Мировая Авиация 68
-
14 марта 1966г.: в Лонг-Бич (штат Калифорния) в воздух поднялся DC-8-61, первый в семействе авиалайнеров Douglas DC-8 Series 60.
W4051 поднялся в воздух последним среди трех прототипов Mosquito - это произошло 10 июня 1941 года. В следующем месяце он был передан на авиабазу Бенсон.
Mosquito B.XVI
На этом истребителе Grumman F4F-4 Wildcat, "белый 50", Фосс 12 ноября 1942 года сбил два японских бомбардировщика G4M "Betty" и один истребитель Reisen ("Zero"), доведя свой счет побед до 22. Интересно, что вначале Фосса считали "слишком старым" для того, чтобы переучиваться на летчика-истребителя.
На F4F-4 ("черный 53") Фосс летал в октябре 1942 года, на нем он сбил свой восьмой самолет. Фосс позже говорил: "Если вы один и встретили "Zero", бегите как ошпаренный, потому что вы в меньшинстве", фосс сбил 26 самолетов, тогда как "утвержденный" счет эскадрильи — 22 победы.
Французское правительство активно поддерживало свою бывшую колонию и в 1977-1987 годах несколько раз направляло в регион боевые самолеты, в том числе Jaguar (на снимке). Несколько машин были потеряны от огня ЗРК и зенитной артиллерии.
Французские самолеты Jaguar бомбят авиабазу, построенную ливийцами в Уди Дум, с применением противоаэродромных боеприпасов. Февраль 1986 года.
Американские ВМС часто полагались на самолеты-заправщики KC-135 из ВВС США. На снимке: самолеты A-7E из 72-й штурмовой эскадрильи готовятся к приему топлива от KA-6D и KC-135.
Аргентинские Mirage IIIEA второй партии уже могли нести две УР MATRA R550 Magic - как на этой фотографии, сделанной на аэродроме Рио-Гальегос. Самолеты Mirage III и Dagger составили основу ударной мощи аргентинских ВВС в ходе войны за Фолкленды.
Самолеты Mirage IIIB позволили ВВС ЮАР стать в 1960-х годах одними из наиболее мощных в регионе. Однако во время конфликта в Анголе в 1970-1980-х годах им уже противостояли кубинские МиГ-23 и Су-22.
Арабо-израильские войны закрепили за израильскими летчиками славу одних из лучших в мире. Некоторые пилоты добились очень высоких результатов за всю эру реактивной авиации.
В ходе Шестидневной войны 1967 года основу ударной мощи израильских ВВС составляли три эскадрильи Mirage III, получившие местное обозначение Shahak. По данным израильской стороны, они выполнили 1107 боевых вылетов и, потеряв 9 машин, одержали 38 побед.
Mirage IIIEP эксплуатировался 5-й эскадрильей ВВС Пакистана и принимал участие в войне с Индией в 1971 году. В основном Mirage III решали задачи завоевания превосходства в воздухе.
23 декабря 1966г.: поднялся в воздух прототип многоцелевого истребителя Dassault Mirage F1 - инициативная разработка компании для замены Mirage III.
Начиная с 1978 года, в Марокко были поставлены 50 самолетов Mirage F1. Все они базировались в Сиди-Слимане, а в период активных боевых действий в Западной Сахаре - переброшены в Эль-Аюн. Несколько F1EH были сбиты.
В 2009 году самолеты Ту-95МС находились на вооружении 184-го тбап 22-й дивизии (авиабаза Энгельс, под Саратовом), а также 79-го тбап и 182-го тбап 326-й дивизии (авиабаза Украинка, Приамурье).
На самолетах Ту-95МС установлен навигационно-прицельный комплекс с РЛС "Обзор-МС", которая получила на Западе обозначение "Clam Pipe". Ее антенна размещается в массивном обтекателе в носовой части фюзеляжа.
В бомбоотсеке Ту-95МС на катапультной ПУ барабанного типа МКУ-6-5 могут размещаться до шести крылатых ракет с ядерной боевой частью.
