Варианты
- Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109T - 1939 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109K - 1944 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109Z Zwilling - 1944 - Германия
- Hispano - HA-1109/HA-1112 Buchon - 1945 - Испания
- Avia - S-199 - 1947 - Чехословакия
- Jurca - MJ-9 One-Oh-Nine - 1972 - Франция
Bf.109E
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
- Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
- Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
- Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
- Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
- Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
- Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
- Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
- Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.
Описание:
- Bf.109E
- Bf.109 (разв.)
- Messerschmitt Bf 109
Фотографии
-
Aeroplane Monthly 1976-06
Messerschmitt Bf 109E-3
-
Мировая Авиация 25
Первым истребительным подразделением Люфтваффе в Северной Африке стала I./JG 27, приступившая к операциям в Ливии в апреле 1941 года. С ее появлением тактическая ситуация сразу изменилась: Bf 109E легко справлялся с истребителями Tomahawk и Hurricane стран Британского Содружества.
-
Мировая Авиация 20
Истребитель Bf 109E отлично зарекомендовал себя в ходе кампании по захвату Бельгии и Голландии. На снимке самолет из 53-й эскадры (JG 53).
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / О.Растренин - Штурмовики люфтваффе. Мифы и реальность /Из истории мировой авиации/ (1)
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-1/B с 250-кг бомбой под фюзеляжем
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Работа предкрылков на крыле «Мессершмитта»
-
Air Pictorial 1999-10 / Fliegermuseum: Switzerland's famous Dubendorf collection
Tucked away in one of the side halls is a group of Second World War types with a Bf 108 suspended above a Bf 109E (below right), an F+W C-3603-1 reconnaissance/attack aircraft (centre), and a Morane-Saulnier MS.506C-1 (left) which was built in Switzerland under licence as the D-3801.
Другие самолёты на фотографии: FWA C-3602 / C-3603 / C-3604 - Швейцария - 1938FWA D-3800 / D-3801 - Швейцария - 1939Messerschmitt Bf.108 Taifun - Германия - 1934
Тип фотографий