Мировая Авиация 66
-
Появившаяся еще на первых вариантах вертолета носовая дистанционно управляемая стрелковая установка сохранилась на большинстве последующих модификаций. На подвижной установке УСПУ-24 установлен четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7.
Польский Ми-24Д патрулирует над Диванией, Ирак, январь 2008 года. Несмотря на свой возраст, Ми-24 остается надежным и универсальным средством поддержки сухопутных войск.
Советский Ми-24Д был сфотографирован во время крупных учений с ПТУР 9М17 Скорпион (АТ-2 "Swatter"). Вертолет обычно несет четыре ПТУР на внешних пилонах крыла. Согласно руководству по эксплуатации, ракеты для перезарядки можно перевозить в кабине, но на практике такая возможность обычно не использовалась.
Для поддержки войск под крылом вертолета могут быть подвешены четыре блока НУРС УБ-32-57. Это оружие эффективно применялось против укреплений моджахедов во время войны в Афганистане.
Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30 впервые была установлена на Ми-24П. Это было сделано, исходя из опыта войны в Афганистане, поскольку пулемет ЯкБ-12,7 оказался неэффективным против некоторых видов целей.
A-10C совершил первый полет 20 января 2005 года с авиабазы Иглин. Самолет, оборудованный для испытаний штангой с измерительной аппаратурой, пилотировал майор Мишель Роулс из 40-й испытательной эскадрильи 46-го испытательного крыла.
С опытного A-10C производится первый для этого типа самолета сброс высокоточной бомбы LJDAM (Laser Joint Direct Attack Munition). LJDAM обеспечивает точность применения и устойчивость к помехам как у бомбы с лазерным наведением, в сочетании с гибкостью, даваемой системой GPS-навигации.
Большое крыло A-10, имеющее многочисленные узлы подвески, дает этому самолету возможность нести впечатляющий набор оружия. Но лишь после появления модификации A-10C машина смогла в полной мере использовать высокоточные боеприпасы.
Этот A-10C из 104-й экспедиционной истребительной эскадрильи (EFS) только что вернулся из боевого вылета на авиабазу Аль-Асад в Ираке. Именно в небе этой страны состоялся боевой дебют A-10C.
Из устаревшей машины A-10 превратился в один из самых удачных и эффективных боевых самолетов нашего времени. У Warthog модификации C "заточили когти", установив на него современнейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, позволившее использовать самое совершенное вооружение. На снимке: первый A-10C, прибывший на авиабазу Муди в Джорджии.
Этот B-52D из 2-й Воздушной армии несет характерный для времен вьетнамской войны двухцветный (зеленый и коричневый) камуфляж на верхних поверхностях. Нижние поверхности окрашены в матовый черный цвет. Высокий киль был характерной чертой всех моделей самолета, вплоть до B-52G.
HS Buccaneer S.Mk 50. Начиная с 1966 года, Южная Африка получила шестнадцать Buccaneer, вошедших в состав 24-й эскадрильи. Эти самолеты имели достаточную дальность полета и боевую нагрузку, чтобы атаковать позиции повстанцев глубоко на территории Анголы, используя 450-кг бомбы и неуправляемые ракеты.
Прототип Boeing "Dash-80" практически не имел окон, так как являлся демонстратором для самолета-заправщика и военно-транспортного самолета.
VC-137A в окраске военной авиатранспортной службы с коротким килем, характерным для самолетов раннего выпуска. Позднее эта машина была доработана до стандарта VC-137B.
Последний рейс самолета Boeing 707-300 авиакомпании "Egyptair" состоялся в феврале 1994 года. Эксплуатация 707-300 началась в 1968 году, когда они заменили лайнеры Comet на авиалинии Каир-Лондон.
Компания "Air Malta" эксплуатировала не менее шести Model 720B в период с 1974 по 1984 год. Взятые в лизинг и закупленные на вторичном рынке лайнеры 720B в дальнейшем заменили более экономичными самолетами Model 737, Airbus A320 и Avro RJ70.
Boeing 720B
В день первого полета прототипа Mosquito, 25 ноября 1940 года, Джеффри де Хэвилленд (с поднятой левой рукой) беседует с коллегами у W4050.
Прототип W4050 оставили фирме для проведения различных испытаний, и свой последний полет он совершил в декабре 1943 года. В горизонтальном полете самолет развивал максимальную скорость 706 км/ч. Ныне эта машина является экспонатом Музея наследия "de Havilland".
