Grumman TBF/TBM Avenger
Варианты:
Grumman - TBF/TBM Avenger - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
Описание:
TBF/TBM Avenger
Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)
Фотографии:

Цветные фото (24)

TBF/TBM Avenger

Палубный бомбардировщик и торпедоносец, впоследствии самолет ПЛО и радиолокационного дозора, цельнометаллический одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйркрафт инджиниринг" под руководством Б. Холла и Э. Коча. Опытный образец торпедоносца, XTBF-1, совершил свой первый полет 1 августа 1941 г.
Серийное производство самолета началось в январе 1942 г. "Эвенджер" строился на заводах фирм "Грумман" (Бетпейдж) как TBF и "Истерн эйркрафт" (Трентон) как TBM. Всего изготовлено 9837 экз. (в том числе 4664 экз. разных вариантов TBM-3).
В годы Второй мировой войны "Эвенджер" состоял на вооружении в США - с февраля 1942 г. и в Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с 1944 г.
В войну выпускались следующие основные модификации:
   - TBF-1 с мотором R-2600-8, вооружение 1x12,7+1x7,62, в Трентоне строился аналогичный TBM-1, самолеты поздних серий оснащались РЛС с антеннами под крылом;
   - TBF-1B ("Тарпон" I), экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию, впоследствии все машины для английского флота проходили доработку на заводе фирмы "Блэкберн эйркрафт" с изменением остекления и оборудования;
   - TBF-1C/TBM-1C (в Англию поставлялся как "Тарпон" II) с вооружением 3x12,7+1x7,62;
   - TBF-1D/TBM-1D с РЛС, размещенной в обтекателе на правом крыле;
   - TBM-3 ("Тарпон" III) с мотором R-2600-20 и вооружением 3x12,7+ 1x7,62;
   - TBM-3D, вариант TBM-3 с РЛС, размещенной по типу TBM-1D;
   - TBM-3E, облегченный вариант с вооружением 3x12,7, измененным капотированием двигателя и РЛС в подкрыльном контейнере;
   - TBM-3W, самолет радиолокационного дозора с РЛС в подфюзеляжном обтекателе, в боях Второй мировой войны применить не успели.
Бомбовая нагрузка всех вариантов (кроме TBM-3W) - 900 кг или одна торпеда (908 кг) на внутренней подвеске; с конца 1943 г. введены 8хНУР под крыльями.
Первым новые самолеты получил авианосец "Хорнет". За лето 1942 г. на эти машины постепенно перешли все торпедоносные эскадрильи американского флота. "Эвенджеры" получили боевое крещение в битве за Мидуэй (июль 1942 г.), летая с береговых аэродромов. С августа 1942 г. TBF-1 уже стал основным палубным торпедоносцем американского флота, полностью вытеснив TBD-1. С февраля 1943 г. "эвенджеры" также стали применяться как палубные противолодочные самолеты. Машины семейства TBF/TBM в массовых масштабах использовались до конца войны как с авианосцев, так и с берега. Ими потоплены линкоры "Мусаси" и "Ямато", авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо" и другие крупные японские корабли.
В британском флоте они были впервые применены в налетах на о. Новая Георгия летом 1943 г. При этом летали "тарпоны" с американского авианосца "Саратога". Позднее в основном служили как охотники за подводными лодками в Атлантике (с суши и с авианосцев), участвовали в прикрытии северных конвоев. С января 1944 г. обозначение "Тарпон" в Англии изменили на "Эвенджер", согласно американскому. В 1945 г. самолеты опять были переброшены на Тихий океан, где применялись в операциях в Индонезии и при захвате Окинавы как бомбардировщики и штурмовики.
Новозеландские самолеты участвовали в операциях на Тихоокеанском театре. Они летали только с берега.
"Эвенджер" снят с производства в конце 1945 г. Служил в американском флоте до 1956 г. (в основном в частях резерва), в Англии снят с вооружения в июне 1946 г., но вновь принят в строй в 1953 г. и до 1961 г. применялся в системе ПЛО.
После войны "эвенджеры" поставлялись также в Канаду и Францию.


