Мастерская могутина реставрация храмов.
Мировая Авиация 174
-
Корпус аэродинамической формы 250-кг бомбы SAMP Type 25 изготовлен из стальной поковки. В носу характерной формы установлен стандартный взрыватель длиной 5 см. Бомбы подвешены на Jaguar ВВС Франции, снимок времен войны в Персидском заливе.
X-32A, пилотируемый коммандером Филиппом Ятесом, приближается к заправщику KC-10. В отличие от Lockheed Martin JSF CDA с фиксированной штангой, топливоприемник на X-32 выполнен убираемым.
Французские истребители отправляются на войну, с УР MICA. Так было ранее в Афганистане и в 2011 году, когда в операции против Ливии участвовали Mirage 2000 и Rafale. Ракетами MICA заменили УР двух типов: Magic II и Super 530.
Mirage 2000 ВВС Франции способны нести бомбы французской и американской конструкции. На фотографии - аналог Mk 82, французская BLEU2. Для данной бомбы разработано несколько типов хвостового оперения, возможно использование американских комплектов. Взрыватели установлены и в головной, и в хвостовой частях.
Mirage 2000 ВВС Катара вооружен УР Magic II и MICA-RF, фотография сделана в небе над Ливией в 2011 году.
В случае победы в конкурсе на серийные самолеты планировалось установить комплект БРЭО Raytheon на основе РЛС с возможностью РЭБ, известной как MIRFS (Multi-function Integrated Radio Frequency System) и проходившей летные испытания на летающей лаборатории Boeing 737.
За счет толстого дельтовидного крыла на X-32 удалось разместить очень большое количество топлива. Даже в проекте PWSC с новым крылом суммарный объем баков сократился несильно.
В ходе летных испытаний X-32A отсеки вооружения открывались дважды. Во втором случае в отсеках установили имитатор УР AIM-120 AMRAAM и массо-габаритный макет JDAM, в полете замерялся уровень шумности и вибраций при открытии створок.
Как и в случае с F/A-18 Hornet, габариты JSF фирмы "Boeing" продиктованы размерами самолетоподъемников на авианосцах ВМС США и Великобритании. JSF создавался как замена Hornet.
X-32A, пилотируемый коммандером Филиппом Ятесом, приближается к заправщику KC-10. В отличие от Lockheed Martin JSF CDA с фиксированной штангой, топливоприемник на X-32 выполнен убираемым.
Тестирование на совместимость с авианосцем являлась важнейшей частью летных испытаний X-32A. В частности проверялась возможность использования отклоняемого вектора тяги для управления по тангажу на посадке. На фото хорошо видны отклоненные закрылки X-32A.
1 июля 2001 года после первого укороченного взлета на авиабазе Патаксен-Ривер X-32B выполнил все пункты программы летных испытаний.
Укороченный взлет X-32B на авиабазе Патаксен-Ривер, основное сопло закрыто створками.
На переходном режиме створки поворотных сопел закрываются, а канал подвода газов к основному соплу открывается. Поворотные сопла смонтированы в центральной части фюзеляжа.
28 июля 2001 года программа летных испытаний X-32B завершилась. С марта самолет выполнил 78 полетов с налетом 43,2 часа.
27 мая 2001 года X-32B впервые совершил вертикальную посадку. На авиабазе Патаксен-Ривер были выполнены две такие посадки - в 49-м и 51-м полетах.
5 июля 2001 года лейтенант-коммандер (майор) Пол Стоун из британских ВМС стал первым англичанином, выполнившим вертикальную посадку на X-32B.
ТРДДФ P&W JSF119-614S для X-32B разработан на основе двигателя F119 истребителя F-22A. На фотографии - двигатель JSF119-614S на стенде, на котором изучалось негативное влияние отраженной от земли струи газов на работу двигателя в режимах вертикального взлета и посадки.
Ранние Neptune, включая P2V-2 и -3, не имели остекления в носовых частях фюзеляжей. Изображен P2V-2 эскадрильи VP-8 ВМС США, 1950-1956 годы.
Lockheed P2V-5 Neptune MR.Mk 1 (WX505) J-A из 217-й эскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании, примерно 1955 год. Эскадрилья располагалась на авиабазе Кинлосс. В октябре 1957 года, после пятилетней службы в Англии самолет вернули ВМС США. Часть бывших британских Neptune передали Аргентине и Бразилии.
