Douglas AD / A-1 Skyraider
Варианты:
Douglas - AD / A-1 Skyraider - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
Описание
Фотографии:

Цветные фото (38)
Douglas AD и А-1 Skyraider

  Главный конструктор "Douglas El Segundo" Эдвард Хайнеман, недовольный самолетами семейства XBTD, решил спроектировать более простую машину. В итоге 18 марта 1945 года в воздух поднялся XBT2D-1, ставший впоследствии AD-1 Skyraider и прослуживший долгую и яркую карьеру. Причем AD-1 стал самым большим одноместным боевым самолетом, находившимся тогда в серийном производстве. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с шасси с хвостовым колесом и полностью адаптированный к эксплуатации на авианосцах. В составе силовой установки был использован звездообразный двигатель Wright R-3350 - меньший, чем R-4360, примененный на конкурирующих образцах. Хотя внутренний объем был достаточно большой, вооружение размещалось лишь на внешней подвеске - например, крыло, у которого для облегчения базирования на авианосцах внешние секции были выполнены складывающимися, получило по семь точек подвески под каждой консолью. Опыт боев Второй мировой войны показал, что одной из наиболее важных характеристик самолета данного класса является способность применять широкую номенклатуру средств поражения. Машина оказалась настолько удачной, что до завершения серийного выпуска в 1957 году были собраны 3180 самолетов.
  Опоздав на Вторую мировую войну, AD-1 успел к началу войны в Корее, где его большая боевая нагрузка и способность находиться в воздухе по 10 часов резко контрастировали с малой боевой нагрузкой и незначительной продолжительностью полета первых реактивных самолетов, применявшихся в конфликте. Оказался востребованным Skyraider и во Вьетнаме. Модификации с AD-1 по AD-4 отличались друг друга незначительно, но AD-5 имел более широкую пилотскую кабину, что позволило разместить в ней двух человек, а также оснащался РЛС APS-20A, а часть машин - еще и заднюю, вторую, кабину для двух-трех операторов средств РЭБ. На базе AD-5 были также созданы медицинский, грузовой, транспортный варианты, а также буксировщик воздушных мишеней. AD-6 и AD-7 представляли собой улучшенные одноместные модификации, значительная часть одноместных машин использовалась французскими ВВС в ходе боевых действий в Алжире. В течение 1962 года оставшиеся самолеты семейства AD получили новое обозначение - A-1 разных модификаций. И во Вьетнаме 1-я авиагруппа специального назначения Тактического авиационного командования ВВС США весьма успешно использовала самолеты вариантов A-1E, A-1H и A-1J.


Варианты

  XBT2D-1N: два из 25 прототипов и опытных самолетов XBT2D-1, модифицированные в прототипы трехместных ночных штурмовиков с двумя операторами РЛС, расположенными в отсеке за высокорасположенной пилотской кабиной; РЛС находилась в гондоле под левой консолью крыла, а под правой - поисковый прожектор
  XBT2D-1P: одноместный прототип самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки
  XBT2D-1Q: один двухместный XBT2D-1, переоборудованный в постановщик помех; РЛС и дипольные отражатели располагались в гондолах, а оператор систем РЭБ находился внутри фюзеляжа
  AD-1: серийный вариант со звездообразным ПД R-3350-24W мощностью 2500 л.с. (1864 кВт), вооруженный двумя 20-мм пушками и возможностью подвески до 3629 кг различных боеприпасов (построено 242 самолета)
  AD-1Q: двухместный самолет - постановщик помех, созданный на базе XBT2D-1Q (построено 35 машин)
  XAD-1W: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами РЛС, находившимися в основной кабине за пилотом, и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем
  XAD-2: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип усовершенствованного штурмовика; вначале обозначался как BT2D-2 и оснащался звездообразным ПД R-3350-26W мощностью 2700 л.с. (2014 кВт)
  AD-2: улучшенная модель штурмовика, с обтекателями ниш шасси, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов)
  AD-2D: неофициальное обозначение дистанционно-управляемых ЛА для получения радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний
  AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина)
  AD-2QU: один самолет AD-1Q, переоборудованный в буксировщик мишеней