Ту-95МС создавался на базе планера самолета Ту-142, поэтому вначале серийный выпуск ракетоносца наладили в Таганроге. Однако впоследствии его вынуждены были перенести в Куйбышев (ныне Самара).
Летом 2007 года российские стратегические бомбардировщики возобновили практику регулярного патрулирования удаленных районов планеты, так что истребителям ВВС стран Запада пришлось чаще вылетать на перехват самолетов Ту-95МС и Ту-160. На снимке один из таких стратегических ракетоносцев подходит к танкеру-заправщику Ил-78 и готовится принимать топливо.
7 января 1966г.: на снимке изображен первый сверхзвуковой самолет-разведчик Lockheed SR-71, поставленный Стратегическому авиационному командованию ВВС США (авиабаза Бигл, штат Калифорния). Самолет мог развивать на высоте около 26 000 м скорость полета более М=3.
Недалеко от Кипра две эскадрильи F-14, приписанные к авианосцу "Джон Ф. Кеннеди", выполнили условный перехват британских Phantom. На снимке: F-14 из 32-й истребительной эскадрильи и Phantom из 19-й эскадрильи.
"Emirates" начала регулярную эксплуатацию A340-500 в конце 2003 года - компания получила первый самолет с полугодовой задержкой. Только в начале 2006 года появился достойный конкурент - авиалайнер Boeing 777-200LR.
"Boeing" активно пытался убедить руководство "Singapore Airlines" заменить A340-500 на линиях в аэропорты США на свои лайнеры Boeing 777-200LR. Продолжительность полета на американских маршрутах могла достигать 18 часов.
With its five-strong fleet of very long-range Airbus A340-541s, including 9V-SGE, Singapore Airlines offers the world's lengthiest non-stop service - the 8,500nm Singapore-New York (Newark Liberty International) route. These aircraft are configured for 181 passengers for the over-the-pole flights.
В рамках агрессивной маркетинговой кампании, "Airbus" представляла на международных авиакосмических выставках A340-600 в особой окраске. Лайнер воплотил в себе все достоинства классического Boeing 747, но обладал более вместительным багажным отсеком и лучшей экономичностью.
Пока третий A340-600 проходил в Канаде испытания в условиях естественного обледенения, первый A340-500 совершил свой дебютный полет.
С одним из самолетов A340-600, предназначенным для "Etihad", во время испытаний перед поставкой произошла авария: испытатели забыли заблокировать шасси и авиалайнер с включенными на высокую мощность двигателями выкатился за полосу и врезался в стену.
В 2001-2002 годах контракт "Virgin" на A340-600 буквально висел на волоске по причине серьезного кризиса в индустрии авиаперевозок после терактов 11 сентября.
Отличительной и весьма привлекательной особенностью авиалайнеров семейства "Airbus" является общая компоновка пилотской кабины для всех машин. Компания испытывала A340-600 с цифровым индикатором на фоне лобового стекла.
К маю 2002 года парк "Air France" насчитывал 18 Boeing 777-200ER с двигателями GE90. В программе Boeing 777 на правах партнерства с разделением рисков участвовали японские "Fuji", "Kawasaki" и "Mitsubishi", разработавшие почти 20% конструкции.
В ответ на удар по Уди Дум ливийские Ту-22 по крайней мере дважды бомбили Нджамену. Первый раз 24 февраля 1986 года, а затем - 7 сентября, тогда же ЗРК Hawk был сбит один бомбардировщик.
21 октября 1966г.: первый полет совершил прототип пассажирского самолета Як-40.
Британский флот не отправил в район боевых действий свои авианосцы, но часть привлеченных к операции кораблей имела на борту различные вертолеты. На снимке: вертолет Sea King HC.Mk 4.
Вертолеты CH-47C Chinook, поставленные итальянской армии, были выпущены по лицензии итальянской компанией "Elicotteri Meridionali". Часть машин использовалась в Ираке.
Модификация CH-47F практически идентична модели CH-47D (на фотографии), но имеет намного лучшие характеристики.
