Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342
Страна: Франция
Год: 1967
Вертолет

Five-seat light utility helicopter
Описание
Фотографии:

Цветные фото (83)
Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle

   Заменой вертолета Sud Alouette II стал вертолет Gazelle, спроектированный в середине 1960-х годов фирмой "Sud-Aviation". Вертолет Х.300, вскоре переименованный в SA 341, имел увеличенную скорость и маневренность за счет установки более мощного газотурбинного двигателя, лучшей аэродинамики кабины, другого несущего винта и рулевого винта, укрытого в тоннеле киля. Жесткое крепление лопастей несущего винта обеспечивало легкость, прочность и сокращение расходов, но на стадии опытного образца пошли на компромисс, при котором несущие винты Gazelle имели горизонтальные и осевые шарниры без вертикальных шарниров. В дополнение имелось революционное новшество - рулевой винт типа фенестрон, закрытый от набегающего воздушного потока.
   Необходимость увеличения производства винтокрылых машин привела к англо-французскому соглашению по вертолетам от 22 февраля 1967 года, согласно которому вертолеты Gazelle, Puma и Lynx британской разработки переходили под контроль компании "West-Sud" (после 1 января 1970 года - "Aerospatiale"). Опытный экземпляр SA 340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года с традиционным винтом и силовой установкой Astazou II мощностью 268 кВ, как у Alouette II, после отказа от предложенного фирмой "Turbomeca" двигателя Oredon мощностью 336 кВ. Машина с новым винтом появилась 12 апреля 1968 года. Получив обозначение SA 341 и название Gazelle в июле 1969 года, предсерийная модель имела более длинную кабину с двумя дополнительными задними дверьми, большую площадь киля и двигатель Astazou III мощностью 440 кВ. Серийное производство началось после полета демонстрационного вертолета, зарегистрированного как гражданский б августа 1971 года.
   Изначально были запущены семь модификаций: SA 341B (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mk1); SA 341C (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.Mk3); SA 341E (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou IIIC); 5А 341G (гражданский); SA341H (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mk 1. Вертолет HCC.Mk 4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
   Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341M). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT M621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341 F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM M334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
   Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342K, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342M. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом M397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
   Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух-воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342M/ATAM. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом T2000. Вертолеты SA 342M оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
   У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341H Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами AT-3 "Sagger" и двумя ракетами от комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом M334.
   Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 341G Gazelle

   Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Astazou IMA мощностью 590 л. с. (440 кВ)
   Летные характеристики: максимально допустимая скорость на уровне моря 310 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 264 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 540 м/мин; рабочий потолок в режиме висения 2850 м в зоне влияния земли и 2000 м вне зоны влияния земли; дальность полета 670 км со стандартным запасом топлива
   Масса: пустого 920 кг; максимальная взлетная масса 1800 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,50 м; общая длина при вращающихся винтах 11,97 м; длина фюзеляжа 9,53 м; общая высота 3,18 м; площадь несущего винта 86,59 м1
The prototype SA 340, F-BOFH, at the 27th Salon International de l’Aeronautique et de l’Espace in June 1967. It is fitted with a standard tail-rotor configuration in place of the later SA 340/341 Gazelle’s fully shrouded 13-bladed “fenestron” arrangement, designed to increase efficiency and offer up to a five per cent power saving.
France
Легкий многоцелевой вертолет SA 342 "Газель"
The Aviation Legere de I'Armee de Terre lost three Gazelle helicopters in two different accidents since the beginning of 2018.
Gazelle был основным боевым вертолетом французской армии во время операции "Daguet". В общей сложности боеспособными тогда оказались 88 Gazelle французской армейской авиации, включая 14 машин SА 341F, использовавшихся в качестве связных, 14 вертолетов SA 341F/Canon (на снимке) - вооруженных разведчиков, а также 60 противотанковых SA 342M, вооруженных ПТУР HOT.
Средства самообороны. Характер решаемых задач и отсутствие бронирования делали Gazelle уязвимым для огня с земли. Поэтому SA 341/342 французской армейской авиации оснащались системой РЭБ Matra Saphir-B, включавшей автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей, расположенных по бокам фюзеляжа ниже втулки несущего винта (всего 32 патрона). На данной машине также видны дефлектор на сопле двигателя и резаки электропроводов.
