полета 670 км со стандартным запасом топлива
   Масса: пустого 920 кг; максимальная взлетная масса 1800 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,50 м; общая длина при вращающихся винтах 11,97 м; длина фюзеляжа 9,53 м; общая высота 3,18 м; площадь несущего винта 86,59 м1

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 10
    Регистрационный номер: ZA773

    Великобритания - одна из 20 стран, использующих Gazelle. Все три вида британских вооруженных сил эксплуатировали SA341 в той или иной форме. Армия (сухопутные войска) использовала вертолет для разведки, медицинской эвакуации и выполнения противотанковых задач.

  • Мировая Авиация 156

    Данный британский Gazelle AH.Mk 1 вооружен 7,62-мм пулеметом, установленным в проеме двери кабины, что было оперативно сделано в ходе фолклендской войны 1982 года.

  • Мировая Авиация 46
    Регистрационный номер: XX457

    Gazelle АН.Mk 1. Армии Франции и Великобритании по-прежнему остаются основными эксплуатантами Gazelle, используя их для разведки и наблюдения. Изображенный вертолет принадлежал Центру армейской авиации в Миддл-Уоллоп, где входил в состав эскадрильи базового обучения пилотов вертолетов (670-й авиаэскадрильи). На то, что машина учебная, указывают хорошо видимые панели, окрашенные яркой краской фирмы "Dayglo".

  • АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)

    Вертолет "Газель" ВВС ЮНА, угнанный в Словению югославским летчиком Йоже Каланом 28 июня 1991г.

  • АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)

    Противотанковая "Газель" из 89-й смешанной вертолетной эскадрильи ВВС Республики Сербской.

  • Air Enthusiast 2003-03 / T.Cooper, F.Bishop - Fire in the hills

    SA.342L Gazelle c/n 1837, wearing the IrAAC serial 4237, survived the fierce battles in 1982 and for several years afterwards, but was shot down by Iranian air defences near Faw in 1986.

  • Мировая Авиация 156

    Ирак приобрел в 1970-1980-е годы большой парк вертолетов SA 342L Gazelle, которые активно применялись в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Вертолеты были вооружены ПТУР HOT, как показано на данном рисунке, и применялись для уничтожения бронетехники противника.

  • Aviation Historian 28 / C.Gibson - What's French for Fait Accompli..?
    Регистрационный номер: F-BOFH

    The prototype SA 340, F-BOFH, at the 27th Salon International de l’Aeronautique et de l’Espace in June 1967. It is fitted with a standard tail-rotor configuration in place of the later SA 340/341 Gazelle’s fully shrouded 13-bladed “fenestron” arrangement, designed to increase efficiency and offer up to a five per cent power saving.

  • Мировая Авиация 156

    Вертолеты Gazelle британской Армии часто направляются в "заграничные командировки" для обеспечения действий своих экспедиционных сил. Кроме Косово в Европе, в список "командировок" вошли Белиз и Гонконг (на снимке).

  • Мировая Авиация 222
    Регистрационный номер: XW855

    Как избежать статичного вида несущего винта. Один из способов - фотографировать вертолет под углом около 90° к втулке несущего винта, что позволяет использовать более короткую выдержку. На фотографии - вертолет Gazelle британских ВВС над Темзой в центральной части Лондона.

  • Air International 2016-05 / Airscene
    Регистрационный номер: XX453

    Empire Test Pilots School Gazelle AH1 XX453 sporting a new colour scheme on the Salisbury Plain Training Area on March 31, 2016. This sortie is believed to have been its first since respray. The Empire Test Pilot School is based at Boscombe Down in Wiltshire.

  • Air International 2019-02 / Airscene
    Регистрационный номер: ZB625   [3]

    One of QinetiQ's unique blue and white Gazelle HT3s, ZB625, operating over the Salisbury Plain Training Area.

  • Aviation Historian 28 / C.Gibson - What's French for Fait Accompli..?
    Регистрационный номер: XX399

    Gazelle AH.1 XX399 was operated by various Royal Marines units from 1975, and is seen here in July 1980.

  • Air International 2007-09 / T.Ripley - Army Wings in the 21st century /Military/
    Регистрационный номер: ZA772

    Army Air Corps Gazelle AH.1s are assigned to surveillance and liaison duties. This example, pictured at Aldergrove in Northern Ireland, features an electro-optical ball sensor: on the port side is a Nitesun searchlight. The need for such systems to befitted to Army helicopters in Northern Ireland has diminished following the peace settlement.

  • Air International 2024-03 / P.Kennard - The military light-lift helicopter market past is prologue?
    Регистрационный номер: XX398

    Designed primarily as a light observation and utility helicopter, the Gazelle proved its versatility with the Army Air Corps, taking on the additional roles of battlefield communication, directing artillery fire and anti-tank roles. After 49 years in service, the type was retired in October 2023

  • Air International 2011-03 / News

    A Gazelle from 5 Regiment based at Aldergrove in Northern Ireland carrying an L-3 Wescam MX-15 electro-optical and infrared imaging turret on its right hand side. The out-of-service date for the Gazelle has been extended to 2018.