SP-2H Neptune в 1979 году в ВМС Аргентины. Самолет окрашен в светло-серый и белый цвета, почти как в американском флоте конца 1950-х годов. Аргентина располагала SP-2E и SP-2H. Последние участвовали в фолклендской войне 1982 года, их камуфлировали для меньшей заметности. Самолеты действовали против порядков британской эскадры, нарушая ее снабжение. Выпущенную с Super Etendard противокорабельную ракету Exocet, которой был потоплен эсминец "Шеффилд", наводил на цель SP-2H.
P2V-5F ВМС США отслеживает перемещения подводной лодки. Хорошо видны вспомогательные ТРД J34 под крылом, дававшие прирост мощности на взлете.
Lockheed P-2E Neptune
Rafale C (на переднем плане) и Rafale B ВВС Франции с УР MICA. На законцовке крыла Rafale C подвешена MICA-IR, на подкрыльевом пилоне - MICA-RF. На законцовке крыла Rafale B находится MICA-RF, самолет также несет две крылатые ракеты SCALP EG.
Rafale - суперистребитель, его главным оружием воздушного боя является УР MICA, хотя самолет может нести УР Magic II и вооружен 30-мм пушкой. MICA способна захватывать цель и после пуска, что значительно расширяет диапазон возможного применения ракеты.
P-38J из 432-й истребительной эскадрильи, базировавшейся в конце 7 943 года на Новой Гвинее. На этом варианте "J" передвинуты радиаторы и добавлены баки в носках крыла.
P-38H на испытаниях в ВВС Армии США, 1944 год. P-38 вошел в число лучших истребителей Второй мировой войны. Всего построено более 10 000 самолетов всех модификаций.
Lightning был, прежде всего, истребителем, но заметную роль в войне сыграли и фоторазведчики на базе этой машины. На снимке - F-5B (на переднем плане) в одном строю с истребителями P-38J. Хорошо видны различия в обводах носовых частей гондол.
Lockheed P-38F/G Lightning
Крупнейшим оператором L-100 на протяжении трех десятилетий являлась "Southern Air Transport". К концу 1997 года компания владела 15 самолетами, но в 1998-м она разорилась.
Прототип L-100-30 в полете сопровождает Lockheed Jetstar. У L-100-30 удлиненный на 2,03 м фюзеляж. Этот вариант остается основной гражданской моделью "Hercules", но все может измениться, если начнет продаваться L-100J - гражданский эквивалент C-130J.
В суровых условиях севера работает L-100-30 компании "Alaska International Air", возит людей и грузы в самые дальние населенные пункты.
На рубеже 1970-1980-х годов "Pacific Western" из Ванкувера располагала семью различными L-100, которые применялись для тушения пожаров и доставки грузов в удаленные районы Канады.
Подобно любому Hercules, L-100-20 способен перевозить грузы - и крупногабаритные, и на стандартных коммерческих поддонах. Отменные взлетно-посадочные характеристики особо востребованы в странах третьего мира. На фотографии - самолет авиакомпании "Air Gabon".
L-100 разработан на базе C-130E, с которого сняли часть оборудования военного назначения, включая подкрыльевые топливные баки. Силовая установка - четыре ТВД Allison 501-D22 мощностью по 4050 л. с. Объем грузовой кабины - 127,4 м1.
Me262B-1a/U1 "Красный 12" (Werk/nr 111980) из 10./NGJ 11, более известного как Kommando Welter. Me 262B-1a/U1 создавался как ночной истребитель. Этот "Красный 12" несет необычный камуфляж - серые разводы на верхних поверхностях и черный низ. Самолет принадлежал 19-й эскадрилье 11-й ночной истребительной эскадры - единственному ночному истребительному подразделению, вооруженному Me 262. Впрочем, все победы эскадра одержала на одноместных машинах, не имевших радаров. "Красный 12" летал с аэродрома Бург под Магдебургом. После окончания войны самолет проходил оценочные испытания на базе ВВС Великобритании в Фарнборо. Его освоил летчик-испытатель капитан Эрик Браун.
Me 262 служит наглядным примером технического превосходства германской авиации над авиацией союзников. На основе Me 262 "Messerschmitt" разработала несколько перспективных проектов, в том числе с турбовинтовыми двигателями, а также двух- и трехместные самолеты со стреловидным крылом и ТРД HeS 011.
До настоящего времени сохранилось всего два двухместных Me 262. Лучшим из них является "Красный 8" (Werk/nr 110305), единственный уцелевший с войны ночной перехватчик. Самолет выставлен в Военном музее Йоханнесбурга с антенной РЛС и подвесными баками.
К счастью для экипажей бомбардировщиков союзников, в боевых действиях участвовало ничтожное количество двухместных Me 262. Перехватчики появились слишком поздно, чтобы как-то повлиять на результаты ночных операций.
