Мировая Авиация 24
-
Первая официальная демонстрация МиГ-29 западным наблюдателям состоялось в августе 1986 года, когда шесть истребителей из Кубинки нанесли визит дружбы соседней Финляндии.
Венгерский МиГ-29А ("9-12А") из состава 59 HRE с выпущенным тормозным парашютом, авиабаза Кешкемет. Экспортная модификация МиГ-29А строилась на той же сборочной линии, что и самолеты для советских ВВС.
Бывшие союзники по Варшавскому договору получали МиГ-29 модификации "9-12А" и стандартные двухместные МиГ-29УБ. На снимке:учебный самолет из эскадрильи "Warszawa" польских ВВС.
В 1986 году Индия получила 70 одноместных "Fulcrum". Имевшие заводское обозначение "9-12Б", эти самолеты имели отличные от советских самолетов системы связи и госопознавания и несли службу в 28-й, 47-й и 233-й эскадрильях ВВС Индии. Расписные МиГ-29 ВВС Индии активно используются в тренировочных воздушных боях.
Messerschmitt Bf 109E-3. Представленный самолет несет опознавательные знаки Jagdgeschwader 2 Richthofen - одной из самых известных истребительных частей Люфтваффе. Названная в честь знаменитого "Красного барона" Манфреда фон Рихтгофена, JG2 активно участвовала в боевых действиях
Messerschmitt Bf 109E-3. Зимой 1939 года Люфтваффе начали наносить на свои истребители этот характерный двухцветный пятнистый камуфляж. Истребитель на рисунке принадлежал JG53 "Pik-As" в ходе битвы за Францию и был закреплен за гауптманом Вернером Мёльдерсом - одним из самых известных асов, летавших на Bf 109.
Истребители Messerschmitt Bf 109E имели явное преимущество в небе Франции. Сопротивление со стороны британских и французских ВВС было, в лучшем случае, спорадическим.
Хотя подавляющее большинство французских истребительных групп было оснащено устаревшими самолетами, в ходе битвы за Францию два подразделения получили на вооружение новейшие истребители Dewoitine D.520. Этот самолет, оснащенный мотором Hispano-Suiza 12Y и вооруженный одной пушкой и четырьмя пулеметами, по своим характеристикам не уступал, а порой и превосходил Bf 109.
F-16A Fighting Falcon. Представленный на рисунке F-16A несет опознавательные знаки ВВС Венесуэлы - одного из немногих государств, выбравших для своих самолетов "традиционный" пятнистый камуфляж. Двадцать четыре F-16, поставленные двум эскадрильям Grupo de Caza 16 (16-я истребительная группа) в Маракае, несли зашифрованные серийные номера, чтобы ввести в заблуждение наблюдателей. Основной задачей этих истребителей является обеспечение ПВО, хотя в 2008 году из-за нехватки запасных частей в летном состоянии находились только три машины.
Готовясь к ночному бомбовому удару, F-16A выруливает на полосу с полным набором бомб и ракет класса "воздух-воздух". У фирмы "General Dynamics" явно получился удачный самолет.
Решив приобрести F-16A, первые четыре европейские страны быстро получили самолеты, по ряду параметров превосходящие советские истребители последнего поколения. F-16A стали настоящим прорывом для пилотов, пересевших на них со старых истребителей, обычно с F-104 Starfighter.
Большое количество F-16A было продано Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии в рамках так называемой "сделки века". На снимке: F-16 ВВС США в одном строю с истребителями этих стран.
Наряду с одноместными F-16A в испытаниях принимали участие несколько двухместных машин. Отличительной особенностью ранних Fighting Falcon были обтекатели радаров черного цвета. Одной из задач, возлагавшихся на двухместные F-16B, было подавление и помощь в преодолении ПВО (на Западе такие операции носят название "Wild Weasel").
Недостаток средств позволил модернизировать лишь небольшую часть парка F-104ASA (на снимке) до стандарта ASAM.