TBF-1||
Размах:||16,55 м
Длина:||12,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7200 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||1970 км

Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)

Среди американских самолетов, принимавших участие в известном сражении у атолла Мидуэй в 1942 году, были и первые в ВМС США монопланы торпедоносцы/бомбардировщики Douglas TBD Devastator и первые поступившие в войска и предназначавшиеся им на замену торпедоносцы/бомбардировщики TBF Avenger. Однако "первый блин оказался комом" - из шести TBF Avenger, принимавших участие в операции, уцелел лишь один. Devastator же не мог противостоять японским самолетам и был вскоре снят с вооружения боевых частей, а самолеты Avenger, которые должны были усилить 8-ю эскадрилью торпедоносцев на борту авианосца "Хорнет", прибыли в Перл-Харбор уже после того, как корабль вышел в море, а потому их перебросили на остров Мидуэй, с которого они и совершали боевые вылеты.
   История самолета TBF началась в 1940 году, когда ВМС США, испытывавшие потребность в новом торпедоносце-бомбардировщике, объявили тендер и 8 апреля 1940 года заказали у компании "Grumman" два прототипа по проекту G-40 - XTBF-1, а две недели спустя - еще два прототипа XTBU-1 у конкурирующей фирмы "Vought".

   Контракт на создание XTBF-1 был своеобразным вызовом конструкторской группе "Grumman", поскольку до того времени компания создала несколько успешных палубных истребителей, но ни разу не работала над торпедоносцем-бомбардировщиком. Прототип XTBF-1, совершивший первый полет 1 августа 1941 года, конструктивно представлял собой цельнометаллический среднеплан, но его рулевые поверхности имели полотняную обшивку, а для облегчения размещения самолета на авианосце внешние секции крыла могли складываться. Конструкция хвостового оперения и фюзеляжа - типовая, крепления для запуска с катапульты и посадочный гак - стандартного типа, шасси - убирающееся, с хвостовым колесом. Более поздние варианты имели возможность взлета при помощи ракетных ускорителей (RATO). Силовая установка состояла из одного звездообразного двигателя Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с, приводившего во вращение трехлопастный воздушный винт постоянного числа оборотов. Экипаж включал трех человек (пилот, бомбардир, радист-стрелок), они размещались под длинным фонарем.
   После летных испытаний прототипа, проведенных компанией-разработчиком, ВМС США провели оценочные испытания, которые успешно завершились в декабре 1941 года. Однако за 12 месяцев до этого ВМС США разместили первый производственный заказ на 286 самолетов TBF-1, первый из которых поступил на вооружение 30 января 1942 года. Причем ВМС решили продолжить закупки самолетов, даже несмотря на их достаточно неоднозначный дебют, поэтому с января 1942-го по декабрь 1943 года "Grumman" выпустила 2288 самолетов. Среди них были самолеты TBF-1, в основном сходные с прототипом, и 764 самолета TBF-1C, отличавшиеся наличием двух 12,7-мм пулеметов в крыле и обеспечением подвески ПТБ. Компания также построила один прототип XTBF-2 и два прототипа XTBF-3, имевших соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20.
   В британских ВМС, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B (первой их 1 января 1943 года получила 832-я эскадрилья), они первоначально обозначались Tarpon Mk I, но в январе 1944 года были переименованы в Avenger Mk 1. 832-я эскадрилья в июне 1943 года, базируясь на авианосце "Саратога", поддерживала действия подразделений КМП США во время наступления на Соломоновых островах - первый случай действий британских самолетов авиации ВМС с американского авианосца. Новозеландские ВВС также приобрели 63 самолета TBF-1.
   Модели Avenger под обозначениями TBM-1 (550 самолетов) и TBM -1C (2332 самолета) - эквиваленты самолетов TBF-1 и TBF-1C, соответственно - с сентября 1942 года выпускались по лицензии и подразделением "Eastern Aircraft Division" компании "General Motors". Всего же компания выпустила 7546 самолетов до закрытия сборочных линий в июне 1945 года. Из ранних моделей "General Motors" британские ВМС получили 334 самолета TBM -1, которым присвоили обозначение Avenger Mk II.
   "General Motors" также собрала четыре прототипа XTBM-3 с двигателем R-2600-20, схожий с самолетом XTBF-3 компании "Grumman", но отличающийся усиленными лонжеронами, что позволяло подвешивать под крылом большую нагрузку. 4657 самолетов были поставлены без тяжелой надфюзеляжной стрелковой установки. Поставки этой модификации, получившей обозначение TBM-3 и TBM-3E (имела удлиненный на 0,29 м фюзеляж и поисковую РЛС APS-4 в контейнере под правым крылом), начались в апреле 1944 года, британские ВМС приобрели 222 подобных самолета под обозначением Avenger Mk III. В конце войны британские Avenger оказали существенную поддержку ВМС США: самолеты с авианосцев "Формидейбл", "Илластриес", "Индефатигейбл" и "Викториес" принимали участие в бомбардировках объектов противника на Формозе (Тайвань) и островах японской метрополии.
   Компания "General Motors" также построила четыре опытных самолета XTBM-4, которые отличались усиленной конструкцией фюзеляжа, но завершение войны не позволило ей запустить машину в серию.
   После войны самолеты Avenger выполняли в ВМС США важные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок, пока для решения данной задачи не создали специальные машины, а также использовались как всепогодные бомбардировщики, самолеты РЭБ, транспортные и буксировщики мишеней. В британском флоте самолеты оставались на вооружении до 3 июня 1946 года, но с 1953 года ВМС приступило к закупке противолодочных вариантов самолета, получивших обозначения Avenger AS.Mk 4 и Avenger AS.Mk 5, пока в 1955 году им на смену не пришел Fairey Gannet. После войны самолеты Avenger поставлялись в рамках программы военной помощи в военно-морскую авиацию Бразилии, Франции, Японии, Канады и Голландии.

