General Dynamics F-16B/D Fighting Falcon
Варианты:
General Dynamics - F-16B/D Fighting Falcon - 1977 - США
Страна: США
Год: 1977


Описание
Фотографии:

Цветные фото (105)
Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
  
  Самолет Lockheed Martin (изначально General Dynamics) F-16 Fighting Falcon проектировался как легкий истребитель завоевания превосходства в воздухе, но эволюционировал в эффективный многоцелевой комплекс. Первый полет прототипа состоялся 20 января 1974 года. По результатам испытаний опытный самолет YF-16A победил своего конкурента Northrop YF-17. Первая из восьми предсерийных машин F-16 поднялась в воздух в 1975 году, а в 1977-м первый полет выполнил двухместный вариант F-16B, по своим габаритным размерам не отличавшийся от одноместного, но с уменьшенным на 680 кг запасом топлива.
  Характерной внешней особенностью самолета F-16, который был прозван "Viper", является подфюзеляжный воздухозаборник. Развитые наплывы крыла и плавное сочетание крыла и фюзеляжа увеличивают подъемную силу на больших углах атаки. Самолет выполнен статически неустойчивым, устойчивость в полете обеспечивает электродистанционная система управления. Катапультное кресло класса "ноль-ноль" установлено под наклоном в 30°, за счет чего летчику проще переносить большие перегрузки. Вместо традиционной ручки управления использована боковая ручка-джойстик. Приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных индикаторов, установлен индикатор и на фоне лобового стекла (ИЛС). Беспереплетный фонарь не имеет неподвижного козырька и обеспечивает летчику отличный круговой обзор. За исключением варианта ADF (самолет ПВО) все сохранившиеся F-16A/B предназначены для нанесения ударов по наземным целям, а ведение воздушного боя является для них второстепенной задачей.
  Ряд стран НАТО начали поиск замены для самолетов F-104 в июне 1975 года - в результате Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия выбрали F-16A/B. Бельгийская компания SABCA собрала 221 самолет - главным образом для ВВС Бельгии и Дании; голландская компания "Fokker" построила 300 самолетов - в основном для ВВС Голландии и Норвегии. Некоторые самолеты ВВС Дании оснащены подфюзеляжными разведывательными контейнерами и обозначаются F-16A(R). Самолеты вариантов F-16A/B проходили модернизацию по обе стороны Атлантики. F-16A/B также поступили на вооружение ВВС Египта, Индонезии, Израиля, Португалии, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Венесуэлы.
  Поставки серийных машин F-16A/B для ВВС США начались в январе 1979 года. Несмотря на частые отказы двигателей и проблемы с прочностью планера на начальном этапе эксплуатации, F-16 быстро признали удачным многоцелевым истребителем. F-16A/B строился несколькими производственными сериями, называвшимися Block 1, 5, 10 и 15. Внешне 21 самолет варианта F-16A и 22 самолета варианта F-16B Block 1 отличались от машин Fighting Falcon более поздней постройки обтекателями РЛС черного цвета. По количеству выпущенных машин, производственная серия Block 5 - это 99 самолетов F-16A и 27 самолетов варианта F-16B, серия Block 10 - это 145 машин F-16A и 25 - F-16B. Позже все уцелевшие самолеты более ранних выпусков доработали до уровня производственной серии Block 10. В конструкцию самолетов 15-й производственной серии внесли ряд изменений, включая стабилизатор увеличенной площади, ставший стандартным для всех последующих вариантов. Выпуск самолетов серии Block 15 включает 410 машин F-16A и 47 - F-16B. B 1986 году 270 самолетов из этой серии отобрали для модернизации в вариант F-16A/B ADF с установкой улучшенной РЛС APG-66. Эта РЛС способна обнаруживать цели с малой ЭПР и наводить УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. На варианте ADF заменили также систему госопознавания и радиосвязное оборудование. Эти самолеты поступили на вооружение частей Национальной гвардии США и ВВС Португалии.
  В ходе программы модернизации OCU (Operational Capabilities Upgrade), реализованной такими странами, как Бельгия, Дания, Голландия и Норвегия, была улучшена авионика и, в частности, система управления вооружением, установлена инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, а двигатели F100-PW-200 доработали в F100-PW-220E. С 1988 года на экспорт поставлялись только самолеты F-16A/B Block 15 OCU. Состоявшие на вооружении Национальной гвардии США и Резерва ВВС США, F-16A/B тоже прошли доработку с установкой ТРДФ F100-PW-220E. Дальнейшим развитием самолетов F-16A/B стала программа продления ресурса European MLU (European Mid-Life Update), в ходе которой оборудование кабины довели до уровня Block 50 с широкоугольным ИЛС и совместимостью приборов с очками ночного видения (ОНВ). Самолеты F-16A/B MLU ВВС Бельгии, Дании, Голландии и Норвегии получили возможность использовать УР AIM-120. В ВВС Бельгии доработанные самолеты обозначаются F-16AM (одноместные) и F-16DV (спарки).