Французские SA 330 Puma из состава 5-го вертолетного полка выполняют посадку на палубу авианосца "Клемансо" во время учений около побережья Джибути. Вертолеты принимали участие в операции "Salamandre" - французский ответ на захват Кувейта.
На модификации 767-400ER были внедрены законцовки крыла нового типа, что позволило повысить топливную эффективность. В 2009 году в эксплуатации находилось 37 таких авиалайнеров: у "Continental" - 16 машин, у "Delta" -21 (на фотографии).
В конце 1990-х годов компания SAS эксплуатировала несколько 767-300ER и один 767-200ER. Авиалайнеры Boeing 767-300 (на фотографии) оснащались двигателями Pratt & Whitney PW4060 тягой по 267 кН, эти двигатели ставились только на "ER" модификации.
Boeing 767-200
Десантные планеры Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar перед вторжением на континент были сосредоточены на британской авиабазе Тарант-Раштон, графство Дорсет. Также видны самолеты Halifax Mk V из 298-й и 644-й эскадрилий - буксировщики данных планеров.
General Aircraft Hamilcar tank-carrying gliders with their Halifax tugs lined-up in readiness for the invasion of Europe.
Rockwell OV-10 Bronco. Первыми OV-10 успешно применили американцы в Юго-Восточной Азии. Это один из лучших самолетов, изначально разработанных для борьбы с повстанцами. ВВС Марокко получили шесть принадлежавших ранее КМП США самолетов OV-10A в 1981 году,
Трагедия на публике. 8 июня 1966г.: в результате столкновения в воздухе был потерян один из двух американских сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков XB-70 Valkyrie. Трагедия произошла во время рекламных фотосъемок, организованных для "General Electric" (разработчик двигателей для XB-70), к которым также привлекались F-4 Phantom, F-5 Freedom Fighter, T-38 Talon и F-104 Starfighter. Предположительно по вине пилота последнего, Джо Уокера, произошло столкновение F-104 с XB-70, оба самолета разрушились. Погибли пилот F-104 Джо Уокер - старший летчик-испытатель НАСА, один из опытнейших пилотов Америки, и второй пилот XB-70 майор Карл Кросс, а пилот Valkyrie Эл Уайт успел катапультироваться.
Dassault/Dornier Alpha Jet E. Главным приобретением ВВС Марокко в 1980-е годы стали 24 франко-германских самолета Alpha Jet, предназначенные преимущественно для продвинутой летной подготовки, но способные нести до 2500 кг вооружения.
Выкатка Boeing 787 состоялась 8 июля 2007 года, а к июню 2009 года 56 компаний заказали 850 авиалайнеров.
Amidst a huge crowd of people, the first Boeing 787 Dreamliner, N787BA, was rolled out at Everett, Washington, on July 8, 2007.
Во время операции "Буря в пустыне" на борту каждого американского авианосца находилась эскадрилья самолетов РЭБ EA-6B Prowler.
Бомбардировщик Avro Vulcan B.Mk 1 XA903 использовался для летных испытаний двигателя Rolls-Royce Olympus 593, установленного впоследствии на авиалайнер Concorde. Первый полет доработанный в летающую лабораторию бомбардировщик выполнил 9 сентября 1966 года.
8 декабря 1966г.: Фредди Лейкер на пресс-конференции в аэропорту Гатвик объявил о создании авиакомпании "Laker Airways" - на первых порах ее парк включал два самолета Bristol Britannia, осуществлявших чартерные перевозки в выходные дни.
31 августа 1966г.: в Даксфорде (графство Суррей) пилот Билл Бэдфорд поднял в воздух Р. 1127 - первый из шести прототипов СВВП Hawker Siddeley Harrier.
X-15 - "Black Bullet ". 1 июля 1966г.: в 1963 году ВВС США одобрили выделение 5 млн долларов на оснащение экспериментального самолета X-15 внешними топливными баками, сбрасываемыми после выработки топлива на парашютах. Новый вариант получил обозначение X-15A-2 и совершил первый полет 1 июля 1966 года. 18 ноября 1966 года капитан Уильям Найт разогнал самолет до скорости 6840 км/час (М=6,33). 3 октября 1967г.: экспериментальный самолет North American X-15A-2, пилотируемый Уильямом Найтом (ВВС США), достиг скорости М=6,72 (7297 км/ч). Программа X-15 предназначалась для изучения условий полета на больших скоростях в верхних слоях земной атмосферы, на самолете ставились различные ракетные двигатели на жидком топливе.
