Мировая Авиация 148
-
Вертолет Ка-27ПЛ вступил в строй советского ВМФ в 1980-е годы. Советские вертолеты Ка-27 в основном окрашивались либо полностью в серый цвет, либо по более привлекательной бело-синей схеме, как показано на иллюстрации. Эта машина также несет эмблему ВМФ (флажок) на левом борту фюзеляжа.
Этот Ка-27ПЛ, обычно базирующийся на российском эсминце УРО "Адмирал Виноградов", сфотографирован во время многонациональных учений на палубе авианосца "Рейнджер"(CV 61) ВМФ США. На этом снимке видно, что у экипажа Ка-27 превосходный круговой обзор.
В 2011 году на вооружении все еще остается большое количество бывших советских вертолетов Ка-27 всех вариантов. По оценкам в строю ВМФ РФ и Украины эксплуатируются до 90 и 30 таких вертолетов, соответственно. На снимке показан российский спасательный вертолет Ка-27ПЛ.
Приспособленный для поисково-спасательных операций вертолет Ка-27ПС легко отличить по большой лебедке над сдвижной дверью кабины по левому борту. Эта модификация также получила увеличенный запас топлива по сравнению с противолодочным вариантом Ка-27ПЛ, плюс надувные баллоны для удержания машины на плаву при вынужденной посадке на воду.
Западные наблюдатели впервые увидели вертолет Ка-27 в конце 1981 года, когда два Ка-27ПЛ были сфотографированы на кормовой платформе эсминца "Удалой". Он стал первым эсминцем-ракетоносцем нового типа, вышедшим на учения в Балтийское море.
Четверка Ка-29ТБ летит в строю двумя парами. Версия "ТБ" - морской ударный вариант, спроектированный для поддержки высадки морского десанта и береговых операций. Он несет мощное вооружение из разнообразных УР, контейнеров с пушками и НАР. В основном такие вертолеты используются в ВМФ России и Украины.
Ка-32, сочетающий приличную грузоподъемность и универсальность, имеет широкое гражданское применение. Ка-32Т - базовый гражданский многоцелевой вариант.
Ка-32, сочетающий приличную грузоподъемность и универсальность, имеет широкое гражданское применение. Ка-32А12 - сертифицированная швейцарская версия.
Штурмовик Buccaneer из 2-й эскадрильи, несущий контейнер НАР SNEB под левой консолью крыла, дозаправляется от Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи. Всего был построен 31 самолет-заправщик раннего образца, включая один самолет с тремя точками дозаправки для испытаний, шесть двухточечных самолетов, переделанных из машин B.Mk 1A (служивших в 55-й эскадрилье), 10 трехточечных на базе машин B.Mk 1 (для 214-й эскадрильи) и 74 трехточечных на базе самолетов B.Mk 1A (для 55-й и 57-й эскадрилий). Важной особенностью самолетов Victor была собственная штанга дозаправки топливом, резко увеличивавшая его возможности.
Аэроплан Breguet Bre.19A2, на котором Орлинский совершил рекордный перелет Варшава - Токио. Вариант A2 изначально предназначался для разведки.
Модифицированный аэроплан Bre.19A2 большую часть маршрута от Токио до Варшавы летел с сильно поврежденным нижним крылом. В 1920-1930 годах Bre.19 благодаря своей огромной дальности полета установил немало рекордов.
Во время кризиса ВМФ США развернули в Карибском море три ударных и четыре противолодочных авиагруппы. Самолеты RF-8A Crusader из эскадрильи VFP-62 действовали с наиболее близкой к Кубе авиабазы Ки-Уэст, штат Флорида.
Первый прототип Nimrod с бортовым кодом XV148 впервые взлетел 23 мая 1967 года. На нем отсутствовала часть оборудования, БРЭО и хвостовая балка магнитного детектора, появившиеся на серийных вариантах.
В гигантские отсеки вооружения Nimrod MR.Mk 1 помещались 6120 кг боевой нагрузки на шести боковых стеллажах. Хвостовая часть фюзеляжа за этим отсеком использовалась для хранения и выброса гидроакустических буев и морских радиомаркеров.