The Aviation Legere de I'Armee de Terre (French Army Aviation) deployed six Aerospatiale SA342M Gazelles and a SA330Ba Puma of 3 Regiment d'Helicopteres de Combat (3rd Combat Helicopter Regiment) based at Etain to Middle Wallop, Hampshire, between April 15 and 19, 2013. The helicopters conducted navigation exercises during the deployment, visiting Duxford in Cambridgeshire and RAF Shawbury, Shropshire. SA342M Gazelle 3947/'GAS' is seen passing 4198/‘CGQ' at Middle Wallop.
Typically operating in pairs, an Aerospatiale SA341F Gazelle and Eurocopter EC665 Tigre return to Grenoble-Le Versoud to refuel
The Aviation Legere de I'Armee de Terre has about 100 Gazelle helicopters in service. Despite 32 years of service, the Gazelle continues to fly armed patrol and reconnaissance missions, often working together with the Tigre crews.
Gazelles leaving a forward arming and refuelling point.
Gazelles and Tigres share the ALAT's attack missions.
According to the accident report, the collision and subsequent crash of ALAT Gazelles 4209 and 4212 in 2018 identified several causes that led to the accident, killing five experienced pilots.
Французский вертолет SA.342M "Газель"
The pair of ALAT Gazelles came from 3eme RHC based at BA d'Etain-Rouvres.
Two Aviation Legere de I’Armee de Terre (ALAT) Gazelles were sent to Zaragoza, each of which wore a different Tiger scheme.
The highly successful Gazelle, here with special forces snipers at the door, will prove hard to replace.
The SA 341/2 Gazelle is widely used by the French Aviation Legere de l’Armee de Terre, with over 340 armed and unarmed variants in service. Seen here is an anti-tank Gazelle-HOT.
Противотанковый вертолет ALAT SA 342M с ПТУР HOT. Gazelle пока еще остается одним из основных противотанковых вертолетов французской Армии, хотя войска уже постепенно переоснащаются вертолетами EurocopterTiger. SA 342M вооружен четырьмя ПТУР HOT - в основном вариантами HOT 2 и HOT 2MP. Франко-германский ПТРК Euromissile НОТ во многом был похож на американский TOW. В 1993 году на вооружение принят усовершенствованный вариант HOT 3, предназначенный для борьбы с танками, оснащенными динамической защитой. Ракеты внешне отличаются головными частями, а в основном - боевыми частями и взрывателями.
Вертолет модификации SA 342 ALAT выполняет пуск франко-германской противотанковой управляемой ракеты НОТ.
Вертолет SA 342L/M Gazelle, принадлежащий французской армейской авиации, выполняет стрельбу ПТУР Euromissile HOT. Операция "Буря в пустыне", февраль 1991 года. В той операции французские вертолеты выпустили 328 ракет HOT.
Оптоэлектронные прицелы на крыше кабины. В дневных условиях прицеливание и наведение ПТУР HOT осуществляется при помощи гиростабилизированного прицела Sextant Avionique APX 397 (на фотографии). В начале 1990-х годов во французской армейской авиации появились "круглосуточные" SA 342M1 Gazelle Viviane - 70 вертолетов получили стабилизированный комбинированный прицел Viviane (оптоэлектронный/ИК/лазерный дальномер).
SA 341 F2/Canon предназначен для подавления наземных целей и борьбы с вертолетами. Вооружение - 20-мм пушка GIAT M621 на правом борту, а также различные НАР, включая 68-мм НАР Brandt (на фото) и 70-мм НАР.
Пушка может ставиться не только на ганшипы, но и на легкие вертолеты, особенно те, что используются в качестве вертолетов сопровождения. Даже Gazelle может вооружаться 20-мм пушкой.
20-мм пушка. SA 341F2 может брать на борт до 300 снарядов (обычно - 240). Эффективная дальность стрельбы из пушки по наземным целям - 2000 м, а по воздушным - 500 м. Прицеливание осуществляется при помощи прицела T200.
В Мали активно действуют вертолеты «Газель» и ««Тайгер» из 4-го полка Армейской авиации Франции
Армейская авиация Франции (ALAT - от Aviation Legere de l'Armee de Terre) выделила для операции "Daguet", французской части операции в Персидском заливе, 88 вертолетов Gazelle, включая 60 противотанковых SA 342M (их экипажи применили по иракским целям 187 ПТУР HOT), 14 вооруженных разведывательных SA 341F/Canon и 14 связных SA 341P. Обратите внимание на экранно-выхлопное устройство на сопле двигателя.