  XAD-3: варианте газотурбинным двигателем GETG-100. Также предлагались варианты с двумя двигателями Allison 500, либо Westinghouse 24С или 19XB, либо даже двухтурбинные силовые установки разработки компании "Douglas"
  AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т.д. (построено 125 машин)
  AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты; AD-3E - поисковый самолет, а AD-3S - ударный; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N - в AD-3S; хотя на испытаниях был подтвержден высокий потенциал системы, в последующем программа пошла по иному пути - один AD-3S был переоборудован в поисково-ударную машину с РЛС APS-81 в гондоле под левой консолью крыла, с увеличенным запасом средств поражения
  AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин)
  AD-3QU: буксировщик мишеней; машины поставлялись как самолеты РЭБ AD-3Q, но имели оборудование Mk 22 для буксировки мишеней (построено 23 машины)
  AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина)
  AD-4: основная серийная модель Skyraider; оснащена звездообразным ПД R-3350-26WA мощностью 2700 л.с. (2014 кВт) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины)
  AD-4B: специализированный вариант AD-4 с возможностью применения ядерного оружия; использовалась техника бомбометания "через плечо"; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (28 самолетов переоборудованы из AD-4, а вновь построено 165 машин)
  AD-4L: вариант AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (переоборудованы 63 самолета)
  AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-4 с оборудованием серии "S" для поиска подводных лодок (построено 307 машин)
  AD-4NA: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку (применялись в Корее); вооружены четырьмя 20-мм пушками; в 1962 году получили новое обозначение - A-1D
  AD-4NL: вариант AD-4N, идентичный AD-4L (переоборудовано 36 машин)
  AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов)
  AD-4W: трехместный вариант AD-4 - самолет раннего обнаружения; 50 машин были переданы ВМС Великобритании под обозначением Skyraider AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у ВМС США самолетов получили оборудование для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 самолетов)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas AD-7 (A-1J) Skyraider

  Тип: одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-3350-26WB Duplex Cyclone мощностью 2800 л. с. (2088 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6095 м - 552 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1830 м - 314 км/ч; начальная скороподъемность 985 м/мин; практический потолок 7740 м; дальность с максимальной боевой нагрузкой 1448 км
  Масса: пустого 5486 кг; максимальная взлетная 11340 кг
  Размеры: размах крыла 15,25 м; длина 11,84 м; высота 4,78 м; площадь крыла 37,19 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 в крыле, плюс до 3629 кг авиационных средств поражения на одном подфюзеляжном и 14 подкрыльевых узлах подвески
Штурмовик A-1H из эскадрильи VA-176 "Bumblebee" ("шмель") с ее эмблемой на киле. Самолеты этого подразделения ВМС США одержали довольно необычную для штурмовиков воздушную победу, сбив в октябре 1966 года северовьетнамский истребитель МиГ-17.
Самолет Douglas A-1 Skyraider оказывает помощь сухопутным войскам США. Такие задачи A-1 выполнял эффективно благодаря возможности длительного патрулирования, небольшой скорости и значительной боевой нагрузке.
A Skyraider of the Vietnamese Air Force 522nd Squad­ron stationed at Tan Son Shut. The Chinese character on the nose is based on the ace in a pack of cards.
Использовавшийся ВМФ и КМП США для различных целей, Skyraider пользовался заслуженной популярностью и был самым грозным из ударных самолетов, принимавших участие в конфликте. Он мог нести бомбы любого калибра и назначения, НАР и даже торпеды.
Not all South Vietnamese Skyraiders were camouflaged. Note the napalm canisters in the foreground.
Необычный камуфляж должен был свести к минимуму вероятность визуального обнаружения Skyraider. Для самолетов, круглосуточно использовавшихся как штурмовики и машины передовых авианаводчиков над Лаосом и Камбоджей, это было очень важно. На фотографии - самолет 83-й специальной оперативной группы ВВС Южного Вьетнама. Ранее этот A-1H состоял на вооружении авиации ВМС США.