  Новая авионика включает модульную БЦВМ, РЛС APG-66(V)2A и приемник GPS. Похожие самолеты с обозначением Block 20 поставлены ВВС Тайваня. Ряд доработок программы MLU реализован и на истребителях ВВС США.
  Одноместный вариант F-16C выполнил первый полет 19 июня 1984 года, его двухместный вариант обозначается F-16D. Площадь форкиля F-16C/D увеличили, разместив там станции постановки помех ASPJ (Airborne Self-Protection Jammer), но ВВС США отказались от монтажа станции в пользу использования контейнерных систем РЭБ. На F-16C/D установлены новые ИЛС и приборное оборудование кабины, органы управления выполнены по принципу HOTAS (Hands On Throttle And Stick), применена более эффективная многорежимная РЛС APG-68. Интерфейс СУВ позволяет применять УР класса "воздух-воздух" AIM-120 и УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick. По ходу производства F-16C/D постоянно совершенствовались, в частности были реализованы программы MSIP II и III (Multi-Stage Improvement Program) по повышению возможностей машины в темное время суток и ведению воздушных боев.
  Выпуск самолетов серии Block 25 начался в июле 1984 года, всего построено 289 машин F-16C и 30 - F-16D. Самолеты серий Block 30/32 и Block 40/42 отличаются конфигурацией отсека двигателя, ранее единого для всех вариантов. На Block 30 установлен двигатель General Electric F110-GE-100 тя гой 128,93 кН, на Block 32 - F100-PW-220 тягой 106,05 кН. Новые двигатели потребовали и увеличения сечения воздухозаборника. Внедрение двигателя F100-PW-220 сделало силовую установку F-16 более совершенной, хотя двигатель PW-220 менее мощный, чем GE-100, но зато он легче и надежней. Самолеты серии Block 30/32 приобрели возможность применять УР AGM-45 Shrike и AGM-88A HARM, а также AIM-120. Всего построено 446 машин F-16C и 55 F-16D Block 30/32. Четыре таких самолета под обозначением F-16N и TF-16N закупили ВМС США для использования в учебно-тренировочных целях для имитации условного противника. Производство самолетов серии Block 40/42 Night Falcon началось в декабре 1988 года. Самолеты оснащены прицельно-навигационными контейнерами LANTIRN, приемниками GPS, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления, системой автоматического следования рельефу местности. Увеличена взлетная масса самолетов, в состав вооружения включены УР AGM-88B HARM II.
  В декабре 1991 года компания "General Dynamics" начала отправку заказчикам самолетов F-16C/D Block 50/52. На них установлена РЛС APG-68(V)5 с большим количеством режимов работы, обеспечена совместимость ИЛС с ОНВ. Обновлен состав БРЭО, установлены устройства отстрела ложных целей ALE-47, приемник предупреждения об облучении ALR-56M, радиостанция Have Quick IIA, помехозащитная УКВ радиостанция Have Sync. Система управления вооружением полностью совместима с ракетами HARM. На F-16 установлены двигатели с улучшенными характеристиками (IPE, Improved Performance Engine) - F110-GE-129 тягой 131,48 кН или F100-PW-229 тягой 129,44 кН. Примерно 100 машин F-16C/D ВВС США доработаны до уровня Block 50/52 с возможностью подвески контейнера целеуказания ASQ-213 HARM на правом пилоне под воздухозаборником, что позволяет использовать их для борьбы с РЛС ЗРК (в этом случае самолет часто обозначается как "Wild Weasel").
  Самым последним вариантом самолета является Block 60/62, разработанный под требования ВВС ОАЭ. На самолетах установлены РЛС с более узким основным лепестком диаграммы направленности, встроенная система FUR, интегрированная в бортовой комплекс система РЭБ, обновлено приборное оборудование, установлены надфюзеляжные конформные топливные баки. Помимо ВВС США, F-16C/D были поставлены Бахрейну, Чили, Египту, Греции, Израилю (с дополнительным БРЭО в гаргроте), Марокко, Оману, Пакистану, Польше, Сингапуру, Южной Корее, Турции и ОАЭ. Интерес к закупке F-16 проявляют Индонезия, Ирак, Сингапур и Тайвань.
