Мировая Авиация 67
-
159-я и 160-я эскадрильи стали первыми бомбардировочными эскадрильями британских ВВС, получившими самолеты Liberator Mk II (LB-30MF}. В 1942 году обе эскадрильи действовали в Африке, затем их перебросили в Индию. AL579 - самолет 159-й эскадрильи, снимок сделан в июле 1942 года, вскоре после того, как эскадрилья начала выполнять дневные и ночные боевые вылеты в Северной Африке, Италии и Греции. Обратите внимание на стрелковую установку с четырьмя пулеметами в верхней части фюзеляжа.
AM929 - последний из 20 LB-30B, поставленных британским ВВС в августе 1941 года. После испытаний в Великобритании самолет оснастили поисковой РЛС и пушкой, а затем передали в 120-ю эскадрилью Берегового командования.
Английский бомбардировщик Bristol Blenheim Mk I из 113-й эскадрильи, действовавший в начале 1941 года на македонском фронте. Самолеты этого типа неплохо зарекомендовали себя, но они по всем параметрам уступали немецким машинам, что стало очевидным после вмешательства Германии в события на Балканах.
Один из трех прототипов самолета Fiat CR.33, разработанного на основе классического истребителя-биплана CR.32. Италия направила в Испанию большое количество бипланов CR.32, где они до появления у республиканцев самолетов советской конструкции успешно вели воздушные бои с устаревшими бипланами. Значительное количество самолетов CR.32 использовалось в годы Второй мировой войны.
10 января 1954г.: самолет de Havilland Comet I (G-ALYP) потерпел катастрофу в Средиземном море в районе острова Эльба; погибли все 35 человек, находившиеся на его борту.
1 сентября 1953г.: выполнена первая в мире дозаправка в воздухе реактивного самолета от реактивного самолета - заправщик Boeing KB-47B ВВС США передал топливо бомбардировщику B-47 Stratojet.
Истребители F-14 появились над Вьетнамом на очень короткий период времени и в боях участия не принимали. Две эскадрильи VF-1 и VF-2, имевшие на вооружении эти новейшие машины, прикрывали эвакуацию от возможных атак северовьетнамских истребителей. Но в этот период атак МиГов не было.
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
Boeing 747-200
Россия с ее огромными пространствами и бездорожьем крайне зависима от воздушных перевозок. До 2000 года парк авиакомпании "Avial Aviation" насчитывал не менее 12 Ан-12, которые базировались в трех основных аэропортах Москвы.
Ан-12ТБ, принадлежавший базировавшейся во Внуково авиакомпании "Космос". Эта компания являлась подразделением НПО "Энергия" - ведущего разработчика и производителя космических ракет-носителей и орбитальных кораблей.
Ан-12 заслужил репутацию самолета, способного доставлять почти любые грузы куда угодно, даже в самые глухие уголки мира. На снимке: Ан-12 привез трактор ДТ-75 в Арктику, выполнив посадку прямо на снег. Снабжением населенных пунктов на Крайнем Севере занимались как самолеты "Аэрофлота", так и военно-транспортной авиации.
Два Ан-12БП были доработаны в самолеты метеонаблюдения Ан-12БПТ "Циклон". В носовой части фюзеляжей на них смонтировали длинные штанги с датчиками атмосферных параметров.
Украинская авиакомпания "Meridian Airlines" - типичный небольшой грузоперевозчик, до сих пор использующий Ан-12. Машина выполняет рейсы в Западную Европу, снимок сделан в сентябре 2008 года в испанском аэропорту Торрехона.
Ан-12 LZ-BAB авиакомпании "Balkan Bulgarian Airlines", которая в конце 1980-х годов первой в Болгарии начала эксплуатировать эти машины. Самолет до 2002 года выполнял грузоперевозки в страны Восточной и Западной Европы.
Ан-12 - классический транспортный самолет. На снимке прототипа хорошо видны все отличительные признаки авиационной транспортной "классики" - вместительный фюзеляж, шасси с широкой колеей, прямое крыло, высокорасположенное хвостовое оперение. Данные особенности характерны как для военных, так и для гражданских транспортных самолетов.
Многие летчики ВВС Южного Вьетнама продолжали сражаться до конца. Буквально за несколько минут до прекращения огня этот самолет О-1 Bird Dog был сбит над Сайгоном и упал на городское здание в районе Чолон.
