Мировая Авиация 66
-
Появившаяся еще на первых вариантах вертолета носовая дистанционно управляемая стрелковая установка сохранилась на большинстве последующих модификаций. На подвижной установке УСПУ-24 установлен четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7.
Польский Ми-24Д патрулирует над Диванией, Ирак, январь 2008 года. Несмотря на свой возраст, Ми-24 остается надежным и универсальным средством поддержки сухопутных войск.
Советский Ми-24Д был сфотографирован во время крупных учений с ПТУР 9М17 Скорпион (АТ-2 "Swatter"). Вертолет обычно несет четыре ПТУР на внешних пилонах крыла. Согласно руководству по эксплуатации, ракеты для перезарядки можно перевозить в кабине, но на практике такая возможность обычно не использовалась.
Для поддержки войск под крылом вертолета могут быть подвешены четыре блока НУРС УБ-32-57. Это оружие эффективно применялось против укреплений моджахедов во время войны в Афганистане.
Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30 впервые была установлена на Ми-24П. Это было сделано, исходя из опыта войны в Афганистане, поскольку пулемет ЯкБ-12,7 оказался неэффективным против некоторых видов целей.
A-10C совершил первый полет 20 января 2005 года с авиабазы Иглин. Самолет, оборудованный для испытаний штангой с измерительной аппаратурой, пилотировал майор Мишель Роулс из 40-й испытательной эскадрильи 46-го испытательного крыла.
С опытного A-10C производится первый для этого типа самолета сброс высокоточной бомбы LJDAM (Laser Joint Direct Attack Munition). LJDAM обеспечивает точность применения и устойчивость к помехам как у бомбы с лазерным наведением, в сочетании с гибкостью, даваемой системой GPS-навигации.
Большое крыло A-10, имеющее многочисленные узлы подвески, дает этому самолету возможность нести впечатляющий набор оружия. Но лишь после появления модификации A-10C машина смогла в полной мере использовать высокоточные боеприпасы.
Этот A-10C из 104-й экспедиционной истребительной эскадрильи (EFS) только что вернулся из боевого вылета на авиабазу Аль-Асад в Ираке. Именно в небе этой страны состоялся боевой дебют A-10C.
Из устаревшей машины A-10 превратился в один из самых удачных и эффективных боевых самолетов нашего времени. У Warthog модификации C "заточили когти", установив на него современнейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, позволившее использовать самое совершенное вооружение. На снимке: первый A-10C, прибывший на авиабазу Муди в Джорджии.
Этот B-52D из 2-й Воздушной армии несет характерный для времен вьетнамской войны двухцветный (зеленый и коричневый) камуфляж на верхних поверхностях. Нижние поверхности окрашены в матовый черный цвет. Высокий киль был характерной чертой всех моделей самолета, вплоть до B-52G.
HS Buccaneer S.Mk 50. Начиная с 1966 года, Южная Африка получила шестнадцать Buccaneer, вошедших в состав 24-й эскадрильи. Эти самолеты имели достаточную дальность полета и боевую нагрузку, чтобы атаковать позиции повстанцев глубоко на территории Анголы, используя 450-кг бомбы и неуправляемые ракеты.
Прототип Boeing "Dash-80" практически не имел окон, так как являлся демонстратором для самолета-заправщика и военно-транспортного самолета.
VC-137A в окраске военной авиатранспортной службы с коротким килем, характерным для самолетов раннего выпуска. Позднее эта машина была доработана до стандарта VC-137B.
Последний рейс самолета Boeing 707-300 авиакомпании "Egyptair" состоялся в феврале 1994 года. Эксплуатация 707-300 началась в 1968 году, когда они заменили лайнеры Comet на авиалинии Каир-Лондон.
Компания "Air Malta" эксплуатировала не менее шести Model 720B в период с 1974 по 1984 год. Взятые в лизинг и закупленные на вторичном рынке лайнеры 720B в дальнейшем заменили более экономичными самолетами Model 737, Airbus A320 и Avro RJ70.
Boeing 720B
В день первого полета прототипа Mosquito, 25 ноября 1940 года, Джеффри де Хэвилленд (с поднятой левой рукой) беседует с коллегами у W4050.
Прототип W4050 оставили фирме для проведения различных испытаний, и свой последний полет он совершил в декабре 1943 года. В горизонтальном полете самолет развивал максимальную скорость 706 км/ч. Ныне эта машина является экспонатом Музея наследия "de Havilland".
