Vought F8U / F-8 Crusader
Варианты:
Vought - F8U / F-8 Crusader - 1955 - США
Страна: США
Год: 1955


Одноместный палубный истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (40)
Vought F8U/F-8 Crusader

   ВМС США в 1952 году сформулировали требования к сверхзвуковому истребителю. На конкурс было представлено восемь аванпроектов, из которых в мае 1953 года лучшим признали проект «Vought». С фирмой был заключен контракт на постройку двух прототипов XF8U-1.
   Проект «Vought» представлял собой высокоплан, отличительной особенностью которого являлась возможность изменения угла атаки. На малых скоростях крыло устанавливалось на большой угол атаки, а фюзеляж оставался более-менее горизонтальным, за счет чего лобовое сопротивление не увеличивалось; данная особенность была чрезвычайно полезна на взлете и посадке.
   Первый прототип выполнил первый полет 25 марта 1955 года. Первые серийные F8U-1 Crusader поступили в эскадрилью VF-32 в марте 1957 года, спустя всего четыре года после подписания контракта на постройку прототипов - большое достижение для качественного нового сверхзвукового палубного истребителя.
   В 1962 году обозначение изменили на F-8, серийно этот самолет строился в течение восьми лет. Первым случаем боевого применения F-8 можно считать Кубинский кризис, спровоцированный размещением на Кубе в 1962 году советских баллистических ракет. Информация, полученная разведчиками RF-8, подтвердила присутствие ракет на острове. Однако пик боевой карьеры Crusader пришелся на войну во Вьетнаме. В этот период Crusader интенсивно использовались с небольших авианосцев ВМС США, a F-8 КМП США работали с береговых баз в Южном Вьетнаме. F-8 применялись и как истребители ПВО авианосных соединений, и как истребители-бомбардировщики, выполнявшие задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных подразделений. Всего F-8 сбили 19 северовьетнамских истребителей.
   Крупнейшим зарубежным эксплуатантом самолета были ВМС Франции, закупившие 42 F-8E(FN). От F-8E (эквивалента для ВМС США) они отличались наличием зависающих элеронов и другой механизацией, обеспечивающих полеты самолетов с меньших по размерам, чем американские, французских авианосцев «Клемансо» и «Фош».
   В ВМС Франции Crusader использовали в качестве истребителей ПВО авианосного соединения, вместо УР «воздух-воздух» Sidewinder они несли аналогичные ракеты MATRA Magic или R530. Французские Crusader летали дольше всех - до 1999 года. В ВВС Филиппин F-8H эксплуатировались до 1991 года.


Варианты

   XF8U-1 (позже XF-8A): два невооруженных прототипа с ТРДФ J57-P-11 тягой 65,81 кН
   F8U-1 (позже F-8A): первый серийный вариант, большинство с ТРДФ J57-P-4A тягой 72,04 кН, вооружение четыре 20-мм пушки и ракеты на фюзеляжных пилонах; позже доработаны в носители УР Sidewinder; построено 318
   YF8U-1 (позже YF-8A): один F8U-1, доработанный в прототип F8U-1E
   F8U-1E (позже F-8B): серийный F8U-1E с ограниченными всепогодными возможностями; построено 130
   F8U-1D (позже DF-8A): обозначение F8U-1 после доработки в самолет управления беспилотными мишенями
   F8U-1KD (позже QF-8A): доработанные в мишени F8U-1
   XF8U-1T: конверсия из XF8U-2NE в прототип двухместного тренировочного самолета; двигатель J57-P-20 тягой 72,04 кН, вооружение две 20-мм пушки; после модернизации обозначался F8U-1T (позже TF-8A)
   YF8U-2 (позже YF-8C): два F8U-1, доработанные для испытаний ТРДФ J57-P-16 тягой 75,16 кН
   F8U-2 (позже F-8Q): серийный вариант с двигателем J57-P-16 и двумя фальшкилями; построено 187
   F8U-2N (позже F-8D): серийный вариант с ТРДФ J57-P-20 тягой 80,05 кН; увеличен запас топлива, предусмотрена возможность подвески четырех УР Sidewinder; построено 152
