Sikorsky H-3 / S-61 Sea King     США, 1959
Westland Sea King / Commando     Великобритания, 1969
Варианты:
Sikorsky - H-3 / S-61 Sea King - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959
Вертолет

Средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
Описание:
Sikorsky S-61/H-3 Sea King
Westland Sea King
Agusta-Sikorsky AS-61
Фотографии:

Цветные фото (179)

Sikorsky S-61/H-3 Sea King

Опыт эксплуатации в ВМС США вертолета H-34 Seabat выявил неэффективность тактики поисково-ударных пар вертолетов, когда один из них только искал субмарину, а второй - только уничтожал. В 1957 году флот заключил с компанией "Sikorsky" контракт на разработку вертолета, совмещавшего "два в одном" - возможности поиска и уничтожения субмарин.
   Прототип S-61 (YHSS-2) выполнил первый полет 11 марта 1959 года. Серийные вертолеты обозначались HSS-2 до 1962 года, когда обозначение изменили на SH-2A; это был первый серийный вариант в семействе H-3 Sea King.
   Два T58-GE-8/8B мощностью по 1250 л. с. разместили над кабиной. Несущий винт стал пятилопастным. В прочном фюзеляже оборудовали кабину для двух летчиков и кабину для двух операторов противолодочного оборудования. Днище прочного фюзеляжа/корпуса было выполнено в форме лодки - вертолет являлся амфибией. Дополнительную плавучесть обеспечивали боковые поплавки-спонсоны, в которые также убирались основные опоры колесного шасси.
   Основу поискового оборудования SH-3A составляли опускаемая ГАС AQS-10 и поисковая РЛС APN-130. Вертолет нес вооружение из двух противолодочных торпед или глубинные бомбы.
   Построили, помимо прототипа, примерно 245 вертолетов варианта SH-3A, затем собрали 73 SH-3D с ТВаД T58-GE-10 мощностью 1400 л.с, ГАС AQAS-13A и РЛС APN-182. Два SH-3D доработали в поисково-спасательный вертолет общего назначения SH-3G, сняв противолодочное оборудование и установив взамен 15 матерчатых сидений и дополнительные топливные баки.
   Принятое в начале 1970-х годов решение вывести из состава ВМС США противолодочные авианосцы привело к появлению SH-3H, который мог выполнять не только задачи противолодочной обороны, но также осуществлять патрулирование водных акваторий и выполнять целеуказание управляемым ракетам. До уровня SH-3H доработали 116 ранее построенных машин, установив ГАС AQS-13B, РЛС LN-66HP и буксируемый магнетометр ASQ-81 (в правом спонсоне).
   UH-3A и VH-3A, конверсии вертолета SH-3A, предназначались для транспортных и VIP-перевозок, соответственно. HH-3A являлся поисково-спасательной модификацией. КМП США продолжал использовать VH-3D для перевозки президента США и в 2013 году.
<...>
   Sea King строились по лицензии в нескольких странах. Варианты итальянской фирмы "Agusta" включают ASH-3D (модификация SH-3D), ASH-3D/TS (Trasporto Speziale) для VIP-перевозок, AS-61A-4 - экспортный вариант ASH-3D/TS, ASH-3H - вариант SH-3H и боевой поисково-спасательный AS-61R, близкий HH-3F.
   Японская "Mitsubishi" строила S-61 для морских Сил самообороны Японии, всего было построено 55 единиц HSS-2 (аналог SH-3A), 29 - HSS-2A (SH-3D) и 83 - HSS-2B (SH-3H). В Силах самообороны также использовались поисково-спасательные S-61A, S-61A-1 и S-61AH постройки компании "Sikorsky".

   Варианты Sea King, разработанные "Westland" в Великобритании, описаны отдельно.
   "United Aircraft of Canada" собрала 37 CHSS-2 после закупки в США четырех вертолетов; большинство вертолетов позже модернизировали до уровня CH-124A.
   Экспортные заказы были получены от Аргентины (пять S-61D-4, близких SH-3D, и ASH-3D), Бразилии (шесть SH-3D) и Дании (девять поисково-спасательных S-61A-5). Малайзия для своих ВВС приобрела 40 транспортных S-61A-4 Nuri. ВМС США передали 18 SH-3A/D/G ВМС Испании, восемь из них прошли модернизацию в противолодочные SH-3H, а на трех SH-3D по контракту 1984 года установили поисковые РЛС Searchwater.
   Производство Sea King компания "Sikorsky" завершила в 1980 году после постройки 794 вертолетов. С вооружения ВМС США вертолет официально снят в 2006 году.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sikorsky S-61/SH-3H Sea King

   Тип: средний противолодочный/многоцелевой вертолет палубного и берегового базирования с экипажем из двух/четырех человек
   Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с. (1044 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 267 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 670 м/мин; практический потолок 4480 м; статический потолок с учетом влияния земли 3200 м; статический потолок без учета влияния земли 2500 м; дальность 1005 м
   Масса: пустого 5601 кг; максимальная взлетная 9526 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; площадь ометания несущего винта 280,47 м2
   Вооружение: массой до 381 кг на внешней подвеске, включая торпеды, мины и РГБ

Westland Sea King

В 1959 году британская «Westland» заключила соглашение с компанией «Sikorsky» о лицензионном производстве вертолета S-61 Sea King. В качестве эталонов «Westland» получила четыре машины американской постройки. Первый Sea King, построенный «Westland», - морской вариант SH-3D - поднялся в воздух 11 октября 1966 года.
   Первый из 56 серийных вертолетов Sea King HAS.Mk 1 взлетел 7 мая 1969 года. Эти машины поступили на вооружение Королевских ВМС в качестве противолодочных, а с середины 1976 года их дополнили 13 аналогичных вертолетов Sea King HAS.Mk 2 с форсированными двигателями Gnome H.1400 и шестилопастными рулевыми винтами. С сентября 1977 года «Westland» выпустила 15 поисково-спасательных Sea King HAR.Mk 3 для Королевских ВВС (RAF).
   В начале 1979 года было построено еще восемь HAS.Mk 2, в число которых вошел и прототип усовершенствованного противолодочного варианта Sea King HAS.Mk 5. Большинство старых Sea King ВМС были доработаны до стандарта противолодочных вертолетов HAS.Mk 5 и HAS.Mk 6 или поисково-спасательных HAR.Mk 5. Варианты HAS.Mk 5 и HAS.Mk 6 новой постройки выпускались с середины 1980-х годов.
   На HAS.Mk 5 была установлена антенна РЛС Sea Searcher под большим обтекателем, система электронной поддержки MIR-2 Orange Crop, новое оборудование для сброса гидроакустических буев и облегченная система обработки и отображения акустической информации LAPADS. Для размещения нового оборудования был увеличен размер кабины. Вариант HAS.Mk 6 получил расширенный набор противолодочного оборудования и облегченную аппаратуру, что позволило увеличить продолжительность полета на 30 минут.
   Число HAS.Mk 6 было увеличено путем доработки до этого стандарта вертолетов Sea King раннего выпуска. Еще три HAR.Mk 3, купленные в 1985 году, довели парк RAF до 19 машин. По дополнительному заказу, размещенному RAF в начале 1992 года, были построены шесть модернизированных Sea King HAR.Mk 3A.
   В середине 1971 года началась разработка лишенного амфибийных возможностей транспортного варианта Sea King, получившего обозначение Commando. Такие машины были поставлены Египту и Катару. С 1979 года RAF разместили заказы на 41 Sea King HC.Mk 4, сочетавший неубирающееся шасси Commando со складывающимися лопастями винта Sea King. Два вертолета Sea King Mk 4X были построены «Westland» для испытаний авионики, винтов и бортового оборудования, проводившихся Управлением оборонных исследований при создании вертолета EH101. Таким образом, число закупленных Британией машин этого типа достигло 175.
