AIDC A-1 / F-CK-1 Ching-Kuo
Страна: Тайвань
Год: 1988


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии
AIDC F-CK-1 Ching-Kuo

  Амбициозная программа по созданию современного истребителя для замены парка устаревших F-5 и F-104 была развернута Тайванем в 1982 году после того, как США наложили эмбарго на поставку этой стране истребителя Northrop F-20 и любых аналогичных самолетов. В то же время этот запрет не распространялся на оказание технической помощи, и американские авиастроительные компании тесно сотрудничали с AIDC при создании "национального" истребителя и его систем. Общая программа, получившая наименование "An Hsiang" (Безопасный полет), была разделена на четыре отдельных программы по созданию планера, двигателя, радиоэлектронного оборудования и вооружения.
  Планер самолета создавался совместно с фирмой "General Dynamics" в рамках программы "Ying Yang" (Парящий орел). Прототипы и первые 160 серийных самолетов были оснащены двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Allied-Signal/Garrett TFE-1042-70 (F125), являвшимися модификацией двигателя Garrett TFE731 с форсажной камерой, созданной в рамках программы "Yun Han" (Облачный человек). Рассматривается возможность установки на самолеты позднего выпуска модификации двигателя F125 с большей тягой или двигателя General Electric J101. Радиоэлектронное оборудование создавалось в сотрудничестве с фирмой "Smiths Industries" в рамках программы "Tien Lei" (Небесный гром), а программа разработки ракет получила название "Tien Chien" (Небесный меч). Самолет оснащен многорежимным импульсно-доплеровским радаром Golden Dragon GD-53, созданным на базе РЛС AN/APG-67(V), предназначавшимся для F-20, но с использованием ряда технологий радара AN/APG-66 (устанавливался на F-16A). На самолете также установлены инерциально-навигационная система Honeywell H423 и многофункциональные дисплеи и индикатор на лобовом стекле Bendix/King.
  Ching-Kuo имеет цельнометаллическую конструкцию (хотя на серийных самолетах стали применяться детали из композиционных материалов) и классическую аэродинамическую схему. Воздухозаборники эллиптической формы размещаются под развитыми корневыми наплывами крыла, улучшающими характеристики самолета при полете на больших углах атаки. Пилот сидит в катапультном кресле Martin-Baker Mk.12, под беспереплетным фонарем. Герметизированная кабина оснащена боковой ручкой управления, индикатором на лобовом стекле и тремя многофункциональными дисплеями. По левому борту истребителя установлена шестиствольная 20-мм пушка M61A1, два узла подвески располагаются под фюзеляжем, по два - под крылом, не считая пилонов для ракет на его законцовках. Ракетное вооружение включает ракеты "воздух-воздух" Sky Sword I ААМ с инфракрасной головкой наведения и Sky Sword II с радиолокационным полуактивным наведением (две штуки, подвешиваются только под фюзеляж), а также противокорабельные ракеты Hsiung Feng II.
  Первый из трех прототипов одноместного истребителя F-CK-1A поднялся в воздух 28 мая 1989 года. Этот самолет получил серьезные повреждения, когда при демонстрации президенту Тайваня 29 октября 1989 года при посадке у него лопнуло носовое колесо. Второй прототип взлетел 27 сентября 1989 года, но был потерян в катастрофе, произошедшей 12 июля 1990 года, когда при разгоне на трансзвуковой скорости возникла сильнейшая вибрация. Третий прототип с модифицированными воздухозаборниками двигателя впервые поднялся в воздух 10 января 1990 года. Прототип двухместной модификации взлетел 10 июля 1990 года.
  Первоначальный заказ предусматривал постройку 256 самолетов, в том числе и двухместных F-CK-1B, часть из которых предполагалось использовать для борьбы с кораблями. Самолет был назван в честь первого президента Тайваня Chiang Ching-Kuo.