  Вариант F-16IN Super Viper, созданный на основе F-16E/F, предлагался на конкурс самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) для ВВС и ВМС Индии, но выбыл из числа участников тендера весной 2011 года.
USA
Истребитель F-16D
Naval Strike Air Warfare Center F-16B BuNo 920458/’04', specially painted to mark the Centennial of Naval Aviation, taxies below the Fallon control tower.
F-16D Block 40 Fighting Falcon 90-0796/AV' of the 510th Fighter Squadron 'Buzzards' taxi past Polish Air Force F-16C Block 52+ 4042 at task in Poland on July 16, 2013.
86-е крыло тактических истребителей, размещенное на базе Рамштейн (ФРГ), стало первой частью ВВС США за границей, получившей 21 декабря 1985 года F-16C и D. Эти самолеты должны были действовать как дневные истребители и ударные самолеты. Вскоре это крыло перевели в Авиано (Италия) для поддержки 4-й Воздушной армии НАТО.
Наряду с одноместными F-16A в испытаниях принимали участие несколько двухместных машин. Отличительной особенностью ранних Fighting Falcon были обтекатели радаров черного цвета. Одной из задач, возлагавшихся на двухместные F-16B, было подавление и помощь в преодолении ПВО (на Западе такие операции носят название "Wild Weasel").
Пуск УР AIM-9M с левого торцевого крыльевого пилона истребителя F-16 выполнен во время сертификационных испытаний ракеты. "Nine Mike" - один из немногих вариантов УР Sidewinder, никогда не поставлявшихся на экспорт.
F-16 testbed aircraft fitted with a LANTIRN navigation pod during early testing of the system.
Система Lockheed Martin LANTIRN обеспечила возможность нанесения высокоточных ударов истребителем-бомбардировщиком F-16C/D (на фото F-16D) в темное время суток. Система состоит из двух контейнеров (навигационного и прицельного), подвешиваемых под фюзеляж самолета. Оснащенный системой LANTIRN самолет F-16C/D по своим ударным возможностям сопоставим со специализированным ударным самолетом F-15E.
Низкий уровень потерь авиации коалиции во время войны в Персидском заливе был достигнут благодаря широкому использованию самолетов SEAD. Важность этих задач настолько велика, что при планировании воздушных операций подавлению ПВО отдается наивысший приоритет.
Designed as a possible third-country fighter, this modified F-16 (known as the F-16/79) carried the J-79 powerplant.
In a similar experiment to the F-16/79, an F-16 was also modified to carry the F101 powerplant. Again, the concept would not be adopted for the F16/101. The brightly-colored aircraft prototype is the middle aircraft in this formation.
F-16/79 и F-16/101. Самолет F-16/79 (на первом плане) был двухместным F-16 с турбореактивным двигателем GE J79-GE-119, для которого требовалось увеличение длины сопла. Из-за проводимой президентом Картером с 1977 года политики, согласно которой американские союзники должны были получать истребители менее совершенные, чем те, что состояли на вооружении в самих США, компании "General Dynamics" пришлось разрабатывать самолет, предназначенный только для экспорта. F-16/79 демонстрировался в ряде стран, но не получил ни одного заказа. Начиная с 1980 года, после избрания президентом США Рональда Рейгана зарубежные покупатели смогли приобретать те же самолеты F-16A/В, что и ВВС США. Самолет F-16/101 (в середине) после минимальных переделок сопла и воздухозаборника был оснащен двигателем с форсажной камерой GE YJ101, который испытывался в качестве переходной модели для перспективного двигателя DFE. Но DFE не был запущен в серийное производство. После доработок на его базе появился двигатель F-110. которым оснащались истребители F-16 модификаций Block 30,40 и 50. Самолет на заднем плане - стандартный F-16.
Великолепная маневренность F-16 сделала его идеальным самолетом для имитации истребителей вероятных противников. Такие самолеты состоят на вооружении 18-й эскадрильи "Agressor" ВВС США, дислоцированной в Йельсон на Аляске. На фотографии: F-16C Block 40 и двухместный F-16D из "Blue Foxes" подходят к танкеру KC-135 на учениях "Red Flag-Alaska", октябрь 2008 года.
Большая часть из 1763 заказанных ВВС США истребителей должна заменить F-16 (справа), летящий на этом снимке вместе с X-35A. Остальные JSF должны заменить штурмовики A-10, хотя многие полагают, что F-35 не подходит для непосредственной поддержки войск.
Взлетает "террорист" из Алабамы
F-16A и В на участке окончательной сборки на заводе "Generat Dynamics" в Форт-Уорте. Уникальной особенностью этого предприятия была сборочная линия протяженностью в одну милю.