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
Три бомбардировщика Heinkel Не 111H в полете над Францией. Один из трех типов тяжелых бомбардировщиков, используемых Люфтваффе в ходе блицкрига, Не 111 играл главную роль в бомбежке городов, аэродромов, портов и других ключевых объектов. Самолеты модификации He 111H оставались основой бомбардировочных сил Люфтваффе до 1944 года.
Самый результативный в группе. P-51C-1-NT (серийный номер 42-103324) майора Хершеля Грина, старшего офицера 317-й эскадрильи 325-й FG. Всегда летавший на самолете с бортовым кодом "II", Грин был самым результативным пилотом в группе - на его счету было 18 воздушных побед (включая три, одержанных на P-40 и 10 - на P-47), и еще десять самолетов он уничтожил на земле, совершив 100 боевых вылетов. Грин служил в "Checkertail Clan" на протяжении двух с половиной лет, пройдя путь от простого пилота до командира.
52-я истребительная группа. P-51C-5-NT (серийный номер 42-103582) лейтенанта Кэлвина Д. Аллена из 5-й эскадрильи. Ранние опознавательные знаки группы представляли собой желтые полосы с черной окантовкой на законцовках крыла и хвостовой части фюзеляжа. Белая буква "С" в красном квадрате, позади кабины, означает номер звена, к которому принадлежал Mustang. Вообще на этом P-51C летал Дуан Фрэнклин, одержавший на P-51 семь побед. Самолет был позаимствован Алленом для одного вылета, в ходе которого он сбил семь вражеских самолетов.
31-я истребительная группа. На этом P-51B-10-NA (серийный номер 42-106511) летал полковник Чарльз Маккоркл, командир 31-й FG. Mustang нес на борту его инициалы вместо обычных трехбуквенных кодов. Опознавательные знаки группы состояли из пяти параллельных диагональных красных полос на киле, руле направления и верхней поверхности горизонтального оперения. Маккоркл получил статус аса, еще летая на популярном в 31-й FG истребителе Spitfire Mk VIII. Он одержал еще семь побед на P-51, после того, как группу перевооружили на эти истребители.
332-я истребительная группа. На P-51B/С "TOPPER III" (точная модификация и серийный номер неизвестны) летал капитан ЭдТоппинс из 99-й эскадрильи 332-й FG. Под ветровым козырьком нанесены отметки о четырех его победах. Самолеты во всех четырех эскадрильях группы имели обтекатели винтов и хвостовые части фюзеляжей красного цвета. Эскадрильи различались по окраске полосы в носовой части и триммеров. У 99-й эскадрильи полосу в бело-синюю "шашечку" позднее заменили просто синей полосой. Эта группа была единственным истребительным подразделением ВВС США, в котором служили чернокожие пилоты.
Тройная победа. P-51C-5-NT"Miss-Pelt" (серийный номер неизвестен) лейтенанта Кларенса Лестера из 100-й эскадрильи 332-й FG.Три победы, отметки которых находятся под ветровым козырьком, были сделаны в ходе одного вылета. Лестер стал первым чернокожим пилотом, которому удалось добиться такого результата. Самолеты Mustang из 100-й эскадрильи имели красные полосу в носовой части, часто с клинообразным выступом, и черные триммеры. Из примечательных особенностей этого самолета - окрашенная в полоску антенна и отсутствие желтых полос на нижней поверхности крыла.
"Creamer's Dream". P-51D "Creamer's Dream" (точная модификация и серийный номер неизвестны) лейтенанта Чарльза Уайта из 301-й эскадрильи 332-й FG. Опознавательными знаками эскадрильи были красная полоса в носовой части фюзеляжа и триммеры белого цвета. Уайт прибыл в 301-ю группу по замене и получил сильно изношенный P-51C. После жалоб на ненадежность этой машины ему выделили один из первых полученных группой Mustang модификации D.