  
Варианты

   TBF-1CP/TBM-1CP: фоторазведчики, переоборудованные из самолетов TBF-1C и TBM-1C (TBM-1 - выпуска "General Motors")
   TBF-1D/TBF-1CD: модификации TBF-1/TBF-1C, снабженные РЛС сантиметрового диапазона ASD (Air-to-Surface Type D), затем APS-3
   TBF-1E/TBM-1E: поздние серийные TBF-1 и TBM-1, имевшие дополнительное БРЭО, включая РЛС ASH (Air-to-surface Type Н), затем APS-4 сантиметрового диапазона (под правой консолью крыла)
   TBF-1J/TBM-1J: новое обозначение самолета TBF-1 и TBM-1, полученное после их переоборудования во всепогодный вариант для Арктики
   TBF-1L/TBM-1L: модификации моделей TBF-1/TBM-1, снабженные убирающимся прожектором в бомбовом отсеке
   TBF-1P/TBM-1P: модификации самолетов TBF-1/TBM-1, предназначенные для фоторазведки
   TBM-3D: модификация самолета TBM-3, оборудованная РЛС сантиметрового диапазона
   TBM-3E/TBM-3E2: модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным БРЭО, модификация выполнялась в ходе и после Второй мировой войны соответственно
   TBM-3H: модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV
   TBM-3J: новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный вариант
   TBM-3L: модификация самолета TBM-3, снабженная убирающимся прожектором в бомбовом отсеке
   TBM-3M/TBM-3M2: модификации TBM-3/3E, предназначенные для применения ракет
   TBM-3N: послевоенная модификация TBM-3, предназначенная для ночных атак, оснащалась надфюзеляжной турелью и местом для оператора РЛС
   TBM-3P: модификация TBM-3 для фоторазведки
   TBM-3Q: модификация TBM-3 в самолет РЭБ
   TBM-3R: модификация TBM-3 - семь пассажиров и груз для доставки на авианосец
   TBM-3S/TBM-3S2: противолодочные модификации самолетов TBM-3/TBM-3E со снятым стрелковым вооружением
   TBM-3U: модификация TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней, экипаж - 2 человека, без вооружения
   TBM-3W: модификация TBM-3 в вариант самолета ДРЛО с РЛС APS-20 - антенна в большом подфюзеляжном обтекателе
   TBM-3W2: модификация TBM-3W с РЛС, оптимизированной для поиска ПЛ; применялся совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду по типу "охотник/убийца"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman TBF-1C Avenger