  Первый из 10 предсерийных самолетов выкатили из сборочного цеха 9 марта 1992 года, он отличался от предшественников увеличенными воздухозаборниками и наличием небольшого подфюзеляжного киля и цилиндрических обтекателей антенн системы предупреждения о радиолокационном облучении на наплывах крыла. Поставки ВВС начались ранее запланированного срока (январь 1994), а уже 10 февраля 1993 года 7-я эскадрилья публично продемонстрировала свои новые самолеты. В качестве своеобразного "подарка" были также отремонтированы первый и четвертый прототипы. В марте 1993 года законодательный орган стран объявил, что будет закуплено только 130 самолетов, которыми оснастят два авиакрыла, вместо запланированных четырех. Работы по программе среднесрочной модернизации IDF были начаты в 2001. В их ходе предполагалось заменить бортовые компьютеры на более мощные, с увеличенным объемом памяти. Усовершенствованный радар получил возможность вести борьбу с системами радиопротиводействия противника, а номенклатура вооружения была расширена за счет боеприпасов "воздух-поверхность". В роли перехватчика доработанные F-CK-1 получили возможность нести ракету TC-2 с активной радиолокационной головкой наведения, созданную CSIST, и одновременно сопровождать четыре цели, вместо прежних двух.
  Доработки планера, прежде всего, касались усиления конструкции шасси и установки более мощных тормозов, чтобы компенсировать возросшую массу самолета. На рост последней больше всего повлияла установка сверху фюзеляжа двух конформных топливных баков, вмещающих по 272 кг топлива каждый.
  Первая доработанная машина, одноместный F-CK-1C (10005) поднялась в воздух в октябре 2006 года, а в начале 2007 года за ней последовала двухместная модификация F-CK-1D (10006). "Фаза I" программы отработки и летных испытаний была завершена в конце 2007 года, а "Фазу II" планировалось закончить в 2008 году.
  В настоящее время ВВС Тайваня имеют на вооружении 128 F-CK-1, и в конце 2008 года решение о проведении их среднесрочной модернизации еще не было принято. ВВС и AIDC планируют провести модернизацию в два этапа: в ходе первого будут доработаны самолеты двух эскадрилий, а в ходе второго - все оставшиеся. Наряду с модернизацией уже существующего парка F-CK-1 А/В AIDC предлагает построить новые самолеты.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  AIDC F-CK-1A Ching-Kuo

  Тип: одноместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя ITEC(Garrett/AIDC)TFE-1042-70 (F125), номинальной тягой по 26,80 кН и тягой на форсаже 42,08 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1275 км/ч на высоте 10 975 м: скороподъемность у земли 15 420 м/мин; потолок 14625 м; потолок 16760 м
  Масса: нормальная взлетная 9072 кг
  Размеры: размах крыла (включая ракеты на законцовках) 8,53 м; длина (со штангой приемника воздушного давления) 14,21 м; высота 4,65 м; площадь крыла 24,26 м2 Вооружение: встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan, на внешней подвеске: 227-кг бомбы с наведением по лазерному лучу GBU-12, универсальные кассетные бомбы C6U-87, ракеты "воздух-поверхность" AGM-65B Maverick, ракеты "воздух-воздух" AIM-9P Sidewinder, Sky Sword I и Sky Sword II или до трех противокорабельных ракет Hsiung Feng II
Ching-Kuo, известный также, как Indigenous Defence Fighter (Национальный оборонительный истребитель), обычно оснащен вооружением, произведенным на Тайване, которое включает в себя ракеты Sky Sword I под крылом и ракеты Sky Sword II под фюзеляжем.
F-CK-1B Ching-Kuo. Для обозначения модификаций Ching-Kuo изредка используются алфавитно-цифровые обозначения: F-CK-1A - для одноместных самолетов и F-CK-1B - для двухместных. На рисунке представлен самолет из 3-го тактического истребительного крыла, базирующе гося в Канга. Эта одна из четырех двухместных машин, входивших в партию из 10 предсерийных самолетов.
