Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.IX / XVI
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Цветные фото (78)

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IX: вариант Spitfire Mk V с двухступенчатым Merlin 61,63 или 70; крыло LF, F или HF, вооружение B, C или E; построено 5665
   Spitfire Mk XVI: как Spitfire Mk IX, но с мотором Packard Merlin 226, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 1054
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk IX

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 61 мощностью 1565 л. с (1167 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 657 км/ч; время набора высоты 6096 м - 5,7 мин; практический потолок 13106 м; максимальная дальность с подвесными баками до 1577 км;
   Масса: пустого 2639 кг; снаряженного 3309 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,30 м; высота 3,85 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 120 снарядов и четыре 7,7-мм пулемета Browning Mk II с боекомплектом по 600 патронов
Хотя для использования на заморских театрах военных действий предназначался Mk VIII, небольшое количество Mk IX применялось на Средиземноморье. На фотографии: истребители Mk IX из 241-й эскадрильи в полете над Италией, 1944 год.
Spitfire Mk IX RR232 heads south-west over the western tip of the Isle of Wight in late March 2016 - the chalk stacks of The Needles are just off the bottom of the picture. The fortifications of the island’s Needles Battery are clearly visible at lower right, while in the upper right-hand corner of the image is the edge of the High Down Test Site, where Black Knight and Black Arrow rockets were ground-fired in static test gantries during the 1950s and 1960s.
The Helldiver photographed on the same day in company with the CAF’s Spitfire IX MK297, flown by Howard Pardue, and the Canadian Warplane Heritage Grumman TBM-3G Avenger C-GCWG, flown by Don McNall.
ARTHUR GIBSON'S picture depicts the Booker-based Spitfire IX MH434/G-ASJV in the hands of former Red Arrows leader Ray Hannah.
Tracing exactly which Spitfire is which presents a challenge, as all examples used in the film, both static and airworthy, were painted with a finite set of spurious identities applied to most of the aircraft at different times. With a four-bladed propeller, six tubular exhaust stubs, four-aperture wheel-hubs and a small dipole aerial fitted to the underside of the rear fuselage, this is almost certainly Spitfire IX MH434 painted as “N3314/AI-E”.
In 1967-68 surviving Spitfires were rounded up for use in the film Battle of Britain. One is the subject of our plate and was photographed by RICHARD RIDING at Bovingdon in September 1968. Most of the Spitfires changed their film identities and the Spitfire was masquerading as N3314, actually a Defiant, and the code letters AI-E were suitably employed in the film as the squadron was unknown during World War Two.
JIM LARSEN'S superb photograph depicts Supermarine Spitfire HFIXC N1882/ MK297, now flying with the Confederate Air Force at Harlingen, Texas. Previously G-ASSD in Britain, it took part in the Battle of Britain film in 1968.
The Confederate Air Force Supermarine Spitfire HF IXC N1882/MK297 flying from its base at Harlington, Texas
Seen over Duxford on April 30, 1990, in Battle of Britain-era disguise for the filming of the London Weekend Television production Forgotten hero, are (from left) Spitfire IXB MH434, operated by the Old Flying Machine Company (OFMC), the Fighter Collection's Mk IXC ML417 and ex-Italian Mk VIIIC MT719. The clipped-wing ML417 had been refitted with the elliptical wingtips it wore for the film­ing of Piece of cake in 1988.
Seen in its initial demonstrator colour scheme, prior to receiving its current grey camouflage, the prototype L-139 formates on Spitfire LF IXE G-BLCK in its original markings as TE566/'DU-A', 312 Sqn Czech Air Force.
This photograph was especially taken for Aeroplane Monthly by RICHARD WINSLADE to mark the 50th anniversary of the first flight of the Spitfire. The Battle of Britain Memorial Flight's Spitfire II is seen in the hands of Wg Cdr J Ward on his arrival over Southampton on March 5, 1986. He is escorted by Roland Fraissmet's Spitfire PR XI and Naifire's Spitfire IX. All three Spitfires attended the Spitfire Society's 50th anniversary celebrations held that day at Eastleigh.
Самолет версии Mk XVI (фото) прибыл из Британии в 1988 году и перешел в авиамузей Темора в апреле 2006 года.