  • Мировая Авиация 200

    Яркая схема окраски позволяет определить, что эти Gazelle AH.Mk 1 принадлежат 671-й эскадрилье британской армейской авиации, дислоцированной в Мидл-Уоллопе и решающей различные учебные задачи. Прицел AF 532 устанавливался на крыше кабины уже в ходе эксплуатации и не на всех Gazelle армейской авиации.

  • Air International 1995-01 / P.Allen - Fly Army

    A 671 Squadron Lynx AH.7 and 670 Squadron Gazelle AH.1 fly over the Wiltshire countryside during a 671 Squadron aircraft commanders' course sortie.

    Другие самолёты на фотографии: Westland Lynx - Великобритания - 1971

  • Мировая Авиация 110

    В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.

    Другие самолёты на фотографии: Auster AOP.9 - Великобритания - 1954Westland Lynx - Великобритания - 1971

  • Aeroplane Monthly 1982-08

    The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.

    Другие самолёты на фотографии: Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945Cierva/Saunders-Roe W.14 Skeeter - Великобритания - 1948Westland Lynx - Великобритания - 1971Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958

  • Air Pictorial 1991-09

    Tracking the Slalom course is 656 Squadron, Army Air Corps team aboard Gazelle AH.1 XXX44

  • Air International 2016-09 / I.Harding - Operations Across All Boundaries /Military/

    The long-serving Gazelle AH1s continue to be used; 34 are in service at several locations in the UK and overseas.

  • Air Pictorial 1991-09
    Регистрационный номер: ZA804   [2]

    Overall winners at the British Helicopter Championship at Market Bosworth, Leices., on June 29/30, 1991 were the team from 1 Sqn, CFS, from RAF Shawbury. Flying Gazelle HY.2 ZA804, Flt Lts David Jones and Warwick Crighton gained a total of 1,781 points. Note comp. No. "23" displayed in nose

  • Air International 2007-07 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
    Регистрационный номер: ZB625   [3]

    This giant dragonfly sculpture, built from an old ex-RAF Gazelle helicopter, was positioned on a pole at the Solstice Park business park and leisure centre development close to MOD Boscombe Down, Wiltshire (which can be seen in the background) on May 31, 2007. Hovering behind for comparison is QinetiQ/Empire Test Pilots School Gazelle HT.3 ZB625. The sculpture was made from former Central Flying School Gazelle HT.3 ZA804 'I', which arrived at Boscombe Down on November 29, 2001, after a period of storage at RAF Shawbury, Shropshire, and had until now been in use for spares. Over a period of 14 weeks, apprentices at QinetiQ's Engineering Training Centre at Boscombe stripped out the helicopter, inverted and cranked the tail boom down at an angle, added giant mesh eyes and wings then sprayed it with pearlescent paint. It was officially unveiled by local Salisbury MP Robert Key on June 11.

  • Aeroplane Monthly 1997-12 / M.Oakey - Vintage news
    Регистрационный номер: XW862   [3], XX382, XZ932, ZA804   [2]

    After nearly a quarter of a century of service the last four Westland Gazelle HT.3s, operated by the RAF's Central Flying School (Helicopter) Squadron, retired on October 1, 1997. The type entered service with the CFS(H) at Ternhill in 1973; its role is now being taken over by Eurocopter Squirrel HT.1s. The last Gazelles - XW862 "D", XX382 "M", XZ932 "S" and ZA804 "I" - are seen here in front of the officers' mess at RAF Shawbury on September 26, following a farewell formation flight.

  • Мировая Авиация 58

    Воздушное наступление было столь беспощадным, что, когда сухопутные силы коалиции стали вступать в столкновения с иракскими войсками, последние часто сдавались без боя даже одиночным вертолетам как, например, этому кувейтскому Aerospatiale Gazelle.

  • Мировая Авиация 200
    Регистрационный номер: KAF502   [2]

    Кувейтские ВВС - еще один эксплуатант SA 342L (33-я эскадрилья дислоцируется на авиабазе Али-аль-Салим). Кувейтские летчики во время агрессии Ирака смогли перегнать вертолеты в Саудовскую Аравию и участвовали затем в "Буре в пустыне".

  • Мировая Авиация 46
    Регистрационный номер: KAF502   [2], KAF514

    В Кувейте, получившем первые машины в 1974 году, по-прежнему эксплуатируется много Gazelle. Данные машины стоят на вооружении 33-й эскадрильи, авиабаза Али Салим Сабах.

  • Мировая Авиация 200

    Данный SA 342L принадлежит авиаотряду полиции Дубая, но полностью соответствует военному стандарту и оснащен установленным на крыше кабины прицелом и пилонами подвески вооружения и оборудования. Обратите внимание на противопылевой фильтр на двигателе и оранжевую опознавательную окраску. На сегодня Gazelle сняты с эксплуатации в авиаотряде, который теперь оснащен вертолетами Agusta A 109K2, Agusta-Bell 412EP и Bell 206B.