   YF8U-2N (позже YF-8D): обозначение самолета, задействованного в программе F8U-2N
   XF8U-2NE: конверсия из F8U-1 в прототип F8U-2NE; позже доработан в прототип XF8U-1T
   F8U-2NE (позже F-8E): улучшенный серийный вариант; двигатель J57-P-20A тягой 80,05 кН, новая РЛС, подкрыльевые пилоны для двух УР «воздух-поверхность» AGM-12 Bullpup или бомб общей массой до 1814 кг; построено 286
   F-8E(FN): вариант F-8E для ВМС Франции с зависающими элеронами и другими усовершенствованиями; построено 48
   DF-8F: F-8A, доработанный в самолет управления беспилотными ЛА
   F-8H: 89 машин, модернизированных из F-8D; усилен планер, внедрены зависающие элероны
   F-8J, F-8K и F-8L: доработаны подобно F-8H из F-8E (136), F-8C (87) и F-8B (61)
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Vought F-8E Crusader

   Тип: одноместный палубный истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-20A тягой на форсаже 80,05 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м примерно М=1,8 (1802 км/ч); практический потолок 17 680 м; дальность 1609 км
   Масса: макс. взлетная 15 422 кг
   Размеры: размах крыла 10,72 м; длина 16,61 м; высота 4,80 м; площадь крыла 32,52 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Colt-Browning, две или четыре УР AIM-9 Sidewinder на фюзеляжных узлах подвески, две УР Bullpup или две 907-кг бомбы или 24 НАР «воздух-воздух» Zuni на двух подкрыльевых узлах подвески
USA
F-8 авиации КМП ежедневно выполняли боевые вылеты по оказанию непосредственной авиационной поддержки, нередко для поражения наземных целей применялись бортовые 20-мм пушки. На снимке: F-8E эскадрильи VMF (AW)-23S "Death Angels", на пилонах подвешены бомбы с дистанционными стержневыми взрывателями.
124-я истребительная (тренировочная) эскадрилья дислоцировалась на Восточном побережье США на авиабазе Мирамар. На базе эскадрильи прошло подготовку множество летчиков F-8, принимавших участие в войне во Вьетнаме. Эскадрилья одной из первых получила всепогодные F8U-2NE.
The pilot of this VF-124 F-8E and the flight deck crew of USS Constellation take a momentary break as Connie completes her turn into the wind. When the Captain of the carrier has the wind on her nose launch operations will continue.
Рисунок на воздухозаборнике звериной пасти, изрывающей пламя, был отличительной чертой самолетов F8U-2 (F-8C) 84-й эскадрильи "Vagabonds" (позже "Jolly Rogers"), получившей эти машины в 1961 году и летавшей на них три года до перехода на F-4B Phantom II.
F-8E «Крусейдер» из эскадрильи VMF(AW)235 КМП США, оснащенный бомбами и НАР для удара по наземным целям. Южный Вьетнам, конец 1965 г.
Наиболее совершенным вариантом Crusader, поступившим в авиацию ВМС, стал F8U-2NE (F-8E), имевший другую РЛС и способный нести больше вооружения класса "воздух-земля". На снимке: самолет, готовящийся к взлету с авианосца, несет 907-кг бомбу Mk 84 и восемь НАР Zuni.
"Закончив летать на F-8, вы закончили летать на истребителях" - гласила присказка летчиков ВМС США, поскольку многие из них самолет F-4 к истребителям не относили. Crusader показал себя хорошим воздушным бойцом. Снимок вооруженного УР Sidewinder истребителя F-8F из 211-й эскадрильи "Sundowers" сделан на борту авианосца "Орискани" непосредственно перед вылетом.
«Крусейдер» F-8F из эскадрильи VF-211 на палубе авианосца «Бон Омм Ричард». Тонкинский залив, 1967 г.
Летчик, командир 162-й истребительной эскадрильи Дик Беллинджер, облачен в камуфляж армейского пилота, типичный для Сайгона. Беллинджер покидает кабину своего F-8E после очередного боевого вылета, сентябрь 1966 года. Пока эскадрилья базировалась на авианосце "Орискани", Беллинджер был сбит самолетом МиГ-17, но 9 октября он взял реванш - сбил УР Sidewinder истребитель МиГ-21.
