RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Франция

Год : 1967

Вертолет

Five-seat light utility helicopter

Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle

   Заменой вертолета Sud Alouette II стал вертолет Gazelle, спроектированный в середине 1960-х годов фирмой "Sud-Aviation". Вертолет Х.300, вскоре переименованный в SA 341, имел увеличенную скорость и маневренность за счет установки более мощного газотурбинного двигателя, лучшей аэродинамики кабины, другого несущего винта и рулевого винта, укрытого в тоннеле киля. Жесткое крепление лопастей несущего винта обеспечивало легкость, прочность и сокращение расходов, но на стадии опытного образца пошли на компромисс, при котором несущие винты Gazelle имели горизонтальные и осевые шарниры без вертикальных шарниров. В дополнение имелось революционное новшество - рулевой винт типа фенестрон, закрытый от набегающего воздушного потока.
   Необходимость увеличения производства винтокрылых машин привела к англо-французскому соглашению по вертолетам от 22 февраля 1967 года, согласно которому вертолеты Gazelle, Puma и Lynx британской разработки переходили под контроль компании "West-Sud" (после 1 января 1970 года - "Aerospatiale"). Опытный экземпляр SA 340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года с традиционным винтом и силовой установкой Astazou II мощностью 268 кВ, как у Alouette II, после отказа от предложенного фирмой "Turbomeca" двигателя Oredon мощностью 336 кВ. Машина с новым винтом появилась 12 апреля 1968 года. Получив обозначение SA 341 и название Gazelle в июле 1969 года, предсерийная модель имела более длинную кабину с двумя дополнительными задними дверьми, большую площадь киля и двигатель Astazou III мощностью 440 кВ. Серийное производство началось после полета демонстрационного вертолета, зарегистрированного как гражданский б августа 1971 года.
   Изначально были запущены семь модификаций: SA 341B (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mk1); SA 341C (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.Mk3); SA 341E (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou IIIC); 5А 341G (гражданский); SA341H (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mk 1. Вертолет HCC.Mk 4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
   Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341M). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT M621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341 F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM M334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
   Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342K, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342M. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом M397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
   Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух-воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342M/ATAM. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом T2000. Вертолеты SA 342M оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
   У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341H Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами AT-3 "Sagger" и двумя ракетами от комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом M334.
   Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 341G Gazelle

   Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Astazou IMA мощностью 590 л. с. (440 кВ)
   Летные характеристики: максимально допустимая скорость на уровне моря 310 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 264 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 540 м/мин; рабочий потолок в режиме висения 2850 м в зоне влияния земли и 2000 м вне зоны влияния земли; дальность полета 670 км со стандартным запасом топлива
   Масса: пустого 920 кг; максимальная взлетная масса 1800 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,50 м; общая длина при вращающихся винтах 11,97 м; длина фюзеляжа 9,53 м; общая высота 3,18 м; площадь несущего винта 86,59 м1

Показать полностью
  • Описание
  • Aviation Historian 28 / C.Gibson - What's French for Fait Accompli..?

    The prototype SA 340, F-BOFH, at the 27th Salon International de l’Aeronautique et de l’Espace in June 1967. It is fitted with a standard tail-rotor configuration in place of the later SA 340/341 Gazelle’s fully shrouded 13-bladed “fenestron” arrangement, designed to increase efficiency and offer up to a five per cent power saving.

  • Мировая Авиация 58

    Воздушное наступление было столь беспощадным, что, когда сухопутные силы коалиции стали вступать в столкновения с иракскими войсками, последние часто сдавались без боя даже одиночным вертолетам как, например, этому кувейтскому Aerospatiale Gazelle.

  • Мировая Авиация 200

    Кувейтские ВВС - еще один эксплуатант SA 342L (33-я эскадрилья дислоцируется на авиабазе Али-аль-Салим). Кувейтские летчики во время агрессии Ирака смогли перегнать вертолеты в Саудовскую Аравию и участвовали затем в "Буре в пустыне".

  • Мировая Авиация 46

    В Кувейте, получившем первые машины в 1974 году, по-прежнему эксплуатируется много Gazelle. Данные машины стоят на вооружении 33-й эскадрильи, авиабаза Али Салим Сабах.

