Westland Lysander
Варианты:
Westland - Lysander - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск
Описание:
Lysander
Westland Lysander
Фотографии:

Цветные фото (7)

Lysander

Многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками, одномоторный моноплан с верхним расположением крыла и неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Спроектирован в КБ фирмы "Уэстленд эйркрафт" под руководством А. Дэвенпорта и В. Петтера. Опытный образец "Лизандра" впервые взлетел 15 июля 1936 г. Серийный выпуск самолета был освоен с апреля 1938 г. Строился на заводах "Уэстленд" в Еовиле и "Нэйшнл стил кар корпорейшн" в Мелтоне (Канада). Всего выпущено 1674 экз. (с буксировщиками мишеней ТТ IIA).
Экипаж самолета - 2 чел. (у типов II(SD) и IIIA(SD) -1 чел.+2 чел. пассажиров). Вооружение 3-4x7,69, бомбы до 320 кг.
"Лизандр" состоял на вооружении в Великобритании с мая 1938 г., в Ирландии - с июля 1939 г., в Египте и Канаде-с сентября 1939 г., в Турции - с февраля 1940 г., в Финляндии - с марта 1940 г., в Индии - с августа 1941 г., в Португалии - с сентября 1943 г.
Выпускались три основные серийные боевые модификации:
  - "Лизандр" I с мотором "Меркьюри" XII, вооружение 3x7,69;
  - "Лизандр" II с мотором "Персеус" XII, вариант IIA с вооружением 4x7,69, в Канаде строились машины этого типа с отоплением кабины;
  - "Лизандр" III с мотором "Меркьюри" ХХ/30, имел варианты: IIIA с вооружением 4x7,69, III(SD) - специальный самолет связи без вооружения с лестницей на борту, IIIA(SD) - вариант предыдущего со стандартным вооружением, III(SCW) - вариант с увеличенной дальностью полета (с подвесным баком под фюзеляжем).
Перед началом Второй мировой войны "лизандры" базировались в метрополии, Египте и Палестине. При переброске британского экспедиционного корпуса во Францию вместе с ним туда прибыли четыре эскадрильи этих машин. В мае 1940 г. они как штурмовики и разведчики действовали в Бельгии, Голландии, Северной Франции. Позднее эти самолеты прикрывали эвакуацию из Дюнкерка. С июня 1940 г. "лизандры" вели разведку в Греции.
С апреля того же года они поддерживали наступление англичан и южноафриканцев на эфиопско-кенийской границе. Их там применяли и как штурмовики, в частности, при взятии Керена в феврале 1941 г. В декабре 1941 г. - январе 1942 г. английские "лизандры" действовали в Бирме. Там же до конца 1942 г. летали и индийские машины.
С июля 1940 г. "лизандры" начали использоваться спасательными подразделениями в метрополии. В этом качестве они служили до середины 1942 г. С сентября 1941 г. применялись для специальных операций - высадки агентов и выброски грузов в тылу у немцев. Эскадрильи и звенья специального назначения летали на них до августа 1944 г. в Европе, до апреля 1945 г. на Балканах, до октября 1945 г. на Дальнем Востоке. Финские "лизандры" с июля 1941 г. воевали в районе Ладожского озера как разведчики и легкие бомбардировщики. С середины войны они перешли на ночные полеты. Выведены в тыл в августе 1944 г.
"Лизандр" сняли с производства в январе 1942 г. Последние машины этого типа летали в ВВС Великобритании, Ирландии и Финляндии до 1946 г., в Египте - до 1947 г.


"Лизандр" I||
Размах:||15,25 м
Длина:||9,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x890 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2683 кг
Максимальная скорость:||352 км/ч
Практический потолок:||7900 м
Дальность:||965 км