Пилоты эскадрильи VF-211. Любительские фото, выполненные сразу после боя 19 мая 1967 г. В красной бейсболке - коммандер П. Спир.
Боевой дебют ракеты Sidewinder в авиации ВМС США состоялся во время вьетнамской войны. Ракеты данного типа широко применяли не только истребители F-8 Crusader Морской пехоты, но и палубные самолеты F-4 Phantom II, и машины наземного базирования. На фотографии: подвеска ракеты Sidewinder на пилон истребителя Crusader.
Штатно самолеты несли под крылом 227-кг бомбы Mk 82 на многозамковых держателях, для их сброса использовались различные маневры, наиболее необычным из которых был S-образный профиль, при котором бомбы сбрасывались с пикирования под углом, близким к 90°, с высоты около 3000 м; пикирование выполнялось с 6100 м.
A-4C, F-8 и A-1 на палубе авианосца «Бон Омм Ричард».Тонкинский залив. Вторая половина 1960-х гг.
«Крусейдер» F-8K, изображающий F-8C лейтенанта Э. Нарги из эскадрильи VF-111 в экспозиции корабля-музея «Интрепид». Современное фото
Самолет F8U-2N (позже F-8D) был, возможно, самой лучшей модификацией Crusader. Оснащенный более мощным, чем у F-8C, двигателем J57 и лишенный вооружения класса "воздух-земля", он считался многими летчиками самым быстрым из всех Crusader и самым комфортным в полете.
F-8 «Крусейдер» в полете, 1965 г.
F-8E из эскадрильи VMF(AW)235 КМП США в полете над Южным Вьетнамом, 1965г.
Истребитель Воут F8U
103-я истребительная эскадрилья получила F8U в 1957 году, а в 1963 году ее перевооружили на F-8E. Известная как "Sluggers", эскадрилья в период Ливанского кризиса 1958 года находилась в Средиземном море на борту авианосца "Форрестол". Тогда морская пехота США провела десантную операцию в Ливане для "установления мира и демократии" в регионе.
Четверка F-8E из VMF(AW)-312 в полете над горами Сан-Бернадино, недалеко от места дислокации эскадрильи - авиабазы Эль-Торо, штат Калифорния. Возможности F-8E КМП США в части поражения наземных целей оказались очень востребованными во Вьетнаме. Эскадрилья "Checkerboards" получила первые F8U-1 в 1959 году, а в 1965 году была отправлена в Дананг на F-8E.
Группа «Крусейдеров» в полете. Юго-Восточная Азия, середина 1960-х гг.
A US Navy F-4 and F-8 fly in formation with the Have Doughnut MiG-21. Virtually every US combat aircraft of the time was pitted against this Russian fighter.
Истребители F-8 «Крусейдер» и штурмовики A-4C «Скайхок» на палубе американского авианосца в Тонкинском заливе, вторая половина 1965 г.
Авианосец «Бон Омм Ричард» у берегов Вьетнама, весна 1968 г. На палубе виден готовящийся к взлету истребитель F-8 «Крусейдер» и группа штурмовиков A-4 «Скайхок»
Авианосец «Корал Си» у берегов Вьетнама, 1969 г. На палубе среди «Скайхоков», «Фантомов» и «Крусейдеров» выделяются два крупных самолета-заправщика KA-3B «Скайуорриор»
France
Для упрощения обслуживания двигателя хвостовая часть фюзеляжа Crusader была сделана отъемной, как видно на примере этого F-8P. Французские самолеты оснащались TPД J57-P-20.
Складывающееся крыло Crusader стало большим плюсом для самолетов, поскольку французские авианосцы были меньше своих американских собратьев. В 1979 году часть F-8E(FN) получила крыло от F-8J.
Хотя расположение маркировок и опознавательных знаков французских Crusader оставалось неизменной, в конце их карьеры на смену американской серо-белой окраске пришел красивый сине-серый камуфляж. Он был более эффективен при полетах над тусклыми водами Северной Атлантики.
Remaining Chance Vought F-8N Crusaders of 42 acquired in 1964 are now operated solely by Flottille 12F at Landivisiau.