Вертолеты Gazelle приняты на вооружение армейской авиации Франции в 1973 году и до сих пор еще в ограниченном количестве стоят на вооружении. Боевое применение Gazelle последний раз имело место в 2011 году - вертолеты армейской авиации привлекались к штурму дворца президента Гбагбо в Кот-д'Ивуаре.
Борьба с вертолетами. Французская армейская авиация также имеет на вооружении вертолеты SA342ML1 Gazelle ATAM, предназначенные для борьбы с вертолетами противника и вооруженные четырьмя УР "воздух-воздух" MATRA/BAe Dynamics Mistral с дальностью пуска 6 км. Gazelle ATAM пришли на смену Gazelle Celtic, которые поступили на вооружение в ходе первой войны в Персидском заливе и были вооружены только двумя ракетами. До стандарта ATAM доведены 36 вертолетов, все - оснащены прицелом T200. Возможна модернизация данных машин и оснащение их более современным оборудованием.
На внешнем рынке вертолет SA 342L с модернизированным фенестроном был заменен модификацией К. Франция приобрела также более 30 вертолетов, построенных в Китае.
Кроме операции в Персидском заливе в 1991 году, французские Gazelle активно "поработали" в Чаде в 1980 году, Джибути - в 1991-1992 годах, Сомали - в 1993 году, бывшей Югославии, а также в Конго и в Республике Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар).
French Army Aviation troops load a Gazelle onboard an An-124 transport aircraft bound for Mali.
UK
Вертолеты Gazelle британской Армии часто направляются в "заграничные командировки" для обеспечения действий своих экспедиционных сил. Кроме Косово в Европе, в список "командировок" вошли Белиз и Гонконг (на снимке).
Как избежать статичного вида несущего винта. Один из способов - фотографировать вертолет под углом около 90° к втулке несущего винта, что позволяет использовать более короткую выдержку. На фотографии - вертолет Gazelle британских ВВС над Темзой в центральной части Лондона.
Empire Test Pilots School Gazelle AH1 XX453 sporting a new colour scheme on the Salisbury Plain Training Area on March 31, 2016. This sortie is believed to have been its first since respray. The Empire Test Pilot School is based at Boscombe Down in Wiltshire.
One of QinetiQ's unique blue and white Gazelle HT3s, ZB625, operating over the Salisbury Plain Training Area.
Gazelle AH.1 XX399 was operated by various Royal Marines units from 1975, and is seen here in July 1980.
Army Air Corps Gazelle AH.1s are assigned to surveillance and liaison duties. This example, pictured at Aldergrove in Northern Ireland, features an electro-optical ball sensor: on the port side is a Nitesun searchlight. The need for such systems to befitted to Army helicopters in Northern Ireland has diminished following the peace settlement.
A Gazelle from 5 Regiment based at Aldergrove in Northern Ireland carrying an L-3 Wescam MX-15 electro-optical and infrared imaging turret on its right hand side. The out-of-service date for the Gazelle has been extended to 2018.
Яркая схема окраски позволяет определить, что эти Gazelle AH.Mk 1 принадлежат 671-й эскадрилье британской армейской авиации, дислоцированной в Мидл-Уоллопе и решающей различные учебные задачи. Прицел AF 532 устанавливался на крыше кабины уже в ходе эксплуатации и не на всех Gazelle армейской авиации.
A 671 Squadron Lynx AH.7 and 670 Squadron Gazelle AH.1 fly over the Wiltshire countryside during a 671 Squadron aircraft commanders' course sortie.
В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.
The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.
Tracking the Slalom course is 656 Squadron, Army Air Corps team aboard Gazelle AH.1 XXX44
The long-serving Gazelle AH1s continue to be used; 34 are in service at several locations in the UK and overseas.
