Boeing X-32 JSF
Варианты:
Boeing - X-32 JSF - 2000 - США
Страна: США
Год: 2000


14 декабря 1999г.: фирма "Boeing" официально представила самолеты-демонстраторы X-32A и X-32B, созданные в рамках программы Joint Strike Fighter. Самолет X-32A (фото) с обычным взлетом и посадкой был предназначен для замены F-16 и A-10,a самолет УКВП X-32B - для замены Harrier и Sea Harrier. Конкурентом "Boeing" в этом конкурсе была фирма "Lockheed Martin" со своим проектом X-35.
Опытный истребитель X-32, построенный концерном "Боинг-Дуглас", в первом испытательном полнте 18 сентября 2000г.
В случае победы в конкурсе на серийные самолеты планировалось установить комплект БРЭО Raytheon на основе РЛС с возможностью РЭБ, известной как MIRFS (Multi-function Integrated Radio Frequency System) и проходившей летные испытания на летающей лаборатории Boeing 737.
За счет толстого дельтовидного крыла на X-32 удалось разместить очень большое количество топлива. Даже в проекте PWSC с новым крылом суммарный объем баков сократился несильно.
Фирма "Boeing" предлагала свой вариант истребителя JSF. Ее X-32, с более угловатыми формами и массивным воздухозаборником в носовой части, имел большую радиолокационную заметность, чем X-35.
В ходе летных испытаний X-32A отсеки вооружения открывались дважды. Во втором случае в отсеках установили имитатор УР AIM-120 AMRAAM и массо-габаритный макет JDAM, в полете замерялся уровень шумности и вибраций при открытии створок.
Как и в случае с F/A-18 Hornet, габариты JSF фирмы "Boeing" продиктованы размерами самолетоподъемников на авианосцах ВМС США и Великобритании. JSF создавался как замена Hornet.
Летающий около 30 лет KC-10 встретит, а возможно даже и проводит на покой самолеты нового поколения. На снимке - дозаправка с помощью системы "шланг-конус" самолета X-32, разработанного "Boeing" по программе JSF, во время испытательного полета. Для испытаний по дозаправке его конкурента - самолета X-35 фирмы "Lockheed Martin" - использовался танкер NKC-135.
X-32A, пилотируемый коммандером Филиппом Ятесом, приближается к заправщику KC-10. В отличие от Lockheed Martin JSF CDA с фиксированной штангой, топливоприемник на X-32 выполнен убираемым.
18 сентября 2000 года X-32A выполнил свой первый полет
Тестирование на совместимость с авианосцем являлась важнейшей частью летных испытаний X-32A. В частности проверялась возможность использования отклоняемого вектора тяги для управления по тангажу на посадке. На фото хорошо видны отклоненные закрылки X-32A.
1 июля 2001 года после первого укороченного взлета на авиабазе Патаксен-Ривер X-32B выполнил все пункты программы летных испытаний.
31 марта 2001г.: состоялся полет СВВП Boeing X-32B. Программа летных испытаний X-32A с обычным взлетом и посадкой завершилась 3 февраля после 66 полетов.
Укороченный взлет X-32B на авиабазе Патаксен-Ривер, основное сопло закрыто створками.
На переходном режиме створки поворотных сопел закрываются, а канал подвода газов к основному соплу открывается. Поворотные сопла смонтированы в центральной части фюзеляжа.
28 июля 2001 года программа летных испытаний X-32B завершилась. С марта самолет выполнил 78 полетов с налетом 43,2 часа.
27 мая 2001 года X-32B впервые совершил вертикальную посадку. На авиабазе Патаксен-Ривер были выполнены две такие посадки - в 49-м и 51-м полетах.
5 июля 2001 года лейтенант-коммандер (майор) Пол Стоун из британских ВМС стал первым англичанином, выполнившим вертикальную посадку на X-32B.
ТРДДФ P&W JSF119-614S для X-32B разработан на основе двигателя F119 истребителя F-22A. На фотографии - двигатель JSF119-614S на стенде, на котором изучалось негативное влияние отраженной от земли струи газов на работу двигателя в режимах вертикального взлета и посадки.
Фирма "Боинг" представила в декабре 1999г. два опытных истребителя X-32A и X-32B, однако поиск облика JSF в этой компании продолжается
Выкатка из цеха опытного самолета фирмы Боинг X-32B
X-32B
X-32B на газовочной яме
Испытание X-32B на режиме вертикального взлета-посадки
X-32B
Макет JSF фирмы Боинг на испытательном стенде
Проект JSF фирмы Боинг
Истребитель JSF фирмы Боинг. Рисунок
Так конструкторы "Боинга" видят еще один вариант JSF
X-32 ("373") вариант со стабилизатором
Проект JSF фирмы Боинг