Мировая Авиация 20
-
МиГ-21бис - единственный представитель третьего поколения МиГ-21 - был наиболее совершенным самолетом этого семейства, хотя и не мог нести ракеты большой дальности. Серийный выпуск этой модификации ("изделие 75") начался в 1972 году. Самолеты для авиации ПВО оснащались аппаратурой наведения "Лазурь-М", а для ВВС - системой слепой посадки "Полет-ОИ". По классификации НАТО эти машины получили кодовые обозначения "Fishbed-L" и "Fishbed-N" соответственно. Самолет был оснащен двигателем Туманского Р-25-300 (взлетная тяга 69,65 кН) и усовершенствованной РЛС "Сапфир-21М". Истребитель мог нести ракеты Р-60 и Р-13, а также неуправляемые авиационные ракеты и бомбы калибром до 500 кг. Была изменена конструкция закабинного топливного бака, а запас топлива сократили до 2880 л. МиГ-21 бис состоял на вооружении стран Варшавского договора и закупался многими развивающимися странами, а в Индии выпускался по лицензии с 1980 по 1987 год. Разведывательные модификации МиГ-21 бис оставались на вооружении советских и российских ВВС еще в 1990-х годах, а многие самолеты этого типа и сегодня продолжают нести службу в ВВС разных государств.
Экспортная модификация МиГ-21М со встроенной пушкой ГШ-23Л и двигателем Р-11Ф2СК-300, строившаяся по лицензии в Индии.
Первые МиГ-21 с радиолокаторами. На модификации МиГ-21П "Fishbed-D" полностью отказались от пушечного вооружения. В центральном теле воздухозаборника была установлена радиолокационная станция (РЛС) ЦД-30. Самолет также получил вертикальное оперение увеличенной площади. За МиГ-21П последовала модификация МиГ-21ПФ ("изделие 75"), оснащенная двигателем Р-11Ф2-300. На этой машине увеличили запас топлива, разместив дополнительный бак в гаргроте за фонарем кабины и еще два - в консолях крыла, а также установили более совершенную РЛС ЦД-30Т. Штангу ПВД перенесли с нижней на верхнюю часть фюзеляжа. В НАТО этот самолет получил обозначение "FISHBED-E". Предназначенная на экспорт модификация МиГ-21ФЛ ("изделие 77") отличалась наличием радиолокационного прицела Р-2Л и старым двигателем Р-11Ф-300. Около 200 таких машин было построено по лицензии в Индии. Следующие модификации, МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ (в НАТО оба самолета имели обозначение "Fishbed-F"), имели систему сдува пограничного слоя, контейнер тормозного парашюта в основании киля и новый фонарь кабины. На них стоял двигатель Р-11Ф2С-300 и РЛС РП-21.
Первой серийной модификацией стал МиГ-21Ф-13 ("изделие 74") "FISHBED-C" (на фото - экспортная машина финских ВВС).
Во время первого полета X-15 был запущен с самолета-носителя NB-52 и совершил планирующий спуск на аэродром авиабазы Эдвардс, не включая ЖРД. Самолет оказался очень чувствительным к управлению по тангажу, что создало пилоту ряд проблем при посадке.
Как и предыдущие американские экспериментальные сверхзвуковые самолеты, за исключением D-558-2 в первоначальной конфигурации, X-15 был оснащен ЖРД и должен был запускаться с самолета-носителя. Из-за относительно больших размеров и массы X-15 имевшиеся тогда носители Boeing B-29 и B-50 не подходили для его запуска. После рассмотрения возможности использования для этой цели доработанного бомбардировщика Convair B-36 подрядчик и правительство выбрали в качестве носителя Boeing B-52. Два самолета, B-52A (регистрационный номер 52-003) и B-52B (52-008), были переданы фирме "North American" для переделки в носители NB-52A и NB-52B. Доработки включали установку пилона под правым крылом, баков для ракетного топлива в бомбоотсеках и блистера (прозрачного обтекателя) по правому борту для киносъемки.
Испытывались различные варианты X-15, в том числе с одним или двумя ЖРД, а также с огромными внешними топливными баками. Модификация, не нуждающаяся в самолете-носителе и получившая обозначение X-15B, предлагалась в качестве альтернативы пилотируемой космической программе "Меркурий". Для ее запуска предполагалось использовать стартовый ускоритель от межконтинентальной крылатой ракеты Navaho. Позднее "North American" предложила использовать X-15 в качестве одноразового космического аппарата, выводимого на орбиту с помощью четырех ракет Martin Titan. Ни один из этих проектов не был реализован.
