Aerospatiale SA.341/SA.342 Gazelle
Страна: Франция
Год: 1967
Вертолет

Five-seat light utility helicopter
Описание
Фотографии
Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle

  Заменой вертолета Sud Alouette II стал вертолет Gazelle, спроектированный в середине 1960-х годов фирмой "Sud-Aviation". Вертолет Х.300, вскоре переименованный в SA 341, имел увеличенную скорость и маневренность за счет установки более мощного газотурбинного двигателя, лучшей аэродинамики кабины, другого несущего винта и рулевого винта, укрытого в тоннеле киля. Жесткое крепление лопастей несущего винта обеспечивало легкость, прочность и сокращение расходов, но на стадии опытного образца пошли на компромисс, при котором несущие винты Gazelle имели горизонтальные и осевые шарниры без вертикальных шарниров. В дополнение имелось революционное новшество - рулевой винт типа фенестрон, закрытый от набегающего воздушного потока.
  Необходимость увеличения производства винтокрылых машин привела к англо-французскому соглашению по вертолетам от 22 февраля 1967 года, согласно которому вертолеты Gazelle, Puma и Lynx британской разработки переходили под контроль компании "West-Sud" (после 1 января 1970 года - "Aerospatiale"). Опытный экземпляр SA 340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года с традиционным винтом и силовой установкой Astazou II мощностью 268 кВ, как у Alouette II, после отказа от предложенного фирмой "Turbomeca" двигателя Oredon мощностью 336 кВ. Машина с новым винтом появилась 12 апреля 1968 года. Получив обозначение SA 341 и название Gazelle в июле 1969 года, предсерийная модель имела более длинную кабину с двумя дополнительными задними дверьми, большую площадь киля и двигатель Astazou III мощностью 440 кВ. Серийное производство началось после полета демонстрационного вертолета, зарегистрированного как гражданский б августа 1971 года.
  Изначально были запущены семь модификаций: SA 341B (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mk1); SA 341C (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.Mk3); SA 341E (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou IIIC); 5А 341G (гражданский); SA341H (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mk 1. Вертолет HCC.Mk 4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
  Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341M). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT M621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341 F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM M334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
  Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342K, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342M. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом M397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
  Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух-воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342M/ATAM. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом T2000. Вертолеты SA 342M оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
  У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341H Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами AT-3 "Sagger" и двумя ракетами от комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом M334.
  Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 341G Gazelle

  Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Astazou IMA мощностью 590 л. с. (440 кВ)
  Летные характеристики: максимально допустимая скорость на уровне моря 310 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 264 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 540 м/мин; рабочий потолок в режиме висения 2850 м в зоне влияния земли и 2000 м вне зоны влияния земли; дальность полета 670 км со стандартным запасом топлива
  Масса: пустого 920 кг; максимальная взлетная масса 1800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,50 м; общая длина при вращающихся винтах 11,97 м; длина фюзеляжа 9,53 м; общая высота 3,18 м; площадь несущего винта 86,59 м1
Великобритания - одна из 20 стран, использующих Gazelle. Все три вида британских вооруженных сил эксплуатировали SA341 в той или иной форме. Армия (сухопутные войска) использовала вертолет для разведки, медицинской эвакуации и выполнения противотанковых задач.
Данный британский Gazelle AH.Mk 1 вооружен 7,62-мм пулеметом, установленным в проеме двери кабины, что было оперативно сделано в ходе фолклендской войны 1982 года.
Gazelle АН.Mk 1. Армии Франции и Великобритании по-прежнему остаются основными эксплуатантами Gazelle, используя их для разведки и наблюдения. Изображенный вертолет принадлежал Центру армейской авиации в Миддл-Уоллоп, где входил в состав эскадрильи базового обучения пилотов вертолетов (670-й авиаэскадрильи). На то, что машина учебная, указывают хорошо видимые панели, окрашенные яркой краской фирмы "Dayglo".
Вертолет "Газель" ВВС ЮНА, угнанный в Словению югославским летчиком Йоже Каланом 28 июня 1991г.
Противотанковая "Газель" из 89-й смешанной вертолетной эскадрильи ВВС Республики Сербской.