South Korea
A Block 50 RoKAF F-16D from the 38th Fighter Group taxies at Kunsan Air Base.
Norway
Норвегия закупила 60 F-16A и 12 F-16B Block 1/5/10/15, выпущенные на заводе "Fokker", в январе 1980 года - июне 1984 года. Самолеты оборудованы тормозными парашютами. 56 самолетов модернизированы с целью продления ресурса, на всех машинах установлены встроенные активные постановщики помех Northrop Grumman AN/ALQ-162, модернизированные до уровня Shadowbox II. Предполагается, что F-16 останутся на вооружении 132-го (авиабаза Будё) и 138-го (Эрланн) авиакрыльев до поступления самолетов F-35.
"Тайгер Мит-2007"
Netherlands
Истребители F-16 на базе компании "АэроГруп"
Denmark
18 января 1980г.: Дания получила свой первый из 12 заказанных истребителей Fighting Falcon, F-16B ET-204, построенный SABCA на заводе в Госли. Днем позже самолет был передан эскадрилье Esk 727.
An F-16B and (second aircraft) F-16A of the Royal Danish Air Force in company with 363rd TFW RF-4C Phantoms on the Nellis flight line in Red Flag 84-4.
В одном строю - модернизированные по программе MLU самолеты ВВС Норвегии, Дании, Голландии и Бельгии. Обратите внимание - самолеты несут пять разных контейнеров с аппаратурой целеуказания, такие возможности обеспечивает только модернизация MLU.
Singapore
Истребители F-16 Block 52 составляют основу ВВС Сингапура. Изображенный здесь самолет несет УР класса "воздух-воздух" AIM-9P Sidewinder.
Republic of Singapore Air Force Lockheed Martin F-16D Block 52 Fighting Falcons of 140 Squadron arriving at Kuantan AB in Malaysia on November 7, 2013 for the start of Bersama Lima 2013.
Thailand
Таиланд. Королевские ВВС Таиланда получили 54 F-16A/B Block 15OCU и Block 15ADF в рамках четырех этапов программы "Peace Naresuan". Первые 12 самолетов Block 15OCU переданы в 1998 году ("Peace Naresuan I"), в 1990-1991 годах - следующие шесть машин ("Peace Naresuan II"), в 1995-1996 годах - еще 18 самолетов ("Peace Naresuan III"), а в августе - октябре 2002 года и июле 2003 года - поставлены 16 Block 15ADF и два Block 10OCU, предназначенные на запчасти ("Peace Naresuan IV"). В 2005 году Таиланд получил семь Block 15OCU из Сингапура, взамен на разрешение использовать авиабазы и полигоны Таиланда для подготовки сингапурских военных. Все F-16 находятся в составе 1-го авиакрыла на авиабазе Корат (102-я эскадрилья - самолеты Block 15ADF, 103-я эскадрилья - самолеты Block 15OCU) и 4-го авиакрыла на авиабазе Такпи (413-я эскадрилья - самолеты Block 15OCU).
Taiwan
Тайвань. 150 самолетов F-16A/В Block 20 - это основа воздушной мощи ВВС Тайваня. В ноябре 1992 года подписано соглашение по программе "Peace Fenghuang" по поставке Тайваню F-16A/B Block 20 фактически представлявших собой модель Block 15OCU, доведенную до стандарта MLU. Новые машины шли на замену F-104 и F-5E, одновременно приобретались и 60 истребителей Mirage 2000-5. Поставки завершены в 1997 году, но 18 самолетов остались на авиабазе Льюк ВВС США, где обеспечивали подготовку тайваньских летчиков, причем к 2009 году их число сократилось до 14. В июле 2006 года Тайвань решил приобрести еще 66 самолетов F-16A/B, но США предложили взамен F-16C/D. Тайваньские F-16A/B Block 20 оснащены БРЛС Westinghouse AN/APG-66(V)3 и станцией ALR-56M предупреждения о радиолокационном облучении, могут нести подвесные контейнеры с аппаратурой Sharpshooter и Pathfinder. Самолеты находятся в составе 4-го (21-я, 22-я и 23-я тактические истребительные группы; авиабаза Цзяи) и 5-го тактических истребительных авиакрыльев (12-я тактическая разведывательная эскадрилья - ее самолеты оснащены контейнерами с разведаппаратурой AN/VDS-5,17-я, 26-я и 27-я группы; авиабаза Хуалянь).
Belgium
The last F-16B Fighting Falcon delivered to Belgium - since upgraded as an F-16BM - has received a special scheme to mark the 25th anniversary of the Operational Conversion Unit (OCU). The markings was designed by Johan Wolfs and applied in early November, 2012.