Прототип бомбардировщика W4051 был вторым Mosquito, построенным в Сэйлисбери Холл и третьим (после прототипа истребителя W4052) летным экземпляром, взлетевшим первый раз 10 июня 1941 года. Эта машина также стала первым Mosquito, поступившим на вооружение ВВС в подразделение фоторазведчиков в Бенсоне, Оксфордшир.
Когда Mosquito был заказан Бомбардировочным командованием, была организована дополнительная сборочная линия в Канаде (где был построен первый экземпляр представленного на снимке B.Mk VII (B.Mk XX ???)). Mosquito также выпускались в Австралии для ВВС этой страны, а вот от планов постройки этих машин в Индии отказались.
Большинство Mosquito имели экипаж из двух человек - пилота и штурмана. На снимке кабины B.Mk IV хорошо видны рукоятки управления двигателями по левому борту, индикаторы двигателей с левой стороны панели приборов и ручка управления самолетом в центре.
В 1952-1955 годах Португалия получила 119 самолетов F-84. Для восполнения списанных машин истребители приобретались в Голландии. В 1974 году Португалия бросила часть F-84 в Мозамбике.
Republic F-84C Thunderjet был одним из самых многочисленных типов самолетов, состоявших на вооружении португальских ВВС. Около 70 этих машин использовались в Анголе для борьбы с повстанцами.
Торпедоносцы Avenger и истребители Grumman Hellcat с запущенными двигателями готовятся к взлету с палубы авианосца "Йорктаун" (CV-5). Характерным признаком самолетов авиагруппы "Йорктаун" был окрашенный в зеленый цвет обтекатель воздушного винта. Один Avenger сохранил опознавательные знаки на верхней поверхности правой консоли крыла. Авианосец "Йорктаун" был потоплен в июне 1942 года в районе острова Мидуэй.
AV-8A авиации КМП несли такой же камуфляж, как и их британские собратья - пятна темно-зеленого и темно-серого цветов на верхних поверхностях. Нижние поверхности окрашивались в светло-серый цвет. Лишь в 1980 году в окраску внесли некоторые изменения - "приглушили" цвет слишком заметных опознавательных знаков.
Эскадрилья VMA-231 "Aces" стала третьим и последним боевым подразделением КМП, вооруженным AV-8A. Ближе всего к участию в реальных боевых действиях она оказалась в 1983 году, когда была развернута на борту десантного корабля "Тарава" для участия в миротворческой миссии в Ливане.
В КМП основной задачей Harrier была непосредственная поддержка войск в входе высадки на берег. На снимке: четыре AV-8A из VMA-513, вооруженные контейнерами с НАР Zuni и зажигательными бомбами Mk 77. AV-8A могли также вести воздушный бой, для чего на внешние пилоны подвешивались ракеты "воздух-воздух" Sidewinder.
AV-8A КМП в основном базировались на универсальных десантных кораблях класса LHA и LPH, но иногда попадали и на борт авианосцев. Эти AV-8 сфотографированы на борту корабля "Сайпан" (LHA-21). Стандартная авиагруппа десантного корабля насчитывала восемь Harrier.
AV-8A из эскадрильи VMA-542 "Flying Tigers" производит пуск 127-мм HAP Zuni на полигоне.
Дуглас Бадер с пилотами своей канадской эскадрильи, которые вынесли основную тяжесть боев на начальном этапе войны, особенно в ходе битвы за Британию. Слева направо: Кровлер-Миллинг, Тэмблин, Тернер, Севилль (сидит на крыле), Кэмпебелл, Макнайт, Бадер, Болл, Гомер и Браун.
11-й серийный KC-135A был первым поставлен Стратегическому авиационному командованию. В 1959 году он был модифицирован для проведения экспериментов в области обнаружения и возможностей противодействия МБР на этапе их запуска и переименован в JKC-135A. В 1969 году самолет вновь переименовали в NKC-135A, и в дальнейшем он использовался в различных программах модернизации самолетов KC-135.
Первые поставленные KC-135A, как представленный на снимке самолет в окраске авиатранспортной службы, отличались коротким килем и двигателями 157.
Boeing KC-135R Stratotanker
Boeing EC-135C
Бадер летал на этом Spitfire Mk VA в начале 1941 года, когда был командиром авиакрыла в Тангмере. Он не доверял пушкам, опасаясь, что они могут отказать в бою, и его самолет был одним из последних Spitfire, имевших только пулеметное вооружение.