Фотография экс-габонского AD-4NA сделана в 2000 году на авиабазе Нэллис, самолет принадлежит Роберту Хекендорфу из Денвера. Машина летает вместе с O-1, A-37 и O-2 из "команды Вьетнамской войны".
Машина "Naked Fanny" принадлежит компании "Able Dog LLC" из Монтаны. Ранее самолет состоял на вооружении ВВС Франции, использовался в Алжире, Мозамбике и Чаде. Восстановлен в 1989 году,
Этот AD-4NA (BuNo. 126956) поступил на вооружение ВВС Франции в 1960 году, в 1978-1984 годах он состоял на вооружении в Габоне. В настоящее время самолет несет окраску эскадрильи VMC-1 и является собственностью Дж. Берре.
Когда этот самолет BuNo.126 922 принадлежал знаменитому Жану Салису, он имел регистрацию F-AZED. В 1985-1991 годах самолет базировался во Франции.
Planes of Fame President Steve Hinton and crew chief Kyle Rohman flying 44-35323 in company with Dick Bertea’s Douglas AD-4N Skyraider during The Air Museum’s November 1997 monthly ‘Special’, this one commemorating the warbirds of the Korean War.
В США, Великобритании и Франции имеется довольно большое количество пригодных к полетам Skyraider, принадлежащих частным лицам. Помимо самолетов, купленных в Габоне и Чаде, коллекционеры в 1970-е годы приобретали машины на базе хранения ВВС Франции. В частные руки также перешло несколько самолетов ВВС Южного Вьетнама, перелетевших в Таиланд. Самолет F-AZFN ранее использовался в Чаде, позже он прошел ремонт во Франции. На нем нанесены опознавательные знаки ВВС Франции. Машина принимала участие в нескольких авиашоу "Летающие легенды", проводившихся в Даксфорде.
Этот самолет AD-4NA, G-RADR, бывший G-RAID (BuNo. 126 922), ныне является собственностью Тима Манна. Это один из нескольких Skyraider, окрашенных в цвета эскадрильи VA-176. В 1960 году самолет поступил на вооружение ВВС Франции, а ранее эксплуатировался Корпусом морской пехоты США; из Франции машина попала в Габон.
Одним из самых впечатляющих экспонатов коллекции является грозный AD-4N Skyraider, который, как и многие другие военные самолеты, имеет впечатляющий послужной список. Этот самолет, прежде чем попасть в собрание Салиса, успел послужить в ВВС Франции и Габона.
16 февраля 1955 года ВМС США выпустили документ MIL-C-18263 (AER), предписывающий всем подразделениям, имеющим самолеты Skyraider, сменить темно-синюю окраску своих машин на серый цвет на верхних поверхностях и белый - на нижних. Этот A-1H в новой окраске из эскадрильи VA-54 был сфотографирован на борту авианосца "Филиппин Си". После окончания Второй мировой войны большинство старых авианосцев было выведено в резерв из-за значительного сокращения расходов на ВМС. Но многие из них были расконсервированы всего несколько лет спустя, чтобы принять участие в войнах в Корее и Вьетнаме.
Выруливает A-1H из эскадрильи VA-115 "Arabs", авианосец "Ханкук", район Вьетнама, июнь 1967 года. На внутренних пилонах подвешены 127-мм НАР Zuni, на внешних - блоки НАР калибра 70 мм.
Семь эскадрилий VNAF были вооружены штурмовиками Skyraider. Большинство из них несли бело-серую окраску. Однако авиаторы нередко наносили на фюзеляжи своих машин полосы со сложными орнаментами, чтобы отличать их от самолетов других эскадрилий.
Основной базой Skyraider КМП в Корее был аэродром K-47 Чунчон, где с 1953 года базировалась эскадрилья VMA-121. На протяжении всей войны это подразделение было задействовано в ударных операциях.
ВВС Южного Вьетнама получили большое количество Skyraider, которые принимали активное участие в боевых действиях в Камбодже вплоть до окончания войны. На снимке: три AD-6 Skyraider несут легкие фугасные бомбы и баки с напалмом, применявшиеся для поражения больших скоплений личного состава противника.