Большинство состоящих на вооружении ВВС Бельгии самолетов F-16A и F-16B (на фотографии) доработано в вариант MLU.
Европейские истребители Viper. 26 января 1979г.: мощь ПВО Европы значительно возросла: двухместные истребители F-16B, первые из машин семейства F-16 Fighting Falcon европейской сборки, поступили на вооружение ВВС Бельгии. Эти самолеты также закупили Дания, Нидерланды и Норвегия по контракту. Истребители F-16 обеспечили основу обороны стран НАТО, впервые европейские страны получили самолеты, способные справиться с любой воздушной угрозой.
Italy
Италия. ВВС Италии в рамках программы "Peace Caesar" взяли в лизинг 34 самолета F-16A/B Block 5/10/15ADF. Данные F-16 ранее принадлежали ВВС США, затем находились на хранении. Перед поставкой в Италию в 2003-2004 годах они прошли ремонт и модернизацию. F-16 заменили Tornado F.Mk3, которые ВВС Италии арендовали у британских ВВС. F-16 поступили во 2-е (авиабаза Червия) и 37-е (Трапани-Бирги) авиакрылья.
Jordan
Иордания. В ходе программы "Peace Falcon I" Королевские ВВС Иордании в 1997 году получили в лизинг свои первые 18 F-16A/B Block 15ADF, причем бесплатно, так как самолеты прошли ремонт и уже налетали свыше 3000 ч каждый (75% назначенного ресурса F-16). В 2003 году, в рамках программы "Peace Falcon II", были получены еще 17 машин. В 2006-2007 годах иорданские ВВС приобрели еще 8 и 14 F-16A/B Block 15MLU, ранее принадлежавших ВВС Голландии и Бельгии, соответственно. В 2008 году из Бельгии и Нидерландов были поставлены дополнительные самолеты, а в 2009 году бельгийцы подтвердили факт продажи еще 16 самолетов. Иорданские Viper состоят на вооружении 2-й и 6-й эскадрилий на базе Аль-Азрак.
Egypt
Египет. F-16 является основным истребителем египетских ВВС. Первые из 42 F-16A/В Block 15 были поставлены в марте 1982 года в рамках программы "Peace Vector I" (начиная с 1997 года, эти самолеты были доработаны до стандарта Block 42). В ходе программы "Peace Vector II" 40 F-16C/D Block 32 были поставлены в 1986-1988 годах, а в октябре 1991 года, в рамках программы "Peace Vector III" стартовали поставки 35 F-16C Block 40 и 12 F-16D Block 40. В ходе программы "Peace Vector IV" турецкая фирма "TUSAS Aerospace Industries" (TAI) получила контракт на 46 лицензионных Block 40, поставка которых проводилась в 1994-1995 годах через США. Программы "Peace Vector V и VI" предусматривали поставки 21 F-16C Block 40 в 1999-2000 годах и 24 F-16C/D Block 40 в 2001-2002 годах. Египетские Block 40 могут нести контейнеры LANTIRN и ракеты AGM-88 HARM. Свыше 200 египетских Viper состоят на вооружении пяти тактических истребительных крыльев (TFW): 232-е TFW на базе Иншас имеет две эскадрильи (72-я и 73-я) Block 15; 242-е TFW в Бени-Суэфе (68-я и 70-я эскадрильи) на Block 32; 262-е TFW в Абу-Савайр (60-я) на Block 40; три эскадрильи (75-я, 77-я и 79-я) на Block 40 входят в состав 272-го TFW на базе Джиянклис и, наконец, 282-е TFW, базирующееся в Фаяде, включает 86-ю и 88-ю эскадрильи на Block 40.
The first humpback F-16D for the Egyptian Air Force (Al-Quwat al-Gawwiya al-Misriya), 9821 (c/n JK-01) on its maiden flight from NAS Fort Worth JRB on May 16, 2012.
Turkey
Турецкие самолеты F-16 довольно часто принимают участие в международных учениях "Тайгермит"
F-16D
Block 50+ F-16D 07-1019 assigned to 142 Filo 'Gazelle' was one of 27 Turkish Air Force Fighting Falcons participating in Anatolian Eagle.
These two Block 50 F-16Cs, 93-0672 and 93-0673, are assigned to the Turkish Air Force aggressor squadron, 131 Filo, part of the 3ncu AJEU at Konya. In the background is Block 40 F-16D 92-0022 from 162 Filo and Block 50+ F-16Cs 07-1014 and 07-1019 from 161 Filo - all are based at Bandirma Air Base with the 6nci AJU.