   «Westland» также поставила 147 Sea King и Commando зарубежным заказчикам, включая Австралию (снявшую их с вооружения в 2011 году), Бельгию, Египет, Германию, Индию, Норвегию, Пакистан и Катар.
   С 1986 года германские Sea King Mk 41 проходили конверсию из поисково-спасательных в противокорабельные, оснащаясь РЛС Seaspray Mk 3 и ПКР Sea Skua. Такое же вооружение получили вертолеты Mk 42B ВМС Индии. Они относились к варианту Advanced Sea King и оснащались двигателями Gnome H.1400-1T, композитными лопастями несущего и рулевых винтов и усовершенствованной авионикой. Часть пакистанских и катарских вертолетов Sea King и Commando могли использовать противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
   Отсутствие у британских ВМС средств ДРЛО воздушного базирования, негативно сказавшееся во время фолклендской войны, привело к тому, что в мае 1982 года два HAS.Mk 2 были срочно переделаны в вариант Sea King AEW.Mk 2A с поисковой РЛС Searchwater и соответствующим оборудованием, включая систему постановки помех ПКР Exocet и систему Orange Crop. Это потребовало установки массивного обтекателя по правому борту кабины, поворачивающегося на 90° при посадке.
   Оба AEW.Mk 2A вышли на испытания в июле 1982 года, а уже в августе были развернуты на авианосце «Илластриес».
   До стандарта AEW.Mk 2A были доработаны еще восемь Sea King. Позднее три HAS.Mk 5 были переделаны в вариант Sea King AEW.Mk 5, близкий по оснащению к AEW.Mk 2. Позднее весь парк вертолетов AEW был доработан до стандарта Sea King ASaC.Mk 7, получив поисковые РЛС Searchwater 2000AEW.
   Sea King и Commando ВМС и ВМС Британии были задействованы в операциях на Балканах, а позднее в Ираке и Афганистане.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Westland Advanced Sea King

   Тип: многоцелевой средний вертолет палубного и сухопутного базирования
   Силовая установка: два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gnome H.1400-1T мощностью по 1660 э. л. с. (1238 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на уровне моря 204 км/ч; начальная скороподъемность 619 м/мин; статический потолок 1980 м с учетом экранного эффекта и 1435 м без учета; дальность полета со стандартным запасом топлива 1482 км
   Масса: пустого в противолодочном варианте 7428 кг; максимальная взлетная 9752 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,90 м; длина с вращающимися винтами 22,15 м; высота с вращающимися винтами 5,13 м; площадь, ометаемая винтом, 280,47 м2
   Вооружение: до 1134 кг боевой нагрузки, обычно состоявшей из четырех торпед Mk 46 или Stingray, или четырех глубинных бомб Mk 11, или двух ПКР Sea Eagle или AM39 Exocet
   Полезная нагрузка: до 28 пехотинцев, или девять раненых на носилках при двух сопровождающих, или до 3629 кг груза

Agusta-Sikorsky AS-61

Серийное производство по лицензии в Италии фирмой "Agusta" вертолета Sikorsky SH-3D (вариант вертолета Sikorsky SH-3A Sea King) под обозначением Agusta-Sikorsky ASH-3D началось в 1967 году. Итальянский вариант в отличие от американского имел ряд особенностей: усиленный фюзеляж, переконструированное хвостовое оперение, двигатели повышенной мощности, иной состав бортового электронного оборудования и вооружения. Вертолет ASH-3D мог нести до четырех противолодочных торпед Mk 46 массой по 234 кг или две больших противокорабельных ракеты и был оснащен поисковым радиолокатором SMA MM/APS-705 или SMA MM/APS-706, любой из которых совместим с системой управления Marte Mk II противокорабельной ракеты Sea Killer Mk 2. Поставки вертолетов ASH-3D ВМС Италии начались в 1969 году.
   В общее количество из 38 построенных для ВМС Италии вертолетов вошло несколько специальным образом модернизированных машин, таких как ASH-3D/TS (TS - Transporto Speziale). Два вертолета ASH-3D/TS использовались в итальянском военном флоте для VIP-перевозок, а под обозначением AS-61A-4 поставлялись на экспорт. Две машины закупил Египет, шесть - Ирак, две - Иран, одну - Саудовская Аравия и четыре - Венесуэла.
   Вертолеты последней партии строились в варианте ASH-3H, эквивалентном многоцелевому вертолету SH-3H ВМС США, способному наносить удары по надводным и подводным целям. В состав бортового оборудования вертолета входили опускаемая гидроакустическая станция ASQ-13F или ASO-18, поисковый радиолокатор SMA MM/APS-707, антенну которого разместили в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
   В транспортном варианте вертолет ASH-3H способен перевозить полезную нагрузку массой до 2722 кг внутри кабины или до 3629 кг на внешней подвеске. Также вертолет может быть использован для перевозки людей и для ведения радиоэлектронной борьбы.
   Вертолеты ASH-3H состоят на вооружении 3-й Grupelicot ВМС Италии. Вертолеты ASH-3H также состоят на вооружении ВМС Аргентины, Бразилии и Перу.
<...>
USA
The much-modified SH-3H is now entering service with the US Navy and many SH-3As and SH-3Gs are expected to be converted to this standard eventually.
Хотя изначально Sea King создавался как многоцелевой вертолет, его приоритетным назначением оставалась борьба с подводными лодками, для чего машина оснащена специализированной аппаратурой, например опускаемой ГАС (на снимке).
An SH-3A with the dipping sonar extended through the sonar well.
Редкой и почетной привилегией ВМС США являлась эвакуация с места приводнения астронавтов космических кораблей "Аполлон". Для подъема астронавтов на борт вертолета использовалась специальная корзина. На фотографии - эвакуацию астронавтов осуществляет SH-3D.
ВМС, ВВС и Армия США использовали H-3 для спасения беспилотных летательных аппаратов. Предлагалось также использовать сам H-3 в качестве беспилотной мишени (под названием QCH-3E) для подготовки стрелков AH-64, но от этой идеи отказались из-за нехватки средств.
Первым H-3 для ВВС США стал CH-3A (бывший SH-3A ВМС США), который использовался для радиолокационного обеспечения.
US NAVY UH-3H Sea King 148964 'NW-00' from HSC-85 makes a final ceremonial flight from Naval Air Station North Island, California, on January 19, 2007 in formation with a pair of MH-60S Seahawks to mark the retirement of the Sea King.
На смену противолодочным вертолетам HSS-2 (SH-3A) постепенно пришли SH-3D, представленные на снимке. Всего для ВМС США построили 72 SH-3D Sea King, отличавшиеся форсированными двигателями, новой гидроакустической станцией и увеличенным запасом топлива.
По новой единой для всех ВС США системе обозначений авиационной техники, принятой в 1962 году, HSS-2 стал именоваться SH-3A. Снимок трех SH-3A ранней постройки из состава ВМС США сделан в 1960-е годы.
Поисково-спасательный вертолет SH-3A авиации ВМС США в стандартной, синей однотонной окраске. Юго-Восточная Азия, конец 1960-х гг.
