Grumman F6F Hellcat
Страна: США
Год: 1942


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Описание:
F6F Hellcat
Grumman F6F Hellcat (G-50)
Фотографии:

Цветные фото (16)

F6F Hellcat

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйронотикл инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана и У. Швендлера. Первый полет опытный образец истребителя, XF6F-1, совершил 26 июля 1942 г. Серийное производство на заводах "Грумман" в Лонг-Айленде и Бетпейдже началось с октября 1942 г. Всего выпущено 12 275 самолетов.
В годы войны самолет состоял на вооружении в США - с января 1943 г., в Великобритании - с июня того же года.
Основные серийные модификации:
  - F6F-3 с мотором R-2800-10/10W, вооружение 6x12,7, до 6хНУР, бомбы до 1360 кг, в Англии именовался "Хэллкэт" I;
  - F6F-3N, ночной истребитель на базе F6F-3 с РЛС в контейнере под крылом;
  - F6F-3E, ночной истребитель на базе F6F-3 в обтекателе в носке правого крыла;
  - F6F-5 ("Хэллкэт" II) с улучшенной аэродинамикой, усиленной хвостовой частью фюзеляжа, новым капотом двигателя, усиленной бронезащитой, вооружение 6x12,7 или 2x20+ 4x12,7, бомбы и ракеты - как F6F-3;
  - F6F-5N - ночной вариант F6F-5 с РЛС, в Англии назывался "Хэллкэт" NF.II;
  - F6F-5P, фоторазведчик на базе истребителя F6F-5, выпускался как с сохранением вооружения, так и без него, в Англии именовался "Хэллкэт" FR.II (с вооружением) и PR.II (без вооружения).
F6F-3 впервые были применены в боях у о. Маркус в августе 1943 г. Первый боевой вылет состоялся 31 августа. С конца 1943 г. - основной палубный истребитель на Тихоокеанском театре, применялся с авианосцев и береговых баз. В декабре их в большом количестве использовали в операции по захвату атолла Кваджалейн. К концу 1943 г. "Хэллкэт" практически вытеснил "Уайлдкэт" с больших авианосцев. Эти машины отлично проявили себя в сражении в заливе Лейте в октябре 1944 г., уничтожив большое количество японских самолетов.
Ночные варианты использовались с февраля 1944 г. на Тихом океане.
В Англии участвовали в конвойных операциях с декабря 1943 г., первые серьезные бои - в марте 1944 г. у побережья Норвегии при налетах на место стоянки линкора "Тирпиц". С июня 1944 г. действовали в Средиземноморье и у побережья Нормандии. Массированное применение "хэллкэтов" англичанами имело место на Дальнем Востоке.
Выпуск самолетов этого типа прекратили в ноябре 1945 г. Он был снят с вооружения в Великобритании с августа 1946 г., в США -в 1951 г., но последние машины дожили до 1958 г. При этом часть самолетов была переделана в летающие мишени и машины управления ими. В 1952 г. была сделана попытка использовать их как радиоуправляемые бомбы против целей в Северной Корее; самолеты запускались с авианосца "Боксер".
В 1950 г. "хэллкэты" продали Франции. Они применялись в войне в Индокитае с авианосца "Арроманш" и сухопутных аэродромов с октября 1950 г. до конца 1954 г. До 1957 г. эти самолеты дислоцировались на различных базах в Северной Африке.
После войны "хэллкэты" поставлялись также в Аргентину и Уругвай.


F6F-5||
Размах:||13,06 м
Длина:||10,24 м
Моторы, количество х мощность:||1x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7000 кг
Максимальная скорость:||616 км/ч
Практический потолок:||11350 м
Дальность:||2150 км

Grumman F6F Hellcat (G-50)

Прославленный F6F Hellcat был разработан на базе проекта, начатого компанией "Grumman" для создания преемника для F4F Wildcat, и создавался с учетом боевого опыта пилотов военно-морской авиации США, полученного на Тихоокеанском ТВД, и информации, полученной от союзников США, воевавших на Европейском ТВД. Данный проект G-50 стал развитием F4F, его сильно усовершенствованным вариантом. Сходство определялось безошибочно, хотя было одно важное отличие: конструктивная схема среднеплана уступила место схеме низкоплана, что позволило убрать главные опоры шасси в центроплан крыла вместо фюзеляжа и увеличить колею шасси для большей устойчивости при движении по земле. Была улучшена броневая защита пилота и увеличен боезапас.
  30 июня 1941 года, после оценочных испытаний новой машины ВМС США, компания получила заказ на четыре прототипа с разными двигателями для проведения сравнительных испытаний и оценки диапазона достижимых летных характеристик.