Разработка ночного истребителя Me 262 сильно задержалась из-за проблемы ухудшения летных данных, вызванного установкой массивной антенны Hirschgeweih. Появление антенны привело к снижению максимальной скорости на 50 км/ч.
В ночные перехватчики Me 262B-1a/U1 переоборудовали порядка 15 учебно-тренировочных Me 262B-1. На фотографии - Werk/nr 110306, короткое время числившийся в составе Kommando Welter в системе ПВО Берлина. После окончания войны самолет попал в руки англичан, которые передали его технической разведке ВВС Армии США, конкретно - части полковника Гарольда Уотсона, которая занималась сбором информации о германской авиации.
Model 12 Electra Junior был несколько меньше Model 10 и предназначался для рынка местных перевозок. Но большая часть самолетов использовалась корпоративными владельцами, правительствами и ВВС других государств.
На фотографии Lockheed 12-A из компании "Santa Maria Airlines". На Electra Junior стояло двухкилевое оперение, впервые внедренное Кларенсом Джонсоном на Lockheed 10 Electra.
МиГ-23БН ВВС Болгарии, стоящий на фоне укрытия, с подвешенными обтекаемыми 500-кг ФАБ-500 М62; 62 - год принятия бомбы на вооружение, 1962-й. В Болгарии выпускались осколочно-фугасные авиабомбы (ОФАБ) собственной разработки. В последние годы холодной войны во многих полках штурмовой авиации Варшавского Договора более простые МиГ-23БН использовались в дополнение к Су-22М.
Летающая лаборатория БРЭО для JSF. К передней герметичной переборке Boeing 737-200 пристыкован носовой обтекатель длиной 1,22 м. Самолет использовался как летающая лаборатория для отработки БРЭО Boeing JSF.
F4B-4. Изображен самолет из истребительной эскадрильи VF-6B (эмблема - кот Феликс), один из 200 истребителей Boeing, эксплуатировавшихся американским флотом в 1929-1938 годах.
F4B-4. Изображен один из 92 самолетов (BuNo.9246), поставленных ВМС США, начиная с июля 1932 года. Самолет несет маркировку эскадрильи VF-6B, получившей такие истребители одной из первых. Эскадрилья была приписана к авианосцу "Саратога" (CV-3). F4B-4 эксплуатировались на американских авианосцах до 1937 года.
F4B-2 из эскадрильи VF-6B. Ее эмблема (с котом Феликсом) стала одной из самых известных в морской авиации США. Эскадрильи в числе первых получила истребители второго варианта. F4B-2, улучшенный F4B-1, был морским эквивалентом армейского P-12C. Построено 46 F4B-2, в 1932 году на всех установили хвостовое оперение, как у F4B-4.
F4B-3 отличался от F4B-2 полумонококом хвостовой части фюзеляжа. 21 такой самолет в 1931 году поставили в ВМС США, позже их передали морской пехоте.
Потенциальные заказчики Learjet 31 - бизнесмены и организации, впервые приобретающие реактивный самолет делового класса. В планере самолета малой дальности соединены фюзеляж модели 35/36 и крыло Learjet 55.
Learjet 31 закупались не только для деловых поездок, два самолета специальной модификации для обучения летчиков приобрела "Singapore Airlines". Со временем она заменила "31-е" на четыре Learjet 45.
К апрелю 1998 года имелось более 140 заказов на десятиместные Learjet 45, к 2011-му поставлено более 270 самолетов. "Скромная" цена в 11,5 млн долларов оказалась вполне приемлемой для представителей среднего бизнеса.
Прототип L-100-30 в полете сопровождает Lockheed Jetstar. У L-100-30 удлиненный на 2,03 м фюзеляж. Этот вариант остается основной гражданской моделью "Hercules", но все может измениться, если начнет продаваться L-100J - гражданский эквивалент C-130J.
После закупки у компании "Lockheed" шести Lockheed 9 Orion "Varney Air Service" сменила название на "Varney Speed Lanes Air Services". Самолеты в основном доставляли почту, позже авиакомпанию еще раз переименовали - в "Continental".
Этот NC12283 ранее использовался в "Air Express" для доставки грузов, но затем был по заказу TWA переделан в пассажирский. Самолет эксплуатировался авиакомпанией несколько лет, прежде чем его фюзеляж был использован для постройки варианта Orion-Explorer, на котором разбились Вили Пост и Билл Роджерс.
