Airspeed Oxford / AS.10
Варианты:
Airspeed - Oxford / AS.10 - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937


Трехместный учебный самолет
Описание:
Oxford / AS.10
Airspeed AS.10 Oxford
Flight, April 1937
UP FOR SCHOOLS
Фотографии

Oxford / AS.10

Военный учебно-тренировочный, транспортный и санитарный самолет. Двухмоторный моноплан деревянной конструкции с убирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Эйрспид" под руководством X. Тилтмэна на базе пассажирской машины AS.6E "Энвой" III (экипаж 1 чел. и 8 пассажиров, серийно строилась с 1935 г.). Самолет AS.10, ставший опытным образцом "Оксфорда", впервые поднялся в небо 19 июня 1937 г. Серийное производство развернули с ноября 1937 г. "Оксфорд" строился на заводах "Эйрспид" в Портсмуте и Крайстчерче, "Де Хевилленд" в Хэтфилде, "Персивэл эйркрафт" в Лютоне, "Стэндард моторз" в Ковентри. Всего выпущено 8568 экз. (по другим источникам - 8586 экз.).
Число мест - 3 - 6 (в зависимости от варианта). Вооружение 1x7,69 (ставилось только на части машин модификации I), бомбы до 70 кг (полевые переделки до 225 кг).
"Оксфорд" состоял на вооружении в Великобритании (ВВС - с ноября 1937 г., морской авиации - с июня 1942 г.), Новой Зеландии - с лета 1938 г., в Австралии, Египте, Иране, Канаде, Португалии, Родезии, Турции, Южно-Африканском Союзе - с 1940 г., в частях ВВС армии США и "Свободной Франции" - с 1942 г.
Серийно выпускались следующие варианты:
  - "Оксфорд" I с моторами "Чита" X, учебно-тренировочный, экипаж - 3 чел., часть самолетов с вооружением 1x7,69, бомбы до 70 кг, экспортный вариант именовался AS.42;
  - "Оксфорд" II, учебный и транспортный, без турели и бомбодержателей;
  - "Оксфорд" V (AS.46) с моторами R-985-AN6 для экспорта в Канаду и Родезию.
Британские Королевские ВВС с конца 1937 г. использовали "Оксфорд" для обучения пилотов многомоторных машин, штурманов, радистов и воздушных стрелков. С лета 1940 г. их стали применять и как легкие транспортные самолеты, в первую очередь для перевозки высшего командного состава и государственных чиновников в метрополии. Позднее "оксфорды" эксплуатировали подобным образом и в других регионах. Как транспортные обычно служили самолеты модификации II, но применялись и другие, в т.ч., и типа I с вооружением. Часть машин выпустили в специальном санитарном исполнении. В мае 1941 г. "оксфорды" учебного центра в Хаббании (Ирак) во время мятежа Рашида Али бомбили и обстреливали позиции иракских войск.
Морская авиация Великобритании использовала эти самолеты только в учебных целях - для подготовки радистов и штурманов.
В других странах "оксфорды" в равной мере являлись и учебными, и транспортными. В Новой Зеландии в 1942 г. их оснастили подвеской глубинных бомб и они патрулировали побережье в поисках японских подводных лодок. Части ВВС армии США, базировавшиеся в Англии, получили несколько "оксфордов" для местных перевозок. Как транспортные их эксплуатировали и французы.
Вместе с "оксфордами" для военных перевозок применялись и реквизированные гражданские "энвои". Британские ВВС имели их в составе "Королевского звена" (спецподразделения для перевозки высших должностных лиц государства) и транспортных частей в Индии. В середине 1930-х гг. выпустили небольшие серии военного варианта "Энвоя" для ВВС Великобритании и Южно-Африканского Союза (последние с вооружением 2x7,69, бомбы до 70 кг). Обыкновенные гражданские "энвои" использовали ВВС Финляндии (типа AS.6E) и морская авиация Японии (типа AS.6K).
Производство военных "оксфордов" прекратили в июле 1945 г., вместо них по конвейеру пошли модернизированные пассажирские AS.65 "Консул".
После войны значительное количество машин, ставших лишними, продали, в том числе и за границу. Греческие ВВС применяли "оксфорды" как связные, транспортные и санитарные самолеты в ходе гражданской войны в 1948 - 1949 гг.
Американцы сдали переданные им "оксфорды" в июле 1945 г. Британская авиация сняла их с вооружения в 1954 г.,