Mustang корейского аса. На P-51D-5-NA (серийный номер 44-13298) летал капитан Фредди Ор. Имея на счету шесть побед (пять из них он одержал на P-51), он, вероятно, был единственным асом корейского происхождения в ВВС США. Фредди Ор служил в 52-й эскадрилье 52-й FG. Опознавательные знаки группы состояли из двух желтых полос с черной окантовкой на крыле и желтой хвостовой части фюзеляжа. Необычно выглядят бортовые коды красного цвета с черной окантовкой.
307-я эскадрилья 31-й FG. На P-51D-5-NA"February" (серийный номер 44-13382) летал лейтенант Джеймс Брукс, прибывший в Италию в марте 1944 года. Он одержал 13 подтвержденных побед, две вероятные победы и повредил два вражеских самолета. Истребители 31-й FG несли такие же желтые полосы на крыле, как и P-51B/С, базировавшиеся в Северной Африке, но отличались дополнительными желтыми полосами на законцовках крыла. Брукс оставил ВВС США в 1951 году и стал летчиком-испытателем фирмы "North American Aviation".
308-я эскадрилья 31 -й FG. На этом P-51D-5-NA "Flying DUTCHMAN" (серийный номер 44-13500) летал капитан Роберт Гобель - шестой по результативности пилот в группе. На борту его самолета отметки об 11 победах, одержанных в 61 боевом вылете. Три немецких истребителя Messerschmitt Bf 109 Гобель сбил 18 августа 1944 года, когда сопровождал бомбардировщики в одном из многочисленных налетов на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти, Румыния.
Шесть побед в одном вылете. На P-51D-10NA "MARY МАС" (серийный номер 44-14467) летал лейтенант Гордон X. Макдэниел из 318-й эскадрильи 325-й FG. Макдэниелу удалось добиться уникального результата, сбив 14 марта 1945 года шесть самолетов противника (все Fw 190) в одном вылете. Красные законцовки крыла не являлись стандартом для P-51 из 325-й FG. "MARY МАС" первоначально был закреплен за командиром 318-й эскадрильи Джимом Тонером и поэтому нес бортовой код "00" (называвшийся также "Double Nuts"). После передачи самолета Макдэниэлу код был заменен.
325-я истребительная группа: "Checkertail Clan". P-51D "SHU SHU" (точная модификация и серийный номер неизвестны) майора Норманна Л. Макдональда, командира 318-й истребительной эскадрильи 325-й FG. В качестве опознавательных знаков 325-й FG были выбраны черно-желтые "шашечки" на вертикальном оперении, в честь которых она получила свое прозвище. Вначале "шашечки" наносились только на киле, но затем их стали наносить и на хвостовую часть фюзеляжа и стабилизаторы. Макдональд выполнил 249 боевых вылетов и одержал 11 1/2 побед. Также на его счету было пять вероятных побед и семь поврежденных самолетов противника. Четыре победы он одержал в составе 325-й FG.
Оснащенный турбовинтовым двигателем SF.260TP хорошо подходил для начальной подготовки пилотов.
Известный прессе как "Hughes Mystery Ship", моноплан Н-1 (с новым мотором) позволил Хьюзу побить собственный рекорд трансконтинентального перелета, установленный в 1936 году на самолете Northrop Gamma.
Ту-134А-3. Авиакомпания "Aviogenex" была организована в 1968 году для осуществления чартерных пассажирских перевозок в Европе и Средиземноморье совместно с фирмой "Yugotours". Этот оператор располагал четырьмя Ту-134 и небольшим парком самолетов американской постройки.
Несмотря на то что многие из западных конкурентов сняты с эксплуатации много лет назад, Ту-134 продолжает использоваться множеством компаний, хотя и в небольших количествах. Самолет на снимке принадлежит авиакомпании "Аэрофлот-Норд".
Несколько авиакомпаний, образовавшихся после распада "Аэрофлота", продолжали использовать Ту-134. Самолет на снимке эксплуатировался авиакомпанией "Пермские авиалинии" вплоть до конца 2008 года.