Самолеты Nimrod MR.Mk 1 окрашивались по бело-серой цветовой схеме. С конца 1979 года парк машин MR.Mk 1 переоборудовали в стандарт MR.Mk 2 и перекрасили в цвета НАТО.
В 1971-1977 годах британские ВВС имели постоянную группировку самолетов Nimrod на Средиземном море в составе 203-й эскадрильи, базирующейся на мальтийской базе. Этот экземпляр, снятый в 1973 году, летал с авиабазы Гибралтар.
Established long-range maritime reconnaissance aircraft such as the Hawker Siddeley Nimrod (photo) and Lockheed P-3 Orion are far too expensive for territorial waters patrol work, largely due to their complex anti-submarine equipment which is not required for simple recce duties
В дополнение к задачам ПЛО этот Nimrod MR.Mk 1 использовался для поиска и спасения на большой дальности и для защиты территориальных вод Британии.
Во времена холодной войны самолеты Nimrod частенько встречались с субмаринами и надводными кораблями советского ВМФ. На этой фотографии MR.Mk 1 пролетает над эсминцем типа "Котлин".
Ныне закрытый проект Nimrod MRA.Mk 4 получил внушительный комплекс БРЭО. Лучшим вариантом для новой британской платформы морского поиска и разведки стало бы использование планера Global Express, уже принятого на вооружение ВВС под названием Sentinel.
Первый самолет Aurora (код 140101), окрашенный по схеме "высокой контрастности", с временной американской гражданской регистрацией во время заводских испытаний.
1 апреля 1999 года при праздновании 75-й годовщины ВВС Канады на некоторые самолеты нанесли коды и эмблемы времен войны. Этот самолет принадлежит 415-й эскадрилье "Swordfish" с базы Гринвуд.
Самолеты CP-140 принимают участие в соревнованиях "Fincastle" по морскому патрулированию, в которых состязаются самолеты из Австралии, Канады, Новой Зеландии и Британии. Эта машина из 407-й эскадрильи была специально окрашена для соревнований 1997 года.
Хотя за последние годы угроза подводных лодок снизилась, самолеты Aurora продолжают оставаться основой сил ПЛО на дальнем Севере. Самолеты из этой группировки также постоянно патрулируют вдоль одной из самых длинных в мире береговых линий.
CP-140A Arcturus
18 экземпляров Aurora были закуплены Канадой для замены 33 самолетов предыдущего поколения - Canadair CP-107 Argus. Очевидное сокращение парка было компенсировано расширенными возможностями машин нового типа.
Обычным делом для заправщиков Victor были трансатлантические перелеты в Канаду и США. На этой фотографии самолет K.Mk 2 из 57-й эскадрильи дозаправляет горючим два истребителя-бомбардировщика Tornado.
HAL Chetak - построенная по лицензии версия вертолета общего назначения Aerospatiale Alouette III. В Бангалоре построили по лицензии почти 600 вертолетов Lama и Alouette для всех трех видов ВС Индии.
В 1961-1962 годах самолеты U-2 налетали 459 часов в полетах над Кубой, предоставляя неоспоримые доказательства советской угрозы. Хотя к 1962 году уже появились спутники фоторазведки, они не могли делать фотографии такой высокой четкости, как самолеты U-2.
В основном разведчик RF-101 Voodoo совершал маловысотные разведывательные полеты ВВС США над Кубой. Самолеты Voodoo постоянно снабжали руководство США весьма красноречивыми снимками.
RATO: взлет с ракетными ускорителями. Самолет C-130T "Fat Albert" из пилотажной группы "Blue Angels" использовал блоки RATO лишь для зрелищности. Немецкие исследования ракетных ускорителей начались в 1920-х годах и привели к их массовому использованию во Второй мировой войне. В США разработкой блоков RATO (JATO) во время Второй мировой войны руководил Марвел Уайтсайд Парсонс.
Многие проекты ОКБ Антонова имели превосходные характеристики КВП, в том числе Ан-14, первоначально планировавшийся для замены устаревшего многоцелевого биплана Ан-2.