An early test flight as W4050, January 10, 1941
Прототип бомбардировщика W4051 был вторым Mosquito, построенным в Сэйлисбери Холл и третьим (после прототипа истребителя W4052) летным экземпляром, взлетевшим первый раз 10 июня 1941 года. Эта машина также стала первым Mosquito, поступившим на вооружение ВВС в подразделение фоторазведчиков в Бенсоне, Оксфордшир.
Когда Mosquito был заказан Бомбардировочным командованием, была организована дополнительная сборочная линия в Канаде (где был построен первый экземпляр представленного на снимке B.Mk VII (B.Mk XX ???)). Mosquito также выпускались в Австралии для ВВС этой страны, а вот от планов постройки этих машин в Индии отказались.
Большинство Mosquito имели экипаж из двух человек - пилота и штурмана. На снимке кабины B.Mk IV хорошо видны рукоятки управления двигателями по левому борту, индикаторы двигателей с левой стороны панели приборов и ручка управления самолетом в центре.
В 1952-1955 годах Португалия получила 119 самолетов F-84. Для восполнения списанных машин истребители приобретались в Голландии. В 1974 году Португалия бросила часть F-84 в Мозамбике.
Republic F-84C Thunderjet был одним из самых многочисленных типов самолетов, состоявших на вооружении португальских ВВС. Около 70 этих машин использовались в Анголе для борьбы с повстанцами.
Торпедоносцы Avenger и истребители Grumman Hellcat с запущенными двигателями готовятся к взлету с палубы авианосца "Йорктаун" (CV-5). Характерным признаком самолетов авиагруппы "Йорктаун" был окрашенный в зеленый цвет обтекатель воздушного винта. Один Avenger сохранил опознавательные знаки на верхней поверхности правой консоли крыла. Авианосец "Йорктаун" был потоплен в июне 1942 года в районе острова Мидуэй.
AV-8A авиации КМП несли такой же камуфляж, как и их британские собратья - пятна темно-зеленого и темно-серого цветов на верхних поверхностях. Нижние поверхности окрашивались в светло-серый цвет. Лишь в 1980 году в окраску внесли некоторые изменения - "приглушили" цвет слишком заметных опознавательных знаков.
AV-8A КМП в основном базировались на универсальных десантных кораблях класса LHA и LPH, но иногда попадали и на борт авианосцев. Эти AV-8 сфотографированы на борту корабля "Сайпан" (LHA-21). Стандартная авиагруппа десантного корабля насчитывала восемь Harrier.
Эскадрилья VMA-231 "Aces" стала третьим и последним боевым подразделением КМП, вооруженным AV-8A. Ближе всего к участию в реальных боевых действиях она оказалась в 1983 году, когда была развернута на борту десантного корабля "Тарава" для участия в миротворческой миссии в Ливане.
В КМП основной задачей Harrier была непосредственная поддержка войск в входе высадки на берег. На снимке: четыре AV-8A из VMA-513, вооруженные контейнерами с НАР Zuni и зажигательными бомбами Mk 77. AV-8A могли также вести воздушный бой, для чего на внешние пилоны подвешивались ракеты "воздух-воздух" Sidewinder.
AV-8A из эскадрильи VMA-542 "Flying Tigers" производит пуск 127-мм HAP Zuni на полигоне.
Дуглас Бадер с пилотами своей канадской эскадрильи, которые вынесли основную тяжесть боев на начальном этапе войны, особенно в ходе битвы за Британию. Слева направо: Кровлер-Миллинг, Тэмблин, Тернер, Севилль (сидит на крыле), Кэмпебелл, Макнайт, Бадер, Болл, Гомер и Браун.
11-й серийный KC-135A был первым поставлен Стратегическому авиационному командованию. В 1959 году он был модифицирован для проведения экспериментов в области обнаружения и возможностей противодействия МБР на этапе их запуска и переименован в JKC-135A. В 1969 году самолет вновь переименовали в NKC-135A, и в дальнейшем он использовался в различных программах модернизации самолетов KC-135.
Первые поставленные KC-135A, как представленный на снимке самолет в окраске авиатранспортной службы, отличались коротким килем и двигателями 157.
Boeing KC-135R Stratotanker
Бадер летал на этом Spitfire Mk VA в начале 1941 года, когда был командиром авиакрыла в Тангмере. Он не доверял пушкам, опасаясь, что они могут отказать в бою, и его самолет был одним из последних Spitfire, имевших только пулеметное вооружение.