SA.342L Gazelle c/n 1837, wearing the IrAAC serial 4237, survived the fierce battles in 1982 and for several years afterwards, but was shot down by Iranian air defences near Faw in 1986.
Ирак приобрел в 1970-1980-е годы большой парк вертолетов SA 342L Gazelle, которые активно применялись в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Вертолеты были вооружены ПТУР HOT, как показано на данном рисунке, и применялись для уничтожения бронетехники противника.
AS.342
France
Легкий многоцелевой вертолет SA 342 "Газель"
Gazelle был основным боевым вертолетом французской армии во время операции "Daguet". В общей сложности боеспособными тогда оказались 88 Gazelle французской армейской авиации, включая 14 машин SА 341F, использовавшихся в качестве связных, 14 вертолетов SA 341F/Canon (на снимке) - вооруженных разведчиков, а также 60 противотанковых SA 342M, вооруженных ПТУР HOT.
Средства самообороны. Характер решаемых задач и отсутствие бронирования делали Gazelle уязвимым для огня с земли. Поэтому SA 341/342 французской армейской авиации оснащались системой РЭБ Matra Saphir-B, включавшей автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей, расположенных по бокам фюзеляжа ниже втулки несущего винта (всего 32 патрона). На данной машине также видны дефлектор на сопле двигателя и резаки электропроводов.
The Aviation Legere de I'Armee de Terre (French Army Aviation) deployed six Aerospatiale SA342M Gazelles and a SA330Ba Puma of 3 Regiment d'Helicopteres de Combat (3rd Combat Helicopter Regiment) based at Etain to Middle Wallop, Hampshire, between April 15 and 19, 2013. The helicopters conducted navigation exercises during the deployment, visiting Duxford in Cambridgeshire and RAF Shawbury, Shropshire. SA342M Gazelle 3947/'GAS' is seen passing 4198/‘CGQ' at Middle Wallop.
Gazelles leaving a forward arming and refuelling point.
Gazelles and Tigres share the ALAT's attack missions.
The highly successful Gazelle, here with special forces snipers at the door, will prove hard to replace.
Противотанковый вертолет ALAT SA 342M с ПТУР HOT. Gazelle пока еще остается одним из основных противотанковых вертолетов французской Армии, хотя войска уже постепенно переоснащаются вертолетами EurocopterTiger. SA 342M вооружен четырьмя ПТУР HOT - в основном вариантами HOT 2 и HOT 2MP. Франко-германский ПТРК Euromissile НОТ во многом был похож на американский TOW. В 1993 году на вооружение принят усовершенствованный вариант HOT 3, предназначенный для борьбы с танками, оснащенными динамической защитой. Ракеты внешне отличаются головными частями, а в основном - боевыми частями и взрывателями.
Вертолет модификации SA 342 ALAT выполняет пуск франко-германской противотанковой управляемой ракеты НОТ.
Вертолет SA 342L/M Gazelle, принадлежащий французской армейской авиации, выполняет стрельбу ПТУР Euromissile HOT. Операция "Буря в пустыне", февраль 1991 года. В той операции французские вертолеты выпустили 328 ракет HOT.
Оптоэлектронные прицелы на крыше кабины. В дневных условиях прицеливание и наведение ПТУР HOT осуществляется при помощи гиростабилизированного прицела Sextant Avionique APX 397 (на фотографии). В начале 1990-х годов во французской армейской авиации появились "круглосуточные" SA 342M1 Gazelle Viviane - 70 вертолетов получили стабилизированный комбинированный прицел Viviane (оптоэлектронный/ИК/лазерный дальномер).
SA 341 F2/Canon предназначен для подавления наземных целей и борьбы с вертолетами. Вооружение - 20-мм пушка GIAT M621 на правом борту, а также различные НАР, включая 68-мм НАР Brandt (на фото) и 70-мм НАР.
Пушка может ставиться не только на ганшипы, но и на легкие вертолеты, особенно те, что используются в качестве вертолетов сопровождения. Даже Gazelle может вооружаться 20-мм пушкой.