"Аэрофлот" использовал свои Ту-134 на линиях малой и средней протяженности в пределах Российской Федерации до конца 2008 года. Однако теперь им на смену пришли более современные западные лайнеры.
Ту-134 широко использовались в Восточной Германии, в том числе национальной авиакомпанией "lnterflug", имевшей 18 машин. Другим крупным оператором было правительство ГДР, в авиаотряде которого имелось 14 Ту-134.
Один из наиболее известных символов немецкого блицкрига был пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87В Stuka. Красноречивый образ поражения Бельгии - Stuka на стоянке между двумя разбитыми бельгийскими истребителями CR.42.
Авиационное крыло Дубай (ОАЭ) заказало семь МВ.339A для учебных целей. Первые два самолета были поставлены 24 марта 1984 года, партия из трех машин последовала в 1987 году, а последние два самолета прибыли в 1992 году.
МВ.339K совершил первый полет 30 мая 1980 года, а в сентябре его продемонстрировали на авиасалоне в фарнборо. Самолет имел регистрационный код I-BITE благодаря традиции "Aermacchi" присваивать демонстрационным самолетам гражданскую регистрацию.
Получившие неофициальное прозвище "Macchis", новозеландские МВ.339CB использовались для подготовки пилотов реактивных самолетов и обучения летчиков-истребителей. Для выполнения ударных задач они могли вооружаться пушечным контейнером и ракетами Maverick.
Aermacchi MB.339C
Type 683 Lancaster. BT308 был первым прототипом Lancaster, в конструкции которого использовались многие элементы от бомбардировщика Manchester. Первый полет этой машины состоялся 9 января 1941 года. Силовая установка состояла из четырех двигателей Merlin X. Самолет оснащен шасси и третьим килем от Manchester.
Lancaster B.Mk III. Этот самолет выполнил множество боевых вылетов в составе 405-й (канадской) эскадрильи, включая налеты на Брансвик, Штутгарт и Лан. Бомбардировщик пропал без вести при налете на Сент-Пьерр в ночь с 8 на 9 мая 1944 года.
Lancaster GR.Mk 3. Последний Lancaster на вооружении регулярных подразделений британских ВВС, RF325, был списан в октябре 1956 года. Самолет был построен как Mk III, потом переделан в ASR. Mk 3, а затем, в 1949 году, снова доработан до стандарта GR.Mk 3. Самолет показан в окраске, которую он нес на заключительном этапе службы, в школе морской разведки в Сент-Могане.
Lancaster B.Mk VI. Построенный как Lancaster Mk III, ND673 был доведен до стандарта Mk VI, получив моторы Merlin 85 или 87 в гондолах, как у бомбардировщика Lincoln. Со снятыми носовой и верхней турелями эта машина использовалась 635-й эскадрильей в качестве самолета целеуказания.
Lancaster B.Mk VII (FE). В камуфляже Дальневосточного ТВД этот Lancaster из 9-й эскадрильи имел верхнюю и хвостовую турели, вооруженные 20-мм пушками. B.Mk VII использовался во время Второй мировой войны только подразделениями Tiger Force (Дальневосточными ВВС) и не принимал участия в боевых действиях.
Более чем через полвека после завершения Второй мировой войны два бомбардировщика Lancaster все еще остаются в летном состоянии. Самолет, представленный на снимке, PA474, хотя и был построен после войны, ныне является гордостью мемориальной эскадрильи RAF. В конце 1990-х годов зта машина получила опознавательные знаки одного из самых знаменитых подразделений Lancaster - 9-й бомбардировочной эскадрильи.
Единственный Lancaster, поддерживающийся в летном состоянии, принадлежит мемориальной эскадрилье британских ВВС. Базирующийся в Конингсби, Линкольншир, этот самолет несет свой настоящий регистрационный номер PA474, но периодически меняет окраску. На снимке самолет представлен в окраске 44-й эскадрильи.