HSS-2 (SH-3A). В 1962 году в ВС США была введена единая система классификации, по которой вертолет был переименован в SH-3A: "S" - "противолодочный", "Н" - "вертолет", "3" - третья по счету модель вертолета, поступившая на вооружение (отсчет велся с 1962 года, первыми двумя в списке шли Bell H-1 и Kaman H-2), а литера "A" - первый серийный вариант. Первые SH-3A поставлялись в эскадрильи в темно-синей окраске с нанесенными поверх нее белой краской кодами, серийными номерами и другими элементами обозначений, хотя во Вьетнаме иногда применялись трехтоновый (на снимке) или шаровый (голубовато-серый) камуфляж с нанесенными поверх обозначениями черного цвета. SH-3A мог брать большую нагрузку, в варианте ПЛО - до четырех торпед или одну ядерную глубинную бомбу Mk 57 или Mk 101 Lulu. Вертолет получил ГАС AN/AQS-10 (некоторые SH-3A имели ГАС AQS-13) - главное средство обнаружения субмарин. Первые машины не имели обтекателей доплеровских антенн и не оснащались надувными баллонами в спонсонах. SH-3A стал самым многочисленным вариантом Sea King - были выпущены 245 вертолетов (без учета YSH-3A). Один SH-3A (149723) был передан НАСА (получил обозначение NASA 538) для испытаний приборного оборудования для полета и посадки только по приборам. Перед местом второго пилота был установлен ТВ-монитор диагональю 36 см, массивный коробчатый обтекатель которого выступал за лобовое остекление. Два SH-3A (148998 и 151544) были переоборудованы BSH-3D, а не менее 150 машин - в варианты SH-3G и SH-3H. Первые вертолеты для Японии и канадские CHSS-2 (переименованные в |CH-124) были в целом идентичны модификации SH-3A.
Камуфлированный поисково-спасательный вертолет SH-3A «Си Кинг» на палубе корабля ВМС США. Тонкинский залив. Фото 1967-1968 гг.
Три SH-3A, ранее принадлежавшие ВМС, были переданы ВВС в апреле 1962 года. Эти вертолеты, попавшие в 551-ю эскадрилью, использовались для снабжения морских радиолокационных платформ в Атлантике.
Подборка кадров приводнения и спасения вертолетом SH-3A лейтенанта Д. Райта – летчика сбитого A-4F из эскадрильи VA-55 ВМС США, 23 сентября 1968 г. Фото сделаны с борта второго вертолета «Си Кинг»
SH-3D. Вслед за SH-3A на заводе в Стратфорде начали выпускать SH-3D (на снимке), который получил новую доплеровскую РЛС AN/APN-182 (взамен AN/APN-130) и радиостанцию дальней навигации AN/ASN-50, в результате конструктивных изменений масса машины возросла до 9300 кг. Вооружение сократили до двух торпед, которые теперь можно было сбрасывать с меньшей высоты и в поступательном полете. Компания "Sikorsky" затем приступила к реализации программы увеличения срока службы вертолетов (SLEP) стоимостью 100 млн долларов, передав в 1987 году первые 26 машин, получивших обозначение SH-3H. Модернизация также коснулась втулки несущего винта, главного редуктора, а также рулевого (хвостового) винта. На вертолете установили ударопрочные кресла экипажа и аварийную систему освещения для полетов ночью. Первой модернизированные машины получила Испания (6 вертолетов), лишь затем они стали поступать в эскадрильи ВМС США. Четыре оставшихся вертолета впоследствии были переоборудованы по стандарту SH-3G, а затем - BSH-3H. В 1990-х годах некоторое количество SH-3D было продано Бразилии для замены в авиации ВМС устаревших S-61D.
SH-3G. В 1970 году появилась модель SH-3G, рассматривавшаяся как универсальный вертолет, сохранивший все особенности вертолета ПЛО, но способный перевозить до 15 человек или груз. ГАС AQS-10 сняли и убрали внутрь машины. Первая партия из 11 вертолетов SH-3G была получена за счет переоборудования машин SH-3A, а затем были выпущены еще 94 вертолета SH-3G. Часть из них была переоборудована из SH-3D, на которых сохранилась ГАС AQS-13. Все SH-3G изначально имели короткие поплавки-спонсоны, как на SH-3A, без магнетометра и дымовых маркеров, но позже машины получили удлиненные спонсоны с магнетометрами. Была предусмотрена возможность установки двух подкрыльевых топливных баков емкостью 662 л, а также использования системы дозаправки топливом в полете HIFR (Hover In-Flight Refuelling). Пол кабины был усилен, а в двери могла размещаться пулеметная установка: на первых шести SH-3G могли устанавливаться 7,62-мм пулеметы Minigun, но на большинстве машин стояли пулеметы M60. Вертолеты SH-3G из 9-го отряда 1-й вертолетной эскадрильи (HC-1) привлекались для поиска и эвакуации астронавтов с Apollo 15. Во время войны в Персидском заливе активно применялись SH-3G из 2-й вертолетной эскадрильи боевой поддержки, получившие "утиные" позывные: 148047 Wild Duck, 149731 Desert Duck, Dusty Duck и Stealth Duck (на снимке). Часть SH-3G была переоборудована в SH-3H. Последний Sea King, SH-2G, был снят в ВС США с эксплуатации 11 декабря 2009 года и передан VH-3D "президентской" эскадрилье КМП США (HMX-1), где используется в качестве учебного.
В самом начале программы SH-3 был разработан VIP-вариант VH-3A. Построили по пять таких вертолетов для ВМС и КМП США. Позже на смену им пришли 11 усовершенствованных VH-3D (на снимке), которые используются для перевозок первых лиц США до сих пор.
Since it entered service in 1978, the VH-3D has provided support under the administrations of Jimmy Carter, Ronald Reagan, George H W Bush, Bill Clinton, George W Bush, Barack Obama and Donald Trump.
Sikorsky VH-3D BuNo 159356 departing Southampton airport, having delivered the Presidential party to Air Force One (a Boeing C-32A) following President Trump's attendance at the 75-year D-Day commemorations at nearby Southsea.
В ВМС США SH-3 являлись основным средством борьбы с подводными лодками. SH-3H предназначался для противолодочной обороны ближней зоны авианосца. На фотографии: SH-3H из эскадрильи HS-9 (с авианосца "Нимиц") и SH-3 эскадрильи HS-1 ВМС Бразилии, учения 1987 года. У обоих вертолетов выпущены ГАС AQS-13.
UK
"Си Кинг" британской морской спасательной службы.
Sea King HAR.3 ZA105/'Q' in the distinctive and highly conspicuous yellow colour scheme adopted by the RAF for its SAR helicopter fleet.
RAF Sea King HAR3s like this one, alongside Royal Navy Sea King HU5s, look set to continue the majority of UK SAR cover following the cancellation of the PFI SAR-H programme.
Westland Sea King HAR.3.
С конца 1970-х годов Sea King HAR.Mk 3 является стандартным поисково-спасательным вертолетом ВВС Великобритании. Первая партия из 16 машин была поставлена в 1979 году, еще три - в 1985 году. В настоящее время на вооружении состоят шесть модернизированных HAR.Mk 3A.
Основными спасательными вертолетами в Великобритании с начала 1980-х годов были Westland Sea King и Sikorsky S-61N. Sea King несли службу в ВВС и ВМС, a S-61N до 2008 года эксплуатировались фирмой "Bristow Вертолеты". На снимке: Sea King HAR.Mk 3 ВВС, проводящий учения совместно с катером Королевского общества спасания на водах. Поисково-спасательные подразделения ВВС, оснащенные Mk 3 и модернизированными HAR.Mk 3A, базируются в семи пунктах на территории страны.
The UK military is a large operator of the Sea King. Pictured is an RAF Sea King HAR3.
There are two versions of the Sea King operated by the RAF - the HAR.3 and HAR.3A. Both are principally tasked with rescuing military pilots, however they are regularly called upon for civilian emergencies.