Bf 109E-1, 1./JG 51, сентябрь 1940 года. Фельдфебель Хайнц Бэр был одним из многих выдающихся пилотов, начинавших боевую карьеру в JG 51 и имевших личный отличительный знак на протяжении всей своей службы. "Счастливое" число 13 появлялось практически на каждом самолете Бэра, начиная с этого {8 побед) и до реактивного Me 262, когда число побед "Белого 13" выросло до 220. Эмблема этой эскадрильи представляла собой изображение Микки Мауса, которое еще в Испании начала использовать эскадрилья 3.J/88 легиона "Кондор". На самолет нанесен стандартный камуфляж 1940 года, капот и руль поворота окрашены в ярко-желтый цвет.
Истребитель Bf 109E отлично зарекомендовал себя в ходе кампании по захвату Бельгии и Голландии. На снимке самолет из 53-й эскадры (JG 53).
Будучи командиром I./JC 77 Бэр записал на свой счет еще 86 побед. Bf 109F-4 на рисунке - один из самолетов, на которых он летал в южной Италии в июле 1942 года. JC 77 был переброшен в Африку после сражений при Эль-Аламейн, и поэтому полк находился в процессе постоянного отступления.
Командир I./JC 77 Хайнц Бэр с живым талисманом группы - львенком, подарком Лейпцигского зоопарка, Сицилия, осень 1942 года. На борту самолета видна личная эмблема Бэра - герб Лейпцига с добавленным изображением льва - героя мультфильма.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.
В продолжающейся войне с терроризмом F-16 играют важную роль не только в ВВС США, но и в воздушных силах других государств. Этот F-16 Block 40 имеет типичную для применения в Ираке ассиметричную подвеску вооружения - бомбы с лазерным наведением JDAM и контейнер прицельной системы Litening.
В 1982 году было объявлено, что пилотажная группа ВВС США Thunderbirds сменит свои самолеты T-38 Talon на истребители F-16 Fighting Falcon, которые подверглись лишь незначительным доработкам, в частности, с них демонтировали пушку. В ноябре 2008 года пилотажная группа завершила перевооружение на самолеты модификации Block 52.
Создававшийся как легкий и дешевый истребитель, преимущественно для применения днем, F-16 co временем превратился в значительно более сложный боевой самолет, способный действовать днем и ночью в сложных погодных условиях.
Нидерланды вместе с Бельгией, Данией и Норвегией первыми в Европе получили F-16. Голландские F-16A/В были позднее доработаны до стандарта MLU (Mid-life Update - среднесрочная модернизация).
Первоначально предполагалось, что посадочное шасси X-15 будет состоять из носовой опоры со сдвоенными колесами и убирающихся металлических лыж под центральной частью фюзеляжа. Позднее лыжи перенесли в хвостовую часть. На снимке - X-15 планирует на посадку, рядом с ним самолет сопровождения F-104A.
Hawker Hurricane Mk I. Наиболее современными истребителями бельгийских ВВС в 1940 году были 11 Hurricane Mk I. Это были самолеты раннего выпуска с двухлопастными винтами.
Hurricane Mk IA (раннего выпуска). Перед запуском в серийное производство в конструкцию прототипа внесли ряд доработок: увеличили размер радиатора, усилили каркас фонаря кабины, установили в нем лобовое бронестекло, упростили конструкцию щитков шасси, а хвостовое колесо сделали неубирающимся.
Hurricane Mk IA (позднего выпуска). Отличительными чертами Hurricane Mk IA позднего выпуска были крыло с металлической обшивкой и трехлопастный винт изменяемого шага с удлиненным коком (обтекателем). Использование нового винта позволило улучшить взлетные характеристики, увеличить скороподъемность и, в незначительной мере, скорость.
Hurricane Mk IIA. Хотя большинство истребителей модификации Mk II имели пушечное вооружение, первая сотня таких машин получила крылья типа Mk IA с восемью пулеметами. Благодаря этому они успели принять участие в заключительной фазе Битвы за Британию.
