Embraer, Aermacchi AMX
Страна: International
Год: 1984


Одноместный самолет непосредственной авиационной поддержки и разведывательный
Описание
Фотографии
AMX International

  В апреле 1978 года фирмы "Aeritalia" и "Aermacchi" объединили свои средства, чтобы выполнить тактико-технические требования ВВС Италии к многоцелевому самолету - истребителю-разведчику. Программа получила дополнительный импульс в 1980 году, когда к ней присоединилась Бразилия. Были разработаны единые требования к самолету, включившие использование короткой ВПП, высокую дозвуковую крейсерскую скорость и наличие навигационной и "боевой" авионики, что позволило заключить в июле 1981 года соглашение о совместной поставке 266 самолетов. В это количество входило 79 ударных (штурмовых) и учебных самолетов AMX для Бразилии (обозначены A-1 и A-1B соответственно) и 187 для Италии, плюс шесть прототипов с поточных линий "Aeritalia", " Aermacchi " и бразильской "Embraer". Было также заключено соглашение о лицензионном производстве турбовентиляторных двигателей Rolls-Royce Spey Mk807 в Италии.
  Первый AMX поднялся в воздух в испытательном центре фирмы "Aeritalia" в мае 1984 года, первые два прототипа бразильской сборки появились в октябре 1985 года. К сожалению, 1 июня 1984 года первый итальянский прототип разбился на взлете из-за проблем с двигателем, но все же разработки были завершены созданием еще четырех прототипов.
  Конструкция истребителя включала в себя систему управления по принципу "двух ручек" (с помощью РУД и ручки управления), инерциальную навигационную систему, индикатор отображения информации на фоне лобового стекла и дисплеи на панели приборов, цифровую базу данных, комплекс активных и пассивных средств РЭБ и оборудование для дозаправки в воздухе.
  К середине 1998 года заказ был увеличен до 332 самолетов, включая 66 двухместных AMX-T (известных в Бразилии под обозначением A-1B). При сохранении размеров и боевых возможностей одноместного AMX (в Бразилии A-1) в учебной модификации топливный бак за кабиной был заменен на второе катапультируемое кресло Martin-Baker Mk 10L, что привело к уменьшению дальности полета. Первый из трех прототипов AMX-T впервые поднялся в воздух в Италии 14 марта 1990 года, а первый полет бразильского двухместного прототипа из-за финансовых проблем был отложен до 14 августа 1991 года. Модификации AMX-T, оснащенные РЛС, ценились в Бразилии и Италии за свою всепогодность, высокую боеготовность и возможность использования в морской авиации. В Италии успешно прошли испытания применения с самолета противокорабельной ракеты Exocet. В роли разведывательного самолета AMX может нести наружные контейнеры с фото- или ИК-аппаратурой или оснащаться любыми блоками датчиков, крепящимися снаружи в передней части фюзеляжа.
  Пилоты итальянских ВВС приступили к учебным полетам на AMX в 1988 году, в боевую эскадрилью первый самолет был поставлен 7 ноября 1989 года. Бразильское подразделение A-1 получило этот самолет 17 октября 1989 года.
  К концу 2008 года в Италии насчитывалось 60 боеготовых AMX, а в Бразилии - 52. Большая часть итальянских самолетов (55) были оснащены новой авионикой и оборудованием для боеприпасов JDAM (Joint Direct Attack Munition). Итальянские машины хорошо показали себя в союзных силах НАТО и были направлены с ними в Афганистан. Самолеты останутся в эксплуатации до 2015 года, пройдя модернизацию в 2009 году.
  Бразилия осуществляет более активную программу модернизации, разработанную совместно фирмой "Embraer" и израильской "Elbit systems". 53 одноместных и два двухместных самолета оснащены контейнерами с прицельным оборудованием Litening, системой Reccelite и ракетами "воздух-воздух" A-Darter Denel. Модернизированные самолеты получили обозначения A-1M и A-1BM - одно- и двухместный соответственно.