Stuart Goldspink flying the Alpine Fighter Collection’s Hurricane II P3351 (ZK-TPL) near Wanaka, New Zealand, in April 2006. Alongside is AFC's Spitfire XVI TB863 (ZK-XVI), flown by Nigel Lamb. ZK-TPL was built as a Mk.I
Specially adorned for 349 Squadron's 60th Anniversary and carrying a typical air defence combat load, F-16 FA-106 formates on OFMC's Spitfire IX MH434, flown by Lee Proudfoot.
Lee Proudfoot bringing MH434 over Lkeine-Brogel Air Base on July 18, 2002.
MH434 over northern Belgium on July 18, 2002.
J.P. Dubois' wooden Spitfire replica "BS359".
Истребитель Супермарин "Спитфайр" Mk IX (Англия)
Two South African Air Force Harvards escorting Supermarine Spitfire LF. IX PT672 Evelyn. Built as Spitfire LF IX MA793 at Castle Bromwich in 1943, this aircraft went to South Africa in 1948. In 1975 it was painstakingly restored to airworthy condition to represent SAAF Spitfire PT672.
Another of john DIBBS'S superb pictures of the Old Flying Machine Company's Duxford-based Spitfire IX MH434, which celebrated its 50th birthday this year. The aircraft is seen high above Wyton in the hands of Mark Hanna.
The world's most photographed airworthy Spitfire, Nalfire Aviation's Spitfire LF.IXB MH434 It is pictured flying in the Duxford area in May last year in the hands of Mark Hanna.
The Old Flying Machine Company's Spitfire IX MH434 celebrated its 50th birthday with a flying afternoon at Duxford on July 25, 1993. Now back in its 222 (Natal) Squadron markings, the fighter was photographed over Wyton, in the hands of Mark Hanna, by JOHN DIBBS
Mk IX был самым удачным вариантом с мотором Merlin и самым массовым из Spitfire. Фотография этого MH434 сделана в Великобритании в 2013 году.
Истребитель «Спитфайр» "Спитфайр" LF IXC из коллекции авиационного музея в Даксфорде, сохранившийся в летном состоянии до наших дней
Supermarine Spitfire Mk IXB из коллекции OFMC - заслуженный боевой ветеран, начавший службу в 1943 году. Эта машина снялась в нескольких фильмах, включая "Битва за Британию" и "Далекая переправа".
Spitfire является для англичан символом их военной авиации, и его выступления встречают с большим энтузиазмом. Принадлежащий OFMC самолет MH434, несомненно, является самым известным в мире из всех летных Spitfire.
Display pilots Rolf Meum (left), Mark Hanna and Ray Hanna with a 222 (Natal) Sqn “scoreboard” in front of Spitfire MH434.
Spitfire, принадлежащий OFMC, во время войны совершил 79 боевых вылетов в составе британских ВВС, а в 1947 году был передан Королевским ВВС Нидерландов.
Стоимость содержания и эксплуатации старых самолетов по карману немногим частным владельцем, поэтому они часто привлекают спонсоров. Часовая фирма "Breitling" оказала значительную поддержку OFMC в 1999-2003 годах, став спонсором демонстрационной группы "Breitling Fighters". На снимке: машины Mustang, Corsair, Spitfire и P-40 во время демонстрационного полета в Даксфорде в 2001 году.
Darrell Wynne has captured the theme of a 'passion for aviation' in this timeless silhouette of four warbirds displaying at the Imperial War Museum's Duxford Airfield, Cambridgeshire.
A new Canadian Forces Heritage Flight, introduced in 2008, comprising a Supermarine Spitfire Mk.IX and Boeing CF-188A Hornet, is pictured at the Canadian International Air Show at Ontario Place, Toronto, on September 1, 2008. The Spitfire Mk.IX (c/n CBAF 8185) C-FFLC, 'SH-L', is from the Russell Group, based at Niagara Falls, Ontario, and the CF-188A Hornet 188703 is on the strength of the 425 Tactical Fighter Squadron, 3 Wing, CFB Bagotville, Quebec.
The presence of the F-35s at Volkel Air Force Days made this unique formation possible. F-16AM J-642 carries special tail markings to celebrate 40 service years of the type within the KLu. Spitfire XVI TB885/G-CKUE recently started flying in the Netherlands.
The CWH Lancaster is seen on its first public flight on 24 September last, when it was accompanied by the CWH Hurricane and Cliff Robertson's Spitfire IX.