  • Мировая Авиация 156

    Марокко получило 24 вертолета SA 342L, вооруженных 20-мм пушкой и ПТУР HOT, в 1980-е годы они использовались в операциях против отрядов Фронта Полисарио (Народный фронт за освобождение Сегиет- элк-Хамра и Рио-де-Оро) в районе Западной Сахары.

  • Air International 1985-11 / ??? - The Royal Moroccan Air Force ... A Seasoned Air Arm

    An SA 342 Gazelle anti-armour helicopter at Rabat-Sale, this version being equipped with HOT missiles for use against Polisario armour in the Western Sahara.

  • АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)

    Вертолет "Газель" с новыми опознавательными знаками югославских ВВС, введенными во второй половине 90-х годов прошлого века и сразу получившими у летчиков насмешливое прозвище "пепси-кола".

  • АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)

    1991 год, канун кровавой драмы: пара "газелей" с опознавательными знаками ВВС ЮНА патрулирует над пока еще мирным и не разрушенным в ходе боев боснийским городом Мостар.

  • Мировая Авиация 156

    Часть вертолетов SA 341 и SA 342 строилась по лицензии в бывшей Югославии компанией SOKO, а вариант Gama представлял собой местную модификацию ударного вертолета на базе Gazelle, основной задачей которой были поиск и уничтожение танков противника. Данная модификация могла нести четыре УР "Фаланга".

  • Мировая Авиация 156

    В ходе гражданской войны в бывшей Югославии вертолеты Gazelle применялись почти всеми воюющими сторонами. На снимке запечатлен вертолет, вооруженный ПЗРК "Стрела-2".

  • Мировая Авиация 46

    "Soko" собрала более 250 Gazelle (под обозначением Partizan). Она разработала и два основных варианта: противотанковый (GAMA) и разведчик-наблюдатель (HERA).
    The Soko-built Aerospatiale SA 342L Gazelle fitted with AT-3 Sagger anti-armour missiles. Production of the SA 342L by Soko followed on the manufacture of 132 SA 341H helicopters at Mostar.

  • Мировая Авиация 228

    Югославский Partizan. SA 342M выпускался по лицензии югославской фирмой SOKO в конце 1980-х - начале 1990-х годов, причем вертолет прошел местную модернизацию и стал, пожалуй, одним из лучших вооруженных вариантов Gazelle. Он получил обозначение Partizan и вооружался четырьмя ПТУР 9M14 комплекса "Малютка" и двумя лицензионными УР "воздух-воздух" 9M32 комплекса "Стрела-2". Вертолеты активно применялись во время конфликтов на территории бывшей Югославии.

  • АвиаМастер 2001-01 / В.Ильин - Воздушная война на Балканах /Главная тема/

    Малочисленные югославские "МиГи" в первые дни войны оказали упорное сопротивление воздушной мощи Североатлантического альянса. На заднем плане снимка - вертолет "Газель".

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 - Россия - 1977

  • Мировая Авиация 200

    6-я эскадрилья непосредственной огневой поддержки катарских ВВС располагает вертолетами SA 342L, вооруженными ПТРК Euromissile HOT.

  • Мировая Авиация 200

    Euromissile HOT - основное противотанковое вооружение Gazelle. ПТУР HOT имеет полуавтоматическую систему управления с передачей команд по проводам. Пуск ракеты производится из пластмассового транспортно-пускового контейнера, армированного стекловолокном. Дальность стрельбы - до 4 км. Масса ракеты -23,5 кг (для HOT 1/2/2MP). На фотографии - SA 342M катарских ВВС.

  • Мировая Авиация 200
    Регистрационный номер: XX444

    Gazelle AH.Mk 1. На рисунке представлен вертолет Aerospatiale (Westland) Gazelle AH.Mk 1 из состава 656-й эскадрильи армейской авиации на момент ее дислокации в Незеравоне, графство Уилтшир, середина 1980-х годов. На 2012 год в эксплуатации оставалось 28 вертолетов такого типа. Вначале Aerospatiale (Westland) Gazelle применялись в тесном взаимодействии с вертолетами Lynx AH.Mk 7, но после поступления в войска Apache AH.Mk 1 вертолеты Gazelle стали снимать с вооружения. Gazelle также стояли на вооружении 847-й эскадрильи авиации британских ВМС.

  • Air International 2012-09 / News

    An artist's impression of the unmanned Gazelle proposed by QinetiQ and Northrop Grumman. The companies are expected to put forward a proposal to participate in the RWUAS CCD.

  • Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft

    Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle five-seat light utility helicopter

  • Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft

    Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle five-seat light utility helicopter

  • Мировая Авиация 10

    Aerospatiale SA 341 Gazelle

Тип фотографий

  • Все фото (160)
  • Боковые проекции (8)
  • Цветные фото (92)
  • Ч/б фото (50)
  • Кабина (3)
  • Рисунки, схемы, чертежи (7)