Полный драматизма снимок - не имея возможности посадить свой вертолет на палубу авианосца, этот южновьетнамский летчик предпочел выпрыгнуть из кабины прямо в море.
Fiat BR.20M. Самолеты BR.20M из 277-й эскадрильи 37-го полка 116-й бомбардировочной группы действовали на греческо-албанском фронте в 1940-1941 годах с авиабазы Гротталье. Самолет поднимал значительную бомбовую нагрузку, но его летные данные оставляли желать лучшего.
Тайнань - вторая база истребителей Ching-Kuo. Летом 2009 года здесь базировались три эскадрильи таких самолетов. На снимке: F-CK-1A выруливает на старт, на заднем плане - линейка истребителей Ching-Kuo на открытой стоянке.
Истребитель Ching-Kuo, дислоцированный на авиабазе Тайнань. Хорошо видны антенны комбинированной системы госопознавания APX-113(V), установленной в конце 1990-х годов.
Головка самонаведения УР Tien Chien 2 предположительно разработана на основе головки самонаведения фирмы "Motorola", создававшейся для ракеты AIM-120 AMRAAM, но проигравшей тендер. Самолеты модификаций C/D способны нести до четырех ракет Tien Chien 2.
Ching-Kuo способен нести две УР "воздух-воздух" Tien Chien 2 средней дальности. Ракеты могут подвешиваться тандемом под фюзеляжем. Их дополняют ракеты малой дальности с тепловыми головками самонаведения AIM-9 или Tien Chien 1.
ВВС Тайваня постоянно практикует отработку рассредоточения авиационных подразделений. На фотографии, сделанной в 2007 году, представлен самолет F-CK-1B, взлетающий с автострады.
Первый F-CK-1D поднялся в воздух 15 марта 2007 года. Первый полет самолет выполнил с установленными конформными баками.
Ching-Kuo всегда являлся эффективным боевым авиационным комплексом, а в вариантах C/D он стал еще более совершенным. На C/D полностью обновлено приборное оборудование кабины, установлена боковая ручка управления. На снимке: кабина F-CK-1C.
Bristol Bulldog. Появившийся в 1929 году, Bulldog предназначался для замены в британских ВВС истребителей Sopwith Snipe эпохи Первой мировой войны. Самолет Bulldog типичен для истребителей 1920-х годов. По компоновке он не сильно отличался от Snipe. На нем стоял мотор воздушного охлаждения, вооружение состояло из двух синхронных пулеметов винтовочного калибра, установленных между двигателем и кабиной. Силовой набор выполнен из металла, но обшивка - полотняная. Bulldog поставлялся на экспорт, в частности, в Швецию (изображен самолет шведских ВВС); в Финляндии несколько самолетов данного типа эксплуатировалось даже в годы Второй мировой войны.
В 2009 году было принято решение об унификации вертолетов Puma британских ВВС путем модернизации существующего парка. Вертолеты получат новое БРЭО и двигатель Makila. В июле 2009 года британское правительство подтвердило свои намерения модернизировать все вертолеты данного типа до уровня НС Mk 2 с целью продления срока эксплуатации до 2022 года.
Вертолеты Puma армейской авиации Франции в регионе Персидского залива в 1990 году. Машины данного типа применялись в качестве транспортных, а один вертолет, оснащенный упрощенной версией радиолокационной системы Orchidee, использовался для разведки поля боя.
Изготовленные по лицензии вертолеты IAR-330L составляют основу вертолетного парка вооруженных сил Румынии, они используются как транспортные и поисково-спасательные. Вертолеты IAR-330 SOCAT предназначены для авиационной поддержки сухопутных войск.
Вертолетные перевозки в вооруженных силах Кувейта обеспечивает 32-я эскадрилья, оснащенная вертолетами AS 330F Puma. В Кувейте также эксплуатируются вертолеты AS 332B и AS 332M.
Авиации армии Пакистана было поставлено в общей сложности 30 вертолетов SA 330F/J Puma. Возможно, вертолетный парк пакистанской армии будет увеличен за счет SA 330 Puma, снятых с вооружения в ОАЭ.