Самолет на снимке - Lancaster Mk 1 из четвертой серийной партии, выпущенной фирмой "А. V. Roe" в Ньютон Хиз, Манчестер. О масштабах производства Lancaster можно судить по тому, что выпуск этой партии из 620 машин начали в ноябре 1942, а закончили к июню 1943 года. Средний темп выпуска составлял около 25 самолетов в день.
Первой получила бомбардировщики Manchester, не очень удачных предшественников самолета Lancaster, 207-я эскадрилья RAF. Но вскоре ее перевоору жили на более совершенные машины.
В начале 1944 года, в ходе подготовки к высадке в Европе, начались дневные налеты на цели во Франции.
Универсальность и высокая грузоподъемность Lancaster стали причиной того, что многие из этих машин использовались в экспериментальных целях. На представленном на снимке Mk II проводились испытания реактивных двигателей Metrovick F.2/1,4 или 4А, установленных в хвостовой части фюзеляжа. Воздух к ТРД поступал через большой верхний воздухозаборник.
Самолеты Lancaster Mk 10 канадской постройки несли службу в Королевских ВВС Канады еще в 1950-х годах, в основном в качестве морских патрульных машин. Машина на снимке - один из трех арктических спасательных самолетов Mk 10-AR с обтекателем радара под носовой частью фюзеляжа. Английские и французские Lancaster также использовались после войны для операций над морем.
В ходе бомбардировочных ударов авиации союзников в 1940-х годах ужас войны познали не только жители оккупированной Европы, но и экипажи бомбардировщиков, каждую ночь пересекавших Ла-Манш и понесших огромные потери.
Рой Чедвик, создатель неудачного Manchester и превосходного Lancaster, был убежден, что самолет с четырьмя моторами Merlin, близкий по конструкции к Manchester, будет тем тяжелым бомбардировщиком, который способен выиграть войну. И эта вера, и его отрицательное отношение к предложению Министерства авиационный промышленности, чтобы фирма "Avro" занялась постройкой бомбардировщиков Handley Page Halifax, позволили запустить Lancaster в серию.
Бомбардировщики Lancaster B.Mk VII из 617-й эскадрильи в полете над Бенаресом, Индия. Самолеты несут окраску, характерную для Дальневосточного ТВД. После завершения военных действий в Европе множество эскадрилий RAF вошло в состав Tiger Force, которым предстояло воевать с Японией. Одним из таких подразделений была 617-я эскадрилья, но она прибыла в Индию лишь в январе 1946 года и в боевых действиях не участвовала.
Lancaster B.Mk I (Special). Этот специально доработанный самолет весь свой период эксплуатации прослужил в 9-й эскадрилье RAF. Здесь он изображен сбрасывающим 5443-кг бомбу Tallboy на укрытия немецких подводных лодок в Бергене, Норвегия, во время налета ночью с 11 на 12 января 1945 года. К этому специфическому рейду было привлечено в общей сложности 32 самолета Lancaster и один Mosquito из состава 9-й и 617-й эскадрилий, специализировавшихся на применении Tallboy. Согласно отчетам, три Tallboy серьезно повредили укрытия субмарин, пробив их бетонные крыши толщиной 3,5 м. Кроме того, повреждения получили две подводные лодки и грузовое судно, а один тральщик был потоплен. Точность бомбометания в этом авианалете предотвратила жертвы среди гражданского населения, в отличие от двух предыдущих налетов, но цена была высокой. Были потеряны четыре Lancaster: один - из 9-й эскадрильи, а остальные - из 617-й эскадрильи.
Lancaster B.Mk III
МиГ-29УБ с "акульей пастью" и двухзначными тактическими номерами с внутренней стороны килей из состава 120-го ГвИАП российских ВВС, авиабаза Домна.