  Венесуэла стала единственным иностранным покупателем, заказав в сентябре 1998 года 12 усовершенствованных самолетов AMX-T в качестве ударных и учебно-тренировочных. Но к апрелю 2007 года заказ все еще не был выполнен, а затем из-за американского эмбарго заказ пришлось аннулировать.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  AMX International AMX

  Тип: одноместный самолет непосредственной авиационной поддержки и разведывательный
  Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 807, производства Fiat/Piaggio/Alfa Romeo Avio/CELMA тягой 49,06 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 914 км/ч на высоте 10 975 м; максимальная скороподъемность 3124 м/мин от уровня моря; практический потолок 13 000 м; длина разбега при максимальной взлетной массе 982 м; перегоночная дальность полета 3336 км с двумя 1100-литровыми сбрасываемыми баками; радиус действия на малых высотах с боевой подвеской 907 кг - 556 км, при действиях по схеме "большая - малая - большая высота" с боевой нагрузкой 2722 кг-926 км
  Масса: пустого 6700 кг; максимальная взлетная 13000 кг
  Размеры: размах крыла 10,0 м по направляющим ракет на законцовках крыла; длина 13,58 м; высота 4,576 м; площадь крыла 21,0 м2
  Вооружение: одна встроенная 20-мм пушка M61A1 (или две встроенные 30-мм пушки DEFA 554) плюс боевая нагрузка до 3800 кг на внешней подвеске
AMX International AMX. Код «51-...» в носовой части и эмблема с котом и мышью на киле позволяют причислить данный самолет к первому подразделению, получившему самолеты AMX. 51-й авиаполк 103-й авиагруппы дислоцировался в Истране и до этого летал на самолетах Aeritalia G.91 R (тогда авиаполк дислоцировался в Тревизо). Самолет окрашен в серый цвет, что необычно для штурмовиков, и несет национальные опознавательные знаки позднего варианта - с «малозаметной» тонкой белой лентой.
Бразильские A-1 и TA-1 вначале несли двухтоновый серый камуфляж и двухбуквенный тактический код в стиле ВВС США. Код "SC" на этом TA-1 из состава 1-й эскадрильи 16-го авиакрыла означает принадлежность к авиабазе Санта-Круз. Знаменитая эскадрилья "Adelphi" стала первым подразделением бразильских ВВС, вооруженным самолетами AMX (самолеты получены в 1989 году) и решавшим ударные и разведывательные задачи.
Prototypes
The second prototype of the Aeritalia/Aermacchi/Embraer AMX light attack aircraft which made its international debut at the recent Paris Air Show.
15 мая 1984г.: с аэродрома фирмы "Aeritalia" в Турине поднялся в воздух первый прототип итало-бразильского легкого штурмовика АМХ.
Пилоты по достоинству оценили кабину AMX и ее оборудование. Летчик имеет хороший обзор из кабины, а органы управления скомпонованы по принципу HOTAS. Индикатор на лобовом стекле OMI/Selenia обеспечивает летчика всей полетной и навигационной информацией, позволяя также применять оружие, а слева на приборной доске находится многофункциональный индикатор компании «Alenia».
The first Brazilian prototype of the Aeritalia/Aermacchi/Embraer AMX light fighter.
В рамках программы испытаний AMX осуществлялось применение различных типов авиационных средств поражения. На фотографии - сброс 454-кг авиабомб Mk 83.
Прототипы AMX несли итальянские и бразильские опознавательные знаки. Самолет на переднем плане оснащен приборно-измерительной штангой, а итальянская машина на заднем плане имеет черный носовой обтекатель, под которым установлена БРЛС.
Бразильские ВВС требовали обеспечить самолету возможность дозаправки в полете - шестой прототип AMX проходил соответствующие испытания, принимая топливо от KC-130H (на снимке) и KC-137 на высоте 1219 - 9144 м.
Italy
В итальянских ВВС самолеты AMX решают преимущественно задачи огневой поддержки и нанесения бомбоштурмовых ударов, но также привлекаются к борьбе с судоходством противника, хотя ПКР не несут. В боевом составе ВВС Италии находятся 49 самолетов A-11B (в трех эскадрильях) и 12 двухместных TA-11A/B в учебном подразделении.
Участие в операции "Allied Force" в 1999 году стало звездным часом для AMX, показавшего себя надежным и эффективным самолетом - с большой продолжительностью полета и современным навигационным и иным оборудованием.
Two 'Black Cats' AMXs approach a US Air Force tanker in June 2012 during the second phase of their deployment, when the aircraft were cleared to be armed with Lizard laser-guided bombs.