Two recently-retired Royal Air Force Sea King HAR3As arrived for a night-stop at Groningen-Eelde Airport in the Netherlands on November 10, 2015. Both aircraft, wearing markings for No.22 Squadron, Sea King HAR3As ZH540 (c/n WA1006) and ZH543 (c/n WA1009), were on en route to Stavanger, Norway. The identity of a Norwegian operator is currently unknown.
A relatively recent upgrade has been installation of the Star-Q electro-optical camera which features a FLIR. The system is used day and night to assist in locating those in need of assistance. The turret is attached next to the port sponson.
Поисково-спасательный вертолет "Си Кинг"
XZ920 Sea King HU5 Finley captured during Federal German Navy course training on the Isle of Portland. HeliOps currently operates three Sea King HU5s, all of which are former Royal Navy 771 NAS helicopters
Four Sea Kings lift together at Yeovil on March 22, 2016.
Military and civilian members of 771 Naval Air Squadron ‘Ace of Clubs' led by Lt Cdr Dick Calhaem pose for the camera with three of the unit's unmistakable red and grey Sea King HU5s at Royal Naval Air Station Culdrose in mid-December 2016.
Three Royal Navy Sea Kings made a farewell tour around Scotland on January 14, 2016 using the radio call sign Broadsword Formation. The flight, comprising two Sea King HU5s from HMS Gannet SAR Flight based at Prestwick and a Sea King HC4 operated by 848 Naval Air Squadron based at Yeovilton, marked the end of Royal Navy helicopter rescue operations in the UK. The Sea Kings are shown at Oban Connell Airport taking a 20-minute rotors-running fuel stop during the type’s farewell flight after 44 years of service at HMS Gannet.
Five Fleet Air Arm Sea King HU5s from 771 Naval Air Squadron at Royal Naval Air Station Culdrose, Cornwall fly past St Michael's Mount on May 21, 2015 during a tour of Cornwall to mark the unit's 76th anniversary. A sixth helicopter was due to participate, but had to be scrambled just before the flight for two consecutive rescue missions. The unit is scheduled to stop search and rescue operations on December 31, when its role will be taken over by a civilian contractor.
A total of six Royal Navy Sea King HU.5s are presently based at Culdrose and Prestwick.
On call 365 days of the year, 771 Naval Air Squadron Sea King HU5s live up to the squadron’s motto not unto us alone.
HeliOps’ Sea King HU5 (serial XV666 Damien) landing on one of Dorset’s beaches. The expert training that students receive on the Sea King is applicable to all rotary types, as well as giving them the opportunity to fly a legendary aircraft
XV666 Damien performing high-energy manoeuvres off Dorset’s Jurassic coast
Westland Sea King HU5, XV666 is operated by Heli Operations at Portland, Dorset to train Marineflieger (German Navy) crews. Although the helicopter is owned by a commercial company it remains on the military register. Crew training has just started at the Portland base. This shot was taken on November 8, 2017 during an exercise that lasted three and a half hours involving multiple landings.
ZA166 is pictured completing both low- and high-level training near Golden Cap on Dorset’s Jurassic Coast. At 191m (626ft), Golden Cap is the highest point on the south coast of Great Britain
Sea King maintenance underway inside the HeliOps hangar complex at Portland
Sea King HC.Mk 4 из 845-й эскадрильи в белой окраске ООН во время операции «Grapple» в Боснии в 1992 году. Для противодействия потенциальным угрозам были приняты все меры безопасности, включая установку станции ИК-помех и блоков ловушек.
Sea King HC.Mk 4 ВМС воевали больше других вариантов Sea King - Фолкленды, Персидский залив, Северный Ирак и Босния (на фото).
A line-up of Westland’s wares at the SBAC show at Farnborough in September 1984, including WG.30 G-EFIS (c/n 014), a pair of Lynx 3s and one of two Sea Kings exhibited at the show. By this time Westland was already in financial difficulty.
Sea King HAS.Mk 1. Британские Королевские ВМС (RN) разместили заказ на 56 серийных Sea King в 1966 году. Первый прототип, XV642, поднялся в воздух 7 мая 1969 года, а вскоре началась боевая служба машины. 56 HAS.Mk 1 получили серийные номера с XV642 по XV677 и с XV695 по XV714. Основным средством обнаружения являлась поисковая РЛС Ecko AW391 (известная также как MEL ARI.5955) с выпуклым обтекателем - "наперстком". Большая часть авионики размещалась внизу носовой части фюзеляжа. Вертолет был также оснащен доплеровской системой Marconi AD580, опускаемой гидроакустической станцией (ГАС) Plessey 195, системой автоматического управления полетом и мощным связным оборудованием. Это делало даже базовый вариант Westland Sea King более совершенным, чем американский SH-3D, на основе которого он был создан. Вооружение состояло из четырех самонаводящихся торпед Mk 44, четырех глубинных бомб Mk 11 или одной ядерной глубинной бомбы WE177. Даже с неснятой ГАС Sea King HAS.Mk 1 мог перевозить 11 полностью снаряженных пехотинцев; без ГАС их число увеличивалось до 20, а при демонтаже части оборудования кабины - до 27. Над дверью кабины могла быть установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 272 кг, а на внешней подвеске можно перевозить груз до 2720 кг. Большинство HAS.Mk 1 были доработаны до стандарта HAS.Mk 2. Все HAS.Mk 1 были сняты с вооружения ВМС к концу 1980 года.
Первым Westland Sea King (G-ATYU/XV370) был вертолет Sikorsky SH-3D, несколько доработанный под базирование на кораблях. Три последующих вертолета использовались для испытаний противолодочного оборудования британского производства. Поставки серийных HAS.Mk 1 ВМС Великобритании начались в мае 1969 года.
Sea King HAS.Mk 2 стал результатом использования улучшений, внесенных в конструкцию вертолета Mk 50 для Австралии, прототип которого взлетел 30 июня 1974 года. На британском HAS.Mk 2 были установлены такие же форсированные до 1600 э. л. с. (1200 кВт) двигатели Gnome H1400-1, обеспечивающие лучшие характеристики в условиях жары и высокогорья. Новый вариант также получил шестилопастный рулевой винт, улучшавший управление по курсу при максимальной полетной массе, а также защитные устройства на воздухозаборниках. "Westland" построила только 21 Sea King HAS.Mk 2. Остальные были получены путем доработки HAS.Mk 1. Первый HAS.Mk 2 (XZ570) поднялся в воздух 18 июня 1976 года, а 706-я эскадрилья была перевооружена на новый вариант в декабре 1976 года. В состав оборудования HAS.Mk 2 входила ГАС Plessey Type 2069, доплеровская система Racal Decca 71 и тактическая навигационная система.
Westland Sea King HAS.1 XV649 of 737 Squadron over the Shambles lightship, off Portland, in 1971.
Королевские ВМС являются третьим элементом британской морской вертолетной спасательной службы. Из спасенных флотскими Sea King 95% составляют гражданские лица. Эти Sea King проводят спасательную операцию у опрокинувшегося торгового судна.
Вертолет Sea King HC.Mk 4 из 846-й эскадрильи взлетает с палубы корабля Королевской военно-морской вспомогательной службы "Аргус" для поддержки Сил специальных операций, участвовавших в дальних рейдах в ходе "Бури в пустыне".
Sea King HC.Mk 4 авиации британских ВМС (эквивалент экспортного Commando Mk 2) принимали участие в операции "Буря в Пустыне" в 1991 году. В боевых действиях задействовали три эскадрильи Sea King - 845-ю, 848-ю и 846-ю. Вертолеты обеспечивали действия морской пехоты и в ряде случаев вооружались установленным в проемах грузовых дверей 7,62-мм пулеметами. Для защиты от обстрела с земли пол кабины бронировался кевларовым покрытием. Вертолет способен перевозить в кабине 28 бойцов или 2720 кг груза.