"Оксфорд" I||
Размах:||16,25 м
Длина:||10,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x355 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3447 кг
Максимальная скорость:||293 км/ч
Практический потолок:||5945 м
Дальность:||885 км

Airspeed AS.10 Oxford

В 1936 году фирма "Airspeed" приняла участие в конкурсе, объявленном Министерством авиации, по созданию двухмоторного учебного самолета по спецификации (техническому заданию)Т.23/36. Проект был создан на базе удачного самолета AS.6 Envoy.
  Прототип AS.10 совершил первый полет 19 июня 1937 года, а уже в ноябре была поставлена партия из шести серийных машин. Четыре машины получила Центральная летная школа RAF, а еще два - 11-я летная школа. Oxford сохранил конструкцию своего предшественника. Изменениям подверглась силовая установка и внутренняя компоновка кабины. Кроме того, на Oxford Mk I была установлена турель Armstrong Whitworth с одним 7,7-мм пулеметом для обучения воздушных стрелков.
  Во время Второй мировой войны Oxford выпускался в больших количествах и широко использовался для подготовки авиаторов в рамках Имперской тренировочной программы (Empire AirTraining Scheme, EATS). В стандартной конфигурации он был трехместным, но наряду с сиденьями курсанта и инструктора на нем предусматривались рабочие места для обучения воздушного стрелка, бомбардира, штурмана и радиста. На всех серийных машинах было установлено сдвоенное управление, что позволяло использовать их в качестве учебно-тренировочных. Когда снимался комплект управления второго пилота, то на освободившемся месте мог разместиться в лежачем положении бомбардир. Учебные дымовые бомбы размещались в нишах центроплана. Также кресло второго пилота можно было откатить назад и поднять прикрепленный к борту фюзеляжа с помощью петель столик для тренировки штурманов. Повернутое назад кресло позади места второго пилота предназначалось для радиста. Кроме того, самолет мог оснащаться непрозрачным колпаком, позволявшим проводить обучение полетам по приборам.
  Самолеты модификаций Oxford Mk I (общего назначения, для подготовки бомбардиров и стрелков) и Oxford Mk II (для обучения пилотов, радистов и штурманов) были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Cheetah X, мощностью по 375 л. с. Oxford Mk V, предназначенный для тех же задач, что и Oxford Mk II, оснащался парой моторов Pratt & Whitney R-985-AN-6 Wasp Juniors, мощностью по 450л.с. На Oxford Mk III, построенном в единственном экземпляре, стояли моторы Cheetah XV мощностью по 425 л. с. Oxford Mk IV, предназначенный для тренировки пилотов, так и не был построен. В порядке эксперимента один Oxford Mk II оснастили рядными моторами жидкостного охлаждения de Havilland Gipsy Queen, мощностью по 250 л. с. Кроме того, на один Oxford Mk I установили специальное шасси McLaren, основные стойки которого могли смещаться при взлете и посадке на определенный угол, в зависимости от силы ветра. А еще одну машину оборудовали двухкилевым оперением для проведения испытаний на штопор.
  Вторая мировая война создала огромный спрос на эти самолеты, использовавшиеся не только RAF, но и странами, участвовавшими в подготовке авиаторов по программе EATS. Несколько машин достались ВВС "Свободной Франции". Подразделения американских ВВС в Европе получили небольшое количество Oxford в рамках "обратного ленд-лиза". Много машин переоборудовали в санитарный вариант. Британские ВМС также использовали Oxford, сформировав в 1942 году 758-ю эскадрилью для обучения "слепым" полетам.
  Фирма "Airspeed", выпустившая 4961 Oxford, не могла в полной мере удовлетворить спрос на эти самолеты. Поэтому к их постройке были привлечены другие компании: "de Havilland" (построила 1515 машин), "Percival Aircraft" (1360) и "Standard Motors" (750). В общей сложности было построено 8586 самолетов этого типа. Последнюю машину "Airspeed" выпустила в июле 1945 года. Oxford использовались в летных школах RAF до 1954 года. После войны много этих машин было поставлено голландским ВВС.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Airspeed AS.10 Oxford Mk V