17 марта 1966г.: первые полеты выполнил экспериментальный конвертоплан BELL X-22A, поднявшийся по-вертолетному на высоту 7,6 м.
Береговое и Бомбардировочное командования британских ВВС эксплуатировали несколько специальных модификаций Halifax. Среди них были и самолеты метеоразведки. На рисунке изображен один из таких самолетов - Halifax Met.Mk V из состава Берегового командования.
С активизацией дневных налетов бомбардировщики стали получать яркие отличительные знаки на хвостовом оперении, что облегчало полет в строю большой группой. На рисунке изображен самолет B.Mk VI из состава 346-й эскадрильи ВВС "Свободной Франции".
На фотографии запечатлен самолет модификации Halifax B.Mk II. Заметны небольшой размах крыла и двигатели Merlin, характерные для ранних самолетов данного типа, имевших небольшой потолок, что привело к неоправданно высоким потерям.
Финальный вылет Halifax в британских ВВС состоялся 17 марта 1952 года - последний самолет GR.Mk VI из 224-й эскадрильи перебазировался из Гибралтара в Великобританию.
Handley Page Halifax GR.VI.
Halifax больше подходил для роли транспортного самолета, чем Lancaster. В грузовой вариант C.Mk VIII было переоборудовано около 100 машин - каждая могла нести до 3630 кг различных грузов.
12 августа 1966г.: первый полет бизнес-джет Learjet 25 на восемь пассажиров, созданного на базе Learjet 24, но с удлиненным на 1,27 м фюзеляжем.
Конкурентом высокотехнологичного YC-14 выступал McDonnell Douglas YC-15.
Гражданский вариант Boeing Vertol Model 234
Марокканские F-5A/E активно использовались для штурмовки объектов повстанческой армии ПОЛИСАРИО, часть самолетов была сбита огнем ПЗРК и ЗРК. В 1980-1989 годах Марокко получила F-5E, снятые с вооружения ВВС США (сделку оплачивала Саудовская Аравия).
18 марта 1966г.: начались испытания единственного Wassmer WA-50, построенного из стекловолоконных материалов.
Model 76 стал первым в мире винтокрылом, но эксплуатировался преимущественно в интересах НАСА.
На переднем плане - F/A-18C Hornet (AA401), на котором лейтенант-коммандер Майкл Фокс из состава эскадрильи VFA-81 вместе со своим ведомым лейтенантом Монгилло одержали в воздушном бою победу над двумя истребителями Chengdu F-7.
В боевых действиях 1967 года три эскадрильи израильских ВВС имели каждая по одной спарке Mirage IIIBJ. На снимке: самолет 119-й эскадрильи. Четвертая спарка была поставлена уже после войны.
Mosquito из 464-й эскадрильи. На этом Mosquito FB.Mk VI (серийный номер MM404, бортовой - SB-T) сквадрон-лидер Макричи и флайт-лейтенант Сэмпсон совершили после удара по амьенской тюрьме вынужденную посадку в районе города Пуа. Под крылом можно было подвешивать две 227-кг бомбы.
Наиболее известной модификацией Mosquito стал FB.Mk VI (на снимке самолет из состава 143-й эскадрильи, Банф, Великобритания, 1945 год), вооруженный четырьмя 20-мм пушками, четырьмя пулеметами и способный нести две 113-кг бомбы в бомбоотсеке и две 227-кг бомбы или - как показано на снимке - восемь неуправляемых ракет под крылом. Данный самолет, PZ438, был в числе шести Mosquito 143-й эскадрильи, потерянных 15 января 1945 года во время налета на район Кармё-Марштейн (Норвегия). PZ438 был сбит Fw 190 над Лейрвиком, недалеко от Бёмло.