During its 35-year service career Sea King HC4 ZA298/Y has been shot up so badly on three occasions its reckoned to have been shot down three times.
Sea King HC.Mk 4 демонстрирует возможность перевозки груза на внешней подвеске. Максимальная масса груза на внешней подвеске 3628 кг, груз крепится к четырем точкам на нижней поверхности фюзеляжа вертолета. Данный вертолет оборудован фильтром APME Centrisep, установленным перед воздухозаборниками двигателей. Такие фильтры внедрили на вертолеты по опыту их эксплуатации в регионе Персидского залива.
This dramatic photograph of a Merlin HM.1 and a Sea King HC.4 was taken during the finale at the RNAS Yeovilton Air Day last year, by Michael Hill. The helicopters took part in a commando assault and the flames are a result of an 'attack' by Harrier GR.7s.
ZE427/K on Dartmoor.
ZG821/G over Lake Wimbleball in Exmoor on March 11, 2015.
ZF116A/VP in the hover over a small lake on Dartmoor.
ZA298/Y at Woodbury Common on Exmoor.
ZF117/X at the Royal Marines Commando Training Centre at Lympstone.
ZA295/Y at Oakhampton during drills with the Royal Marines.
Landing on to collect troops in Afghanistan.
A Sea King HC4 per­forms a load lifting exercise as part of arctic flying training while operating from the Joint Helicopter Command base called Clockwork at Bardufoss, Norway.
Этот Sea King HC.Mk 4, ветеран войны в Персидском заливе (обратите внимание на окраску «пустынный розовый» и фильтры на двигателях), служил в Боснии в 1990-х годах.
ZE427/K fitted with a Wescam MX-15 multi-spectral imaging system turret. The MX-15 was used to good effect by the Sea King HC4 crews in Afghanistan.
Sea King HC4s arrive on HMS Illustrious to participate in Exercise Cold Response 2012.
Sea King HC4s depart HMS Illustrious.
Royal Marines practise fast roping from Sea King HC4s at Royal Naval Aviation Squadron Yeovilton ahead of the annual air day in 2012.
Sea King HC4s were regularly painted in a snow colour scheme for operations from Bardufoss in Norway.
Уэстленд "Си Кинг"
Британские Королевские ВМС задействовали для операций в Афганистане как транспортные HC.Mk 4, так и вариант ASaC.Mk 7. Commando были доработаны для повышения характеристик в условиях жары и высокогорья.
Sea King остается основным транспортным и поисково-спасательным вертолетом вооруженных сил Великобритании. На снимке: транспортно-штурмовой Commando HC.Mk 4 во временной зимней камуфляжной окраске.
Both of the resident RN Sea King HC.4s at Gornji Vakuf are seen in this view on February 1, 1996 as ZA297/‘(Y)C’ prepares to land behind ZD480 ‘(Y)E’ following a casevac mission.
Вертолеты НС.Mk 4 Commando из 846-й эскадрильи морской авиации США сыграли основную роль при занятии зон без опасности для возвращающихся курдов. Войска и грузы снабжения перевозились в передовые оперативные точки, одна из которых - Сирсенк - была в нескольких километрах от летнего дворца Саддама Хусейна.
A Sea King HC4 comes in to land on HMS Bulwark.
Британский флот не отправил в район боевых действий свои авианосцы, но часть привлеченных к операции кораблей имела на борту различные вертолеты. На снимке: вертолет Sea King HC.Mk 4.
Вертолеты Sea King Королевских ВВС выполняли разнообразные тактические боевые задачи. Большинство из них прибыло на ТВД на бортах транспортных самолетов Вспомогательных ВВС.
Sea King HAS.6 XV655 of No 819 NAS, the squadron providing the ASW element of the Group.
До Merlin основным противолодочным вертолетом британских ВМС был Sea King HAS.Mk 6. Оснащенный поисковой РЛС Sea Searcher и опускаемой ГАС, вооруженный торпедами Sting Ray и глубинными бомбами, вертолет являлся превосходной противолодочной машиной.
Sea King HAS.6 ZA131/‘011/L’ of 820 Squadron deposits another load of underslung cargo on the deck of HMS Illustrious in the Adriatic on February 2, 1996 whilst operating from and to Bari airport, Italy, ferrying supplies out to the carrier, which is also supporting IFOR operations.
A party of Royal Navy personnel, wearing the distinctive (and uncomfortable) immersion suits, board Sea King HAS.6 ZA133/'013/L' of 820 Squadron to go ashore to ‘RNAS Bari’/Bari International Airport.
Sea King Mk 4X. Два специально подготовленных Sea King Mk 4X были заказаны для проведения испытаний Королевским авиационным НИИ (ныне QinetiQ). Эти вертолеты представляли собой стандартные HC.Mk 4 без верхнего обтекателя РЛС Sea Searcher. Обводы носовой части претерпели существенные изменения для установки различной испытуемой аппаратуры и средств измерения. В 1997 году ZB507 (на фото) был переделан в стандартный HC.Mk 4 Commando и еще эксплуатировался в 2012 году. ZB506 продолжает использоваться для испытаний.Третий Mk 4X - ZG829 - был построен с ноля и стал одним из последних Sea King, выпущенных в Англии. Он базировался в Боскомб Дауне и был списан в 1992 году.
A Sea Harrier launches from Invincible as a Sea King acts as plane guard and the frigate HMS Cumberland watches for unexpected visitors.
Sea King и фрегат идут на помощь кораблю "Плимут", горящему у острова Восточный Фолкленд после обстрела аргентинскими Dagger из пушек калибра 30 мм и попадания пяти бомб Mk 82, хотя ни одна из них не взорвалась. Однако пушечные снаряды взорвали находившиеся на борту корабля глубинные бомбы.
Истребитель Sea Harrier FA.Mk 2 из 801 -й эскадрильи и вертолет Sea King AEW.Mk2 из 849-й эскадрильи на палубе авианосца "Илластриес". Бортовая РЛС Blue Vixen обеспечивала пилоту великолепную картинку окружающей обстановки - в небе над Боснией самолеты FA.Mk 2 даже использовались в качестве "помощников" самолетов ДРЛОиУ. После снятия с вооружения FA.Mk 2 авиация британских ВМС осталась без истребительной составляющей.
После освобождения Кувейта в 1991 году курдские беженцы вернулись в защищенный район на севере Ирака, снабжение которого обеспечивали Sea King Mk 4 Королевских ВМС. Эта машина в стандартной зеленой окраске получила полосы на хвостовой балке, как было принято во время операции «Granby» («Буря в пустыне»).
Погрузка вертолета Sea King HAR.Mk 3 78-й эскадрильи авиации Королевских ВМС Великобритании в самолет Ан-124 совместного предприятия "Волга-Днепр"/"Heavy Lift". "Руслан" доставил вертолет из Великобритании на Фолклендские острова.
Вертолет Sea King AEW.Mk 2A предназначен для обеспечения радиолокационного дозора кораблям британского флота. Модификация получилась очень удачной, вертолет способен обнаруживать корабли и ракеты противника за пределами дальности РЛС кораблей ВМС Великобритании.
Sea King AEW.2A XV672/'182/L' of 849 NAS 'B' Flight with its Thorn EMI Search water radar ‘bag’ inflated and extended. Note the unusual application of Royal Navy titles in yellow.
The seriousness of this gap in naval defences was starkly demonstrated in the Falklands fighting, and the AEW Sea King was then hastily produced.