Hurricane Mk IIB. Вооружение Hurricane Mk IIB состояло из двенадцати 7,7-мм пулеметов Browning (как у проектировавшегося истребителя Typhoon). Эта модификация первой получила бомбодержатели (и неофициальное прозвище "Hurribomber"), что позволяло ей нести по одной 113-кг бомбе под каждой консолью крыла.
Hurricane Mk IIC. Модификация Mk IIC стала самой массовой в семействе истребителей Hurricane - до сентября 1944 года построили 4711 самолетов этого типа. Hurricane Mk IIC имел вооружение из четырех 20-мм пушек. Также он мог нести бомбы и неуправляемые ракеты.
Тактические разведчики. С декабря 1940 года истребители модификаций Mk I и II стали прямо в частях переоборудовать в разведчики, устанавливая фотокамеры в нижней части фюзеляжа или корне крыла. Представленный на снимке Hurricane Тас R.Mk II (FE) сначала использовался на Ближнем Востоке, а затем в Индии.
Hurricane Mk X. Выпустив 200 истребителей модификации Mk I, канадская фирма Canadian Car & Foundry Ltd (CCF) переключилась на выпуск самолетов моделей Mk X и Mk XI, оснащенных двигателями Packard Merlin. Почти все Hurricane Mk X были переданы англичанам, в то время как Mk XI поставлялись только канадским ВВС.
Hurricane на лыжном шасси. Несколько Hurricane Mk XI оснастили неубирающимся лыжным шасси для эксплуатации с заснеженных канадских аэродромов, но в серии такое решение не прижилось. Большинство истребителей канадской постройки были оснащены американскими винтами Hamilton Standard без обтекателя.
One of the CCF-built Hurricane XIIs, RCAF serial 5624, fitted in Canada with a ski undercarriage for snow and ice operations. The lack of a spinner was characteristic of many Canadian Hurricanes when first fitted with Hamilton Standard propellers, but a modified Rotol spinner was later adopted.
Hurricane Mk XII. Истребители Hurricane Mk XII стали основной модификацией, выпускавшейся в Канаде. Они оснащались крылом с 12 пулеметами или 4 пушками, а также "универсальным" крылом. Незначительное число самолетов модификации Mk XIIA имели вооружение из восьми пулеметов. Машины этого типа поставлялись канадским ВВС и советским ВВС.
Учебный самолет для Персии. Фирма "Hawker" еще в 1940 году рассматривала возможность создания двухместного варианта Hurricane для замены учебных самолетов Harvard и Master. Битва за Британию помешала реализации этих планов, но о них вспомнили в 1947 году, когда Персия (ныне Иран) заказала два экземпляра такого самолета. Из-за сильного задувания в заднюю кабину вскоре их оснастили полностью закрытыми фонарями.
Немецкий парашютист покидает борт транспортного самолета Ju 52/3m, летящего на небольшой высоте над голландской территорией.
Люфтваффе перенимали опыт десантных операций у Италии и СССР, которые первыми их использовали. Но их главным преимуществом было наличие надежной платформы для десантирования - самолета Ju 52.
10 мая 1940 года - высадка немецких парашютистов означала для Голландии начало войны.
Два самолета-заправщика KC-135 пропали в 1963 году, возвращаясь с учений над Атлантикой. Хотя для многих случаев исчезновений в районе Бермудского Треугольника имеются разумные объяснения, истинные их обстоятельства зачастую остаются неизвестными.
Легкие самолеты часто становились жертвами Бермудского треугольника. Самолет Beechcraft Bonanza (на снимке) стал участником эпизода с "прыжком во времени", произошедшего в 1970 году.
AH-64A APACHE. Израиль получил вертолеты AH-64 Apache в сентябре 1990 года, и с тех пор эти машины не раз вступали в бой. Например, 16 февраля 1992 года пара AH-64 нанесла из засады удар по кортежу генерального секретаря движения Хезболла Аббаса Мусави, ехавшему по горной дороге к Сидону. Высокая точность установленных на AH-64 ракет Hellfire делает этот вертолет незаменимым при атаках баз террористов, которые часто окружены гражданскими объектами.
Греция стала первым европейским покупателем вертолетов AH-64 Apache, первоначально заказав 12 машин.