Puma HC.Mk 1. 33-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная на базе Одихэм, была переформирована в тактическую транспортную эскадрилью 14 июня 1971 года. Она первой в британских ВВС получила на вооружение вертолеты Puma HC.Mk 1 и продолжала эксплуатировать их до 2010 года. Во времена холодной войны эскадрилья входила в 38-ю авиагруппу и регулярно принимала участие в учениях на территории континентальной Европы, кроме того ее периодически перебрасывали то в Северную Ирландию, то в Белиз. Эмблема эскадрильи - голова оленя, изображенная по бортам носовой части фюзеляжа вертолета вместе с девизом "Loyalty". В 1997 году 33-ю эскадрилью перевели в Бенсон, Оксфордшир, где она базируется и сейчас.
Появление в 1934 году истребителя Поликарпова И-16 стало значительным шагом вперед в развитии мирового авиастроения. В то же время самолет обладал рядом конструктивных недостатков (открытая кабина летчика, ручной привод уборки шасси). Опыт воздушных боев в Испании выявил превосходство немецкого Bf109 над И-16.
Boeing P-26 "Peashooter". В 1933 году P-26 стал первым цельнометаллическим истребителем-монопланом, принятым на вооружение авиационного корпуса Армии США. Хотя он превосходил по скорости своих предшественников-бипланов, революции этот самолет не произвел. Развитие истребителей в других странах быстро сделало P-26 устаревшим. В Европе появились монопланы с закрытыми кабинами и убираемым шасси - Messerschmitt Bf 109 и Hawker Hurricane, выполнившие первые полеты в 1935 году. Именно эти машины задали мировой стандарт для истребителей-монопланов. В то же время самолеты P-26 ВВС Китая стали первыми в мире истребителями-монопланами, выполнившими перехват бомбардировщиков противника во время японо-китайской войны. Тогда же впервые состоялся первый воздушный бой истребителей-монопланов, в котором приняли участие самолеты P-26 и Mitsubishi А5М. P-26 использовались даже во Вторую мировую войну, а на вооружении ВВС Гватемалы они состояли до 1954 года!
14 июня 1953г.: впервые поднялся в воздух первый экземпляр тяжелого британского военно-транспортного самолета Blackburn Beverly с двигателями Bristol Centaurus 173.
Во время войны во Вьетнаме в ВВС США выявили недостаточный уровень штурманской подготовки. На основании этого у компании "Boeing" были заказаны самолеты CT-43A. Последние из них состояли на вооружении 562-й эскадрильи, авиабаза Рэндольф, Техас.
2 ноября 1954г.: истребитель Convair XFY-1, построенный по заказу ВМС США, выполнил первый переход из вертикального в горизонтальный полет и обратно.
В первые дни эвакуации использовались самолеты C-5A Galaxy, но после тяжелого летного происшествия полеты этих транспортников пришлось прекратить. Самолеты выполняли посадку на аэродроме Тан Сон Нам.
Из 1050 построенных самолетов 757-й серии на долю Model 757-300 пришлось лишь 55 заказов. По состоянию на лето 2009 года, 289-местная модификация оставалась в эксплуатации у компаний "Continental" (17 авиалайнеров), "Northwest Airlines" (16), "Condor Airlines" (13), "Arkia Israeli Airlines" (2), "Thomas Cook Airlines" (2) и "lcelandair" (1).
Boeing Model 757-200
Двухмаховый Skyrocket. 20 ноября 1953г.: Скотт Кроссфилд стал первым в мире человеком, превысившим вдвое скорость звука. На самолете НАСА D-558-2 Skyrocket (справа) он достиг скорости 2078 км/ч. Тремя месяцами ранее летчик КМП США подполковник Марион Карл установил на том же самолете абсолютный мировой рекорд высоты - 25 370 м. Карл в то время уже являлся обладателем мирового рекорда скорости полета.
Армия Испании эксплуатирует вертолеты Puma (местное обозначение HT-21, на снимке) и Cougar (HT-27).
Три эскадрили испанских ВВС вооружены вертолетами Super Puma (на фотографии) и Puma. Для выполнения спасательных работ по правому борту их фюзеляжей смонтированы лебедки.
Одна эскадрилья авиации ВМС Бразилии вооружена вертолетами AS 332M Cougar, которые применяются в качестве транспортных и поисково-спасательных.
В авиации ВМС Чили имеются вертолеты AS 332 и AS 532. На фотографии - вертолет из ударной противолодочной эскадрильи НА- 7.