“Maximum Effort" by No. 849 Squadron. Royal Navy, in mid-1986 when all eight Westland Sea King AEW.2s provided this formation shot from their base at R.N.A.S. Culdrose. Normally two Flights are embarked in carriers at sea while the H.Q. Flight remains ashore
For Airborne Early Warning, No 849 NAS assigned three Sea King AEW.2As to Invincible, two of the A Flight element are seen arriving from RNAS Culdrose.
A Flight, No 849 NAS, deploys Sea King AEW.2 airborne early warning helicopters aboard Invincible; ZD636 powers up to undertake another patrol.
The 43-year-old Sea King ASaC7 may yet provide airborne early warning cover for the most expensive UK combat aircraft of all time - the F-35 Lightning II - when embarked on HMS Queen Elizabeth, the largest UK warship ever built
The two Westland Sea King ASaC7s of 849 Naval Air Squadron at Landivisiau share the ramp with the French Navy E-2C Hawkeye, while a pair of Swiss F-18C Hornets taxi by during the air defence exercise held there.
Sea King ASaC7 XV655/85 landing aboard RFA Argus (A135) during deck training following return from Afghanistan in 2014.
The exercise schedule aboard RFA Argus included day/night missions, flight deck operations; take-off/landings, hover in-flight refuelling and approach work, shown here.
Crowsnest will replace the seven Sea King Airborne Surveillance and Control Mk7 helicopters serving with 849 Naval Air Squadron, which are scheduled to be withdrawn from service during Q3 2018.
During the exercise’s second week, the squadron worked with other surface ships going through their Flag Officer Sea Training (FOST) force generation and participated in the 'Thursday War’, integrating with other Culdrose units and USAFE F-15s.
Ground and aircrews must train hard to avoid the hazards that go along with the embarked maritime environment - here, flight deck operators confirm XV707 is detached from the flight deck and awaiting flight air control clearance.
Sea King ASaC7s aboard HMS Ocean (L12) with a US Army CH-47F and three UH-60s when the Royal Navy led US Task Force 50 in the Gulf for the first time in November 2016.
Seven Sea King ASaC7s remained in service at the beginning of 2018. The type’s out of service date is in the third quarter of 2018 but 849's transition to the Merlin HM2 configured with the Crowsnest system is well underway.
A Sea King records the final movements of Harriers aboard a Royal Navy ship.
Two Sea King ASaC7s return to Culdrose after embarkation on the fictitious aircraft carrier HMS Seahawk, during Exercise Kernow Flag. Throughout the November 2017 event. Sea King ASaC7s were used to counter enemy air threats.
Sea King ASaC7 ZE422/92 near St Michael's Mount, located on Cornwall's southern coast near Marazion.
Вертолеты радиолокационного дозора Sea King ASaC.Mk 7 приняли участие в операции в Ливии в 2011 году - две машины были развернуты на борту десантного корабля «Оушен». Они обеспечивали действия британских ударных вертолетов Apache.
The Sea King ASaC7 is one of the oldest and most distinctive military helicopters in the world thanks to its inflatable black sack on the right side. The sack houses a Thales Searchwater 2000 radar capable of detection of surface and air targets.
The solution being developed for Crowsnest is an updated and repackaged role-fit version of the Cerberus tactical sensor suite in service with the SKASaC.
As well as the RAF, the Royal Navy flies several variants of the Sea King, such as this ASaC7 which is used to track airborne and ground moving targets.
The Sea King ASaC7’s distinctive large grey radome ‘bucket’ houses the Thales UK Searchwater 2000 radar.
Sea King ASaC7 ZE422/92 conducting a confined area landing. One of the rear crew is seen checking the clearance behind the aircraft as it comes into land with the bag containing the radar retracted.
The ASaC7’s upgraded Rolls Royce engines and running take-offs ensured the aircraft performed to its potential on deployment.
Heat impacted the mission system's instruments during Operation Herrick so more time was spent maintaining them and cleaning the aircraft to reduce dust contamination.
Ground crew worked a three-month, 12-hour on/off watch system inside a temporary hangar at Camp Bastion where temperatures often reached 50°C.
Ground crew prepare a Sea King ASaC7 aboard the RFA Argus (A135).
A most recent arrival back home following its Afghanistan deployment was XV714/188 which had both its Carson main composite blades and five- rather than six-bladed tail rotor. It also needed a good wash.
Below deck on board RFA Argus ground crew prepare XV656 for flight deck operations.
The Thales UK Searchwater 2000 AEW radar fitted as part of the Cerberus mission system, with No.857 NAS Commanding Officer Lt Cdr James Hall.
During their five-year Afghan deployment, No.854 and No.857 NAS completed more than 2,000 sorties flying in excess of 9,000 hours to ensure coalition objectives were achieved.
Northrop Grumman’s AN/ALQ-24 Nemesis directed IR countermeasures system has been tested on a UK Royal Navy Sea King.
Germany
Sea King Mk 41: первым зарубежным покупателем Sea King была западногерманская морская авиация (Marineflieger), заказавшая 22 Mk 41 для решения поисково-спасательных задач. Sea King Mk 41 были близки по оснащению к HAS.Mk 1, но у них отсутствовали ГАС и противолодочное оборудование. Кабину удлинили, сдвинув заднюю переборку на 1,7 м назад, добавили также два круглых иллюминатора. Поставки осуществлялись в 1973-1974 годах. Двадцать сохранившихся Mk 41 были серьезно доработаны фирмой MBB, получив противокорабельные возможности в рамках программы, завершившейся в 1988 году. Они получили РЛС Ferranti Seaspray Mk 3 для наведения ПКР BAe Sea Skua и систему передачи данных Ferranti Link II.
Belgie
A Sea King Mk48 being prepared for a mission at Koksijde. The Belgians retained the sand and green camouflage that was applied for the Sea Kings’ original customer, Egypt, but a red nose was added to distinguish them for SAR duties.
The final three Belgian Air Component Westland Sea King Mk48 helicopters will be withdrawn from service by the end of March 2019.
Бельгийские Mk 48 в целом близки британским HAR.Mk 3. В их конструкции сочетаются фюзеляжи от германских и норвежских вертолетов с двигателями и хвостовыми винтами от HAS.Mk 2. В 1983 году "Westland" модернизировала вертолеты, установив на них новое навигационное оборудование и FLIR.
Westland Sea King Mk 48 RS-05 was the last of five to be delivered to 40 Squadron at Koksijde in 1976. Wearing a somewhat unusual camouflage scheme for a SAR helicopter, the Sea Kings continue in use after two decades of service and have now been considerably upgraded.
Mk 48: Бельгия получила пять поисково-спасательных Sea King в 1976 году. Они были близки по оснащению к британским HAR.Mk 3. Sea King поступили в подразделение Escadrille 40 в Коксиде. Они используются для перевозки VIP-пассажиров и военнослужащих, прыжков с парашютом, перевозок грузов на внешней подвеске, доставки органов для трансплантации и полицейских операций. В 1980 годах вертолеты получили композитные лопасти винтов и доработанное навигационное оборудование. Позднее на всех пяти машинах были установлены РЛС Bendix RDR1500B, ИК-система FLIR 2000F и усовершенствованный навигационный комплекс.
A visit by 40 Smaldeel to RNAS Culdrose last year led to some flying along the north Cornwall coast, as seen here with RS05 in front of Godrevy Lighthouse.
The Sea King celebrates 40 years in Belgian service this year; RS05 retains the ’25 Years' anniversary markings applied 15 years ago, although there are plans for some changes to be made.
The Belgian SAR force has attended more than 3,300 shouts, saving over 1,750 people, since operations began.
Sea King Mk48 RS05 is pictured making the final beach landing at Koksijde prior to retirement.