Большой парк индийских ударных машин Canberra включал заново построенные самолеты Mk 58, списанные из ВВС Новой Зеландии Mk 12 и переделанные из списанных британскими ВВС Mk 15 и Mk 66, а также 16 самолетов B(I).Mk 58. На снимке - машина B(I).Mk 58 с кодом IF930 (на переднем плане) летит в паре с B(l).Mk 66 с кодом F1021.
Canberra промежуточной версии B(I).Mk 6 летал в 213-й эскадрилье в течение 13 лет. На фотографии - пара самолетов из той эскадрильи, ясно видны подкрыльевые пилоны и контейнер с пушками, которым этот вариант отличался от версии B.Mk 6.
В проекте Ан-74 и его более раннем варианте Ан-72 использовалась компоновка, подобная самолету Boeing YC-14. Для обеспечения возможности укороченного взлета на нем для обдува крыла отбирается часть потока воздуха от выхлопа двигателей.
В фюзеляжах МиГ-21ПД и МиГ-23ПД (фото) были установлены по два подъемных реактивных двигателя, что позволяло им развивать скорость до М= 2-2,3, используя короткие взлет и посадку (КВП).
Вторая мировая война: техника короткого взлета на практике. Трофейный самолет Fi 156 Storch поступил в британские ВВС в 1943 году. Во время войны возможность укороченного разбега и пробега позволяла подобным самолетам (включая Lysander на снимке) действовать с коротких неподготовленных ВПП вблизи линии фронта.
Хотя фирма "Standard Aircraft" из штата Нью-Джерси по контракту поставляла части для британских серийных бипланов O/400, фактически эта компания построила в Америке семь самолетов с моторами Liberty. Эта машина в 1919 году участвовала в испытаниях по сбросу 907-кг бронебойных бомб.
Бомбардировщик Type O/400 выделялся своими размерами. Он мог поднять одну 748-кг бомбу, либо три бомбы по 249 или 236 кг, либо восемь бомб по 113-кг, либо 16 бомб по 51 кг на внутренней подвеске, а также две бомбы на внешней подвеске.
Внешне неказистый, но удачный польский самолет с коротким взлетом Wilga впервые взлетел в апреле 1962 года с шестицилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем Narkiewicz WN-6 мощностью 134 кВт (180л. с.). Кроме производства на заводе PZL Warszawa-Okecie в Польше, этот самолет выпускался по лицензии в Индонезии под названием Gelatik. Строилась также модель Wilga 88 с увеличенной полезной нагрузкой, усиленным шасси и измененным крылом. На рисунке изображена индонезийская машина.
Ан-28 - увеличенная модификация Ан-14 с турбовинтовыми двигателями.
Хотя лайнер F50 очень похож на своего предшественника, в его конструкцию внесены существенные изменения. Использование композиционных материалов, снижение массы и новые эффективные двигатели обеспечили самолету высокую экономичность, что привлекало авиаперевозчиков, в частности - компанию "Malaysia Airlines".
Компания "Sudan Airways" получила два лайнера F50 в августе 1989 года, а затем - еще два. Двигатели Pratt & Whitney PW125B с шестилопастными винтами Dowty позволяют этому самолету летать на 12% быстрее, чем F27.
Компания "Crossair" в 1990-1991 годах закупила пять F50. Этот самолет с кодом HB-IAN был зафрахтован ООН, сменив лайнер F27 с кодом HB-AAZ.
В компании DLT первый Fokker 50 начал регулярные рейсы в 1987 году. Позднее в этой фирме, переименованной в "Lufthansa CityLine", эксплуатировался самый большой парк машин данного типа. Свой последний F50 она списала в марте 1997 года.
B.Mk 1 (код XA922) стал шестым серийным самолетом и вторым, окрашенным по противоатомной белой схеме вместо серебристо-алюминиевой расцветки, принятой для первых четырех машин.
Эскадрилья №55. С 1 сентября 1960 года бомбардировочная эскадрилья №55 базировалась в Хонингтоне и летала на B.Mk 1A. 24 мая 1965 года ее перевели на базу Мархэм, откуда она действовала в качестве заправочной эскадрильи, сначала используя самолеты B.Mk 1 (K1P), а затем заправщики K.Mk 1A, которые прибыли в 1975 году. Эскадрилья оставалась последней строевой частью, вооруженной самолетами Victor, и была расформирована 15 октября 1993 года.