Как и в случае с F/A-18 Hornet, габариты JSF фирмы "Boeing" продиктованы размерами самолетоподъемников на авианосцах ВМС США и Великобритании. JSF создавался как замена Hornet.
На вооружении ВВС Бразилии состоят 120-кг и 250-кг бомбы Avibras AV-BAFG, разработанные, соответственно, на основе американских Mk 81 и Mk 82. На фотографии - AMX (A-1) с инертными бомбами AV-BAFG-250.
Необычный приплюснутый подфюзеляжный обтекатель скрывает навигационную РЛС Thomson-CSF DRAA 8A, установленную на IVP вместо РЛС ARCANA. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС DRAA 8A обеспечивает картографирование местности с высоким разрешением. На данном разведчике IVP подвешен контейнер CT 52.
Ракета ASMP с ядерной боевой частью подвешена на центральном подфюзеляжном пилоне Mirage IVP. Ракета существенно увеличила боевой потенциал самолета в сравнении с бомбой AN 22, которой изначально вооружался Mirage IVA. Силовая установка ракеты состоит из твердотопливного стартового ускорителя и работающего на керосине ПВРД, максимальная скорость М=3 достигается всего за 5 с. Ракета способна выполнять полет к цели с огибанием рельефа местности и оснащена инерциальной навигационной системой. Навигационная система самолета-носителя до пуска связана с навигационной системой ракеты интерфейсом, что позволяет перепрограммировать полетное задание буквально в последние секунды перед пуском. Первый практический пуск УР ASMP был выполнен 23 июня 1983 года на полигоне Ланди с Mirage IVA (№4).
Mirage IV были основой французских стратегических ядерных сил. Последним "наступательным" Mirage IV стал вариант "P" с ракетами ASMP. Эти Mirage IVP состояли в двух из девяти сформированных первоначально ударных эскадрильях. После утраты своей роли носителя ядерного оружия в июле 1996 года оставшиеся самолеты выполняли разведывательные задания, окончательно их сняли с вооружения в 2005 году.
Последние Mirage IVP из эскадрильи ERS (Escadron de Reconnaissance Strategique) 1/91 "Gascogne" были оборудованы новой навигационной системой, включавшей две ИНС и картографическую РЛС. Эти самолеты могли вести разведку как с больших, так и с малых высот. Самолеты выполняли разведывательные полеты над бывшей Югославией, Афганистаном и Ираком.
Самолеты EB 1/91 - носители УР ASMP объявили боеготовыми 1 мая 1986 года. Но официальная церемония состоялась в Мон-де-Марсан неделей позже, на боевое дежурство заступило звено на авиабазе Оранж. EB 2/91 достигла боеготовности 1 декабря, дежурство экипажи несли на своей главной базе Казо, но располагались и на авиабазе Истр. На вооружении эскадрилий состояло по семь самолетов с УР ASMP, еще три машины находились в распоряжении учебного центра стратегической авиации 1/328 "Aquitaine" в Бордо.
Mirage IVP с разведывательным контейнером CT 52 на подфюзеляжном пилоне. В контейнере - восемь фотоаппаратов и ИК-сканер. В разведывательных полетах над Сербией самолеты из ERS 1/91 несли фотоаппараты Omera 36, снабженные объективами с фокусным расстоянием 600 мм и широкоугольные АФА Wild RC-8F, предназначенные для картографической съемки. Оба фотоаппарата не цифровые, а традиционного пленочного типа.
Данный IVP окрашен по случаю 32-летия (1964-1996 годы) эскадрильи EB 2/91, перед ее расформированием. Численность Mirage IV достигла своего пика в 1968 году - шесть эскадрилий по 36 самолетов, каждый мог нести одну свободнопадающую атомную бомбу AN 22.
В честь 30-летия службы в стратегической авиации (Forces Aeriennes Strategiques, FAS) специальную окраску получил Mirage IVP №31. Три первых эскадрильи Mirage IV расформировали 1 июля 1976 года (самолеты заменили баллистическими ракетами S-3), еще четыре были расформированы в 1980-е годы, последняя - 1 июля 1988 года, после чего в составе ВВС осталось только две эскадрильи 91-й бомбардировочной эскадры. Задачу нанесения ядерных ударов с последних восьми Mirage IV сняли 31 июля 1996 года, затем EB 1/91 переформировали в ERS 1/91 - пять самолетов продолжали выполнять разведывательные задания.
В состав навигационного оборудования Mirage IVP входят две инерциальные платформы, на самолете установлена аппаратура пассивной самообороны, в том числе система предупреждения об облучении Thomson-CSF Serval, антенны которой размещены в концевых частях передней кромки киля и в хвостовой части самолета.