AMX, который часто называли «карманный Tornado», является одним из немногих современных боевых самолетов, изначально создававшихся под задачи штурмовика. Данный самолет принадлежит 32-му авиаполку ВВС Италии.
Ghibli из состава 51-го полка итальянских ВВС отошел от американского самолета-заправщика KC-10A Extender, Афганистан, декабрь 2009 года. Из внешних подвесок на самолете видны только два подвесных топливных бака. Данные машины ценили за возможность передачи разведданных на наземные КП в реальном масштабе времени.
Итальянский истребитель AMX сближается с американским заправщиком над Адриатикой, июль 1995 года. AMX активно участвовали в операциях над бывшей Югославией. Они летали на разведку и бомбометание, используя контейнеры Orpheus с разведывательным оборудованием и управляемые бомбы Elbit Opher с инфракрасным наведением.
The AMX’s typical load for multi-role missions in Afghanistan: a RecceLite or Litening II pod on the centreline, two Lizard LGBs, and two 580 litre (127 imp gal) underwing fuel tanks.
An AMX taking off from Herat with no weapons, for a familiarisation flight.
Итальянские самолеты AMX принимали участие в американских учениях "Red Flag", ежегодно проводимых на авиабазе Неллис в штате Невада. На фотографии - AMX во время очередного вылета в рамках учения 2009 года.
Начиная с 2012 года, итальянские Ghibli обозначаются как A-11. Ранние одноместные машины стали A-11A, а модернизированные - A-11B.
Итальянский AMX из состава 51-го авиаполка выполняет посадку на авиабазе Неллис (учения «Red Flag», 2009 год). Крыло AMX имеет развитую механизацию - расположенные по всему размаху предкрылки и закрылки Фаулера.
The AMI supports the ISAF mission in Afghanistan with a small force of AMX fighters for close air support and reconnaissance missions.
An AMX of the ‘Black Cats’ Task Group with a Rafael RecceLite pod on the centreline.
An AMX on the ramp at Herat, awaiting the next mission. The Black Cats logged 10,526 flying hours in 3,583 sorties during their time in theatre.
В состав силовой установки AMX включили надежный двухконтурный турбореактивный двигатель Spey, позволяющий самолету развивать скорость до М=0,86. На фотографии - итальянский самолет, вооруженный УАБ Opher (израильская модификация авиабомб Mk 80 с установкой тепловизионной системы наведения).
Two AMXs on the Herat runway before a close air support mission on behalf of ISAF forces.
Eight AMXs lined up at Herat on July 22, 2010. Taken on the occasion of an aircraft change, with the four new aircraft on the ramp together with the four destined to fly back to Italy.
An AMX being loaded with Lizard LGBs.
A Lizard laser-guided bomb comprises a Rafael LGB kit fitted to a 500 lb (226 kg) Mk82 general purpose bomb.
The 51° Stormo Commander, Colonel Maurizio D’Andrea, taken post-flight at Istrana air base.
Brazil
На вооружении ВВС Бразилии состоят 120-кг и 250-кг бомбы Avibras AV-BAFG, разработанные, соответственно, на основе американских Mk 81 и Mk 82. На фотографии - AMX (A-1) с инертными бомбами AV-BAFG-250.
На фотографии - серийный самолет бразильской сборки, поднявшийся в воздух 12 августа 1989 года и через два месяца поставленный ВВС Бразилии в 1-ю эскадрилью 16-й истребительной авиагруппы в Санта Крузе (около Рио-де-Жанейро).
Этот первый серийный A-1 бразильского производства. AMX испытывал много проблем при проектировании, большинство которых было связано с нежеланием США поставлять современные системы авионики.
CRUZEX 2013 was the first in the series to feature the newly-modernised A-1M AMX, introduced into Brazilian Air Force service in September.
Brazilian Air Force AMX International A-1A 5511 carrying an AEQ SMKB-82 under its port wing during the test campaign for the weapon. The aircraft has a camera system mounted under the centreline station to record separation of the munition.
Бразильские A-1 отличаются от итальянских машин наличием спаренной 30-мм пушки DEFA. Приведенный A-1 несет новейший темно-зеленый/средне-серый камуфляж и запечатлен на авиабазе Натал во время учения в ноябре 2010 года.