  Тип: трехместный учебный самолет
  Силовая установка: два мотора воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985-AN-6 Wasp Junior, взлетной мощностью по 450 л. с. (335,5 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 325 км/ч на высоте 1250 м; скороподъемность у земли 610 м/мин; время набора высоты 3050 м - 6 минут; потолок 6400 м; дальность полета 1127 км
  Масса: пустого снаряженного 2572 кг; максимальная взлетная 3269 кг
  Размеры: размах крыла 16,26 м; длина 10,52 м; высота 3,38 м; площадь крыла 32,33 м

Flight, April 1937

UP FOR SCHOOLS
The Airspeed Oxford: A Twin-engined Trainer for the Service

  "OXFORD" is the name chosen for the Airspeed twin-engined, advanced training monoplane now in large-scale production for the R.A.F. Essentially, the machine resembles the Envoy, and its military or "Convertible" variation, but it incorporates a number of innovations, notably in the nose portion, where greater width permits dual control.
  Not only will the Oxford be an admirable intermediate type for the training of pilots destined to fly high-performance multi-engined machines, but its layout permits instruction and practice in navigation, gunnery and bombing. An Armstrong-Whitworth gun turret is fitted.
  The engines of the production Oxford will be Armstrong Siddeley Cheetah IXs, rated at 310 h.p. at 6,000ft. (350 h.p. maximum). These units will be of the newest type, adapted to drive De Havilland variable-pitch airscrews.
  The first production Oxford should soon be flying.
Чтобы облегчить опознавание, нижние поверхности учебно-тренировочных Oxford окрашивались в ярко-желтый цвет, а на борта наносились крупные буквенные коды красного цвета.
Oxford Mk.II Королевских Индийских ВВС, 1947г. Нес один из ранних вариантов опознавательных знаков
The Airspeed "Oxford" Advanced Training Monoplane (two 375 h.p. Armstrong Siddeley "Cheetah X" engines).
The prototype Oxford, L4534, during its appearance at the RAF Pageant at Hendon in June 1937. Note the “New Type” number on the nose and mid-fuselage.
FOR MULTI-ENGINE TRAINING: The Oxford, a military development of the Airspeed Envoy, made its bow to the public at Hendon on Saturday. It provides for general training in the flying of the larger types of aircraft, in gunnery, in bombing, photography and other duties.
"Оксфорд" I в музее в Сейфорде, декабрь 1963 г.
Oxford Mk I L4543, from the first batch, up from Portsmouth in March 1938.
Three of the first production Oxfords with No 11 FTS, Wittering, Northants, in March 1938. Note the dorsal turret on L4544.
Oxford Is L4541-L4544 at Portsmouth, awaiting delivery to No 11 FTS.
Factory-fresh Oxford I L4576.
Oxfords of No 3 FTS, South Cerney, in 1938.
Another group of Mk Is of No 3 FTS.
Camouflaged Oxfords of 3 FTS in July 1939.
The Airspeed Oxford II Advanced Training Monoplane (two Armstrong Siddeley Cheetah X engines).
Самолеты Oxford, служившие в британских ВВС, использовались для решения широкого круга задач, основной из которых была подготовка штурманов и радистов. Все эти самолеты несли стандартный коричнево-зеленый камуфляж на верхних поверхностях.
The sole Oxford III, P1864, was used by Armstrong Siddeley as a development aircraft for the Cheetah XV engine.
Oxford IIs P8833 and P8832 were equipped as ambulances.
With a large unprefixed serial this photograph of an S.A.A.F. Oxford T.2 might well be taken for an R.C.A.F. machine, but in actual fact its roundel centre of orange would have would have proved its true identity.
Oxford Mk V AS592 served in the UK as a development aircraft. One of the two intakes fitted to each Wasp Junior cowling can be seen.
THE AIRSPEED OXFORD FITTED WITH ARMSTRONG SIDDELEY CHEETAH X ENGINES COWLED WITH FAIRING RINGS by NORTHERN AIRCRAFT & ENGINEERING PRODUCTS Itd.
*
Oxford I AS504 was tested with a pair of Gipsy Queens in 1940.
Airspeed Oxford MP425/G-AITB awaits its turn for restoration.
Airspeed Oxford G-AITB is being restored at the RAF Museum’s outstation at Cardington after many years in storage. Work is currently concentrated on the centre-section ply skin.
Oxford II 1511 at Camp Borden on March 1, 1940 after a night flying incident. Fg Off Clark came out of it with only a broken nose.
THE R.A.F.'s NEW TWIN-ENGINED TRAINER
Airspeed Oxford I
The Airspeed Oxford Advanced Trainer