Мировая Авиация 25
-
Египетский МиГ-17 падает на землю после прямого попадания ракеты AIM-9 Sidewinder. В ракетном противостоянии сложилась интересная ситуация: полное превосходство арабов в ракетах "земля-воздух" уравновешивалось господством израильтян в использовании ракет "воздух-воздух".
МиГ-21МФ "Fishbed-J". Хотя большинство принимавших участие в войне "Fishbed" принадлежало ВВС Египта, сирийские МиГ-21МФ наносили многочисленные удары по позициям израильтян. Также эти истребители осуществляли воздушное прикрытие ударных МиГ-17 и Су-7/20. Несмотря на использование ракет "воздух-воздух" Р-3 (AA-2 "Atoll"), большую часть побед МиГ-21 одержали с помощью встроенной 23-мм пушки ГШ-23Л.
Заправка топливом МиГ-21МФ из 22-й бригады ВВС Египта. Этот МиГ-21МФ, сфотографированный на авиабазе Ваиди-Куина, принадлежал к числу 210 "Fishbed", имевшихся у египетских ВВС к началу войны. Многие из этих машин стали жертвой израильских ракет "воздух-воздух" в ходе ожесточенных воздушных схваток.
Этот Bf 109E-3 несет одну из схем камуфляжа, испытывавшихся JG 53 осенью 1939 года. Самолет принадлежал 4-й эскадрилье, и на его капоте изображена известная эмблема полка - пиковый туз.
Bf109E-4 на рисунке несет типичный для середины 1940 года двухцветный камуфляж на верхних поверхностях. Нижние поверхности - светло-голубого цвета, немного заходящего на борта фюзеляжа (часто с темными пятнами поверх). Самолет несет эмблемы полка JG 26 "Schlageter" в виде буквы "S" и 9-й эскадрильи "Hollenhund" ("Адские псы") и желтые маркировки, использовавшиеся во время битвы за Британию.
Первым истребительным подразделением Люфтваффе в Северной Африке стала I./JG 27, приступившая к операциям в Ливии в апреле 1941 года. С ее появлением тактическая ситуация сразу изменилась: Bf 109E легко справлялся с истребителями Tomahawk и Hurricane стран Британского Содружества.
Bf 109E прибыли в Испанию в декабре 1938 года - слишком поздно, чтобы принять участие в гражданской войне. За свой трехлопастный винт самолет получил у испанцев прозвище "Tripala".
Bf 109E-3 из состава II./JG 54 в стандартном предвоенном темно-зеленом камуфляже. Основным отличием Е-3 были установленные в крыле пушки. Низкий темп стрельбы этих орудий компенсировался большой разрушительной силой их снарядов.
С июля 1940 года Bf 109E все шире стали использоваться в качестве истребителей-бомбардировщиков (Jabo), вооруженных одной бомбой на центральном узле подвески. Основной целью их рейдов стало прибрежное судоходство. На фотографии: Bf 109E-7.
Много тайн и надежд окружали F-104 в начальный период его ввода в эксплуатацию. Истребители F- 104A, готовящиеся к передаче в ВВС США, были сфотографированы на заводе "Lockheed" в Палмдейле. Глядя на Starfighter, трудно поверить, что он разработан в 1950-х годах (об этом свидетельствуют самолеты T2V Sea Stars для ВМС США на заднем плане).
F-104G Starfighter 26+65. Starfighter 26+65 до 1982 года нес службу в авиакрыле MFG 1 морской авиации Германии, базировавшемся в Шлезвиге, на се вере страны и решавшем противокорабельные задачи.
ВВС Западной Германии располагали самым большим в мире парком Starfighter. Именно они стали первыми покупателями модификации F-104G. На снимке представлен самолет из JBG34 - последнего авиакрыла Люфтваффе, вооруженного F-104.
Италия намеревалась сохранить на службе свои F-104ASA до поступления на вооружение истребителей EF2000, но в конечном итоге Starfighter были отправлены в отставку до появления в частях новых Typhoon. Модернизации вооружения и бортового оборудования позволяли поддерживать боевые возможности самолета на приемлемом уровне, но его пилотам следовало избегать ближнего воздушного боя, в котором F-104 проигрывал более маневренным современным истребителям. Попади пилот в схватку, великолепные разгонные характеристики и высокая скороподъемность Starfighter были его единственным шансом выйти из ближнего боя.