Konya Air Base has a large ‘S-shaped’ flight line shown here full of Turkish Air Force F-16s during Exercise Anatolian
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. F-16D
Lockheed Martin F-16B Fighting Falcon 92619 was one of the last four Pakistan Air Force aircraft updated by TAI. It was used as the backdrop to the handover ceremony at Ankara on September 2, 2014.
F-16D Block 50+ 07-1029 was one of the last pair of 16 two-seat Fighting Falcons delivered to Turkey under the Peace Onyx IV programme.
The Turkish Air Force’s 142 Filo from Konya AB deployed two of its Fighting Falcons as part of the Red Air during the first half of the course. Here, F-16D 07-1016 taxies towards Albacete’s active runway equipped with a flight profile recorder pod, the in-flight component of the autonomous air combat manoeuvring instrumentation system.
Greece
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
A Hellenic Air Force 335 Squadron F-16D Block 52+ taxies from its shelter at Araxos Air Base in Greece with a DB-110 attached.
Close-up of the DB-110 underneath an HAF F-16 Block 52+.
Close-up of the DB-110 underneath an HAF F-16 Block 52+
Греция. ВВС Греции получили 180 самолетов F-16, включая F-16C/D Block 30, 50 и 52. В январе 1987 года по программе "Peace Xenia I" Греция заказала 40 F-16C/D Block 30, поставки начаты в ноябре 1988 года. По следующей программе, "Peace Xenia II", в апреле 1993 года заказаны 40 самолетов Block 50 с двигателями GE, первые четыре машины прибыли в Грецию 28 июля 1997 года. По программе "Peace Xenia IV" в июне 2000 года закуплены 50 F-16 Block 52, еще 10 машин заказаны в сентябре 2001 года; все самолеты поставлены до 2004 года в варианте Block 52+ с конформными топливными баками (на снимке). F-16 состоят на вооружении 110-го (авиабаза Лариса), 111-го (Неа-Аньялос), 115-го (Суда) и 117-го (Андравида) авиакрыльев.
Греция стала первым иностранным покупателем Block 52+, приспособленных для применения управляемых бомб JDAM и оснащенных другим новейшим оборудованием. До появления аналогичных машин в Польше она обладала самой совершенной модификацией F-16 в Европе.
Israel
With diminishing demand to upgrade 1950s, 1960s and 1970s generation fighters, IAI formally launched the F-16 ACE (Air Combat Enhancement) project on December 2, 1998, in collaboration with most of the advanced Israeli aerospace industries. Demonstrator 4X-ACE was first flown on June 5, 2001.
Lockheed Martin rolled out the first F-16I on November 14, 2003 as '253', fitted with conformal fuel tanks, three under-wing fuel tanks, two navigation and targeting pods, four defensive missiles and two offensive weapons, in this case JDAM bombs.
The final F-16I, Sufa 898, at Hatzerim shortly after arrival in Israel on February 1, 2009 and prior to having 107 Squadron markings applied.
Этот самолет с увеличенным гаргротом - F-16D "Big Spine" версии Block 30 ВВС Израиля. В гаргроте видны три проема для отстрела элементов комплекса активной защиты (CMD). В этом отсеке можно нести дипольные отражатели и ИК-ловушки.
F-16I "Суфа" идет на взлет, 28 декабря 2008г.
Sufa 107 from 107 Squadron at a parade at Hatzerim on July 5, 2006.
Negev Squadron Sufa 253 in strike configuration with GBU-15 electro-optical guided bombs.
Израиль применяет свои F-16I Sufa в основном для нанесения дальних точечных ударов. Самолет четко выполняет данную задачу, так как несет пару 907-кг бомб GBU-24 с лазерным наведением и три ПТБ. Контейнер с аппаратурой целеуказания Litening подвешивается на пилоне слева от воздухозаборника, а навигационный контейнер AAQ-13 LANTIRN - по правому борту. Израильские F-16 несут УР AIM-120 (как на снимке) или AIM-9M на законцовках крыла, выпускаемые в Израиле УР слишком тяжелы для этих узлов подвески. Python 4 подвешиваются на внешних подкрыльевых пилонах.
F-16I Sufa составляет костяк штурмовой авиации Израиля. В надфюзеляжной части самолета установлена авионика, главным образом израильского производства. Оборудование включает инерциальную навигационную систему Rafael, совместимую с контейнером целеуказания Litening, и израильское управляемое вооружение SPICE. Помимо подвесных баков объемом 2271 л и 1136 л самолет может нести ракеты AIM-120B AMRAAM, Python IVIR и 907-кг бомбы GBU-10C с лазерным наведением.