Обычным делом для заправщиков Victor были трансатлантические перелеты в Канаду и США. На этой фотографии самолет K.Mk 2 из 57-й эскадрильи дозаправляет горючим два истребителя-бомбардировщика Tornado.
Штурмовик Buccaneer из 2-й эскадрильи, несущий контейнер НАР SNEB под левой консолью крыла, дозаправляется от Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи. Всего был построен 31 самолет-заправщик раннего образца, включая один самолет с тремя точками дозаправки для испытаний, шесть двухточечных самолетов, переделанных из машин B.Mk 1A (служивших в 55-й эскадрилье), 10 трехточечных на базе машин B.Mk 1 (для 214-й эскадрильи) и 74 трехточечных на базе самолетов B.Mk 1A (для 55-й и 57-й эскадрилий). Важной особенностью самолетов Victor была собственная штанга дозаправки топливом, резко увеличивавшая его возможности.
Эскадрилья №15. Эскадрилью № 15 переформировали 1 сентября 1958 года в Коттесморе. 16 сентября она получила свой первый B.Mk 1. Эта часть в июле 1960 года первой получила оборудованные системами ECM/РЭБ самолеты B.Mk 1A и летала на них до расформирования 31 октября 1964 года.
Эскадрилья № 10 сначала летала на Canberra. 15 апреля 1958 года ее официально переформировали в Коттесморе для полетов на самолетах Victor B.Mk 1, хотя ее первый самолет прибыл на базу Ратленд еще 9 апреля. Эта эскадрилья служила в составе группы средних бомбардировщиков и была расформирована 1 марта 1964 года, а ее самолеты B.Mk 1A перевели в заправщики. Эскадрилья № 10 возродилась в июле 1966 года, получив транспортные самолеты VC10 C.Mk 1, на которых она летала еще в 2000 году.
Теоретически самолет Victor мог нести в своих просторных отсеках до 48 бомб калибра 454 кг, однако реальная максимальная нагрузка составляла 35 бомб - на 14 больше, чем у бомбардировщика Vulcan. На фотографии - предельная нагрузка, сбрасываемая самолетом B.Mk 1.
Самолет Victor B.Mk 1 с кодом XA930 использовался для испытаний штанги дозаправки топливом и подкрыльевых баков. В рамках этих испытаний он получил узлы для установки двух сбрасываемых ракетных ускорителей de Havilland Spectre, позволявших при взлете с массой 86 184 кг быстро набирать высоту. На фотографии запечатлен испытательный взлет с этими ускорителями, совершенный в Хатфилде 14 июля 1960 года.
Самолет B.Mk 2R, вооруженный ракетой Blue Steel, демонстрирует крутой взлет в процессе практических занятий. Ожидалось, что во время периода оперативного развертывания самолеты Victor поднимутся в воздух в пределах четырех минут после оповещения о начале войны.
Сначала эскадрилья №214 летала на заправщиках Valiant. 1 июля 1966 года ее переформировали в Мархэме в эскадрилью заправщиков Victor и перевооружили на K.Mk 1. Обозначения на киле включали эмблему эскадрильи - изображение птицы-козодоя. Эскадрилью расформировали 28 января 1977 года.
Знаки на носовых частях этих самолетов Victor представляют три разведывательные эскадрильи, базировавшиеся на аэродроме Уайтон в начале 1970-х годов: № 39 (Canberra PR.Mk 9), № 51 (Comet R.Mk 2/Nimrod R.Mk 1/Canberra) и № 543 (Victor SR.Mk 2).