За пределами США нашлись лишь два покупателя F-8: в 1977 году 35 F-8H поступили на вооружение ВВС Филиппин (сняты с вооружения в 1991 году), а 42 истребителя F-8E(FN) (на снимке) поступили на вооружение авиации ВМС Франции. Со временем уцелевшие машины модернизировали в F-8P, которые состояли на вооружении французкой морской авиации до декабря 1999 года. Их заменили на истребители Rafale M, достигшие состояния полной боеготовности 25 июня 2004 года.
Philippines
Филиппинские F-8H Crusader представляли собой внушительную боевую силу, пока климат этой страны не начал негативно сказываться на их конструкции.
The introduction of refurbished F-8H Crusaders by the HHP's 5th Fighter Wing has resulted in a major boost in the service's combat potential. This ex-US Navy shipboard fighter is now performing the air superiority, air defence and close air support roles in Filipino service.
F8U-1T
Вариант "Two-sader" (спарка) самолета XF8U-1T (заводской № 143710) так и остался в единственном экземпляре. Двухместный самолет с дублированным управлением, предложенный для ВМС в качестве учебно-тренировочной машины, но не приобретенный ими, использовался затем компанией "Vought" как демонстратор, а позже - передан школе летчиков-испытателей ВМС и НАСА.
NASA
The F-8 Fly-By-Wire testbed was one of a long list ofaircraft investigating this unique technology.
В 1972 году модифицированный НАСА F-8C Crusader стал первым самолетом, летавшим только с ЭДСУ. Под обозначением F-8 DFBW (цифровая ЭДСУ) машина внесла огромный вклад в развитие современных систем управления ЛА.
NASA's Dryden Flight Research Center celebrated the 30th anniversary of the first Digital Fly-By-Wire (DFBW) flight on May 25, 2002. Seen here during early test flying in 1973 is NASA Dryden F-8C 802, the aircraft which made the historic first flight of an aircraft totally dependent on an electronic flight-control system on May 25, 1972. The aircraft was flown by programme chief research pilot Gary Kier, who is now Dryden's director of flight operations, and flight testing for the DFBW programme continued for 13 years until the last flight on April 2, 1985, the 210th sortie. The highly-modified NASA F-8C validated the principle concepts of DFBW, which is now more commonly referred to as a digital flight control system and widely used on nearly all modern high performance aircraft, together with military and civilian transports. The DFBW research undertaken by the F-8C is now considered one of the most significant and successful programmes in NASA history. This significant aircraft is now on permanent display outside the NASA Dryden headquarters at Edwards AFB.
The F-8 Fly-By-Wire testbed aircraft is now on display at NASA Dryden at Edwards Air Force Base.
Two unique F-8 testbeds. The F-8 Fly-By-Wire testbed flies in formation with its F-8 brother, the supercritical wing testbed.
Экспериментальные Crusader. На протяжении многих лет НАСА использовало в различных исследовательских программах не менее шести F-8. Первый серийный F-8C применялся для испытаний цифровой ЭДСУ, позже установленной на истребителе F-16. В 1971 году на F-8A установили разработанное НАСА суперкритическое крыло - самолет успешно прошел программу летных испытаний в Центре им. Драйдена на авиабазе Эдвардс. Целью программы являлась оценка возможности использования суперкритического крыла на перспективных гражданских реактивных транспортных самолетах. В отличие от штатного это крыло монтировалось на F-8 неподвижно Верхняя поверхность крыла была выполнена почти плоской, что существенно улучшало качество крыла на сверхзвуковых скоростях. Оснащенный таким крылом, F-8 выполнял полеты с крейсерской скооростью, близкой к скорости звука и не испытывал обычной на таких скоростях аэродинамической тряски. Программа исследования суперкритического крыла была продолжена на экспериментальном самолете F-111.
На самолете F-8A SCW в исследовательских целях установили суперкритическое крыло, верхняя поверхность которого выполнена более пологой, а нижняя - более искривленной. Такое крыло исключает появление местных скачков.
The F-8 Supercritical Wing test aircraft in flight. The new wing had a typical airliner-type platform. Note also the fuselage mounted fairings to reduce drag.
The F-8 testbed is now on display at NASA Dryden at Edwards Air Force Base.