   Тип: торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
   Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с. (1268 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3660 м - 414 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 246 км/ч; набор высоты 3050 м - за 13 мин; практический потолок 6525 м; дальность полета в варианте разведчика 3758 км, в варианте торпедоносца 1778 км
   Масса: пустого 4788 кг; максимальная взлетная 7876 кг
   Размеры: размах крыла 16,51 м; длина 12,19 м; высота 5,00 м; площадь крыла 45,52 м;
   Вооружение: два 12,7-мм пулемета Browning M2 в крыле, один наводимый пулемет Browning M2 для обороны задней полусферы (в надфюзеляжной стрелковой установке) и один 7,62-мм наводимый пулемет Browning в подфюзеляжной стрелковой установке, плюс до 1134 кг вооружения на двух подкрыльевых узлах подвески и в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа
Первый прототип XTBF-1 в полете над Лонг-Айлендом во второй половине 1941 года. В этот самолет позже внесли ряд изменений, самым примечательным стало добавление форкиля в основании киля.
Экипаж из эскадрильи VT-8 у своего торпедоносца TBF-1, май 1942г.
Mike DeMartino poses the Grumman TBM Avenger from the Planes of Fame Museum for Ron Burda during the Fresno Warbird gathering, September 1976.
Организация "Мемориальные воздушные силы (CAF) является одним из многочисленных владельцев самолетов времен войны и демонстрирует свои Avenger на разных авиашоу. На 2009 год в мире насчитывалось 42 самолета Avenger, потенциально пригодных для полетов, а еще некоторое их количество проходило реставрацию. Многие сохранившиеся самолеты ранее использовались для борьбы с пожарами.
Торпедоносцы TBF-1 "Эвенджер" в полете, 1942г.
Исчезновение торпедоносцев Grumman Avenger из звена 19 стало одной из причин возникновения интереса к Бермудскому треугольнику. Хотя часть обломков самолетов была обнаружена на морском дне, истинных причин случившегося установить так и не удалось.
Seen here displaying at the Great Warbirds Airshow at West Mailing in June 1991. TBM-3R Avenger G-BTDP/BuAer 53319, wearing its original USN colours with code '319/RB', is owned by Anthony Haig-Thomas and regularly appears on the UK airshow circuit.
Торпедоносец TBM-3E Avenger (фото) был куплен в 1992 году и продан австралийскому владельцу в 1999-м. Самолет был оформлен как машина с прозвищем "Plonky", на которой на Тихом океане летал известный новозеландский летчик Фред Ладд.
На службе в авиации Королевского флота Великобритании Avenger первоначально получил имя Tarpon. Этот снимок звена Tarpon TR.Mk 1 из 846-й эскадрильи был сделан 10 декабря 1943 года, когда подразделение базировалось в Шотландии. В январе 1944 года эскадрилья была развернута на борту эскортного авианосца "Трекер", а с июля 1944 года - на авианосце "Трампитер" для действий у побережья Норвегии и в Арктике, где она оставалась до апреля 1945 года. В июле 1943 года экипажи британских Tarpon прошли обучение на базе Скуантум в Массачусетсе.
The two Fleet Air Arm Grumman Avengers were photographed by CHARLES E. BROWN about 1944.
The Helldiver photographed on the same day in company with the CAF’s Spitfire IX MK297, flown by Howard Pardue, and the Canadian Warplane Heritage Grumman TBM-3G Avenger C-GCWG, flown by Don McNall.