Израильские F-15 и F-16 вооружены УР класса "воздух-воздух" нового поколения (на внешних крыльевых пилонах). F-16I также способен нести УР "воздух-воздух" AIM-120, КАБ с лазерным наведением, подвесные топливные баки и контейнер целеуказания Litening.
Negev Squadron Sufa 407 - in attack configuration with laser-guided bombs - taxis from a hardened aircraft shelter.
Для демонстрационных целей на этом израильском F-16 подвешена пара ракет Rafael Python 4 класса "воздух-воздух" (ААМ). Устройство DASH устанавливается для применения с высокоманевренными ракетами, например Python 3 и 4, способными поражать цели с большими углами отклонения от оси ЛА, чем прежние ААМ. Они также могут поражать цели, идущие сбоку от пускающего ракету ЛА.
The sizes of the external fuel tanks and conformal tanks are clear on this 107 Squadron Sufa being prepared to depart Hatzerim with two JDAM bombs in March 2009.
The IAF Flight Test Center at Tel Nof flies Sufa 401, which is instrumented for trials of new equipment.
Интересный вариант вооружения F-16D - УР Python 4 на внешних подкрыльевых пилонах и УР AIM-9M на торцевых. Ракета Python длиннее AIM-9M, отчасти из-за более мощного двигателя.
Имея средства на закупку лишь ограниченного количества истребителей F-15I, израильские ВВС решили дополнить их 102-мя истребителями F-16I Sufa. Эти усовершенствованные машины, созданные на базе F-16 Block 52+, оснащены авионикой местного производства и совместимы с израильским вооружением класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Многоцелевой самолет F-16I Sufa, оснащенный конформными топливными баками, является одним из наиболее боеспособных вариантов F-16 в мире. На самолете установлено совершенное БРЭО.
Достоинства, унаследованные от самолетов Block 52+, в комбинации с местными доработками - включая системы РЭБ, конформными баками и контейнером системы Litening - делают Sufa одним из самых совершенных вариантов F-16. Представленные на снимке самолеты принимали участие в учениях "Red Flag" в июле 2009 года.
The first F-16I (253, construction number YD-4) took its maiden flight on December 23, 2003.
Sufa 253 from the Negev Squadron demonstrates flares release.
The F-16I's primary role is long-range strike, but it also carries two AIM-120 missiles and two Python missiles for air-to-air missions.
The first two F-16Is (nos 407 and 408) delivered to Israel arriving at Ramon after their ferry flight from the US in 2004.
A three-ship of 119 Squadron Sufas over the Negev Desert with each jet in a different weapons fit. Sufa 413 is in air-to-air configuration, 451 in strike configuration with laser-guided bombs and 494 in attack configuration with the Delilah missile.
The F-15Is of 69 Squadron and the Sufas of 107 Squadron are both based at Hatzerim.
Negev Squadron Sufa 482 on finals to landing at Nevatim during an air-to-air combat training deployment in November 2008 - with Bat Squadron Sufa 451 in the background on finals to a parallel runway.
A Negev Squadron tradition is to kick new members after their first solo flight.
The IAI Lahav plant in the summer of 2000 with IDF/AF F-16Ds undergoing D-Level maintenance, Turkish F-4Es being upgraded, Sri Lankan Kfirs being prepared for delivery and their MiG-21 upgrade demonstrator.
1) The UAV, in red circle, during tracking. 2) The Python missile, indicated by the green arrow, approaches the UAV (in red circle). 3) The UAV is hit. 4) The Sufa that shot the UAV down, highlighted by the blue rectangle, passes over the wreckage.
Poland
The Polish Air Force took part with five F-16Cs and this F-16D, seen turning in for finals on Leeuwarden's runway 23.
Польша. В 2003 году Польша заказала партию F-16 Block 52+ (программа "Peace Sky"), поставки выполнены с ноября 2006 по 2008 год. Предполагается, что три эскадрильи, получившие F-16 Block 52+, достигнут состояния полной боеготовности в 2012 году. Польские F-16 оснащены новейшим ТРДДФ Pratt & Whitney F100-229, а в состав их БРЭО входят РЯС APG-68(V)9 с режимом картографирования местности и аппаратура РЭБ ALQ-211 (V)4. Все польские F-16 способны нести авиационные средства поражения, такие как JDAM и JSOW, а также УР "воздух-воздух" AIM-120C-5 и AIM-9X.
Oman
В 2001 году Оман заплатил 1,1 млрд долларов за 12 F-16C/D Block 50 и вооружение для них. Самолеты модификации D имеют увеличенный по ширине гаргрот, а в состав закупленного вооружения входят ракеты "воздух-воздух" AIM-120C, кассетные боеприпасы CBU-97/105 и противокорабельные ракеты Harpoon.