Первый прототип модернизированного F-CK-1C Ching-Kuo поднялся в воздух в октябре 2006 года. Было существенно доработано бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя, и, кроме того, он получил возможность нести два конформных топливных бака.
Первый модернизированный F-CK-1C выполнил первый полет 4 октября 2006 года.
Если при виде сверху Ching-Kuo напоминает F-16, то при виде снизу он больше похож на F/A-18. Первые три прототипа несли фирменную окраску AIDC.
Ching-Kuo способен нести две УР "воздух-воздух" Tien Chien 2 средней дальности. Ракеты могут подвешиваться тандемом под фюзеляжем. Их дополняют ракеты малой дальности с тепловыми головками самонаведения AIM-9 или Tien Chien 1.
Ching-Kuo, созданный Тайванем в рамках амбициозной программы по разработке собственного истребителя, служит в ВВС наравне с истребителями зарубежного производства - F-16 и Mirage 2000.
Тайнань - вторая база истребителей Ching-Kuo. Летом 2009 года здесь базировались три эскадрильи таких самолетов. На снимке: F-CK-1A выруливает на старт, на заднем плане - линейка истребителей Ching-Kuo на открытой стоянке.
Чтобы противостоять многочисленным истребителям главного противника Тайваня - Китайской Народной Республики - Ching-Kuo получил возможность нести ракеты "воздух-воздух" большой дальности действия.
Головка самонаведения УР Tien Chien 2 предположительно разработана на основе головки самонаведения фирмы "Motorola", создававшейся для ракеты AIM-120 AMRAAM, но проигравшей тендер. Самолеты модификаций C/D способны нести до четырех ракет Tien Chien 2.
Этот самолет несет на законцовках крыла ракеты AIM-9P, а под фюзеляжем подвешен топливный бак емкостью 1041 л. При таком варианте подвески невозможно применение ракет "воздух-воздух" TC-2.
Истребитель Ching-Kuo, дислоцированный на авиабазе Тайнань. Хорошо видны антенны комбинированной системы госопознавания APX-113(V), установленной в конце 1990-х годов.
28 мая 1989г.: первый полет выполнил прототип истребителя AIDC Ching-Kuo. Самолет разработан в Тайване при помощи специалистов из США.
На двухместном варианте Ching-Kuo вместо переднего фюзеляжного топливного бака разместили кабину инструктора. Сиденье последнего приподнимать не стали, так что обзор из задней кабины оценивается как недостаточный.
ВВС Тайваня постоянно практикует отработку рассредоточения авиационных подразделений. На фотографии, сделанной в 2007 году, представлен самолет F-CK-1B, взлетающий с автострады.
Первый F-CK-1D поднялся в воздух 15 марта 2007 года. Первый полет самолет выполнил с установленными конформными баками.
Первый опытный образец "Цзинь Го"
Пуск ракеты NC-1 с первого опытного самолета
Вид на "Цзин Го" снизу - хорошо видна подвеска ракет TC-2
Тайваньский истребитель "Цзинь-Го"
Вид на "Цзин Го" сзади (шасси еще не полностью убраны)
"Цзин Го" с двумя ракетами "воздух-воздух" средней дальности TC-2 и четырьмя ракетами ближнего боя TC-1
Вид на "Цзин Го" спереди
Тайваньский легкий истребитель F-CK-1
Учебно-боевой самолет на базе "Цзин Го"
Приборная панель кабины пилота "Цзинь Го"
Ching-Kuo всегда являлся эффективным боевым авиационным комплексом, а в вариантах C/D он стал еще более совершенным. На C/D полностью обновлено приборное оборудование кабины, установлена боковая ручка управления. На снимке: кабина F-CK-1 С.
"Визит-эффект" - авария первого опытного самолета на взлете в момент его первой демонстрации перед президентом Тайваня
Компоновочная схема истребителя "Цзин Го"
AIDC F-CK-1B Ching Kuo
AIDC "Дзин-Го"