Вооруженный вариант North American Т-6 Texan, разработанного в качестве учебного самолета еще перед началом Второй мировой войны, широко использовался во время колониальных войн 1950-1960 годов. Т-6 зарекомендовал себя надежной и эффективной машиной для проведения противоповстанческих операций.
Под обтекателями внизу носовой части B-52G установлена аппаратура системы ALQ-151 EVS, которая совместно с РЛС предупреждения о столкновении позволяет выполнять полет на малых высотах при нулевой видимости.
Boeing B-52H Stratofortress
Окраска Avenger. Япония. Как и во многих других странах, получивших Avenger в рамках программы MDAP (Mutual Defense Assistance Program), японские TBM-3W2 были окрашены в "midnight blue" с минимальным количеством других обозначений. Обратите внимание на окрашенный обтекатель РЛС, обычно сохранявший свой натуральный цвет у самолетов ВМС США и других стран.
Окраска Avenger. Гражданские Avenger. Ставшие лишними Avenger (как этот TBM-3W на рисунке) были приспособлены для борьбы с пожарами. Эти самолеты отличались большим числом вариантов окраски, которая, как правило, отличалась яркими цветами, чтобы облегчить поиск машины, потерпевшей аварию в лесистой местности.
Двухконтурные ТРД BR715 обеспечивают лайнеру высокую тяговооруженность и экономичность при малом уровне шума.
F-CK-1B Ching-Kuo. Для обозначения модификаций Ching-Kuo изредка используются алфавитно-цифровые обозначения: F-CK-1A - для одноместных самолетов и F-CK-1B - для двухместных. На рисунке представлен самолет из 3-го тактического истребительного крыла, базирующе гося в Канга. Эта одна из четырех двухместных машин, входивших в партию из 10 предсерийных самолетов.
Если при виде сверху Ching-Kuo напоминает F-16, то при виде снизу он больше похож на F/A-18. Первые три прототипа несли фирменную окраску AIDC.
Чтобы противостоять многочисленным истребителям главного противника Тайваня - Китайской Народной Республики - Ching-Kuo получил возможность нести ракеты "воздух-воздух" большой дальности действия.
Этот самолет несет на законцовках крыла ракеты AIM-9P, а под фюзеляжем подвешен топливный бак емкостью 1041 л. При таком варианте подвески невозможно применение ракет "воздух-воздух" TC-2.
На двухместном варианте Ching-Kuo вместо переднего фюзеляжного топливного бака разместили кабину инструктора. Сиденье последнего приподнимать не стали, так что обзор из задней кабины оценивается как недостаточный.
Во время разбега № 110AA потерял левый двигатель с пилоном, которые вырвали кусок передней кромки крыла вместе с гидравлическими и электрическими линиями.
И до этой катастрофы с DC-10 происходили фатальные инциденты, причиной которых была неудачная конструкция грузового люка. Но в случае с № 110AA причиной катастрофы стало нарушение правил технической эксплуатации.
Через двенадцать дней после катастрофы в аэропорту О'Хара FAA выпустило беспрецедентное распоряжение о запрете полетов всех DC-10. В общей сложности под его действие попали 270 самолетов 41-й авиакомпании.
13 июля, через пять недель после катастрофы, когда все DC-10 прошли проверку, FAA сняла запрет на полеты американских машин в воздушном пространстве США.
Aeritalia (Fiat) G.91R/4. Во время боевых действий в Африке "Gina" (так называли G.91) зарекомендовали себя как отличные истребители-бомбардировщики и разведчики. Португальские ВВС практиковали заправку и пополнение боекомплекта своих G.91 на передовых базах, максимально приближенных к районам боевых действий. Один раз, во время кампании в Португальской Гвинее, G.91 даже перехватили МиГ-17 из соседней Республики Гвинея, но обошлось без боя.