Iraq
The Iraqi Air Force's first four F-16s arrived at Balad Air Base in July 2015 after a ferry flight from Tucson International Airport via Lajes in the Azores. The aircraft were Block 52 F-16Cs 1607 (c/n RA-01) and (1610 (c/n RA-04), plus F-16Ds 1601 (c/n RB-01) and 1604 (c/n RB-04).
Lockheed Martin F-16D Block 52 Fighting Falcon 1601 completed its first flight from Fort Worth, Texas, on May 2, 2014. The jet is the first of 24 single- and 12 two-seaters for Iraq which are also known as F-16IQs. Lockheed Martin was awarded a US Foreign Military Sales contract for the aircraft in December 2011. Initial deliveries are due in September and all the aircraft will be handed over by the end of May 2018.
The first Iraq Air Force F-16IQ to fly from the Lockheed Martin plant at Naval Air Station Joint Reserve Base Fort Worth Texas was two-seat 1601 (c/n RB-01). The aircraft made its maiden flight on May 2, 2014.
United Arab Emirates
Самолет с опознавательными знаками ОАЭ и гражданским регистрационным номером США (N161LM) во время испытаний в США. Многоцелевой истребитель Lockheed Martin F-16F Block 60 Viper демонстрирует ИК-систему переднего обзора и целеуказания AN/ASQ-28, установленную перед фонарем кабины.
3 мая 2005г.: на авиабазу Аль-Дхафра ВВС Объединенных Арабских Эмиратов прибыли первые 10 самолетов F-16E/F Desert Falcon - самого совершенного варианта семейства Fighting Falcon компании "Lockheed Martin". В 2005 году совершили первые полеты также F-16C Block 50 (первый из партии машин для ВВС Чили) и F-16D Block 50 (первый самолет из партии для Королевских ВВС Омана).
Многоцелевой истребитель F-16IN "Супер Вайпер"
Experimental
NF-16D VISTA (опытный самолет для летной оценки изменяемой устойчивости) представляет собой переделанный Block 30D F-16D. эксплуатировавшийся с 1992 по 1993 год в качестве летающего тренажера. Он имел бортовой компьютер управления полетом, воспроизводивший особенности управления самолетов других типов. Возможно, это единственный F-16, оснащенный центральной, не боковой ручкой управления, стоящей на других самолетах Fighting Falcon. Пилот сидит в задней кабине, инженер-исследователь - в передней. Самолет использовался для исследований в ВВС и ВМС США. а также в НАСА. В 1993 году он стал модификацией F-16/MATV, но в 1995-м. после замены двигателя и авионики - "вернулся" в статус VISTA. В апреле - мае 1998 года он использовался как летающая лаборатория для испытания программного обеспечения компьютерных систем управления полетом для X-35 JSF компании "Lockheed". В 2009 году VISTA все еще остается в эксплуатации и базируется на авиабазе Эдвардс, где расположена школа летчиков-испытателей ВВС США.
One ofthe most complicated modifications ever made to a simulator aircraft was the VISTA modification made to this F-16.
Prior to its completion as in-flight simulator, the same aircraft was modified with additional maneuver capabilities in this striking MATV configuration.
With smoke pouring from its smoke generators, the VISTA/MATV aircraft demonstrates its high angle-of-attack capability. With the nozzle deflecting the thrust upward, the high angle of attack ability can be accomplished.
NF-16D MATV. Опытный самолет F-16D MATV (всеракурсное управление вектором тяги), изначально получивший обозначение VISTA/F-16. был оснащен соплом AVEN (всеракурсное осесимметричное сопло) для изучения летных характеристик при сочетании управления вектором тяги и больших углов атаки. Несмотря на то. что двухместный F-16 с верхним дополнительным отсеком для авионики уже был готов к использованию, VISTA/F-16 оказался более доступным и в результате был принят для испытаний. Его бортовые компьютеры управления устойчивостью были сняты для достижения массы, наиболее характерной для стандартного F-16. Первый полет состоялся 2 июля 1993 года. В имитациях воздушных боев F-16D MATV противостоял условным противникам - самолетам модификации Block 32 F-16C/D. С управлением вектором тяги он достигал стабилизированного угла атаки 86° и даже 115° при маневре "кобра".
 
Модернизация по программе CCIP самолетов ВВС США стимулировала доработку F-16 по всему миру. 2 октября 2007 года модернизированный F-16D Block 40 из состава 8-го истребительного авиакрыла прибыл на авиабазу Кунсан, Южная Корея, с авиабазы Эйлсон, штат Аляска.
The MATV engine is shown in a test stand demonstrating the extent to which the exhaust can be deflected.