  Прототипами стали: XF6F-1 с двигателем Wright R-2600-10 Cyclone с двухступенчатым нагнетателем и мощностью 1700 л. с.; XF6F-2 с двигателем R-2600-16 с турбонаддувом; XF6F-3 с двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp с двухступенчатым нагнетателем и мощностью 2000 л.с; XF6F-4 с двигателем R-2800-27 с двухступенчатым нагнетателем.
  26 июня 1942 года самолет XF6F-1 впервые поднялся в воздух, на новую машину решили установить самый мощный на то время двигатель R-2800-10. В новом виде первая машина - под обозначением XF6F-3 - поднялась в воздух 30 июля 1942 года. Но еще до этого компания получила на машину серийный заказ, самолет получил название F6F-3 Hellcat. Первый серийный F6F-3 поднялся в воздух 4 октября 1942 года, а с 16 января 1943 года 9-я истребительная эскадрилья на борту авианосца "Эссекс" приступила к перевооружению на новую машину. 31 августа 1943 года произошел первый бой с японцами - первыми боевое крещение получили самолеты 5-й истребительной эскадрильи с авианосца "Йорктаун". Самолет имел цельнометаллическую конструкцию и обшивку с заклепками с потайной головкой, а крыло могло складываться для облегчения размещения самолета в ангаре авианосца. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов, установленных в крыле. Фюзеляж и хвостовое оперение в целом были идентичны F4F, отличаясь только размерами. Все три опоры шасси были убирающимися - с гидроприводом, а посадочный гак - стандартного типа. Пилот располагался в просторной кабине высоко над крылом.
  Темп выпуска Hellcat был впечатляющим - в течение 1943 года было поставлено более 2500 машин. Самолеты оставались в боевых порядках ВМС США вплоть до завершения Второй мировой войны. Даже когда в середине 1944 года американская военно-морская авиация стала получать более совершенные самолеты Vought F4U Corsair, самолеты Hellcat не стали выводить из фронтовых частей. Японские летчики особенно боялись боевой совместной работы двух истребителей в паре, в итоге Hellcat уничтожили в воздушных боях 4947 вражеских самолетов, а Corsair закончили войну с рейтингом "победы-потери" 11:1. В 1943 году самолеты F6F-3 стали поступать в Великобританию: первые 252 самолета получили обозначение Gannet Mk I (затем Hellcat Mk I), первыми новые машины получила 800-я эскадрилья британской военно-морской авиации.
  К моменту окончания серийного выпуска F6F-3, в середине 1944 года, было построено в общей сложности 4402 самолета, включая 18 ночных истребителей F6F-3E с установленным в контейнере под правой консолью крыла РЛС APS-4, а также 205 машин, аналогичных в целом F6F-3N, но с РЛС APS-6. В процессе выпуска самолетов F6F-3 компания "Grumman" разработала его модифицированный вариант - F6F-5, который имел новые капот двигателя и элероны, а также усиленное хвостовое оперение. На машине была сохранена силовая установка, но с несколько модифицированным двигателем R-2800-10W (буква "W" означала наличие системы впрыска воды, которая обеспечивала кратковременный прирост мощности на 10%, позволяя выполнять взлет с большей нагрузкой). Первая машина поднялась в воздух 4 апреля 1944 года, вскоре F6F-5 стали поступать в авиацию ВМС США. 930 самолетов были переданы Великобритании по ленд-лизу, где они получили обозначение Hellcat Mk II, причем около 70 машин из их числа были эквивалентны американским F6F-5N и применялись в качестве ночных истребителей. Их опознавали по контейнеру под правой консолью крыла. Большая часть Hellcat поступила в подразделения британской морской авиации, воевавшие на Тихом океане. Около 70 ночных истребителей были поставлены в Великобританию под обозначением Hellcat NF.Mk II. К ноябрю 1945 года, когда их выпуск был завершен, были построены 12 275 самолетов Hellcat различных модификаций, включая 7868 самолетов семейства F6F-5. После Второй мировой войны самолеты F6F-5 находились на вооружении Аргентины, Франции, Парагвая и Уругвая.


Варианты

  XF6F-1: прототип, первоначально имевший двигатель R-2600-10 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с. (1268 кВт), но позже оснащенный двигателем R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1491 кВт), как на прототипе XF6F-3
  XF6F-2: опытный самолет с двигателем R-2600-16, законченный постройкой как второй XF6F-3
  XF6F-3N: модифицированный серийный F6F-3 для использования его в качестве прототипа ночного истребителя F6F-3N с РЛС APS-6 в контейнере под правой консолью крыла
  XF6F-4: опытный образец, переоборудованный из F6F-3 для оценки двигателя R-2800-27 мощностью 2100 л. с. (1566 кВт)
  F6F-5K: обозначение самолетов F6F-5/5N, модернизированных для использования в качестве управляемых по радио беспилотных самолетов-мишеней
  F6F-5P: модифицированные в разведчики самолеты F6F-5, оснащались фотокамерой в задней части фюзеляжа
  XF6F-6: два прототипа, построенные из серийных F6F-5, с двигателями R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и четырехлопастными воздушными винтами