Истребитель-бомбардировщик Mosquito FB.Mk VI из состава 487-й эскадрильи новозеландских ВВС с подвешенными на подкрыльевых пилонах 250-фунтовыми авиабомбами.
Самолеты Берегового командования в течение всей войны наносили удары по кораблям и судам противника в открытом море и в портах. К операции могли привлекаться до 34 самолетов Mosquito. На снимке: Mosquito FB.Mk VI из 143-й эскадрильи наносит удар по судам противника в Санде-Фьорд, Норвегия, 4 апреля 1945 года. Во время этого удара на пяти судах возникли пожары.
Кадр кинопулемета - Mosquito выполняет горку после сброса бомб на цель.
Операция, проведенная летчиками 140-го авиакрыла, широко освещалась в прессе. На снимке: военные корреспонденты беседуют с летчиками 487-й эскадрильи сразу после возвращения с задания.
Mosquito PR.Mk XVI. Вторым по величине парком Mosquito в годы Второй мировой войны располагала 8-я американская Воздушная армия: 40 самолетов F-8 канадской постройки и не менее 80 самолетов PR.Mk XVI. Последние с начала 1944 года занимались фото- и метеоразведкой, а также решали задачи по радиоэлектронному противодействию.
Mosquito PR.Mk XVI (NS502/"M") из 544-й эскадрильи несет по одному 227-литровому ПТБ под каждой консолью крыла.
Первый опыт эксплуатации Mosquito оказался для американских летчиков не слишком удачным - канадские фоторазведчики F-8 имели низкие характеристики и практически не использовались.
Самой многочисленной фоторазведывательной модификацией Mosquito военных лет стал PR.Mk XVI, разрабатывавшийся параллельно с B.Mk XVI. На фотографии: самолет 681-й эскадрильи выполняет взлет, предположительно с аэродрома Дум-Дум (Индия), не ранее февраля 1944 года.
Фоторазведчик большой дальности PR.Mk 34 был создан на базе модификации Mk XVI специально для Дальнего Востока, но оставался в эксплуатации британских ВВС вплоть до 1955 года - изображенный здесь летящим над Малайей самолет PR.Mk 34A из 81-й эскадрильи с бортовым номером RG314 совершил 15 декабря 1955г. последний полет в рамках операции "Firedog".
Деревянная конструкция Mosquito оказалась малопригодной к эксплуатации в условиях тропического климата. Под воздействием влажности и высокой температуры коробились стенки лонжеронов, что в комплексе со снижением прочности клеевых соединений привело к ряду катастроф из-за разрушения конструкции. На снимке: подготовка разведчика Mosquito PR.Mk 34 к боевому вылету (Кокосовые острова, Тихоокеанский ТВД). (Бирма, 1945г. ???)
Mosquito PR.Mk 34/34А стал последним фоторазведчиком Mosquito, созданным в период Второй мировой войны. Машина предназначалась для Тихоокеанского ТВД и имела крыльевые топливные баки повышенной - в два раза - емкости, а также дополнительный бак в бомбоотсеке (это позволило довести дальность полета до 5632 км). Самолеты оснащались двигателями Merlin 113 и 114, а фоторазведывательное оборудование включало в себя два плановых АФА F.52 и перспективный АФА F.24. Производство велось в Лутоне компанией "Percival Aircraft Ltd". Первый самолет поднялся в воздух 4 декабря 1944 года, а всего до окончания войны были построены 50 PR.Mk 34/34А. После войны Mosquito PR.Mk 34/34А продолжали нести службу на Дальнем Востоке в составе 81-й эскадрильи британских ВВС, эксплуатировавшей также фоторазведчики Spitfire. Машины принимали участие в боевых действиях в Малайе в 1949 году, проводили картографирование Малайи, Явы и Таиланда. Mosquito 81-й эскадрильи несли службу до декабря 1955 года, когда ее фоторазведчик с серийным номером RG314 в последний раз поднялся в воздух. 81-й эскадрилье принадлежала честь отправить на заслуженный отдых три типа самолетов - Spitfire, затем Mosquito и Meteor.