Несмотря на принятие на вооружение самолетов Tornado и АМХ, ВВС Италии продолжали модернизацию своего парка F-104, продолжая летать на них и в 21 веке. В последние годы службы эти самолеты вели воздушное патрулирование совместно с истребителями Tornado F.Mk 3, которые обеспечивали их дополнительной радиолокационной информацией при выполнении перехвата воздушных целей.
Итальянские Starfighter были наиболее совершенными перехватчиками среди всех F-104. Благодаря ряду доработок эти самолеты могли нести ракеты "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow или Aspide средней дальности и всеракурсные ракеты AIM-9L Sidewinder.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Левый и правый борта F-104S из 21-го дивизиона (Gruppo) 53-го полка (Stormo), окрашенные в честь встречи пилотов НАТО "TigerMeet-1996" в Камери.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 75-летие 5-го полка 23-го дивизиона.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 22-й дивизион, 51-й полк - Истрана, провинция Тревизо
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Специальная окраска 51-го полка, 1995 год (на правом борту самолета цвета 22-го полка)
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Праздничная окраска базировавшегося в Виллафранка 3-го полка 28-го дивизиона
F-104G на снимке, несущий ракеты Sidewinder, принадлежал к одной из двух эскадрилий ВВС Дании (???), решавших задачи ПВО.
Четверка голландских F-104G из базировавшихся в Фолкеле 311-й и 312-й эскадрилий. На эти подразделения были возложены тактические задачи.
Со своей высокой скоростью и скороподъемностью Starfighter как нельзя лучше подходил для испытаний, проводившихся НАСА. Самолеты Starfighter, использовавшиеся летно-исследовательским центром им. Драйдена на авиабазе Эдвардс, несли службу до 1983 года, пока их не заменили на F/A-18 Hornet. Интересно, что в свое время F-104 использовались в качестве самолетов сопровождения при испытаниях Hornet (на снимке).
Starfighter FX-1 был первым самолетом, построенным для ВВС Бельгии. В 1967 году на смену цвету натурального металла пришел тактический камуфляж.
На рисунке изображен самолет в окраске 204-й эскадрильи (hikotai) 5-го крыла (kokudan) авиации Сил самообороны Японии (Japanese Air Self-Defence Force, JASDF). Этот F-104J является типичным представителем 210 машин, поступивших на вооружение JASDF в период с октября 1962 года по декабрь 1967 года. В 1960 году F-104J был выбран JASDF в качестве замены истребителей North American F-86F Sabre. В рамках программы стоимостью 207 млн долларов, осуществлявшейся совместно фирмами "Lockheed" и "Mitsubishi" (фирмы "Ishikawajima" и "Harima" отвечали за постройку двигателей J79), первоначально было заказано 180 одноместных F-104J и 20 двухместных F-104DJ. Японские компании отвечали за постройку 160 F-104J (позднее было заказано еще 30 машин), переборку трех прототипов, построенных "Lockheed", а также сборку 17 F-104J и всех F-104DJ из комплектов, поставленных американской фирмой.
F-104S Starfighter
Spitfire Mk I. Навсегда вошедшие в историю благодаря своему участию в битве за Британию Spitfire Mk I вели ежедневные бои со смертоносными Bf 109E. На рисунках представлен Spitfire Mk I, типичный для того периода.
Многие страны хотели приобрести Spitfire или наладить их лицензионное производство. На снимке: Mk I демонстрируют французским офицерам. Один Mk I был поставлен во Францию в конце 1939 года.
The Supermarine Spitfire is an eight-gun fighter capable of 367 m.p.h. It is seen approaching to land.
Мониторинг войны. США решили провести воздушную разведку, чтобы помочь израильским армии и ВВС. Начиная с 12 октября, SR-71 Blackbird (64-17979) при поддержке 11 самолетов заправщиков выполнял разведывательные вылеты с территории США. За 25 минут пребывания в воздушном пространстве Египта во время первого вылета SR-71 сфотографировал позиции египетской и сирийской армий. Общая продолжительность полета составила 10 часов 18 минут. Повторный полет состоялся 25 октября. Последний вылет был совершен уже после завершения военных действий. Большая часть полученных снимков была передана разведке Израиля.
Bf 109T. Боевые подразделения создаваемой палубной авиации предполагалось вооружить истребителем Bf 109T ("Т" от "Trager", авианосный) - модификацией Bf 109E-1 со складывающимся крылом увеличенного размаха, оснащенным закрылками новой конструкции и спойлерами. Была построена партия из 10 Bf 109T-0, проходивших интенсивные испытания в ожидании серийной версии Bf 109T-1. Когда в мае 1940 года постройка авианосца "Граф Цеппелин" была окончательно остановлена, 60 находившихся в производстве Bf 109T-1 построили в варианте Bf 109T-2. Эти самолеты сохранили крыло увеличенного размаха с усиленной механизацией. Их использовали для действий с коротких взлетно-посадочных полос. Большую часть своей службы Bf 109T-2 провели в Норвегии, но также их использовали при организации ПВО острова Гельголанд в Северном море. Эти самолеты эксплуатировались до конца 1944 года.