Информация об израильских AH-64 всегда была крайне скудной. Несмотря на относительно большое число поставленных машин, израильтяне долгое время признавали существование только одной, вооруженной ими эскадрильи. Официальное ее название долго не оглашалось, она была известна как 113-я эскадрилья "Wasp" ("Осы", эмблема на фотографии справа). Состоящие на службе IDF/AF вертолеты AH-64A Apache известны под местным названием Peten ("Кобра"). В начальный период эксплуатации эти машины часто действовали совместно с вертолетами Hughes 500MD.
Многие страны, располагающие большим оборонным бюджетом, или столкнувшиеся с угрозой военных конфликтов, пожелали приобрести AH-64 Apache. Для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов финансирование не являлось проблемой, а взрывоопасная обстановка на Ближнем Востоке вполне оправдывала закупки AH-64.
На 2009 год армия Саудовской Аравии располагает двенадцатью AH-64A. В дальнейшем им на смену должны прийти 25 AH-64D, контракт на закупку которых уже заключен.
Наряду с Bf109E важную роль в реализации плана "Gelb" сыграли тяжелые двухмоторные истребители Bf 110C. На снимке - экипажи из I/JG 52 (позднее II/JG 52) получают боевую задачу.
На этом Me 262 "13 красный" Бэр летал будучи командиром III/EJG 2 в Лехфельде. Вместо командирского шеврона на борту самолета, Бэр предпочитал изображение счастливого для него числа 13.
Как минимум одну из своих 16 "реактивных" побед (P-47 Thunderbolt), Бэр одержал, летая на этом Me 262C-1 - прототипе "V186". Этот самолет отличался наличием дополнительного ракетного двигателя Walter 509A-2, установленного в хвостовой части фюзеляжа.
Первой серийной модификацией стал МиГ-21Ф-13 ("изделие 74") "FISHBED-C", принятый на вооружение в октябре 1960 года. От предшественника самолет отличался установкой только одной пушки, вместо двух, но зато он мог нести две управляемые ракеты "воздух-воздух" К-13 (AA-2 "Atoll" по классификации НАТО) на пилонах под крылом. После выпуска первых 134 самолетов увеличили площадь киля. Первые МиГ-21Ф поступили в конце 1950-х годов на вооружение 786-го истребительного полка ПВО, базировавшегося в Правдинске, неподалеку от Горького. Эта модификация выпускалась также в Чехословакии и в Китае под названием Shenyang J-7 (на фотографии экспортный вариант F-7).
Планер с бортовым номером DC597 - прототип AS.51 Horsa. Снимок сделан в сентябре 1941 года, незадолго до первого полета. Видны выпущенные посадочные щитки.
1804 год: сэр Джордж Кэйли, работавший над летательными аппаратами тяжелее воздуха, создал модель планера с неподвижным крылом и подвижным хвостовым оперением.
Планеры Лилиенталя. 1891-96 годы: немецкий инженер Отто Лилиенталь в 1889 году издал книгу "Полет птиц как основа для авиации". Хотя Лилиенталь считал, что для полета более пригодны махолеты, он, тем не менее, занялся постройкой планеров с неподвижным крылом, как монопланов, так и бипланов (на снимке).
Чтобы облегчить опознавание, нижние поверхности учебно-тренировочных Oxford окрашивались в ярко-желтый цвет, а на борта наносились крупные буквенные коды красного цвета.
Самолеты Oxford, служившие в британских ВВС, использовались для решения широкого круга задач, основной из которых была подготовка штурманов и радистов. Все эти самолеты несли стандартный коричнево-зеленый камуфляж на верхних поверхностях.
The sole Oxford III, P1864, was used by Armstrong Siddeley as a development aircraft for the Cheetah XV engine.
Летающая лодка Martin Mariner пропала во время поисков звена 19. Ее исчезновение не будет казаться столь загадочным, если знать, что самолет отправился в эпицентр тропического шторма.
Do X на пике славы - летающая лодка прибыла в Нью-Йорк, где ее встречала огромная толпа. Самолет оставался в нью-йоркской гавани на протяжении зимы 1931/32 годов, в ожидании благоприятных погодных условий для возвращения в Германию.
Благодаря роскошной отделке и комфорту пассажирского салона Do X, самолет часто сравнивали с воздушным отелем. Это сходство усиливала элегантная мебель и еда, не уступающая хорошему ресторану.
В ходе проектирования было построено много небольших моделей, а перед постройкой Do X сделали его полноразмерный деревянный макет, чтобы конструкторы могли обнаружить все возможные нестыковки.