Several hundred Grumman/Eastern TBF/TBM Avengers earned their keep in the USA during the Fifties and Sixties in a variety of tasks, including fire bombing and agricultural work. A ban by the Forest Service on the use of single engined aircraft as fire bombers virtually brought the Avenger’s career to a halt overnight, though many were exported to Canada for similar work, fighting the spruce bud worm. Several aircraft have been restored to their original military configuration and one of the latest restorations is the Eastern TBM-3E NL7075C, restored in Royal Navy markings JR456 featured here. The aircraft is flown by warbird collector Bob Pond and features fully operational bomb bay, doors and rear turret.
Торпедоносцы Avenger и истребители Grumman Hellcat с запущенными двигателями готовятся к взлету с палубы авианосца "Йорктаун" (CV-5). Характерным признаком самолетов авиагруппы "Йорктаун" был окрашенный в зеленый цвет обтекатель воздушного винта. Один Avenger сохранил опознавательные знаки на верхней поверхности правой консоли крыла. Авианосец "Йорктаун" был потоплен в июне 1942 года в районе острова Мидуэй.
NF.13 157. Grumman Avenger to the left and Boeing KC-97G to the right.
Уикс со своим любимым Grumman TBF Avenger. Его страсть к полетам привела к созданию одного из лучших авиамузеев мира. Этот Avenger - это TBM-3E, построенный в 1939 году и по-прежнему способный летать.
TBM-3F N6827C принадлежал компании "TBM Inc.", сентябрь 1972 года. Как и многие другие пожарные TBM, он был впоследствии восстановлен и стал летающим раритетом. Несколько лет самолет принадлежал британской "Old Flying Machine Company", но затем продан "Alpine Fighter Collection" из Уанаки, Новая Зеландия, а к 2002 году "перебрался" в штат Квинсленд, Австралия.
TBM-3E Avenger N8397H принадлежал "Cisco Aircraft inc." с 1963 года, а затем сменил целый ряд владельцев, прежде чем попал в музей "War Eagles" в Санта-Тереза, штат Нью-Мексико. Снимок датирован 1964 годом.
В 1990-х годах музей "Olympic Flight" (Олимпия, штат Вашингтон) располагал TBM-3U N325GT, который до того принадлежал "Hicks and Lawrence" (снимок 1972 года; регистрационный номер CF-XOM; Тиллсонбург, провинция Онтарио).
В 2010 году среди экспонатов музея "Tillamook Air Museum" в Вашингтоне числился TBM-3E Avenger N6447C, изображенный на фотографии в Мозес-Лейк, штат Вашингтон.
TBM-3E N7075C ранее принадлежал "Reeder Flying Service" - на фотоснимке, датированном августом 1977 года, он находится на аэродроме компании в Твин-Фоллс, штат Айдахо. Впоследствии самолет был восстановлен в компании Боба Понда "Planes of Fame East" и сегодня находится в его музее в Палм-Спрингс, штат Калифорния.
Данный самолет в конце 1969 года принадлежал калифорнийской компании "Daro Inc.". Позже он был продан канадской "Evergreen Aviation" (C-GLEJ), а в 1974 году - перепродан "Forest Protection Limited".
Самолет компании "Forest Protection Limited" сбрасывает огнегасящую смесь, июль 1998 года. Отсеки для смеси и соответствующие органы управления были разработаны компанией "Conair Aviation". Баки вмещали до 2273 л реагентов и имели три режима работы.
Возраст не был помехой для канадских Avenger - самолеты были оснащены приемниками GPS и другой аппаратурой. Однако без инцидентов все же не обходилось - 16 августа 1998 года самолет "14" (C-GLEK) из-за отказа двигателя упал в лесу. Пилот - Роберт Ле Бланк - остался жив.
Противопожарные самолеты Grumman TBM Avenger (B33 и E68) из авиационной службы долины Хемет, Калифорния, демонстрируют тушение пожара с воздуха. Оба самолета в 1975-1976 годах передали Канаде после вступления в силу запрета на полеты в США одномоторных противопожарных самолетов. E33 (N9711Z/C-GLEH) списали в мае 1984 года.