Для повышения эффективности боевого применения и снижения риска одновременного уничтожения противником самолеты Mirage IV рассредоточивали на авиабазах по всей Франции. Для взлета с коротких ВПП на самолетах устанавливались стартовые ракетные ускорители (RATO).
Mirage IVP. На рисунке представлен Mirage IVP из состава 91-й бомбардировочной эскадры ВВС Франции (Armee de l’Air), в которую входили эскадрильи EB 1/91 "Gascogne" (авиабаза Мон-де-Марсан) и EB 2/91 "Bretagne" (авиабаза Казо). В мае 1986 года началась модернизация самолетов в носители ракет ASMP, первыми доработку прошли машины эскадрильи "Gascogne". На вооружение этой эскадрильи Mirage IVA начали поступать в октябре 1964 года, а в "Bretagne" - в декабре 1965 года.
Mirage IVP
Loadstar можно назвать грациозным. На фотографии - XR50-1 в окраске Береговой охраны США и с серийным номером V188. Самолет использовался для штабной связи.
Lightning был, прежде всего, истребителем, но заметную роль в войне сыграли и фоторазведчики на базе этой машины. На снимке - F-5B (на переднем плане) в одном строю с истребителями P-38J. Хорошо видны различия в обводах носовых частей гондол.
Ранние Electra, поставленные компании "Northwest Airlines", отличались наклоненным верхней частью вперед лобовым остеклением кабины. Начиная с пятого самолета, монтировалось более привычное сейчас лобовое остекление.
От DC-2, близкого по количеству пассажиров, Super Electra выгодно отличался более современной конструкцией и лучшими летными данными, но Lockheed 14 не смог конкурировать с более вместительным DC-3.
Lockheed 14-F62 "Ekster" голландской компании KLM. Авиакомпания KLM закупила шесть Lockheed 14, а ее дальневосточный филиал KNILM - пять.
Самолет-демонстратор Hawk 200 с шестью бомбами Royal Ordnance Mk 20 под крылом. Бомбы снабжены планирующим хвостовым оперением. Для ВВС и ВМС Великобритании 454-кг бомбы выпускались минимум в 17 вариантах, из которых на вооружении остаются Mk 10, 13, 18, 20 и, самый массовый, Mk 22. Такие бомбы стали основой для британских Paveway II.
Lockheed Sirius Чарльза Линдберга имел следующие характеристики: размах крыла 13,04 м; максимальная масса 3220 кг, максимальная скорость в сухопутном варианте 298 км/ч; дальность полета с колесным шасси 1570 км.
LOCKHEED SIRIUS. Built for Colonel Charles Lindbergh in 1929, the two-seat Sirius established many famous records. Special accommodation was provided in the fuselage for extra fuel. Of plywood construction, the Sirius was powered by a 750-h.p. Wright Cyclone radial. Span was 42 ft. 9 in.; length 27 ft. 1 in.; all-up weight 7,099 lb., and top speed 185 m.p.h.
Характеристики типичного Lockheed 8 Altair были следующими: размах крыла 13,03 м, максимальная взлетная масса 2220 кг, максимальная скорость на высоте 2135 м - 333 км/ч.
Learjet 60 был задуман как замена семиместному Model 55C, но стал самым большим в семействе - новый более широкий фюзеляж вмещает до 12 пассажиров. Двигатели (повышенной топливной эффективности) оснащены устройствами реверса тяги.
Learjet 60 выполнил первый полет в октябре 1990 года, самолет пришел на смену среднему Model 55C. В середине 1991 года начались поставки Learjet 60 заказчикам из семи стран.
Оборудование Learjet выполнено по принципу "стеклянной кабины" на основе цифровой аппаратуры, существенно снижающей нагрузку на экипаж. Кабина Learjet 60 (на снимке) считалась для своего времени самой продвинутой.
Большой и очень быстрый YP-24 отличался совершенной конструкцией. Армия США заказала пять Y1P-24 и еще пять штурмовиков YA-9, но их так и не построили.
Rafale C (на переднем плане) и Rafale B ВВС Франции с УР MICA. На законцовке крыла Rafale C подвешена MICA-IR, на подкрыльевом пилоне - MICA-RF. На законцовке крыла Rafale B находится MICA-RF, самолет также несет две крылатые ракеты SCALP EG.
MICA-RF на торцевом крыльевом пилоне Rafale M. Лучшее место для подвески УР с ИК ГСН - законцовка крыла, сектор захвата тепловой ГСН отсюда - наибольший.