Denmark
Военные S-61. На военной службе S-61 используются в трех основных вариантах: транспортный S-61A с коротким фюзеляжем, противолодочный S-61D/SH-3 и транспортный/поисково-спасательный S-61R/HH-3 с удлиненным фюзеляжем. Несколько S-61A продолжают нести службу в Малайзии и Дании (фото).
Stepping down from the Sea King for the last time. Charlotte says she still loves the type, but nonetheless appreciates the comparative ease of flying the modern H145
Netherlands
Air Greenland still uses a pair of S-61's for tourism flights, emergencies and the annual dog sled race.
The S-61 has not been in regular passenger service. It just became too uneconomical to operate a large fleet, although two are still used.
Italy
An HH-3F from 83° Gruppo SAR taxiing at Cervia after a training mission.
Agusta AS-61. Оценив по достоинству высокий потенциал вертолета Sea King, итальянские военные решили также приобрести данные машины. AS-61A-4 представлял собой многоцелевой вариант, разработанный и построенный для поставки на экспорт. Четыре таких вертолета использовались Венесуэлой в качестве тактических транспортных, позже их дополнил один SH-3D, собранный "Sikorsky". Иранские вертолеты также обозначались AS-61A-4, но могли быстро переоборудоваться в противолодочные и внешне были схожи с ASH-3D, поставленными итальянским ВМС. Машины сохранили под фюзеляжем место для крепления антенны ГАС, а также имели смонтированную в носовой части поисковую РЛС и расположенную ниже доплеровскую РЛС. По состоянию на 2010 год, в боеспособном состоянии оставалось не более 10 иранских Sea King. Итальянские ВВС эксплуатируют два AS-61 в VIP-варианте для обслуживания Папы Римского на территории Италии. Полученные ВМС Италии вертолеты были аналогичны оптимизированным для задач ПЛО машинам SH-3D (S-61D), собранным "Sikorsky", но оснащались иными двигателями и РЛС. В 1967 году был размещен заказ на 24 машины, а первый вертолет поступил в эксплуатацию в 1968 году. Однако в последующем итальянцы решили модернизировать еще не поставленные машины по стандарту, идентичному SH-3H постройки "Sikorsky", находившиеся на вооружении ВМС США. Такие машины иногда обозначаются как ASH-3H. Основой противолодочного комплекса ASH-3H стала ГАС AQS-18, причем итальянские Sea King могли применять ПКР Exocet и Martel Mk 2. Сегодня итальянские ASH-3D лишились всего противолодочного оборудования и применяются в интересах сил специальных операций, а задачи ПЛО возложены на новые AW101.
Norway
Mk 43: в 1972-1973 годах Норвегия получила 10 Sea King для проведения поисково-спасательных операций. Mk 43 являлись эквивалентом германских Mk 41, то есть имели планер и силовую установку, как у британских HAS.Mk 1. Вертолеты поступили в подразделение 330 Skvadron, отряды которого были развернуты в Буде, Банаке, Эрланде и Сола. Девять сохранившихся Sea King доработали до стандарта Mk 43B и к ним добавили три новых вертолета. Mk 43B оснащен поисковой РЛС Sea Searcher, метео-РЛС Bendix/King в носовой части, модернизированным навигационным комплексом и турелью с ИК-системой FLIR 2000.
Sea King 330 is one of four machines equipped with Bendix radar, FLIR and improved navigational aids.
Норвежское подразделение 330 Skvadron получило первые десять из имеющихся у нее в настоящее время 12 Sea King Mk 43 в 1972 году. Это подразделение занимается поисково-спасательными операциями, а его вертолеты базируются в Банаке, Буде, Флоре, Эрланде, Ригге и Сола.
The Royal Norwegian Air Force's AW101 s will have to meet the same 99% availability rate currently achieved by the Sea Kings, one of which is seen here hovering over MS Bohus during Exercise Skagex.
The Royal Norwegian Air Force’s fleet of 12 Sea King Mk 43Bs has rescued over 33,000 people since the type was introduced in 1972.
Поисково-спасательные работы возлагались на экипажи вертолетов "Си Кинг" ВВС Норвегии
Spain
Sea Kings assigned to 5 Escuadrilla are currently dedicated to tactical troop transport.
Despite their age, Sea Kings remain in service with a number of countries. The Spanish Navy operates two types of Sea King, the SH-3W (an airborne early warning variant) and the SH-3D (pictured). The latter variant used to undertake the anti-submarine warfare mission, however they have been re-roled for amphibious assault.
NATO Secretary General Jaap de Hoop Scheffer announced at the NATO Summit meeting in Riga, Latvia, on November 29, 2006 that the NATO Response Force (NRF) is now at full operational capability. The NRF had undertaken a final test of its capabilities during Exercise Steadfast Jaguar in Cape Verde, where Spanish Navy/5 Escuadrilla SH-3H Sea King HS.9-6 '01-506' is seen during the exercise on June 22 with Special Forces personnel fast-roping onto Flamengo Beach on Sao Vicente island as part of an amphibious assault demonstration. The NRF now boasts a rotational force that includes an air component capable of 200 combat sorties per day. a brigade-sized land component with forced-entry capability, a naval task force including a carrier battle group, an amphibious task group and a surface action group.
One of the two SH-3Ds assigned to 5 Escuadrilla that undertook various transport and CSAR missions during Eagle Eye 18/03.
During the course of its long operational career, the Sea King has undertaken many roles with the Armada. Currently, the type is used for tactical troop transport.
Turkey
Pakistan
An Exocet-armed Sea King flying along a rugged part of the coast bordering the Arabian Sea. In addition to the anti-ship role, these capable helicopters also fly SAR and ASW missions in support of surface units of the Pakistan Navy. The Sea King crews of 111 Sqn unofficially call themselves “The sharks”.
Skilled formation flying over the Arabian Sea by Sea King pilots of 111 Sqn, Pakistan Naval Aviation. The nearest helicopter carries an AM-39 Exocet ASM.
India
Sea King Mk 42/42A: BMC Индии получили партию из 12 Sea King Mk 42 - в 1971 году (шесть) и 1973-1974 годах (шесть). Являвшиеся аналогом HAS.Mk 1, эти машины поступили на вооружение береговых эскадрилий морской авиации INAS 330 и INAS 336, которые часто проходили развертывание на борту авианосца "Викрант". Первые шесть вертолетов действовали с береговых баз во время войны с Пакистаном в 1971 году. Как минимум пять Sea King Mk 42 были списаны, а оставшиеся вместе с тремя Sea King Mk 42A (поставлены в 1980 году) были сосредоточены в INAS 330. Mk 42A являлись близким эквивалентом британских HAS.Mk 2.
The Westland Sea King provides the Indian Navy with enhanced anti-submarine capability and the initial purchase of six is now in process of being doubled with the acquisition of two more batches of three at a time.
Iran
Reported to be the first ASH-3D Sea King in service with the Iranian Navy Aviation with an upgraded avionic system for night time operations.
Qatar
Commando Mk 2 (Sea King Mk 72). В 1974 году вскоре после Египта Катар заказал три вертолета Mk 2A. По своему назначению и конструкции эти вертолеты были аналогичны египетским машинам. Большая кабина Commando допускала различные варианты размещения сидячих мест и носилок и допускала перевозку до девяти лежачих раненых с сопровождающими. Первый из катарских Commando взлетел 9 августа 1975 года и был поставлен 10 октября. Последний из трех вертолетов (как и предыдущие два) перегнали по воздуху с авиабазы Брайз Нортон 19 мая 1976 года. Катарские Commando Mk 2A и Mk 2C в VIP-конфигурации были среди первых летательных аппаратов, приобретенных ВВС этой страны. Они продолжают службу и сегодня, будучи сведены в 9-ю многоцелевую эскадрилью.