Вертолеты Puma и Super Puma пользуются популярностью как у военных, так и у гражданских заказчиков. Данный AS 332L-1 Super Puma эксплуатируется авиакомпанией "Airlift" в малонаселенном регионе Норвегии.
Три вертолета AS 332M1 Super Puma в 1986 году были поставлены ВВС Швейцарии, за ними в 1993 году последовало еще 12 машин более поздней постройки. На вооружении также состоят вертолеты AS 532UL Cougar.
В составе ВВС Сингапура есть две эскадрильи вертолетов AS 332M Super Puma/AS 532UL Cougar, закупленных в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Вертолеты используются, прежде всего, как транспортные.
AS 332 Super Puma
2 марта 1953г.: первый полет с включением установленных на законцовках крыла ПВРД Turbomeca Marbore II выполнил экспериментальный самолет Sud-Ouest SO 9000 Trident со смешанной силовой установкой из ТРД и ПВРД.
Gloster Gladiator входит в число самых совершенных истребителей-бипланов мира. Его отличает закрытая кабина летчика с радиостанцией и кислородным оборудованием. В дополнение к фюзеляжным пулеметам истребитель вооружен крыльевыми пулеметами. К началу Второй мировой войны Gladiator устарел, но эти бипланы сражались в Норвегии, Африке и Греции, принимали участие в битвах за Францию и Британию, а также в обороне Мальты.
Gloster SS.37 - прототип истребителя Gladiator. Машина разработана на базе истребителя Gauntlet. Одной из первых в мире она получила крыльевые пулеметы в дополнение к фюзеляжным.
HEAVILY ARMED: A fine Flight photograph of the Gladiator four-gun fighter (Bristol Mercury VIII). The Gloster works are now getting busy on a large order for this excellent machine.
На фотографии - истребитель Macchi МС.200 Saetta ранней постройки с относительно маломощным мотором Fiat A.74 RC.38. ВВС Италии впервые использовали истребители МС.200 в боях над Мальтой, а затем - над Грецией.
На вооружении четырех греческих истребительных эскадрилий к началу войны состоял 31 самолет. В 21-й, 22-й и 23-й эскадрильях (Mire) имелось 25 истребителей P.24F (на снимке) и Р.24G, на вооружении 24-й эскадрильи состояли шесть истребителей Bloch MB. 151.
SM.81 Pipistrello. Этот Pipistrello из 202-й эскадрильи 38-го авиаполка 40-й бомбардировочной группы действовал на греческом фронте в начале 1941 года. Несмотря на номер, SM.81 был создан раньше, чем SМ.79. В июне 1941 года на вооружении ВВС Италии состояло порядка 100 самолетов SM.81.
Swordfish Mk II. Серийный номер на самолете и маркировка эскадрильи отсутствуют, машина окрашена типично для самолетов, принимавших участие в рейде на порт Таранто в 1940 году.
Swordfish Mk II, построенный фирмой "Blackburn", в тренировочном полете с подвешенными под нижним крылом практическими бомбами. Mk II получил усиленное нижнее крыло, которое позволило увеличить массу подвешиваемого вооружения.
С августа 1942 года самолеты Swordfish привлекались к эскортированию северных конвоев, которые направлялись в арктические порты СССР. В суровых климатических условиях полеты выполнялись и днем, и ночью. Swordfish взлетает с заснеженной палубы авианосца "фенсер", 1944 год.
Swordfish садится на палубу авианосца "Смитер", апрель 1945 года. Моряки из палубной команды выполняли очень опасную работу, нередко они оказывались за пределами палубы в страховочных сетях. Особо опасной была работа на узких палубах эскортных авианосцев.
Liberator Mk VI из 355-й эскадрильи, воевавшей в Индии. Ее самолеты наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам, нефтепромыслам и кораблям, экипажи часто выполняли полеты протяженностью в 3200 км.
Liberator GR.Mk III (и один GR.Mk V) из 120-й эскадрильи базировались в Альдергрове, Северная Ирландия. Вплоть до середины 1944 года машины этой модификации составляли ядро патрульной авиации Берегового командования. Обратите внимание, что на самолетах установлены РЛС разных типов, отличающиеся видом и расположением антенн
"ZZ" - кодировка самолета Liberator Mk VI из 220-й эскадрильи. От B-24J модификация GR.Mk VI поставки 1944 года отличалась убираемой поисковой РЛС сантиметрового диапазона, смонтированной в фюзеляже ближе к хвостовой части.