Шесть самолетов Victor K.Mk 2 сняты на аэродроме Уайдэвейк на острове Асенсьон сразу после военных действий на Фолклендах. В ходе этого конфликта самолеты Victor выполнили много заданий по дозаправке при поддержке бомбардировщиков Vulcan, сбросу грузов с самолетов Hercules и патрулированию разведчиков Nimrod. Также они выполнили три полета по радиолокационной разведке еще до захвата острова Южная Джорджия. После войны самолеты Victor заправляли транспортные самолеты Hercules, совершавшие рейсы на Фолкленды вплоть до открытия в 1985 году авиабазы Маунт-Плезант, что позволило широкофюзеляжным транспортным самолетам садиться на Фолклендских островах.
Авиакрыло на базе Уиттеринг (100-я и 139-я эскадрильи). Самолеты Victor B.Mk 2 направили в 100-ю и 139-ю эскадрильи, сформированные 1 февраля и 1 мая 1962 года, соответственно. Первоначально на самолеты нанесли эмблемы частей (№ 100 - череп с костями, № 139 - секира с фасциями), но при переводе в Уиттеринг их заменили на желтого льва - эмблему крыла Уиттеринг. Эскадрилью № 100 расформировали 30 сентября 1968 года, а №139 - 31 декабря.
Разведывательный Victor SR.Mk 2 из 543-й эскадрильи раскрыл створки бомболюка для аэрофотосъемки. Переднюю часть его бомбового отсека занимал блок подсветки, содержавший САБ для ночной фотосъемки, в центральной части стоял главный пилон с АФА F.96 Mk 2, F.89 Mk 3 или F.49 Mk 4. За ним находился дополнительный топливный бак. Можно заметить отклоненный дефлектор перед бомбовым отсеком, который облегчал сброс боезапаса. Самолеты SR.Mk 2 использовали свои РЛС H2S Mk 9 в режиме фиксированного бокового обзора, а также несли РЛС бокового обзора Red Neck в подкрыльевых контейнерах. Большинство заданий они выполняли над морем.
Самолет с кодом XA918 был вторым серийным экземпляром Victor B.Mk 1. После первого полета 21 марта 1956 года его сохранили для проведения испытаний. Он стал первым самолетом, оснащенным заправочным оборудованием, получив подкрыльевые блоки HDU Mk 20 и выдвижной фюзеляжный блок HDU Mk 17. Испытания с перехватчиками English Electric Lightning F.Mk 2 из 19-й эскадрильи (на фотографии) проводились в августе 1964 года. Они позволили двухточечным заправщикам B(K).Mk 1, позднее B.Mk 1 (K2P), из сменившей специализацию 55-й эскадрильи оперативно начать дозаправку истребителей.
Эскадрилья № 543 получила свой первый самолет SR.Mk 2 на базе Уайтон 19 мая 1965 года и в августе достигла боеготовности. Эта часть занималась стратегической и морской разведкой до своего расформирования 24 мая 1974 года, когда эту задачу передали самолетам Vulcan B.Mk 2 (MRR) из 27-й эскадрильи. Самолет Victor SR.Mk 2 снят при посадке в Уайтоне. Он оснащен газоанализаторами для обнаружения дизельных подводных лодок по выхлопным газам (отборники проб воздуха).
Victor K.Mk 2. Для переделки в модификацию K.Mk 2 (также известную как Mod 5000) британцы выделили 21 самолет варианта Victor B.Mk 2R и восемь машин варианта SR.Mk 2. Они предназначались для замены машин K.Mk 1А в 55-й и 57-й эскадрильях. Но от переделки последних пяти самолетов отказались, оставив 24 машины. Программа создания новой модификации несколько задержалась в основном из-за ликвидации самой фирмы "Handley Page" 27 февраля 1970 года. Это произошло вскоре после согласования технических сторон программы. По странной прихоти судьбы именно завод главного конкурента "Handley Page" - компании "Hawker Siddeley" в Вудфорде - получил контракт на производство Victor K.Mk 2, а также на поддержку в рабочем состоянии уцелевших самолетов варианта Mk 1.
Victor K.Mk 2
Самолет XC-8A Augmentor Wing Buffalo с изменяемым вектором тяги. Для коммерческих полетов, выполняемых невдалеке от городских центров, очень важно использование технологии КВП.