X-15A-2 в первоначальной конфигурации. Позднее самолет получил белое абляционное теплозащитное покрытие, и именно на этой машине полковник Уильям Дж.Найт 3 октября 1967 достиг максимальной скорости М=6,7 (7274 км/ч).
Все полеты X-15 начинались пуском с борта самолета-носителя NB-52, принадлежавшего NASA. На снимке - второй самолет в момент старта. Хорошо виден иней, покрывающий баки с жидким кислородом.
После заключения контракта проект NA-240 был доработан: пересмотрели конструкцию цельноповоротной части вертикального оперения для улучшения управляемости на гиперзвуковых скоростях, а первоначально запланированные расщепляющиеся воздушные тормоза на задней кромке вертикального оперения заменили боковыми поверхностями большой площади на неподвижной части верхнего и подфюзеляжного килей. На снимке: сопло ЖРД XLR99.
На конкурс по созданию гиперзвукового исследовательского самолета фирма "Bell" представила проект D-171, "Douglas" - Model 684 D-558-3, "North American" - свой NA-240 и "Republic" - Model AP-76. Первоначально представители ВВС США отдавали предпочтение проекту "North American", а их коллеги из ВМС, находившиеся под впечатлением успешных полетов D-558-2, склонялись к предложению фирмы "Douglas". Окончательное решение, принятое NACA, открыло путь разработке "North American". На снимке показан первый из трех X-15.
7 февраля 1961 года часть испытательной команды X-15 собралась, чтобы отметить знаменательное событие - полет всех трех самолетов в течение недели. В первом ряду сидят (слева направо): Гильберт Кинкэйд, Джордж Э. Тротт, Джозеф Хаксман и Уиллард Глассок. Стоят во втором ряду: Джон Лавтт, Джон Э.Хантингтон, Гомер Холл, Роберт Э. Аллен, Лоренсо Барнетт, Чарльз Расселл и Сильвестр Вике.
Кабина пилота на X-15, имевшая термостойкое двухслойное остекление, была герметизирована и имела систему кондиционирования. Тем не менее, пилот был облачен в высотный скафандр MC-2. На снимке - будущий астронавт Нейл Янг опробует удобство работы в скафандре в кабине первого X-15.
9 ноября 1962 года, после пожара ЖРД X-15 56-6671 совершил вынужденную посадку с убранными посадочными щитками. При касании самолет подскочил, сломалась левая стойка лыжи, и машина перевернулась.
X-15A-2. Этот самолет с серийным номером 56-6671 был вторым экземпляром X-15 и первым, совершившим полет с работающими жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). В 1960 году эту машину оснастили ЖРД XLR99 и она стала первой из X-15, летавших с этой силовой установкой. Третий X-15 с самого начала был оснащен ЖРД XLR99, но он получил повреждения, когда двигатель взорвался во время наземных испытаний. 56-6671 был поврежден во время вынужденной посадки на поверхность засохшего соляного озера Мад Лэйк 9 ноября 1962 года. Тогда его пилотировал летчик-испытатель NASA (до 1958 года NACA) Джон Маккей. Впоследствии машину восстановили в варианте X-15A-2, способном нести два больших внешних топливных бака.
X-15A-2
1842 год: аэроплан Хенсона Ariel был разработан для службы в Aerial Transit Company - первой попытки создать коммерческую авиакампанию.
Fairey Fox Mk VIII. 12 истребителей Fox Mk VIII были заказаны бельгийцами у фирмы "Avions Fairey" в 1938 году. Девятка этих машин, устаревших уже в момент постройки, 10 мая 1940 года вступила в схватку с немецкими истребителями. Бельгийцы потеряли три самолета, уничтожив один Bf 109E.
Gloster Gladiator Mk I. 1-я эскадрилья 1-й группы 2-го авиаполка (1/1/2), действовавшая с базы Шаффен, имела на вооружении 15 истребителей Gladiator. Эта эскадрилья была известна как "Lа Comete" ("Комета"), и ее самолеты несли на бортах соответствующие эмблемы.
В состав бельгийских ВВС входили 23 итальянских истребителя Fiat CR.42, оказавшихся одними из самых эффективных в ходе этой части немецкого блицкрига.