Двухместные учебные TAV-8A. Как и британские ВВС, авиация КМП потеряла много Harrier в первые годы эксплуатации. Пилотов, привыкших летать на скоростных самолетах, типа F-4 и А-4, требовалось переучивать, как экипажи для более тихоходных машин (например, OV-10, А-6, C-130) и вертолетов. В 1975 году в Черри Пойнт была сформирована эскадрилья VMAT-203, в задачу которой входила подготовка пилотов реактивных СВВП. Основной упор при обучении делался на решение задач непосредственной поддержки войск. Часть получила все восемь TAV-8A, заказанных в 1974 году, а также 10 AV-8A. Потери Harrier резко снизились, как только эскадрилья приступила к тренировкам. Палубные квалификационные испытания двухместных машин проводились в 1976 году на авианосце "Франклин Д. Рузвельт", а также на небольших вертолетоносцах КМП. Хотя эскадрилья получила первые Harrier II в конце 1983 года, она продолжала подготовку пилотов AV-8C до марта 1985 года. Параллельно VMAT-203 стала заниматься обучением пилотов AV-8B. Последние TAV-8A были отправлены на базу хранения в конце 1987 года.
Двухместные TAV-8A использовались эскадрильей VMAT-203 вплоть до появления учебных вариантов Harrier II. Последние пять TAV-8A были отправлены на базу хранения AM ARC в ноябре 1987 года.
Viscount 708. Самолет F-BGNK - первый Viscount, поставленный на экспорт, - был передан авиакомпании "Air France" 18 мая 1953 года. Кроме того, это один из немногих самолетов данного типа, потерпевших катастрофу, - в 1956 году машина врезалась в землю около Парижа во время тренировочного полета.
Базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия, авиакомпания "Capital Airlines" стала крупнейшим зарубежным покупателем Viscount, заказав в 1954 году 60 самолетов модификаций V.744/V.745. Дополнительный заказ на еще 15 машин был отменен в 1957 году, когда компания столкнулась с финансовыми проблемами.
Компания "British Midland Airways" была одним из крупнейших операторов подержанных Viscount. Свой первый самолет этого типа она приобрела в 1966 году и на протяжении последующих 22 лет эксплуатировала еще 20 лайнеров различных модификаций.
Служба самолета G-BLOA, введенного в эксплуатацию авиакомпанией BEA в 1958 году, была долгой и интересной. В 1980-х годах машина была переделана в конфигурацию "Freightmaster" и продолжала летать до 1993 года.
Никарагуа приобрела всего два новых Viscount. На снимке: вторая из этих машин, модификации 786D.
С февраля 1982 года фирма "Pratt & Whitney" использовала этот Viscount 757 для испытаний нового ТВД PW100. Двигатель разместили в носовой части самолета для обеспечения работы в невозмущенном потоке воздуха.
Организация "Мемориальные воздушные силы (CAF) является одним из многочисленных владельцев самолетов времен войны и демонстрирует свои Avenger на разных авиашоу. На 2009 год в мире насчитывалось 42 самолета Avenger, потенциально пригодных для полетов, а еще некоторое их количество проходило реставрацию. Многие сохранившиеся самолеты ранее использовались для борьбы с пожарами.
На службе в авиации Королевского флота Великобритании Avenger первоначально получил имя Tarpon. Этот снимок звена Tarpon TR.Mk 1 из 846-й эскадрильи был сделан 10 декабря 1943 года, когда подразделение базировалось в Шотландии. В январе 1944 года эскадрилья была развернута на борту эскортного авианосца "Трекер", а с июля 1944 года - на авианосце "Трампитер" для действий у побережья Норвегии и в Арктике, где она оставалась до апреля 1945 года. В июле 1943 года экипажи британских Tarpon прошли обучение на базе Скуантум в Массачусетсе.
Торпедоносцы Avenger и истребители Grumman Hellcat с запущенными двигателями готовятся к взлету с палубы авианосца "Йорктаун" (CV-5). Характерным признаком самолетов авиагруппы "Йорктаун" был окрашенный в зеленый цвет обтекатель воздушного винта. Один Avenger сохранил опознавательные знаки на верхней поверхности правой консоли крыла. Авианосец "Йорктаун" был потоплен в июне 1942 года в районе острова Мидуэй.
TBF-1 Avenger лейтенанта А. X. Сэленджера добился прямого попадания торпеды Mk 24 в немецкую подводную лодку U-117 типа ХВ водоизмещением 1600 т, называемую "дойная корова" и осуществлявшую дозаправку топливом и припасами других субмарин. U-117 была потоплена самолетом из эскадрильи VC- 1 с авианосца "Кард" (CVE-11) 7 августа 1943 года, в период битвы за Атлантику. U-117 пополняла припасы подводной лодки U-66, которой удалось уйти. Снимок, на котором виден посадочный крюк самолета, сделан радистом.