Вооруженный вариант North American Т-6 Texan, разработанного в качестве учебного самолета еще перед началом Второй мировой войны, широко использовался во время колониальных войн 1950-1960 годов. Т-6 зарекомендовал себя надежной и эффективной машиной для проведения противоповстанческих операций.
Под обтекателями внизу носовой части B-52G установлена аппаратура системы ALQ-151 EVS, которая совместно с РЛС предупреждения о столкновении позволяет выполнять полет на малых высотах при нулевой видимости.
Boeing B-52H Stratofortress
Окраска Avenger. Япония. Как и во многих других странах, получивших Avenger в рамках программы MDAP (Mutual Defense Assistance Program), японские TBM-3W2 были окрашены в "midnight blue" с минимальным количеством других обозначений. Обратите внимание на окрашенный обтекатель РЛС, обычно сохранявший свой натуральный цвет у самолетов ВМС США и других стран.
Окраска Avenger. Гражданские Avenger. Ставшие лишними Avenger (как этот TBM-3W на рисунке) были приспособлены для борьбы с пожарами. Эти самолеты отличались большим числом вариантов окраски, которая, как правило, отличалась яркими цветами, чтобы облегчить поиск машины, потерпевшей аварию в лесистой местности.
Двухконтурные ТРД BR715 обеспечивают лайнеру высокую тяговооруженность и экономичность при малом уровне шума.
F-CK-1B Ching-Kuo. Для обозначения модификаций Ching-Kuo изредка используются алфавитно-цифровые обозначения: F-CK-1A - для одноместных самолетов и F-CK-1B - для двухместных. На рисунке представлен самолет из 3-го тактического истребительного крыла, базирующе гося в Канга. Эта одна из четырех двухместных машин, входивших в партию из 10 предсерийных самолетов.
Если при виде сверху Ching-Kuo напоминает F-16, то при виде снизу он больше похож на F/A-18. Первые три прототипа несли фирменную окраску AIDC.
Чтобы противостоять многочисленным истребителям главного противника Тайваня - Китайской Народной Республики - Ching-Kuo получил возможность нести ракеты "воздух-воздух" большой дальности действия.
Этот самолет несет на законцовках крыла ракеты AIM-9P, а под фюзеляжем подвешен топливный бак емкостью 1041 л. При таком варианте подвески невозможно применение ракет "воздух-воздух" TC-2.
На двухместном варианте Ching-Kuo вместо переднего фюзеляжного топливного бака разместили кабину инструктора. Сиденье последнего приподнимать не стали, так что обзор из задней кабины оценивается как недостаточный.
Во время разбега № 110AA потерял левый двигатель с пилоном, которые вырвали кусок передней кромки крыла вместе с гидравлическими и электрическими линиями.
И до этой катастрофы с DC-10 происходили фатальные инциденты, причиной которых была неудачная конструкция грузового люка. Но в случае с № 110AA причиной катастрофы стало нарушение правил технической эксплуатации.
Через двенадцать дней после катастрофы в аэропорту О'Хара FAA выпустило беспрецедентное распоряжение о запрете полетов всех DC-10. В общей сложности под его действие попали 270 самолетов 41-й авиакомпании.
13 июля, через пять недель после катастрофы, когда все DC-10 прошли проверку, FAA сняла запрет на полеты американских машин в воздушном пространстве США.
Aeritalia (Fiat) G.91R/4. Во время боевых действий в Африке "Gina" (так называли G.91) зарекомендовали себя как отличные истребители-бомбардировщики и разведчики. Португальские ВВС практиковали заправку и пополнение боекомплекта своих G.91 на передовых базах, максимально приближенных к районам боевых действий. Один раз, во время кампании в Португальской Гвинее, G.91 даже перехватили МиГ-17 из соседней Республики Гвинея, но обошлось без боя.