В 1944-1945 годах самолеты Liberator Mk VI из 99-й эскадрильи "Madras Presidency" выполняли дальние рейды с аэродрома в предместье Калькутты, ас июля 1945 года - с Кокосовых островов в Индийском океане.
Английский экспериментальный самолет с дельтовидным крылом FD.2 «Дельта»
6 октября 1954г.: первый полет выполнил прототип самолета Fairey FD.2. В марте 1956 года на нем был установлен мировой рекорд скорости - 1670 км/ч.
RC-135V использовались для выполнения широкого круга задач во время операций США и НАТО на Балканах, а в настоящее время в ходе войны с терроризмом. Часть парка RC-135 переоснащена двигателями CFM56 с увеличенной тягой и уменьшенным удельным расходом топлива.
Boeing RC-135V
3 октября 1954г.: лейтенант-коммандер Джемс Вердин на втором прототипе самолета Douglas XF4D-1 Skyray (заводской номер 124587) установил мировой рекорд скорости - 1211,49 км/ч, полет выполнялся с авиабазы Эль-Сентро, Калифорния.
Самолеты Dreamliner, изготовленные фирмой "Evergreen" на своем заводе в аэропорту Чан Кай Ши, Тайвань.
Специальные грузовые самолеты SATIC Beluga и Boeing Dreamlifter (на снимке) создавались исключительно для перевозки крупногабаритных грузов, например, авиадвигателей и секций самолетов.
После первого полета Р-8 начались летные испытания самолета, в котором, в первую очередь, заинтересованы ВМС США. Не исключается возможность экспорта Р-8 в Индию, Австралию и Канаду.
Австралийская программа "Wedgetail" столкнулась с проблемами из-за сложностей с интеграцией бортовых систем. ВВС Австралии смогли получить первый самолет только в конце 2009 - начале 2010 года, на три года позже, чем планировалось изначально.
Наиболее заметным внешним отличием самолетов серии Classic, например этого 737-400, от ранних Model 737 является измененные и немного смещенные гондолы двигателей.
Boeing 747-8 будет отличаться удлиненным фюзеляжем, доработанным крылом и более эффективной силовой установкой. Начало грузовых перевозок запланировано на 3-й квартал 2010 года, первый пассажирский самолет появится в 2011 году.
Авиакомпания "Continental" первой в марте 1998 года разместила заказ на Model 739-900ER, но главным покупателем стала "Lion Air", заказавшая 178 лайнеров.
U-2R сфотографирован в мае 1976 года в районе Милденхолла. На самолете виден ложный серийный номер, такие номера наносились на самолеты 9-го стратегического разведывательного авиакрыла, размещенного в Акротири. Предположительно эта машина разбилась в конце 1977 года.
Первый прибывший в Элконбари самолет TR-1A на ВПП авиабазы Кембриджшир перед взлетом, сентябрь 1983 года. К тому времени 4-й отряд уже покинул Милденхолл.
U-2R из 4-го отряда в апреле 1980 года заходит на посадку в Милденхолле после рутинного девятичасового полета по программе "Sigint" над Европой.
На поздних U-2R крыльевые контейнеры, унаследованные от U-2 первых моделей, стали изготавливать большего объема, как на этом самолете.
Обозначение TR-1 появилось для того, чтобы новые задания по тактической разведке не вызывали ассоциации со сверхсекретными миссиями самолета-шпиона U-2. Член Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэвид Джонс заметил: "Мы надеемся стереть клеймо шпиона с этого самолета". Генералу возразил глава подразделения "Skunk Works": "Пресса все равно называет TR-1 самолетом-шпионом".
Легкие укрытия являлись непременным атрибутом аэродромов базирования самолетов U-2. Укрытия предназначались для подготовки к полету облаченных в высотно-компенсирующие костюмы летчиков.
Обозначение Liberator С. Mk IX в британских ВВС получила транспортная модификация RY-3 американского самолета Privateer. Эти машины эксплуатировала 45-й группа Транспортного командования на маршрутах между Великобританией, Канадой и Дальним Востоком.