СВВП Convair XFY-1 взлетает с открытым фонарем кабины. Фирмы "Convair" и "Lockheed" разработали свои самолеты после запроса ВМС США на создание истребителя с вертикальным взлетом и посадкой, но из-за проблем с реальной эксплуатацией разработка этих машин была прекращена.
С точки зрения эксплуатации, посадка в кабину вертикально стоящего СВВП являлась довольно непростой задачей - пилоту требовалось совершить довольно рискованный подъем по высокой лестнице. На снимке летчик-испытатель фирмы "Convair" Колмен готовится занять место в кабине XFY-1.
Экипажи Amiot 143 отважно пытались разрушить мосты на пути немецкого наступления.
Amiot 143 No 118 of the 4 Escadrille of the 35° Escadre, the II Groupe of which was attached to the 6eme Brigade of the 1ere Division Aerienne when hostilities commenced, flying nocturnal reconnaissance sorties before discarding its Amiots in March 1940 in favour of Breguet 691s.
Amiot 143
Высота полета G550 составляет 15 545 м - больше, чем у всех других авиалайнеров
Кабина пилотов, являющаяся стандартом для всей линейки самолетов Gulfstream, оснащена широкоформатными дисплеями.
Впервые поднявшийся в воздух 21 декабря 1993 года, Citation X обладает исключительно высокой скоростью и обеспечивает высокий уровень комфорта максимум для 12 пассажиров.
Модельный ряд реактивных деловых самолетов фирмы "Bombardier" включает семейства Learjet, Challenger и Global. Типовой моделью является самолет Global Express XRS, обладающий огромной дальностью полета и крейсерской скоростью М=0,82.
Фирма "Dassault" подняла на новый уровень летные характеристики самолетов семейства Falcon, создав модель 7Х. Оснащенная новым крылом, двигателями PW307A и разработанной "Dassault" кабиной EASy Flight Deck, она начала эксплуатацию в июне 2007 года.
Самый старый сохранившийся DH.60 Moth, G-EBLV, был шестым серийным самолетом и одним из двух, поставленных аэроклубу Ланкашира в августе 1925 года. Восстановленный в 1951 году стажерами фирмы "de Havilland", самолет и поныне находится в летном состоянии, а его владельцем является современный преемник "de Havilland" - компания "BAE Systems".
G-EBWD - летный экземпляр DH.60X (получил такое название за Х-образную форму стоек шасси с полуосями), оснащавшийся моторами Cirrus III мощностью 90 л. с. (67 кВт). G-EBWD на самом деле не стандартный самолет - на нем установлен двигатель Cirrus Hermes I мощностью 105л.с.(78кВт).
Местные сановники и канистра с топливом от спонсора - типичная картина для многочисленных остановок Эми Джонсон в Австралии. Эми считала чрезмерный интерес публики к своему перелету утомляющим.
Прочность и простота конструкции были отличительными особенностями самолетов Moth. Разработка "de Havilland" способствовала популяризации частной авиации в межвоенный период. Складное крыло облегчало хранение и транспортировку самолета. Новые владельцы могли арендовать гаражи для Moth у "de Havilland" на Стег-Лейн.
Многие самолеты Moths оснащались поплавковым шасси. Самолет на снимке был приобретен правительством провинции Онтарио и собран в Торонто. В 1927 году за первые три месяца эксплуатации эта машина налетала свыше 300 часов, патрулируя лесные массивы.
Обтекаемые обводы и оригинальная конструкция хвостового оперения были отличительными чертами Amiot 351.01. Было поставлено 24 серийных самолета этого типа.
Amiot 354B.4
В НАСА надеялись, что поворотное крыло позволит получить все преимущества крыла изменяемой стреловидности при значительно более простой конструкции.
ВМС США долгое время проявляли интерес к СВВП как к средству защиты своих транспортных и вспомогательных судов. По заданию, выданному в 1950 году, фирма "Lockheed" разработала самолет XFV-1. Оснащенный турбовинтовым двигателем XFV-1 не уступал по летным характеристикам реактивному истребителю Lockheed P-80 Shooting Star. На начальном этапе испытаний самолет оснастили временным неубирающимся шасси.