Overall winners at the British Helicopter Championship at Market Bosworth, Leices., on June 29/30, 1991 were the team from 1 Sqn, CFS, from RAF Shawbury. Flying Gazelle HY.2 ZA804, Flt Lts David Jones and Warwick Crighton gained a total of 1,781 points. Note comp. No. "23" displayed in nose
This giant dragonfly sculpture, built from an old ex-RAF Gazelle helicopter, was positioned on a pole at the Solstice Park business park and leisure centre development close to MOD Boscombe Down, Wiltshire (which can be seen in the background) on May 31, 2007. Hovering behind for comparison is QinetiQ/Empire Test Pilots School Gazelle HT.3 ZB625. The sculpture was made from former Central Flying School Gazelle HT.3 ZA804 'I', which arrived at Boscombe Down on November 29, 2001, after a period of storage at RAF Shawbury, Shropshire, and had until now been in use for spares. Over a period of 14 weeks, apprentices at QinetiQ's Engineering Training Centre at Boscombe stripped out the helicopter, inverted and cranked the tail boom down at an angle, added giant mesh eyes and wings then sprayed it with pearlescent paint. It was officially unveiled by local Salisbury MP Robert Key on June 11.
Kuwait
Воздушное наступление было столь беспощадным, что, когда сухопутные силы коалиции стали вступать в столкновения с иракскими войсками, последние часто сдавались без боя даже одиночным вертолетам как, например, этому кувейтскому Aerospatiale Gazelle.
Кувейтские ВВС - еще один эксплуатант SA 342L (33-я эскадрилья дислоцируется на авиабазе Али-аль-Салим). Кувейтские летчики во время агрессии Ирака смогли перегнать вертолеты в Саудовскую Аравию и участвовали затем в "Буре в пустыне".
В Кувейте, получившем первые машины в 1974 году, по-прежнему эксплуатируется много Gazelle. Данные машины стоят на вооружении 33-й эскадрильи, авиабаза Али Салим Сабах.
Данный SA 342L принадлежит авиаотряду полиции Дубая, но полностью соответствует военному стандарту и оснащен установленным на крыше кабины прицелом и пилонами подвески вооружения и оборудования. Обратите внимание на противопылевой фильтр на двигателе и оранжевую опознавательную окраску. На сегодня Gazelle сняты с эксплуатации в авиаотряде, который теперь оснащен вертолетами Agusta A 109K2, Agusta-Bell 412EP и Bell 206B.
Greece
Gazelle стал весьма востребованным в мире вертолетом, способным решать самый широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вертолет достаточно дешев, прост в обслуживании и имеет хорошие летно-технические характеристики. Невзирая на свой значительный возраст, вертолет популярен у летчиков, ценящих его за высокую надежность, малую заметность в оптическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах, а также за великолепный обзор из кабины. На фотографии - SA 342L греческих ВВС.
The Gazelle helicopter is used by the Kypriaki Diikissi Aeroporias for airborne forward air control.
Morocco
Марокко получило 24 вертолета SA 342L, вооруженных 20-мм пушкой и ПТУР HOT, в 1980-е годы они использовались в операциях против отрядов Фронта Полисарио (Народный фронт за освобождение Сегиет- элк-Хамра и Рио-де-Оро) в районе Западной Сахары.
An SA 342 Gazelle anti-armour helicopter at Rabat-Sale, this version being equipped with HOT missiles for use against Polisario armour in the Western Sahara.
Yugoslavia
Вертолет "Газель" с новыми опознавательными знаками югославских ВВС, введенными во второй половине 90-х годов прошлого века и сразу получившими у летчиков насмешливое прозвище "пепси-кола".
1991 год, канун кровавой драмы: пара "газелей" с опознавательными знаками ВВС ЮНА патрулирует над пока еще мирным и не разрушенным в ходе боев боснийским городом Мостар.
Часть вертолетов SA 341 и SA 342 строилась по лицензии в бывшей Югославии компанией SOKO, а вариант Gama представлял собой местную модификацию ударного вертолета на базе Gazelle, основной задачей которой были поиск и уничтожение танков противника. Данная модификация могла нести четыре УР "Фаланга".
В ходе гражданской войны в бывшей Югославии вертолеты Gazelle применялись почти всеми воюющими сторонами. На снимке запечатлен вертолет, вооруженный ПЗРК "Стрела-2".
"Soko" собрала более 250 Gazelle (под обозначением Partizan). Она разработала и два основных варианта: противотанковый (GAMA) и разведчик-наблюдатель (HERA).