Westland Lysander

Самым успешным изделием компании «Westland» стал самолет непосредственной поддержки сухопутных войск Lysander. Машина была широко известна под названием «Lizzie» и легко узнаваема благодаря высокорасположенному крылу и еще одному крылу, очень короткому, прикрепленному к главным стойкам шасси и предназначенному для подвески вооружения или груза. Первый из двух прототипов был облетан 15 июня 1936 года, а последующие успешные испытания привели к заключению контракта на 144 самолета. Самолет поступил на вооружение 16-й эскадрильи британских ВВС в июне 1938 года, став первым самолетом непосредственной поддержки сухопутных войск. Всего были построены 1652 машины; производство было прекращено в 1942 году.
  На начало Второй мировой войны Lysander стояли на вооружении семи эскадрилий, дислоцированных в метрополии. Причем самолет стал первым из британских самолетов, перебазированных во Францию в начале Второй мировой войны, и последним, принявшим участие в боях во Франции до эвакуации из Дюнкерка.
  После снятия с вооружения боевых эскадрилий самолеты применялись для обеспечения диверсионных и разведывательных операций, доставляя в Европу диверсантов и различные грузы, а также решали поисково-спасательные задачи и применялись в качестве буксировщиков мишеней. В Бирме Lysander использовались до конца 1943 года, а также состояли на вооружении 27 дислоцированных в метрополии эскадрилий (включая одну эскадрилью калибровки РЛС, четыре эскадрильи специального назначения и шесть поисково-спасательных), четырех эскадрилий на Ближнем Востоке и двух - в Индии.


Варианты

  Lysander Mk I: первоначальный серийный вариант со звездообразным двигателем Bristol Mercury XII мощностью 890 л. с.; построено 169
  Lysander Mk II: аналог Lysander Mk I с двигателем Bristol Perseus XII мощностью 905 л.с.; закупались Францией (1 самолет), Ирландией (6) и Турцией (36); около 20 самолетов британских ВВС позже были переданы ВВС Свободной Франции; один был передан компании «National Steel Car Corporation» (затем «Victory Aircraft») из Молтона, провинция Онтарио, как образец для лицензионного производства 75 самолетов с двигателями Perseus XII
  Lysander Mk III: аналог Lysander Mk I со звездообразным двигателем Bristol Mercury XX; компания «Westland» построила 367 самолетов, a 150 были построены по лицензии в Канаде
  Lysander Mk IIIA: аналог Mk III, но с двигателем Mercury 30 и дополнительным пулеметом в задней кабине; 347 самолетов, в том числе для ВВС Свободной Франции (1 самолет), Португалии (8) и ВВС Армии США (2)
  Lysander Mk III (SCW): самолеты Mk III и Mk IIIA, переделанные для проведения секретных операций - доставки агентов и диверсантов на вражескую территорию; имел дополнительный запас топлива и трап в хвостовой части кабины с левой стороны; в «секретном» варианте имел обозначения Mk III (SD) и Mk IIA (SD)
  Lysander TT.Mk I: самолет Mk I после переоборудования в буксировщик мишеней
  Lysander TT.Mk II: самолет Mk II после переоборудования в буксировщик мишеней
  Lysander TT.Mk III: самолеты Mk I/II/III, переоборудованные в буксировщики мишеней
  Lysander TT.Mk IIIA: 100 новых серийных буксировщиков мишеней, оснащенных двигателями Mercury 30


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Lysander Mk III

  Тип: самолет непосредственной поддержки сухопутных войск
  Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Mercury XX мощностью 870 л. с. (649 кВт)
  Силовая установка: максимальная скорость на высоте 1525 м - 341 км/ч; практический потолок 6555 м; дальность 966 км
  Масса: пустого 1980 кг; максимальная взлетная 2866 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 9,30 м; высота 4,42 м; площадь крыла 14,15 м2
  Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета Browning (по одному в каждом обтекателе шасси и два на управляемой установке в задней кабине), плюс до 227 кг бомб
Многоцелевой самолет Westland Lysander Mk.III в окраске подразделения Special Operations Executive ВВС Великобритании. На таких машинах осуществлялись ночные спецполеты на территорию оккупированной Франции
The Lysander III R9003 which was restored to flying condition in Canada during 1967 by a team led by Captain Bernard M Lapointe. Three derelict airframes and a new set of wings were used in the project and the Lysander, with a Bristol Mercury XX engine, flew again on 29 December 1967 after some 23 years on the ground. It is now an exhibit in the Canadian National Aeronautial Collection.
Разведчик Уэстленд "Лизандр" (Англия)
Вторая мировая война: техника короткого взлета на практике. Трофейный самолет Fi 156 Storch поступил в британские ВВС в 1943 году. Во время войны возможность укороченного разбега и пробега позволяла подобным самолетам (включая Lysander на снимке) действовать с коротких неподготовленных ВПП вблизи линии фронта.
AIR PORTRAITS' superb centre-spread is reproduced this month to mark the 50th anniversary of the prototype Lysander's first flight, made on June 15, 1936. Our photograph of the Strathallan Lysander was taken earlier this year.