Задуманный как летающий стенд для изучения реактивных систем управления СВВП, самолет Bell X-14 мог летать только на малых скоростях. Впервые поднявшийся в воздух в феврале 1957 года, X-14 участвовал в продолжительной программе летных испытаний, проводившихся ВВС США, а затем был передан НАСА.
По распоряжению Министерства авиации 48-й серийный Mk I был доработан для установления рекорда скорости. Окрашенный в синий и серебристый цвета "Speed Spitfire" был оснащен специально доработанной версией мотора Merlin, но попытка установить рекорд так и не была предпринята. После капитуляции Франции Spitfire были остро необходимы в строевых частях, и машину переделали в разведчик.
Израильские F-4 принимали участие как в воздушных боях, так и наносили удары по наземным целям. На фотографии: Phantom из 119-й эскадрильи "Atalev" ("Летучая мышь"), базировавшейся в Рамат-Давиде. Другими подразделениями F-4, принимавшими участие в войне, были 69-я, 107-я, 119-я и 201-я эскадрильи.
Благодаря своей великолепной аэродинамике S.7 имел высокие летные характеристики при относительно слабой силовой установке.
Кабина S.1001, рассчитанная на одного пилота и трех пассажиров, выглядела очень элегантно и имела типичную для самолетов фирмы "Ambrosini" отработанную схему конструкции.
Оснащенный двигателем мощностью 540 л. с. (403 кВт), экспериментальный S.A.I.107 развивал максимальную скорость 560 км/ч при максимальной взлетной массе 1000 кг.
Часть испытаний Dardo проходил с немецкими опознавательными знаками. Этот самолет желали приобрести фирмы "Heinkel" и "Mitsubishi".
Выполненный по схеме "утка" SS.4 мог стать хорошим истребителем-перехватчиком, если бы "Ambrosini" после катастрофы прототипа не сосредоточила все усилия на разработке истребителя S.A.I.207.
Хотя Sagittario 2 и имел сверхзвуковую скорость полета, он уже не мог конкурировать с более совершенными новыми самолетами.
Створка сверху хвостовой части фюзеляжа Ariete закрывала воздухозаборник вспомогательного ТРД.
Aerfer Ariete.
Ambrosini Ariete
Для охлаждения силовой установки Amiot 110 использовался один радиатор, установленный между V-образными стойками шасси.
The Amiot-S.E.C.M. 110 (the second prototype being shown).
Бомбардировщик Amiot 122BP.3 из 11-го авиаполка французских ВВС. Самолет назывался "La Grosse Julie".
Phantom F-4E II. Поставленные ВВС Израиля в 1969 году, F-4 к 1973 году уже стали ветеранами боевых действий. Некоторые источники утверждают, что наряду с F-4E ВВС США израильтянам было поставлено небольшое число F-4B ВМС США, но эта информация до сих пор не получила подтверждения.
Восполнение потерь было критически важной задачей для обеих сторон. Поэтому в рамках операции "Nickel Glass" США забрали у своих ВВС 32 самолета F-4E и передали их Израилю. Снимок этого F-4E демонстрирует, как быстро самолеты были брошены в бой - израильские опознавательные знаки поверх камуфляжа ВВС США. У израильтян просто не было времени перекрасить машины.
Большие корпоративные и VVIP реактивные самолеты, созданные на базе авиалайнеров, отличаются просторными салонами с роскошной отделкой. На фотографии представлен типичный интерьер самолета BBJ.
Genet Moth, оснащенный радиальным мотором Armstrong Siddeley Genet, внешне довольно сильно отличался от своих собратьев с двигателями Cirrus. Все построенные самолеты этого типа, за исключением одного, попали в Центральную летную школу RAF.
Эми Джонсон назвала свой DH.60G Gipsy Moth "Ясоном" в честь героя греческой мифологии. Это четвертый серийный самолет, построенный для дальнего перелета в Кисиму, Кения, в 1928 году.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 20-й дивизион, 4-й полк - празднование 75 000 часов на лета на Starfighter
Чтобы ускорить поступление F-104G на вооружение ВВС Западной Германии, "Lockheed" поставила Люфтваффе 30 истребителей F-104F. Эти самолеты отличались усовершенствованным двигателем J79-GE-11A и частью бортового оборудования, позаимствованного у F-104G, но не имели усиленного планера последнего. Первым немецким пилотом, совершившим самостоятельный вылет на F-104, стал полковник Гюнтер Ралль - третий по резултативности ас Второй мировой войны, имевший на своем счету 275 побед.