С вертолетом Sea King компания "Westland" добилась большого экспортного успеха. Среди стран-покупателей был и Катар, который приобрел три Commando Mk 2A (на фотографии). Commando проектировался как десантно-штурмовой вариант Sea King, но в результате совершенствования вертолеты данной модели способны бороться с подводными и надводными целями, выполнять VIP-перевозки.
Saudi Arabia
Вертолет SH-3D/TS «Си Кинг»
Japan
Mitsubishi HSS-2 (S-61A, S-61AH). Военно-морские силы самообороны Японии (JMSDF) стали одним из первых покупателей Sea King. Соответствующее соглашение в мае 1962 года было подписано между "Sikorsky" и "Mitsubishi", первый заказ ВМС разместили на 11 вертолетов HSS-2. Вначале японцы строили по лицензии S-61B, в целом почти идентичный SH-3A ВМС США. Были выпущены 55 машин, первая - передана 24 марта 1964 года. К 1986 году вертолеты HSS-2, стоявшие на вооружении пяти эскадрилий, были сняты с эксплуатации. С конца 1974 года в строевые части стал поступать HSS-2A (на снимке), схожий с SH-3D, к настоящему времени эти машины также сняты с вооружения. Следующий вариант, HSS-2B (выпущено 83), был почти идентичен американскому SH-3H и отличался удлиненными спонсонами-поплавками, в которых размещалась аппаратура магнетометра, а также имел возможность для установки поисковой РЛС, с антенной в небольшом убирающемся обтекателе в средней части фюзеляжа. Главным внешним отличием HSS-2B стало защитное устройство воздухозаборника, которое устанавливалось на вертолеты во время эксплуатации. В 1965 году "Mitsubishi" передала два S-61A, затем - третий S-61A и один S-61A-1. Вертолеты были приписаны к ледоколу "Фудзи", работавшему в Антарктике, и ледоколу "Ширасе". Еще 12 собранных в Японии S-61A-1 были предназначены для поисково-спасательных операций и приобретались с конца 1983 года под обозначением S-61AH. Вертолеты несли броский камуфляж, с красно-коричневым низом и средне-серым верхом, а также имели дополнительные зеркала над и под пилотской кабиной. Кроме того, на дополнительном шарнирном пилоне, размещенном позади левого поплавка, можно было устанавливать поисковый прожектор, либо ИК-станцию переднего обзора, либо ТВ-камеру.
From its shore base at Tateyama, the 121st Kokutai deploys its Sea Kings - an HSS-2B version is illustrated - to the various destroyers equipped with helicopter decks.
Mitsubishi-built S-61A Sea Kings are used for search and rescue duties, operating in pairs at four bases.
Malaysia
The first two Nuri helicopters (M23-01 and M23-31) transferred from the RMAF to the army were handed over at LIMA on March 20, 2015. Aircraft M23-01 is shown resplendent in a new digital camouflage colour scheme.
Following hand over on March 23, 2017, the first Tentera Udara Diraja Malaysia Sikorsky S-61A-4 Nuri transport helicopter fitted with a partial glass cockpit, M23-37, was on static display at Langkawi.
The Malaysian Armed Forces retired their ageing fleet of Sikorsky S-61A-4 Nuri helicopters without replacement in January 2020. M23-24 is pictured departing Langkawi in March 2019
TUDM S-61A-4 Nuri helicopters M23-20, M23-24 at Langkawi air show.
It was looking like the Royal Malaysian Air Force was about to replace its S-61 Nuri fleet with Eurocopter EC725s, however it may now be looking to upgrade its Sikorsky helicopters.
Egypt
Commando Mk 1 (Sea King Mk 70). Для сухопутного транспортного варианта Sea King, предложенного в 1972 году, было выбрано имя Commando. Первым покупателем стал Египет, заказавший пять вертолетов. Commando Mk 1 был переходным вариантом. По сути, он являлся вариантом Sea King HAS.Mk 1 со снятыми ГАС, РЛС и противолодочным оборудованием, с увеличенными кабиной и запасом топлива, как у Sea King Mk 41. Машина сохранила спонсоны, пятилопастный хвостовой винт и двигатели Gnome H.1400. Первый Commando взлетел 12 сентября 1973 года, а поставки заказчику начались с 29 января 1974 года. Большая часть вертолетов оставалась в эксплуатации и в 2012 году.
Commando Mk 2A (Sea King Mk 92). После успешной продажи Commando Mk 1 Египту компания "Westland" обратила внимание на зарубежные рынки, где могли продаваться транспортно-десантные варианты Sea King. Проведенные компанией исследования рынков выявили необходимость повышения летных характеристик Commando для эксплуатации в условиях жары и высокогорья.
"Westland" скомбинировала планер Commando с двигателями H.1400-1 и шестилопастным хвостовым винтом от HAS.Mk 2 и Mk 50, чтобы создать вариант Commando Mk 2. Снижение массы было достигнуто за счет отказа от складывающихся лопастей несущего винта и спонсонов и установки упрощенного фиксированного шасси. Отказ от спонсонов также позволил вертолету нести вооружение на опционально устанавливаемых пилонах. Старания "Westland" были вознаграждены в 1974 году, когда от Египта был получен заказ на 19 Commando, включая 17 Mk 2. Часть из этих вертолетов была оснащена противопылевыми фильтрами. Первый Commando Mk 2 взлетел 16 января 1975 года и был поставлен заказчику 21 февраля. Эти вертолеты эксплуатировались египтянами и в 2012 году.
Canada
Этот канадский "Си Кинг" принимал участие в операции "Буря в пустыне".
The CH-124 Sea King will be retired from service in December 2018 after more than 50 years of service with the Royal Canadian Air Force.
Brazil
S-61D-3/4 (SH-3A/SH-3H). В 1970 году Бразилия получила на замену Sikorsky HSS-1 четыре S-61D-3, в целом идентичных SH-3D ВМС США, а чуть позже - еще два. В дополнение к шести S-61D, собранным компанией "Sikorsky", были получены еще четыре построенных в Италии машины и два SH-3D, переданных из запасов ВМС США. Все машины были доведены до единого стандарта, имели носовую подфюзеляжную РЛС и были способны применять ПКР AM39 Exocet. Аргентина получила четыре S-61D-4 (экспортный вариант SH-3D) в начале 1978 года, а затем - еще один, оборудованный VIP-салоном. Еще четыре SH-3D были получены в феврале 1978 года, два из них были оборудованы РЛС. Последние аргентинские вертолеты были собраны компанией "Agusta" и были практически идентичны модификации "H".
Argentine
Latest Sikorsky customer for Sea King is the Argentine Navy, which has recently taken delivery of four examples of a version known as the S-61D-4.
The aircraft carrier ARA 25 de Mayo turning into the wind for the start of a launch cycle - on her deck can be seen an S-2Es, two Super Etendards, an Alouette III, two SH-3Hs and one A-4Q.
Australia
Sea King Mk 50/50A: Королевские ВМС Австралии получили 10 Mk 50 в 1975-1976 годах. По сути, они послужили прототипами для второго поколения Sea King и были оснащены американской ГАС Bendix Oceanics AN/ASQ-13A и лебедкой заправочной системы, позволявшей принимать топливо с кораблей без посадки на палубу. Два Mk 50A был поставлены в 1983 году для восполнения потерь. В результате замены на Sikorsky S-70B-2 Seahawk в 1990 году с Mk.50/50A были сняты противолодочные обязанности. Примерно в это же время они получили лопасти несущих винтов из композитов. Семь уцелевших Sea King использовались для решения различных задач: поиск, спасение, снабжение и обеспечение действий австралийского спецназа.