Four generations of Dutch fighters; two British and two American. The Spitfire looks magnificent leading the formation.
Групповой пилотаж истребителей позволяет наглядно оценить маневренность различных типов машин. На снимке P-51D и Spitfire Mk IXB OFMC выполняют очередной маневр.
Nalfire Aviation’s Spitfire IX MH434/G-ASJV was photographed in the summer of 1985
Ветераны Spitfire и Lancaster готовятся к демполету
Супермарин «Спитфайр»
Раритетный истребитель "Спитфайр" Mk.IX
Supermarine Spitfire IX MK805 was scheduled to go to the Italian Air Force Museum at Vigna di Valle during September 1989 for static display. Following a long-term restoration by the Italian Air Force at Lecce, it has been in the hands of the Rome-based Gruppo Amici Velivoli Storici since January for finishing work.
Spitfire IX MK732/G-HVDM made its first post-restoration flight at Lydd, Kent, on June 10, 1993. The aircraft is available for airshows and corporate functions in the UK care of Steve Atkins on 0860536950. With the loss of one Spitfire to a crash in 1992 and one to a fire in 1993, MK732 becomes the 41st Spitfire currently airworthy.
Истребитель «Спитфайр»
People want to see historic aircraft fly, and not just at airshows. This is the Goodwood Revival.
Pilots and crew pose by their warbirds following their displays at the opening ceremony.
Several historic military aircraft visited Brisbane as part of the inauguration celebrations.
Still airworthy in Israel and kept by the IDF/AF Museum, Spitfire LF IXe ‘57’ (4X-FOG), but was built as TE554. Not a ‘1948 Vintage’ machine, it became 2057 with the IDF/AF.
Still airworthy in Israel and kept by the IDF/AF Museum, Spitfire LF IXe ‘57’ has the civilian registration 4X-FOG, but was built as TE554. Not a ‘1948 Vintage’ machine, becoming 2057 with the IDF/AF, it nevertheless richly deserves illustrating!
Well-known Spitfire IX 57 (civil registration 4X-FOG) is maintained in airworthy condition.
Powerful line-up on the ramp in the September sun, 1998. P-51D Mustangs 53 and 38 with Spitfire IX 78 in the foreground.
... а вот на британских самолетах в конце войны крыльевые опознавательные знаки, наоборот, вновь обрели былую яркость
The newly-restored RW382 up from its Audley End base in August this year.
Historic Flying Ltd’s first Spitfire rebuild, Spitfire LF. XVIE RW382, flying from Audley End during August 1991.
Wing Commander Chris Ball, Officer Commanding 72(F) Sqn, believes the best trained pilots also have an appreciation for what came before. He flew Texan ZM325 alongside RAF Battle of Britain Memorial Flight Spitfire Mk XVI TE311 in July 2020, marking the 80th anniversary of that seminal engagement. Air Commodore Mark Flewin, RAF Typhoon Force Commander, was at the Spitfire’s controls
PAUL CORDWELL’S fine portrait of Woodson K. Woods’ immaculate Supermarine Spitfire LF Mk 16, SL271, over Arizona in 1978.
Another superb picture by RICHARD PAVER of Supermarine Spitfire LF.XVIE TD248/G-OXVI. Recently completed for collector Eddie Coventry, chairman of BAC Windows, TD248 is painted in a stunning and very individual colour scheme originally worn by a 41 Sqn Spitfire Mk 21 in 1947. It is seen here being flown by Flt Lt Charlie Brown on April 3, 1993 against the majestic background of Audley End House in Essex, which is situated just a few fields away from Historic Flying's strip where the Spitfire was restored.
Clive Denney, left, and Tim Routsis, two of the three-man driving force behind Historic Flying Ltd, in front of Spitfire Mk XVI RW382 at Duxford in July 1991.
Spitfire Mk V BM597, left, and high-back Spitfire Mk XVI TB252 at Audley End in August 1991.
The wings of Eddie Coventry's Spitfire, TD248, in Jig E at Audley End on August 12, 1991.
The Rolls-Royce Merlin from Eddie Coventry's Spitfire, newly completed by Mike Nixon in America.
Spitfire IX EN199, currently under static restoration on Malta, made its first public appearance at the end of the old Ta Qali runway on July 10, 1993. The fighter is destined for display in the island’s National War Museum.