Техники по вооружению подвозят торпеду под TBF-1C из эскадрильи VT-51 авианосца "Сан-Джасинто" (CVL-30) во время сражения у мыса Энгано (Филиппинская кампания). На кольцевое оперение торпеды Mk XIII Mod-2 надет деревянный коробчатый стабилизатор, разрушающийся при ударе об воду.
Бесследное исчезновение пяти ТВМ Avenger, базировавшихся в Форт Лодердейле, со всеми 14 членами экипажей в районе Бермудского треугольника до сих пор остается загадкой. Найденные в середине 1980-х годов обломки самолетов, как оказалось, не принадлежали машинам из пропавшего звена.
TBM-3 Avenger. Этот TBM-3 Avenger, построенный фирмой "Eastern Aircraft", служил в 4-й эскадрилье торпедоносцев (VT-4) 4-й авиагруппы (CVG-4) и 12 января 1945 года находился на борту авианосца "Эссекс". Эскадрилья VT-4 была сформирована 10 января 1942 года на борту авианосца "Рейнджер" (CV-4), когда последний зашел на Бермуды. Сначала подразделение было вооружено Douglas TBD-1 Devastator, но в августе 1942 года сменило их на TBF-1 Avenger. Avenger из VT-4 впервые приняли участие в боевых действиях в октябре 1943 года, когда авиагруппа "Рейнджера" наносила удары по немецкому судоходству у побережья Норвегии в ходе операции "Лидер". В июле 1944 года 4-я авиагруппа (включая VT-4) была переброшена на Тихий океан, где с 11 ноября 1944 года на борту авианосца "Банкер Хилл" (CV-17) осуществляла воздушное прикрытие сил генерала Макартура, вернувшегося на Филиппины. В последующие дни Avenger наносили удары по целям в Ормок Бей, на Кавитэ и Кларк Филд. В конце ноября 1944 года самолеты Avenger из VT-4 были переведены на авианосец "Эссекс" (CV-9), который был вскоре серьезно поврежден у филиппинского побережья во время атаки камикадзе. В январе 1945 года с отремонтированного корабля самолеты TBM-3 из VT-4 наносили удары по целям в западном районе Тихого океана и в Индокитае.
TBM-1C Avenger
Окраска Avenger
EC-135N использовался в качестве самолетного измерительного пункта в космической программе "Аполлон". В 1985 году самолет был переделан в ВКП C-135N, а в 7986 году его оснастили двигателями TF33.
Четырнадцать лет спустя, в 1964 году, место Gemini занял Beech 95 Travelair. Современное навигационное оборудование этого самолета значительно облегчало Бадеру работу. Когда в 1969 году Бадер покинул "Shell" в возрасте 59 лет, компания оставила самолет ему.
Самолет Model 95 (на снимке) выпускался серийно в 1958-1959 годах, всего построили 301 машину. Выпуск модели B95 стоимостью 51500 долларов начался в 1960 году.
Первым местом службы Бадера стала 23-я истребительная эскадрилья в Кенли, вооруженная бипланами Gloster Gamecock. Бадер проявил исключительное летное мастерство и был выбран для участия в демонстрационных полетах на авиационной выставке в Хендоне в 1931 году. На глазах у 170 000 зрителей Бадер продемонстрировал головокружительный высший пилотаж.
В 1950 году компания "Shell" заменила самолет Proctor, на котором Бадер летал четыре года, на Miles Gemini. На этой машине, оснащенной моторами Gypsy Major в 120л. с. (89,5 кВт), Дуглас продолжал летать по делам компании, часто в сопровождении своей жены Тельмы и собаки Шаум.
Бомбардировщики ЮАР Canberra интенсивно использовались в ходе постколониальной "Войны в буше" в Намибии и южных районах Анголы. Canberra могла наносить удары по базам повстанцев в глубине вражеской территории.
Последние модели вертолета могут нести ракеты "Игла" класса "воздух-воздух", как представлено на снимке. На внутренних пилонах вертолет несет блоки НУРС Б-8В-20. Каждый блок вмещает 20 80-мм неуправляемых ракет С-8, являющихся эффективным средством борьбы с легкобронированными целями.
Последним представителем семейства Mosquito PR стала модификация PR.Mk 34. Этот вариант был самым тяжелым среди всех - его максимальная взлетная масса составляла 11567 кг. Запас топлива в 5705 л обеспечивал машине дальность полета 5794 км.