Использование технологии увеличения подъемной силы позволило самолету QSRA C-8A агентства НАСА садиться на авианосец США "Китти-Хок" без аэрофинишера. В технологии QSRA сдув пограничного слоя с верхней поверхности крыла использовался для уменьшения взлетной дистанции и снижения шумового воздействия.
Самолет с кодом XA918 был вторым серийным экземпляром Victor B.Mk 1. После первого полета 21 марта 1956 года его сохранили для проведения испытаний. Он стал первым самолетом, оснащенным заправочным оборудованием, получив подкрыльевые блоки HDU Mk 20 и выдвижной фюзеляжный блок HDU Mk 17. Испытания с перехватчиками English Electric Lightning F.Mk 2 из 19-й эскадрильи (на фотографии) проводились в августе 1964 года. Они позволили двухточечным заправщикам B(K).Mk 1, позднее B.Mk 1 (K2P), из сменившей специализацию 55-й эскадрильи оперативно начать дозаправку истребителей.
После того как HA-31 Mk I Basant показал неутешительные характеристики, фирма "Hindustan" реконструировала этот самолет в версию HA-31 Mk II Basant. На фотографии показан первый серийный экземпляр Mk II. Ряд таких самолетов все еще эксплуатируется даже в 21-м веке.
Программа IJT продвигается, несмотря на ряд проблем. Лицензионная постройка УТС BAE Systems Hawk вместе с работой над другими самолетами позволила компании HAL набраться опыта, необходимого для создания этой машины.
Вертолет HAL Cheetah приняли на вооружение Армия и ВВС Индии. На фотографии показан армейский вариант. Кроме того, было продано много разнообразных гражданских машин.
Lancer - вариант вертолета Cheetah постройки индийского концерна HAL, разработанный для борьбы с партизанами. Он может вооружаться ракетами и пулеметами. В конце 1990-х годов эти машины участвовали в боях с пакистанцами в ходе пограничных конфликтов в спорной горной области Каргил в Кашмире.
Для эксплуатации в жарких условиях, с которыми столкнулись турецкие бипланы D.V, действующие в Палестине, потребовалось улучшить охлаждение мотора. Поэтому аэропланы оснастили дополнительными радиаторами, которые улучшили работу мотора, но слегка ухудшили аэродинамику.
В фюзеляжах МиГ-21ПД (фото) и МиГ-23ПД были установлены по два подъемных реактивных двигателя, что позволяло им развивать скорость до М= 2-2,3, используя короткие взлет и посадку (КВП).
Аппарат Hall Flying Automobile - одна из самых успешных попыток создания летающего автомобиля - был также известен как ConvAircar. Фирма "Convair" одно время планировала собрать до 1600 таких машин, чьи автомобильные блоки должны были продаваться, а летные комплекты - арендоваться. Но ConvAircar разбился в своем третьем полете, после чего программу закрыли.
К концу 2007 года на вооружении четырех видов ВС Индии имелось до 75 вертолетов ALH. Доступ в грузовую часть его кабины осуществляется через две большие сдвигаемые к хвостовой части боковые двери, а сзади - через створки в хвостовой части корпуса.
RATO: взлет с ракетными ускорителями. Самолеты Mirage IVP применяли 12 блоков RATO для ускорения взлета.
Болеслав Орлинский стоит у прототипа истребителя PZL P.24.
Вторая мировая война: техника короткого взлета на практике. Трофейный самолет Fi 156 Storch (на переднем плане) поступил в британские ВВС в 1943 году. Во время войны возможность укороченного разбега и пробега позволяла подобным самолетам (включая Lysander) действовать с коротких неподготовленных ВПП вблизи линии фронта. Рядом можно видеть менее известный американский самолет Stinson L-1 Vigilant.
По серийному номеру V169 эту машину можно идентифицировать как предпоследнюю из семи спасательных летающих лодок Hall PH-2.
В 1968 году ВВС США заказали усовершенствованный средний транспортный самолет КВП в качестве замены машины C-130. Две фирмы поставили свои прототипы - Boeing YC-14 (на снимке) и McDonnell Douglas YC-15, но проект закрыли.
В закрытом салоне самолет Metalplane перевозил до семи пассажиров, входивших и выходивших через дверь в левом борту в хвостовой части салона.