  • Мировая Авиация 200

    Данный SA 342L принадлежит авиаотряду полиции Дубая, но полностью соответствует военному стандарту и оснащен установленным на крыше кабины прицелом и пилонами подвески вооружения и оборудования. Обратите внимание на противопылевой фильтр на двигателе и оранжевую опознавательную окраску. На сегодня Gazelle сняты с эксплуатации в авиаотряде, который теперь оснащен вертолетами Agusta A 109K2, Agusta-Bell 412EP и Bell 206B.

  • Мировая Авиация 156

    Марокко получило 24 вертолета SA 342L, вооруженных 20-мм пушкой и ПТУР HOT, в 1980-е годы они использовались в операциях против отрядов Фронта Полисарио (Народный фронт за освобождение Сегиет- элк-Хамра и Рио-де-Оро) в районе Западной Сахары.

  • Air International 1985-11 / ??? - The Royal Moroccan Air Force ... A Seasoned Air Arm

    An SA 342 Gazelle anti-armour helicopter at Rabat-Sale, this version being equipped with HOT missiles for use against Polisario armour in the Western Sahara.

  • АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)

    Вертолет "Газель" с новыми опознавательными знаками югославских ВВС, введенными во второй половине 90-х годов прошлого века и сразу получившими у летчиков насмешливое прозвище "пепси-кола".

  • АвиаМастер 2004-06 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (2)

    1991 год, канун кровавой драмы: пара "газелей" с опознавательными знаками ВВС ЮНА патрулирует над пока еще мирным и не разрушенным в ходе боев боснийским городом Мостар.

  • Мировая Авиация 156

    Часть вертолетов SA 341 и SA 342 строилась по лицензии в бывшей Югославии компанией SOKO, а вариант Gama представлял собой местную модификацию ударного вертолета на базе Gazelle, основной задачей которой были поиск и уничтожение танков противника. Данная модификация могла нести четыре УР "Фаланга".

  • Мировая Авиация 156

    В ходе гражданской войны в бывшей Югославии вертолеты Gazelle применялись почти всеми воюющими сторонами. На снимке запечатлен вертолет, вооруженный ПЗРК "Стрела-2".

  • Мировая Авиация 46

    "Soko" собрала более 250 Gazelle (под обозначением Partizan). Она разработала и два основных варианта: противотанковый (GAMA) и разведчик-наблюдатель (HERA).
    The Soko-built Aerospatiale SA 342L Gazelle fitted with AT-3 Sagger anti-armour missiles. Production of the SA 342L by Soko followed on the manufacture of 132 SA 341H helicopters at Mostar.

  • Мировая Авиация 228

    Югославский Partizan. SA 342M выпускался по лицензии югославской фирмой SOKO в конце 1980-х - начале 1990-х годов, причем вертолет прошел местную модернизацию и стал, пожалуй, одним из лучших вооруженных вариантов Gazelle. Он получил обозначение Partizan и вооружался четырьмя ПТУР 9M14 комплекса "Малютка" и двумя лицензионными УР "воздух-воздух" 9M32 комплекса "Стрела-2". Вертолеты активно применялись во время конфликтов на территории бывшей Югославии.

  • АвиаМастер 2001-01 / В.Ильин - Воздушная война на Балканах /Главная тема/

    Малочисленные югославские "МиГи" в первые дни войны оказали упорное сопротивление воздушной мощи Североатлантического альянса. На заднем плане снимка - вертолет "Газель".

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 - Россия - 1977

  • Мировая Авиация 200

    6-я эскадрилья непосредственной огневой поддержки катарских ВВС располагает вертолетами SA 342L, вооруженными ПТРК Euromissile HOT.

  • Мировая Авиация 200

    Euromissile HOT - основное противотанковое вооружение Gazelle. ПТУР HOT имеет полуавтоматическую систему управления с передачей команд по проводам. Пуск ракеты производится из пластмассового транспортно-пускового контейнера, армированного стекловолокном. Дальность стрельбы - до 4 км. Масса ракеты -23,5 кг (для HOT 1/2/2MP). На фотографии - SA 342M катарских ВВС.