The Soko-built Aerospatiale SA 342L Gazelle fitted with AT-3 Sagger anti-armour missiles. Production of the SA 342L by Soko followed on the manufacture of 132 SA 341H helicopters at Mostar.
Югославский Partizan. SA 342M выпускался по лицензии югославской фирмой SOKO в конце 1980-х - начале 1990-х годов, причем вертолет прошел местную модернизацию и стал, пожалуй, одним из лучших вооруженных вариантов Gazelle. Он получил обозначение Partizan и вооружался четырьмя ПТУР 9M14 комплекса "Малютка" и двумя лицензионными УР "воздух-воздух" 9M32 комплекса "Стрела-2". Вертолеты активно применялись во время конфликтов на территории бывшей Югославии.
Малочисленные югославские "МиГи" в первые дни войны оказали упорное сопротивление воздушной мощи Североатлантического альянса. На заднем плане снимка - вертолет "Газель".
Serbia
Взлетает «Газель» ВВС Сербии. За штурвалом Аня Крнета. Не ранее 2010 г.
Before the MI-35M was introduced in 2020, the light Gazelle Gama helicopter was the only dedicated anti-armour helicopter within the Yugoslav and Serbian Air Force. They were armed with up to four 9M14M Malyutka (AT-3 Sagger] wire-guided armour-piercing missiles. Two Gamas of 714th Squadron ‘Shadows’ fired four missiles, hitting targets from a range of 3km
Recently delivered Serbian Air Force (Ratno Vazduhoplovstvo i Protivvazduhoplovna Odbrana - RViPVO) Mil Mi-17V5 was displayed to the general public for the first time at the Batajnica Air Base open day on October 1, 2016. One of two Mi-17V5s was in the static display, serial number 12491, while aircraft 12492 took part in a combat search and rescue demonstration with an SA342 Gazelle. The brand-new helicopters were delivered from Russian Helicopters/Kazan Helicopters in late June and are assigned to the 890. mesovita helikopterska eskadrila (890th Combined Helicopter Squadron), part of the 204. vazduhoplovna brigade (204th Aviation Brigade) at Batajnica.
ВВС Сербии сегодня
SOKO-built Aerospatiale SA.341G (HN-42M) Gazelle T9-AAB (c/n 037, ex 12809/Republic of Srpska Air Force and Jugoslav Air Force) is operated by the Police Helicopter Unit of the Republic of Srpska's Ministry of the Interior for law-enforcement and other operations. As the ethnic Serbian enclave of the Republic of Srpska is now being integrated into Bosnia and Herzegovina (BiH), the helicopter has now gained a BiH registration and also wears the Bosnian flag on the tail.
Top: Serbian Krajina Militia insignia on the side of an SA.342L Gazelle and, bottom, Serbian coat of arms on the door of the same helicopter.
Montenegro
The Gazelle is a light, agile helicopter that is very suitable for reconnaissance, but is unsuitable for fire-fighting, medical evacuation, SAR and troop transport duties.
The entire coastal area of the Adriatic Sea is now covered by NATO. Cliffs near the port of Bar make a scenic backdrop to two Gazelles.
Two Gazelles overhead Ostrvo Gospa od Milosrda island in the Bay of Tivat, near the coastal town of Kotor.
ВВС Черногории
Пилотажная группа ВВС Черногории "Золотые орлы"
A Montenegrin HN-45M Gama follows a HO-42 over the rugged Balkan landscape.
Qatar
6-я эскадрилья непосредственной огневой поддержки катарских ВВС располагает вертолетами SA 342L, вооруженными ПТРК Euromissile HOT.
Euromissile HOT - основное противотанковое вооружение Gazelle. ПТУР HOT имеет полуавтоматическую систему управления с передачей команд по проводам. Пуск ракеты производится из пластмассового транспортно-пускового контейнера, армированного стекловолокном. Дальность стрельбы - до 4 км. Масса ракеты -23,5 кг (для HOT 1/2/2MP). На фотографии - SA 342M катарских ВВС.
Ireland
The Aerospatiale SA 342L Gazelle No 237 was the first of two purchased by the Irish Air Corps, having been delivered to Baldonnel two years ago for use in the training role.
Syria
SA-342J "Газель" ВВС Сирии
Lebanon
The Lebanese Air Force currently flies a fleet of eight Gazelles that are based at Beirut-Khalde AB.