Первоначально в HPT-32 за двумя передними креслами могло устанавливаться третье сиденье, что позволяло применять этот самолет в качестве связной машины.
Бомбардировщик V/1500B отличался огромными размерами, что подтверждает этот снимок.
Handley Page V/1500
Вторая мировая война: техника короткого взлета на практике. Трофейный самолет Fi 156 Storch (на переднем плане) поступил в британские ВВС в 1943 году. Во время войны возможность укороченного разбега и пробега позволяла подобным самолетам (включая Lysander) действовать с коротких неподготовленных ВПП вблизи линии фронта. Рядом можно видеть менее известный американский самолет Stinson L-1 Vigilant.
Kawasaki Asuka. В Японии технология сдува пограничного слоя с верхней поверхности крыла исследовалась на специальном самолете Asuka, разработанном Национальной аэрокосмической лабораторией. Этот самолет, впервые взлетевший в октябре 1985 года, был сделан на базе военно-транспортного Kawasaki C-1, имел четыре двигателя MITI/NAL FJR710 и специальные закрылки. Asuka мог достичь высоты 10 м через 589 м от точки старта. Для посадки с той же высоты требовалось 495 м. Его скорость сваливания составляла всего 90 км/ч.
Kawasaki Asuka
Canberra B(I).Mk 8. ВВС Венесуэлы стали первым зарубежным заказчиком самолетов Canberra. Поставка разведчиков, бомбардировщиков и ударных вариантов началась с 1953 года. Самолет B(I).Mk 8 (код 4B-39) был поставлен в 1957 году в 39-ю эскадрилью 13-й бомбардировочной группы в Барселоне (штат Ансоатеги).
B(I).Mk 8 с кодом WT341 летал в ВВС Великобритании 17 лет. На этом снимке он окрашен в цвета 16-й эскадрильи, базировавшейся в Лаарбрухе. Основной задачей этих машин было нанесение тактических ядерных ударов.
Canberra (с кодом 452) был одним из шести самолетов B(I).Mk 12 первой партии, поставленной южноафриканским SAAF в 1963-1964 годах. Последний из них (код 456) был и самым последним из построенных самолетов Canberra.
Большой парк индийских ударных машин Canberra включал заново построенные самолеты Mk 58, списанные из ВВС Новой Зеландии Mk 12 и переделанные из списанных британскими ВВС Mk 15 и Mk 66, а также 16 самолетов B(I).Mk 58. На снимке - машина B(I).Mk 58 с кодом IF930 (на переднем плане) летит в паре с B(l).Mk 66 с кодом F1021.
Самолет с кодом VX185 должен был стать вторым прототипом версии Canberra PR.Mk 3, но его построили как прототип целеуказателя B.Mk 5. Однако и в этом варианте он не поступил на вооружение, а был перестроен в модификацию B(I).Mk 8, впервые взлетевшую 23 июля 1954 года.
В 1968 году ВВС США заказали усовершенствованный средний транспортный самолет КВП в качестве замены машины C-130. Две фирмы поставили свои прототипы - Boeing YC-14 и McDonnell Douglas YC-15 (на снимке), но проект закрыли.
CL II был обычным одностоечным бипланом с обшитым фанерой деревянным фюзеляжем и крыльями с полотняной обшивкой.
В исходной бипланной конфигурации это был аэроплан Halton H.A.C.1 Mayfly. Снимок сделан после первого полета.
Биплан Handley Page Type G с военно-морским номером 892 в своей окончательной конфигурации, 1915 год.
Явным признаком наличия у аэроплана Handley Page Type F ротативного мотора является капот, забрызганный касторовым маслом. Крыло серповидной формы было фирменным знаком ранних монопланов Handley Page, выпущенных до начала Первой мировой войны.
Болеслава Орлинского, учитывая его возраст, направили в учебную часть в качестве инструктора, но он по-прежнему пытался попасть в боевую часть. Вскоре его перевели в 305-ю эскадрилью британских ВВС (позднее стал ее командиром), где он совершил 49 боевых вылетов на машине Mosquito (на иллюстрации показан его самолет FB.Mk VI).