На снимке представлен стандартный двухместный МиГ-29УБ из состава 59-го тактического истребительного полка (59 HRE) ВВС Венгрии. Хорошо заметно отсутствие у учебной машины длинных гребней на верхней поверхности крыла.
Внешне сильно похожий на Як-130, M346 в действительности отличается от него конструкцией, силовой установкой и бортовым радиоэлектронным оборудованием.
Превосходная маневренность и высокая тяговооруженность МиГ-29 сделали его отличным самолетом для российской пилотажной группы "Стрижи", оснащенной как одноместными машинами, так и двухместными МиГ-29УБ.
Несмотря на критику конгресса, "Spruce Goose" неожиданно для всех совершил свой первый и единственный полет 2 ноября 1947 года.
The Hughes Hercules, once the world's biggest aeroplane, has passed into the folklore of aviation, no for its achievements - which were limited to a single hop off the water - but by the subsequent efforts of its eccentric designer and owner, Howard Hughes, to preserve the prototype in a boathouse at Long Beach, where it still lies.
Ту-134УБЛ, оснащенный носовой частью от Ту-22М, продолжает использоваться для обучения курсантов полетам на "Backfire". Также его применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить налет бомбардировщиков.
Если бы XLRA-1 был запущен в серийное производство, его, скорее всего, применяли бы для высадки американских десантников на Тихоокеанском ТВД.
Когда имевший большой потенциал самолет C-27J только пытался "собрать" заказы, фирма "Lockheed Martin" вышла из программы его разработки.
Одно время Hughes XH-17 был самым большим вертолетом в мире, но оказался чересчур дорогим в эксплуатации, хотя и открыл новое направление в развитии винтокрылых машин.
Один из наиболее известных символов немецкого блицкрига был пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87В Stuka. Красноречивый образ поражения Бельгии - Stuka на стоянке между двумя разбитыми бельгийскими истребителями CR.42.
В мягкой фетровой шляпе - своем талисмане - Хьюз готовится к первому полету прототипа фоторазведчика XF-11.
После успешного 45-минутного полета над Лос-Анджелесом из-за отказа пропеллера на правом двигателе XF-11 по спирали пошел к земле. Врезавшись в дом на бульваре Уилшир, Хьюз получил тяжелые травмы, но остался жив.
Voyager. Дик Рутан и Джина Йегер организовали фирму "Voyager Aircraft lnc." в марте 1981 года. Целью фирмы было создание самолета для беспосадочного, без дозаправки, кругосветного перелета. Берт Рутан спроектировал самолет, поначалу имевший обозначение Rutan Model 76. Постройка машины началась на "Rutan Aircraft Factory" летом 1982 года. Дик Рутан впервые поднял самолет в воздух 22 июня 1984 года.
Снимок Voyager во время испытательного полета. Самолет имел крыло большого удлинения, как у планера, и был оптимизирован для полета с малой скоростью на небольших высотах.
Необычная компоновка Voyager особенно заметна при сравнении с легким самолетом Beech Duchess.
Крыло большого удлинения Voyager имело размах 33,77 м. Рекордный полет был сделан без винглетов (вертикальных законцовок), так как при разбеге концы крыла несколько раз сильно ударились о землю. Крепление винглетов при этом разрушилось и полет пришлось проводить без них.
Необычная компоновка Voyager особенно заметна при сравнении с легким самолетом Beech Duchess.
Ливия получила G222T, оснащенные ТВД Rolls-Royce Tyne, поскольку правительство США наложило эмбарго на поставки двигателей T64 этой стране
Основу военно-транспортной авиации ВВС Италии составляли две группы G222 и одна группа C-130H.
Alenia/Chrysler C-27A Spartan
Первый M-311, который был предназначен для отработки бортового радиоэлектронного оборудования, поднялся в воздух 1 июня 2005 года.
Несмотря на необычную конструкцию, обеспечивающую превосходный обзор. Ensign так и не смог прорваться на уже заполненный рынок.