Fokker G.IА. Этот самолет входил в партию из 26 штук G.IА, заказанных Финляндией, но реквизированных голландскими ВВС в апреле 1940 года. Всего из этой партии успели построить 12 машин.
Sea Hurricane Mk IA. Эта модификация была разработана для вооружения торговых судов, оснащенных пороховой катапультой (CAM-ships). После появления достаточного числа эскортных авианосцев от выпуска этих самолетов отказались.
Sea Mk lB/IC. Около 260 истребителей модификаций Mk I, Mk II, Mk X и Mk XII были переделаны в вариант Sea Hurricane Mk IB, получив узлы крепления к катапульте и А-образный тормозной крюк. Эти самолеты предназначались для эксплуатации на "торговых авианосцах" (merchant aircraft carriers, MAC-ships) - торговых судах с полетной палубой.
Sea Hurricane Mk lC/IIC. Предназначенный для использования на "полноценных" авианосцах Sea Hurricane Mk IС (фото) представлял собой палубный вариант сухопутного Mk I с пушечным вооружением. Соответственно, Sea Hurricane IIC являлся доработанным вариантом Mk IIC.
Торпедоносцы TBF-1 "Эвенджер" в полете, 1942г.
Исчезновение торпедоносцев Grumman Avenger из звена 19 стало одной из причин возникновения интереса к Бермудскому треугольнику. Хотя часть обломков самолетов была обнаружена на морском дне, истинных причин случившегося установить так и не удалось.
Два авиалайнера Avro Tudor авиакомпании BSAA - "Star Tiger" и "Star Ariel" - пропали в районе Бермуд с интервалом 18 месяцев. Хотя точные обстоятельства их исчезновения неизвестны, можно предположить, что причиной стала недостаточная прочность элеронов - по этой же причине были потеряны шесть из 20 самолетов этого типа.
The Avro Tudor I Airliner (four 1,770 h.p. Rolls-Royce Merlin 600 engines).
Несмотря на совершенную конструкцию, лайнер AS.57 Ambassador так и не оснастили турбовинтовыми двигателями.
Оснащенный убирающимся шасси Courier имел необычно высокую крейсерскую скорость полета. Один из таких самолетов использовался Аланом Кобхэмом при неудачной попытке совершить беспосадочный перелет из Англии в Индию с использованием дозаправки в воздухе.
1809 год: гибрид водородного воздушного шара с махолетом был создан и испытан швейцарцем Жакобом Дедженом.
1847 год: вероятно, первая модель летательного аппарата с паровым двигателем, разработанного Стрингфеллоу, проходила испытания в Чарде, Сомерсет, но без особого успеха.
AirScooter - очередная попытка создать "летательный аппарат для всех". Чтобы достичь этой цели, конструкторы сделали управление аппаратом максимально простым и интуитивно понятным.
Характерной особенностью самолета Airspeed AS.4 было нижнее крыло с большим изломом, крепившееся к верхней части фюзеляжа.
Имевший просторную кабину на восемь пассажиров и отличный обзор для пилота, Envoy был выбран для коммерческой эксплуатации рядом стран, включая Англию, Японию, Китай и Южную Африку.
Несколько самолетов Envoy ВВС Британии и Южной Африки были оснащены бомбодержателями и получили вооружение, состоящее из курсового и турельного пулеметов.
Необычный внешний вид Fleet Shadower явился результатом предъявленных конструкторам трудноразрешимых требований к тактико-техническим характеристикам самолета.
Предназначенный для обучения пилотов, AS.45 отличался повышенной прочностью конструкции.
Hurricane Mk IV. Первоначально известная под обозначением Mk IIIE, модификация Mk IV отличалась так называемым "универсальным" крылом, допускавшим подвеску бомб, ракетных снарядов и контейнеров с 40-мм пушками. Известно, что во время боев в Греции на самолеты 6-й эскадрильи под одно крыло подвешивали два ракетных снаряда и одну 227-кг бомбу, а под другое - пару ракет и контейнер с 40-мм пушкой!
Hurricane Mk V. Модификация предназначалась для использования в качестве штурмовика в Бирме. Мотор Merlin 32 мощностью 1700 л.с, вращавший четырехлопастный винт, обеспечивал весящему 4218 кг самолету максимальную скорость 525 км/ч на малых высотах. Но, несмотря на увеличение размеров радиатора, двигатель машины перегревался, поэтому серийно ее не строили.