С 1962 года многие сотни Skyraider были переданы ВВС США, а более 180 самолетов получили ВВС Южного Вьетнама, где ими вооружили шесть эскадрилий. Снимок одноместных A-1H Skyraider сделан в мае 1966 года над дельтой Меконга, самолеты вооружены 45-кг осколочными бомбами и баками с напалмом
AD-5, A-1G
A-1 Skyraider
The two-seater Douglas A-1E Skyraiders of the South Vietnamese Air Force were usually flown by joint USAF-Vietnamese pilots.
Радикальной модернизацией Skyraider стал вариант AD-5, превративший штурмовик в двухместный бомбардировщик. AD-5 ВМС и ВВС США широко применялись во Вьетнаме, где особенно востребованной оказалась большая продолжительность полета самолета.
К началу 1966г. война в Индокитае уже велась "по всем правилам" и потому спасательные вертолеты HH-3 приходилось высылать только в сопровождении "Скайрейдеров".
A-1E изначально создавался как противолодочный самолет, он имел экипаж из двух человек - пилота и оператора специальных систем. Но над Вьетнамом (на фото) самолету пришлось действовать как штурмовику, зачастую - только с пилотом на борту.
Уже освободивший свои пилоны двухместный A-1E пикирует через легкую облачность, чтобы обстрелять бойцов Вьетконга из четырех 20-мм пушек.
Большой, медлительный и маломаневренный штурмовик A-1 Skyraider оказался идеальным противопартизанским самолетом. Их использовали ВВС Южного Вьетнама, ВВС и ВМС США.
Воздушные операции во Вьетнаме проводились как противоповстанческая кампания против Вьетконга. Для беспорядочных вылетов против неуловимого противника, скрывающегося под покровом джунглей, устаревшие винтовые самолеты вроде A-1 Skyraider были более эффективны, чем скоростные реактивные машины.
На фоне впечатляющего заката штурмовик Douglas A-1E возвращается над рисовыми полями на свою базу, после удара по позициям Вьетконга на полуострове Ка May. Skyraider оказался идеальным самолетом для борьбы с партизанами, способным нести большую боевую нагрузку и наносить точные удары. Причем эти самолеты могли патрулировать над районом цели много часов.
Дебют восстановленного в Чино неокрашенного A-1E состоялся в 1997 году на шоу в ознаменование 40-летия CAF ("Confederate Air Force") в Мидленде. Самолет получен из Таиланда.
До 1975 года EA-1E находился на хранении на авиабазе Мемфис, в 1975 году самолет купил Гарри Доан, а в 1991-1993 годах машина прошла реставрацию в Чино по заказу "Antique Airplanes". Это один из нескольких пригодных к полетам самолетов, ранее состоявших на вооружении ВМС США.
An ECM-equipped EA-1F Skyraider from VAW-13 about to be launched from the USS Oriskany.
Skyraider показал себя не просто как отличный штурмовик, а как многоцелевой самолет, способный решать широкий круг задач. Одним из многих вариантов стал самолет постановки радиопомех EA-1F.
Одним из нововведений войны во Вьетнаме была объемно-детонирующая бомба BLU-76/B Pave Pat II, способная поражать большие площади. На снимке: один из таких боеприпасов под крылом штурмовика Skyraider, стоящего на собранной из стальных полос взлетной полосе авиабазы Нахон Фаном.
C-47 VNAF на стоянке с вьетнамским A-1 Skyraider. Самолеты ранее принадлежали ВВС США и были переданы VNAF.
 
View of the parking area at Bien Hoa in early January 1966 showing two of the workhorses of the USAF during the early years of the Vietnam War: F-100 Super Sabres and A-1 Skyraiders. They made room for the Skoshi Tiger Project in a tightly-packed base.
Svensk Flygtjanst used a number of types for its target-tug operations, including the Pratt & Whitney Twin Wasp-powered Saab B 17, as seen here, and, later, the Douglas Skyraider, an example of which is behind the Saab.