Boeing YC-14
Страна: США
Год: 1976


Военно-транспортный самолет с коротким взлетом и посадкой, экипаж 2-4 человека
Подробности гнб прокладка здесь.
Описание
Фотографии
Boeing Model 953 (C-14)

  В 1971 году командование ВВС США приступило к разработке тактико-технических требований к новому транспортному самолету, предназначенному на замену турбовинтовым Lockheed C-130 Hercules. Программа получила обозначение AMST (Advanced Military STOL Transport), при этом в обязательном порядке требовалось обеспечить самолету возможность совершать короткие взлет и посадку.
  В начале 1972 года запросы на предоставление информации были направлены девяти американским компаниям, но для участия в тендере были отобраны только предложения "Boeing" (Model 953/YC-14) и "McDonnell Douglas" (YC-15).
  Boeing Model 953 отличался прямым крылом без разъемов, проектировавшимся с использованием суперкритических профилей. Турбореактивные двигатели были установлены над крылом, что уменьшило вероятность всасывания посторонних предметов с земли и, наряду с экранирующим эффектом крыла, позволило применить реверс тяги без образования пылегрязевых облаков при посадке на неподготовленные площадки.
  Выхлопная струя двигателя проходила над верхней поверхностью крыла и обдувала закрылок, отклонение которого меняло вектор тяги двигателя. Закрылки имели максимальный угол отклонения 70° и состояли из двух секций, передней и задней, которые при отклонении образовывали непрерывную криволинейную поверхность. Если один из двигателей не работал, то передняя часть соответствующего закрылка автоматически отклонялась, образуя щели между секциями и увеличивая подъемную силу, при этом значительно уменьшался момент крена. На участке же крыла, свободном от обдува потоком от двигателя, устанавливались обычные двухщелевые закрылки. Расположенные перед ними интерцепторы использовались для непосредственного управления подъемной силой, способствуя практически мгновенным изменениям угла траектории при заходе на посадку. Всю переднюю кромку крыла занимали щитки Крюгера.
  Первый из двух YC-14, предназначенных для программы испытаний, поднялся в воздух 9 августа 1976 года и вызвал положительные отклики у заказчика. В качестве полезной нагрузки в обычном варианте самолет мог брать 150 военнослужащих или 36 742 кг груза, а при использовании режима короткого взлета с ВПП длиной не более 572 м масса полезного груза снижалась до 12 247 кг.
  К концу лета 1977 года испытания были завершены и самолет вернули компании "Boeing", которая продолжила работы по его совершенствованию, но уже без государственного финансирования. Заказов также не поступило.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 953 (YC-14)

  Тип: военно-транспортный самолет с коротким взлетом и посадкой, экипаж 2-4 человека
  Силовая установка: два ТРДД General Electric YF103-GE-100 (CF6-50D) тягой no 226,86 кН
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 9145 м - 811 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 760 км/час; начальная скороподъемность 1935 м/мин; практический потолок 13 715 м; дальность 4828 км
  Масса: пустого 53 297 кг; максимальная взлетная 77111 кг (короткий взлет) или 107501 кг (нормальный взлет)
  Размеры: размах крыла 39,32 м; длина 40,13 м; высота 14,73 м; площадь крыла 163,69 м1
9 августа 1976г. Прототип тактического транспортника фирмы "Boeing", YC-14, впервые поднялся в воздух. YC-14 был построен по заказу ВВС США, желавших иметь транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой.
Конкурентом высокотехнологичного YC-14 выступал McDonnell Douglas YC-15.
В 1968 году ВВС США заказали усовершенствованный средний транспортный самолет КВП в качестве замены машины C-130. Две фирмы поставили свои прототипы - Boeing YC-14 (на снимке) и McDonnell Douglas YC-15, но проект закрыли.
Its rival in the U.S.A.F. 's AMST competition, the Boeing YC-14 second prototype 72-01874, provided a sizzling STOL demonstration, including a full 360-deg. climbing turn just after take-off
Boeing YC-14 01873, first of two prototypes built for the U.S.A.F.'s AMST competition, seen during its maiden flight from Seattle on 9th August
Models of the three proposals made to USAF for its CX heavy lift transport is shown here - from Boeing (shown), McDonnell Douglas and Lockheed. Although selection of a winning design had been set for 1 August, 1981, doubts surrounded the future of the programme as this issue went to press.
Boeing YC-14 advanced medium STOL transport
Boeing YC-14 advanced medium STOL transport