Двухместные учебные TAV-8A. Как и британские ВВС, авиация КМП потеряла много Harrier в первые годы эксплуатации. Пилотов, привыкших летать на скоростных самолетах, типа F-4 и А-4, требовалось переучивать, как экипажи для более тихоходных машин (например, OV-10, А-6, C-130) и вертолетов. В 1975 году в Черри Пойнт была сформирована эскадрилья VMAT-203, в задачу которой входила подготовка пилотов реактивных СВВП. Основной упор при обучении делался на решение задач непосредственной поддержки войск. Часть получила все восемь TAV-8A, заказанных в 1974 году, а также 10 AV-8A. Потери Harrier резко снизились, как только эскадрилья приступила к тренировкам. Палубные квалификационные испытания двухместных машин проводились в 1976 году на авианосце "Франклин Д. Рузвельт", а также на небольших вертолетоносцах КМП. Хотя эскадрилья получила первые Harrier II в конце 1983 года, она продолжала подготовку пилотов AV-8C до марта 1985 года. Параллельно VMAT-203 стала заниматься обучением пилотов AV-8B. Последние TAV-8A были отправлены на базу хранения в конце 1987 года.
Двухместные TAV-8A использовались эскадрильей VMAT-203 вплоть до появления учебных вариантов Harrier II. Последние пять TAV-8A были отправлены на базу хранения AM ARC в ноябре 1987 года.
Viscount 708. Самолет F-BGNK - первый Viscount, поставленный на экспорт, - был передан авиакомпании "Air France" 18 мая 1953 года. Кроме того, это один из немногих самолетов данного типа, потерпевших катастрофу, - в 1956 году машина врезалась в землю около Парижа во время тренировочного полета.
Компания "British Midland Airways" была одним из крупнейших операторов подержанных Viscount. Свой первый самолет этого типа она приобрела в 1966 году и на протяжении последующих 22 лет эксплуатировала еще 20 лайнеров различных модификаций.
Базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, авиакомпания "Capital Airlines" стала крупнейшим зарубежным покупателем Viscount, заказав в 1954 году 60 самолетов модификаций V.744/V.745. Дополнительный заказ на еще 15 машин был отменен в 1957 году, когда компания столкнулась с финансовыми проблемами.
Служба самолета G-BLOA, введенного в эксплуатацию авиакомпанией BEA в 1958 году, была долгой и интересной. В 1980-х годах машина была переделана в конфигурацию "Freightmaster" и продолжала летать до 1993 года.
Whilst moves continue to ensure the survival of British Air Ferries, for which an Administrator was appointed last January 1988, the company has been operating its fleet of Viscounts on a variety of passenger and cargo services. One of the Viscounts, G-BLOA, was recently converted to all-freight configuration and has appeared in a natural metal finish, as shown in this photo from Geoffrey P Jones.
Никарагуа приобрела всего два новых Viscount. На снимке: вторая из этих машин, модификации 786D.
С февраля 1982 года фирма "Pratt & Whitney" использовала этот Viscount 757 для испытаний нового ТВД PW100. Двигатель разместили в носовой части самолета для обеспечения работы в невозмущенном потоке воздуха.
Организация "Мемориальные воздушные силы (CAF) является одним из многочисленных владельцев самолетов времен войны и демонстрирует свои Avenger на разных авиашоу. На 2009 год в мире насчитывалось 42 самолета Avenger, потенциально пригодных для полетов, а еще некоторое их количество проходило реставрацию. Многие сохранившиеся самолеты ранее использовались для борьбы с пожарами.
На службе в авиации Королевского флота Великобритании Avenger первоначально получил имя Tarpon. Этот снимок звена Tarpon TR.Mk 1 из 846-й эскадрильи был сделан 10 декабря 1943 года, когда подразделение базировалось в Шотландии. В январе 1944 года эскадрилья была развернута на борту эскортного авианосца "Трекер", а с июля 1944 года - на авианосце "Трампитер" для действий у побережья Норвегии и в Арктике, где она оставалась до апреля 1945 года. В июле 1943 года экипажи британских Tarpon прошли обучение на базе Скуантум в Массачусетсе.
TBF-1 Avenger лейтенанта А. X. Сэленджера добился прямого попадания торпеды Mk 24 в немецкую подводную лодку U-117 типа ХВ водоизмещением 1600 т, называемую "дойная корова" и осуществлявшую дозаправку топливом и припасами других субмарин. U-117 была потоплена самолетом из эскадрильи VC- 1 с авианосца "Кард" (CVE-11) 7 августа 1943 года, в период битвы за Атлантику. U-117 пополняла припасы подводной лодки U-66, которой удалось уйти. Снимок, на котором виден посадочный крюк самолета, сделан радистом.