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F6F-5 Hellcat

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-2800-10W Double Wasp мощностью 2000 л. с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 7130м - 612 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 270 км/ч; начальная скороподъемность 908 м/мин; практический потолок 11370 м; дальность полета со стандартным запасом топлива 1521 км
  Масса: пустого 4190 кг; максимальная взлетная 6991 кг
  Размеры: размах крыла 13,06 м; длина 10,24 м; высота 4,14 м; площадь крыла 31,03 м!
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning M3 или на ряде поздних самолетов - две 20-мм пушки Hispano M2 и четыре 12,7-мм пулемета Browning M3 в крыле, плюс до 1134 кг авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг или 227-кг бомбы или два 298-мм реактивных снаряда Tiny Tim на внутренних узлах подвески и до шести 127-мм PC на внешних узлах подвески
Hellcat на палубе авианосца "Рэндольф", март 1945 года. Первый ас, летавший на Hellcat, Макуортер воевал на аналогично окрашенной машине с полосатым хвостом из эскадрильи VF-12. За войну он сбил 12 самолетов.
28 августа 1952г.: при помощи AD-4N из 35-й смешанной эскадрильи с авианосца "Боксер" в воздух был поднят и затем дошел до цели - железнодорожный мост у Хангнам (Северная Корея) - "беспилотный брандер" GMU-90 F6F-5K.
Характерные «уши» вокруг звезд - решение проблемы идентификации самолетов (истребитель Грумман «Хеллкэт»)
F6F-3 из эскадрильи VF-5 на палубе авианосца "Йорктаун", 5 октября 1943 года. На переднем плане самолет коммандера Джима Флэтли. В этот день самолеты ВМС США после долгого отсутствия вновь появились в небе над островом Уэйк, за 24 часа сбив 17 японских Zero.
"Рэндольф"(CV-15). Позже эта авиачасть стала второй по результативности эскадрильей, летавшей на Hellcat, после VF-31 с авианосца "Беллью Вуд". В июле-августе ее пилоты сбили 18 самолетов.
До лета 1944 года почти все истребители Hellcat ВМФ США несли камуфляж из двух оттенков синего цвета с белыми нижними поверхностями. Постепенно эту схему заменили - самолеты начали целиком красить в темно-синий цвет.
Февраль 1944 года, Маршалловы острова. Пять F6F-3 Hellcat из эскадрильи VF-6 на летной палубе авианосца "Интрепид" (CV-11). В VF-6 служили асы Ф. Блэр, сбивший до своей гибели в бою пять японских самолетов; К. Чемберс - 5,3 побед; Т. Коулмен - 10 побед, он также служил в VF-83; Г. Оденретт - семь побед; Дж. Роббинс - пять побед; легендарный А. Врасью, одержавший 19 побед.
Торпедоносцы Avenger и истребители Grumman Hellcat с запущенными двигателями готовятся к взлету с палубы авианосца "Йорктаун" (CV-5). Характерным признаком самолетов авиагруппы "Йорктаун" был окрашенный в зеленый цвет обтекатель воздушного винта. Один Avenger сохранил опознавательные знаки на верхней поверхности правой консоли крыла. Авианосец "Йорктаун" был потоплен в июне 1942 года в районе острова Мидуэй.
Май 1943 года. Grumman F6F Hellcat, окрашенные в "атлантический" камуфляж, готовятся к взлету с палубы "Боевой леди" - авианосца "Йорктаун" (CV-10). Эти самолеты придали авианосцу только для обучения пилотов, а машины собственной боевой группы корабля видны на снимке внизу справа. Они окрашены по обычным эксплуатационным схемам.
Истребители Hellcat эскадрильи VF-20 в 1944 году летали с авианосца "Энтерпрайз". Эта авиачасть отличилась в сражении в заливе Лейте. Ее пилоты сообщили, что с 10 октября по 30 ноября 1944 года они сбили 135 вражеских самолетов. В сражении в заливе Лейте участвовали почти 550 истребителей F6F.
Весной 1943 года на палубу авианосца "Йорктаун" (CV-10) садится истребитель Hellcat. Заметно его внешнее сходство с более ранним истребителем F4F Wildcat. Введенный в строй ВМФ США в январе 1943 года, Hellcat через семь месяцев начал воевать с японцами.
Даксфордская "Коллекция истребителей" прославилась показом смешанных групп. Этот квартет истребителей фирмы "Grumman" состоит из самолетов F7F Tigercat, двух F8F и F6F.
RON BURDA’S superb photograph, taken at the 1976 Fresno Warbird gathering, features the Planes of Fame Museum’s Grumman F6 Hellcat, with an F4U Corsair keeping it company.
Уничтожение девяти вражеских самолетов во время одной операции было замечено отделом пропаганды ВМС США. Его самолет, "The Minsi III", был быстро отполирован и украшен 30-ю значками сбитых самолетов.1
Наиболее типичный способ обозначения побед в американской морской авиации на тихоокеанском ТВД. В кабине "Хэллкета" летчик Эдвард Парк.