AMX-T
An impressive line-up of Brazilian beasts.
После завершения подготовки первых летчиков бразильские ВВС в октябре 1989 года получили первые три самолета AMX, которые были направлены в аэрокосмический технический центр в Сан-Жосе-дус-Кампусе.
В ВВС Италии самолетами AMX были оснащены пять эскадрилий, включая одну тренировочную, летавшую на самолетах AMX-T (на фотографии).
 
Кроме высокорасположенного крыла, AMX имеет и высокорасположенные воздухозаборники, что снижает вероятность попадания в них посторонних объектов на взлете/посадке.
The Rolls-Royce Spey - developed initially for commercial use - has found military applications in the F-4 Phantom for the RAF, the Buccaneer, the Nimrod and now - in a recently developed version - in the Italo/Brazilian AMX strike aircraft illustrated here.
Flight testing of the AMX in Brazil began on 16 October 1985, when a 90-min flight was made in the fourth prototype by Embraer chief test pilot Luis Fernando Cabral at Sao Jose.
The second prototype AMX which effected its initial 70-min maiden flight at Turin-Caselle on 19 November 1984
Совместный полет над Адриатикой самолетов AMX ВВС Италии и хорватского PC-9M, февраль 2005г.
The first AMX battlefield support and light attack aircraft to be assembled at Sao Jose dos Campos by Embraer (No A04) left final assembly in August 1985 and its official presentation is scheduled to take place this month (October).
AMX - продукт итало-бразильского сотрудничества
The A-1M’s modernised cockpit features the avionics previously used in the F-5EM/FMs.
The engineering mock-up of AMX photographed earlier this year in the Corso Marche factory of Aeritalia. At this stage, the boundary layer splitter plates had still to be discarded and the fairing on the port lower side of the nose for the M61A-1 rotary cannon was the subject of some redesign.
Another view of the engineering mock-up of AMX showing clearly the enlarged vertical surfaces recently adopted and the obliquely-angled breakline on the rear fuselage indicating the detachable portion (complete with tailplane and a portion of the vertical surfaces) to facilitate engine maintenance and removal.
Seen in model form at Farnborough in its definitive configuration and illustrated by an artist's impression, the Aeritalia/Aermacchi AM-X tactical fighter has a span (excluding missiles) of 29 ft 1 3/4 in (8,88 m), a length of 44 ft 1 in (13,44 m) and a height of 13 ft 8 1/6 in (4,17 m).
A photographic montage of a model ofA MX equipped with Kormoran anti-shipping missiles on the inboard wing pylons. This version is expected to have full search and tracking radar, but is unlikely to be available much before the end of the decade, initial production aircraft having a simple range-only radar system.
A wind tunnel model of AMX under test in Turin during intake geometry studies. This model is not representative of the definitive wing or tail geometry.
These photographs of a recent model of AMX in the insignia of the Forca Aerea Brasileira show the latest configuration, with enlarged tail and cockpit canopy, and intake splitter plates deleted.
An impression of the AMX ground-attack aircraft, now the subject of joint Italian/Brazilian development and possibly the closest approach yet to an updated version of the A-4 Skyhawk concept.
AMX
Aeritalia-Aermacchi-Embraer AMX
Распределение работ по программе AMX. Работы по программе AMX распределялись следующим образом: компания «EMBRAER» выполняла 29,7% объема работ (крыло, воздухозаборники, пилоны и ПТБ); компания «Aeritalia» - 46,7% (центральная часть фюзеляжа, хвостовое оперение); компания «Aermacchi» - 23,6% (носовая и хвостовая части фюзеляжа).
This provisional general arrangement drawing depicts the Aeritalia-Aermacchi AMX light strike fighter in what is now considered its definitive configuration as revealed at the Paris Air Show. To be powered by a Spey 807 turbofan it will have a built-in armament of one 20-mm rotary cannon.
Seen in model form at Farnborough in its definitive configuration and illustrated by a new general arrangement drawing, the Aeritalia/Aermacchi AM-X tactical fighter has a span (excluding missiles) of 29 ft 1 3/4 in (8,88 m). a length of 44 ft 1 in (13,44 m) and a height of 13 ft 8 1/6 in (4,17 m).