20-мм пушка. SA 341F2 может брать на борт до 300 снарядов (обычно - 240). Эффективная дальность стрельбы из пушки по наземным целям - 2000 м, а по воздушным - 500 м. Прицеливание осуществляется при помощи прицела T200.
В Мали активно действуют вертолеты «Газель» и ««Тайгер» из 4-го полка Армейской авиации Франции
Армейская авиация Франции (ALAT - от Aviation Legere de l'Armee de Terre) выделила для операции "Daguet", французской части операции в Персидском заливе, 88 вертолетов Gazelle, включая 60 противотанковых SA 342M (их экипажи применили по иракским целям 187 ПТУР HOT), 14 вооруженных разведывательных SA 341F/Canon и 14 связных SA 341P. Обратите внимание на экранно-выхлопное устройство на сопле двигателя.
Вертолеты Gazelle приняты на вооружение армейской авиации Франции в 1973 году и до сих пор еще в ограниченном количестве стоят на вооружении. Боевое применение Gazelle последний раз имело место в 2011 году - вертолеты армейской авиации привлекались к штурму дворца президента Гбагбо в Кот-д'Ивуаре.
Борьба с вертолетами. Французская армейская авиация также имеет на вооружении вертолеты SA342ML1 Gazelle ATAM, предназначенные для борьбы с вертолетами противника и вооруженные четырьмя УР "воздух-воздух" MATRA/BAe Dynamics Mistral с дальностью пуска 6 км. Gazelle ATAM пришли на смену Gazelle Celtic, которые поступили на вооружение в ходе первой войны в Персидском заливе и были вооружены только двумя ракетами. До стандарта ATAM доведены 36 вертолетов, все - оснащены прицелом T200. Возможна модернизация данных машин и оснащение их более современным оборудованием.
На внешнем рынке вертолет SA 342L с модернизированным фенестроном был заменен модификацией К. Франция приобрела также более 30 вертолетов, построенных в Китае.
Кроме операции в Персидском заливе в 1991 году, французские Gazelle активно "поработали" в Чаде в 1980 году, Джибути - в 1991-1992 годах, Сомали - в 1993 году, бывшей Югославии, а также в Конго и в Республике Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар).
French Army Aviation troops load a Gazelle onboard an An-124 transport aircraft bound for Mali.
UK
Вертолеты Gazelle британской Армии часто направляются в "заграничные командировки" для обеспечения действий своих экспедиционных сил. Кроме Косово в Европе, в список "командировок" вошли Белиз и Гонконг (на снимке).
Как избежать статичного вида несущего винта. Один из способов - фотографировать вертолет под углом около 90° к втулке несущего винта, что позволяет использовать более короткую выдержку. На фотографии - вертолет Gazelle британских ВВС над Темзой в центральной части Лондона.
Яркая схема окраски позволяет определить, что эти Gazelle AH.Mk 1 принадлежат 671-й эскадрилье британской армейской авиации, дислоцированной в Мидл-Уоллопе и решающей различные учебные задачи. Прицел AF 532 устанавливался на крыше кабины уже в ходе эксплуатации и не на всех Gazelle армейской авиации.
В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.
Kuwait
Воздушное наступление было столь беспощадным, что, когда сухопутные силы коалиции стали вступать в столкновения с иракскими войсками, последние часто сдавались без боя даже одиночным вертолетам как, например, этому кувейтскому Aerospatiale Gazelle.
Кувейтские ВВС - еще один эксплуатант SA 342L (33-я эскадрилья дислоцируется на авиабазе Али-аль-Салим). Кувейтские летчики во время агрессии Ирака смогли перегнать вертолеты в Саудовскую Аравию и участвовали затем в "Буре в пустыне".
В Кувейте, получившем первые машины в 1974 году, по-прежнему эксплуатируется много Gazelle. Данные машины стоят на вооружении 33-й эскадрильи, авиабаза Али Салим Сабах.
Данный SA 342L принадлежит авиаотряду полиции Дубая, но полностью соответствует военному стандарту и оснащен установленным на крыше кабины прицелом и пилонами подвески вооружения и оборудования. Обратите внимание на противопылевой фильтр на двигателе и оранжевую опознавательную окраску. На сегодня Gazelle сняты с эксплуатации в авиаотряде, который теперь оснащен вертолетами Agusta A 109K2, Agusta-Bell 412EP и Bell 206B.