Техники по вооружению подвозят торпеду под TBF-1C из эскадрильи VT-51 авианосца "Сан-Джасинто" (CVL-30) во время сражения у мыса Энгано (Филиппинская кампания). На кольцевое оперение торпеды Mk XIII Mod-2 надет деревянный коробчатый стабилизатор, разрушающийся при ударе об воду.
Бесследное исчезновение пяти ТВМ Avenger, базировавшихся в Форт Лодердейле, со всеми 14 членами экипажей в районе Бермудского треугольника до сих пор остается загадкой. Найденные в середине 1980-х годов обломки самолетов, как оказалось, не принадлежали машинам из пропавшего звена.
TBM-3 Avenger. Этот TBM-3 Avenger, построенный фирмой "Eastern Aircraft", служил в 4-й эскадрилье торпедоносцев (VT-4) 4-й авиагруппы (CVG-4) и 12 января 1945 года находился на борту авианосца "Эссекс". Эскадрилья VT-4 была сформирована 10 января 1942 года на борту авианосца "Рейнджер" (CV-4), когда последний зашел на Бермуды. Сначала подразделение было вооружено Douglas TBD-1 Devastator, но в августе 1942 года сменило их на TBF-1 Avenger. Avenger из VT-4 впервые приняли участие в боевых действиях в октябре 1943 года, когда авиагруппа "Рейнджера" наносила удары по немецкому судоходству у побережья Норвегии в ходе операции "Лидер". В июле 1944 года 4-я авиагруппа (включая VT-4) была переброшена на Тихий океан, где с 11 ноября 1944 года на борту авианосца "Банкер Хилл" (CV-17) осуществляла воздушное прикрытие сил генерала Макартура, вернувшегося на Филиппины. В последующие дни Avenger наносили удары по целям в Ормок Бей, на Кавитэ и Кларк Филд. В конце ноября 1944 года самолеты Avenger из VT-4 были переведены на авианосец "Эссекс" (CV-9), который был вскоре серьезно поврежден у филиппинского побережья во время атаки камикадзе. В январе 1945 года с отремонтированного корабля самолеты TBM-3 из VT-4 наносили удары по целям в западном районе Тихого океана и в Индокитае.
TBM-1C Avenger
Окраска Avenger
EC-135N использовался в качестве самолетного измерительного пункта в космической программе "Аполлон". В 1985 году самолет был переделан в ВКП C-135N, а в 7986 году его оснастили двигателями TF33.
Четырнадцать лет спустя, в 1964 году, место Gemini занял Beech 95 Travelair. Современное навигационное оборудование этого самолета значительно облегчало Бадеру работу. Когда в 1969 году Бадер покинул "Shell" в возрасте 59 лет, компания оставила самолет ему.
Самолет Model 95 (на снимке) выпускался серийно в 1958-1959 годах, всего построили 301 машину. Выпуск модели B95 стоимостью 51500 долларов начался в 1960 году.
В 1950 году компания "Shell" заменила самолет Proctor, на котором Бадер летал четыре года, на Miles Gemini. На этой машине, оснащенной моторами Gypsy Major в 120л. с. (89,5 кВт), Дуглас продолжал летать по делам компании, часто в сопровождении своей жены Тельмы и собаки Шаум.
Бомбардировщики ЮАР Canberra интенсивно использовались в ходе постколониальной "Войны в буше" в Намибии и южных районах Анголы. Canberra могла наносить удары по базам повстанцев в глубине вражеской территории.
Последние модели вертолета могут нести ракеты "Игла" класса "воздух-воздух", как представлено на снимке. На внутренних пилонах вертолет несет блоки НУРС Б-8В-20. Каждый блок вмещает 20 80-мм неуправляемых ракет С-8, являющихся эффективным средством борьбы с легкобронированными целями.
Последним представителем семейства Mosquito PR стала модификация PR.Mk 34. Этот вариант был самым тяжелым среди всех - его максимальная взлетная масса составляла 11567 кг. Запас топлива в 5705 л обеспечивал машине дальность полета 5794 км.
Первым местом службы Бадера стала 23-я истребительная эскадрилья в Кенли, вооруженная бипланами Gloster Gamecock. Бадер проявил исключительное летное мастерство и был выбран для участия в демонстрационных полетах на авиационной выставке в Хендоне в 1931 году. На глазах у 170 000 зрителей Бадер продемонстрировал головокружительный высший пилотаж.
Boeing EC-135C