Greece
Gazelle стал весьма востребованным в мире вертолетом, способным решать самый широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вертолет достаточно дешев, прост в обслуживании и имеет хорошие летно-технические характеристики. Невзирая на свой значительный возраст, вертолет популярен у летчиков, ценящих его за высокую надежность, малую заметность в оптическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах, а также за великолепный обзор из кабины. На фотографии - SA 342L греческих ВВС.
Morocco
Марокко получило 24 вертолета SA 342L, вооруженных 20-мм пушкой и ПТУР HOT, в 1980-е годы они использовались в операциях против отрядов Фронта Полисарио (Народный фронт за освобождение Сегиет- элк-Хамра и Рио-де-Оро) в районе Западной Сахары.
An SA 342 Gazelle anti-armour helicopter at Rabat-Sale, this version being equipped with HOT missiles for use against Polisario armour in the Western Sahara.
Yugoslavia
Вертолет "Газель" с новыми опознавательными знаками югославских ВВС, введенными во второй половине 90-х годов прошлого века и сразу получившими у летчиков насмешливое прозвище "пепси-кола".
1991 год, канун кровавой драмы: пара "газелей" с опознавательными знаками ВВС ЮНА патрулирует над пока еще мирным и не разрушенным в ходе боев боснийским городом Мостар.
Часть вертолетов SA 341 и SA 342 строилась по лицензии в бывшей Югославии компанией SOKO, а вариант Gama представлял собой местную модификацию ударного вертолета на базе Gazelle, основной задачей которой были поиск и уничтожение танков противника. Данная модификация могла нести четыре УР "Фаланга".
В ходе гражданской войны в бывшей Югославии вертолеты Gazelle применялись почти всеми воюющими сторонами. На снимке запечатлен вертолет, вооруженный ПЗРК "Стрела-2".
"Soko" собрала более 250 Gazelle (под обозначением Partizan). Она разработала и два основных варианта: противотанковый (GAMA) и разведчик-наблюдатель (HERA).
The Soko-built Aerospatiale SA 342L Gazelle fitted with AT-3 Sagger anti-armour missiles. Production of the SA 342L by Soko followed on the manufacture of 132 SA 341H helicopters at Mostar.
Югославский Partizan. SA 342M выпускался по лицензии югославской фирмой SOKO в конце 1980-х - начале 1990-х годов, причем вертолет прошел местную модернизацию и стал, пожалуй, одним из лучших вооруженных вариантов Gazelle. Он получил обозначение Partizan и вооружался четырьмя ПТУР 9M14 комплекса "Малютка" и двумя лицензионными УР "воздух-воздух" 9M32 комплекса "Стрела-2". Вертолеты активно применялись во время конфликтов на территории бывшей Югославии.
Малочисленные югославские "МиГи" в первые дни войны оказали упорное сопротивление воздушной мощи Североатлантического альянса. На заднем плане снимка - вертолет "Газель".
Serbia
ВВС Сербии сегодня
Montenegro
ВВС Черногории
Пилотажная группа ВВС Черногории "Золотые орлы"
Qatar
6-я эскадрилья непосредственной огневой поддержки катарских ВВС располагает вертолетами SA 342L, вооруженными ПТРК Euromissile HOT.
Euromissile HOT - основное противотанковое вооружение Gazelle. ПТУР HOT имеет полуавтоматическую систему управления с передачей команд по проводам. Пуск ракеты производится из пластмассового транспортно-пускового контейнера, армированного стекловолокном. Дальность стрельбы - до 4 км. Масса ракеты -23,5 кг (для HOT 1/2/2MP). На фотографии - SA 342M катарских ВВС.
Ireland
The Aerospatiale SA 342L Gazelle No 237 was the first of two purchased by the Irish Air Corps, having been delivered to Baldonnel two years ago for use in the training role.
Syria
SA-342J "Газель" ВВС Сирии
France
Sud SA.340 F-ZWRA, second prototype. Like the SA.330, it will be produced jointly with Westland
The Sud SA.340 which is being developed jointly with Westland for the French and British Services.
Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle (590 shp Turbomeca Astazou IIIA turboshaft engine)
Aerospatiale: Westland SA 341 Gazelle (590 shp Turbomeca Astazou III turboshaft engine
Seen at Farnborough, Aerospatiale/Westland SA.342 Gazelle F-WTNA with three Hot missiles each side of the fuselage
UK
The first of 30 Westland/Aerospatiale Gazelle HT Mk 2 training helicopters for the Royal Navy made its first flight at Yeovil on 6 July 1972. Other British versions of the Gazelle are the AH Mk 1, 99 of which are on order for the Army, and the RAF's HT Mk 3 trainer and HCC Mk 4 VIP transport model.
Westland/Aerospatiale Gazelle HT.Mk 3 of the Central Flying School, RAF Training Command
Westland Gazelle HT.3 XW862 "D" of No. 2 F.T.S., Shawbury
The first civil Westland-built Gazelle helicopter, in the insignia of Point-to-Point Helicopters Ltd
Four Hot missile launchers mounted on an Aerospatiale/Westland Gazelle helicopter
Во время фолклендской войны армия и морская пехота Великобритании широко применяли Gazelle, некоторое их количество было потеряно. На снимке - вертолеты 3-й эскадрильи, вооруженные блоками НАР и пулеметами, хотя большинство использовалось без вооружения для разведки и эвакуации раненых.
Британские вертолеты Gazelle широко применялись на Фолклендах для разведки, связи, эвакуации раненых и как боевые машины, но они часто страдали от огня стрелкового оружия
Gazelle HT.3 XW862 of C.F.S. "chopper" element, Shawbury
Among the ETPS helicopters at present in use is a Gazelle specially equipped for high-altitude flight.
A formation of nine Gazelles from 705 Squadron over the Cornish countryside near Helston.
With the closure of RAF Tern Hill, the Westland/Aerospatiale Gazelles of the RAF’s helicopter display team, the Gazelles, are now based at RAF Shawbury, Shropshire.
The flypast began (and ended) with the R.A.F Ensign being flown past the Queen, carried by Whirlwind HAR.10 XR453 of No. 2 F.T S., flanked by C.F.S. Gazelle HT.3s XX406 and XW898. In the background twenty-two Jet Provost T.5As in "25" formation (from No 1 F.T.S. and R.A.F. College Cranwell) start their run-in
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Yugoslavia
Вертолет SA.341H "Газель"
Вертолет "Газель" ВВС Югославии
Противотанковый вариант вертолета "Газель"
Югославские "газели". Обратите внимание на бортовой номер машины с верхнего снимка.
Противотанковый вертолет "Гама" и транспортный Ми-8
"Стршлени"
"Золотые орлы"
Bosnia and Herzegovina
Отремонтированный вертолет "Газель" ВВС Боснии и Герцеговины
 
Вертолет SA.341 "Газель"
Испытание пулеметной установки. Компания "Aerospatiale" использовала один Gazelle для испытаний 7,62-мм пулемета Minigun в наводимой установке "Minitat" с электроприводом. Установка на вооружение принята не была.
Minitat 360 deg rotatable Minigun turret installed under a Gazelle helicopter. The installation folds upward against the belly of the fuselage when not required for use, so providing ground clearance for take-off and landing
Stretcher installation in ambulance version of Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle
Кабина и приборная панель вертолета "Газель"
Gazelle AH.Mk 1. На рисунке представлен вертолет Aerospatiale (Westland) Gazelle AH.Mk 1 из состава 656-й эскадрильи армейской авиации на момент ее дислокации в Незеравоне, графство Уилтшир, середина 1980-х годов. На 2012 год в эксплуатации оставалось 28 вертолетов такого типа. Вначале Aerospatiale (Westland) Gazelle применялись в тесном взаимодействии с вертолетами Lynx AH.Mk 7, но после поступления в войска Apache AH.Mk 1 вертолеты Gazelle стали снимать с вооружения. Gazelle также стояли на вооружении 847-й эскадрильи авиации британских ВМС.
SA 341 Gazelle
Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle five-seat light utility helicopter
Aerospatiale SA 341 Gazelle